дополнительного образования детей
Детско-юношеский центр г. Петрозаводска
Утверждена на 2008-2009 учебный год
Методическим советом ДЮЦ
Заместитель директора по программно-проектной деятельности
______________________ Д.В. Рогаткин
1 сентября 2008 г.
Образовательная программа
объединения «Юниорский союз «Дорога»
для детей от 12 до 17 лет
Продолжительность программы: 2 года
1 год обучения – 6 учебных часов в неделю
2 год обучения – 9 учебных часов в неделю
Педагог дополнительного образования:
Волкова А.В.
Петрозаводск, 2008 г.
Уровень экспертизы
Настоящая программа является годичной программой дополнительного образования детей. Программа реализуется в рамках образовательной программы ДЮЦ социально-педагогической направленности.
Программа реализуется в Детско-юношеском центре с 2005/2006 учебного года. Настоящая редакция программы одобрена Методическим советом ДЮЦ и утверждена к реализации на 2008-2009 учебный год.
Программно – методическое обеспечение
В настоящее время всё более актуальным для человека становится владение новыми информационными технологиями. Уже трудно представить нашу жизнь без такого явления, как Интернет – а ведь еще 15 лет назад существование подобного информационного пространства казалось возможным только на страницах произведений писателей-фантастов.
Развитие цифровых технологий идёт быстрыми темпами. Молодое поколение, в силу своей мобильности, осваивает новые информационные технологии довольно оперативно. Можно утверждать, что владение новыми информационными технологиями является одним из условий конкурентоспособности человека в современной жизни.
Очевидно, что вслед за «демократизацией» сетевых технологий (рост доступности Интернета) и технологий связи (введение в широкий обиход мобильных телефонов) наступает время «демократизации» телевидения. Современный уровень развития цифровых технологий уже сейчас делает доступным для молодых людей создание собственными силами телевизионных передач, отвечающих стандартам качества местных и региональных телестудий. Техническая база, необходимая для организации собственного телевизионного производства, сегодня стала вполне доступной по ценам. В её основе – цифровые видеокамеры и компьютеры, которые постепенно перестают быть экзотикой и становятся предметами быта, подобно телевизору или холодильнику.
Предстоящий в недалёком будущем переход телевещания на систему цифрового распространения сигнала позволит значительно удешевить себестоимость телевидения. Прогнозируется значительное увеличение количества телеканалов (процесс появление «нишевых» каналов начался уже сегодня), развитие Интернет-телевидения и в перспективе – превращение телевидения в средство коммуникации, доступное для всех желающих.
Следовательно, уже сегодня необходимо обучать детей технологии телевидения – это предоставит им значительные конкурентные преимущества на рынке коммуникаций в будущем.
Сегодня детская телевизионная журналистика имеет хорошие возможности для развития в системе дополнительного образования. Местные телеканалы заинтересованы в том, чтобы показывать больше передач на местную тематику, в том числе о жизни молодёжи, но по ряду причин не готовы вкладывать в это деньги. При этом возможности организовать собственное телепроизводство в рамках учреждения дополнительного образования становятся вполне реальными, остаётся только получить доступ к телеэфиру. Следовательно, возникает возможность взаимовыгодного сотрудничества местных телестанций и детских телестудий.
Такой опыт уже накоплен в деятельности Юниорского союза «Дорога». В течение трех лет организация на собственной технической базе выпускала еженедельную телепередачу «Школа – территория закона», в течение последних двух лет – программу «После школы». Передачи выходят в эфир на местном телеканале «ТНТ-Онего».
Важная особенность телевизионного производства состоит в том, что оно является коллективным. Телевизионная передача может быть подготовлена к эфиру только общими усилиями большого творческого коллектива. Успех, зрительское внимание приходит только в том случае, если весь коллектив профессионально работает над воплощением единой творческой задачи. С другой стороны, телевидение сегодня занимает все большее коммуникационное поле, оказывает все большее воздействие на аудиторию. Телевидение – средство массовой коммуникации, оно затрагивает интересы многих людей. Как показывает практика – основным источником получения информации является именно телевидение. Большую часть свободного времени человек проводит перед экраном телевизора.
Эти особенности позволяют рассматривать современное детское телевидение не только как средство развития детских талантов или способ подготовки будущих тележурналистов. Детская тележурналистика может выступать как современное направление коллективной социально-значимой деятельности детского коллектива, направленной на продвижение ценностей демократии, гуманизма, прав человека. Именно поэтому детская тележурналистика становится всё более востребованной детскими и молодёжными организациями, которые нуждаются в собственных каналах диалога с обществом.
Детское телевидение рассматривается в рамках данной программы как сфера социальной практики детей и подростков, в рамках которой они приобретают культурный, нравственный, мировоззренческий и социальный опыт.
Цели программы:
1. Формирование творческой личности с активной гражданской позицией.
2. Обучение основам телевизионной журналистики.
Задачи программы:
1. Создание образовательной среды, направленной на становление личности ребенка как гражданина общества.
Синтетическая природа телевидения (взаимодействие слова, звука, изображения) конечно, усложняет процесс обучения основам телевизионных профессий. Ребенку необходимо овладеть устной и письменной речью, выразительными средствами видеоряда, сценарным мастерством, основам монтажа – только в этом случае он сможет полноценно участвовать во всех этапах производства телепрограммы. Именно поэтому программа предусматривает знакомство с азами различных телевизионных специальностей, позволяющих подростку оценить свои способности и в дальнейшем выбрать специализацию.
Образовательный результат программы выражается в овладении ребенком набора индивидуальных качеств, профессиональных знаний, умений и навыков:
- способность к активному сотрудничеству в любом виде деятельности;
- умение ясно выражать свои мысли и общаться с собеседниками и партнерами;
- навыки самостоятельной постановки и решения нестандартных творческих задач;
- умение ориентироваться в нестандартной ситуации;
- владение основами тележурналистики;
- владение основами операторского мастерства;
- владение основами нелинейного видеомонтажа.
Особенностью программы является её практико-ориентированный характер. Подростки проходят обучение в процессе работы над реальным телевизионным продуктом – регулярной телепередачей для местного телеэфира. Такая работа в составе детской редакции имеет четкие сроки, накладывает на весь коллектив и каждого человека большую ответственность за выполнение взятых на себя обязательств. Таким образом, формируется «детский производственный коллектив» альтруистического характера, создание которого лежит в основе коммунарской методики. Программа предоставляет большие возможности для использования воспитательных возможностей коммунарской педагогики, в том числе обучения детей самоорганизации, самоуправлению, социальному проектированию.
Программа носит комплексный характер и включает в себя различные элементы:
В силу специфики программы, предусматривается создание учебных групп с нагрузкой в объёме 9 учебных часов в неделю (2-й год обучения). Преимущественно, программа рассчитана на детей старшего школьного возраста, которые могут справиться с этим объёмом учебной нагрузки. Также предусмотрена организация обучения и практической работы по подгруппам (звеньям), исходя из возможностей технического обеспечения (количество видеотехники и компьютеров).
Основные компоненты ценностно – смыслового ядра |
Вид воспитательной системы |
Основные характеристики данного вида воспитательной системы |
|
Воспитательная система созидание |
Осуществление созидательной деятельности различной направленности. |
Используются педагогические технологии: общественно-полезной деятельности, ролевой игры, социального проектирования, тренинга, лагерного сбора и другие.
Ключевыми направлениями работы являются:
Тематическое планирование программы структурировано по разделам:
Телевидение как средство коммуникации. Социальные функции телевидения.
Телевизионные специальности. Этапы создания телепередач. Телевизионные жанры.
Специфика регионального телевидения. Особенности детской тележурналистики.
Телевизионный язык: умение рассказывать «картинками».
Композиция телевизионного сюжета. Типы и элементы телевизионных сюжетов.
Взаимодействие журналиста и оператора при работе над сюжетом.
Понятия «закадровый текст», «синхрон», «лайф», «экшн», «стенд-ап».
Тема 3. Новости.
Критерии отбора новостей. Вёрстка новостного выпуска.
«Классический», «домашний», «публицистический» стиль новостей.
«Инфотейнмент».
Сбор информации. Источники информации. Достоверность информации. Информационный повод.
Особенности работы над информационным сюжетом. «Подводка» к информационному сюжету.
Цели и особенности интервью.
Активное слушание. Коммуникативные техники.
Подготовка вопросов для интервью. Требования к вопросу.
Взаимодействие журналиста и оператора при съёмке интервью.
Тема 5. Документальный видеофильм.
Художественная документалистика.
Этапы работы над сценарием документального фильма.
Съёмки документального фильма: особенности работы с героями и натурой.
Использование архивных материалов.
Тема 6. Ток-шоу.
Современные форматы ток-шоу.
Драматургия ток-шоу. Герои ток-шоу.
Работа с аудиторией ток-шоу.
Ведущий ток-шоу: требования и особенности работы.
Тема 7. Реалити-шоу.
Современные форматы реалити-шоу.
Режиссура и редактирование реалити-шоу.
Интерактивные формы взаимодействия со зрителями.
Ведение эфира. Имидж ведущего.
Речь на телевидении. Интонация, логические паузы, акценты в речи.
Принципы работы ведущего с оператором в студии.
Устройство цифровой видеокамеры. Обращение с видеокамерой. Функциональное назначение элементов управления видеокамерой и их грамотное применение. Техника безопасности при работе с видеокамерой.
Требования к видеоряду.
Основные правила видеосъёмки. Баланс белого, освещенность кадра, выравнивание кадра по вертикали. Устойчивость камеры при съёмках без штатива.
Тема 11. Композиция кадра.
План: крупный, средний, общий. Ракурс. Перспектива.
Глубина кадра.
Свет и цвет.
Выбор плана при съёмке человека. Монтаж по крупности. Обрезка, «воздух».
Съёмка взаимодействующих объектов. Съёмки диалога. «Правило восьмёрки».
Съёмка интервью. «Говорящий фон».
Съёмка «стенд-апа».
Тема 13. Внутрикадровый монтаж.
Панорама. Переход фокуса. Движение камеры.
Монтажная фраза.
Тема 14. Съёмка телесюжета.
Взаимодействие оператора и журналиста по решению творческой задачи.
«Картинка» - основа телесюжета.
Алгоритм работы оператора при съёмке телесюжета.
Съёмки в особых условиях освещенности.
Раздел 3. Видеомонтаж.
Тема 15. Основы нелинейного видеомонтажа.
Оборудование для нелинейного видеомонтажа. Основные правила и меры безопасности при обращении с компьютером.
Работа с видеофайлами на компьютере. Программы для обработки и просмотра видеофайлов. Требования к компьютеру для видеомонтажа.
Технология нелинейного видеомонтажа.
Обработка исходного материала. Создание монтажного листа, монтажного плана сюжета.
Принципы монтажа видеоряда. Монтаж по крупности, монтаж по ориентации в пространстве, монтаж по фазе движения и пр.
Использование «перебивок», деталей.
Работа с модулем Video Capture программы видеомонтажа Ulead Media Studio Pro.
Создание видеофайлов для монтажа видеосюжета.
Запись закадрового текста.
Основные инструменты программы видеомонтажа Ulead Media Studio Pro. Интерфейс программы. Формат dvp.
Настройки программы для начала работы.
Тема 19. Звуковой ряд телесюжета.
Размещение на дорожке видеоредактора закадрового теста и синхронов. Создание файла проекта.
Работа с модулем Audio Editor программы видеомонтажа Ulead Media Studio Pro.
Использование аудиофильтров.
Размещение видео на дорожке видеоредактора.
Сочетание звукового ряда с видеорядом сюжета.
Тема 21. Создание видеофайла телесюжета.
Создание видеофайла телесюжета в программе Ulead Media Studio Pro. Экспортирование файла на видеокамеру и другие носители.
Создание титров и заставок.
Эффекты перехода (transition effects), эффекты moving path, использование функции overlay.
Видеофильтры.
Использование изображений и аудиофайлов при создании видеофайла.
Раздел 4. Основы теле- и кинорежиссуры.
Тема 23. Искусство кино и его виды.
Язык кино, способы передачи информации, искусство крупных планов Льва Кулешова.
Художественное кино. Документальное кино. Научно-популярное кино. Мультипликационное кино.
Тема 24. История кино.
Рождение кино. 2 пути развития: братьев Люмьер и Жоржа Мельеса.
Немое кино. Комедийное кино. Кино Уолтера Диснея.
Специфика кинофильмов первой половины 20 века.
Постановка темы и идеи ролика.
Основы композиционного построения. Структура. Инверсия.
Тема 26. Создание роликов и клипов.
Написание сценария (экрюме).
Эскизное исполнение.
Съемка и монтаж ролика, видеоклипа, фильма: дубли, значение крупных планов.
Способы создания мультфильмов. Рисование вручную, на компьютере, использование шаблонов.
№№ тем |
Тематика занятий | Количество учебных часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
|
Раздел 1. Тележурналистика |
|
|
72 |
1 |
Тема 1. Введение в тележурналистику. |
9 |
3 |
12 |
2 |
Тема 2. Телевизионный сюжет. |
9 |
15 |
24 |
3 |
Тема 3. Новости. |
9 |
15 |
24 |
7 |
Тема 7. Реалити-шоу. |
3 |
9 |
12 |
|
Раздел 2. Операторское мастерство |
|
|
78 |
9 |
Тема 9. Видеокамера. |
3 |
9 |
12 |
10 |
Тема 10. Видеоряд. |
6 |
12 |
18 |
11 |
Тема 11. Композиция кадра. |
9 |
15 |
24 |
12 |
Тема 12. Человек в кадре. |
6 |
18 |
24 |
|
Раздел 3. Видеомонтаж |
|
|
66 |
15 |
Тема 15. Основы нелинейного видеомонтажа. |
6 |
6 |
12 |
16 |
Тема 16. Монтажный план сюжета. |
6 |
18 |
24 |
18 |
Тема 18. Программа видеомонтажа. |
6 |
24 |
30 |
|
ВСЕГО ЗА УЧЕБНЫЙ ГОД |
|
|
216 |
№№ тем |
Тематика занятий | Количество учебных часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
|
Раздел 1. Тележурналистика |
|
|
81 |
4 |
Тема 4. Интервью. |
6 |
18 |
24 |
5 |
Тема 5. Документальный видеофильм. |
4 |
14 |
18 |
6 |
Тема 6. Ток-шоу. |
3 |
15 |
18 |
8 |
Тема 8. Ведущий телепрограммы. |
6 |
15 |
21 |
|
Раздел 2. Операторское мастерство |
|
|
85 |
13 |
Тема 13. Внутрикадровый монтаж. |
9 |
18 |
27 |
14 |
Тема 14. Съёмка телесюжета. |
11 |
47 |
58 |
|
Раздел 3. Видеомонтаж |
|
|
81 |
17 |
Тема 17. Импортирование видеофайлов на компьютер. |
3 |
12 |
15 |
19 |
Тема 19. Звуковой ряд телесюжета. |
3 |
12 |
15 |
20 |
Тема 20. Построение видеоряда. |
6 |
15 |
21 |
21 |
Тема 21. Создание видеофайла телесюжета. |
3 |
11 |
14 |
22 |
Тема 22. Специальные инструменты видеомонтажа. |
5 |
11 |
16 |
|
Раздел 4. Основы теле- и кинорежессуры. |
|
|
77 |
23 |
Тема 23. Искусство кино и его виды. |
6 |
3 |
9 |
24 |
Тема 24. История кино. |
6 |
7 |
13 |
25 |
Тема 25. Короткометражные фильмы. |
4 |
5 |
9 |
26 |
Тема 26. Создание роликов и клипов. |
6 |
19 |
25 |
27 |
Тема 27. Мультипликация. |
3 |
18 |
21 |
|
ВСЕГО ЗА УЧЕБНЫЙ ГОД |
|
|
324 |
Для реализации данной программы в ДЮЦ создана учебно-материальная база на основе партнёрства со структурами образовательного пространства.
Для реализации данной программы имеются: помещения для занятий, оборудование (компьютерный центр, видеокамеры). Для организации выездных мероприятий используется загородная база Детско-юношеского центра.
Немаловажную роль в реализации программы играют партнёрские отношения с региональными телеканалами, предоставляющими эфир для детских передач и сюжетов, созданных участниками программы.
13 10 2014
1 стр.
13 10 2014
1 стр.
04 09 2014
1 стр.
02 10 2014
1 стр.
14 12 2014
1 стр.
14 10 2014
20 стр.
14 12 2014
3 стр.
14 12 2014
4 стр.