Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Олимпиадные задания по русскому языку 8 класс. (2012 г.)

1. Что такое [туш]? Дайте орфографическую запись толкуемого слова.

2. Подберите фразеологизмы, способные выразить смысл «много».

3. Что такое топонимы? Есть ли в русском языке слова, родственные этому лингвистическому термину? Назовите их, если они вам известны. Приведите примеры топонимов.

4. Найдите в пословице устаревшие  формы. Укажите  соответствующие им современные формы. Раскройте смысл этой пословицы.

 Не вспоя, не вскормя, ворога не наживешь.  5. Понаблюдайте за порядком слов в следующих фрагментах:

1) «Ветер заносил дорогу, но резвые кони летели, как молния, ноздри их дымились, пар вился столбом, и пушистый снег от копыт их подымался вверх облаками»(Н.М. Карамзин «Наталья, боярская дочь»);

2) «Наконец генерал, выслушав все мнения, вытряхнул пепел из трубки и произнёс следующую речь:

Государи мои! должен я вам объявить, что с моей стороны я совершенно с мнением господина прапорщика согласен: ибо мнение сие основано на всех правилах здравой тактики, которая всегда почти наступательные движения оборонительным предпочитает»(А.С. Пушкин «Капитанская дочка»);

3) «По первому снегу я его выследил. Хитёр зверина!» (В. Песков, разг. речь).

1. Укажите, как в каждом примере нарушен прямой порядок слов.

2. Объясните, какие члены предложения какое не свойственное им место заняли.

3. С чем связано изменение прямого порядка слов в каждом из приведенных случаев? Выберите правильный ответ из вариантов: выделение главной мысли, стилизация речи персонажа, подчёркивание ритма.

6. Объясните значение «детских» слов. От какого слова и как они образованы?



Копатка, люденыш, рогается, грозительный  (палец), покупец, затужить(пояс).

7. Найди правильных «соседей» в словосочетаниях, используя только предложенный материал.Повысить здоровье, улучшить зарплату, укрепить качество, усилить условия, повысить оборону.

 8.Переведите две сербские поговорки. Учтите, что корень radзначит «труд», «работа». Ne radi – rad ubija.  Rad donosi bolest – ne umri mlad.

 9.Согласны ли вы с тем, что среди следующих слов есть слово, состоящее из 5 морфем? Обоснуйте свой ответ, указав морфемный состав каждого слова.


Подорожник, безумный, выкрикнуть, подумаете, передумал. 

10.В каком слове три мягких согласных?  Спешить, осень,  печники, каменщик. 


11.Подберите исконно русские синонимы для заимствованных слов. Вставьте в них пропущенные буквы.

    …гоизм,  ижд…венец, к…л…(с,сс)альный, ун…кальный, ин…екция, а(к,кк)орд.

12.Образуйте форму родительного падежа множественного числа следующих существительных.

Грамм, дело, мандарин, место, носки, помидор, рельсы, чулки, яблоки.

13.К каким частям речи относятся слова?



Пять, пятеро, пятый, пятерочка, пятак, впятером, в-пятых.

14. Исследовательское задание

Расскажи о слове или выражении, которое имеет узкое распространение, например, употребляется только в твоей семье, или в среде твоих друзей, или в кругу профессионалов и пр. Выскажи гипотезу о причине узкого распространения описываемого слова или выражения.

Объем текста должен составлять от 70 до 150 слов.

Имей в виду, что оценка будет выставляться в соответствии с критериями:

Правильный выбор выражения 0-1

Указание условий употребления 0-1

Объяснение происхождения 0-2  Примеры употребления 0-2   Грамотность 0-2

Композиция работы 0-1   Объем 0-1         Максимум -10 баллов

 

Ответы. 8 класс, рус. яз.



  1. Орфографическая запись каждого слова – 0, 5 балла.

Определение  значения каждого из существительных - 1 балл; определение вариантов значения а) и б) – по 0,5 балла.  Максимум  3 балла.

 [туш]  - туш как существительное мужского рода обозначает краткое музыкальное приветствие в честь какого-либо лица, события, исполняемое обычно на духовых музыкальных инструментах.

[туш]  - тушь  как существительное женского рода обозначает а) черную или цветную водяную краску, применяемую для рисования или черчения, а также б) в косметике.

2.Один фразеологизм – 1 балл.



Куры не клюют, тьма-тьмущая, вагон и маленькая тележка, хоть пруд пруди, хоть лопатой греби, выше головы, яблоку негде упасть и др.

 3.Ответ на вопрос – 1 балл. Родственное слово – 1 балл. Пример – 0,5 балла

1. Топонимы – это географические названия. (1)

2. Топография, топология (от греч. topos- место). (До  3 баллов – в зависимости от полноты ответа и количества примеров).

3.  Киев, Нева, Альпы и др. (1 пример – 0,5 балла)

4. Количество баллов - 5.(Не) вспоя – (не) вспоив (1); (не) вскормя – (не) вскормив (1); ворога – врага (1). Враг появляется у человека, если он «поит и кормит» его ссорами, обидами, разногласиями, то есть вольно или невольно прилагает усилия для его «взращивания» (До 2 б.).

5.1. копыт их

наступательные движения оборонительным предпочитает

хитер зверина  - по 3 балла за каждую позицию

2. В первом примере обращает на себя внимание употребление притяжательного местоимения в функции определения после определяемого слова. Во втором предложении непрямой словопорядок представлен позицией глагола-сказуемого после управляемого слова в конце предложения.  В третьем – именная форма сказуемого хитѐр, обычно употребляемая после подлежащего, вынесена в начало высказывания.

по 3 балла за каждую позицию

3. Нарушение прямого словопорядка в каждом из приведенных случаев имеет свою мотивировку: (1) в отрывке из Карамзина это связано с ритмом фразы; (2) в отрывке из Пушкина непрямой словопорядок выполняет изобразительно-характеризующую функцию: генерал-немец склонен употреблять глагол в конце предложения в соответствии с правилами словорасположения в немецком языке; (3) в записи разговорной речи  Песковым изменение словопорядка служит выделению главного смысла, подчѐркивает разговорность высказывания - по 3 балла за каждую позицию

Общее 9 баллов

6.Количество баллов. Значение слова – 0,5 балла. Производящее слово – 0,5 балла. Словообразовательные морфемы – до 1 балла.Максимум 12 баллов.



Копатка – лопатка;откопать при помощи суффикса -тк-.

Люденыш – ребенок; отлюди при помощи суффикса–еныш-.

Рогается – бодается; отрога при помощи суффикса -а- и постфикса –ся. Грозительный  (палец) – указательный, тот, которым грозят;отгрозить при помощи суффикса-тельн-

Покупец – покупатель; отпокупать при помощи суффикса-ец-.

Затужить (пояс) – затянуть; оттугой илитуго при помощи суффикса-и- и приставкиза-.

7. Одно словосочетание – 1 балл. Укрепить здоровье, повысить зарплату, улучшить качество,  улучшить условия, укрепить оборону.

8. Не работай – работа убивает.  Работа приносит болезни. Не умри молодым. По 2 балла за каждую пословицу.

 9. Количество баллов. Состав 1 слова – 0,5 балла.



По – дорож – ник – нулевое окончание– 4 морфемы.

Без – ум – н – ый– 4 морфемы.

Вы – крик – ну – ть– 4 морфемы.

По – дум – а – ете– 4 морфемы.

Пере – дум – а – л – нулевое окончание  - 5 морфем.

10. 1 балл. Каменщик

11.Орфограмма – 0,2 балла. Всего 1,6 балла.Синоним – 0,5 балла. Всего 3 балла. Итого максимум 4,6 балла.

Эгоизм - себялюбие,  иждивенец - нахлебник, колоссальный – огромный, уникальный - исключительный, инъекция - укол, аккорд - созвучие.

12. Грамм- граммов; дело - дел; мандарин - мандаринов; место - мест; носик - носков; помидор - помидоров; рельсы - рельсов; чулки - чулков; яблоки – яблок – по 0.5 за слово

13.Пять - количественное числительное; пятеро - собирательное числительное; пятый - порядковое числительное; пятерка - существительное; пятак - существительное; впятером - наречие; в-пятых – наречие – по 0.5 за слово.

14.Объем текста должен составлять от 70 до 150 слов.

Имей в виду, что оценка будет выставляться в соответствии с критериями:

Правильный выбор выражения 0-1.Указание условий употребления 0-1.



Объяснение происхождения 0-2. Примеры употребления 0-2. Грамотность 0-2  Композиция работы 0-1     Объем 0-1 Максимум -10 баллов

Олимпиадные задания по русскому языку 8 класс. (2012 г.) Что такое [туш]

Что такое топонимы? Есть ли в русском языке слова, родственные этому лингвистическому термину? Назовите их, если они вам известны. Приведите примеры топонимов

62.52kb.

14 10 2014
1 стр.


Олимпиада по русскому языку для 4 класс. Школьный тур. Запишите предложения, исправив ошибки в употреблении фразеологизмов

Предлагаются олимпиадные задания по русскому языку для учащихся 4 классов. Школьный уровень

32.28kb.

14 10 2014
1 стр.


Олимпиадные задания по русскому языку 9 класс Расставьте ударение в словах

Аргумент, аристократия, баллотироваться, диагноз, гектар, красивее, лыжня, облегчить, средства, звонит, изредка, каталог

14.58kb.

08 10 2014
1 стр.


Готовимся к олимпиаде в начальной школе Олимпиадные задания по русскому языку

Замените данные устойчивые выражения словами или словосочетаниями, сходными по значению

57.9kb.

24 09 2014
1 стр.


Олимпиадные задания по русскому языку для 5-ых классов (школьные)

Расставьте ударения в следующих словах: алфавит, портфель, километр, торты, звонит, щавель, столяр

48.47kb.

10 10 2014
1 стр.


Олимпиадные задания по русскому языку для учащихся 3 классов 2010-2011 учебный год

Зяблики прилетают к нам в середине апреля. Много зябликов гнездится в береговом лесу, в овраге. О своём прилёте зяблики оповещают громким пением. Вот он сидит на безлистой ветке де

41.24kb.

08 10 2014
1 стр.


Школьный тур олимпиады по русскому языку Задания 5 класс

Какое слово определяет уклончивого собеседника: дипломатичный или дипломатический? Объясните свой выбор

181.11kb.

14 10 2014
1 стр.


Программа по русскому языку для вступительного экзамена

Тестовые задания охватывают основные разделы школьной программы и программы по русскому языку для поступающих в высшие учебные заведения и позволяют выявить знания из области орфог

19.88kb.

01 10 2014
1 стр.