Олимпиадные задания по русскому языку для 5-ых классов
(школьные)
-
Расставьте ударения в следующих словах: алфавит, портфель, километр, торты, звонит, щавель, столяр.
-
В каком слове есть только твёрдые согласные звуки: гонишь, земля, рушишь, жизнь, сено?
-
В каком слове количество звуков и букв совпадает: поздно, веешь, пять, юла, сеют?
-
Выделите морфемы в словах: пришкольный, глиняный, сероватый, посадка, грузчик.
-
Найдите «лишнее» слово в синонимическом ряду: всадник, конюх, конник, наездник.
-
Вставьте пропущенные буквы в слова: ш..рох, б..седовать, с..лют, изре..ка, добр..та, ст..лица, ш..пот, б..роться.
-
Из данных предложений составьте текст, озаглавьте его и запишите:
1). И песок в пустыне, как волны.
2). Пустыня как море, только вместо воды песок.
3). В сильный ветер барханы продвигаются и засыпают всё на своём пути.
4). Волны песка называются барханами.
-
В какой сказке А.С.Пушкина слово «лебедь» женского рода? Из чего это можно заключить?
-
Какой из приведённых примеров не является словосочетанием: слышится издалека, рапорт дежурного, приветствовать гостей, листья висели, лучи солнца?
-
Определите члены предложения (подчеркните условными знаками) и укажите, в каких падежах употреблены имена существительные:
1). Красные осенние листья усеяли косогор. 2). Солнце закрыло облако. 3). На горизонте туристы увидели большой город. 4). Айсберг - плавучая ледяная гора.
-
В книге К.И.Чуковского «От двух до пяти» есть такой эпизод: когда ребёнок услышал, что пришедшая в гости пожилая женщина «собаку съела» в каких-то делах, он спрятал от неё любимого щенка. Может быть, мальчик напрасно испугался? Докажите своё мнение.
-
Продолжите пословицы и поговорки: 1). Без труда не вынешь … 2). Семь раз отмерь, один раз … 3). Век живи … 4). Взялся за гуж … 5). Друг познаётся …
Олимпиадные задания по русскому языку для 6-ых классов
(школьные)
-
Расставьте ударения в следующих словах: досуг, средства, торты, звонит, километр, начать, жалюзи, положил, красивее, кухонный.
-
В каком слове количество звуков и букв совпадает: знания, местность, вьюга, солнце, счёт?
-
Выделите морфемы в словах: выносливость, зелень, загорать, наладчик, пришкольный.
-
Сгруппируйте однокоренные слова: морской, морить, поморы, мухомор, умориться, моряк
-
Употребите правильно предлоги в следующих словосочетаниях: выехать (с, из) города; достать (с, из) мешка; возвратиться (с, из) Крыма; прилететь (с, из) Дальнего Востока; выйти (с, из) автобуса.
-
В каком словосочетании неправильно выделено главное слово: читать книгу, в весеннем лесу, наша бригада, бежать по аллее, петь громко?
-
Вставьте пропущенные буквы в слова: б..т..рея, ш..л, ко..екция, ж..ри, в..рм..шель, параш..тист, профе..ия, ш..колад.
-
Подберите к каждому из данных слов синоним и антоним: работа, влажный, аккуратный, грусть, бранить.
-
Данные словосочетания замените глаголами в неопределённой форме: совать нос, клевать носом, зарубить на носу, унести ноги, чесать язык, попасть впросак
-
Поставьте имена существительные в именительный и родительный падеж множественного числа: яблоко, помидор, телёнок, килограмм, носок, чулок
-
Продолжите пословицы и поговорки:
1). Не спеши языком … 2). Назвался груздём … 3). Дарёному коню … 4). Что написано пером … 5). Один ум хорошо …
-
Замените каждое выделенное существительное таким словом, которое в данном контексте будет наиболее уместным. Слова для выбора: животные, ушастики, новичок, новосёл.
1). Стадо серн пасётся на склонах гор. Издали серны кажутся лёгкими тенями.
2). Из Беловежской пущи на Волынь завезли зубров. Зубры прижились и перестали бояться человека.
3). В клетку к лебедям подселили длинноногого фламинго. Сначала фламинго вёл себя беспокойно ,но потом освоился.
4). На ферме разводят крольчат. Крольчата хорошо растут.
Ответы на олимпиадные задания для 5-ых классов
-
Алфавит, портфель, километр, торты, звонит, щавель, столяр. 7 баллов
-
Рушишь [рушыш] 1 балл
-
Веешь [в’эйэш] 1 балл
-
Пришкольный, глиняный, сероватый, посадка, грузчик 5 баллов
-
Конюх 1 балл
-
Шорох, беседовать, салют, изредка, доброта, столица, шёпот, бороться. 8 баллов
-
«Волны пустыни» 2 балла
1). Пустыня как море, только вместо воды песок.
2). И песок в пустыне, как волны.
3). Волны песка называются барханами.
4). В сильный ветер барханы продвигаются и засыпают всё на своём пути.
8. «Сказка о царе Салтане». Речь идёт о царевне, поэтому слово «лебедь» женского рода.
«Лебедь белая плывёт» 2 балла
9. Листья висели 1 балл
10. 1). Красные осенние листья (И.п.) усеяли косогор (В.п.). 2). Солнце (В.п.) закрыло облако (И.п.). 3). На горизонте (П.п.) туристы (И.п.) увидели большой город (В.п.). 4). Айсберг(И.п.) – плавучая ледяная гора (И.п.). 4 балла
11. Мальчик испугался напрасно. Его собаку никто не собирался есть. О человеке говорят, что он «съел собаку», если он является опытным, знающим, специалистом в каком-то деле. 2 балла
12. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.2). Семь раз отмерь, один раз отрежь. 3). Век живи – век учись. 4). Взялся за гуж – не говори, что не дюж. 5). Друг познаётся в беде.
5 баллов
Максимальное количество баллов – 39
Ответы на олимпиадные задания для 6-ых классов
-
ДосУг, срЕдства, тОрты, звонИт, киломЕтр, начАть, жалюзИ, положИл, красИвее, кУхонный. 10 баллов
-
Вьюга. 1 балл
-
Выделите морфемы в словах: вы-нос-лив-ость, зелень, за-гор-а-ть, на-лад-чик, при-школь-н-ый. 5 баллов
-
Морской, поморы, моряк. Морить, мухомор, умориться, 2 балла
-
Выехать из города; достать из мешка; возвратиться из Крыма; прилететь с Дальнего Востока; выйти из автобуса.
-
Наша бригада
-
Батарея, шёл, коллекция, жюри, вермишель, парашютист, профессия, шоколад.
-
Работа – труд; лень. Влажный – мокрый, сырой; сухой. Аккуратный – опрятный; неряшливый. Грусть - печаль; веселье, радость. Бранить – ругать; хвалить.
-
Совать нос – вмешиваться, клевать носом – дремать, зарубить на носу – запомнить, унести ноги – убежать, чесать язык – болтать, попасть впросак – опростоволоситься.
-
Поставьте имена существительные в именительный и родительный падеж множественного числа: яблоко, помидор, телёнок, килограмм, носок, чулок
И.п. яблоки помидоры телята килограммы носки чулки
Р.п. яблок помидоров телят килограммов носков чулок
-
1). Не спеши языком – торопись делом. 2). Назвался груздём – полезай в кузов.
3). Дарёному коню в зубы не смотрят. 4). Что написано пером – не вырубишь топором. 5). Один ум хорошо, а два лучше.
-
Замените каждое выделенное существительное таким словом, которое в данном контексте будет наиболее уместным. Слова для выбора: животные, ушастики, новичок, новосёл
1). Стадо серн пасётся на склонах гор. Издали животные кажутся лёгкими тенями.
2). Из Беловежской пущи на Волынь завезли зубров. Новосёлы прижились и перестали бояться человека.
3). В клетку к лебедям подселили длинноногого фламинго. Сначала новичок вёл себя беспокойно ,но потом освоился.
4). На ферме разводят крольчат. Ушастики хорошо растут.