Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ермаковская средняя общеобразовательная школа №».

Конспект урока по географии

Ориентирование по плану местности.

Азимут.

(6 класс)

Составила:

Гольцева Н.В.

2012г


Пояснительная записка

Тема: «Ориентирование по плану местности. Азимут».

Автор – Гольцева Надежда Викторовна учитель географии МБОУ «Ермаковская средняя общеобразовательная школа №2».

Характеристика группы: данное занятие проводится в 6-м классе, количество- 22 человека, 12 девочек, 10 мальчиков. Взаимоотношение в классе между детьми слаженное, умеют общаться друг с другом, работать в парах и группах.

Занятие проводится на основе программы Домогацких Е.М. Программа по географии для 6 – 10 классов общеобразовательных учреждений. Данное занятие представлено в разделе №2 «Географическая карта».

Количество часов в год - 34

Количество часов в неделю-1

Время реализации занятия – 45 минут



Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: словесные (рассказ, беседа);

наглядные (записи и схемы на доске);

практические (работа с компасом, нахождение азимута).

В начале занятия проходит фронтальный опрос по проверке выполнения домашнего задания по теме «Масштаб». Изучение новой темы начинается с целепологания, повторения сторон горизонта. Для выполнения задания по составлению рассказов о способах нахождения сторон горизонта класс делится на несколько групп (работа в группах). Для выполнения задания каждой группе предоставлялась возможность пользоваться дополнительной литературой (энциклопедии, журналы). Затем классу предлагается прослушать сообщение «История возникновения компаса» и по прослушанному материалу составить два вопроса (индивидуальная работа). Следующим этапом урока учащимся предлагается изучить правила работы с компасом, и определить стороны горизонта в классе, через работу в парах.

Далее учащиеся изучают план местности через показ слайдов, определяют стороны горизонта, знакомятся с азимутом, работают с учебником и выполнят схематические рисунки и записи в тетради. Практическая работа- определение азимута с помощью компаса и транспортира (работа в парах).

Для закрепления материала учащимся было предложено поработать в группах: решить задачи по топографическому плану, определить азимут любого предмета в кабинете, используя правила работы с компасом и представить итоги работы группы.По итогам урока выставляются оценки, через организацию рефлексии (рефлексивные вопросы).



Цель урока: Формирование у учащихся умения ориентироваться на местности по плану.

Задачи:

Образовательные: на основе полученных знаний изучить приемы определения азимута и правила работы с компасом;

Воспитательные: формирование умения взаимодействовать, решая поставленную задачу;

Развивающие: развитие навыков практического применения оборудования на уроке.

Оборудование: компас, транспортир большой, линейка, компьютер, проектор, презентация (среда POWER POINT).

Основные понятия: компас, азимут.

Ход урока.

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания, фронтальный опрос.

На слайде презентации записаны вопросы.



Задания на знание понятий

- Что называется масштабом?

- Какие виды масштабов вы знаете?

- Какие виды карт, отличающихся масштабом, вы знаете?

Задания на проверку умений

1. Выразите численный масштаб именованным:


1 250000; 1: 1 000000;
1 1 000; 1:50;
1 25000.

2. Выразите именованный масштаб численным:


в 1 см - 100 м; в 1 см - 1 км;
в 1 см - 25 км; в 1 см - 350 км;
в 1 см-900 км;

5. В каком масштабе расстояние 30 км соответствует 3 см?



Задания на проверку практических навыков

- Как определить расстояние на местности, имея топографиче­скую карту?

- Как измерить расстояние по карте с помощью линейного мас­штаба?

- Как перевести именованный масштаб в численный?

- Что нужно выполнить, чтобы перевести численный масштаб в именованный?



III. Изучение нового материала

А. Целепологание

- Сегодня на уроке мы с вами вспомним, какие стороны гори­зонта вы знаете, как вы их умеете находить. Какие стороны горизонта вы знаете?



Учитель предлагает начертить схему сторон горизонта и вызыва­ет одного учащегося к доске (самопроверка на слайде)

- Покажите северо-восток, юго-восток, северо-запад, юго-запад.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с различными способами нахождения сторон горизонта.

- А как вы уже можете определять на местно­сти стороны горизонта.



Б. Работа в группах

- Каждая группа должна приготовить рассказ об одном из способов нахожде­ния сторон горизонта:

1) по муравейнику;

2) по ветвям одиноко стоящего дерева;

3) по годичным кольцам пней;

4) по таянию снега на крышах, склонах холмов;

5) по Полярной звезде.

В. Знакомство с компасом

Устное изложение сообщения по предварительному заданию тема «Компас», учащиеся в тетрадях составляют два вопроса по услышанному материалу.

Компас - это прибор, указывающий направление магнитного ме­ридиана. Служит для определения сторон горизонта и измерения на местности магнитных азимутов.

Магнитный компас был изобретен в Китае. В китайских источни­ках 4000-летней давности есть упоминание о белом глиняном гор­шочке, который караванщики «берегут пуще всех своих дорогих грузов», В нем «на деревянном поплавке лежит коричневый камень, любящий железо. Он, поворачиваясь, все время указывает путникам сторону юга, а это, когда закрыто Солнце и не видно звезд, спасает их от многих бед, выводя к колодцам и направляя по верному пути».

Уже в начале нашей эры китайские ученые начали создавать ис­кусственные магниты, намагничивая железную иглу. Только через тысячу лег намагниченную иглу для компаса стали применять евро­пейцы. Традиционную для нас ориентировку по компасу ввели в XII в. арабские мореплаватели.

В начале XIV в. у компаса появилась шкала. Предполагают, что итальянский мастер Флавио Жиойя скрепил магнитную стрелку с бумажным кругом (картушкой) и по краю этого круга нанес градус­ные деления, а к центру его провел лучи, соответствующие 32 на­правлениям - румбам, для более удобного наблюдения за показа­ниями прибора при определении направления ветра. На картушке мастер нанес также рисунок, получивший название «роза ветров» и ставший эмблемой всего, что связано с далекими путешествиями.
- Следующим этапом нашего урока будет знакомство с правилами работы с компасом. Сейчас вы получите карточки с заданием и поработаете в парах. Установка на работу в парах: внимательно изучите правила работы с компасом, и определите стороны горизонта в классе. В какой стороне горизонта расположено окно, дверь, доска, цветок?

Правила работы с компасом:

1.Компас положите горизонтально, на ровную неметаллическую поверхность.

2. Подождите, пока компасная стрелка установится.

3. Поверните компас так, чтобы северный конец стрелки совмес­тился с нулем. В этом положении компас сориентирован и го­тов к работе.

4. На компас кладут гонкую палочку по направлению от центра компаса к предмету.

Г. Выполнение задания

- Посмотрите на следующий слайд. Какие объекты изображены на этом плане местности? (вопросы учащимся).



А. - Вам (крестик на плане) предстоит дойти до железнодорожной станции через хвойный лес. В каком направлении вы пойдете?

-Нарисуйте в тетрадях эту схему, покажите направление на север.





Б. - Но ведь на северо-востоке находится и железнодорожный мост. Как узнать, куда вам идти?

В. - Прочитайте в учебнике с.15, что такое азимут? Покажите на схеме, где азимут.


Г. - На планах определять азимут поможет транспортир, а на ме­стности - компас. Если вам предстоит идти в поход, то снача­ла вам необходимо определить азимут по плану, а затем на ме­стности идти в этом направлении с помощью компаса (на партах карточки с планом нахождения азимута). Работа в парах.

Нахождение азимута по плану:

1. Определить направление на север.

2. От точки стояния условно провести линию, совпадающую с направлением на север.


3.

Определить с помощью транспортира значение уже по часо­вой стрелке.

5. Азимут отсчитывают от северного конца стрелки до палочки по часовой стрелке



Д. - Определите значение азимута с помощью транспортира.

Е.- Выполните задания на определение азимута (Г. С.15 рис. 8).

В
. Задание 1 (по топографическому плану)

Работа в группах, по алгоритму

- Вы шли по направлению с азимутом 30°, по какому азимуту вы будете возвращаться?



- Определите азимут от сарая до отметки высоты 162,3 (по фор­зацу учебника)

- Итак, мы определили азимут по плану, и нам предстоит на ме­стности идти по данному азимуту с помощью компаса.



lV. Задание 2. (закрепление нового материала)

- определите азимут любого предмета в кабинете, используя правила работы с компасом, представьте последовательность работы группы.



VII. Домашнее задание

- § 6, приготовиться к практической работе на улице, приготовить ка­рандаш, лист плотной бумаги, компас, цветные карандаши.



VIII. Рефлексия (отношение учащихся к уроку и выставление оценок за работу на уроке).

  1. Какие вы испытали затруднения, при изучении нового материала?

  2. Трудно ли вам было работать в группе?

  3. Где было легче работать в группе или в паре?

  4. Как вы считаете, какая группа хорошо поработала?

  5. Кто из ребят хорошо представил наработанный материал группы?

«Ориентирование по плану местности. Азимут»
74.38kb.

25 12 2014
1 стр.


Ориентирование на местности без карты

Умение быстро и точно ориентироваться на местности способствует успешному вы­полнению боевых задач на незнакомой местности, в лесу и в условиях ограниченной видимости

62.9kb.

11 10 2014
1 стр.


Привлечения молодежи и подростков к регулярным занятиям физической культурой и спортом

Всероссийские массовые соревнования по спортивному ориентированию «Российский Азимут 2013» (далее соревнования «Российский Азимут 2013») проводятся с целью

239.33kb.

25 12 2014
1 стр.


Л. А. Худякова И. В. Пшеничных 2012 г. 2012 г

Всероссийские массовые соревнования по спортивному ориентированию «Российский Азимут 2012» (далее соревнования «Российский Азимут 2012») проводятся в целях

51.65kb.

15 12 2014
1 стр.


Положение VIII брестский ночной полумарафон-ориентирование

Брестский ночной полумарафон-ориентирование проводится в формате рогейна в качестве 6-часового рогейна

77.99kb.

06 10 2014
1 стр.


С сегодня ориентирование играет огромную роль в топографии, геологии, в навигации маршрутов морских судов и авиационной техники, в военном деле, в спортивном ориентировании и турпоходах

Кроме того, каждый человек, находясь в лесу или в любом незнакомом месте должен уметь определять свое местоположение. Ориентирование – это определение наблюдателем своего местополо

63.68kb.

07 10 2014
1 стр.


Урок по учебному плану. Тема урока по учебно-тематическому плану: The Present Perfect Progressive Tense

Образовательные: активизировать мыслительную деятельность, направленную на употребление грамматических конструкций; расширить кругозор учащихся

44.09kb.

26 09 2014
1 стр.


Практическая работа №2 Изучение горных пород своей местности Приборы и материалы

Лопата, геологический (или слесарный) молоток, полевой дневник, карандаш, этикетки, оберточная бумага и мешочки для образцов, рюкзак, крупномасштабная карта или план местности

119.13kb.

17 12 2014
1 стр.