Тема: «Особенности публицистического стиля речи»
5) памятка "Художественные особенности
Цели и задачи нашего урока:
закрепить знания о публицистическом стиле речи и навыки выразительного чтения такого текста, вспомнить такие понятия как тем, идея текста, стиль и тип речи, будем практиковаться в комментировании орфограмм и пунктограмм. Всю эту работу мы будем выполнять на материале упражнения № 309. Это упражнение было дано вам в качестве домашнего с заданием: списать, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, а также (устное задание) прокомментировать эти орфограммы и пунктограмма.
Итак, открываем тетради,
записываем число, классная
работа и тему урока. И
открываем листок с домашним
заданием.
Записывают, открывают тетради с домашним заданием, В них списанный текст упражнения с вставленными буквами и расставленными знаками препинания. Текст не озаглавлен.
III. Подготовьте текст к выразительному чтению.
Учащиеся делят на 2 группы:
делают в тексте минимум пометок, так как обладают навыком выразительной речи.
Родина серебристой ели -Канада.
Продолжительность жизни этого дерева - 500-800 лет. и т.д.
подготавливают текст, используя карандаш, проделывают работу полностью, но не в полном объеме.
Родина серебристой ели -Канада.
Продолжительность жизни этого дерева - 500-800 лет. Но серебристая ель, выращенная в питомнике под городом Нальчиком, еще молода.
Давайте рассмотрим, что у нас с вами получится.
Начинает чтение - один из II группы (они уже успели подготовить первый абзац. Когда этот абзац прочитан, чтение прерывается)
Все согласны с таким чтение? Есть ли замечания?
Молодец. Справился с заданием. Их чнение тоже обсуждается и дается оценка чтению (делается это после прочтения текста целиком).
IV. Проверка домашнего задания.
Какие орфограммы и пунктограммы встретились в тексте? Прокомментируйте, пожалуйста.
От учащихся требовался ясный, Выращенная - в корнях с
четкий, связный комментарий; чередованием – раст-ращ -
при необходимости вносились рос- перед щ пишется буква а.
поправки.
чередованием- раст-ращ- - рос- перед щ пишется буква а.
так как нет противопоставления,
нет зависимых слов, прилагательное
можно заменить синонимом без не.
пишется раздельно, так как при
причастии есть зависимые слова.
Терпение - в корне слова пишется
Безударная проверяемая гласная е,
так как есть проверочное слово терпит.
Выращенных - в суффиксе полного
страдательного причастия пишется нн;
в причастии перед нн пишется буква е,
так как оно образовано от глагола
на -итъ {вырастить).
Далее учащиеся объясняют пунктограммы. Это выглядит так.
В этом предложении ставится тире между подлежащим и сказуемым, так как подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже.
В этом предложении обособляется согласованное, распространенное определение, выраженное причастным оборотом, так как оно стоит после определяемого слова.
В этом предложении обособляется согласованное, нераспространенное определение, выраженное двумя одиночными прилагательными, связанными союзом и, так как оно стоит после определяемого слова.
Задание на доске написаны: Работают самостоятельно,
словарь" Ожегова, открытки из набора "Города-герои" и изображение (из пособий по биологии) серебристой ели.
Работает учитель: Упор делается на текст. Если
Учащиеся по желанию или по распределению внутри группы отвечают на поставленные вопросы (в том числе показывают иллюстрации).
(Дополняют в том случае если
ответы на 1 и 2 вопрос
неполные).
VI. Мы переходим к непосредственной работе с текстом, его
смыслу и содержанию
Почему мы назвали эти предложения текстом? Докажите, что это текст:
Это текст, так как он состоит из нескольких предложений,
Озаглавьте текст (все варианты записываются на доске). Какова тема текста.
Сформулируйте основную мысль (идею) текста.
В каких предложениях она заключена?
А теперь вернемся к вашим заголовкам. На что указывают ваши заголовки - на тему текста или его идею? Какой из предложенных заголовков более удачный?
связанных между собой по смыслу и грамматически. "Ель", "Ель Ковтуненко", "Серебристая ель".
Можно достигнуть всего, если есть желание, знания, терпение. "Нелегок был его труд. Но терпение и опыт селекционера победили".
Из всех заголовков более точен "Ель Ковтуненко", так как он связан с темой текста.
Составьте план текста. (Название текста уже записано на доске)
"Серебристая ель, питомник, труд, селекционер, терпение, опыт, семена, всходы".
1.
2.
Сколько пунктов будет в плане? Три.
Почему? В самом тексте можно выделить
Какие? 3 главные мысли:
Это публицистический стиль речи.
Данный текст можно отнести к публицистическому стилю речи,
так как:
Докажите мне это (используя памятку "Типы речи").
Это текст повествование, так как в нем идет речь о конкретном событии. Композиция текста типична для повествования. Можно выделить экспозицию, завязку, развитие действия,
кульминацию и развязку.
Это правильно.
Итог урока. Что мы сегодня на уроке делали с вами: Работали над выразительным чтением, определяли тему, идею текста, его стиль и отличительные черты текста.
Расскажите как же должен строиться текст, чтобы раскрыть тему, донести до читателя основную мысль? Нужно сначала определить тему и идею текста. Затем выбрать стиль речи, который наиболее четко выразит тему, идею текста и соответственно использовать выразительные средства этого стиля.
Домашнее задание:
Найти в газетах и журналах публицистические тексты, доказать что они таковыми являются. Подборка газет и журналов в кабинете русского языка и литературы.
Оценки за урок.
Приложение 1.
ТЕКСТ
Вырстил эту ель строгую и гордую старый селекционер Иван Порфирьевич Ковтуненко удосто_ый за это Государственной премии. Нелегок был его труд. (Н_)как (н_) всходили семена в (не) привычных (не) подходящих для них условиях. Но т_рпение и опыт селекционера победили. Последние три килограмма семян оставшиеся после гибели первых всходов он высадил в еловые опилки. И тысячи крепких всходов почувствовавших родную среду потянулись к солнцу.
Первая из выращ_ых в питомнике серебристых елей уехала на Днепрогэс.
Ель Ковтуненко встала и у стен Кремля и на Мамаевом кургане и возле Брестской крепости.
Информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, убеждением его в чем-либо, внушение ему определенных идей, побуждением его к определенным поступкам.
В официальной обстановке, выступление в газетах и журналах, по радио и телевидению, на митингах и собраниях.
Статья в газете, журнале, очерк, репортаж, фельетон, интервью, ораторская речь, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад.
Использование лексики, обозначающей понятия морали, этики, культуры, слов, обозначающих внутреннее состояние, переживания человека; использование штампов, клише, фразеологизмов, поговорок, пословиц.
Употребление коротких предложений. Использование вводных слов и предложений, однородных членов.
24 09 2014
1 стр.
07 10 2014
1 стр.
15 10 2014
1 стр.
17 12 2014
1 стр.
10 09 2014
1 стр.
16 12 2014
1 стр.
10 10 2014
1 стр.
11 10 2014
1 стр.