Государственной программой города Москвы «Столичное образование-5».
Государственной программой города Москвы «Спорт Москвы-3» Выполнялись задачи, направленные на оздоровление учащихся и воспитанников, развитие их физических качеств и получение жизненно-необходимых умений и навыков, основными из которых являлись:
Для достижения целей городских целевых программ «Столичное образование-5» и «Спорт Москвы 3» и реализации приоритетных направлений деятельности, призванных всесторонне обеспечивать оздоровительные и образовательные потребности обучающихся Центр осуществлял свою деятельность по основным направлениям:
Основными направлениями учебно-методической работы в 2011-2012 учебном году были:
Из них:
Образовательное пространство города Москвы представляет собой многообразие типов и видов образовательных учреждений, работа которых направлена как на оздоровление учащихся средствами физической культуры, так и развитие видов спорта, формирование олимпийского резерва. Московский регион отличается высоким уровнем квалифицированных специалистов. Образовательный процесс по физической культуре в образовательных учреждениях осуществляют 9 158 педагогов физкультурно-спортивного профиля.
В детских оздоровительно-образовательных центрах (ДООЦ) занятия в физкультурно-спортивных секциях обеспечивают 873 педагога дополнительного образования и 779 педагогов и тренеров - в 111 учреждениях дополнительного образования, имеющих физкультурно-оздоровительное или физкультурно-спортивное направление деятельности.
Кадровый состав
В общеобразовательных учреждениях осуществляют педагогическую деятельность - 4324 учителя физической культуры.
Образовательный ценз: высшее специальное педагогическое образование имеют 3533 чел.; средне специальное – 249 чел.; с ученой степенью – 24 учителя.
Возрастная категория: 1205 чел. составляют учителя до 30 лет; 2838 чел. от 31года до 60 лет; старше 60 лет – 281 чел.
В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и общеобразовательных школах – интернатах физкультурно-оздоровительную работу осуществляют педагоги, имеющие высшее специальное образование – 1781чел., высшее образование по специальности «Адаптивная физическая культура» - 126 человек.
Помимо педагогических кадров осуществляющих образовательный процесс по предмету «Физическая культура», в системе столичного образования работают методисты, педагоги дополнительного образования, общая численность которых около 1000 человек. Деятельность данной категории педагогических кадров осуществляется на базе 10 окружных детских оздоровительно-образовательных центров.
Анализ возрастной категории педагогов физкультурно-спортивного профиля показывает, что большую часть 60% составляют специалисты среднего и старшего возраста от 45 до 60 лет.
В дошкольных образовательных учреждениях работают 2 216 воспитателей физической культуры.
Образовательный ценз: высшее специальное образование имеют – 1348 чел., среднее специальное – 722 чел., ученую степень имеют 2 чел.
Возрастная категория: 480 человек составляют воспитатели до 30 лет; 1690 чел. воспитателей от 31 до 60 лет; старше 60 лет - 46 человек.
Обучение детей плаванию в дошкольных учреждениях осуществляют – 711 инструкторов физической культуры.
государственных образовательных учреждений города Москвы в целом позволяет создать необходимые условия для качественного обучения.
Всего в системе образования города Москвы насчитывается 6453 спортивных сооружений, единовременная пропускная способность – 246240 (чел) из них:
Основное внимание в течение учебного года было уделено выполнению приказа Министерства образования и науки Российской Федерации о введении 3–его урока физической культуры в сетку часов и его направленность.
В 100% государственных бюджетных образовательных учреждениях города Москвы, подведомственных Департаменту образования города Москвы, реализуется учебный план с 3-х часовой недельной нагрузкой, что привело к увеличению двигательной активности учащихся на 20,9%. Для этого было переоборудовано 1384 помещения для занятий фитнес-аэробикой, атлетической гимнастикой, единоборствами, настольным теннисом и др. Проводят 3-ий урок физической культуры 85% учителей физической культуры, педагогов ПДО, инструкторов, имеющих специальное физкультурное образование, 15% - представителей других предметов и профессий.
В целях обобщения материалов по направленности 3-го урока физической культуры в общеобразовательных учреждениях реализуются следующие разделы программы: легкая атлетика, спортивные игры (баскетбол, волейбол, футбол, бадминтон, настольный теннис, большой теннис, флорбол), гимнастика (художественная, ритмическая, спортивная), спортивные танцы, лыжная подготовка, фитнес, плавание, единоборства, шахматы, шашки, спортивное ориентирование.
Во исполнение Приказа Департамента образования города Москвы от 23 августа 2011 года №591 «О работе по охране труда, состоянии производственного и детского травматизма в 2010-2011 учебном году», а также руководствуясь решениями постоянно действующей комиссии по расследованию несчастных случаев с обучающимися и воспитанниками, Центр организационно-методического обеспечения физического воспитания провел анализ представленной окружными ДООЦ информации по результатам расследования несчастных случаев произошедших с обучающимися в общеобразовательных учреждениях подведомственных Департаменту образования города Москвы.
На основании представленного материала выявлены следующие причины возникновения несчастных случаев:
ЗАО – 133 травмы(14%)
СВАО – 201 травма (21%)
ВАО –117 травм (12%)
САО – 98 травм (10%)
ЦАО – 93 травмы (10%) по данным за сентябрь – декабрь 2011г.
ЮЗАО – 77 травм (8%)
ЮВАО – 61 травма (6%)
ЗелАО – 39 травм (4%)
ЮАО – 30 травм (3%) по данным за январь - июнь 2012 г.
в спортивном зале – 696 травм (72%)
на спортивной площадке – 141 травма (15%)
в бассейне – 7 травм (1%).
Во второй половине дня:
на дополнительных занятиях физкультурно-оздоровительной направленности –27 травм (3%),
на спортивно-массовых мероприятиях - 11травм (1%).
В раздевалках при спортивных залах зафиксировано 19 травм (2%),
до начала уроков при проведении утреней гимнастики и переменах - 55 травм (6%) ,
в группах продленного дня - 10 травм (1%).
Из общего числа травм произошедших в течение учебного года в 24 случаях обучающиеся были госпитализированы, что составляет 2% от общего числа травм.
Большую часть травм составляют:
переломы верхних и нижних конечностей – 384 травмы (40%);
ушибы мягких тканей – 223 травмы (23%);
вывихи суставов – 16 (2%);
растяжение связок – 91 (9%);;
травмы головы (СГМ) – 136 (14%);
травмы позвоночника – 50 (5%);
прочие травмы (гемартрозы, резаные раны, разрыв мышц и т.д.) – 63 (7%).
Наибольшее количество травм приходиться на раздел программы спортивные игры (баскетбол, волейбол, футбол, ручной мяч и т.п.).
Центром организационно-методического обеспечения разработан план мероприятий по профилактике детского травматизма на занятиях физической культурой и спортом на 2012-2013 учебный год.
В каждом округе были определены и поставлены на особый контроль общеобразовательные учреждения, давшие наибольшее количество травм за учебный год, а так же запланированы мероприятия по предупреждению несчастных случаев с обучающимися и оказанию методической помощи администрации образовательных учреждений, учителям и педагогам дополнительного образования по вопросам организации учебного процесса и секционных занятий по физической культуре с учетом всех требований безопасности.
В рамках совершенствования учебного процесса по физической культуре в общеобразовательных учреждениях столицы в 2011-2012 учебном году увеличилось количество инновационных учебных программ, основанных на одном из видов спорта, и рекомендованных экспертным советом Министерства образования и науки Российской Федерации:
Кроме инновационных программ общеобразовательными учреждениями используется около 200 авторских методик и учебных модулей по физическому воспитанию. Для обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, используется «Программа для учащихся специальной медицинской группы общеобразовательных учреждений «Физическая культура 1-11 классы» (А.П.Матвеев, Т.В.Петрова, Л.В. Каверкина).
В соответствии с введением ФГОС НОО в 1-х классах на уроках физической культуры и самостоятельных занятиях в общеобразовательных учреждениях учителями физической культуры используются системы учебников и УМК «Перспектива», «Школа 2100», «Начальная школа XXI века», примерные рабочие программы «Физическая культура» А.П. Матвеева и В.И. Ляха.
В течение 2011-2012 учебного года проведено 3 смотра-конкурса для обучающихся начальной школы:
Смотры-конкурсы позволяют определить уровень компетенции обучающихся младшего школьного возраста по знаниям, формированию умений и воспитанию физических качеств по учебному предмету «Физическая культура», отследить, как решаются задачи физического воспитания школьников на этапе обучения с 1-го по 4-й класс. Выявить лучшие школы по постановке как учебной работы по предмету «Физическая культура, так и работы по программе «Интегративный курс физического воспитания для учащихся начальной школы на основе футбола» и наиболее талантливых школьников. Данные смотры-конкурсы способствуют оценке качества преподавания физической культуры на ступени начального общего образования.
Большую помощь в организации городских смотров-конкурсов оказали представители Фонда сохранения исторического наследия и культурных инициатив им. Ю.В. Андропова и «РусСтройИнжиниринг», Международная федерация футбольных ассоциаций (ФИФА); Российский Футбольный Союз (РФС), представители ДООЦ «Юго-Восточный» и «Северо-Восточный». Центр получил много положительных отзывов от представителей школ, родителей по организации, проведению и объективному судейству данных мероприятий.
В рамках внедрения инноваций и совершенствования системы физического воспитания в школах столицы в 2011-2012 уч.г. программа «Интегративный курс физического воспитания для учащихся начальной школы на основе футбола» (авторы – составители М.А.Грибачева, В.А.Круглыхин)_ рекомендована экспертным советом Министерства образования и науки Российской Федерации по совершенствованию системы физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации для использования в образовательном процессе общеобразовательных учреждениях по учебному предмету «Физическая культура» по разделу «Инновационные учебные программы по физической культуре для общеобразовательных учреждений». Протокол №2 от 2 ноября 2011года. В разработке содержание программы «Интегративный курс физического воспитания для учащихся 5-9 классов на основе футбола». В рамках внедрения данной программы расширилась сеть образовательных учреждений. Это более 8000 учащихся начальной школы.
Проведен городской Фестиваль «Футбол в школу» среди обучающихся начальной школы по программе «Интегративный курс физического воспитания для учащихся начальной школы на основе футбола» и программе ФИФА «Grassroots» (Детский массовый футбол), в котором участвовало 120 обучающихся 2 - 4 классов ОУ системы образования Департамента образования города Москвы: ЮВОУО- ГБОУ СОШ №№ 1423 , 1142, 493, ЦО 1085; ЗОУО – ГБОУ СОШ №№ 638, 1692; СВОУО - ГБОУ СОШ №№ 245, 655; ЮОУО - ГБОУ СОШ № 880; ЮЗОУО- ГБОУ СОШ № 1693.
Впервые для ознакомления младших школьников и их родителей с элементами футбола, формирования нравственных качеств и навыков поведения в коллективе и семье был проведен Фестиваль футбола «Всей семьей на стадион». Участники: 32 семьи, из них 14 полных и 18 неполных, 32 обучающихся 1 – х классов ОУ №№ 1439,1085, 880,864,655, 493,245и 46 родителей обучающихся.
На базе Зеленоградского округа в День защиты детей 1 июня 2012 года также впервые был организован спортивный праздник «Футбольного мяча». Участники: 400 обучающихся 1 - 4 классов ГБОУ Департамента образования города Москвы.
В организации и проведении Фестивалей и праздников принимали участие: инструкторы, окончившие курсы ФИФА, учителя физической культуры ОУ столицы, методисты отдела по УМР Центра ОМОФВ, педагоги ДО ГБОУ Зеленоградского окружного управления образования, ДООЦ «Юго-Восточный» и «Северо-Восточный».
Развивается деловое сотрудничество по взаимодействию с профильными ВУЗами, федерациями по видам спорта, связи с общественными российскими и международными организациями ФИФА, УЕФА. С целью создания условий для развития футбола в образовательных учреждениях и качественного подхода в решении основных направлений программы развития детского массового футбола в общеобразовательных учреждениях 15 мая 2012 года подписано Соглашение о взаимодействии между Департаментом образования города Москвы, Государственным бюджетным образовательным учреждением города Москвы «Центр организационно – методического обеспечения физического воспитания физического воспитания», Общероссийской общественной организацией «Российский футбольный союз» и Московской Федерацией футбола.
В целях повышения профессиональной компетенции учителей и воспитателей, повышения уровня преподавания предмета, внедрения инновационных технологий, обобщения и распространения передового педагогического опыта по всем направлениям отдела по УМР были организованы и проведены инструктивно-методические совещания, 9 семинаров-практикумов по разделам программы, в рамках которых проходили мастер-классы по 18-ти направлениям. В работе семинаров принимали участие и выступали учителя физической культуры, воспитатели ДОУ, специалисты в области физической культуры и спорта, преподаватели ПИФК, педагоги дополнительного образования, специалисты ДООЦ округов. Итог – 978 участников. Все участники были обеспечены раздаточным материалом. Подготовлены фото и видеоматериалы.
Второй год отдел по УМР проводит в апреле II-ю научно-практическую конференцию «Опыт и идеи» для специалистов физкультурно-спортивного профиля системы Департамента образования города Москвы. Поданные участниками конференции работы, отвечают требованиям современного развития науки и образования. В представленных тезисах педагоги делятся с коллегами опытом работы и идеями оригинальных методик обучения, влияющих на качество образованности учащихся и учителей, возможностью их применения на практике в области физического воспитания и других областях знаний, с возможной дальнейшей трансляцией на региональный и федеральный уровни.
Проведен круглый стол по теме: «Сохранение и укрепление здоровья обучающихся общеобразовательных учреждений средствами физической культуры и спорта» на базе ГОУ СОШ «Школа здоровья» №1959, ЮВОУО, который посетило - 140 специалистов физкультурно-педагогического профиля.
С целью повышения творческого потенциала и престижа профессиональной деятельности кадрового состава на постоянной основе работает «Школа молодого специалиста», в которой прошли обучение 216 молодых специалиста. Для этой группы педагогов были проведены: установочное совещание, 3 обучающих семинара, 2 семинара – практикума, в которых приняло участие 618 учителей независимо от стажа работы. Каждый молодой специалист получил разработанный методический комплект для работы по различным направлениям. Все молодые специалисты обеспечены программно - методической литературой, получили раздаточные CD-диски с подбором нормативных документов необходимых для работы. Так же молодые специалисты имели возможность посещать семинары-практикумы, проводимые отделом по интересующим их тематикам.
Все мероприятия Школы молодого специалиста были направлены на то, чтобы помочь начинающему учителю адаптироваться к школьным условиям и требованиям, соединить знания, полученные в институте, с практической деятельностью в образовательном учреждении, помочь самоутвердиться и повысить свою компетентность.
Продолжена работа с учителями по организации уроков ФК в начальной школе по ФГОС НОО. Многие учителя города скорректировали и обновили содержание программного материала, документы планирования. Создана папка с раздаточным материалом: в электронном виде по ФГОС, с примерными программами по ФК, вариантами планирования; оценочными вариантами.
В качестве ознакомления учителей ФК с приоритетами содержания физкультурного образования, рекомендациями по качеству преподавания предмета «Физическая культура» методистами отдела подготовлены презентации: «Разработка и составление документов планирования с учётом 3-го урока физической культуры», «Портфолио учителя физической культуры», «Основные направления организации учебного процесса по физической культуре в зимний период», «Организация и аттестация по физической культуре обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья» и статьи: по качеству преподавания физической культуры в начальной школе на основе анализа смотра-конкурса «Знаю и умею» для выпускников первой ступени обучения, по организации занятий по физической культуре для учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья с рекомендациями учителям ФК и методистам.
Большое внимание уделяется совершенствованию нормативно-правового, организационно-управленческого и научно-методического обеспечения условий и возможностей специалистов физкультурно-педагогического профиля в организации физкультурно-оздоровительной деятельности обучающихся различных медицинских групп здоровья в освоении предметной области «Физическая культура».
Важной задачей повышения уровня информированности педагогов в области физической культуры в вопросах организации и проведению занятий с обучающимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья, явилось проведение блока семинаров, направленных на решение проблем, связанных с физкультурно-оздоровительной и оздоровительно-коррекционной направленностью. Организации уроков физической культуры с оздоровительно-коррекционной направленностью и созданию здоровьесберегающей среды на занятиях физической культурой с обучающимися общеобразовательных учреждений были посвящены два семинара-практикума с общим количеством 370 человек. Организован и проведен круглый стол по теме: «Сохранение и укрепление здоровья
обучающихся общеобразовательных учреждений средствами физической культуры и спорта», который посетило 140 специалистов физкультурно-педагогического профиля.
Центром организационно-методического обеспечения физического воспитания совместно с Департаментом здравоохранения города Москвы и Российским государственным медицинским университетом им.Н.И. Пирогова (кафедра педиатрии и школьной медицины ФУВ) разработаны методические рекомендации «Об организации и аттестации по физической культуре обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья».
Работа с экспертной группой экспертного совета Министерства образования и науки РФ по вопросу утверждения позволило внести поправки в содержание инструктивно-методических рекомендаций (в частности с НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков).
В настоящее время инструктивно-методические рекомендации «Об организации и аттестации, обучающихся имеющих отклонения в состоянии здоровья» согласованы с Департаментом здравоохранения города Москвы, заместителем руководителя А.А.Корсунским и готовятся к согласованию с заместителем руководителя Департамента образования города Москвы.
02 10 2014
4 стр.
15 09 2014
1 стр.
02 10 2014
1 стр.
01 10 2014
1 стр.
04 09 2014
1 стр.
17 12 2014
1 стр.
15 12 2014
1 стр.
15 09 2014
1 стр.