Отец и сын Болконские в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
На самом деле в книге два отца и два сына Болконских: старый князь Николай Андреевич и князь Андрей, а также князь Андрей в роли отца и его сын Николенька. Много значат и повторяющиеся через поколение имена, и другая внутренняя симметрия, заключенная в сюжете о Болконских.
Вначале рассмотрим образы двух старших Болконских. Князь Николай Андреевич - человек незаурядный, жесткий и честный, подавляющий волю других и несущий в себе любовь к правде, чудак и добрый, светлый человек. В его облике отразились черты знатного и богатого деда Толстого по матери, генерала Н. С. Волконского, гордеца, атеиста, о котором существует легенда, что он попал в немилость, отказавшись жениться на любовнице Павла, за что и был сослан (ссылка старшего Болконского при Павле также фигурирует в романе). Высокое понятие о чести, гордость, независимость, благородство и остроту ума старый князь передал своему сыну. Оба Болконских - разносторонне образованные, одаренные люди, которым близки идеи гуманизма и просветительства, гуманно относятся они и к своим крепостным, несмотря на внешнюю строгость и требовательность к себе и окружающим.
При сравнении князя Андрея и его отца, однако, забывают, что характеры и того и другого даны в развитии. Князь Андрей, конечно, шагнул гораздо дальше Николая Андреевича, к которому питает неизменно уважение и которым восхищается (недаром он просит отца при своем отъезде на войну не оставлять внука).
Отец Болконский верил в прогресс и будущее величие Родины, которому служил всеми силами. Болконский-сын - главный идеологический герой Толстого - скептически относится к государству и власти вообще. Высокая идея служения Отечеству, воодушевлявшая его отца, трансформируется у князя Андрея в идею служения миру, единения всех людей, идею всеобщей любви и объединения человечества с природой. Старый князь живет в России, а его сын ощущает себя гражданином, даже лучше сказать частью Вселенной. Он совершает подвиг, но не подвиг патриота. Это подвижничество апостола, и недаром Толстой наделяет его апостольским именем - Андрей, но это имя тесно связано с Россией, ведь апостол Андрей - покровитель России, предсказавший населявшим эти земли славянам великое будущее. Россия должна дать миру пример любви и непротивления, открыть новую эпоху единения всех людей. Старый князь, сначала несколько скептически относившийся к этим апостольским, подвижническим устремлениям своих детей - сына, в котором он с тревогой находит что-то большее, чем беззаветное служение Отечеству, и христианки-дочери, - под конец жизни склонен признать их правоту. Перед смертью обычная жесткость старого князя по отношению к детям исчезает. Он просит прощения за искалеченную жизнь у дочери и заочно - у сына. Княжна Марья еще будет счастлива, а о сыне старый князь говорит перед смертью пророческие слова: «Погибла Россия!» Может быть, он только сейчас понял, что сын его принес в мир идею более великую, чем патриотизм и служение отечеству.
Продолжать идеи своего отца будет другой Николай Болконский - Николенька. В «Эпилоге» ему пятнадцать лет. В шесть лет он остался без отца. Да и до шести лет мальчик не много провел времени с ним. Умирающий Андрей Болконский оставляет своему сыну что-то вроде зашифрованного завещания о «птицах небесных». Он не произносит этих евангельских слов вслух, но Толстой говорит, что сын князя все понял, даже больше, чем мог бы понять взрослый, умудренный жизненным опытом человек. В качестве «птицы небесной», которая в Евангелии есть символ души, приходит, как и обещал, князь Андрей к Николеньке уже после своей смерти. Мальчику снится Отец - любовь к людям, и Николенька дает клятву принести себя в жертву (недаром вспоминается ему Муций Сцевола) по повелению Отца (Отец - слово, написанное, разумеется, не случайно с большой буквы).
Так «Война и мир» завершается темой Отца и Сына, темой апостольского служения Богу, темой единения людей. Тема Отца и Сына, очень важная для русской литературы, в «Войне и мире» развернута не как тема блудного сына, а как тема Божественного служения Бога-сына Богу-отцу.