Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
ОТВЕТЫ НА ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ

11 КЛАСС

Задание №1. Решите лингвистические задачи:

1. Русский писатель XIX века Титов писал под псевдонимом Тит Космократов. А как было его настоящее имя?

(А) Александр, (Б) Владимир, (В) Кузьма, (Г) Демьян, (Д) Константин



2. В начале прошлого века поэты, собиравшиеся в одном петербургском кафе, придумали стихотворную форму «боранаут». Перед вами фрагмент «боранаута» современного автора В. Бейлиса:

Раз Боранаут на Франкфуртский берег проветриться вышел.

Страсти сказал он: тубо! рана утраты болит.

После отправился в (...), а наутро, страдая, усталый,

Бога моля, у собора на утрене стал.

Восстановите пропущенное слово.

(А) бар; (Б) бой; (В) бор; (Г) сад; (Д) путь.

3. В каком институте Академии наук был создан синтетический кристалл фианит?

(А) в химическом; (Б) в физическом; (В) в геологическом; (Г) в минералогическом; (Д) в институте кристаллографии.


ОТВЕТ: 1 – Б, 2 – В, 3 – Б.

ОЦЕНИВАНИЕ: за каждый правильный ответ – 1 балл

ИТОГО: 3 балла
Задание № 2. Сокол – хищная птица, отличается острым зрением и быстротой полета, особенно при преследовании добычи.

Существует очень странное выражение: «гол как сокол». Какая тут связь?



ОТВЕТ: Сокол – хищная птица и выражение «гол как сокол» никак не связаны. «Сокол», голый и гладкий, так называли старинное стенобитное орудие из чугуна. Его подвешивали на железных цепях и ломали с успехом любую стену, и каменную, и деревянную.

ОЦЕНИВАНИЕ: за правильное объяснение – 2 балла.

ИТОГО: 2 балла.
Задание № 3. О ком из известных русских лингвистов идет речь?

1) известная научным кругам фамилия этого лингвиста – псевдоним; настоящая его фамилия – Остенек;

2) И.С. Аксаков писал об этом лингвисте: «…русское слово не было для него только средством; нет, оно само по себе было для него предметом и целью, преимущественно с художественной своей стороны, - не наше книжное, искалеченное, чахлое слово, а именно слово живое, которое он всю жизнь, везде и всюду подбирал из уст самого народа» ;

3) создатель первой подлинно научной грамматики русского языка (1755 г., опубликована в 1757 г.), носившей нормативный характер, закрепившей живые нормы словоупотребления.


ОТВЕТ: 1) А.Х. Востоков, 2) В.И. Даль, 3) М.В. Ломоносов.

ОЦЕНИВАНИЕ: за каждый правильный ответ – 1 балл

ИТОГО: 3 балла
Задание № 4. Известно, что русский алфавит восходит к греческому. Вплоть до начала XVIII века в русском алфавите, как и в греческом, буквы имели не только звуковое, но и числовое значение, например: В – «2», Г – «3», Д – «4», К – «20», Л – «30», М – «40» и т.д. Почему третья буква русского алфавита имела значение два, а не три?

ОТВЕТ:

Буква А имела значение «1», а Б не имела числового значения вообще (Б – чисто славянское изобретение, не имела аналога в греческом уставе, потому не получила числового обозначения).



ОЦЕНИВАНИЕ: за правильное объяснение и в зависимости от полноты ответа – 4 балла.

ИТОГО: 4 балла.

Задание № 5. Выберите и запишите вариант, соответствующий нормам современного русского литературного языка.

  1. Дешевый плацкарт – дешевая плацкарта

  2. Маленький босоножек – маленькая босоножка

  3. Сандаль – сандалия

  4. Мой кроссовок – моя кроссовка

  5. Старый тапок – старая тапка

  6. Кожаное портмоне – кожаный портмоне

  7. Поезжай – едь

  8. Выздоровею – выздоровлю

  9. Пара туфель – пара туфлей;

  10. Класть – ложить;

  11. Уплачено – уплочено;

  12. Красивая тюль – красивый тюль.

ОТВЕТ:

  1. Дешевый плацкарт – дешевая плацкарта

  2. Маленький босоножек – маленькая босоножка

  3. Сандаль – сандалия

  4. Мой кроссовок – моя кроссовка

  5. Старый тапок – старая тапка

  6. Кожаное портмоне – кожаный портмоне

  7. Поезжай – едь

  8. Выздоровею – выздоровлю

  9. Пара туфель – пара туфлей;

  10. Класть – ложить;

  11. Уплачено – уплочено;

  12. Красивая тюль – красивый тюль.

ОЦЕНИВАНИЕ: за каждый правильный ответ – 0,5 балла.

ИТОГО: 6 баллов.
Задание № 6. В языкознании известен подход к классификации языков по общности происхождения. Эту классификацию называют генеалогической.

Выделяют 20 семей языков. Вот некоторые из них:

  1. Индоевропейская семья языков

  2. Кавказская семья языков

  3. Финно-угорская семья языков

  4. Тюркская семья языков

  5. Афразийская (семито-хамитская) семья языков

  6. Китайско-тибетская семья языков

  7. Палеоазиатская семья языков

  8. Индейская семья языков

Определите, в какие семьи языков входят следующие языки. Цифрой обозначьте свой выбор.

  1. Ирокезские, юто-ацтекские языки - 8

  2. Чукотский, эскимосский языки - 7

  3. Арабский, ассирийский языки - 5

  4. Турецкий, татарский, азербайджанский языки - 4

  5. Лезгинский, адыгейский, табасаранский языки - 2

  6. Ирландский, армянский, молдавский языки - 1

  7. Венгерский, финский, эстонский языки – 3

  8. Тайский, лаосский, вьетнамский - 6

ОТВЕТ: 1 – 8; 2 – 7;3 – 5; 4 – 4; 5 – 2; 6 – 1; 7 – 3, 8 – 6.

ОЦЕНИВАНИЕ: за каждый правильный вариант ответа – 1 балл.

ИТОГО: 8 баллов.
Задание № 7. Определите, антропоним (1) или топоним (2) положен в основу следующих наименований тканей:

  1. джерси;

  2. батист;

  3. гобелен;

  4. муслин;

  5. кашемир;

  6. флоранс;

  7. бостон.

Ответ обоснуйте.

ОТВЕТ: Определите, антропоним (1) или топоним (2) положен в основу следующих наименований тканей:

  1. джерси - 2;

  2. батист - 1;

  3. гобелен - 1;

  4. муслин - 2;

  5. кашемир - 2;

  6. флоранс - 2;

  7. бостон - 2.

Ответ обоснуйте.

Джерси – шелковая или шерстяная трикотажная материя названа по острову Jersey у берегов Нормандии.

Батист – тонкая ткань, впервые выделанная мастером Батистом Шамбри, жившим в XIII веке.

Гобелен – декоративная ткань высокой художественной ценности, вырабатывавшаяся ручным способом. Она изготовлялась в квартале гобеленов (по фамилии красильщиков Гобеленов, работавших здесь с XV века).

Муслин – назван по городу Мосул в Иране.

Кашемир – назван по области Кашмир в Индии.

Флоранс – легкая шелковая ткань для подкладки, названная по городу Флоренция.

Бостон – тонкое сукно, названное по городу Бостон в США.

Материалы по: Л.А. Введенская, Н.П. Колесников. От собственных имен к нарицательным. – М.:Просвещение, 1989. – С.102-104.
ОЦЕНИВАНИЕ: за правильное толкование слова – 1 балл.

ИТОГО: 7 баллов.
Задание № 8. Установите, какие из лингвистов ввели в научный обиход следующие термины: придаточное предложение, обстоятельство, детерминант, примыкание.

ОТВЕТ:

придаточное предложение – Н.И. Греч, обстоятельство – М.В. Ломоносов, детерминант – Н.Ю. Шведова, примыкание – Ф.И. Буслаев.



ОЦЕНИВАНИЕ: за каждое правильно названное имя – 1 балл.

ИТОГО: 4 балла.
Задание № 9.

Определите, к одушевлённым или неодушевлённым существительным относятся данные слова. Рядом со словом укажите соответствующую цифру: одушевлённое – 1, неодушевлённое – 2, в разных значениях может выступать как одушевлённое или неодушевлённое – 3.



ОТВЕТ:

Кенгуру - 1, детвора - 2, истребитель - 3, дворник - 3, студенчество - 2, туз - 1, леди - 1, толпа - 2, матрёшка - 1, жюри - 2, валет - 1, кукла - 1, бактерия - 3, карп - 3, полк - 2, робот - 1, ёрш - 3, профессура - 2, орёл - 1, подмастерье - 1



ОЦЕНИВАНИЕ: за каждый правильный вариант ответа – 0,5 балла.

ИТОГО: 10 баллов.
Задание № 10. Какие варианты пунктуационного оформления имеет предложение Он вышел из комнаты  энергичный  свежий  бодрый  радостный?

Укажите эти варианты, расставив знаки препинания. К каждому варианту дайте синтаксический комментарий.



ОТВЕТ:

1. Он вышел из комнаты  энергичный,  свежий,  бодрый, радостный.

В этом случае прилагательные энергичный,  свежий,  бодрый, радостный являются однородными именными частями составного именного сказуемого, поэтому они разделятся запятыми.

2. Он вышел из комнаты,  энергичный,  свежий,  бодрый, радостный.

В этом случае прилагательные энергичный,  свежий,  бодрый, радостный можно рассматривать как обособленные определения. Условиями обособления являются следующие: согласованные определения находятся в постпозиции по отношению к определяемому слову, в предложении они образуют достаточно самостоятельное структурно-семантическое единство, между ними и определяемым словом имеется другой член предложения. В этом случае группа однородных определений выделяется интонационно и пунктуационно (запятая перед словом энергичный).

ОЦЕНИВАНИЕ:

1. Указаны варианты пунктуации – 1 балл.

2. Дан синтаксический комментарий к обоим вариантам, но он является неполным (например, отмечено, что определения являются обособленными, но не указаны или указаны не все условия обособления) – 1 балл.

4. Дан полный синтаксический комментарий к обоим вариантам пунктуационного оформления – 3 балла



ИТОГО: 4 балла



Задание № 11. Творческое задание.
Напишите сочинение на одну из предложенных тем о языке:

1. Сколько слов нужно человеку для общения?

2. Нуждается ли в защите «великий и могучий» русский язык?

3. Я русский бы выучил только за то…


ОЦЕНИВАНИЕ:

Объем работы – 200-250 слов.

Работа оценивается по следующим критериям:
1. Полнота изложения темы, её раскрытие – 3 балла.

2. Необычность формы (стихотворение, басня и т.д.) – 3 балла.

3. Грамотность:

а) отсутствие орфографических ошибок – 3 балла (1 ошибка – 2 балла, 2 ошибки – 1 балл, 3 ошибки – 0 баллов);

б) отсутствие пунктуационных ошибок – 3 балла (1 ошибка – 2 балла, 2 ошибки – 1 балл, 3 ошибки – 0 баллов);

в) отсутствие грамматических ошибок - 3 балла (1 ошибка – 2 балла, 2 ошибки – 1 балл, 3 ошибки – 0 баллов);

г) отсутствие речевых ошибок - 3 балла (1 ошибка – 2 балла, 2 ошибки – 1 балл, 3 ошибки – 0 баллов).

4. Логика изложения, смысловая цельность, связность - 2 балла.



5. Точность и выразительность речи (разнообразие лексического строя, грамматических форм, синтаксических конструкций) – 2 балла.
ИТОГО: 22 балла

ОЦЕНИВАНИЕ ВСЕЙ РАБОТЫ


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Итого

3

2

3

4

6

8

7

4

10

4

22

73

Ответы на олимпиадные задания 11 класс задание №1. Решите лингвистические задачи

Русский писатель XIX века Титов писал под псевдонимом Тит Космократов. А как было его настоящее имя?

98.57kb.

30 09 2014
1 стр.


Ответы на задания корпоративной олимпиады по русскому языку 9 класс задание №1. Решите лингвистические задачи

Какие слова получатся, если вы прочитаете лён, луг, люк, альт наоборот? Запишите эти слова. Какое из них окажется «четвертым лишним»?

80.25kb.

30 09 2014
1 стр.


Ответы на олимпиадные задания по географии. 6 класс. Задание №1

Нужно изобразить в условных знаках лес, луг, домик, деревянный мост через реку и т п

89.44kb.

04 09 2014
1 стр.


Олимпиадные задания по литературе 11 класс (с ответами) Задание 1

Перечисленные персонажи относятся к одному литературному произведению, кроме единственного персонажа, относящегося к другому произведению

136.27kb.

26 09 2014
1 стр.


Олимпиадные задания по географии. 7 класс. 1 задание

Сгруппируйте географические объекты по смыслу (страны, столицы, горы.) и по материкам: Канберра, Каир, Миссури, Дели, Дарлинг, Атлас, Гана, Канада, Боливия, Меконг

14.3kb.

04 09 2014
1 стр.


Дорогие ребята! Предлагаем вам задачи первого этапа «Математического марафона» (7-8 класс). Просим при оформлении работы каждое задание выполнять на отдельном листе, указывая № задания. Решать все задачи не обязательно

Предлагаем вам задачи первого этапа «Математического марафона» (7-8 класс). Просим при оформлении работы каждое задание выполнять на отдельном листе, указывая № задания. Решать все

33.58kb.

10 10 2014
1 стр.


Олимпиадные задания по биологии, 9 класс I часть

Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 25

121.21kb.

10 10 2014
1 стр.


Олимпиадные задания по географии 9 класс Школьный тур 1
34.84kb.

02 10 2014
1 стр.