ОТВЕТЫ НА ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ
11 КЛАСС
Задание №1. Решите лингвистические задачи:
1. Русский писатель XIX века Титов писал под псевдонимом
Тит Космократов. А как было его настоящее имя?
(А) Александр, (Б) Владимир, (В) Кузьма, (Г) Демьян, (Д) Константин
2. В начале прошлого века поэты, собиравшиеся в одном петербургском кафе, придумали стихотворную форму «боранаут». Перед вами фрагмент «боранаута» современного автора В. Бейлиса:
Раз Боранаут на Франкфуртский берег проветриться вышел.
Страсти сказал он: тубо! рана утраты болит.
После отправился в (...), а наутро, страдая, усталый,
Бога моля, у собора на утрене стал.
Восстановите пропущенное слово.
(А) бар; (Б) бой; (В) бор; (Г) сад; (Д) путь.
3. В каком институте Академии наук был создан синтетический кристалл фианит?
(А) в химическом; (Б) в физическом; (В) в геологическом; (Г) в минералогическом; (Д) в институте кристаллографии.
ОТВЕТ: 1 – Б, 2 – В, 3 – Б.
ОЦЕНИВАНИЕ: за каждый правильный ответ – 1 балл
ИТОГО: 3 балла
Задание № 2. Сокол – хищная птица, отличается острым зрением и быстротой полета, особенно при преследовании добычи.
Существует очень странное выражение: «гол как сокол». Какая тут связь?
ОТВЕТ: Сокол – хищная птица и выражение «гол как сокол» никак не связаны. «Сокол», голый и гладкий, так называли старинное стенобитное орудие из чугуна. Его подвешивали на железных цепях и ломали с успехом любую стену, и каменную, и деревянную.
ОЦЕНИВАНИЕ: за правильное объяснение – 2 балла.
ИТОГО: 2 балла.
Задание № 3. О ком из известных русских лингвистов идет речь?
1) известная научным кругам фамилия этого лингвиста – псевдоним; настоящая его фамилия – Остенек;
2) И.С. Аксаков писал об этом лингвисте: «…русское слово не было для него только средством; нет, оно само по себе было для него предметом и целью, преимущественно с художественной своей стороны, - не наше книжное, искалеченное, чахлое слово, а именно слово живое, которое он всю жизнь, везде и всюду подбирал из уст самого народа» ;
3) создатель первой подлинно научной грамматики русского языка (1755 г., опубликована в 1757 г.), носившей нормативный характер, закрепившей живые нормы словоупотребления.
ОТВЕТ: 1) А.Х. Востоков, 2) В.И. Даль, 3) М.В. Ломоносов.
ОЦЕНИВАНИЕ: за каждый правильный ответ – 1 балл
ИТОГО: 3 балла
Задание № 4. Известно, что русский алфавит восходит к греческому. Вплоть до начала XVIII века в русском алфавите, как и в греческом, буквы имели не только звуковое, но и числовое значение, например: В – «2», Г – «3», Д – «4», К – «20», Л – «30», М – «40» и т.д. Почему третья буква русского алфавита имела значение два, а не три?
ОТВЕТ:
Буква А имела значение «1», а Б не имела числового значения вообще (Б – чисто славянское изобретение, не имела аналога в греческом уставе, потому не получила числового обозначения).
ОЦЕНИВАНИЕ: за правильное объяснение и в зависимости от полноты ответа – 4 балла.
ИТОГО: 4 балла.
Задание № 5. Выберите и запишите вариант, соответствующий нормам современного русского литературного языка.
-
Дешевый плацкарт – дешевая плацкарта
-
Маленький босоножек – маленькая босоножка
-
Сандаль – сандалия
-
Мой кроссовок – моя кроссовка
-
Старый тапок – старая тапка
-
Кожаное портмоне – кожаный портмоне
-
Поезжай – едь
-
Выздоровею – выздоровлю
-
Пара туфель – пара туфлей;
-
Класть – ложить;
-
Уплачено – уплочено;
-
Красивая тюль – красивый тюль.
ОТВЕТ:
-
Дешевый плацкарт – дешевая плацкарта
-
Маленький босоножек – маленькая босоножка
-
Сандаль – сандалия
-
Мой кроссовок – моя кроссовка
-
Старый тапок – старая тапка
-
Кожаное портмоне – кожаный портмоне
-
Поезжай – едь
-
Выздоровею – выздоровлю
-
Пара туфель – пара туфлей;
-
Класть – ложить;
-
Уплачено – уплочено;
-
Красивая тюль – красивый тюль.
ОЦЕНИВАНИЕ: за каждый правильный ответ – 0,5 балла.
ИТОГО: 6 баллов.
Задание № 6. В языкознании известен подход к классификации языков по общности происхождения. Эту классификацию называют генеалогической.
Выделяют 20 семей языков. Вот некоторые из них:
-
Индоевропейская семья языков
-
Кавказская семья языков
-
Финно-угорская семья языков
-
Тюркская семья языков
-
Афразийская (семито-хамитская) семья языков
-
Китайско-тибетская семья языков
-
Палеоазиатская семья языков
-
Индейская семья языков
Определите, в какие семьи языков входят следующие языки. Цифрой обозначьте свой выбор.
-
Ирокезские, юто-ацтекские языки - 8
-
Чукотский, эскимосский языки - 7
-
Арабский, ассирийский языки - 5
-
Турецкий, татарский, азербайджанский языки - 4
-
Лезгинский, адыгейский, табасаранский языки - 2
-
Ирландский, армянский, молдавский языки - 1
-
Венгерский, финский, эстонский языки – 3
-
Тайский, лаосский, вьетнамский - 6
ОТВЕТ: 1 – 8; 2 – 7;3 – 5; 4 – 4; 5 – 2; 6 – 1; 7 – 3, 8 – 6.
ОЦЕНИВАНИЕ: за каждый правильный вариант ответа – 1 балл.
ИТОГО: 8 баллов.
Задание № 7. Определите, антропоним (1) или топоним (2) положен в основу следующих наименований тканей:
-
джерси;
-
батист;
-
гобелен;
-
муслин;
-
кашемир;
-
флоранс;
-
бостон.
Ответ обоснуйте.
ОТВЕТ: Определите, антропоним (1) или топоним (2) положен в основу следующих наименований тканей:
-
джерси - 2;
-
батист - 1;
-
гобелен - 1;
-
муслин - 2;
-
кашемир - 2;
-
флоранс - 2;
-
бостон - 2.
Ответ обоснуйте.
Джерси – шелковая или шерстяная трикотажная материя названа по острову Jersey у берегов Нормандии.
Батист – тонкая ткань, впервые выделанная мастером Батистом Шамбри, жившим в XIII веке.
Гобелен – декоративная ткань высокой художественной ценности, вырабатывавшаяся ручным способом. Она изготовлялась в квартале гобеленов (по фамилии красильщиков Гобеленов, работавших здесь с XV века).
Муслин – назван по городу Мосул в Иране.
Кашемир – назван по области Кашмир в Индии.
Флоранс – легкая шелковая ткань для подкладки, названная по городу Флоренция.
Бостон – тонкое сукно, названное по городу Бостон в США.
Материалы по: Л.А. Введенская, Н.П. Колесников. От собственных имен к нарицательным. – М.:Просвещение, 1989. – С.102-104.
ОЦЕНИВАНИЕ: за правильное толкование слова – 1 балл.
ИТОГО: 7 баллов.
Задание № 8. Установите, какие из лингвистов ввели в научный обиход следующие термины: придаточное предложение, обстоятельство, детерминант, примыкание.
ОТВЕТ:
придаточное предложение – Н.И. Греч, обстоятельство – М.В. Ломоносов, детерминант – Н.Ю. Шведова, примыкание – Ф.И. Буслаев.
ОЦЕНИВАНИЕ: за каждое правильно названное имя – 1 балл.
ИТОГО: 4 балла.
Задание № 9.
Определите, к одушевлённым или неодушевлённым существительным относятся данные слова. Рядом со словом укажите соответствующую цифру: одушевлённое – 1, неодушевлённое – 2, в разных значениях может выступать как одушевлённое или неодушевлённое – 3.
ОТВЕТ:
Кенгуру - 1, детвора - 2, истребитель - 3, дворник - 3, студенчество - 2, туз - 1, леди - 1, толпа - 2, матрёшка - 1, жюри - 2, валет - 1, кукла - 1, бактерия - 3, карп - 3, полк - 2, робот - 1, ёрш - 3, профессура - 2, орёл - 1, подмастерье - 1
ОЦЕНИВАНИЕ: за каждый правильный вариант ответа – 0,5 балла.
ИТОГО: 10 баллов.
Задание № 10. Какие варианты пунктуационного оформления имеет предложение
Он вышел из комнаты энергичный свежий бодрый радостный?
Укажите эти варианты, расставив знаки препинания. К каждому варианту дайте синтаксический комментарий.
ОТВЕТ:
1. Он вышел из комнаты энергичный, свежий, бодрый, радостный.
В этом случае прилагательные энергичный, свежий, бодрый, радостный являются однородными именными частями составного именного сказуемого, поэтому они разделятся запятыми.
2. Он вышел из комнаты, энергичный, свежий, бодрый, радостный.
В этом случае прилагательные энергичный, свежий, бодрый, радостный можно рассматривать как обособленные определения. Условиями обособления являются следующие: согласованные определения находятся в постпозиции по отношению к определяемому слову, в предложении они образуют достаточно самостоятельное структурно-семантическое единство, между ними и определяемым словом имеется другой член предложения. В этом случае группа однородных определений выделяется интонационно и пунктуационно (запятая перед словом энергичный).
ОЦЕНИВАНИЕ:
1. Указаны варианты пунктуации – 1 балл.
2. Дан синтаксический комментарий к обоим вариантам, но он является неполным (например, отмечено, что определения являются обособленными, но не указаны или указаны не все условия обособления) – 1 балл.
4. Дан полный синтаксический комментарий к обоим вариантам пунктуационного оформления – 3 балла
ИТОГО: 4 балла
Задание № 11. Творческое задание.
Напишите сочинение на одну из предложенных
тем о языке:
1. Сколько слов нужно человеку для общения?
2. Нуждается ли в защите «великий и могучий» русский язык?
3. Я русский бы выучил только за то…
ОЦЕНИВАНИЕ:
Объем работы – 200-250 слов.
Работа оценивается по следующим критериям:
1. Полнота изложения темы, её раскрытие – 3 балла.
2. Необычность формы (стихотворение, басня и т.д.) – 3 балла.
3. Грамотность:
а) отсутствие орфографических ошибок – 3 балла (1 ошибка – 2 балла, 2 ошибки – 1 балл, 3 ошибки – 0 баллов);
б) отсутствие пунктуационных ошибок – 3 балла (1 ошибка – 2 балла, 2 ошибки – 1 балл, 3 ошибки – 0 баллов);
в) отсутствие грамматических ошибок - 3 балла (1 ошибка – 2 балла, 2 ошибки – 1 балл, 3 ошибки – 0 баллов);
г) отсутствие речевых ошибок - 3 балла (1 ошибка – 2 балла, 2 ошибки – 1 балл, 3 ошибки – 0 баллов).
4. Логика изложения, смысловая цельность, связность - 2 балла.
5. Точность и выразительность речи (разнообразие лексического строя, грамматических форм, синтаксических конструкций) – 2 балла.
ИТОГО: 22 балла
ОЦЕНИВАНИЕ ВСЕЙ РАБОТЫ
№1
|
№2
|
№3
|
№4
|
№5
|
№6
|
№7
|
№8
|
№9
|
№10
|
№11
|
Итого
|
3
|
2
|
3
|
4
|
6
|
8
|
7
|
4
|
10
|
4
|
22
|
73
|