Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И КИНЕМАТОГРАФИИ

АКАДЕМИЧЕСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ

ПРИ МГК им. П. И. ЧАЙКОВСКОГО

К Л А В Е С И Н
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ № 070102

«Инструментальное исполнительство»

( 0701002 «Специальное фортепиано» )

Повышенный уровень

Москва 2005

Примерная программа учебной дисциплины «Клавесин» для музыкальных колледжей и колледжей искусств по специальности № 070102 «Инструментальное исполнительство» (070102 «Специальное фортепиано»). Составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта среднего профессионального образования.

Автор-составитель:

Лукина Ирина Кирилловна - преподаватель Академического музыкального колледжа при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского.
Рецензенты:

Мартынова О. В. - доцент МГК им. П. И. Чайковского - Факультет исторического и современного исполнительского искусства (кафедра клавишных инструментов), преподаватель МССМШ им. Гнесиных, лауреат международных конкурсов.

Шмитов А. М. - преподаватель кафедры органа и клавесина МГК им. П. И. Чайковского, преподаватель фортепианного отделения (фортепиано, орган, фортепианный ансамбль, камерный ансамбль) Академического музыкального колледжа при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, лауреат международного конкурса.

Все авторские права защищены. ©




Содержание:

Пояснительная записка………………………………………………..4

Краткие методические указания………………………………………5

Требования к технической подготовке……………………………….9

Контроль успеваемости………………………………………………11

Годовой план………………………………………………………….11

Список рекомендуемой литературы………………………………...13

Рекомендуемый репертуар…………………………………………...22

Объем курса – 124 часа

Занятия индивидуальные


Пояснительная записка
Предмет «К л а в е с и н» в Академическом музыкальном колледже при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского является одной из составных частей профессиональной подготовки студентов, обучающихся на фортепианном отделении. Этот предмет изучается в комплексе таких дисциплин как: фортепиано, орган, концертмейстерский класс, фортепианный ансамбль, камерный ансамбль, история фортепианного исполнительства, методика обучения игры на фортепиано, ремонт и настройка фортепиано, педагогическая практика, музыкально-теоретические дисциплины.

Hа сегодняшний момент российские исполнители на старинных клавишных инструментах составляют серьезное соперничество западноевропейским музыкантам. Возникновение столь высокого уровня в сфере исторического исполнительства и нововведения в системе отечественного музыкального образования взаимообусловлены. У музыкантов, начинающих свой творческий путь, появилась возможность получать исполнительскую подготовку по классу клавесина начиная с ДМШ и заканчивая аспирантурами консерваторий. Предмет «Клавесин» в звене среднего специального музыкального образования, не являющийся профилирующим для всех студентов-пианистов, становится специальностью для учащихся, стремящихся к продолжению своего образования в сфере исторического исполнительства в стенах консерваторий и академий музыки в России и за рубежом.

Изучение данного предмета предъявляет высокие требования к музыкальной и технической подготовке студентов, предполагая развитие исполнительского мастерства в объеме, определяемом вступительными требованиями высших музыкальных учебных заведений.

Мастерство музыканта-исполнителя не может базироваться единственно на практическом освоении приемов и навыков игры, показанных и объясненных педагогом. Для формирования полноценного профессионализма, адекватного современной музыкально-концертной жизни, необходимо формирование мышления, как его первостепенной составляющей. Это возможно только как результат выполнения комплекса задач: воспитания творческого подхода к изучаемому произведению,

воспитания творческой воли, инициативности и самостоятельности в работе над репертуаром, формирования музыкального кругозора.

Данная программа основана на сольном клавесинном репертуаре XVI-XVIII веков и исполнительских традициях западноевропейских школ.



Краткие методические указания

Основным видом работы по предмету «Клавесин» является индивидуальный урок.

В зависимости от целей данного занятия, уровня подготовки и способностей студентов, определенных стадий в процессе изучения произведения, используются различные формы работы.

Прежде всего, преподавателю следует ознакомить учащихся с конструкцией и строением инструмента, принципами звукоизвлечения и особенностями звукообразования в разных национальных клавесинных школах и на разных исторических этапах.

Следующая задача – формирование правильной посадки за инструментом и правильного положения рук на мануалах, которые могли бы обеспечить естественность, гибкость и свободу движения всего корпуса. Скованность, зажатость, излишнее мышечное напряжение блокируют исполнительский процесс, свидетельствуют о непрофессионализме и приводят к срывам на экзаменационных и концертных выступлениях.

Начиная с первых уроков, самое пристальное внимание должно уделяться работе над звукоизвлечением, следствием которой в будущем станет обретение особого клавесинного туше. Едва ли среди выдающихся исполнителей-клавесинистов, обладающих красивым звуком, найдется хотя бы один музыкант, чье туше нельзя было бы распознать с закрытыми глазами. Тогда как исполнения музыкантов, не обладающих хорошим звукоизвлечением, похожи друг на друга: жесткое туше, обилие немотивированных акцентов, «стук» и, в целом, отсутствие выразительности. Одна из задач педагога заключается в стимулировании и поощрении студентов в поисках индивидуальных форм техники и звуковой выразительности, которые отвечали бы их темпераменту и душевному складу.

Педагог должен научить студента концентрировать свое внимание на слуховом контроле за двигательными ощущениями в процессе работы над произведением или инструктивным материалом, как на уроке в классе, так и самостоятельно. Лишь при условии осознанной работы и воспитанному преподавателем умению слышать и анализировать свое исполнение, можно добиться прогресса на пути к свободному владению двигательным аппаратом. Работа над звуком и работа над техникой должны происходить одновременно и дополнять друг друга.

Основой клавесинного звукоизвлечения является один из трех видов техники игры на клавишных инструментах: классическая пальцевая техника. Однако педагог должен следить за тем, чтобы развитие одной двигательной сферы не происходило совершенно изолированно от двух других («подушечной» или экстатической техники и техники плечевого пояса). Определенный фактурный контекст часто может обуславливать обращение к приемам техники плечевого пояса и экстатической техники. «Именно классическая техника, как ни одна из трех основных технических сфер, имеет наибольшую тенденцию выделиться в особую изолированную часть, вместо того чтобы развиваться, исходя из целостного восприятия игрового аппарата, что всегда должно оставаться высшим законом. Ошибочная изоляция пальцевой техники и ее отмежевание от всего игрового аппарата в целом неизбежно приводит к вредным последствиям: появляются неестественность, перенапряжение данной сферы, судорожность, «зажатость»». [Мартинсен К. А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано».- М.: Классика- XXI, 2003, с. 42].

Работа над техникой должна осуществляться систематически - на уроке в классе и при самостоятельных домашних занятиях. Педагог может предложить учащемуся сочинить упражнения, с помощью которых возможно решение тех или иных технических задач. В процессе работы над техникой преподаватель должен стремиться выработать у студентов кантиленное звукоизвлечение, научить контролировать не только взятие, но и снятие звука, контролировать скорость движения плектра, избегать резкого бряцания демпфера по струнам, давления на клавиатуру etc.

В процессе обучения преподавателю необходимо уделять пристальное внимание развитию у студентов навыков чтения с листа. В отличие от сольного фортепианного репертуара, записанного в рамках современной пяти-линейной нотации с использованием басового и «соль» - ключей, в произведениях старинной музыки, созданных для клавесина, используется нотация с применением разных ключей, в том числе ключей «до». В комплексе с работой, которая ведется в концертмейстерском классе, а также на уроках сольфеджио, чтение с листа произведений старинной музыки поможет студенту прочно овладеть навыками транспонирования.

Для приобретения навыков самостоятельной работы над произведением и навыков применения полученных знаний на практике, а также для воспитания творческой инициативы в течение учебного года на всех курсах учащийся должен выучить 2-3 не сложных произведения самостоятельно.

Необходимым условием формирования профессионализма является воспитание у студентов принципов точного следования тексту. Однако, здесь возникает следующий парадокс: точное следование тексту и смыслу произведения в сфере исторического исполнительства, в подавляющем большинстве случаев, не подразумевает только точного воспроизведения нотных знаков, набранных на бумаге. Исполнение старинной музыки подразумевает, прежде всего, ее истолкование, то есть интерпретацию, которая объясняет и выявляет ее смысл.

Отсутствие в произведениях старинной музыки исполнительских указаний в том объеме, в котором они присутствуют в классических и романтических произведениях, а также в произведениях, написанных в XX и XXI вв., предполагает подробный и исчерпывающий ответ педагога на вопрос: «А что же в конечном итоге должно звучать? ». Задача преподавателя – объяснить студенту основные требования, предъявляемые к исполнителю старинной музыки. Прежде всего необходимо:

1. Воспитать у студентов привычку изучать комментарии издателей.

2. Сформировать навык заучивания наизусть различных украшений (и их условных обозначений у разных композиторов и в разных национальных школах), орнаментальных фигур и умения применять их в соответствующем контексте, что закладывает базу для развития навыков импровизации.

3. Выработать умение сочинять и импровизировать каденции.

4. Ознакомить учащихся с музыкально-риторическими фигурами и их применением.

5. Объяснить особенности записи ритма и случайных знаков, а также особенности нотации, в которой отсутствуют обозначения длительностей нот, метра и тактовых черт.

6. Научить студентов умению слышать и исполнять музыкальные произведения в разных системах настройки и звуковысотности.

7. Выработать навык чтения старинной 6 – 8 линейной нотации и навык чтения в ключах «до».

8. Научить учащихся использовать аппликатурные приемы, сформировавшиеся на разных исторических этапах в разных национальных клавесинных школах.

Таким образом, в процессе работы над музыкальным произведением у студента должно возникнуть чувство соавторства композитору. Учащимся необходимо объяснить, что в старинной музыке грань, разделяющая исполнителя и композитора - зыбка и практически стерта.

В учебном процессе большое внимание следует уделять работе над полифоническими и вариационно-полифоническими формами. Помимо решения традиционных задач, возникающих при разучивании и исполнении полифонических произведений, педагог должен научить студентов концентрировать свое внимание на динамике процесса звукообразования. При начальном одноголосном изложении темы или cantus firmus учащийся должен слышать моменты возникновения, развития и затухания звука, которые зависят от особенностей строения инструмента (так называемая двухволновая динамика развития клавесинного звука). Особенности процесса звукообразования определенного инструмента, наряду с особенностями акустики, часто помогают выбрать наиболее приемлемый темп исполнения.

При изучении такой сложной части сольного клавесинного репертуара как нетактированные прелюдии, преподаватель может рекомендовать студенту использовать следующие формы работы: во-первых, детально проанализировать и записать последовательность гармоний в виде редукции; во-вторых, записать произведение целиком в определенном метре (естественно, с расстановкой тактовых черт) и ритме.

Но, при работе над токкатами, созданными в конце XVI - первой половине XVII веков, а также – tombeau, plainte, lamentation следует предложить студентам записать отрывки из этих произведений в стиле нотации нетактированных прелюдий.

Важнейшим фактором, который определяет максимально успешное и полноценное развитие музыкально-исполнительских данных студента, является продуманный выбор репертуара. Учебный материал должен выбираться с учетом индивидуальности студента и должен соответствовать уровню его музыкального развития. Годовые программы каждого курса должны быть составлены из:



  • произведений композиторов разных национальных школ (итальянской, испанской, португальской, немецкой, французской, английской, нидерландской);

  • произведений, написанных в разные периоды времени, начиная со второй половины XVI и заканчивая второй половиной XVIII веков;

  • произведений, представляющих разные формы и жанры сольной клавесинной музыки.

Для учащихся, которые успешно справляются с объемом работы над предлагаемым репертуаром, рекомендуется изучение произведений, написанных для двух клавесинов, клавесинных концертов, а также ансамблевой литературы и произведений, написанных для клавесина в XX веке и созданных в наши дни.

Педагог должен стремиться расширять музыкальный и художественный кругозор студента. Желательно воспитать у учащегося потребность знакомиться с историческими памятниками разных областей искусств (эстетики, философии, литературы, живописи, архитектуры etc). Необходимым является знание студентами особенностей различных направлений в сфере исторического исполнительства. Посещение концертов, мастер-классов, которые проводятся систематически на факультете исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории, поможет учащимся ознакомиться с разными интерпретациями и методами преподавания выдающихся отечественных и западноевропейских исполнителей и педагогов, а также расширить свои представления о старинной и современной музыке и искусстве клавесинной игры.



Требования к технической подготовке
I курс
 Работа над приемами over-legato ( molto legato ), legato, poco legato, leggiero, non legato, staccato, portato с регистровкой – 8', 8' + 8'.

 Освоение навыков исполнения украшений: tremblement simple, tremblement appuyé, tremblement détaché, tremblement lié sans etre appuyé, tremblement appuyé, et lié, tremblement ouvert, tremblement fermé, suspension, aspiration, pincé-simple, pincé-double, pincés dieses, et bémolisés, accent, port de voix simple et double, port de voix coulée, arpégement, en montant, arpégement, en descendant, tierce coulée, en montant, tierce coulée, en descendant, cadence, port de voix coulée, tremblement et pincé, coulé sur 2 notes de suite, coulé de tierce, cheute sur une note, cheute sur 2 notes, double cheute à une tierce, double cheute à une note seule, с регистровкой - 8', 8' + 8'.

 Освоение аппликатурных приемов французской, английской и немецкой клавирных школ второй половины XVII - первой половины XVIII веков.

 Работа над исполнением notes inégales.

 Освоение навыков исполнения всех видов ломаных аккордов.

II курс
 Работа над приемами over-legato ( molto legato ), legato, poco legato, leggiero, non legato, staccato, portato с регистровкой - 8', 8' + 8', 8' + 4', 8' + 8' + 4'.

 Освоение навыков исполнения с применением короткой октавы C/E, короткой октавы G´/B´.

 Освоение навыков исполнения украшений: double cadence, double cadence sur une tierce, tremblement et pincé, cheute et pincé, tremblement aspire, tremblement suspendu,

tremblement évité, tremblement avec cadence, tremblement avec double cadence с регистровкой - 8', 8' + 8', 8' + 4', 8' + 8' + 4'.

 Освоение аппликатурных приемов английских верджиналистов, нидерландской и немецкой клавирных школ конца XVI - начала XVII веков.

 Работа над исполнением пунктирного ритма (точка и 32-я (64-я)).
III курс
 Работа над приемами быстрого смещения рук с мануала на мануал. Освоение приема legato между мануалами.

 Освоение аппликатурных приемов итальянской, немецкой и английской клавирных школ второй половины XVIII века.

 Освоение навыков исполнения всех существующих украшений из семейства апподжиатур и трелей.

IV курс
 Освоение навыков исполнения украшения groppo (и всех его видов) и других украшений из семейства division, а также сложносоставных украшений.

 Работа над приемом перекрещивания рук при игре на разных мануалах одновременно в pièces croisée.

 Освоение аппликатурных приемов итальянской и испанской клавирных школ конца XVI - начала XVII веков.

Контроль успеваемости

Контроль успеваемости студентов осуществляется на экзаменах, зачетах, концертах, академических вечерах и контрольных уроках.

Каждый студент должен выступить в течение учебного года не менее трех раз, включая экзамены и зачеты. В процессе обучения каждый учащийся должен 1-2 раза в год выступать на открытых концертах фортепианного отделения или концертах клавесинного класса.

В 1, 3, 5 семестрах проводятся зачеты.

Во 2, 4, 6 и 7 семестрах проводятся экзамены.

Годовой план
I курс
 8-10 частей из произведений крупной формы (части из партит, сюит, ордров, сонат, концертов)

 3-4 произведения малой формы

 2 полифонических или вариационных произведения

На зачет в I семестре выносятся в обязательном порядке: 2 двухголосные инвенции И. С. Баха или 2-3 прелюдии из «Искусства игры на клавесине» Ф. Куперена и любая пьеса.

Экзаменационные требования при переходе на II курс: одно вариационное или полифоническое произведение, 2-3 части из произведений крупной формы или 2 произведения малой формы.

II курс
 2 произведения крупной формы, исполняемые полностью (3-х и 4-х – частные сонаты, партиты, сюиты, ордры, прелюдии (фантазии, преамбулы) и фуги, концерты)

 4-6 произведений малой формы

 2 полифонических или вариационных произведения

На зачет в III семестре выносятся: 3 произведения малой формы трех разных национальных школ (английской, нидерландской и немецкой), одно из которых полифоническое или вариации.

Экзаменационные требования при переходе на III курс: одно произведение крупной формы, исполняемое целиком и одно полифоническое или вариационное произведение.

III курс
 2 произведения крупной формы, исполняемые полностью (3-х и 4-х – частные сонаты, партиты, сюиты, ордры, прелюдии (фантазии, преамбулы) и фуги, концерты)

 2 полифонических или вариационных произведения

 2-3 произведения малой формы

 3-4 виртуозные пьесы, в том числе две сонаты Д. Скарлатти

На зачет в V семестре выносятся в обязательном порядке: одна трехчастная соната или две одночастные сонаты или части из концертов и любое произведение малой формы.

Экзаменационные требования при переходе на IV курс: две виртуозные пьесы, произведение крупной формы, в том числе части сонат и концертов или прелюдия (фантазия) и фуга.


IV курс
 2 полифонических или вариационных произведения

 2 произведения крупной формы, исполняемые полностью (3-х и 4-х – частные сонаты, партиты, сюиты, ордры, прелюдии (фантазии, преамбулы) и фуги, концерты)

 6-8 произведений малой формы, в том числе 3 виртуозные пьесы

В течение I полугодия студентами проводится обыгрывание программы заключительного экзамена на концертах фортепианного отделения или концертах клавесинного класса. При составлении программы заключительного экзамена учитываются требования вступительных экзаменов в высшие музыкальные учебные заведения по специальности: «старинные инструменты – клавесин». Программа заключительного экзамена по классу клавесина должна включать в себя:

- одно из произведений композиторов английской, итальянской, испанской, португальской, немецкой, нидерландской клавесинных школ конца XVI и XVII

веков


  • одну сюиту, ордр (или части из них) французских клавесинистов XVII – XVIII веков

  • одно произведение И. С. Баха: прелюдия (фантазия) и фуга или токката, или партита, сюита (minimum 4 части из них)

  • одно произведение сыновей И.С.Баха или 1-2 сонаты Д. Скарлатти.



Список рекомендуемой литературы

1. Алексеев А. Из истории фортепианной педагогики: Руководство по игре на клавишно-струнных инструментах (от эпохи Возрождения до середины XIX века). Хрестоматия.

Киев, 1974.

2. Алексеев А.Д. Клавирное искусство. М.-Л.: Музгиз, 1952.

3. Вирдунг С. Трактат о музыке.(1511 г.) / Пер. с нем. М. Толстобровой. Издат. Дом Еarlymusic. Спб., 2004..

4. Волконский А. Основы темперации. М.: Композитор,2003.

5. Захарова О. Риторика и клавирная музыка XVIII века // Музыкальная риторика и фортепианное искусство. Сборник трудов, вып. 104. ГМПИ им.Гнесиных. М., 1989.

6. Куперен Франсуа. Искусство игры на клавесине. М.,1973.

7. Ландовска В. О музыке / Пер. с англ. А.Е. Майкопара. М.: Классика-XXI, 2005.

8. Лебедев С., Поспелова Р. Musica latina: Латинские тексты в музыке и музыкальной науке. Спб.,2000.

9. Лукина И.К. Орнаментика в музыкальных трактатах Барокко: опыт введения в современное практическое руководство на материале первоисточников. Дип. работа. МГК.,1998.

10. Любимов А.Б. От редактора-составителя // Французская клавесинная музыка. Редактор-составитель А. Любимов. М.,1988

11. Милка А.П., Шабалина Т.В. Занимательная бахиана (вып.1): Об Иоганне Себастьяне, Анне Магдалене и некоторых занятных недоразумениях. Спб.: Композитор, 2001.

12. Милка А.П., Шабалина Т.В. Занимательная бахиана (вып. 2):О знаменитых эпизодах из жизни Иоганна Себастьяна Баха и некоторых занятных недоразумениях. Спб.: Композитор,2001.

13. Носина В.Б. Символика музыки И.С. Баха. М.: Классика-XXI, 2004.

14. Розанов И. В. Трактат Николо Паскуали (Эдинбург, ок. 1758) и проблемы исполнения орнаментики в английской музыке конца XVII-первой половины XVIII вв. // Исследования. Публицистика: К XX-летию кафедры музыкальной критики. Сб. научных статей. СПб., 1997. С. 242-320.

15. Терегулов Е.Д. Забытые правила. Проблемы артикуляции и агогики в клавирных сочинениях И.С. Баха. М.: Композитор, 1993.

16. Фрескобальди Джироламо. Выдержки из предисловий // Фрескобальди Джироламо. Избранные клавирные сочинения / Сост. и ред. Н. Копчевского. М.,1983.

17. Harnoncourt N. Musik als Klangrede wege zu einem neuen Musikverstandnis. Rezidenz Verlag, Salzburg-Wien, 1982.

18. Montan P. ĽArt de toucher le clavecin de François Couperin. Autour du doigté. Peter Lang AG, Bern, 2004.

19. Buelow G.J. Affections, doctrine of the // The New Grove dictionary of music & musicians. Ed. by Stanley Sadie, vol. I. London, 1980.

20. Fortune N., Greer D. Air // The New Grove dictionary of music & musicians. Ed. by Stanley Sadie, vol. I. London, 1980.

21. Little M.E., Cusick S.G. Allemande // The New Grove dictionary of music & musicians. Ed. by Stanley Sadie, vol. I. London, 1980.

22. Huglo M. Antiphon // The New Grove dictionary of music & musicians. Ed. by Stanley Sadie, vol. I. London, 1980.

23. Westrup J., Walker T., Heartz D., Libby D. Aria // The New Grove dictionary of music & musicians. Ed. by Stanley Sadie, vol. I. London, 1980.

24. Bronson B. H., Sams E., Temperley N. Ballad // The New Grove dictionary of music & musicians. Ed. by Stanley Sadie, vol. II. London, 1980.

25. Wilkins N. Ballade // The New Grove dictionary of music & musicians. Ed. by Stanley Sadie, vol. II. London, 1980.

26. Fischer K. von Ballata // The New Grove dictionary of music & musicians. Ed. by Stanley Sadie, vol. II. London, 1980.

27. Hudson R., Cusick S. G. Balletto // The New Grove dictionary of music & musicians. Ed. by Stanley Sadie, vol. II. London, 1980.

28. Brainard I. Ballo // The New Grove dictionary of music & musicians. Ed. by Stanley Sadie, vol. II. London, 1980.

29. Palisca C.V. Baroque // The New Grove dictionary of music & musicians. Ed. by Stanley Sadie, vol. II. London, 1980.

30. Heartz D. Basse danse // The New Grove dictionary of music & musicians. Ed. by Stanley Sadie, vol. II. London, 1980.

31. Brown A. Battagllia // The New Grove dictionary of music & musicians. Ed. by Stanley Sadie, vol. II. London, 1980.

32. Hudson R. Bergamasca // The New Grove dictionary of music & musicians. Ed. by Stanley Sadie, vol. II. London, 1980.

33. Little M.L. Bourrée // The New Grove dictionary of music & musicians. Ed. by Stanley Sadie, vol. III. London, 1980.

34. Heartz D. Branle // The New Grove dictionary of music & musicians. Ed. by Stanley Sadie, vol. III. London, 1980.

35. Badura- Skoda E. Cadenza // The New Grove dictionary of music & musicians. Ed. by Stanley Sadie, vol. III. London, 1980.

36. Hudson R. Canary // The New Grove dictionary of music & musicians. Ed. by Stanley Sadie, vol. III. London, 1980.

37. Mann A., Kenneth Wilson J. Canon // The New Grove dictionary of music & musicians. Ed. by Stanley Sadie, vol. III. London, 1980.

38. Lockwood L. Cantus firmus // The New Grove dictionary of music & musicians. Ed. by Stanley Sadie, vol. III. London, 1980.

39. Caldwell J. Canzona // The New Grove dictionary of music & musicians. Ed. by Stanley Sadie, vol. III. London, 1980.

40. Schwandt E. Capriccio // The New Grove dictionary of music & musicians. Ed. by Stanley Sadie, vol. III. London, 1980.

41. Stevens J., Libby D. Carol // The New Grove dictionary of music & musicians. Ed. by Stanley Sadie, vol. III. London, 1980.

42. Stevens J. Carole // The New Grove dictionary of music & musicians. Ed. by Stanley Sadie, vol. III. London, 1980.

43. Hudson R. Chaconne // The New Grove dictionary of music & musicians. Ed. by Stanley Sadie, vol. IV. London, 1980.

44. Brown H. M., Wilkins N. Chanson // The New Grove dictionary of music & musicians. Ed. by Stanley Sadie, vol. IV. London, 1980.

45. Brown M. J. E. Characteristic piece // The New Grove dictionary of music & musicians. Ed. by Stanley Sadie, vol. XIV. London, 1980.

46. Ripin E.M. Clavichord // The New Grove dictionary of music & musicians. Ed. by Stanley Sadie, vol. IV. London, 1980.

47. Ripin E.M. Clavicytherium // The New Grove dictionary of music & musicians. Ed. by Stanley Sadie, vol. IV. London, 1980.

48. Williams P., Boalch D.H. Claviorgan // The New Grove dictionary of music & musicians. Ed. by Stanley Sadie, vol. IV. London, 1980.

49. Kidd R. R. Concert // The New Grove dictionary of music & musicians. Ed. by Stanley Sadie, vol. IV. London, 1980.

50. Hutchings A., Walker T., Warren C., Sadie S., Engel H., Griffiths P. Concerto // The New Grove dictionary of music & musicians. Ed. by Stanley Sadie, vol. IV. London, 1980.

51. Williams P. Continuo // The New Grove dictionary of music & musicians. Ed. by Stanley Sadie, vol. IV. London, 1980.

52. Burford F. Contredanse // The New Grove dictionary of music & musicians. Ed. by Stanley Sadie, vol. IV. London, 1980.

53. Little M.E., Cusick S.G. Courante // The New Grove dictionary of music & musicians. Ed. by Stanley Sadie, vol. IV. London, 1980.

54. Diferencia // The New Grove dictionary of music & musicians. Ed. by Stanley Sadie, vol. V. London, 1980.

55. Fuller D. Dotted rhythms // The New Grove dictionary of music & musicians. Ed. by Stanley Sadie, vol. V. London, 1980.

56. Brown A. Dump // The New Grove dictionary of music & musicians. Ed. by Stanley Sadie, vol. V. London, 1980.

57. Durezza // The New Grove dictionary of music & musicians. Ed. by Stanley Sadie, vol. V. London, 1980.

58. Meeùs N. Enharmonic keyboard // The New Grove dictionary of music & musicians. Ed. by Stanley Sadie, vol. VI. London, 1980.

59. Lindley M. Equal temperament // The New Grove dictionary of music & musicians. Ed. by Stanley Sadie, vol. VI. London, 1980.

60. Bradshow M. G. Falsobordone // The New Grove dictionary of music & musicians. Ed. by Stanley Sadie, vol. VI. London, 1980.

61. Fandango // The New Grove dictionary of music & musicians. Ed. by Stanley Sadie, vol. VI. London, 1980.

62. Field C.D.S., Helm E., Drabkin W. Fantasia // The New Grove dictionary of music & musicians. Ed. by Stanley Sadie, vol. VI. London, 1980.

63. Trowell B. Fauxbourdon // The New Grove dictionary of music & musicians. Ed. by Stanley Sadie, vol. VI. London, 1980.

64. - Fedele // The New Grove dictionary of music & musicians. Ed. by Stanley Sadie, vol. VI. London, 1980.

65. Le Huray P., Jenkins G. Fingering. I. Keyboard // The New Grove dictionary of music & musicians. Ed. by Stanley Sadie, vol. VI. London, 1980.

66. Hudson R. Folia // The New Grove dictionary of music & musicians. Ed. by Stanley Sadie, vol. VI. London, 1980.

67. Waterman G. G. French Ouverture // The New Grove dictionary of music & musicians. Ed. by Stanley Sadie, vol. VI. London, 1980.

68. Harrán D. Frottola // The New Grove dictionary of music & musicians. Ed. by Stanley Sadie, vol. VI. London, 1980.

69. Bullivant R. Fugue // The New Grove dictionary of music & musicians. Ed. by Stanley Sadie, vol. VII. London, 1980.

70. Brown A. Galliard // The New Grove dictionary of music & musicians. Ed. by Stanley Sadie, vol. VII. London, 1980.

71. Little M.E. Gavotte // The New Grove dictionary of music & musicians. Ed. by Stanley Sadie, vol. VII. London, 1980.

72. Little M.E. Gigue // The New Grove dictionary of music & musicians. Ed. by Stanley Sadie, vol. VII. London, 1980.

73. Sage J. Gloza // The New Grove dictionary of music & musicians. Ed. by Stanley Sadie, vol. VII. London, 1980.

74. Hudson R. Ground // The New Grove dictionary of music & musicians. Ed. by Stanley Sadie, vol. VII. London, 1980.

75. Ripin E.M., Schott H., Barnes J., O’Brien G.G. Harpsichord // The New Grove dictionary of music & musicians. Ed. by Stanley Sadie, vol. VIII. London, 1980.

76. Schott H. Harpsichord- piano // The New Grove dictionary of music & musicians. Ed. by Stanley Sadie, vol. VIII. London, 1980.

77. Dean-Smith M. Hornpipe // The New Grove dictionary of music & musicians. Ed. by Stanley Sadie, vol. VIII. London, 1980.

78. Anderson W., Steiner R., Ward T. K., Temperley N. Hymn // The New Grove dictionary of music & musicians. Ed. by Stanley Sadie, vol. VIII. London, 1980.

79. Edwards W. In nomine // The New Grove dictionary of music & musicians. Ed. by Stanley Sadie, vol. IX. London, 1980.

80. Brown H.M. Intabulation // The New Grove dictionary of music & musicians. Ed. by Stanley Sadie, vol. IX. London, 1980.

81. Caldwell J. Intonazione // The New Grove dictionary of music & musicians. Ed. by Stanley Sadie, vol. IX. London, 1980.

82. Tilmouth M., Dart T. Jigg // The New Grove dictionary of music & musicians. Ed. by Stanley Sadie, vol. IX. London, 1980.

83. Meeùs N. Keyboard // The New Grove dictionary of music & musicians. Ed. by Stanley Sadie, vol. X. London, 1980.

84. Caldwell J. Keyboard music: bibliography // The New Grove dictionary of music & musicians. Ed. by Stanley Sadie, vol. X. London, 1980.

85. Ferguson H. Keyboard music. Keyboard music to c1750 // The New Grove dictionary of music & musicians. Ed. by Stanley Sadie, vol. X. London, 1980.

86. Massenkeil G. Lament // The New Grove dictionary of music & musicians. Ed. by Stanley Sadie, vol. X. London, 1980.

87. Rosand E. Lamento // The New Grove dictionary of music & musicians. Ed. by Stanley Sadie, vol. X. London, 1980.

88. Cusick S. G. Madrigal // The New Grove dictionary of music & musicians. Ed. by Stanley Sadie, vol. XII. London, 1980.

89. Schwandt E., Lamb A. March // The New Grove dictionary of music & musicians. Ed. by Stanley Sadie, vol. XI. London, 1980.

90. Lebkowitz M. Masque // The New Grove dictionary of music & musicians. Ed. by Stanley Sadie, vol. XI. London, 1980.

91. Lindley M. Mean-tone // The New Grove dictionary of music & musicians. Ed. by Stanley Sadie, vol. XI. London, 1980.

92. Little M. E. Minuet // The New Grove dictionary of music & musicians. Ed. by Stanley Sadie, vol. XII. London, 1980.

93. Hudson R. Monica // The New Grove dictionary of music & musicians. Ed. by Stanley Sadie, vol. XII. London, 1980.

94. Sanders E. H., Perkins L. L., Wolff C., Roche J., Anthony J. K., Boyd M. Motet // The New Grove dictionary of music & musicians. Ed. by Stanley Sadie, vol. XII. London, 1980.

95. Baines A. C., Little M. E. Musette // The New Grove dictionary of music & musicians. Ed. by Stanley Sadie, vol. XII. London, 1980.

96. Fuller D. Notes inégales // The New Grove dictionary of music & musicians. Ed. by Stanley Sadie, vol. XIII. London, 1980.

97. Fuller D. Ordre // The New Grove dictionary of music & musicians. Ed. by Stanley Sadie, vol. XIII. London, 1980.

98. Donington R. Ornaments // The New Grove dictionary of music & musicians. Ed. by Stanley Sadie, vol. XIII. London, 1980.

99. Mc Kinnon J. W. Overture // The New Grove dictionary of music & musicians. Ed. by Stanley Sadie, vol. XIV. London, 1980.

100. –Padoana // The New Grove dictionary of music & musicians. Ed. by Stanley Sadie, vol. XIV. London, 1980.

101. Fuller D.


следующая страница>


П. И. Чайковского клавеси н учебная программа
205.8kb.

11 09 2014
3 стр.


Учебная программа для специальности 1-24 01 02 «Правоведение»

Учебная программа составлена на основе учебной программы «Актуальные проблемы трудового права», утвержденная,рег. № Уд / баз

281.88kb.

07 10 2014
1 стр.


Рабочая учебная программа по дисциплине «лексикология» для специальности 031202 «Перевод и переводоведение»

Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры перевода и переводоведения иия ургпу

491.48kb.

09 10 2014
2 стр.


Учебная программа музыка 5-6 классы

Учебная программа «Музыка» для 5-6 классов общеобразовательной школы. – Астана, 2010. – 15 с

179.76kb.

17 12 2014
1 стр.


Рабочая учебная программа «учебная практика»

Богоявленская Юлия Валерьевна, зав кафедрой романских языков иия ургпу, канд филолог наук, доцент

189.24kb.

15 10 2014
1 стр.


Учебная программа курса «Экономика промышленности»

Экономика отрасли: учебное пособие. Под ред. А. С. Пелих. Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 448 с.; Шувалова Г. Г. Учебная программа курса «Экономика промышленности» и задания к выполнен

32.39kb.

02 10 2014
1 стр.


Учебная программа для специальностей: 1-26 02 03 Маркетинг, 1-26 02 05 Логистика, 1-25 01 04 Финансы и кредит

Учебная программа «Основы психологии и педагогики» составлена на основе типовой учебной программы «Основы психологии и педагогики» для высших учебных заведений/сост.: А. И. Жук [и

590.02kb.

26 09 2014
4 стр.


Учебная программа для специальности 1-31 05 01 Химия Направление специальности

Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы «Физическая и коллоидная химия» для высших учебных заведений по специальности 1-31 05 01 Химия

380.03kb.

25 09 2014
1 стр.