Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Патриотическое воспитание школьников: цели и задачи
1.

«События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма»1. (Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». М., 2005. С.7.)


Проблема воспитания патриотизма приобретает особую значимость для российского общества.

Проведённые в различных регионах России социологические исследования (2005 г.) показали, что 62% россиян связывают патриотизм с любовью к Родине; 50% - к семье и своим близким; 42% - к своему городу, селу, дому; 34% -к отечественной культуре; 27% - к своему народу; 23% считают важнейшей задачей патриотизма возрождение традиций российского государства: 19% - что патриотизм проявляется в любви ко всему человечеству, глобальному и безопасному миру; 7% связывают патриотизм с вероисповеданием; 4% определяют патриотизм в понятиях коллективизма, общинности; 1% негативно относится к феномену патриотизма .

Деятельность педагога в сфере воспитания патриотизма пред-
ставляет собой целесообразное сочетание форм и методов патриоти-
ческого просвещения с организацией патриотически сообразной дея-
тельности, стимулированием патриотически выраженного сознания
школьников через интеграцию усилий всех субъектов воспитательно-
го процесса. Данная деятельность осуществляется в следующих на-
правлениях: духовно-нравственное, геронко-патриотическое, исто-
рико-краеведческое, гражданско-патриотическое, социально-
патриотическое, военно-патриотическое, спортивно-
патриотическое
и др.

Основными задачами по патриотическому воспитанию учащихся являются:



  • изучение ближайшего социального окружения ребёнка с целью выявления ценностей и идеалов, лежащих в основе семейного воспитания;

  • осуществление непосредственного наблюдения за направленностью проявлений сознания, поведения, характером поступков, действий и деятельности;

  • создание духовно наполненной, патриотически мотивированной среды жизнедеятельности классного коллектива;

  • стимулирование общественной направленности действий и поступков микрогрупп классного коллектива;

  • вовлечение учащихся в систему коллективных творческих дел патриотической, общественно ценной направленности;

организация воспитывающей среды во внеучебной деятельности учеников, вовлечение их в систему дополнительного образования. научно-исследовательскую деятельность, культивация здорового образа жизни; • создание условий для первичной профессиональной ориентации учащихся, стимулирование мотивационно-ценностного ядра предстоящей деятельности воспитанника.

Патриотизм молодого человека, связанного с Россией культурой, историей, своими генетическими корнями, опредмечивается в его сознании, поступках, поведении, отношениях и деятельности как миссия служения Отечеству формируется в процессе обучения, воспитания и социализации, подготовке к созидательному труду, служению своей Родине.

Стратегическая цель государственной политики на этом направлении — повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российского образования. Модернизация образования как непрерывный процесс инновационного развития данного социального института должна привести к формированию системы «эффективное образование — человек культуры, гражданин, патриот — солидарное общество — сильное государство».

Воспитание патриотизма у подрастающего поколения, его готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей призвано дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в Poccии гражданского общества.

Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

«Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки»1.

Патриотическое воспитание должно стать основой программы сохранения собственного духовного, идеологического и культурного поля российской ментальности, самобытности народных традиций и обычаев, обеспечивающих неповторимость российской цивилизации.

Важно при этом, чтобы молодые люди усвоили, что их личное, семейное благополучие, достижение жизненных целей в различных сферах деятельности и социальный статус взаимосвязаны с готовностью к служению своему Отечеству — тому коллективу, обществу и государству, в котором они живут.

Патриотизм является элементом как общественного, так и индивидуального сознания.

На уровне общественного сознания под патриотизмом подразумевается национальная и государственная идея единства и неповторимости данного народа, которая формируется на основе традиции, стереотипов, нравов, истории и культуры каждой конкретной нации.

На уровне индивидуального сознания патриотизм переживается как любовь к Родине, гордость за свою страну, стремление узнать, понять и улучшить ее.

Понимание патриотизма в классической российской мысли носит вневременной, наднациональный, надконфессионалъный, надпартийный, гиперсоциальный характер и остается неизменным, так как чувство верности и преданности своему Отечеству, жертвование собой для сохранения родного дома и земли, — это то неизменное, что составляет фундамент данного понятия, в котором выражается целостность человека в его отношении к ценностям пространства-времени собственного бытия.

Патриотизм выражается в преданности высшим нравственным ценностям народа, опирается на духовные национальные начала, базируется на принципах органического восприятия высоких патриотических идей, рожденных в глубине веков и составляющих основы патриотизма любого народа.
Каков он, патриот современной России, чем он с ней связан?


  • Обладает патриотическим сознанием.

  • Привязан смыслоценностными корнями к своей малой родине, хотя может проживать далеко от неё.

  • Сохраняет историко-культурное наследие, продолжает традиции предков.

Обладает гражданской ответственностью

  • Проявляет духовную твёрдость.

  • Отзывается на социальные проблемы окружающих.

  • Любит свою матую и большую Родину как наследство, оставленное ему предками.

  • Ведёт активный образ жизни.

  • Проявляет творческое отношение ко всем сторонам общественной жизни: межличностным, семейным, национальным, межнациональным и т.д.

  • Заботится об окружающей природе.

  • Осознанно труд1пся во славу России и исторически сложившейся цивилизации.

  • Обладает волей к достижению общественно значимых целей.

  • Позитивно относится к социальной и профессиональной деятельности.

  • Критически воспринимает негативные явления в обществе, стремится предупредить или рационально бороться с ними;

  • Отстаивает в различных формах и на различных уровнях, сообразно собственным возможностям, национальные интересы России.

  • Предотвращает, на уровне собственных возможностей, угрозы национальной безопасности Poccии.

  • Формирует образ собственной жизнедеятельности во благо Отечества и своих ближних.

  • Обеспечивает в пространстве собственной жизнедеятельности духовную, ценностную, энергетическую самодостаточность.

В современной педагогической практике используются авторские концепции, которые углубляют и дополняют теоретические положения государственных документов и нормативных актов. Активно внедряются в практику системы образования концепции воспитания Е.В.Бондаревской, И.А.Зимней, И.М.Ильинского и П.И.Бабочкина, В.А.Караковского, В.Т.Лисовского, З.И.Матьковой и Л.И.Новиковой, М.И.Рожкова, П.Л.Селивановой, В.В.Серикова, Н.Е.Щурковой. Общей для всех концепций является их ориентация на идею целостной личности.

Давая содержательную характеристику воспитанию, одни исследователи выделяют умственное, трудовое и физическое, другие - нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, третьи добавляют правовое, экономическое, экологическое воспитание. Интегративным направлением является патриотическое, осуществляемое в таких направлениях, как духовно-нравственное, историко-краеведческое, военно-патриотическое, героико-патриотическое, социально-патриотическое, спортивно-патриотическое.

Патриотическое воспитание есть в огромной мере интеграция личности воспитанника в мир ценностей и отношений своего наставника, где «работают» механизмы подражания, внушения, заражения.

Воспитание патриотизма выступает как процесс духовного прикосновения к истории и культуре своего народа, его традициям, идеалам на уровне своей семьи, окружающего пространства жизнедеятельности, общества и государства, а также активно-деятельностного, социально мотивированного и творческого участия в решении важнейших проблем современной России, ибо патриотизм неотъемлем от духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством, социальную роль и значимость собственной деятельности в интересах его возрождения и надежной зашиты.

Актуальность проблемы воспитания патриотизма в современном обществе определяется следующими основными причинами:


  • расширением неблагоприятной среды социального пространства, оказывающей негативное воздействие на сознание и чувства российских граждан;

  • генезисом новых социокультурных и экономических реалий, вытекающих из процесса развития рыночной экономики;

  • рассогласованием деятельности основных социальных институтов, складывавшегося в течение многих десятилетий механизма социализации поколений, что связано с разрушением и девальвацией системы традиционных ценностей, преемственности поколений и обострением социальных противоречий в обществе;

  • ростом нигилизма, усилением бездуховности, палением образовательного и культурного уровня подрастающего поколения;

  • отсутствием логики в выработке и проведении в жизнь идеологии реформ, сопровождаемых деформациями в работе с молодежью, особенно ярко проявляющимися в переоценке роли образования и явной недооценке роли воспитания:

  • вестернизацией общественного сознания, внедрением чуждых российскому менталитету, главным образом проамериканских ценностей, вытесняющих отечественную историю, культуру, традиции.

«Цель воспитания - пишет В.И. Лутовинов, - главный вопрос мировоззрения, социально-идеологических основ деятельности по развитию у российских граждан, прежде всего молодежи, гражданственности, патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству».

В этой связи, к основным направлениям деятельности педагога в сфере патриотического воспитания следует отнести:



  • изучение основных научно-теоретических источников, руководящих документов, локальных актов, материалов передового опыта по созданию условий для социального, культурного, духовного, нравственного, физического развития учащихся;

  • создание условий для полноценной социализации учащихся, более активного вовлечения их в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем;

  • утверждение в ученическом коллективе, в сознании и чувствах воспитанников социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям;

•создание собственного проекта, программы и технологии, эффективной системы патриотического воспитания в классе, обеспечивающих оптимальные условия развития у учащихся любви к Родине (малой и большой), готовности укреплять основы общества и государства, достойно и честно выполнять долг и обязанности гражданина Отечества;

• создание воспитательного пространства, оптимизирующего эффективное функционирование системы патриотического воспитания учащихся во взаимодействии с учреждениями дополнительного образования.


Воспитывать патриотизм - значит всеми силами стараться в развить ребенке чувство святости дорогого и близкого, культивировать вдохновение и воодушевление перед священным.

Патриотическое воспитание в начале третьего тысячелетия открывает еще один вектор общеобразовательного процесса — его направленность на понимание смыслов Родины, Державы, своих обязанностей по отношению к ним. Другими словами, патриотическое воспитание конкретизирует воспитание социальное, позволяет перейти от сознания «Я в обществе» к сознанию «Родина во мне».


Исторический идеал отечественного патриотического воспитания свидетельствует, что его целью было и есть обретение человеком опыта служения Отечеству.

Патриотизм как миссия служения Отечеству формируется в процессе обучения, воспитания и социализации молодежи, подготовке к созидательному труду, служению своей Родине. В соответствии с личными, коллективными и государственными интересами следует формулировать четыре педагогические цели патриотически ориентированного образования:



  • личная, гуманистическая - создание условий для углубления и расширения образования, овладения профессиональной деятельностью и получения квалификации, позволяющих молодому человеку обрести мотивы и опыт служения Отечеству в соответствии с его интересами и способностями;

социально-психологическая - воспитание социально активной личности, с развитой мотивацией, стремлением к созиданию

  • социетальная - воспитание социально адаптивной и социально мобильной личности (уровень социальной адаптации отражает характер взаимодействия человека с современным обществом во всем многообразии его противоречий; социальная мобильность предполагает изменение формы взаимодействия человека с окружающими людьми, обретение нового статуса; чаще всего выделяют четыре основных показателя уровня стратификации: доход, власть, образование, престиж);

  • государственная - удовлетворение потребности российского государства в специалистах, мотивированных идеей служения Отечеству и соответствующих требованиям социального, научно-технического и гуманитарного прогресса, обладающих развитым чувством патриотизма.


Направления патриотического воспитания
Основными направлениями в системе патриотического воспитания в учреждениях образования можно определить следующие.

Духовно-нравственное. Осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности. Повышение культуры и образованности; осознание идеи, во имя которой проявляется готовность, к достойному служению Отечеству; привитие высоконравственных норм поведения, ответственности и коллективизма, важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей.

Историко-краеведческое. Познание учащимися в процессе обучения и патриотического воспитания историко-культурных корней на уровне чувственного опыта сопричастности к прошлому; осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников, а также исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве. Изучение многовековой истории Отечества, места и роли России в мировом историческом процессе, особенностей протекания исторического процесса в масштабах малой родины (края, области, города, поселка); развитие понимания особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций народов России.

Гражданско-патриотическое. Формирование в личности учащегося тех черт, которые позволяют ему быть полноценным участником общественной жизни. Воспитание правовой культуры и законопослушности, высокой нравственности и общей культуры, навыков оценю! политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к сознательному, бескорыстному, добровольному служению своему народу и выполнению своего конституционного долга.

Социально-патриотическое. Активизация межпоколенной духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности, формирование активной жизненной позиции, чувства сострадания и заботливости по отношению к людям пожилого возраста.

Военно-патриотическое. Ориентация процесса воспитания на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите; гордости за русское оружие, уважения к русской военной истории, военной службе, военной форме одежды, воинским традициям отечественной армии.

Героико-патриотическое. Ориентация процесса воспитания на пропаганду героических профессий, выдающихся личностей и знаменательных героических дат отечественной истории.

Спортивно-патриотическое. Формирование в процессе воспитания работоспособного человека; развитие морально-волевых качеств личности учащегося (сила, ловкость, выносливость, состязательность и т.п.); формирование в процессе занятий физической культурой и спортом опыта служения Отечеству и готовности к защите родины. Система воспитательной работы по данному направлению - одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья и блокировки негативных и вредных привычек.
2.

Основные нормативные документы по патриотическому воспитанию.





Патриотическое воспитание школьников: цели и задачи

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». М., 2005. С

129.05kb.

25 09 2014
1 стр.


Цели и задачи: патриотическое воспитание подрастающего поколения, популяризация туризма и спортивного ориентирования, привлечение населения и молодежи к занятиям физической культурой и спортом, их оздоровление

Команды и участники соревнований размещаются в полевых условиях и должны иметь групповое и личное снаряжение для устройства лагеря и бивака. Приготовление пищи на кострах, примусах

51.38kb.

14 12 2014
1 стр.


Сыны Отечества в мундирах

Цели: закрепление пройденного материала; развитие познавательной активности; формирование умения работать в группе; патриотическое воспитание

82.26kb.

12 10 2014
1 стр.


Программа для гостей пленарное заседание гражданско-нравственное становление и развитие школьника как стратегическая задача современной школы. Открытие и приветствие участников республиканского семинара

«гражданско-нравственное и патриотическое воспитание школьников республики мордовия»

74.23kb.

07 10 2014
1 стр.


Концепция долгосрочной целевой программы «Патриотическое воспитание граждан Пермского края на 2013-2017 годы» «Духовность и патриотизм»

«Патриотическое воспитание граждан Пермского края на 2013-2017 годы» «Духовность и патриотизм»

143.45kb.

25 09 2014
1 стр.


Патриотическое воспитание. Работа со старшими дошкольниками
166.17kb.

11 10 2014
1 стр.


О красоте и мужестве

Цель: духовно – нравственное, гражданско- патриотическое воспитание и становление личности учащихся

170.1kb.

15 09 2014
1 стр.


Управление образования администрации Шебекинского района

Формирование национальных базовых ценностей через патриотическое воспитание обучающихся

312.69kb.

25 12 2014
1 стр.