педагогическАЯ поддержкА родителей, воспитывающих детей
с детским церебральным параличом
Е.О. Гладких
Белгородский педагогический колледж
Научный руководитель Т.А. Назаренко
Конец XX - начало XXI столетия отмечены в России повышенным интересом специалистов различного профиля к проблемам современной семьи. Внимание ученых к проблеме семьи обусловлено не только профессиональным интересом, но и значительными трудностями, которые претерпевает данный социальный институт в своем развитии.
Семьи, в которых воспитываются дети с особыми образовательными потребностями, живут под грузом многочисленных проблем. Это осложняет внутрисемейную атмосферу, а порой накаляет ее до предела. Не каждый родитель оказывается способен принять недуг ребенка и адекватно реагировать на его проблемы, которые постоянно возникают в процессе жизни. Родители, испытывающие трудности во взаимодействии с проблемными детьми, нуждаются в оказании им специальной психолого-педагогической помощи. Именно эти факты и объясняют острейшую необходимость организации и проведения специальных мероприятий с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии, особенно с детским церебральным параличом.
Детский церебральный паралич - поражение двигательных систем головного мозга. Двигательный дефект нередко сочетается с незрелостью психического развития ребенка и поражением речедвигательного анализатора [1].
Проблемы семьи аномального ребенка рассматривались в работах Т.Г. Богдановой, Н.В. Мазуровой, И.Ю. Левченко, И.И. Мамайчук, Е.М. Мастюковой и др. Однако эти исследования ограничивались лишь констатацией необходимости разработки специальных мер, направленных на реабилитацию данной категории лиц, а в рамках коррекции, предлагалось консультирование родителей специалистами различных профилей [3].
На наш взгляд, как направление, педагогическое сопровождение выступает эффективным средством помощи родителям, воспитывающих «исключительных» детей.
Педагогическое сопровождение - это комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, представленных разными психолого-педагогическими методами и приемами, которые осуществляются в целях обеспечения оптимальных социально-психологических условий для сохранения психологического здоровья семьи и полноценного развития личности ребенка в семье и его формирования как субъекта жизнедеятельности. Эта технология отличается от других позицией педагога; способами взаимодействия, разделением ответственности педагога с родителями; приоритетами видов деятельности воспитателя в работе с родителями; стратегическими целями; критериями эффективности работы педагога с семьей [4].
Анализ опыта работы базового детского сада (для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата) показал, что используемые формы работы с родителями, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями, разнообразны: живое слово, показ воспитательной работы, организация выставок, педагогических библиотечек, привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада. Ведется эта работа в двух направлениях: индивидуально и с коллективом родителей. Индивидуальные формы работы с родителями - это беседы, консультации, посещения семей, поручения родителям. Для коллектива родителей организуются общие консультации, групповые и общие родительские собрания, конференции, выставки, лекции, кружки; оформляются информационные и тематические стенды, фотомонтажи; проводятся вечера вопросов и ответов, встречи за круглым столом и т.д. Общаясь с родителями индивидуально, воспитатель получает возможность установить с ними отношения, основанные на взаимном уважении, наметить пути действенной помощи семье, дать родителям конкретные советы. Большую пользу в педагогическом просвещении родителей оказывает собранная в детском саду библиотечка. За время пребывания ребенка в дошкольном учреждении родители могут прочитать много специальной педагогической литературы.
При организации родительских собраний у воспитателя есть возможность познакомить родителей с задачами, содержанием, методами воспитания детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями в условиях детского сада и семьи [2]. В инклюзивных группах детского сада используются следующие формы проведения родительских собраний: психологический тренинг, мастер-класс, совместная деятельность детей с ДЦП с родителями, день открытых дверей, показ театральных постановок.
Анализируя современную педагогическую и специальную литературу мы отмечаем следующие формы работы с родителями: презентация дошкольного учреждения; круглый стол с родителями; информационные бюллетени, которые можно выпускать раз или два в месяц для обеспечения семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в образовательной программе; еженедельные записки, адресованные непосредственно родителям, сообщающие семье о состоянии здоровья, настроении, поведении ребенка в детском саду; неформальные записки; личные блокноты; ящик для предложений.
В современной теории и практике выделяют два основных направления взаимодействия с семьей: повышение уровня педагогической компетентности родителей (лекции, семинары, пособия, родительские уголки, индивидуальные беседы, групповые консультации, дискуссии, круглые столы) и привлечение родителей к работе детского сада посредством организации досуговых мероприятий.
Так, например, с целью повышения педагогической компетентности родителей в детском саду используют папки-передвижки. Обычно в них подбирается тематический материал с иллюстрациями и практическими рекомендациями; он систематически пополняется, иллюстрации заменяются новыми.
Особое место в пропаганде педагогических знаний занимает организация уголков для родителей. Творческое использование этой формы работы позволяет широко знакомить родителей с вопросами воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Оформление текстового и иллюстративного материала в них может быть, в зависимости от условий, самым различным: стенд, полка или стол для демонстрации детских работ, педагогической и художественной литературы, специально оборудованные витрины, паспарту [4].
Интересными и действенными формами пропаганды педагогических знаний среди родителей становятся организуемые детским садом циклы лекций, педагогические кружки, вечера вопросов и ответов, конференции по обмену опытом семейного воспитания детей с детским церебральным параличом, школы молодых родителей, университеты педагогических знаний.
С целью привлечения родителей к работе детского сада, где мы проходим педагогическую практику, активно используется совместная организация досуговых мероприятий. Начиная с сентября в детском саду, родители привлекаются не только к подготовке тематических праздников, но и становятся активными участниками при их проведении.
Таким образом, семья и детский сад связаны общими задачами в воспитании ребенка. Поэтому здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов: без квалифицированной помощи специалистов семье обойтись сложно. Эффективность предлагаемой системы комплексной педагогической поддержки семьи, воспитывающей ребенка с детским церебральным параличом, подтверждается тем, что родители, прошедшие систему педагогического просвещения, обретают в себе, несмотря на огромные психологические трудности, новый творческий потенциал и направляют его на взаимодействие со своим ребенком.
Библиографический список
1.Вернер Д. Что такое детский церебральный паралич. - М., 2003. – 238с.
2.Зенина Т.Н. Родительские собрания в детском саду. Учебно-методическое пособие / Т.Н. Зенина. - М.: Педагогическое общество России, 2007. - 96с.
3.Мастюкова Е.М. Дети с церебральным параличом // Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. - М., 2003.- 384с.
4.Стребелева Е.А., Закрепина А.В. Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии // Дефектология, № 1, 2005, с.3–10.