Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2 ... страница 5страница 6
ГУ отдел образования физической культуры и спорта города Шахтинска КГКП я\с «Салтанат»

Тема:

«Песочная терапия, как метод коррекционно – речевых и поведенческих проявлений у детей - логопатов»

Методический сборник
Воспитатель логопедической группы

КГКП я\с «Салтанат» Пахнина Н.И.


2012 год

Содержание

Стр.

Пояснительная записка………………………………………………………………………3



Глава 1. .……………………………………………………………………………………………….6

1.1.Организация работы в учебной деятельности…………………………….6



1.2.Особенности организации и оформление развивающей предметно – пространственной среды педагогической песочницы………………………………………………………………………………………..8

Глава 2. …………………………………………………………………………………………………10

2.1 Перспективный план занятий по развитию мелкой моторики

рук у детей с нарушением речи. ………………….................................10.

2.2.Цикл интегрированных конспектов занятий с элементами

песочной терапии………………………………………………………………………………13

Заключение………………………………………………………………………………………….51

Список литературы………………………………………………………………………………52

Приложение…………………………………………………………………………………………53


Пояснительная записка

«Истоки способностей и

дарований детей -

на кончиках его пальцев»

В.А. Сухомлинский.

Речь является важнейшей функцией человека. Речевое общение способствует социальному контакту между людьми, благодаря которому развиваются высшие формы деятельности. Чем богаче и правильнее речь, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познает действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми.

Родителей и педагогов всегда волновал вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка с нарушением речи?

Один из практических ответов на этот вопрос – развитие у детей мелкой моторики и улучшение координации движений. Ведь известно, что уровень развития речи находиться в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. «Путь к умной, светлой голове лежит через руки», - писала доктор педагогических наук Любина Г.А.

Страдающий нарушением речи ребенок может быть повышенно агрессивным, или, наоборот, замкнут и подавлен, кроме нарушения эмоционально – волевой сферы у многих детей проявляются еще и следующие симптомы: низкое развитие мелкой моторики рук, нарушение речевой памяти, внимания, восприятия (различных видов), позднее формирование словесно – логического мышления. Все это требует более тщательного подбора методов коррекционной работы с такими детьми.

Формирование произносительной стороны речи предполагает использование целого ряда инновационных логопедических технологий, среди которых песочная терапия занимает одно из значимых мест.

Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка.

Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что песок обладает значительным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психически эмоционального состояния ребенка. Песочница может помочь освоить любые темы во время обучения чтения, письма, счета. Песок – это естественная среда для ребенка не только для игры, но и обучения. Иными словами, использование песочницы в педагогическом процессе дает комплексный образовательный, терапевтический эффект. Причем, сегодня уже можно говорить о таком эффекте, не только, по отношению к нормально развивающимся детям, но и их сверстникам с особенностями развития.

В данном методическом пособии предоставляется: перспективный план, цикл интегрированных занятий, а также игры с песком, художественное слово новизна и отличительная особенность которых является использование песочной терапии в коррекции речевых нарушений и развития мелкой моторики ребенка.

Целью методического сборника является: адаптирование в педагогическом процессе элементов песочной терапии, обеспечивающих интеллектуальное и личностное развитие дошкольников с нарушением речи. Содействовать эффективному решению проблем качества методов и форм коррекционной работы с детьми через индивидуальное и дифференцированное обучение.

Задачи:

- коррекция общей и мелкой моторики;

- развитие координации движений, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки;

- воспитание выдержки и усидчивости;

- развитие пространственной ориентировки, чувства ритма;

- развитие ручной умелости, глазомера, аккуратности, внимания;

- развитие умения согласовывать слова и жесты.

Ожидаемый результат:

- Коррекция речи и ее основных функций;

- Совершенствование у детей координации движений, мелкой моторики, ориентация в пространстве;

- Совершенствование навыков коммуникации;

- Закрепление представления об окружающем мире;


Глава 1.
1.1. Организация коррекционной работы в учебной деятельности.

Французский психиатр Грек говорил: «Ребенок, который хорошо играет, хорошо говорит, хорошо рисует, это и есть здоровый ребенок».

Песочница – прекрасный посредник для установления контакт с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующуюся ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства.

Как и любая другая дисциплина, терапия песком имеет свои основные принципы:



  1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность. Для этого необходимо подбирать задание, соответствующее возможностям ребенка. Необходимо исключать негативную оценку его действий и конечно же поощрять его фантазию.

  2. Оживление абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную эмоцию к занятиям.

  3. Реальное проживание, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями.

Предлагаемый, в данном сборнике материал расположен в определенной последовательности:

планирование перспективного плана ведется по трем этапам:



1 этап: Знакомство с песочной страной;

Цели:

Пробуждение интереса к занятиям с песком;

Развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений;

Знакомство детей с правилами игры детей в песочнице.



2 этап: Путешествие по песочной стране

Цели:

Развитие познавательных процессов;

Развитие речи, памяти, мышления;

Совершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве.



3 этап: Преображение песочной страны

Цели:

Создание композиций на песке;

Проговаривание действий с песком;

Развитие связно речи, обучение рассказыванию.


Занятия распределены по двум циклам:

Первое полугодие – занятия проходятся полностью на песке:

Второе полугодия - на песок выносится только отдельный учебный материал.

Занятия проводятся по различным образовательным областям, строящиеся на принципах последовательности, систематичности в решении воспитательных, образовательных и коррекционных задач, обеспечивающих взаимосвязь основных образовательных областей.

Ход каждого занятия построен по определенной структуре:

- Побуждениевхождение в сказку – установка на внимательное слушание и активное участие;

- Реализация замыслаигра - создание композиций на песке, развитие познавательных процессов, памяти, мышления, мелкой моторики рук;

- Рефлексия – выход из сказки – обсуждение, развитие связной речи.

Предложенный материал является вариативным, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала.

Основная задача данного сборника: создать в группе предметно – развивающую среду, направленную на максимальное развитие задатков и способностей, заложенных в каждом ребенке.

Ожидаемый результат:

- Коррекция речи и ее основных функций;

- Совершенствование у детей координации движений, мелкой моторики, ориентация в пространстве;

- Совершенствование навыков коммуникации;

- Закрепление представления об окружающем мире;



    1. .Особенности организации и оформление развивающей предметно – пространственной среды педагогической песочницы.

Для организации процесса песочной терапии потребуется: песочница, вода, песок, коллекция миниатюрных фигурок.



Песочница

Размер: песочница представляет собой деревянный ящик. Традиционный размер в сантиметрах:

50х70х8 (8см – высота борта) – для индивидуальных занятий,

90х70х10 (10 – высота борта) – для подгрупповых занятий,

100х140х10 (10 – высота борта)- для групповых занятий.

Считается, что такие размеры песочницы соответствуют объему поля зрительного восприятия.

Цвет: традиционная песочница сочетает цвет дерева и голубой цвет. Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие. Кроме того, наполненная песком, «голубая» песочница являет собой миниатюрную модель человеческого восприятия нашей планеты.

Песок

Песок должен быть желтого цвета. Перед использованием песок должен быть просеян, промыт и обезврежен – его надо прокалить в духовке или прокварцевать.



Материал

Для организации игр с песком вам будет необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, символизирующих мир.

Набор игрового материала хранится в пластиковых прозрачных контейнерах с отверстиями:

*Лопатки, широкие кисточки, сита, воронки;

Разнообразные пластиковые формочки разной величины – геометрические, изображающие животных, транспорт, людей; формочки для теста;

*миниатюрные игрушки (выстой 5 – 10см.), изображающие людей разного пола и возраста; различных животных и растений; транспорт и другое.

*наборы игрушечной посуды и домашней утвари (для игр «Песочный детский сад», «Семья»).

* Различные здания и постройки;

*Бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, крышки и т.д.

*Фантастические предметы и персонажи из мультфильмов, фигурки – оборотни;

*Злодей (злобные персонажи из мифов, сказок).

Итак, все, что встречается в мире, может занять достойное место в коллекции.

Если для занятий, не хватает каких – либо фигурок – образов, их можно вылепить из пластилина, глины, вырезать из бумаги.

Технические средства обучения:

Фотоаппарат, магнитофон, музыкальные диски.


Обязательные условия работы с детьми

  1. Согласие и желание ребенка.

  2. Специальная подготовка воспитателя, его творческий подход к проведению занятий.

  3. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

Глава 2
2.1. Перспективный план занятий по развитию мелкой моторики рук у детей с нарушением

речи.


Этап работы

месяц

Образовательная область

раздел

Тема занятия

1.Знакомство с песочной страной

сентябрь

Первичное диагностирование: «Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением речи»

1.Познание

Ознакомление с окружающим миром

«Волшебный мир песка»

Октябрь


1.Познание

Ознакомление с окружающим миром, экология

«Мы геологи»


1.Познание

Ознакомление с окружающим миром, экология



«Будем строить дом большой, будет весело нам в нем»

Ноябрь

1.Познани, социум



Ознакомление с окружающим миром, экология

«Играй - город» - мир игр на песке

1.Познание


Ознакомление с окружающим миром, экология

«В гостях у Песочной феи»

2.Путешествие по песочной стране

Декабрь

1.Познание, коммуникация



Ознакомление с окружающим миром, экология, развитие речи

Составление макета «Оазис»

2.Познание,

коммуникация, социум




Ознакомление с окружающим миром, экология, развитие речи

«Путешествие в пустыню»

январь

Контрольный срез знаний:

вторичное диагностирование детей





1.Творчество, познание

лепка, ознакомление с окружающим миром, экология

«Домик для Бабы - Яги»



Февраль

1.Социум, познание

Художественная литература, ознакомление с окружающим миром

Инсценировка сказки «Три медведя»


2.Познание, коммуникация

развитие речи, ознакомление с окружающим миром, экология

«Птичий двор»



3.Преображение песочной страны

Март

1.Социум, познание


Художественная литература, ознакомление с окружающим миром

Чтение рассказа «Хотела Галка пить» Л.Толстой

2.Познание, коммуникация, творчество


Ознакомление с окружающим миром, математика, развитие речи, аппликация

«Путешествие на джайляу»



Апрель

1.Познание, коммуникация, социум



Математика, развитие речи, ознакомление с окружающим миром, экология

«Построим аул на песке»

2.Познание, социум



Ознакомление с окружающим, экология, математика

« В некотором царстве…»

Май

1.Познание, коммуникация, социум, творчество



Ознакомление с окружающим миром, экология, развитие речи, аппликация


«Преображение песочной страны»

2.Познание, коммуникация.



Развитие речи, ознакомление с окружающим миром.


«Животные жарких стран»


Итоговое диагностирование детей


2.2. Цикл интегрированных конспектов с элементами песочной терапии
1.Технологическая карта организационной учебной деятельности в средней логопедической группе по теме: «Волшебный мир песка»

Образовательная область: познание.

Раздел: Ознакомление с окружающим миром.

Коррекционно – образовательные цели: формировать умения рассматривать предметы, выделяя их признаки, качества; закреплять умения делать простейшие выводы.

Коррекционно – развивающие цели: развивать мелкую моторику рук, диалогическую речь и слуховое внимание.

Коррекционно – воспитательные цели: воспитывать навыки сотрудничества – работать в паре и коллективно; создавать позитивный настрой детей; воспитывать инициативность, самостоятельность, аккуратное обращение с песком.

Словарная работа: песочный, сыпучий, песчаный и другие;

Оборудование: посылка, две одинаковые коробочки (с песком и камешками), мяч, лупы, белые листы бумаги, индивидуальные песочницы, любые игрушки для печаток и оформления рисунка, цветные камешки.

Билингвальный компонент: слова - приветствия, песок -қүм, камень – тас, камешки – тастар, сенін атын қім? Цвета – қара, жасыл,сары,қызыл,көқ,


Этапы

Действия педагога

Действия детей


Мотива-

ционно – побуди-

тельный

Психогимнастика: «Сенін атын кім ?»

Здравствуйте дети! Я рада вас видеть! Проходите и вставайте в круг. Предлагаю поиграть в веселую игру: «Сенін атын кім?»

-Менін атын Нина Ивановна. Сеныін атын кім?

Раздается стук в дверь и почтальон передает посылку



Дети встают в круг и начинают играть: отвечают: «Менін атын Юля»

Организационно - поисковый

- интересно, что в ней, как вы думаете?

А.Проводится игра «Узнавалки»

-Дети давай те попробуем отгадать, что там:

По звуку: потряхиваю по очереди коробочки, дети должны озвучить, что они услышали.

Затем коробочки открываем и подводим итог: да, это песок и камешки.



Б. Игра – «Экспериментирование»:

Песок и камушки, разные по величине выкладываются на белые листы бумаги, и предлагается детям рассмотреть предметы через лупу и назвать сходства и отличия песка и камешек. Полученную информацию воспитатель записывает на доске: составление диаграммы Вена (по методу критического мышления).



Вопросы: Песок, какой по цвету? А камушки?

По величине они разные или одинаковые? Если мы их польем водой, что будет с камушками? А с песочком? Попробуйте поднять песочек и камешек, что легче? А что тяжелее?



В. Физминутка: Мы сегодня дружно играем, давайте поиграем и с нашими пальчиками. Проводится пальчиковая игра: «Дружба»

Дружат в нашей группе

Мальчики и девочки.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять…

Пять, четыре, три, два, один.



Г. Игра «Чей это след»

Детям предлагается подойти к индивидуальным песочницам.

- Дети потрогайте песочек руками. Какой он?

А я знаю, как можно поиграть с таким песочком. Вот посмотрите, надавливаю кулаком и оставляю след. Попробуйте вы тоже. Затем игра проводится с различными предметами: камешками, колеса от машины, туфельки куклы.

Игра проводится в паре.

Д.Игра «Песочный круг»

Детям предлагается нарисовать любую фигуру и украсить различными предметами. Ребенку можно предложить назвать свой рисунок или просто описать его.



Дети отрабатывают шипящий звук – ш - разной интонацией голоса.

Дети рассматривают предметы и называют сходства и отличия

Дети проговаривают слова и перебирают пальчики .
Дети трогают и отвечают – что песок мокрый. Они повторяют движения за воспитателем и объясняя, чей это след.

Самостоятельная работа детей.



Рефлексивно - коррегирующий

Ну вот, и закончилось наше занятие, А на память я дарю вам эти цветные камешки. Выберите себе один, какой вам понравился.

Проводится цветопись настроения – фиксируется настроение ребенка по цвету:

Красный цвет (кызыл) – восторг,

желтый (сары) – мне приятно,

зеленый (жасыл)– спокойное настроение,

синий (көқ) – грусть, неуверенность.

Вам понравилось занятие? Я очень рада!

До свидание! До новых встреч! Сау болыныз!




Дети рассказывают, что им понравилось, какие они работы выполняли. Выбирают себе камушек.

следующая страница>


«Песочная терапия, как метод коррекционно речевых и поведенческих проявлений у детей логопатов»

Гу отдел образования физической культуры и спорта города Шахтинска кгкп я\с

759.85kb.

15 10 2014
6 стр.


Применение песочной терапии с детьми в доу

Однако песок не так прост. Элементарные, казалось бы, игры могут быть очень полезны для психического здоровья и развития детей. Особенно если эти игры – песочная терапия

45.34kb.

13 10 2014
1 стр.


Мора-терапия Введение

В 1977 году в Германии доктором Ф. Мореллем и инженером Э. Раше был предложен новый биофизический метод мора-терапия, получившая в дальнейшем название "биорезонансная" терапия. Фир

667.54kb.

02 09 2014
9 стр.


Причины речевых нарушений

Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные), внутренние (эндогенные) и условия окружающей среды

16.1kb.

25 09 2014
1 стр.


Тематический план коррекционно-образовательной работы в подготовительной группе для детей с зпр по теме: «Космос»

Формировать представления о Вселенной; о Солнце как источнике тепла и света; о Земле как планете жизни; о планетах Солнечной системы; об освоении космоса

66.84kb.

16 12 2014
1 стр.


«Песочная планета»

Формирование у детей способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей

103.93kb.

25 12 2014
1 стр.


Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения

Только в этом случае специалист способен понять этиологию, и патогенез речевых и неречевых нарушений при различного рода патологиях, грамотно планировать и проводить коррекционно-п

274.79kb.

25 09 2014
1 стр.


Работа с тревожностью и депрессивными состояниями Тренер: Анн Синк

Разные направления терапии, в том числе когнитивная терапия, диалектическая бихевиоральная терапия, арт терапия, работа со сновидениями, инсайт-ориентированная терапия, психодрама

16.32kb.

10 10 2014
1 стр.