Оборудование: коллекция камней, иллюстраций работ из камня, украшения, письмо от гномов, шкатулки с самоцветами, макет «Горы», лабораторные столы: лупы, белые листы бумаги, чашки с водой, бытовые терки или наждачная бумага.
Этапы |
Действия педагога |
Действия детей |
Мотива- ционно – побуди- тельный |
Психогимнастика «Доброе утро» - дети приветствуют друг друга, используя различные слова приветствия: Здравствуй..., привет…, хэлло…, сәлем… и т.д. Сегодня действительно доброе утро, давайте зажжем огонек, чтобы у всех было тоже доброе утро. Педагог: внимание! Ребята, посмотрите какая красивая шкатулка и письмо! Интересно, кто это написал? Давайте прочитаем!
|
Дети здороваются, используя различные формы приветствия Дети проявляют интерес. |
Организационно - поисковый |
«Здравствуйте дорогие друзья! Пишут вам Братья гномы. Мы живем в горах. Они такие необыкновенные: высокие, каменистые и красивые. Но самое дорогое: находится под землей. Мы, гномы, постоянно ищем камни – самоцветы и делаем украшения. У каждого камня своя история свои интересные свойства. Мы вас приглашаем в горы. Пусть каждый найдет свой камень и узнает его секрет». Воспитатель с детьми рассматривают камушки из шкатулки гномов и обсуждают: Вопросы: Для чего нужны эти предметы? Из чего они сделаны? Похожи ли эти камешки на те, которые мы находим на улице? (при затруднении показываю простые камни с улицы). Для чего камни нужны в природе, людям?
Ребята, а вы знаете, как называют людей, которые работают с камнями? Правильно – геологи. Давайте мы тоже превратимся в геологов и отправимся к гномам в гости. - Вы нашли камушки? Скажите, они все одинаковые или разные? Камни это живая или неживая природа? Дети складывают камни в рюкзачок и отправляются в лабораторию. Физминутка: На пути у них встречаются преграды: перепрыгнуть через кочки, пролезть под веточками деревьев, пройти по камешкам через ручеек. Опытническая работа: все результаты записываются в специальную таблицу
После окончания экспериментирования дети и воспитатель с помощью таблицы рассказывают о свойствах камней. Определяют, что песок – это очень маленькие камушки – песчинки. Выставка камней: Воспитатель предлагает рассмотреть камни, песок, которые человек использует в жизни, иллюстрации домов из камня, скульптуры из песка. Рассказ воспитателя: У древних людей не было спичек, они высекали огонь из камня, который называется кремень. Это самый твердый и прочный камень. Из других камней люди научились строить дома, дворцы. Затем люди заметили, что некоторые камни легко крошились и превращались в песок, но накаляясь от огня, песок плавился и снова превращался в красивые камешки. Тогда люди стали делать из них различные украшения. Таких людей, стали называть – дизайнерами.
Детям предлагаются наборы различных форм и величины бусинок и ниточки. - Из этих бусинок вы можете сделать себе любое украшение на память о нашем занятии.
|
Дети отвечают на вопросы: Для красоты, это украшения. Из камушков. Дети одевают фартуки, подходят к макету «Горы», и находят камушки различные по фактуре. Дети выполняют задания и попадают в лабораторию; Заполняют таблицу графически с помощью воспитателя.
Дети рассматривают выставку камней и иллюстрации и примеряют различные украшения. Дети нанизывают бусинки по своему выбору.
|
Рефлексивно – коррегирующий |
Какие украшения у вас получились? Из чего они сделаны? Вам понравилось играть с камешками? Что больше всего вам понравилось? Вы все молодцы! И я думаю, что гномы очень были рады, что мы побывали в их горах, и с удовольствием будут ждать нас снова! |
Дети демонстрируют свои поделки и восстанавливают моменты занятия по памяти. |
Этапы |
Действия педагога |
Действия детей |
Мотива- ционно – побуди- тельный |
Психогимнастика: Доброе утро, мои дорогие! Я очень рада видеть вас всех. Какой ты сегодня нарядный. У тебя хорошее настроение. А ты, почему – то с утра немножко грустный. Давайте подарим ему хорошее настроение. Как можно это сделать? Чтобы было у всех хорошее настроение, я дарю вам солнышко:
- Ну что, ребята, у всех хорошее настроение? Мы все рады друг другу. Слышится чей – то плач. Ребята! Вы слышите? Как вам кажется, кто может плакать?
|
Дети стоят полукругом. Улыбаются друг другу и желают что – либо хорошее, делают комплементы… Дети высказывают свои догадки |
Организационно - поисковый |
Из – за ширмы появляются муравьи:
И дотла сгорел наш дом.
Вы ребята, помогите новый дом нам возведите! Воспитатель: Ребята, поможем муравьям? Кто скажет, какое сейчас время года? (осень) На улице уже холодно? (Да) А как одеваются люди? (тепло) Вот и нашим муравьям холодно, им срочно нужна наша помощь. Нужно помочь построить им дом. Летом на своем участке мы наблюдали за муравьями и многое узнали. А кто скажет, что происходит с муравьями, когда наступает осень? А почему муравьи прячутся?
Давайте вспомним, из чего построен дом муравьев? (из песка) Но не только. Правильно ребята! Среди веточек они делают ходы – коридорчики, комнатки и все зиму спят в домике. Теперь мы можем построить домик.
Подойдите к своим песочницам Возьмем песок в руки и посмотрим, как песок сыпется сквозь пальцы. Прошу произнести слово «сыпучий» - қүм тогіледі. Поиграем немного с ним: Когда я буду говорить: солнышко светит Ваши пальчик будут бегать по песочку, как маленькие муравьи А когда скажу: солнышко ушло Ваши пальчики, как муравьи спрячутся в песочек. Опытническая работа с песком и водой Ребята, попробуйте сделать холмик для муравейника. Получилось? А что будет, если мы песок польем водой? Во что превратился холмик? Давайте нальем и посмотрим .(В лужу с песком). Посмотрите, вода исчезла, она забралась в песок и там уютно «устроилась» Песок пропускает воду и становится каким? (сырым, мокрым) А из мокрого песка можно строить муравейник? (нет) «Строим дом» - игра - практикум Предлагаю ребятам сделать один большой муравейник. Ребята выкладывают поочередно песок, веточки хвои, мох травинки. - Ну, вот и готов муравейник, а комнатки и ходы муравьи сами сделают. Муравьи благодарят детей:
Благодарят детей и прощаются. |
Дети слушают муравьев Выражают сочувствие и желание помочь. Отвечают на вопросы. Описывают домик по картинке Проводят игру с погружением и прикосновением пальчиков к песку. Перечисляют оборудование на столах. Выполняют действие «щепотью» и проводят опыт - определяют состояние песка в воде.
|
Рефлексивно - коррегирующий |
Ну вот, ребята, мы с вами сделали доброе дело. А какое? Как называется домик для муравьев? Из чего мы его делали? Какой песок мы использовали для работы? Молодцы! Теперь у муравьев будет свой дом, где они будут жить в тепле и уюте. А скажите, тяжело помогать слабым и беззащитным? Так давайте будем всегда помогать слабым! Занятие наше закончено, спасибо ребята! |
Отвечают на вопросы: построили дом; муравейник; Из веточек, листочков, песка; Сухой, сыпучий – қум төгіледі
|
Этапы |
Действия педагога |
Действия детей |
Мотива- ционно – побуди- тельный |
Вхождение в сказку: Утренний круг: «Как прекрасен мир вокруг» Предлагаю встать в круг и взяться за руки: Как прекрасен мир вокруг, Когда с тобою рядом друг! Посмотри в его глаза, Не улыбнуться им нельзя! Ой! Что это? Как вы думаете, что под покрывалом? |
Дети подходят к столу, закрытым тканью, высказывают предположения. |
Организационно - поисковый |
Реализация замысла: А вы знаете, можно узнать, что здесь спрятано, если отгадаем загадку: Он и желтый, и сыпучий, Во дворе, насыпан кучей. Если хочешь, можешь брать, Целый день в него играть. (Песок) (Снимаю покрывало) Да! Действительно, это песок! Это песочный город, в который я вас приглашаю. Но будьте осторожны: Инструкция, как правильно играть в песочнице (обязательный элемент на каждом занятии): - играем очень аккуратно, не размахивая руками, и не поднимаем их высоко; -песок стряхиваем над песочницей, чтобы ни одна песчинка не убежала из нашего песочного города; - Хорошо? Игра «Точка, точка, запятая…» Читаю стишок и рисую на песке человечка: «Точка, точка, запятая – Вышла рожица кривая. Ручки, ножки, огуречик, Появился человечек» прошу детей попробовать нарисовать песочного человечка. Игра «Здравствуй песочек» Я, от имени Песочного Человека, прошу поздороваться с пеком, т.е. различными способами дотронуться до песка: поочередно пальцами одной, а затем другой руки, легко сжать (с напряжением) кулачки с песком, а затем высыпать, дотронуться внутренней и внешней стороной ладони. Рассказ воспитателя: -Ребята, какой песок? Погрузите в него свои ручки. Что вы чувствуете? Как называются частички песка? Рассмотрите их в лупу. Что вы видите? -Песчинки не связаны между собой, поэтому их можно пересыпать с одного места в другое. Мы говорим, что песок «сыпучий». Это свойство используется в песочных часах (показываю). Мелкие песчинки тонкой струйкой перекатываются из одной емкости в другую. Что получилось в нижней части емкости? А если мы попробуем насыпать песок в одном месте, у вас получиться горка? (Попробуйте и убедитесь). -Замечательная горка получилась. Давайте пофантазируем: а вдруг там спрятан клад.
Я описываю игрушку, не называя ее (затем можно предложить роль ведущего ребенку). Физминутка: «Веселые зверята» - дети под музыку имитируют движения тех зверюшек, которых нашли в песке (движения произвольные, музыка со сменой ритма). Игра «Угадай – ка!» А давайте поиграем в игру «угадай – ку»! Вы будете закрывать глазки по одному, а другой оставлять след на песке какого либо предмета. Игра «Следопыты» Знаете ли вы, что с помощью песка можно еще и рисовать? Для этого нам нужен цветной песок. Давайте его сделаем. Дети раскладывают песок по тарелочкам и перемешивают с гуашью, и ставят сушить на солнце. -После того как песок высохнет, мы переложим его в мешочки и разобьем молоточками. А пока воспользуемся уже готовым песком. |
Отвечают на вопрос, отгадывают загадку. Дети слушают и соглашаются. Слушают и пробуют нарисовать пальчиками; Дети выполняют задания и описывают свои ощущения Дети насыпают горку из песка в центре песочнице. Ребенок, отгадавший, что это за игрушка, находит в песке на ощупь. Отгадывают и выставляют игрушки последовательно. |
Рефлексивно - коррегирующий |
Выход из сказки. Предлагаю: взять песок, того цвета, какое у вас настроение: красный цвет (кызыл) – восторг, желтый (сары)– мне приятно, синий (қөк)– грусть, черный (қара)– плохое. Ребята, если вам понравилось играть с песком и песочным человечком давайте нарисуем на память красивую радугу. Готовую работу мы подарим песочному человеку |
Дети выбирают цвет своего настроения и намазывают картон клеем, посыпают песком. |
Коррекционно – развивающие цели: регулировать мышечное напряжение, расслабление, развивать правильность вдоха и выдоха, развивать слуховую и зрительную память.
Этапы |
Действия педагога |
Действия детей |
Мотива- ционно – побуди- тельный |
Вхождение в сказку: Ребята! Сегодня у нас необычная встреча. Мы сегодня в гостях у Песочной Феи. Давайте поприветствуем ее. Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, желтенький песок! Здравствуй Фея дорогая! Рады видеть мы тебя!
|
Дети приветствуют Песочную Фею |
Организационно - поисковый |
Инструкция игры в песочнице 1.Упражнение «Песочный дождик» Песочная фея. Ребята, в прошлое свое занятие, вы подарили нам, жителям песочной страны красивую песочную радугу. Спасибо вам! Но в моей стране может идти еще и необычный песочный дождик. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь. Смотрите, как это происходит. Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на свою ладонь. Песчинки, как капельки воды легко касаются вашей ладошки. Что вы чувствуете? Вам нравиться? 2.Игры с влажным песком «Следы на песке» А еще у нас, в песочнице идут настоящие дожди: Он моросит (сбрызгиваю песок из разбрызгивателя), бывает, капает крупными каплями (из лейки); а может лить «как из ведра» - выливаю воду в емкость, зарытую в песке. Посмотрите, дождик оставил свои следы на песке. Давайте, мы тоже потрогаем песочек и скажем, каким стал песок? Какой запах у него? С влажным песком можно играть? Конечно!
Для начала нам надо наметить на песке, где будет строиться тот или иной дом, в верхнем правом углу будет жить бегемотик. Выбери нужную формочку и сделай отпечаток. Подобным образом все дети получают задание расселить всех жителей песочницы. 4. «Песочный ветер» дыхательное упражнение Но вот, подул ветерок. Давайте вздохнем глубокий вдох и медленно подуем на ладошки, сдувая песок в песочницу. (2 – 3 раза)
Дети придумайте, пожалуйста, рассказ о своих домиках: какой формы; для кого этот домик? Из чего он сделан? |
Дети выполняют упражнение и рассказывают о своих ощущениях Определяют изменения песка; |
Рефлексивно - коррегирующий |
Ну, что ж, а нам пора возвращаться. Давайте попрощаемся с Песочной Феей и жителями ее страны. Закрывайте глазки и повторяйте за Феей: ат – ат – ат – отправляемся в детский сад. (Покрывало скрывает песочницу). Вам понравилось Песочная Фея? А играть с песком? А с каким песком лучше играть: сухим или влажным? Почему? А что больше всего вам понравилось сегодня на занятии?
|
Он липкий и из него можно строить. |
15 10 2014
6 стр.
13 10 2014
1 стр.
02 09 2014
9 стр.
25 09 2014
1 стр.
16 12 2014
1 стр.
25 12 2014
1 стр.
25 09 2014
1 стр.
10 10 2014
1 стр.