Цели и задачи:
1.Образовательные:
1)Ввести определение противоположных чисел.
2)Ввести определение целых чисел.
3)Научить находить числа противоположные данным.
2.Развивающие:
1)Развитие внимания и памяти.
2)Развитие познавательных интересов к предмету.
3.Воспитательные:
1)Воспитывать доброжелательное отношение к коллективу и окружающим.
2)Воспитывать дисциплинарные навыки.
Тип урока: объяснение нового материала.
Вид урока: урок с применением ПК.
Оборудование: ПК, мультимедиа проектор, доска.
План урока:
1.Организационный момент(1-2 мин).
2.Актуализация знаний(3-4 мин).
3.Объяснение нового материала(10-12 мин).
4.Закрепление нового материала(11-13 мин).
5.Самостоятельная работа(5-6 мин).
6.Подведение итогов. Домашнее задание(2-3 мин).
Ход урока:
1.Организационный момент:
1)Раздать тетради, отметить отсутствующих.
2).Сообщение темы, целей (слайд 2)и этапов урока (слайд 3).
2.Актуализация знаний (слайд 4).
В жизни мы часто встречаемся с противоположностями.
«Прибытие" противоположного "выбытию".
Еще "понижение" противоположно........?
Если есть верх, то есть и низ.
Тепло и ....?
Добро и ....?
Счастье и..?
Такими противоположностями наполнен наш мир. А как число отражает этот факт?
Понять это - вот наша задача на уроке.
Устная работа.
№1
Вычислить:
4,8+3,2 5,4-0,4
:5 *2
-0,7 +0,8
:9 :4
+0,02 +0,3
_______ _______
??? ???
№
2
Что называется координатной прямой?
(Прямая, с выбранными на ней началом отсчета, единичным отрезком
и направлением отсчета называется координатной прямой.)
№3
Что называют координатой точки на прямой?
(Число, показывающее положение точки на прямой, называют координатой этой точки.)
№4
Какими числами являются координаты точек на горизонтальной прямой, расположенные справа от начала координат, слева от начала координат.
№5
Узнайте фамилию выдающегося ученого Франции.
(-3) (2) (0) (3) (-1) (1)
Комментарии к ответу:
Рене Декарт - выдающийся французский философ, математик, биолог и физик. Его труды способствовали признанию отрицательных чисел, которые появились гораздо позже натуральных чисел и математики долго относились к ним с недоверием. Он предложил геометрическое истолкование положительных и отрицательных чисел в 1637 году - координатную прямую.
3.Объяснение нового материала (слайд 5)
Точки А (-5) и В(5) одинаково удаленны от точки 0 и находятся по разные стороны от нее. Чтобы попасть из точки 0 в точку А или из точки 0 в точку В надо пройти одинаковые расстояния, но в противоположных направлениях. Числа 5 и -5 называются противоположными числами Число 5 противоположно -5,а -5 противоположно 5.
Два числа отличающиеся друг от друга только знаками называют противоположными числами (слайд 6).
Например: (дети называют противоположные числа данным и приводят свои примеры)
-7 и 7 8,2 и -8,2 0 и 0 1034 и -1034.
Для каждого числа есть одно противоположное ему число. Число 0 противоположно самому себе (слайд 7).
Натуральные числа, противоположные им числа и ноль называют целыми числами.
-2 ; 3 ; -8 ; 0 ; 102 ; 305 .
(Слайд 8).
Число противоположное числу а обозначают -а. Если а=3,8,то –а = -3,8.Если а=18,то –а =(-18)=18
Итак - (-а)= а.
Говорим правильно (слайд 9).
Как прочитать правильно выражение - (-а)?
1.Число противоположное – а.
2.Минус минус а.
Например:
Если с = -13,то -с = -(-13) можно прочитать так:
-Если це равно минус тринадцати, то минус це равно числу, противоположному минус тринадцати.
-Минус це равно минус минус тринадцати.
О, многоликий минус!
Он-знак отрицательного числа.
Он-знак вычитания.
Он-знак противоположности.
4.Закрепление нового материала.
(Слайд 10). №913
Найдите числа противоположные данным числам.
-276,124,-321,62,9,-1,4,-17.
(Слайд11). №913
Найдите координаты точек А, В, С.
(Слайд12). №915
Заполните пустые места в таблице и отметьте на координатной прямой точки, имеющие своими координатами числа полученной таблицы.
(Слайд 13). № 917
Какие целые числа расположены на координатной прямой между числами.
-8 и -5, -3 и 0, -2 и 2, -3,6 и 4,2.
5.Самостоятельная работа (слайд 14).
|
Вопрос
|
Ответ
|
1
|
Записать число расположенное на расстояние 5 единиц вправо от нуля.
|
5
|
2
|
Записать число расположенное на расстоянии 3 единиц влево от нуля.
|
-3
|
3
|
Записать число не являющееся ни положительным, ни отрицательным.
|
0
|
4
|
Записать число противоположное -7.
|
7
|
5
|
Записать число противоположное 3,5.
|
-3,5
|
6
|
Записать число противоположное самому себе.
|
0
|
7
|
Найдите значение – а, если а =8,5.
|
-8,5
|
8
|
Напишите все целые числа, которые находятся между числами -5 и 3.
|
-4, -3
-2, -1,0
1, 2
|
9
|
Сколько пар противоположных чисел расположено между числами -7 и 3.
|
4
|
Самопроверка самостоятельной работы.
6.Итог урока (слайд 15).
1.Какие числа являются противоположными?
2.Каким числом являются – Х, если Х:
а) отрицательное;
б) нуль;
в) положительное.
Домашняя работа (слайд 16).
Всем: №911,917
Дополнительно: №921, 926
Рефлексия.
Ребята, что вам понравилось на этом уроке? Что вы узнали для себя нового? Что у вас получилось хорошо, а над чем еще надо поработать? 9.Используемая методическая литература (слайд 17).
1.Виленкин Н.Я и др. Математика 6 класс. - М.Мнэмозина 2009г.
2.Виленкен Н.Я. Поурочные планы по математике 6 класс. - Волгоград.
Учитель 2005г.
3.Журнал « Математика в школе».
|