СБОРНИК
МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ
по курсу
СОВРЕМЕННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ
СОЗДАНИЯ PR-ТЕКСТОВ
Для студентов факультета журналистики
Москва
Институт международного права и экономики имени А. С. Грибоедова
2008
УТВЕРЖДЕНО
кафедрой рекламы
и связей с общественностью
С о с т а в и т е л ь – д-р полит. наук, проф. С.А. Шомова
Сборник методических материалов по курсу «Современные технологии создания PR-текстов». – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2008. – 11 с.
Подготовлен на факультете журналистики.
© Шомова С.А., 2008
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Современные типы коммуникативной деятельности – журналистика, реклама, связи с общественностью – немыслимы без использования качественных, грамотных, ярких обращений к аудитории. Проблема конструирования эффективного текста, в том числе и в структуре Паблик Рилейшнз, является одной из наиболее сложных в медиа-коммуникации, а ее креативное решение служит важнейшей вехой в профессиональном становлении будущего журналиста. Именно поэтому курс «Современные технологии создания PR-текстов», целью которого является обучение студентов важнейшим методикам копирайтинга, представляется необходимым элементом высшего журналистского образования начала XXI века и логично дополняет обязательные учебные дисциплины факультета журналистики.
Среди основных задач курса можно выделить следующие:
-
осмысление ведущих типов текста в истории человеческой цивилизации и определение места и роли медийного текста среди иных текстовых структур;
-
компаративный анализ публицистического, рекламного и PR-текста с последующим вычленением специфических характеристик и творческих особенностей последнего;
-
классификация основных жанров текста в современной отечественной практике PR-коммуникации;
-
изучение творческих технологий создания различных типов PR-текста (базисных, смежных, комбинированных).
Помимо традиционных лекционных и семинарских занятий, спецкурс включает современные формы обучения в высшей школе – деловые игры, тренинги, дискуссии, позволяющие развить креативные возможности студентов, расширить их культурный багаж и активизировать их познавательную активность. По итогам курса сдается обязательный зачет и возможно написание курсовой работы.
ПРОГРАММА
Тема 1. Полифония текстов в культуре
(4 часа)
Текст как феномен культуры. Современные науки о тексте и их специализация. Возможные параметры классификации и типологизации текстов. Синкретичные, специализированные и синтетичные тексты. Зарождение синкретичных текстов в истоках цивилизации и их ведущие разновидности: миф, эпос и другие. Исходная первичная специализация текстов в недрах различных типов деятельности. Деловые, законодательные, магические тексты в истории культуры. Дидактика и историография как важнейшие типы древних специализированных текстов. Современные специализированные тексты: естественнонаучные, деловые и иные. Основные разновидности синтетичных тестов: художественные, публицистические, рекламные. Между синкретизмом и синтетизмом: трансцендентные тексты и тексты бытового общения. Полифоничность текстовых структур в составе современных коммуникативных профессий.
Тема 2. PR-текст в структуре современного медиапространства
(2 часа)
Медиа-текст в системе культуры. Классическая схема коммуникативной деятельности и варианты ее моделей. Место текста в коммуникативной цепочке. Журналистика, реклама и Паблик Рилейшнз как типы коммуникативной деятельности. Журналистские, рекламные и PR-тексты: общее и специфическое. Типологические параметры различия между медиатекстами. Возможности компаративного анализа публицистического, рекламного и PR-текста.
Тема 3. Содержание и структура современного PR-текста
(2 часа)
Понятие PR-информации в современных коммуникациях. Содержательная специфика PR-текста. Основные функции PR-текста. Структурные особенности текста в современной PR-деятельности. Трудности классификации и типологизации PR-текстов. Принципы и параметры классификационного подхода к корпусу PR-текстов. Специфика образования жанров в письменной PR-коммуникации.
Тема 4. Жанры современного PR-текста
(4 часа)
Разбивка PR-текстов на виды в зависимости от адресата и способа доставки текста. Типологическое деление PR-текстов на базисные и смежные, первичные и вторичные, простые и комбинированные.
Простые базисные PR-тексты. Основные жанры простого PR-текста: пресс-релиз, бэкграундер, байлайнер, приглашение, письмо, лист вопросов и ответов, факт-лист, занимательная статья и другие. Понятие вторичного текста (медиатекста) и его разновидности: имиджевое интервью, имиджевый очерк, пиаровские заметка, репортаж, отчет и иные.
Комбинированные PR-тексты. Правила создания пресс-кита. Специфика проспекта, буклета, листовки и брошюры в рамках PR-коммуникации. Понятие ньюслеттера.
Феномен смежных текстов в структуре PR-деятельности. Возможности слогана. Задачи пресс-ревю. Технологии составления эффективного резюме.
Тема 5. Простые первичные PR-тексты
(2 часа)
Основные контактные документы во взаимодействии со СМИ. Пресс-релиз – основа основ. Отличие пресс-релиза от бэкграундера: почему их часто путают? Два листа: вопросно-ответный и факт-лист. Специфика биографии как PR-текста. Зачем нужен байлайнер? Кейс-история и развлекательная статья. Поздравление, письмо и иные «директные» жанры PR-текста.
Тема 6. Технологии создания современного пресс-релиза
(4 часа)
Как сделать из новости профессиональный пресс-релиз? Виды пресс-релиза. Главное требование: отсутствие прямой рекламной информации – и как его добиться? Основное содержание эффективного релиза. Структура пресс-релиза. Требования к оформлению и стилистике. Требования к рассылке пресс-релизов. Основные ошибки в создании пресс-релиза.
Тема 7. Комбинированные PR-тексты
(2 часа)
Функции и специфика комбинированных PR-текстов. Понятие пресс-кита и его возможные составляющие. Задачи пресс-кита и способы его распространения. Технологии составления и оформления пресс-кита. Роль фотографий и иллюстративного материала во взаимодействии с журналистами.
Буклет, проспект, брошюра, листовка – реклама или PR? Разновидности буклета. Специфика проспекта. Брошюра и годовой отчет в структуре Паблик Рилейшнз. Разновидности и возможности листовки.
Развитие ньюслеттера как периодического корпоративного издания. Типы ньюслеттера. Главные функции ньюслеттера. Технологии создания эффективного ньюслеттера.
Тема 8. Смежные PR-тексты
(4 часа)
Понятие смежного текста в PR-деятельности. Функции и строение смежных текстов. Типологическое разнообразие смежных текстов.
Пресс-ревю: содержание, задачи, принципы построения.
Резюме как текст, пограничный между Паблик Рилейшнз, рекламой, управленческой коммуникацией и экономической деятельностью. Правила составления и рассылки резюме.
Слоган в структуре рекламы и связей с общественностью. Задачи слогана. Разновидности слогана. Технологии создания эффективного слогана. Типичные ошибки копирайтинга в области конструирования слоганов. Анализ слоганов, существующих в отечественной и зарубежной практике Паблик Рилейшнз.
Тема 9. Вторичные тексты в структуре PR-деятельности
(2 часа)
Понятие вторичного текста (медиатекста) в PR. Специфика создания и распространения медиатекстов. Юридические и этические проблемы функционирования вторичных текстов в области Паблик Рилейшнз.
Группы жанров вторичного PR-текста. Информационные жанры в PR: пиаровские заметка, отчет, репортаж. PR-тексты, камуфлирующиеся под аналитическую публицистику: статья и корреспонденция. Художественно-образные жанры в PR и анти-PR: зарисовка, памфлет. Ведущие варианты медиатекстов в структуре связей с общественностью: имиджевое интервью и имиджевый очерк.
Тема 10. Технологии конструирования новости и создания убедительного обращения в PR-деятельности
(6 часов)
Ведущие закономерности создания убедительного текста. Ошибки, которых следует избегать. Общие правила взаимодействия со СМИ в области создания и рассылки PR-текстов. Принципы конструирования материалов для других каналов коммуникации.
Главная проблема паблисити: как находить и делать новости? Способы управления информационными потоками компании. Виды новизны в Паблик Рилейшнз. Способы создания новости «с нуля». Основной и дополнительный вес новости. Способы усиления новости и придания ей дополнительного веса.
Использование возможностей «мягкой пропаганды» в области конструирования PR-текста. Технологии раскрутки вялой, но желательной темы. Технологии заглушки нежелательной темы. Технологии подмены темы.
Основные юридические и этические проблемы в области копирайтинга.
учебные задания к семинарским занятиям
Тема 1. Жанровые вариации современного PR-текста
(аналитический семинар, 2 часа)
Программа данного семинара предусматривает аналитическую работу студентов, нацеленную на самостоятельную классификацию и типологизацию PR-текстов. В задачу будущих рекламистов входит не только подготовить к занятию максимально разнообразный спектр материалов СМИ, которые они интерпретируют как PR-тексты, но и определить их жанровую принадлежность.
Вопросы для подготовки
-
Способы классификации и типологизации современных PR-текстов: схемы, модели, параметры.
-
Жанры простых первичных PR-текстов.
-
Функции и компоненты важнейших комбинированных текстов.
-
Смежные тексты в структуре PR-коммуникации.
-
Происхождение и ведущие разновидности вторичных PR-текстов.
Литература
Алешина И. Паблик Рилейшнз для менеджеров и маркетеров. – М., 1997.
Иванова К.А. Копирайтинг. Секреты составления рекламных и PR-текстов. – СПб., 2007.
Кривоносов А.Д. PR-текст в структуре публичных коммуникаций. – СПб., 2002.
Уилкокс Д. Как создавать PR-тексты и эффективно взаимодействовать со СМИ. – М., 2004.
Тема 2. Пресс-релиз: инструкция по «сборке»
(семинар-тренинг, 2 часа)
Занятие имеет тренинговый характер и посвящено не просто повторению теоретического материала, но, прежде всего, освоению азов создания главного вида PR-текста, активной отработке навыков конструирования эффективных пресс-релизов.
Вопросы для подготовки
-
Основные функции и особенности содержания пресс-релиза.
-
Структура пресс-релиза.
-
Типы заголовков, используемых в пресс-релизе.
-
Разновидности лида в пресс-релизе.
-
Правила создания пресс-релиза: содержание и форма.
-
Основные ошибки в подаче пресс-релиза.
Литература
Алешина И. Паблик Рилейшнз для менеджеров и маркетеров. – М., 1997.
Гундарин М. Книга руководителя отдела PR: Практические рекомендации. – СПб., 2006.
Доти Д. Паблисити и Паблик Рилейшнз. – М., 1996.
Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент: Рабочая книга менеджера PR. – СПб., 1997.
Почепцов Г. Паблик Рилейшнз. – М., 1998.
Уилкокс Д. Как создавать PR-тексты и эффективно взаимодействовать со СМИ. – М., 2004.
Чумиков А.Н. Связи с общественностью. – М., 2000.
Шостак М.И. Журналист и его произведение. – М., 1998.
Тема 3. Слоган: между рекламой и PR
(учебный семинар, 2 часа)
Цель данного семинара – дать студентам возможность не только проанализировать удачные и неудачные варианты широко известных слоганов, но и самостоятельно попробовать свои силы в создании данного жанра PR-текста.
Вопросы для подготовки
-
Происхождение и синонимы понятия «слоган».
-
Разновидности слоганов.
-
Требования к современному слогану.
-
Типичные ошибки при создании слоганов.
Литература
Кафтанджиев Х. Гармония в рекламной коммуникации. – М., 2005.
Иванова К.А. Копирайтинг. Секреты составления рекламных и PR-текстов. – СПб., 2007.
Кеворков В.В. Слоган. – М., 2006.
Кривоносов А.Д. PR-текст в структуре публичных коммуникаций. – СПб., 2002.
Морозова И. Слагая слоганы. – М., 1998.
Назайкин А. Рекламный текст в современных СМИ. – М., 2007.
Рекламный текст: семиотика и лингвистика. – М., 2000.
Тема 4. Технологии мягкой пропаганды в PR-коммуникации
(семинар-дискуссия, 2 часа)
В основе данного семинара – не только осмысление различных технологий создания медиатекстов в структуре PR, но и дискуссионное обсуждение границ допустимого в PR-коммуникации, заострение внимания студентов на проблемах «черных» приемов PR, этических и юридических моментах использования проплаченных материалов в СМИ.
Вопросы для подготовки
-
Понятие медиатекста в структуре PR-коммуникации.
-
Основные разновидности медиатекстов.
-
Технологии мягкой пропаганды» в современном PR: приемы раскрутки и заглушки темы, подмены новости и т. д.
-
Способы создания информационного повода и конструирования новости в PR.
Литература
Блэк С. Паблик Рилейшнз: что это такое? – М., 1990.
Катлип Скотт М., Сентер Ален Х., Брум Глен М. Паблик Рилейшнз: теория и практика. – М., 2000.
Королько В.Г. Основы Паблик Рилейшнз. – Киев, 2000.
Коханова Л. Медиарилейшнз: что это такое? – М., 2006.
Кривоносов А.Д. PR-текст в структуре публичных коммуникаций. – СПб., 2002.
Миронов А. Раздувай и властвуй: Практическое руководство по технологиям «мягкой» пропаганды. – М., 2001.
Ученова В., Гринберг Т., Конаныхин К., Петрушко М., Шомова С. Реклама: палитра жанров. – М., 2004.
Чумиков А.Н. Связи с общественностью. – М., 2000.
Эркенова Ф. Саморегулирование в рекламе. – М., 2003.
Тема 5. Пресс-конференция: больше текстов – хороших и разных!
(семинар – деловая игра, 2 часа)
Итоговый, заключительный семинар представляет собой деловую игру, в которой студенты должны не только продемонстрировать «остаточные» знания по грамотному ведению пресс-конференции, но и, разбившись на группы, предложить наиболее эффективный набор разнообразных PR-обращений к журналистам, выдержанных в самых различных жанрах PR-текста. Повторение теории и освоение новых практических навыков в ходе семинара позволяют закрепить ведущие идеи курса в памяти студентов и нацелить их на дальнейшее осмысление проблем эффективного копирайтинга.
Вопросы для подготовки
-
Правила подготовки и ведения пресс-конференции.
-
Действующие лица и типовой сценарий пресс-конференции.
-
Пресс-кит и иные материалы для журналистов. Возможные варианты компонентов пресс-кита.
-
Роль вербального и иллюстративного материала, предлагаемого участникам встречи.
-
Основные правила взаимодействия с журналистами и типичные ошибки, допускаемые в ходе подготовки и проведения пресс-конференции.
Литература
Алешина И. Паблик Рилейшнз для менеджеров и маркетеров. – М., 1997.
Блэк К. Конкретный и конкурентный PR: Прямое и эффективное руководство для специалистов по PR, имиджу и рекламе. – М., 2004.
Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент: Рабочая книга менеджера PR. – СПб., 1997.
Кривоносов А.Д. PR-текст в структуре публичных коммуникаций. – СПб., 2002.
Почепцов Г. Паблик Рилейшнз. – М., 1998.
Чумиков А.Н. Связи с общественностью. – М., 2000.
Уилкокс Д. Как создавать PR-тексты и эффективно взаимодействовать со СМИ. – М., 2004.
Примерные темы рефератов и курсовых работ
-
PR-текст: синтетизм или специализация?
-
Использование мифологических образов в конструировании PR-текстов.
-
Художественно-стилистическое своеобразие текстов в структуре PR-деятельности.
-
Сказка и фольклор в генезисе современного PR-текста.
-
Дидактическая аргументация в современном PR-тексте.
-
PR-текст: искусство манипуляции.
-
Проблемы жанрообразования корпуса современных PR-текстов.
-
Базисные тексты современного Паблик Рилейшнз.
-
Медиатексты в структуре PR-деятельности.
-
Возможности комбинированных PR-текстов.
-
Искусство заголовка в PR-тексте.
-
Технологии создания современных слоганов.
-
Проблемы создания эффективного резюме.
-
Ньюслеттер в современной корпоративной культуре.
-
Занимательная статья: специфика содержания и структуры.
-
Технологии конструирования пресс-релиза.
-
Возможности имиджевого интервью.
-
Имиджевый очерк и его разновидности.
-
Этические проблемы текстовой деятельности в PR-коммуникации.
-
Юридическое регулирование взаимодействия с аудиторией в PR.
литература
Алешина И. Паблик Рилейшнз для менеджеров и маркетеров. – М., 1997.
Блэк К. Конкретный и конкурентный PR: Прямое и эффективное руководство для специалистов по PR, имиджу и рекламе. – М., 2004.
Блэк С. Паблик Рилейшнз: что это такое? – М., 1990.
Гундарин М. Книга руководителя отдела PR: Практические рекомендации. – СПб., 2006.
Доти Д. Паблисити и Паблик Рилейшнз. – М., 1996.
Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент: Рабочая книга менеджера PR. – СПб., 1997.
Иванова К.А. Копирайтинг. Секреты составления рекламных и PR-текстов. – СПб., 2007.
Катлип Скотт М., Сентер Ален Х., Брум Глен М. Паблик Рилейшнз: теория и практика. – М., 2000.
Кафтанджиев Х. Гармония в рекламной коммуникации. – М., 2005.
Кеворков В.В. Слоган. – М., 2006.
Королько В.Г. Основы Паблик Рилейшнз. – Киев, 2000.
Коханова Л. Медиарилейшнз: что это такое? – М., 2006.
Кривоносов А.Д. PR-текст в структуре публичных коммуникаций. – СПб., 2002.
Лотман Ю.М. Культура и взрыв. – М., 1995.
Миронов А. Раздувай и властвуй: Практическое руководство по технологиям «мягкой» пропаганды. – М., 2001.
Морозова И. Слагая слоганы. – М., 1998.
Назайкин А. Рекламный текст в современных СМИ. – М., 2007.
Почепцов Г. Паблик Рилейшнз. – М., 1998.
Рекламный текст: семиотика и лингвистика. – М., 2000.
Ситников А., Гундарин М. Победа без победителей: Очерки теории прагматических коммуникаций. – М., 2003.
Сметанина С.И. Медиа-текст в системе культуры. – СПб., 2002.
Уилкокс Д. Как создавать PR-тексты и эффективно взаимодействовать со СМИ. – М., 2004.
Ученова В., Гринберг Т., Конаныхин К., Петрушко М., Шомова С. Реклама: палитра жанров. – М., 2004.
Ученова В.В., Шомова С.А. Полифония текстов в культуре. – М., 2004.
Чумиков А.Н. Связи с общественностью. – М., 2000.
Шомова С.А. Политические шахматы. Паблик Рилейшнз как интеллектуальная игра. – М., 2003.
Шостак М.И. Журналист и его произведение. – М., 1998.
Эркенова Ф. Саморегулирование в рекламе. – М., 2003.