Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3


Тема 3

ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ВЛАСТЬ В РОССИИ
Учебные вопросы.

1. Власть как общественное явление и ее генезис в России.

2. Особенности реализации власти в современной России и этапы ее реформирования.

3. Государственная власть в Российской Федерации и ее ресурсы.

4. Легитимность власти в России.
«Существует много разновидностей властвующих и подчиненных, однако чем выше стоят подчиненные, тем более совершенная сама власть над ними; так, например, власть над человеком более совершенна, чем власть над животным. Ведь чем выше стоит мастер, тем совершеннее исполняемая им работа…. Во всяком живом существе, прежде всего, можно усмотреть власть господскую и политическую. Душа властвует над телом, как господин, а разум над нашими стремлениями - как государственный муж».
Аристотель

Понятие власти является одним из центральных в политологической науке и даёт ключ к пониманию сущности политических институтов, политических объединений, движений и процессов, самой политики. Власть служит основой, объектом и движущей силой политики. Борьба за власть является характерной чертой политической жизни любого общества.



1. Власть как общественное явление и ее генезис в России
Власть – ключевой вопрос политики, занимающий центральное место в политической науке. Поэтому для ориентации в современных политических процессах России необходимо понимание смысла данной категории, причин необходимости политической власти для общества, ее легитимности, ресурсов, выполняемых функций.

Термин «власть» в обыденной жизни и в научной литературе употребляется в самых разных смыслах. Во-первых, это способность, право и возможность распоряжаться кем-либо, чем-либо; оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение и деятельность людей с помощью различного рода средств - права, авторитета, воли, принуждения; во-вторых, это господство над людьми; в-третьих, это лица, органы, облечённые соответствующими властными полномочиями. Специфическим признаком власти является доминирование властной воли.

Для возникновения властных отношений необходимо: наличие, как минимум, двух субъектов; выражение воли властвующего субъекта; использование властвующим субъектом оснований и ресурсов власти; подчинение субъекта, в отношении которого власть осуществляется (совершения действия, соответствующего воле субъекта, обладающего властью).

Концентрированным выражением власти являются отношения принуждения-исполнения. Принуждение - это характерный признак и функция любой политической власти. Но общество невозможно построить только на принуждении и насилии, так же как и только на позитивных стимулах.

Власть в России постоянно стремилась к транс­формации исторического сознания и менталитета, пытаясь создать соответствующие структуры, оправдывающие ее деятельность. Таки­ми доминирующими структурами стали, прежде всего, этатизм и па­тернализм.



Этатизм - термин, употребляемый для характеристики государства как высшего результата и цели общественного развития; процесс усиления роли государства в экономической и политической жизни общества. На Руси, еще со времен Московского государства стало работать универсальное правило: если сами люди не могут остановить падение уровня и качества жизни, то об­щество передает государству право на проведение радикальных ре­форм. При этом предполагается «пересмотр» если не всей системы культурных ценностей, то, по крайней мере, некоторых базовых ее эле­ментов. Это впоследствии позволило московским князьям присвоить неограниченные права по отношению к обществу. В результате развития общества его основу составили внеэкономические факторы государственного хозяйствования, экстенсивное использо­вание природных ресурсов, ставка на принудительный труд, внешне­политическая экспансия и народная колонизация.

Патернализм - это отеческая забота со стороны государства по отношению к своим гражданам. Патернализм берет начало со времен Петра I, когда в России складывается осо­бый тип государства, символом которого стало «отеческое», бюрократическое попечительство «вождя-государя» и го­сударственной власти о благе народа, общественной и личной пользе своих подданных.

Однако сегодня президент России Д.Медведев считает, что в российском обществе широко распространённые патерналистские настроения вредны для будущей России. Уверенность в том, что все проблемы должно решать государство, либо кто-то ещё, но только не каждый на своём месте – это недуг нашего общества. Желание «делать себя», достигать шаг за шагом личных успехов, по мнению Д.Медведева, не является нашей национальной привычкой.

Показательна реакция населения на масштабные публичные выступления президента и премьер-министра в 2009 г. Большинство обращений к премьер-министру было посвящено социальному обеспечению, зарплатам и пенсиям, обеспечению жильем, занятости населения, услугам ЖКХ, государственной поддержке производств. Но и из «модернизационной» речи президента люди запомнили прежде всего социальные аспекты. На вопрос социологов «Левада-центра»: «Помните ли Вы, о чем говорилось в Послании Дмитрия Медведева Федеральному Собранию?» - на первом месте с результатом 50% находится ответ про то, что в послании речь шла о решении социальных проблем: пенсии, жилье, медицина, безработица, развитие моногородов. Про необходимость строить инновационную экономику запомнили 39%, про борьбу с коррупцией - 38%. Преодоление сырьевой отсталости и системные изменения в качестве образования назвали около 20% граждан; политические реформы и развитие демократии - 17%; то, что нам нужно преодолеть архаичное общество, в котором «вожди» принимают решения за   всех - 8%.

Эти ответы ясно демонстрируют: патернализм является одним из главных запросов к власти со стороны большинства населения. Отношения между властью и обществом покоятся на «весах справедливости»: главным большинству населения видится то, что обеспечивает перераспределительную социальную справедливость в рамках сырьевой рентной экономики и общества потребления. То есть преодоление контрастов между жизнью богатых и бедных, а также обеспечение основных функций государства, под которыми понимаются безопасность частной жизни, гарантирование уровня и качества жизни и социальная защита населения.       

Власть имеет свою структуру, которая включает субъект власти, объект власти, процесс властвования, ресурсы властного воздействия.

Субъект власти, воплощающий в себе активное, направляющее начало. В политике - это ее субъект (отдельный человек; общность людей: социальная группа; класс; партия; государство; коалиция государств), добивающийся от других субъектов осуществления действий, соответствующих его воле. Необходимые качества субъекта власти: желание властвовать, воля к власти, проявляющаяся в распоряжениях, директивных указаниях, приказах и т.п.; компетентность, профессионализм; знание дела, за которое он берётся; умение руководить подчинёнными; авторитет.

Объект власти, то есть подчинённые. В политике это объект политики, характеризующийся готовностью к подчинению и способностью реализовать волю субъекта. Это обусловливается тем, что власть невозможна без доминирования воли субъекта и без подчинения объекта. Если отсутствуют подчинение, ответные действия со стороны объекта, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает ярко выраженной волей властвования и даже мощными средствами принуждения.

Процесс властвования, т.е. способы, механизмы взаимодействия властвующего субъекта и объекта. Здесь наиболее ярко выделяются мотивы подчинения объекта власти субъекту властвования. Мотив может основываться на страхе перед санкциями, на привычке подчиняться, на заинтересованности к выполнению воли властвующего, на убеждённости в необходимости подчинения, на авторитете носителя власти и др.

Ресурсы властного воздействия - средства, использование которых обеспечивает влияние субъекта власти на объект в соответствии с его целями: важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления и т.д.); средства, способные влиять на внутренний мир, мотивацию человека; средства, с помощью которых человека можно лишить его ценностей, например, жизни, здоровья, имущества и т.д.

Обобщенно процесс функционирования власти в обществе можно представить следующим алгоритмом: оценка факторов, воздействующих на общество - формирование концептуальных целей, исходя из оценки каждого фактора - выработка концепции развития общества – практическая реализация выработанной концепции по каждому направлению власти.

Таким образом, в своем общем значении понятие «власть» означает право и возможность одних повелевать, распоряжаться и управлять другими; способность и возможность одних осуществлять свою волю по отношению к другим, оказывать определяющее влияние на их поведение и деятельность, используя при этом авторитет, право, насилие и другие средства.

Основу функционирования власти в обществе составляет политическая власть. Политическая власть представляет собой специфическую форму общественных отношений между большими группами людей, реальную способность определенного класса, социальной группы, индивида проводить свою волю, выраженную в политике. Отличительные признаки политической власти:

1. Затрагивает интересы больших групп людей, всегда носит общественный характер, ибо политика начинается там, где миллионы.

2. Выражается в руководстве обществом экономически господствующих классов, социальных групп и слоев.

3. Выражается через функционирование политических институтов, между которыми и внутри которых она распределяется.

4. Проявляется в наличии особой группы, социального слоя людей, профессионально занятых управленческим трудом и осуществляющих властную волю.

5. Влияет на поведение людей через убеждения, авторитет, принуждение, вплоть до прямого насилия.

6. Проявляется в процессе подготовки, принятия и реализации политических решений.

В политической власти можно выделить три элемента: директивный – наличие приказа и соответствующих действий; функциональный – обеспечение определенной потребности социального целого, в масштабах которого она осуществляется; коммуникативный – обмен информацией, налаживание взаимопонимания и эффективного общения между участниками властных отношений.

Функции политической власти: формирование политической системы общества; организация политической жизни и политических отношений общества, включающих отношения государства с обществом, общественными группами, классами, ассоциациями, политическими институтами и т.д.; управление делами общества и государства на различных уровнях; создание определённого типа правления, политического режима и государственного строя; обеспечение законных прав граждан, их конституционных свобод; выполнение хозяйственно-созидательных функций.

Виды политической власти выделяются по различным основаниям:

по формационному и классовому признакам (первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая, власть в классовом и бесклассовом обществе);

по отношению к социальному развитию (прогрессивная и регрессивная, динамическая и застойная, оптимистическая и пессимистическая, рациональная и иррациональная);

по количественному признаку (единоличная, олигархическая, полиархическая);

по функциям органов власти (законодательная, исполнительная и судебная);

по правовому признаку (законная и незаконная, легальная и нелегальная, легитимная и нелегитимная);

по институциональному признаку (государственная, партийная и др.);

по средствам и методам осуществления власти в обществе (тоталитарная, авторитарная, демократическая).

Таким образом, политическая власть характеризуется способностью и возможностью для тех, кто ею обладает, проводить свою волю в руководстве и управлении всем обществом (государством), оказывать определяющее воздействие на поведение народных масс с помощью средств, находящихся в распоряжении государства, мобилизовывать на достижение поставленных целей и программ большие массы людей, регулировать отношения между отдельными группами людей.

Ядром политической власти является государственная власть. Государственная власть - это форма политической власти, характеризующаяся способностью влиять на характер, направления деятельности и поведения людей, социальных групп, классов, посредством экономических, социальных, политических, духовных и организационно-правовых механизмов в целях обеспечения нормального функционирования общества.

Характерные признаки государственной власти:

1. Суверенитет, её верховенство на всей территории страны и независимость в международных отношениях.

2. Выступает в качестве силы, концентрированно выражающей и символизирующей общество в целом.

3. Обладает монополией на легальное использование силы, физического принуждения.

4. Имеет специальный сложный аппарат (механизм) управления всем обществом, который представляет собой совокупность разнообразных органов и материальных средств, необходимых для выполнения задач и функций государственной власти.

5. Обладает исключительным правом на нормирование жизни всего общества, правом на издание законов и норм, обязательных для всего населения.

6. Имеет право на взимание налогов и различного рода сборов, имеющих для населения всеобщую обязательность.

Любая государственная власть имеет очень сложную структуру, как правило, включающую в себя следующие элементы: субъекты, нормы, средства, методы и цели субъектов государственной власти.



Субъекты государственной власти – это, прежде всего, три ветви власти на всех уровнях их функционирования - от центрального (федерального) до микроуровня - власти в первичных организациях.

Нормы государственной власти подразделяются по уровням ее функционирования, каждый из которых, согласно своей компетенции, может вырабатывать свои законодательные акты.

Средства и методы государственной власти - это те же ресурсы и методы, которые присущи власти в целом.

Цели субъектов государственной власти - это предвидение, прогнозирование субъектами власти конечных итогов своей деятельности, которые всецело зависят от реализации коренных интересов государства: непосредственное функционирование и удержание государственной власти, существующего политического режима и социально-экономического строя; обеспечение национального суверенитета государства и территориальной целостности страны; отстаивание национальных интересов на международной арене; создание условий для демократического развития страны во всех сферах её жизнедеятельности; поддержание политической, экономической, социальной стабильности общества; обеспечение поступательного и прогрессивного развития страны и т.д.

Таким образом, политическая власть и государственная власть тесно взаимосвязаны. Обусловлено это тем, что государственная власть исходит от государства и реализуется не иначе как при его прямом или косвенном участии. В тоже время понятие политической власти шире понятия власти государственной, ибо политическая деятельность осуществляется не только в рамках государства, но и в других составных частях политической организации общества: в рамках политических партий, общественных организаций, профсоюзов, международных организаций и т.д. Однако государственная власть всегда является ядром политической власти, её основным содержанием. Любая негосударственная общественная организация участвует в отправлении политической власти (исключая её полномочия в отношении своих членов) через посредство государства.



2. Особенности реализации власти в современной России

и этапы ее реформирования
Государственная власть играла в истории России всегда двойственную роль. С одной стороны, она превратила Россию в великую державу, при этом перманентно прибегая к антигуманным средствам управления, зачастую от имени народа уничтожая многие ты­сячи и даже миллионы людей. С другой стороны, в России сама государствен­ная власть становилась непос­редственной причиной кризиса государственности и даже развала го­сударства.

В тоже время большинству русских людей присущ ценностно-рациональный стиль мышления и поведения, для них важны не столько цели и ре­зультаты, сколько смысл преобразований. В иерархии ценностей русского человека ведущее место отводится справедливости, трактуе­мой в нравственно-уравнительном смысле, понимаемой как возможность быть хозя­ином самому себе. В этой иерархии далеко не первое место принадле­жит труду, который в производственной этике человека рассматрива­ется как обязанность и повинность. Поэтому попытки трансформировать основы экономической, со­циальной и политической жизни России без изменения культуры как духовного кода жизнедеятельности подавляющего большинства ее населения приводили к социокультурному отторжению реформ, по мере того как они создавали ситуацию фрустрации или дискомфорта. Это сопровождалось кризисом государственной власти и заканчива­лось контрреформами «сверху» или революциями «снизу».

За четыре столетия российская цивилизация пережила три национально-государственные катастрофы: в 1598-1613 гг. прекратили существование и династия Рюриковичей, и российская государственность; в 1917-1921 гг. было покон­чено с монархическим государством и династией Романовых; в 90-х гг. ХХ века произошел развал СССР и изменение политического режима.

В современной России процесс реализации власти имеет следующие особенности.



Первая особенность. В ходе реализации политических целей власть в первую очередь опирается на силу. По-мнению Д.А.Медведева: «Россия была и останется президентской республикой. Россия - федеративная страна с большими перспективами, но и с немалыми проблемами. Такое государство может управляться лишь при помощи сильной президентской власти, вне зависимости от того, кто именно в данный момент занимает кабинет в Кремле. Если Россия превратится в парламентскую республику, она исчезнет. Это мое личное глубокое убеждение».

Вторая особенность. Взаимная отчужденность общества и власти. Данная особенность во многом объясняет то равнодушие, с которым большинство российского обще­ства воспринимает падение политических режимов, и ту способность русских людей отвернуться от власти в трудную для нее минуту, и ту их готовность проявить себя самым неожиданным и радикальным образом на крутых поворотах истории. Так было и в начале XVII века, и во время свержения самодержавия в России, и в период крушения коммунистического режима в СССР.

Третья особенность. Проведение властью реформ по принципу «сверху – вниз». История России - это непрерывный процесс реформ, революций и перестроек, неизменно сопровождавшихся контрреформами и контр­революциями. В эпоху реформации всегда есть открытые противники преобра­зований, однако результаты реформ зависят, прежде всего, от реакции на них со стороны управляемых.

Четвертая особенность. Доминирование политических факторов и, как следствие, гипертрофированная роль государства в лице центральной власти. Правительство, ставя опре­деленные цели и решая проблемы развития, постоянно брало и берет иници­ативу на себя, систематически используя при этом различные меры принуждения, опеки, контроля и прочих регламентаций.

Исходя из особенностей и опыта реформ в России, можно сделать вывод, что для успешного их проведения требуется соблюдение, по крайней мере, двух условий.



Во-первых, реформы должны соответствовать социокультурно­му пространству, в котором они осуществляются, то есть быть санк­ционированы ментальностью различных социальных групп и культурными архетипами индивидов. Если инновации не воспринимают­ся как необходимое и конструктивное, не вызывают положительных эмоций, а, наоборот, провоцируют массовое дискомфортное состоя­ние, то это может вызвать всплеск социальной агрессивности у опре­деленной части населения.

Во-вторых, реформы могут успешно проводиться только легитимной государственной властью, которая в состоянии согласовать ценностные ориентации различных групп населения по поводу целей и средств преобразований и не допустить перерастания социокультурных противоречий раскола в необратимый процесс социально-поли­тической дезорганизации.

В свою непродолжительную историю власть в Российской Федерации постоянно подвергалась реформированию. Не вдаваясь в историю 90-х годов прошлого века, следует отметить, что наибольшему реформированию власть в современной России подверглась вначале первых лет второго тысячелетия.



1. Реформа государственной власти 2000 года была направлена на реализацию принципа разделения властей и оказала существенное влияние на взаимодействие федеральных органов государственной власти с региональными (органами государственной власти субъектов Федерации).

Весной 2000 г. обозначились основные направления внутрен­ней политики нового президента (В.В.Путина): реорганизация государства, преследующая цель укрепле­ния центра, а также всей вертикали власти; отстранение бизнес-элиты от центров политической власти; либерально-рыночные нововведения в экономическую и социальную политику.

Реорганизация вертикали государственной власти включила в качестве важнейшей меры создание семи федеральных округов и введение в этих округах полномочных представителей президента России, оказавшихся промежуточным и одновременно связующим зве­ном между центром и 89 регионами России. Федеральные окру­га - Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский (с июня 2000 г. – Южный), При­волжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный.

Основной задачей полномочных представителей Президента являлось приведение политики и правовой базы субъектов Федерации в соответствие с общефедеральными законодательст­вом и государственной политикой. Введение полномочных представителей в Со­вет Безопасности Российской Федерации и фактически, и формально воз­высило их над всеми губернаторами, а также над большинством фе­деральных министров и законодателей.

Хотя в решении о создании федеральных округов указывалось, что задача президентских полпредов - не руководство регионами, а регулирование и координация действий федеральных органов власти на местах, они нередко вмешивались в деятельность местных органов, что порождало серьезные конфликты. Через год после создания федеральных округов и института полпредов Президент выразил удовлетворение реформой, выделив среди ее поло­жительных следствий приведение в первой половине 2000-х гг. законодательных актов регио­нов в соответствие с федеральной Конституцией и разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами.

В январе 2010 года Указом Президента России Д.А.Медведева из состава Южного ФО был выделен Северо-Кавказский ФО. Таким образом, сегодня в России стало восемь федеральных округов.

2. Вторая важная реформа в механизме государственной вла­сти - реорганизация в 2000 г. Совета Федерации, верхней палаты Феде­рального собрания, которая серьезно ущемила статус региональ­ных лидеров. Губернаторы и председатели региональных законо­дательных собраний, являвшиеся по статусу и членами верхней палаты, должны были, согласно реформе, рас­статься с местами в Совете Федерации. Вместо них членами Совета Федерации становились рядовые представители региональных исполнитель­ных и законодательных органов. Главы региональной исполнительной власти были таким образом лишены возможности самостоятельно заниматься лоббированием своих интересов в столице и участвовать в партийной и политической деятельности на федеральном уровне. В качестве своего рода «компенсации» для региональных лидеров был создан консультативный орган - Государственный совет, который периодически собирается в Москве и с участием президента рассматривает насущные вопросы жизни страны. Как и Государственный совет, созданный некогда Алексан­дром I, он не обладает реальными властными полномочиями. Новое коллективное представительство губернаторов было несравнен­но менее влиятельным, чем прежнее: Госсовет собирается не чаще одного раза в три месяца, а в промежутках от его имени действует президиум из семи губернаторов. Поскольку президиум регу­лярно полностью сменяется, он, как и Госсовет, не может приобре­сти роли реального властного института.

3. В 2004 году была проведена административная реформа, направленная на унификацию устройства федеральных органов исполнительной власти, конкретизацию и разделение их функций. Федеральные органы исполнительной власти были разделены на три типа: министерства, службы и агентства.

На министерства возлагалась полная ответственность за эффективную выработку и проведение государственной политики, а также нормативно-правовое регулирование в определенной сфере государственного управления.



Федеральные службы создавались для непосредственного осуществления специализированных правоприменительных функций и функций контроля и надзора в конкретной сфере.

Федеральные агентства ответственны за правоприменение, предоставление определенных видов общественных благ и услуг населению или другим органам власти, управление государственным имуществом.

Большинство федеральных служб и агентств находятся в ведении соответствующих федеральных министерств, но некоторые напрямую подчинены Президенту или Правительству России.

4. Укрупнение регионов, направленное на повышение управляемости и экономической состоятельности отдельных территорий.

В результате проведенных референдумов Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ объединены в Пермский край (2005); Таймырский автономный округ и Эвенкийский автономный округ присоединены к Красноярскому краю (2007); Камчатская область и Корякский автономный округ объединены в Камчатский край (2007); Усть-Ордынский Бурятский округ объединен с Иркутской областью (2008); Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ объединены в Забайкальский край (2008). Таким образом сегодня территория Российской Федерации включает в себя 83 субъекта Федерации.

5. В 2004 году проведена реформа избирательного законодательства и создана Общественная палата Российской Федерации.

Вместо избирания народным голосованием главы регионов стали назначаться президентом с согласия региональных парламентов. В случае повторного отказа региональным законодательным собранием утвердить предложенную кандидатуру губернатора, президент получил право распускать региональный парламент. Также он получил право отзывать губернатора, а законодательные собрания - выразить губернатору недоверие.

Изменен был порядок формирования Государственной Думы. Были отменены выборы депутатов Госдумы по одномандатным округам - попасть в Думу стало возможно только в составе партийного списка. С 5 до 7% увеличен «проходной барьер» для партий, стремящимся попасть в Госдуму. В избирательных бюллетенях отменена графа «Против всех». Отменено право на участие в составе избирательных блоков всех общественных объединений, кроме политических партий. Эти меры призваны стимулировать процесс укрупнения партий, «развития и укрепления партийной системы в стране». На протяжении 2000х гг. произошло введение полностью пропорциональной (партийной) системы выборов и повышение до 7% проходного барьера для партий во многих регионах РФ.

В качестве «компенсации» перехода выборов в Государственную думу на исключительно партийную основу и с целью создания в России «гражданского общества«, была создана Общественная палата Российской Федерации - совещательный орган, призванный представлять гражданское общество.

Таким образом, проведение данных реформ государственного механизма позволила главе государства возвышаться над всеми группировками политической элиты и с наименьшими препятствиями проводить в жизнь свою волю, что привело к политическому согласию и стабилизации политической жизни стране.

В 2008 г. в своем первом послании Федеральному собранию новый президент России Дмитрий Медведев провозгласил, а затем и законодательно реализовал очередную кардинальную реформу государственной власти: изменил сроки полномочий и роли президента, председателя правительства, парламента, федерального и региональных, и политических партий.



Во-первых, увеличил сроки полномочий президента - с четырех до шести лет и Госдумы - с четырех до пяти лет. Это значит что, если не будет досрочных выборов, ближайшие пройдут в 2011 и 2012 гг., а следующие - соответственно в 2016 и 2018 гг.

Во-вторых, увеличил роль Госдумы: ввел ежегодные отчеты правительства перед парламентом (6 апреля 2009 г. с отчетом перед Госдумой выступил премьер-министр Владимир Путин), создал систему оценок федеральной власти перед депутатами. Кроме того, партия парламентского большинства получила эксклюзивное право предлагать президенту кандидатуры на пост губернатора (не позднее, чем за 90 дней до истечения его полномочий или в течение месяца, если глава региона ушел досрочно, партия вносит предложения «не менее чем о трех кандидатурах». Учитываются «авторитет, деловая репутация, опыт их публичной деятельности, а также результаты консультаций»).

В-третьих, либерализовал правила выборов в Госдуму: больше шансов получили малые партии. Для регистрации на выборах отныне не потребуется избирательного залога. Думским партиям, а также тем, кто набрал на выборах в Госдуму 5% или сформировал фракции в трети региональных парламентов, не потребуется больше собирать подписи для участия в кампании - их регистрируют автоматически.

Чтобы малые партии, даже не преодолевшие 7% барьер (он на выборах в Госдуму остается), могли получить представительство в парламенте, им выделено 1-2 мандата в случае, если они набрали 5%. Кроме того, введено обязательное участие представителей общественности (членов Общественной палаты) при обсуждении ключевых законов в Госдуме.



В-четвертых, подверг реформированию систему формирования Совета Федерации. Отменен «ценз оседлости» - обязательное 10-летнее проживание на данной территории ее представителя в верхней палате парламента. Отбор сенаторов проходит только из лиц, уже прошедших через первичные выборы - из депутатов региональных и местных (городских или районных) собраний (принцип формирования Совета Федерации вступит в силу только в 2011 году).

Таким образом, в ходе реформирования государственной власти в России создана централизованная власть во главе с президентом России, который по своему законодательному положению возвышается над всеми ветвями власти.



следующая страница>


Политическая и государственная власть в россии

Ведь чем выше стоит мастер, тем совершеннее исполняемая им работа Во всяком живом существе, прежде всего, можно усмотреть власть господскую и политическую. Душа властвует над телом

477.72kb.

25 12 2014
3 стр.


Тема 10 политическая элита учебные вопросы

Реальная политическая власть сосредоточена в руках меньшинства элиты, формирующей цели развития общества и принимающей важные политические решения. В связи с этим для современной п

117.81kb.

18 12 2014
1 стр.


Доклад Круглый стол «Научное знание и власть: социологические исследования и политическая практика»

Круглый стол «Научное знание и власть: социологические исследования и политическая практика», Киев, 17 марта 2005 г

485.03kb.

29 09 2014
3 стр.


Политическая власть и энергетическая политика в СССР второй половины 1950-х первой половины 1960-х гг

Политическая власть и энергетическая политика в СССР второй половины 1950-х – первой половины 1960-х гг.: идеология и экономика

29.07kb.

15 12 2014
1 стр.


Ю. Козенков. «Убийцы россии»

Завоеватели», «Спасет ли Путин Россию?». «Голгофа России. Схватка за Власть» «Необъявленная война», в новой книге серии Голгофа России «Убийиы россии»

6712.87kb.

15 12 2014
28 стр.


Законодательная власть Исполнительная власть Судебная власть Административно-территориальное деление США
210.25kb.

06 10 2014
3 стр.


Клинико-цитохимические основы диагностики заболеваний пародонта на фоне хронического риносинуситА 14. 01. 14 стоматология

Работа выполнена в гбоу впо «Ставропольская государственная медицинская академии» Минздравсоцразвития России и гбоу впо «Астраханская государственная медицинская академия» Минздрав

304.91kb.

25 09 2014
1 стр.


Урок География в современном мире

Колония, независимое государство,политическая карта мира, государственная граница, столица, страна, часть света

305.61kb.

29 09 2014
1 стр.