Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Посвящено

Дням Казахского национального

медицинского университета

имени С.Д. Асфендиярова

(2-4 декабря 2011 г.)
Наука — самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только ею одною человек победит природу и себя.

Чехов А. П.

Вклад Казахского национального медицинского университета имени С.Д. Асфендиярова в профилактику зоонозных инфекций в Республике Казахстан
Казахский национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова в первых числах декабря традиционно отмечает свой день рождения. В 2010 году наш университет отметил свой 80-летний юбилей. В этом году уже в четвертый раз будут проведены мероприятия, посвященные Дням Университета. Дни Университета подразумевают не пышные празднества и заслушивание дифирамб в свой адрес, а предполагает ежегодный отчет работы всего славного коллектива о разработке и внедрении собственной модели образования, основанной на компетентностно-ориентированном подходе с использованием инновационных методов в образовательном процессе. Подготовка квалифицированного врача и специалиста, отвечающего вызовам и запросам современности – вот приоритетная задача старейшего медицинского университета в нашей стране.

Вторым аспектом деятельности нашего Университета является разработка и внедрение научных инноваций в практическое здравоохранение.

Кафедра инфекционных и тропических болезней с курсом «ВИЧ-инфекция и инфекционный контроль» работает по многим приоритетным направлениям в изучении актуальных проблем инфектологии.

Кафедра приняла участие в конкурсе в рамках программы МОН РК «Целевое развитие университетской науки, ориентированной на инновационный результат» с проектом на тему «Разработка научно-обоснованной программы диагностики, лечения и профилактики актуальных зоонозных инфекций: хламидиоз (пситтакоз), бруцеллез».

Чем же обусловлен выбор темы научного проекта, когда внимание научного мира и практического здравоохранения сосредоточено на таких актуальных инфекционных заболеваниях, как ВИЧ-инфекция, вирусные гепатиты, пандемический грипп, внутрибольничные инфекции и др.

Признано, что более в 70% случаев в экологии болезнетворных микроорганизмов человека занимают зоонозы – инфекции, источником которых являются животные, и они играют существенную роль в сохранении возбудителей в природе и способствуют распространению заболеваний среди человеческого населения и популяции животных.

Поэтому в мире введено понятие о Едином Здоровье, которое заключается во всемирной стратегии по расширению междисциплинарного сотрудничества и обмена информацией во всех аспектах медицинской помощи, оказываемой людям, животным и окружающей среде.

В последние годы, данное понятие включает в себя здоровье людей, животных, диких животных и экосистем и эта проблема стала привелекать все больше внимание ученых во всем мире.

В сентябре 2004 года, Всемирное Общество Охраны Природы провело симпозиум в Университете Рокфеллера на тему «Единый Мир, Единое Здоровье», основанную на 12 Манхэттенских Принципах, призывающих к более целенаправленным и систематическим каналам обмена информацией среди медицинских услуг, связанных с людьми, животными и дикой природой.

В декабре 2007 года, в г. Нью-Дели, представители из 111 стран и 29 международных и региональных организаций приняли участие в диалоге с Европейским Союзом (ЕС), Соединенными Штатами Америки, Головным Координационным Комитетом ООН по проблемам Эпидемического Гриппа, и при обсуждении различных вопросов, пришли к соглашению, что правительство каждой страны будет стимулировать функциональные связи между системами оказания медицинских услуг людям и животным, наряду с капиталовложением в устойчивый потенциал в предупреждении и контроле наиболее рискованных инфекционных заболеваний среди животных, в рамках страны и совместно с соседними странами путем осуществления приграничного сотрудничества.

В настоящее время, все больше и больше стран по всему миру начали применять данное понятие в своей работе в области борьбы с зоонозными инфекциями.

Зоонозные болезни продолжают наносить урон системам общественного здравоохранения и системам клинической медицины, а также воздействуют на здоровье животных, подрывая попытки в повышении уровня животноводческой продукции и экспорта (ВОЗ, 2005 г.)1.

Зоонозы являются группой заболеваний, значимыми для общественного здравоохранения в Казахстане.

В соответствии с годовыми отчетами, подготавливаемыми Комитетом Государственного Санитарно-Эпидемиологического Надзора Министерства Здравоохранения Республики Казахстан, приоритетными зоонозными болезнями для Казахстана являются бруцеллез, сибирская язва, чума, бешенство, листериоз, лептоспироз.



Бруцеллез. Несмотря на реализацию системы эпидемиологического и эпизоотологического мониторинга бруцеллёз остаётся эндемичной инфекцией людей и животных в Казахстане, особенно в сельской местности. Казахстан всё ещё входит в десятку стран с самыми высокими уровнями заболеваемости впервые диагностированным бруцеллёзом людей. В 2010 году в Казахстане сообщалось о 2153 случаях заболевания людей, и показатель на 100 тысяч населения составил 13,3 на 100000 населения.
С использованием геоинформационных систем (ГИС) сформированы базы данных заболеваемости впервые диагностированным бруцеллёзом людей (2004-2010 гг.) и распространённости бруцеллёза сельскохозяйственных животных (2004-2010 гг. ) в формате dBASE IV, на основе которых созданы шейпфайлы, читаемые как в свободных, так и коммерческих ГИС системах (Cыздыков М.С., Кузнецов А.Н.,2011 г.)
По данным многолетней заболеваемости выделены регионы с низкой заболеваемостью людей бруцеллёзом (m/5-m/1,1) - Северо-Казахстанская, Мангистауская, Костанайская, Акмолинская, Павлодарская области, со средней заболеваемостью (m-2,9m) - Западно-Казахстанская, Карагандинская, Актюбинская, Атырауская, Восточно-Казахстанская области и высокой заболеваемостью (3m-5m и выше) - Алматинская, Южно-Казахстанская, Жамбылская, Кызылординская области, где m – среднереспубликанский показатель заболеваемости бруцеллёзом людей.
Основными нерешенными вопросами в области здравоохранения являются: полиморфность клинических проявлений, затрудняющих клиническую диагностику, склонность к хроническому течению, приводящее к инвалидизирующим последствиям, заболеваемость лиц молодого трудоспособного возраста, постоянное супер- и реинфицирование в несанированных очагах инфекции, использование в государственной системе рутинных методов диагностики, не выявляющих хронические формы заболевания, ограниченный спектр эффективных в отношении бруцелл антибиотиков, недостаточные знания населения и медицинских работников в области эпидемиологии, клиники, диагностики, лечения и профилактики бруцеллеза. Высказывание Ш.Николь «Бруцеллез-несчастье для больного и позор для врача», к сожалению, актуально и в настоящее время.



Высокие показатели заболеваемости бруцеллёзом людей и поражённости мелкого рогатого скота совпадают, что подтверждает роль этой группы сельскохозяйственных животных в сохранении и циркуляции бруцеллёзной инфекции в Республике Казахстан.








В профилактике зоонозных инфекций в Республике Казахстан играют ведущую роль эпиднадзор над зоонозными болезнями, мониторинг и оценка, лабораторная сеть, участие населения в мерах по контролю и профилактике зоонозных болезней, институциональный потенциал в планировании и управлении мерами, связанными с зоонозными болезнями, стимулирование равного доступа к необходимым медицинским услугам, определение политики и законодательства, планирование, управление и оценка мер,

Но имеется значительный пробел в реализации основных функций общественного здравоохранения в отношении зоонозных болезней. Анализ неправительственного сектора показал, что их представители, в основном, активно действуют в освещении вопросов здоровья, связанных с информирванием детей и молодежи о вреде употребления наркотиков, курения, о мерах профилактики ВИЧ/СПИДа и пропаганде здорового образа жизни (здоровое питание, физическая деятельность. е и.т.д), но не концентрированы на борьбу с зоонозными болезнями.

Проведение мероприятий по зоонозным болезням и укреплению здоровья, связанных с профилактикой зоонозных болезней, сконцентрированы на СЭС. Деятельность служб здорового образа жизни, в основном, направлена на укрепление поведенческих изменений в отношении плохих привычек (курение, алкоголь, физическая деятельность и.т.д).



Службы общественного здравоохранения имеют политику, стимулирующую непрерывное улучшение качества в здравоохранении, но не конкретно выявляющую зоонозные болезни.

С целью восполнения пробела реализации основных функций общественного здравоохранения в отношении зоонозных болезней кафедра инфекционных и тропических болезней разработала специальный опросник для разных целевых групп населения с целью выявить уровень информированности бруцеллезе, путях передачи, клинических проявлений, эффективности диагностики, лечения, диспансеризации с целью определить точки приложения профилактической работы среди населения и прервать пути передачи инфекции.

Несмотря на все усилия системы здравоохранения, при сложившейся неблагоприятной эпизоотологической и эпидемиоогической ситуации по бруцеллезу играют большую роль поведенческие реакции населения.



Мы не можем сиюминутно решить ветеринарные проблемы, мы не можем проводить вакцинацию животных и людей против бруцеллеза, но мы можем способствовать изменению поведения людей, чтобы они свели к минимуму риск заражения.

Результаты опросника будут обработаны с помощью статистической программы SPSS и результаты будут использованы в проведении целенаправленной и в плане содержания, и в плане контингета санитарно-просветительной работы.

Исследования, посвященные изучению эпидемиологии, клиники, диагностики и лечения хламидиоза зоонозной этиологии в Казахстане не проводились. В то время как Республика Кыргызстан является гиперэндемичным регионом по зоонозному хламидиозу, вызванному Chlamydophila psittaci (Ch.psittaci). Инфицированность животных составляет 44%, а людей – 61,4%. (Кутманова А.З. с соавт., 2007 г.). При этом в 45,7% случаев диагностирована микст-инфекция (хламидиоз+бруцеллез).

Анализ обследования на спектр зоонозных инфекций в г. Алматы показал, что ни одна лаборатория не проводила диагностику зоонозного хламидиоза. Следовательно, клиницисты не информированы об этиологии, эпидемиологии, клинических проявлениях данного инфекционного заболевания.

Единство путей передачи обуславливает развитие микст-инфекции (хламидиоз+бруцеллез), которая представляет большие трудности в диагностическом и лечебном плане.

Дальнейшей целью наших исследований является разработка и внедрение алгоритма диагностики и стандартного определния случая зоонозного хламидиоза, вызванного Ch.psittaci.

Службы здравоохранения и ветеринарии не располагают совместным укреплением политики или обеспечением качества, связанными с услугами по борьбе с приоритетными зоонозными болезнями.

Национальный Научно-Практический Центр Карантинных и Зоонозных Инфекций ответственен за разработку исследовательского плана на 3-5 лет по зоонозам и, после получения одобрения от МЗ, он начал проводить исследования. Текущие исследовательские планы направлены на генетику и исследование биологических типов. Ни службы здравоохранения, ни ветеринарные службы не располагают исследовательским планом, включающим в себя совместное исследование по зоонозам.

В документе «Зоонозы и Инструмент анализа пробелов в здравоохранении по зоонозным болезням: Оценка осуществления важных зоонозных функций в здравоохранении. Концептуальная структура и методологическое руководство. Предварительный проект, 28 июня 2010 г.» рекомендован ряд мер по профилактике зоонозных инфекций, в реализации которых наш Университет может внести свой вклад:

1. Усовершенствование системы непрерывной подготовки и переподготовки в области зоонозных болезней среди человеческих ресурсов общественного здравоохранения путем участия в пересмотре образовательных программ по зоонозным болезням, а также в медицинских колледжах.

2. Организация совместных семинаров и Круглых Столов с участием заинтересованных сторон с проведением совместного обучения медицинских и ветеринарных специалистов Службы общественного здравоохранения, поддержка и стимулирование интегрированного и мультидисциплинарного подхода в обеспечении формирования потенциала, связанного с зоонозными болезнями.

3. Укрепление и продвижение пилотных исследований в области зоонозных болезней, включая бремя, социально-экономические издержки и анализ рисков, включая регулирование занижения сведений.

4. Поддержка более лучшего информационного обеспечения в отношении инфекционных заболеваний во всей системе образования для повышения уровня осведомленности в сообществе в целом, для подготовки квалифицированных медицинских работников, и для планирования подготовки следующего поколения исследователей;

5. Предоставление усовершенствованного обучения медицинских работников, как медицинского колледжа, так и аспирантур. Исследование будет включать в себя определение того, какой вид обучения необходимо проводить и наилучшие подходы к его проведению.

6. Оказание дальнейшей поддержки в подготовке компетентных медицинских работников, и в частности, работающих в области борьбы с зоонозными болезнями, для улучшения имеющихся человеческих ресурсов и для подготовки исследователей следующего поколения;

7. Усиливать пропаганду подхода «Единого Здоровья». Участники должны играть главную роль в привлечении внимания их соответствующих органов управления на концепцию «Единого Здоровья» и профилактику и контроль зоонозных болезней.

8. Повысить уровень осведомленности среди лиц, принимающих решения, донорского сообщества и других заинтересованных сторон, о бремени зоонозных болезней и их воздействии на средства к существованию, здоровье людей, производительность и другие издержки, связанные с зоонозными болезнями.

9. Поддерживать на уровне и распространять реестры вакцин, лечения, материалов по общественному просвещению, поставщиков и изделий, связанных с профилактикой и контролем зоонозных болезней.

10. Организовать и проводить конференции/заседания министров сельского хозяйства/животноводства, здравоохранения, охраны природы, а также экологии из стран региона, проводимые один раз в два года, с планом по рассмотрению вопросов, представляющих совместный интерес в отношении профилактики и контроля транс-граничных зоонозных болезней.

11. Включить зоонозные болезни в программу образования (наряду с другими вопросами здравоохранения и ветеринарии) во все уровни, начиная от начальных школ и выше, и интегрировать их в систему оказания медицинской помощи.



В заключение данного документа говорится:

Требуется более глубокое исследовательское и рационализаторское мышление для выявления возможных областей вмешательства в рамках всей сферы вопросов здоровья людей, животных и экосистемы и для оценки того, какие стратегии будут наиболее эффективными, насколько осуществимыми они будут, каким образом они могут быть реализованы, с учетом политического, социального и экономического контекста. Затем, необходимо разделять вмешательства на приоритеты для обеспечения эффективной направленности ресурсов и прояснения, рационализации и координирования ролей ответственных организаций.

Сотрудниками кафедры подготовлены элективные курсы по актуальным зоонозным инфекциям, изданы авторские учебные пособия на языках обучения, разработаны и внедрены клинико-патогенетические классификации и стандартные определения случая.

С целью обсуждения результатов НИР, инновационных образовательных технологий в области изучения зоонозных инфекций кафедрой запланирована Международная научно-практическая конференция «Зоонозные инфекции:вчера, сегодня, завтра», посвященная 20 летию независимости Республики Казахстан. Заявлено участие заинтересованных ученых и специалистов из ближнего и дальнего зарубежья, регионов республики, представителей учреждений высшего медицинского, педагогического, аграрного образования, эпидемиологической и ветеринарной служб, общественного здравоохранения. По результатам конференции будет подготовлен пресс-релиз.

Зав. кафедрой инфекционных и тропических болезней

с курсом «ВИЧ-инфекция и инфекционный контроль» А.Дуйсенова



1 Контроль запущенных зоонозных болезней, Совместный отчет на заседании ВОЗ/DFID-AHP с участием ФАО и OIE, Женева, 2005 г.


Посвящено Дням Казахского национального медицинского университета имени С. Д. Асфендиярова

Наука — самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только ею одною человек победит природу и себя

114.5kb.

01 10 2014
1 стр.


Нужна ли грамматика казахского языка русскоязычной аудитории?

Старший преподаватель факультета довузовского образования Казахского национального университета имени аль-Фараби Наралиева Р. Т. г. Алматы

35.41kb.

15 10 2014
1 стр.


Психолого-педагогические основы воспитательной работы с осужденными 13. 00. 01. Общая педагогика, история педагогики и образования, этнопедагогика

Работа выполнена на кафедре педагогики Казахского национального педагогического университета имени Абая

701.41kb.

25 12 2014
4 стр.


Особенности системы высшего образования США 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования, этнопедагогика

Работа выполнена на кафедре педагогики Казахского национального педагогического университета имени Абая

465.82kb.

17 12 2014
3 стр.


Новые линейные и сшитые полиэлектролиты на основе непредельных кислот и винильных производных некоторых азотистых оснований 02. 00. 06 Высокомолекулярные соединения

Работа выполнена на кафедре химической технологии переработки нефти, газа и полимеров Казахского национального технического университета имени К. И

713.77kb.

18 12 2014
4 стр.


Обеспечение национальной безопасности Республики Казахстан в контексте политических проблем пограничного урегулирования 23. 00. 02 Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии

Диссертация выполнена на кафедре теоретической и прикладной политологии Казахского национального педагогического университета имени Абая

501.51kb.

09 10 2014
3 стр.


Лингводидактические основы технологии интегративного обучения русскому языку иностранных студентов подготовительного профиля 13. 00. 02 Теория и методика обучения и воспитания

Работа выполнена на кафедре теории и практики преподавания русского языка и литературы Казахского национального педагогического университета имени Абая

512.31kb.

15 10 2014
3 стр.


Современные модели партийно-политических систем Казахстана и России: сравнительный анализ 23. 00. 02 Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии

Работа выполнена на кафедре теоретико-прикладной политологии и социологии Казахского национального педагогического университета имени Абая

962.49kb.

09 10 2014
5 стр.