Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
«Основы музейного дела»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы:

Основными приоритетными направлениями в работе над программой являются – патриотическое воспитание (это одна из основных задач школы и музея);

-профориентация (формирование первоначального представления о профессии педагога и музейного работника).
Педагогическая целесообразность, новизна:

В условиях перехода современной школы к профильному образованию, школьный музей не может оставаться в стороне от этого процесса. Мы тоже делаем шаг в этом направлении.

Программа построена на основе обучения сотрудников музея азам музейной педагогики.

Актуальность:

Сегодня, когда в нашу жизнь активно входят Интернет и компьютер, ТВ и западная кинопродукция, именно у музея, и в первую очередь у школьного музея, есть возможность окунуть ребенка в мир живой истории, познакомить с историей семьи, села, края, дать шанс ухватиться за "времен связующую нить", сохраняя в нас остатки духовности, формируя патриотизм. Горько видеть как становимся "Иванами, не помнящими родства..." Каждый человек тысячами нитей связан со своей малой Родиной. У каждого поселка, улицы, уголка на карте, где ты родился, вырос и живешь - свое лицо, своя легенда и история. Хочется присоединиться к словам председателя Союза Краеведов России Сигурда Оттовича Шмидта: "Я бы хотел, чтобы школьники сумели испытать радость познания нового о своей семье, о своей малой Родине, чтобы сумели испытать радость передачи добытых самостоятельно знаний своим сверстникам и старшим товарищам. Никакой Интернет и никакое ТВ не заменят живое общение с историей."

Сегодняшние достижения обновляющейся России не так еще велики, чтобы вызвать у учащихся высокий дух патриотизма. Прошлое же, не смотря на известные изъяны, не может не вызывать гордости за своих далеких предков, за свой народ. Главная задача школьного музея - содействовать воспитанию поколения людей, знающих и любящих свой край, уважающих прошлое своего народа, умеющих ценить и понимать настоящее.

Музейная педагогика и её роль в формировании

ключевых компетенций школьников.
Сегодня упоминаний о школьном музее, а тем более музейном уголке, не найти ни в Законе «Об образовании», ни в Законе «О музейном фонде РФ». Однако, несмотря на это, учителя школ нашего района продолжают вовлекать учащихся в эту интересную и полезную работу.

Музей выполняет следующие функции:



  1. социальные: адаптация, коммуникабельность.

  1. развивающие: способности и задатки.

  1. компенсаторная: возможность утвердиться, компенсировать школьные неудачи.

  1. психо-релаксация: нет жестких рамок, другая атмосфера.

  1. образовательная: способности и задатки.

Цель школьного образования: развить социально-значимые качества (компетенции) личности (обученность, ответственность, коммуникабельность, толерантность, патриотизм и т.д.); большая часть из них формируется в процессе деятельности и опыте межличностных отношений. Развить эти качества лишь через образовательный процесс, изучение школьных предметов не удается. И вот тут-то на помощь приходит школьный музей. Он позволяет создать ситуацию, жизненно - важную или личностно - значимую для ребенка (мой дед, прадед, родители, я сам…, мое село, школа, край…). Ситуацию, несущую на себе потенциал неопределенности, выбора, а следовательно требующую сделать этот выбор, найти решение. Создание этих ситуаций и поддержка действий ребенка в них, мне кажется, могут привести к формированию той или иной компетенции и, что не менее важно, способствует формированию личной патриотической позиции. Детская аудитория является приоритетной категорией наших посетителей. В настоящее время привести ребят в музей просто посмотреть, провести классическую экскурсию и ожидать полноценного восприятия информации наивно и безнадежно. Этого «детского посетителя» нужно завоевывать.

Музейная педагогика, пришедшая в школу, -большой помощник в этом деле.

Программа «Основы музейного дела», является своего рода элективным курсом, дающим возможность подготовить из актива музея «музейных работников», с акцентом на работу с детской аудиторией. Программа предполагает «вхождение» в профессию музейного работника, музейного педагога, т.к. на занятиях ребята учатся работать с музейной документацией, составлять и проектировать экспозиции, готовить и презентовать новые выставки, брать интервью и перерабатывать его в музейную информацию, проводить экскурсии и интерактивные занятия, самостоятельно их проектируя.

Подготовка к интерактивному занятию огромная, от теоретической части до обдумывания и подготовки интерактивного материала. Каждый раз необходимо найти какой-то необычный образ, встретить рассадить по-новому, т.е. увлечь. В этом большая заслуга ребят – сотрудников музея, они все примеряют на себя, (что бы было мне интересно, или моему младшему брату, сестре). Мои маленькие психологи не только выдумщики, но и творцы, они сами проводят эти занятия, отвечая за какой-то участок работы, играя свою роль. Ведь музейный урок или занятие может быть скучным, а может быть увлекательным.

Нами накоплен большой методический и справочно-информационный материал, большая картотека видеоматериалов наших занятий, выставок, презентаций.

Мы набираемся опыта, где-то добиваемся успеха, где-то совершаем ошибки, но в одном мы уверенны – мы на правильном пути.

Данная программа предполагает обучение азам проектной и научно-исследовательской деятельности. Вся деятельность ребят носит практическую направленность, а следовательно становится личностно-значимой, что напрямую работает на формирование ключевых образовательных компетенций.

Отличительные особенности:

Программа построена по принципу элективного курса, каждый раздел – модуль, при желании, можно развернуть в отдельный элективный курс, самостоятельный проект.

Это не просто работа с посетителями школьного музея и пополнение музейных фондов, но и знакомство с теорией и методикой этой работы. Главным действующим лицом в музее будет не учитель, а ребенок.
Цель: раскрытие творческого потенциала всех участников образовательного и воспитательного процесса, как «музейного работника», так и посетителя музея.
Задачи: - развитие навыков совместной деятельности;

- развитие навыков диалогового общения;

- профориентация (педагог, сотрудник музея);

- воспитание любви к Малой Родине,

- плодотворное досуговое общение.
Программа рассчитана на 1год и ориентированна на учащихся 13-16 лет.

Возможен вариант набора группы учащихся 10-12 лет, для которых старшая группа выступит «учителями» и будет обучать основам музейного дела, т.е. готовить свою смену.



Режим работы: 2 занятия в неделю по 2-2,5 часа.

Формы занятий: лекции (информационные, эвристические, медио и видеолекции), практикумы, тренинги, коллективное планирование, проектирование, моделирование, игры-активаторы, поисковые экспедиции, проведение интерактивных занятий, экскурсий, классных часов, музейных уроков, внеклассных мероприятий для посетителей, стендовая защита, организация передвижных выставок, интервьюирование и социальные опросы, исследование, проведение школьных конкурсов, акций и участие в районных и краевых мероприятиях и т.д.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:

-сформированное представление о профессии музейного работника и педагога, с возможным профессиональным выбором;

-развитие коммуникативных компетенций, умение взаимодействовать.

-повышение речевой культуры, владение аудиторией;

-овладение методикой проведения интерактивных занятий.

-участие в районных и краевых акциях, конкурсах и мероприятиях.

-расширение аудитории музейных посетителей.
В итоге работы над программой у каждого её участника формируется портфолио:

- проект передвижной выставки, эскиз оформления и сценарий её презентации;

- интервью;

-статья в местной или школьной газете;

-сочинение;

-реферат, рецензия и вариант его "защиты";

-проект сценария интерактивного занятия;

- проект внеклассного мероприятия на базе музея;

- фотозарисовка;

- проект музейной рекламы.




Учебно-тематический план




Раздел, тема занятия.

Кол-во

часов


Теория

Практика

1.
2.

3.

4.



5.

6.

7.



8.
9.

10.
11.

12.

13.


14.

15.
16.


17.

18.


19.

20.

21.


История музейного дела в России.
Классификация музеев. Особенности работы школьного музея.
Цели и задачи школьного музея. Специфика работы.
Нормативно-правовая база в работе школьного музея.
Планирование в работе школьного музея.

(коллективное планирование)


Характеристика музейных фондов. Условия хранения.
Работа с музейной документацией.

Связь с общественностью. Социум.


ТСО в работе музея.

Музейные экспозиции: типология, методика составления и оформления.


Передвижные выставки.
Оформительский практикум.
Музейное проектирование.
Презентация новой экспозиции.
Научно-исследовательская работа на базе музея.
Интервьюирование. Обработка материала.
Написание статьи.
Написание и защита реферата.
Работа с посетителями

а) экскурсия,

б) лекция,

в) интерактивное занятие:

- начальные классы

- среднее звено

- старшие классы.
Внеклассная работа на базе музея:

а) вечера

б) конференции

в) встречи.


Рекламная деятельность в работе школьного музея.
Резерв: классные часы, участие в районных и краевых мероприятиях и конкурсах.


2,5

2

2,5


2

2,5

2

4,5


4,5
6

8

6


3
6
4,5
2

8

6


8

6

4,5


5

5

5



4

2,5


2,5
10

41,5


2,5

2

2,5


1

1


1

2

1,5


2

3

2


1
2
1
2

2

2


2

2

1,5


1

1

1



1

1

1


2

4


1

1,5

1

2,5; в течение года.



3
4, в тече-

нии года.


5

4
2
4


3,5

6

4


6

4

3


4

4

4



3

1,5


1,5
8

37,5





Итого

162

48

114


СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЫ:




Тема

Теория

Практика

1.

2.

3.


4.

5.


6.

7.



8.

9.


10.

11.

12.

13.


14.

15.

16.

17.
18.



19.
20.

21.


22.

История музейного дела в России.

Классификация музеев, особенности работы школьного музея.


Цели и задачи школьного музея.

Нормативно-правовая база.


Планирование


Характеристика музейных фондов.


Музейная документа-

ция.

Связь с обществен-

ностью.

ТСО.



Музейные экспозиции.

Передвижные выставки.

Оформление.

Музейное проектирование.

Презентация новой экспозиции.

Научно-исследова-

тельская работа на базе музея.

Интервьюирование.


Написание статьи.

Реферат.
Работа с посетителями.


Внеклассная работа на базе музея.

Рекламная деятель-

ность.


Знакомство с госуд. политикой в области музейного дела (с 18в),

частн. коллекции.


Виды музеев, специфи-

ка работы школьного музея.

Знакомство со спецификой работы школьного музея.
Знакомство с норматив. документами, регламен-

тирующими работу музея.


Виды и формы планиро-

вания, музейные программы, проекты.


Основной и научно-

вспомогательный фонды

Условия хранения.
Инвентарная книга, акты поступления и времен-

ного хранения и т.д.


Формы работы с общественностью.

Использование видео, аудио, освещения, компьютера в работе.

Виды экспозиций, мето-

дика составления и оформления.

Цели, задачи, виды, ме-

тодика составления и работы с ними.


Заголовки, текст, фото, документы, вещи, виды шрифтов, материал.
Виды проектов, этапы работы над проектом, критерии оценивания.
Формы и виды презентации.

Виды исследований, методика обработки и оформления результатов работы.


Цели, задачи, виды, способы получения информации, алгоритм, способы обработки материала.
Цели, варианты, язык, текст статьи.

Алгоритм работы над рефератом, формы пре-

зентации и защиты.

Экскурсия, лекция, интерактивное занятие, психологические особен

ности старш, среднего, младш. возраста. Созда-

ние эмоц. настроя.


Музейный вечер, конфе-

ренция, встреча с…, предметная неделя. Осо-

бенности проведения.
Музейная реклама и её виды.


Анализ Закона «О музейном фонде РФ»,

Конституции РФ.

Анализ планов работы, программ, коллектив-

ное планирование.
Соотнесение экспона-

тов и фондов.


Заполнение и состав-

ление необходимой

документации.

Мониторинг социума, установление контак-

тов и связей.


Работа с ТСО.

Анализ имеющихся экспозиций, работа над проектом своей экспозиции.


Работа над проектом своей «передвижки».

Оформление своей «передвижки», элемента выставки.


Работа над общим музейным проектом.

Разработка сценария презентации новой экспозиции.

Интервьюирование по определенной теме, накопление материала.

Переработка материа-

лов интервью в статью публикация материала в СМИ.
Работа над рефератом защита (конференция)

Работа над проектом, сценарием музейного занятия. Защита и проведение.


Работа над проектом, сценарием внеклассно-

го мероприятия. Защи-

та и проведение.


Оформление рекламного буклета, проспекта, бюллетеня, презентации, видео, фотозарисовки и т.д.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:


Тема

Формы занятий

Приёмы и методы работы

Дидактич.

и технич.

оснащение


Формы подведения итогов

1.История музейного дела в России.
2.Классифи-

кация музеев.

3.Цели и за-

дачи школь-

ного музея.

4.Норматив-

но-правовая база.

5.Планирование в работе.


6.Музейные фонды.

7.Музейная документация.


8.Связь с общественностью

9.ТСО.

10.Музейные экспозиции.



11Передвижные выставки.

12.Оформление.

13.Музейное проектирование.

14.Презентация.

15..Научно-иссле-

довательская работа.


16.Интервью.

17.Статья.

18.Реферат.
19.Работа с посетителями.
20.Внеклассная работа.

21.Рекламная деятельность.



Видеолекция

Лекция, практикум

Лекция, практикум

Лекция, практикум


Деловая игра

Лекция, практикум

Практикум

Практикум

Лекция, практикум.


Лекция, практикум

Практикум
Практикум

Практикум

Лекция, практикум.

Лекция


Лекция, практикум.

Лекция, практикум.


Лекция, практикум.

Лекция, практикум, открытое мероприятие

Лекция, практикум, открытое мероприятие


Лекция, практикум.

Беседа, демонстрация (видео, медио)
Групп. Работа, анализ материалов
Групп. работа с документацией

Беседа, анализ документов


Коллективное планирование


Инд. и групп. работа с фондами.
Тренаж,беседа, упражнения (заполнение документов)
КТД, монито-

ринг социума, установление связей.

Беседа, тренаж

Инд. и групп. работа.

Беседа, инд. и груп. модели-

рование, прое-

ктирование

беседа, инд. и груп.проекти-

рование

Беседа, тренаж, упражнения

Груп.проекти-

рование.

Беседа, групп. работа (сцена-

рий) презента-

ция.
Беседа, конс-

пектирование.


Беседа, работа по алгоритму, интервьюиро-

вание (инд. и групп. работа)

Беседа, обрабо

тка материала интервью, на-

писание статьи


Беседа, иссле-

дование, защи

та.

Беседа, инд. и групп. проек-

тирование , КТД.

Беседа, инд. и групп. проек-

тирование, КТД
беседа, инд. и групп. проекти

рование, офор

мление проекта.


Компьютер

видеодвойка

Раздаточный материал

Справочная литература


Конституция, Закон о фондах РФ.

Раздаточный материал.
Музейная документация

План работы


Компьютер, видеокамера, фото, цифро-

вой фотоап-

парат, дикто-фон, магнито-

фон, видеод-

войка.
Маркеры, бу-

мага, музейные экспонаты.

Маркеры, бу-

мага, музей-

ные экспо-

наты, фотоап

парат.
Бумага, нож-

ницы, шриф-

ты, маркеры.

Фотоаппарат.


Маркеры, бу-

мага.

Видеокамера, цифровой фотоаппарат

Диктофон, видеокамера.

Компьютер

Доп. лит-ра, компьютер.

Доп. лит-ра, освещение, магнитофон.

Компьютер, видеодвойка.

Доп. лит-ра, освещение, магнитофон.

ТСО, реклам

ные проспек

ты музеев.



План рабо-ты музея


Навыки работы с докумен.

Связь с обществен

ностью.

Презентация

фильм, фото

зарисовка.

Свой проект выставки.

Свой проект «передвиж-

ки»

Эскиз, эле-

мент оформ

ления выс-

тавки.
Проект му-

зейного пространс-

тва.
Творческий отчет.

Определение темы иссле-

дования.

Накопление материала для след. работы.

Статья в СМИ.

Музейный альманах.


Реферат, участие в конкурсе

Музейный альманах.


Музейное занятие. Нако-

пление мате-

риала.

Мероприятие на базе музея.



Буклет, пре-

зентация, видеофильм, фотозарисов

ка, агитбри-

гада и т.д.





ЛИТЕРАТУРА:



  1. Музееведение: музеи исторического профиля. М. 1988.

  1. Музей и дети: Методика разработки занятий с младшими школьниками. М. 1994.

  1. Музей и культура: Программа. Опыт внедрения /Под редакцией Е.Г.Вансловой/. М. 1995.

  1. Музей и школа /Под редакцией Т.А.Кудриной/.

  1. Преподавание истории в школе. № 2. 2003.

  1. Работа со школьниками в краеведческом музее /Под редакцией Н.М.Ланковой/. М. 2001.

  1. А.Т.Степанищев. Методический справочник учителя истории. М. 2001.

  1. Л.М.Фридман, К.Н.Волков. Психологическая наука учителю. М. 1985.

Пояснительная записка направленность программы: Основными приоритетными направлениями в работе над программой являются

Основными приоритетными направлениями в работе над программой являются – патриотическое воспитание

230.46kb.

24 09 2014
1 стр.


Пояснительная записка 4 Примерный план подготовки 5 Содержание программы 12 Квалификационные требования к врачу-токсикологу 26 Информационная часть 29 пояснительная записка программа подготовки в клинической ординатуре по специальности
651.61kb.

13 10 2014
3 стр.


Пояснительная записка к курсовой работе по дисциплине: "Микропроцессорные системы"

На основе анализа технического задания создается функциональная схкма, производится выбор аппаратного стенда. Приводится блок-схема алгоритма работы программы устройства и листинг

49.59kb.

08 10 2014
1 стр.


Пояснительная записка 33 Аналитическое обоснование программы 35 Раздел I. Предназначение школы. Приоритетные направления в работе школы, цели и средства 37 Раздел II. Описание

Целевое назначение общеобразовательной программы начального общего образования: 42

10586.95kb.

08 10 2014
93 стр.


Пояснительная записка к курсовой работе: 22 страницы, 4 рисунка, 9 источников, 5 приложений. Тема работы: Применение метода бритва Оккама в задачах машинного обучения

Пояснительная записка к курсовой работе: 22 страницы, 4 рисунка, 9 источников, 5 приложений

101.47kb.

14 09 2014
1 стр.


Основными направлениями информатизации колледжа являются

Ит в образовательном процессе: активное использование ит во всех формах обучения, разработка умк в электронном виде, приобретение лицензионных программных средств, развитие новых т

112.6kb.

09 09 2014
1 стр.


Пояснительная записка основной образовательной программы начального общего образования 3 II

Пояснительная записка основной образовательной программы начального общего образования

3874.9kb.

14 12 2014
19 стр.


Пояснительная записка. Рабочая программа составлена на основе Примерной программы
344.15kb.

14 10 2014
1 стр.