Из опыта работы учителя географии МОУ Сосново-Борской СОШ Репьевой Н.В. Работа рекомендована в качестве методического пособия для учителей Коломенского района кандидатом географических наук Греханкиной Л.И. Практическая работа (7 класс)
Описание природно-территориального комплекса – на исследуемом участке
Цели: обеспечить систематизацию знаний о взаимосвязях природных компонентов местности, способствовать формированию практических умений в выявлении взаимосвязей компонентов, научить описывать природный комплекс ( в ранге «фация»)
Оборудование: компас, лопатка, рулетка, эклиметр, бумага и карандаш(ручка) для записи и рисунков, целлофановые пакеты для взятия образцов почв и горных пород.
Организационная работа.
Учащиеся разделяются на две-три группы и каждая группа выбирает объект для описания: участок леса; или участок луга, или др.
Группы получают инструкцию и работают в соответствии с ней.
В каждой группе распределены обязанности по интересам: есть ботаник, зоолог, геолог и т.д.
Комплексное описание составляют все вместе. Например, на участке смешанного леса учащийся-геолог определяет, какие породы лежат в основании территории. Для этого изучается обнажение берегу озера, ручья, а также зачищаются стенки углублений. Установлено, что основными породами являются супески и суглинки.
Рельеф территории равнинный, он нарушается котловиной озера, а также долиной ручья и другими неровностями. В среднем перепад высот составляет 2-12 метров. В местах возвышенных на склонах видны эрозионные борозды, которые образуются чаще всего от таяния снега весной и от летних дождей.
Понижения и повышения рельефа заметно влияют на размещение растительности. На возвышенных местах расположены участки соснового леса, а в понижениях – болотистые участки. Таким образом, четко проявляется влияние рельефа на размещение растительности. Причиной таких различий служит уровень увлажнения. Делаем прикопки в местах возвышенных и пониженных. Видим, что на возвышенных участках стенки прикопок мало увлажнены, а грунтовая влага, не проявляется даже на глубине 40 см. В понижениях стенки прикопок уже на глубине 10-20 см очень влажные, и глубже появляется вода.
Таким образом, раскрывается взаимосвязь: рельеф – высота местности – увлажнение – растительность.
Учащиеся делают прикопки для изучения почв и берут их образцы. Следует отметить, что знакомство с почвами осуществляется на уровне наблюдений: на продуктах выветривания какой породы образовалась почва, какие слои проявляются(лесная подстилка, темный горизонт, осветленный горизонт), структура почвы(рыхлая, уплотненная); живые организмы(черви) и остатки организмов; влажность почвы.
Для того, чтобы оценить влияние воздействия на почву человека, делаем прикопку на полянке с краю леса, где проходит пешеходная тропа и часто отдыхают местные жители. Учащиеся сравнивают визуально почву в естественном состоянии и значительно утоптанную и видят их различия.
Учащиеся-ботаники исследуют растительность и определяют: к какой природной зоне она относится, называют основные растительные сообщества, составляют геоботаническое описание. При этом определяют визуально основные ярусы: древесный, кустарничковый и травяной.
В древесном ярусе определяют основные породы деревьев, какие деревья доминируют и на каких участках. Сомкнутость крон деревьев определяется приблизительно: учащиеся, встав в центр описываемой площадки, смотрят вверх и приблизительно определяют, какую часть неба закрывают деревья: все небо – полная сомкнутость, или 1, половину – 0,5 и т.д.
Учащиеся устанавливают, какую высоту имеют деревья(с помощью эклиметра или на глаз), измеряют обхват деревьев. Выявляются наиболее крупные, ценные экземпляры, а также состояние деревьев – есть ли повреждения и какие, или же деревья здоровые. Изучение подлеска включает определения названия кустарника, его высоты, обильности или редкости, степени повреждения и возобновления.
При описании травяного покрова обращаем внимание на состав трав: лесные и луговые, на каких участках почв они произрастают. Выявляем наличие мохово-лишайникового покрова, его распространение, наблюдаем его состояние.
Учащиеся-биологи выявляют животных, определяют их среду обитания и влияние на них антропогенного фактора.
После того, как были изучены компоненты природного комплекса, в каждой группе происходит краткое обсуждение полученных сведений, и учащиеся приступают к описанию изучаемого природного комплекса по плану:
Географическое положение
Слагающие горные породы, рельеф и микрорельеф участка, его влияние на увлажнение.
Климат, микроклимат, различия в освещении, количестве тепла(северная и южная ориентация склонов).
Воды: озеро, ручей; при возможности – определение уровня залегания грунтовых вод. Различия в увлажнении.
Растительность и животные, их размещение и распространение.
Взаимосвязи рельефа, микроклимата, растений и животных.
Внешний облик комплекса, его хозяйственное, эстетическое и рекреационное значение. Использование комплекса
Проблемы сохранения комплекса, обеспечения условий воспроизводства.
Прогноз состояния комплекса с учетом социально-экономической ситуации местности (увеличение населения, построек, количества отдыхающих летом, расширение огородного хозяйства, пастбищ и др.)