Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Из опыта работы учителя географии МОУ Сосново-Борской СОШ Репьевой Н.В.
Работа рекомендована в качестве методического пособия для учителей Коломенского района кандидатом географических наук Греханкиной Л.И.
Практическая работа (7 класс)

Описание природно-территориального комплекса – на исследуемом участке

Цели: обеспечить систематизацию знаний о взаимосвязях природных компонентов местности, способствовать формированию практических умений в выявлении взаимосвязей компонентов, научить описывать природный комплекс ( в ранге «фация»)

Оборудование: компас, лопатка, рулетка, эклиметр, бумага и карандаш(ручка) для записи и рисунков, целлофановые пакеты для взятия образцов почв и горных пород.

Организационная работа.

Учащиеся разделяются на две-три группы и каждая группа выбирает объект для описания: участок леса; или участок луга, или др.

Группы получают инструкцию и работают в соответствии с ней.

В каждой группе распределены обязанности по интересам: есть ботаник, зоолог, геолог и т.д.

Комплексное описание составляют все вместе. Например, на участке смешанного леса учащийся-геолог определяет, какие породы лежат в основании территории. Для этого изучается обнажение берегу озера, ручья, а также зачищаются стенки углублений. Установлено, что основными породами являются супески и суглинки.

Рельеф территории равнинный, он нарушается котловиной озера, а также долиной ручья и другими неровностями. В среднем перепад высот составляет 2-12 метров. В местах возвышенных на склонах видны эрозионные борозды, которые образуются чаще всего от таяния снега весной и от летних дождей.

Понижения и повышения рельефа заметно влияют на размещение растительности. На возвышенных местах расположены участки соснового леса, а в понижениях – болотистые участки. Таким образом, четко проявляется влияние рельефа на размещение растительности. Причиной таких различий служит уровень увлажнения. Делаем прикопки в местах возвышенных и пониженных. Видим, что на возвышенных участках стенки прикопок мало увлажнены, а грунтовая влага, не проявляется даже на глубине 40 см. В понижениях стенки прикопок уже на глубине 10-20 см очень влажные, и глубже появляется вода.

Таким образом, раскрывается взаимосвязь: рельеф – высота местности – увлажнение – растительность.

Учащиеся делают прикопки для изучения почв и берут их образцы. Следует отметить, что знакомство с почвами осуществляется на уровне наблюдений: на продуктах выветривания какой породы образовалась почва, какие слои проявляются(лесная подстилка, темный горизонт, осветленный горизонт), структура почвы(рыхлая, уплотненная); живые организмы(черви) и остатки организмов; влажность почвы.

Для того, чтобы оценить влияние воздействия на почву человека, делаем прикопку на полянке с краю леса, где проходит пешеходная тропа и часто отдыхают местные жители. Учащиеся сравнивают визуально почву в естественном состоянии и значительно утоптанную и видят их различия.

Учащиеся-ботаники исследуют растительность и определяют: к какой природной зоне она относится, называют основные растительные сообщества, составляют геоботаническое описание. При этом определяют визуально основные ярусы: древесный, кустарничковый и травяной.

В древесном ярусе определяют основные породы деревьев, какие деревья доминируют и на каких участках. Сомкнутость крон деревьев определяется приблизительно: учащиеся, встав в центр описываемой площадки, смотрят вверх и приблизительно определяют, какую часть неба закрывают деревья: все небо – полная сомкнутость, или 1, половину – 0,5 и т.д.

Учащиеся устанавливают, какую высоту имеют деревья(с помощью эклиметра или на глаз), измеряют обхват деревьев. Выявляются наиболее крупные, ценные экземпляры, а также состояние деревьев – есть ли повреждения и какие, или же деревья здоровые. Изучение подлеска включает определения названия кустарника, его высоты, обильности или редкости, степени повреждения и возобновления.

При описании травяного покрова обращаем внимание на состав трав: лесные и луговые, на каких участках почв они произрастают. Выявляем наличие мохово-лишайникового покрова, его распространение, наблюдаем его состояние.

Учащиеся-биологи выявляют животных, определяют их среду обитания и влияние на них антропогенного фактора.

После того, как были изучены компоненты природного комплекса, в каждой группе происходит краткое обсуждение полученных сведений, и учащиеся приступают к описанию изучаемого природного комплекса по плану:

  1. Географическое положение

  2. Слагающие горные породы, рельеф и микрорельеф участка, его влияние на увлажнение.

  3. Климат, микроклимат, различия в освещении, количестве тепла(северная и южная ориентация склонов).

  4. Воды: озеро, ручей; при возможности – определение уровня залегания грунтовых вод. Различия в увлажнении.

  5. Почвы: мощность, структура, цвет, механический состав, почвенные организмы.

  6. Растительность и животные, их размещение и распространение.

  7. Взаимосвязи рельефа, микроклимата, растений и животных.

  8. Внешний облик комплекса, его хозяйственное, эстетическое и рекреационное значение. Использование комплекса

  9. Проблемы сохранения комплекса, обеспечения условий воспроизводства.

  10. Прогноз состояния комплекса с учетом социально-экономической ситуации местности (увеличение населения, построек, количества отдыхающих летом, расширение огородного хозяйства, пастбищ и др.)

Практическая работа (7 класс) Описание природно-территориального комплекса на исследуемом участке

Работа рекомендована в качестве методического пособия для учителей Коломенского района кандидатом географических наук Греханкиной Л. И

35.52kb.

17 12 2014
1 стр.


1. Техническое описание

В данном разделе приводится описание работы комплекса с точки зрения администраторов, инженеров, обслуживающих работу комплекса, ответственных лиц, и прочего технического персонала

1324.04kb.

10 10 2014
9 стр.


Описание целей и задач территориального планирования

Схема территориального планирования Буйского муниципального района разрабатывается в качестве документа, направленного на создание условий территориального развития района на 20-25

380.57kb.

15 10 2014
3 стр.


Описание целей и задач территориального планирования. Цели и задачи территориального планирования

Задача Отобразить границу городского поселения, границу города и границы с сопредельными муниципальными образованиями

124.33kb.

25 09 2014
1 стр.


Объявлен архитектурный конкурсе на лучшую концепцию общественно-делового комплекса «Невская Ратуша»

По поручению Губернатора Санкт-Петербурга В. И. Матвиенко, по инициативе банка «втб», было принято решение о строительстве современного общественно-делового комплекса на участке в

32.69kb.

06 10 2014
1 стр.


Активация комплекса 2 Электронный обмен документами 3 Работа с документами 5

Вопрос При входе в комплекс возникает сообщение: «Лицензионный ключ не найден! Провести регистрацию/перерегистрацию комплекса»

237.82kb.

12 10 2014
1 стр.


Практическая работа № Работа с графикой и интерфейс программы Word для рисовния
83.29kb.

24 09 2014
1 стр.


105. Ландшафты скандинавского полуострова

Ландшафт – природно-территориальный комплекс или тип прир-терр комплекса. Включает участки земли и их свойства, обусловленные взаимодействием рельефа, климата, геологической структ

48.79kb.

04 09 2014
1 стр.