«Тайные звуки любви»
(сценарий вечера романсов)
Цель: Формирование эмоциональной отзывчивости, пробуждение интереса к русскому романсу
Оборудование и оснащение: компьютер, экран, проектор, канделябры, свечи, презентация
(звучит песня «Романс о романсе» сл. Б. Ахмадулина/муз. А. Петров)
Вед: Мело, мело по всей земле,
Во все пределы.
Свеча горела на столе, свеча горела.
И все терялось в снежной мгле
Сырой и белой.
Свеча горела на столе, свеча горела.
Он: Толь в расцвете судьбы, толь на склоне.
Что я знаю про век и про дни?
Отвори мне калитку в былое.
И былым мое время продли.
Она: Есть добрые сердца, есть добрые умы,
Они сияют нам, как утра блеск багряный.
В хаосе шумных дел, среди житейской тьмы
Их голоса звучат торжественной осанной.
Вед: Если спросить, какой самый популярный романс, один из самых знаменитых – почти все назовут « Я помню чудное мгновенье» М.И.Глинки на стихи А.С. Пушкина.
( звучит мелодия вступления)
История создания романса началась в 1819г., когда на одном из вечеров в доме Оленина Пушкин, а ему не было тогда и 20 лет, увидел 19-летнию племянницу Оленина Анну Керн. В тот памятный вечер Пушкин неотступно наблюдал за Анной и не жалел похвал ее красоте.
Она: Анна запомнила его на всю жизнь. Тема разговора : кто грешник и кто нет, кто будет в аду, а кто попадет в рай? Пушкин считал, что будет много хорошеньких женщин, и там можно будет играть в шарады. Когда она уезжала, А. Пушкин стоял на крыльце и провожал ее глазами.
Он: Я помню чудное мгновенье,
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Вед: Пушкин влюбился в Анну Керн страстно, ревниво и благодарно. Он будет посылать ей письма, с нежностью вспоминая прежние встречи, надеясь на новые, будет звать ее в Михайловское. И ждать, ждать…
Он: В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Вед: Но годы шли…
Он: Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл тот голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья
Без слез, без жизни, без любви.
Вед: После разговора с мужем Анна Петровна вернулась из Риги в Петербург, даже жила одно время у родителей Пушкина. Она произвела глубокое впечатление на поэта.
Он: Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Она: Но прошлое уже ушло в неоглядную даль для поэта. Вернуть былую любовь было невозможно.
Вед: С М. И. Глинкой Анна Керн познакомилась в 1826г. Романс был написан тогда, когда Глинка познакомился с Екатериной Керн – дочерью Анны Петровны.
Он: Судьбе было угодно, чтобы композитор Глинка, брак которого был неудачен, полюбил девушку столь же сильной любовью, какой поэт Пушкин любил ее мать – Анну Керн.
Она: Они разлучились навсегда. Екатерина Керн до самой смерти продолжала любить его.
Вед: Романс насыщен нежностью расцвета влюбленности, страстью, горечью разлуки и одиночества, восторгом новой встречи, надежды. Небольшое произведение вместило всю историю любви, которая повторяется из века в век. Но никто не с умел выразить ее в музыкально- поэтической форме так, как это сделали Пушкин и Глинка.
(Звучит романс «Я помню чудное мгновенье»)
Вед: Романс – крохотный островок в океане бытия у него только одна тема – любовь. Любовных воспоминаний в романсе больше, чем счастливых мгновений. Поэтому ностальгия – главный тон романса. Лирические признания в романсе никогда не умолкнут, пока на земле есть любовь. Поэзия Пушкина вдохновляла многих композиторов. Ими создано не мало прекрасных музыкальных произведений.
(в исполнении уч-ся звучат романсы на стихи Пушкина)
Вед: Романс утро туманное – отражение любви И.С. Тургенева к Полине Виардо. Они встретились в ноябре 1843г в доме Демидова в Петербурге. Полина Виардо вспоминала в письмах:
Она: Мне его представили со словами : « Это молодой русский помещик, славный охотник и плохой поэт».
Вед: Так говорила она «с милой улыбкой» потом. А сам Иван Сергеевич через 7 лет после первой встречи писал Полине Виардо:
Он: « … я ходил сегодня взглянуть на дом, где впервые имел счастье говорить с Вами. Ваша квартира была на самом углу – помните ли Вы? Во всей моей жизни нет воспоминаний более дорогих…»
Вед: Полина Виардо была одной из самых замечательных женщин 19 в. Великая певица была умной и разносторонней одаренной. Виардо пела в оперных театрах почти всех европейских столиц. Но дороже драгоценных подарков и наград была любовь к ней Тургенева.
Он: Они знали счастливые дни. Письма Тургенева к Виардо – потрясающее свидетельство высокой любви, длившейся 40 лет.
Вед: На взаимоотношения Тургенева и Виардо лег печальный туман.
Он: Вспомнишь разлуку с улыбкою странной.
Многое вспомнишь родное, далекое.
Слушая ропот колес не пристанный,
Глядя задумчиво в небо широкое.
Вед: в этом стихотворении предощущение тоски и горечи, которое наполняет душу писателя в его странствиях за певицей по Европе.
( исполняется романс «Утро туманное»)
Она: Полина Виардо пережила Тургенева на 27 лет и умерла в глубокой старости. В последние годы она особенно любила вспоминать свои первые встречи с Тургеневым в России и, рассказывая внукам, принималась напевать романс, который имел шумный успех в Петербурге – «Я все еще его безумно люблю», написанный композитором Даргомыжским.
(Исполняется романс)
Вед: Русский романс – драма в миниатюре, чем сложнее он, тем и привлекательнее для исполнителя.
Она: Впервые они встретились на бале-маскараде в Петербурге в театре. Она появилась там потому что после разрыва с мужем искала случая забыться и рассеяться.
Он: В маскарадной суете он почему-то сразу обратил на нее внимание. А маска скрывала ее лицо. Но серые глаза смотрели пристально и печально. Вскоре после той встречи он получил приглашение от нее. «На этот раз Вы от меня не ускользнете». – сказал А.К. Толстой, входя в гостиную Софьи Андреевны Миллер.
Она: Со встречи на балу Толстой полюбил ее безоглядно, великодушно, глубоко.
Вед: письма Алексея Толстого к Софьи Миллер – те же стихотворения, но только в прозе. Они вызывают глубокие чувства.
Он: В Софье Андреевне нашел Алексей Константинович не только единственную женщину, но и умного друга, переднею во всем исповедовался.
Вед: в 1878 г., через 3 года после смерти Толстого П. И. Чайковский написал музыку на стихи « Средь шумного бала»
(звучит романс « Средь шумного бала» в исполнении преподавателя ДШИ)
Вед: Будут рождаться новые романсы вместе с новыми влюбленными. Никогда не отзвучит романс – бесценный дар на все времена.