Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ ОБЬ–ИРТЫШСКОГО БАССЕЙНА

Василенко В.А.
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирск, vasil@ieie.nsc.ru

Аннотация Проанализировано влияние хозяйственной деятельности на качество водных ресурсов и водный режим Обь-Иртышского бассейна. Показано, что в бассейнах реки Оби и её притоков требования, предъявляемые водопользователями (энергетика, водный транспорт, рыбное хозяйство) превышают их ресурсные возможности даже с учётом регулирования стока. Обосновано, что стратегическая экологическая оценка должна предшествовать реализации проектов и планов социально-экономического развития.

THE PROBLEMS WITH USING WATER RESOURCES OF OB-IRTYSH BASIN

Vasilenko V.A.
Institute of Economics and Industrial Engineering SB RAS, Novosibirsk, [email protected]

Abstract The paper analyses effects of economic activity on the quality of water resources and water regime of Ob-Irtysh basin. It demonstrates that in basins of Ob River and its confluents water user’s demand (demand of power engineering, water transports, and fisheries) exceeds available resources even adjusted for run-off regulation. It is substantiated that strategic ecological estimates must precede the realization of projects and plans of socio-economic development.

Водные ресурсы крупнейшего в Западной Сибири Обь-Иртышского бассейна на протяжении многих лет привлекают внимание учёных и практиков, политиков и общественности. Ещё в 1970-х – первой половине 1980-х гг. активно прорабатывалась идея переброски части стока данного бассейна на юг – в республики Средней Азии и Казахстан. Предпринимаются попытки реанимировать эту идею и в начале нынешнего века. Предлагается продавать «избыточные» водные ресурсы Сибири в страны Центральной Азии.

Установка на продажу воды за рубеж чётко представлена в стратегических документах: Доктрине устойчивого водопользования Российской Федерации (утверждённой Правительством РФ 31 августа 2002 г., № 1225-р) и в Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года (утверждённой распоряжением Правительства РФ от 27 августа 2009 г., № 1235-р). В соответствии с данной стратегией предполагается выделение средств из федерального бюджета для проведения фундаментальных и прикладных научных исследований, направленных на оценку конкурентных преимуществ водоресурсного потенциала России и определения направлений участия страны в формировании мирового водного рынка.

Сторонники продажи западносибирской воды в страны Центральной Азии, выдвигая свои подходы к обоснованию этой идеи, предлагают опереться на накопленный опыт – проанализировать ранее выполненные как проектные проработки, так и научные исследования по этой проблеме.

После остановки в 1986 г. проектных работ по переброске сибирских рек на юг (главным образом по экологическим соображениям) многое изменилось. Практически повсеместно происходит увеличение объёма воды, забираемой на нужды социально-экономического развития. В бассейнах реки Оби и её притоков – Иртыша и Томи, а также Тобола (приток Иртыша) требования, предъявляемые водопользователями (энергетика, водный транспорт, рыбное хозяйство) превышают их ресурсные возможности даже с учётом регулирования стока. Хозяйственная деятельность изменила водный режим многих водных объектов, иссушаются озёра и малые реки. Так, уже исчезло несколько притоков Иртыша (Камышовка, Торгуба, Ачаир, Качирка, Белая Солоновка и др.)

Усугубляет ситуацию интенсивное использование водных ресурсов Иртыша сопредельными странами – Казахстаном и Китаем. Российские регионы вдоль Иртыша уже столкнулись с проблемой дефицита воды из-за каскада построенных в 1960-х годах ГЭС в Казахстане. В Омской области произошло засоление 25% иртышской поймы, объёмы заготовки кормов на которой сократились в 10 раз. Прекратилось судоходство между Казахстаном и Россией.

С конца прошлого века в Синцзян-Уйгурском автономном районе Китая ведётся строительство канала из Иртыша в озеро Улюнгур. Из озера вода по трубопроводам будет подаваться в город Карамай, а также использоваться для нужд нефтепромыслов и орошаемого земледелия. КНР уже забирает 1 куб. км воды в год. С запуском Китаем и Казахстаном на полную мощность каналов водоотведения Иртыша Омск ежегодно недосчитается 3-4 куб. км воды. Чтобы избежать катастрофы, планируется строительство низконапорной плотины, которая позволит решить проблему водоснабжения на территории Омской области.

По наблюдениям специалистов, в течение последних ста лет прослеживается тенденция уменьшения стока сибирских рек. Так, под влиянием хозяйственной деятельности в 1960–1970-е гг. среднегодовой сток реки Оби уменьшился на 3%, с 1981 по 1986 гг. – на 4%. В Заключении экспертной подкомиссии Государственной экспертной комиссии Госплана СССР по технико-экономическому обоснованию первой очереди переброски части стока сибирских рек в Среднюю Азию и Казахстан (от 20 сентября 1982 г.) сказано, что среднемноголетний речной сток реки Оби – 420 куб. км в год [1]. По более поздним оценкам, – это 316–330 куб. км в год [2].Возможно ли столь значительное «обезвоживание»? Может быть, проектировщики сознательно завышали объём стока Оби или это объясняется снижением точности измерений в связи с сокращением на 50% за последние 20 лет сети гидрологических наблюдений в Сибири? Ответ должны дать специалисты-гидрологи.

Хозяйственная деятельность ведёт к изменению не только величины речного стока, но в гораздо большей степени качества водных ресурсов. Обь-Иртышский бассейн служит основным источником питьевой воды, бытового, промышленного и сельскохозяйственного водоснабжения для Западной Сибири. Сегодня вода вблизи промышленных центров имеет 4-й класс качества: «грязная» и «непригодная» для дальнейшего использования. Регистрируется чрезвычайно высокий уровень загрязнения водных ресурсов нефтепродуктами, ионами меди, цинка, кадмия и другими токсичными веществами. Усугубляют ситуацию органические и взвешенные вещества, минеральные удобрения и ядохимикаты, смываемые с водосборных территорий талыми и дождевыми водами, а также вредные вещества, выбрасываемые в атмосферу промышленными предприятиями. Свой «вклад» вносит и жилищно-коммунальное хозяйство.

Недостаток (но порой и отсутствие) водоочистных сооружений в сочетании с малоэффективной технологией водоподготовки не позволяет обеспечить соответствие воды нормативным требованиям. В результате, например, в Ханты-Мансийском АО и в Томской области 40–90% питьевой воды не удовлетворяет санитарным нормам, что создаёт серьёзную угрозу для здоровья людей; по стране эти цифры ниже – 35–60%.

В последние десятилетия на состоянии водных ресурсов сказывались и изменения климата. По подсчётам сибирских гидрометеорологов, средняя годовая температура в Западной Сибири в 2005 г. увеличилась на 0,57 градуса по сравнению с 1980 г. Повышение температуры уже привело к снижению водности Оби в летние месяцы на 17–30%. Это представляет угрозу для экологии, гидроэнергетики, судоходства, хозяйственного водопотребления.

На всей территории Западной Сибири в начале 2008 г. уровень осадков составил лишь около половины от средних показателей. В связи с этим уровень воды в Оби в мае составил только 43% от нормы. По данным Западно-Сибирского гидрологического центра, такого не наблюдалось с 1973 г. По прогнозным оценкам, выполненным с учётом перспектив социально-экономического развития, ожидается увеличение забора воды. Прогнозируется, что на смену фазе повышенной увлажнённости приходит засушливый и маловодный период [3].

Российские и зарубежные учёные предупреждают об угрозе иссушения сибирских торфяников, которые играют важную роль в процессе глобального изменения климата. Исследования, проведённые международной командой учёных под руководством Л. Смита из Калифорнийского университета, показывают, что торфяные болота Сибири являются не только хранилищем метана, но также поглощают огромное количество углекислого газа, не давая ему вырваться наружу. Накопление этого вещества в атмосфере ведёт к возникновению «парникового эффекта», способного вызвать рост температур по всему земному шару.

Западно-Сибирская равнина (2,7 млн кв. км) является самой большой на Земле, и на ней находится самый крупный лесоболотный комплекс. Переброска Обь-Иртышской воды в бассейн Арала многим представлялась как удачная возможность исправить «ошибку» природы и разом решить два вопроса: осуществить мероприятия по осушению земель Западной Сибири (40-60 млн га) и обводнению земель Казахстана и республик Средней Азии (около 80 млн га).

Водозабор предполагалось осуществлять из реки Оби в районе села Белогорье (близ г. Ханты-Мансийска). Предлагалась поэтапная переброска водных ресурсов: на первом – изъятие 25 куб. км, на втором 60 куб. км, а в отдалённой перспективе – 75-100 куб. км воды в год из бассейнов рек Оби и Иртыша с возможной переброской части стока из бассейна Енисея.

В начале 1970-х гг. специалисты определяли допустимый отъём стока Оби от 10 до 12-15 % его среднего годового объёма, что составляло – 40-60 куб. км в год. Возможен ли отъём речного стока в современных условиях – при постоянном снижении увлажнённости и увеличении пожароопасности в Западной Сибири, особенно в районах разработки нефтяных и газовых месторождений? Не приведёт ли это в критические периоды (при резком уменьшении атмосферных осадков, высокой летней температуре и сильных ветрах) к возникновению крупных пожаров? Ещё в 1978 году учёные предупреждали о возрастании опасности возгорания торфяных залежей в районах Среднего и Нижнего Приобья в случае отъёма части стока. Результаты исследования, проведённого междисциплинарной группой учёных (г. Новосибирск) были представлены в докладной записке Президиуму СО АН СССР [4].

Известно, что переувлажнённость торфяных залежей выполняет роль страхового запаса влаги, обеспечивающей явление «самотушения» начинающихся пожаров, является главным их локализатором. Опыт ряда развитых стран, в том числе и Советского Союза, уже тогда показывал, что осушение заболоченных территорий вне систем, позволяющих осуществлять двустороннее регулирование стока (уменьшение увлажнённости, когда она выше определённой нормы, и повышение увлажнённости, когда она ниже нормы) неизменно и в весьма короткие сроки приводит к тяжелейшим торфяным пожарам. Поэтому мелиорацией (улучшением состояния) можно считать только системы с двусторонним регулированием стока.

Опыт мелиорации заболоченных земель имелся и в Западной Сибири. Так, под руководством крупнейшего российского геодезиста и гидротехника генерал-лейтенанта И.И. Жилинского в 1895 г. был разработан проект, ориентированный на водохозяйственное и мелиоративное обустройство Барабинской низменности. Производились поиски подземных вод и обустройство скважин и колодцев для питьевого водоснабжения. Осуществлялась мелиорация озёр с целью увеличения их полезной ёмкости и использования для накопления пресной воды. Велось регулирование стока рек, строительство осушительных каналов и др.

Водохозяйственные и мелиоративные работы были осуществлены грамотно, опирались на результаты исследования территории (рельеф, грунты, растительность и др.) и проходили апробацию на местности. Это позволило улучшить санитарно-гигиенические условия проживания населения, создать предпосылки для сельскохозяйственного освоения территории (земли были отведены под сенокосы, пастбища, зерновые культуры).

При осуществлении мелиоративных работ в Барабинской низменности при советской власти не был использован опыт И.И. Жилинского. Однако многие части созданной им более 100 лет назад системы функционируют и сегодня. «Улучшение» земель проводилось с большим размахом, с использованием мощной техники – экскаваторов, бульдозеров. В результате получили разрушение природных систем: засоление почвы в одних местах, их выветривание и возгорание – в других. Барабинская низменность – один из важнейших районов молочного животноводства и земледелия в Западной Сибири – стала территорией с недостаточной водообеспеченностью.

Во всём мире водно-болотные угодья (реки, ручьи, пресные и солёные озёра, болота, пойменные и дельтовые комплексы и другие мелководные экосистемы) представляют большую ценность: выполняют важнейшие функции регулирования гидрологического режима и климата обширных территорий, служат ресурсами чистой воды, способствуют сохранению биологического разнообразия. Они принадлежат к наиболее продуктивным экосистемам в мире (объём получаемой растительной биомассы в 8 раз выше, чем с пшеничного поля одинаковой площади).

Осушение торфяных болот превращает торфяники в мощный источник эмиссии углерода в атмосферу, ведёт к нарушению регуляции водного режима и поддержания водных ресурсов. Иначе говоря, любые изменения структуры природных систем в процессе хозяйственной деятельности влекут за собой и изменения их регуляторных функций. В настоящее время разработана экологоцентрическая концепция природопользования, основным принципом которой является сохранение средообразующих функций природных систем. Это означает, что при обосновании любого хозяйственного проекта, необходимо предусмотреть оценку его влияния на средообразующие функции природных систем [5]. В частности, при планировании торфоразработок и других видов работ, затрагивающих водно-болотные угодья, необходимо учитывать последствия разрушения водорегулирующих функций болот, а также дополнительные выбросы углерода в атмосферу. Важно подчеркнуть, что в декабре 2010 года в Госдуме прошли слушания проекта федерального закона «О добыче, транспортировке и использовании торфа».

Федеральные законы «Об охране окружающей природной среды» (1991 г.), «Об экологической экспертизе» (1995 г.), «Об окружающей среде» (2002 г.) закрепили требования проведения оценки воздействия на окружающую среду в отношении хозяйственной и иной деятельности. Позже принципы данной оценки были распространены на стратегии, концепции, планы и программы, и введён новый термин – «стратегическая экологическая оценка».

Стратегическая экологическая оценка проводится в целях обеспечения высокого уровня охраны окружающей среды и достижения устойчивого развития. Процедура проведения данной оценки предполагает определённую последовательность действий:

– постановка и обоснование целей планируемой деятельности и характеристика её связей с другими планами или программами;

– выявление и анализ альтернатив, в том числе рассмотрение варианта отказа от первоначального замысла;

– описание элементов окружающей среды, которые могут быть в значительной степени затронуты планом/программой или её альтернативными вариантами;

– характеристика видов воздействия на окружающую среду планируемой деятельности, а также её альтернатив, и оценка масштабов возможных экологических последствий, включая трансграничные;

– разработка мер по предотвращению, уменьшению или смягчению негативных экологических последствий, в том числе связанных со здоровьем населения, которые могут быть результатом осуществления плана/программы или её альтернативных вариантов;

– выбор предпочтительного варианта достижения поставленных целей;

– разработка программы мониторинга и управления, а также послепроектный анализ.

Очередной «виток» обоснования проблемы территориального перераспределения части стока Обь-Иртышского бассейна на юг в страны Центральной Азии на новой законодательно закреплённой методологической основе предполагает в обязательном порядке проведение стратегической экологической оценки.

Ценность переувлажнённых земель осознали во многих страна. В настоящее время в Беларуси осуществляется совместный германо-белорусский проект, нацеленный на спасение крупнейших и ценнейших болот, пойменных лугов и торфяных болот Европы в Полесской низменности. После Чернобыльской трагедии (1986 г.) в Беларуси начали осушать заболоченные земли в районе реки Припяти, с тем, чтобы превратить их в сельскохозяйственные угодья, взамен выбывших площадей, заражённых радиоактивностью. Уже очевидны последствия принятых мер: нарушен чрезвычайно важный в экологическом плане водный баланс; пострадало животноводство, для которого использовались заливные луга, исчезли многие виды флоры и фауны.

Водоотводные каналы, на строительство которых были затрачены большие силы и средства, приходят в упадок. Осушенные участки земли утрачивают своё плодородие, а позднее здесь придётся применять искусственное орошение. В долгосрочной перспективе это скажется и на климате. Стало ясно, что расширение площадей таким способом – бессмыслица как в экономическом, так и в экологическом плане. Прироста полезных площадей можно было добиться и другими путями. И сегодня, при поддержке Фонда имени Михаэля Отто, учёные работают над созданием здесь системы заповедных зон.

В Беларуси за последние годы обводнено 32 тыс. га, на Украине – 3 тыс. га. В России осуществляются пилотные проекты (в основном природоохранными организациями), например, в национальном парке Мещера во Владимирской области, которому досталось после его создания 15 тыс. га нарушенных торфяников. С 2003 по 2009 год было обводнено около 2 тыс. га. В высших эшелонах власти доминирует мнение, что болота надо восстанавливать в их исходном состоянии. Администрация Московской области приняла решение об обводнении старых торфяных разработок после пожаров в 2005 году. В 2010 году уже имелся проект ФЦП по обводнению торфяников.

Торфяные пожары аномально жаркого 2010 года показали, что горят не все торфяники, а лишь утратившие регуляторные функции – осушенные. Торф горел в Московской области, но в других областях (Владимирской, Кировской, Нижегородской, Тверской и др.) возгораний торфяников не наблюдалось, хотя и там бушевали сильные пожары. Объясняется это тем, что в названных областях осуществляется добыча торфа и предприятия имеют специальные службы по борьбе с загораниями и пожарами. Торфоразработчики вкладывают в противопожарные мероприятия до 20% капиталовложений.

Проблемой являются выработанные торфяники, брошенные во время кризиса 1990-х годов, которые являются основным объектом горения. Следует отметить, что в засушливые годы многие торфяники сами высыхают до пожароопасного состояния. Происходит это не только из-за отсутствия осадков. Высыханию способствует растительность – мощный дренажный насос и испаритель. В засушливое и обильное пожарами лето 2002 года в Калининградской области произошёл единственный крупный пожар – на неосушенном болоте. В этом же году в Смоленской области горел торф на естественных, неосушенных болотах.

Важно подчеркнуть, что торф обладает неприятным свойством: загоревшись – продолжать гореть даже зимой под снегом, вплоть до полного выгорания залежей. Так, например, очаги природных пожаров в Подмосковье ликвидировали подразделения МЧС и Минобороны, закачивая воду из мелеющей Оки и передавая её по 10 трубопроводам общей протяжённостью 300 км. Справиться с ситуацией удалось, однако весной 2011 г. торфяники ещё дымились.

Разведанные промышленные запасы торфа в Западной Сибири оцениваются в 100 млрд тонн, средняя мощность торфяных залежей составляет 3 м. В целях охраны водно-болотного комплекса в Сибири 11 участков природных территорий и акваторий постановлением Правительства РФ № 1050 от 13.09.1994 г. объявлены водно-болотными угодьями, имеющими международное значение, главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц. Это острова Обской губы и Карского моря, Верхнее Двуобье, Нижнее Двуобье, озёра Тоболо-Ишимской лесостепи, Чановская озёрная система и другие.

Торф – ценнейшее сырьё для многих отраслей промышленности и сельского хозяйства. Из него можно производить удобрения и кормовые дрожжи, строительные изоляционные материалы, химические товары и медикаменты. Торф используется для развития лесопаркового хозяйства, тепличных комплексов, цветоводства, озеленения городов; применяется для очистки питьевой и сточной воды. Торф в отличие от угля, нефти и газа является возобновляемым сырьём. То, что мы не можем использовать сегодня в силу недостаточности средств и людских ресурсов, сохраняет своё значение как экономический ресурс. Это наши будущие возможности.


Литература
1. Зелёный мир. - 2002. - № 11-12. -С. 10

2. Лужков Ю.М. Вода и мир. -М: ОАО «Московские учебники и картография». 2008. -С. 49, 108; Материалы международной конференции «Россия и Центральная Азия: проблемы воды и стратегия сотрудничества», 9-10 апреля 2003 г. Москва. – С. 3. Экологическое досье России. - 2003. - № 4. - С. 3

3. Коронкевич Н.И., Зайцева И.С. Водные ресурсы России на современном этапе // Использование и охрана природных ресурсов в России. Бюллетень (спецвыпуск). - 2003. - № 9 - 10. - С. 83 - 89

4. Вехи ХХI век. Серия «Мир и Россия между прошлым и будущим». - 2006. - Вып. 4 (янв.). С 11-16.

5. Павлов Д.С., Стриганова Б.Р., Букварёва Е.Н. Экологоцентрическая концепция природопользования / Вестник Российской академии наук. 2010, том 80, № 2. С. 131 - 140

27.02.2012






Проблемы использования водных ресурсов обь-иртышского бассейна
129.46kb.

13 09 2014
1 стр.


Приказ 28. 04. 2007 n 245 Об утверждении правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна в соответствии с частью 3 статьи 16 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-фз

ФЗ; "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" Собрание законодательства

1334.34kb.

15 10 2014
10 стр.


«Рациональное использование и охрана водных ресурсов Ульяновской области на 2012-2014 годы»

Программы Федерального агентства водных ресурсов и Правительства Ульяновской области

781.19kb.

25 12 2014
5 стр.


Отдел водных ресурсов

В ноябре 2010 года принято к рассмотрению 6 заявлений о предоставлении водных объектов в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование: ОАО «Водок

11.07kb.

11 10 2014
1 стр.


Переход республики казахстан к зеленой экономике

Другая отрасль, которая получит новый импульс к развитию в результате грамотной государственной политики, направленной на эффективность использования водных ресурсов, является рыбо

237.69kb.

14 12 2014
1 стр.


О запретных сроках на зимовальных ямах

Отдел государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Владимирской области сообщает о запретных сроках добычи водных биологических ресурсов на зимоваль

29.35kb.

25 09 2014
1 стр.


Проблемы охраны водного бассейна реки северная двина

Обсуждаются проблемы охраны водного бассейна реки Северная Двина, влия­ние на нее городских агломерацией (городов Архангельск, Новодвинск) и веду­щих предприятий Архангельской обла

188.03kb.

25 09 2014
1 стр.


Закон республики дагестан о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов на территории Республики Дагестан Принят Народным Собранием Республики Дагестан 26 января 2012 года

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов на территории Республики Дагестан

48.33kb.

15 09 2014
1 стр.