Правительство Российской Федерации
высшего профессионального образования
“___” __________ 200 г. “___” 200 г.
______________
“___” __________ 200 г.
Москва -200
I.Организационно-методический раздел
Программа разработана в рамках Инновационного образовательного проекта ГУ-ВШЭ. На рубеже ХХ – XXI веков инновации превратились в основную движущую силу развития мировой экономики. Масштабы и характер происходящих изменений свидетельствуют о том, что мы живем в эпоху информационно-технологической революции, охватывающей все области человеческой деятельности, в период формирования «новой экономики», основанной на знаниях. Темпы и качество экономического роста экономики промышленно развитых стран и мира в целом, крупных предприятий и малых фирм во всё возрастающей мере определяются эффективностью инновационной деятельности, результатами создания, внедрения, распространения и практического применения инновационных продуктов, услуг, технологий и связанных с ними знаний.
Современные исследования по теории инноваций и стратегическому менеджменту выявили тенденции к усилению роли знаний, конкуренции на основе знаний и инноваций, в экономическом развитии компаний, отраслей и национальных экономик, в изменении границ, трансформации и образовании новых рынков (включая рынки ноу-хау). В числе проявлений этой тенденции - возрастание роли науки и знаний в производстве и реализации товаров и услуг, в достижении рыночного успеха; увеличение наукоемкости продукции и применяемых технологий в большинстве отраслей; сокращение продолжительности инновационных процессов от момента возникновения идеи до ее коммерциализации, увеличение скорости и интенсивности процессов диффузии инноваций, рост значения знаний и компетенций в сфере управления инновациями. В условиях «новой экономики», глобализации и изменения границ рынков, инновационные процессы преодолевают границы специализированных исследовательских, бизнес - организаций, которые становятся элементами стратегических сетей с увеличивающимся и быстро меняющимся составом участников из разных отраслей. Критически важным условием обеспечения конкурентоспособности отдельных организаций и стратегических сетей становится эффективное стратегическое управление инновационными процессами, трансфертом знаний и технологий.
Стратегический менеджмент знаний и инноваций является новым перспективным направлением менеджмента, носящим в значительной мере междисциплинарный характер и бурно развивающимся с использованием достижений в менеджменте, экономике, социологии и психологии. Об этом свидетельствует рост числа публикаций, приоритетных исследовательских и консультационных проектов, а также учебных программ по данному направлению. Наблюдается растущий практический интерес к управлению знаниями и инновациями со стороны бизнес и консалтинговых компаний: растет число ноу-хау, управленческих экспериментов и эффективных практик. В то же время имеет место отставание российских компаний в этой области. Практический менеджмент, научные исследования и сфера образования по-прежнему замкнуты в рамках отдельных узко профильных дисциплин экономического, технического, социального или функционального характера. Вхождение России в Болонский процесс требует скорейшего преодоления этих барьеров и сокращения отставания.
Изменения, которые происходят в экономике и общественной жизни России, ее интеграция в мировую экономическую систему, требуют обучения менеджеров новым профессиональным знаниям и способностям. В первую очередь, важно развитие способности к стратегическому и инновационному мышлению, к восприятию, обмену и преобразованию знаний из различных областей и источников возникновения, к умению видеть перспективу и разрабатывать сценарии инновационного развития компании, устанавливать приоритеты, формировать проекты стратегического партнерства и разработки инноваций, претворять в жизнь инновационно-предпринимательские идеи, в том числе выдвинутые партнерами и пользователями.
1. Цели и задачи учебного курса
Курс Стратегического менеджмента знаний и инноваций является специальной дисциплиной подготовки магистров-менеджеров в рамках специализированных программ подготовки менеджеров-исследователей и практиков по проблемам Стратегического и корпоративного менеджмента и Менеджмента знаний, которые в соответствии со стандартами должны обладать
Стратегический менеджмент знаний и инноваций, по своей сути, имеет междисциплинарный характер, интегрируя, с одной стороны, области экономических, социальных, управленческих и технических знаний, с другой - компетенции в области теории знаний, организаций, стратегий, менеджмента, инноваций, трансферта технологий, производства, маркетинга и управления персоналом. Курс Стратегического менеджмента знаний и инноваций нацелен на преодоление барьеров, существующих в изучении и исследовании экономических и социальных аспектов инноваций, и на интеграцию соответствующих областей знаний и компетенций, усиление роли процессного менеджмента, включая вопросы организационных знаний, компетенций и рутин, эволюционных траекторий развития компаний, а также их взаимосвязи с экономическими, инновационными и технологическими проблемами стратегического управления. В него введены такие новые темы, как инновационные и практические сообщества, сетевые формы трансферта технологий и знаний, управление инновационными проектами применительно к модели открытых инноваций, социальные модели диффузии инноваций. Наиболее важными интеграционными задачами являются: согласование инновационных и бизнес-стратегий, разработка и реализация стратегических планов и проектов инновационного развития компаний, исследования новых рынков, создания принципиально новых видов продуктов и технологий, формирования эффективных цепочек и сетей создания ценности, ускорения трансферта знаний и диффузии инноваций, формирования новых организационных форм инновационной деятельности.
Интегрированный и междисциплинарный характер предъявляет особые требования к методике преподавания данной дисциплины и к базе знаний студентов. Студенты должны владеть неоклассическими экономическими теориями, концепциями по теории организации и теории фирмы, знать основы современного стратегического и инновационного менеджмента, владеть компьютером и уметь работать с профессиональной литературой на иностранных языках.
Достижение поставленной цели предопределяет акцент на самостоятельную исследовательскую работу студентов, их участие, в том числе в выполнении исследовательских проектов кафедры и факультета. В основе курса лежит ориентация на самостоятельную внеаудиторную работу студентов с научной литературой и выполнение исследовательских проектов, установочные лекции и научные семинары.
При подготовке данной программы и учебно-методического комплекса используются материалы и опыт проведения в 2004-2006 годах семинаров по Стратегическому менеджменту (проф. Ж..Коениг, Университет Париж-12 Валь-де Марн, ESA) и Стратегическому менеджменту технологий и инноваций (проф. Т.Дюран, ECP), которые осуществляются в рамках совместной программы «Стратегический менеджмент» подготовки магистров Университета Париж-12 Валь-де Марн, l’École Centrale de Paris и ГУ-ВШЭ.
II. Содержание курса
Тематический план учебного курса
№ п/п |
Наименование тем и разделов |
Всего (часов) |
Аудиторные занятия, (час) |
Самостоя тельная работа | |
в том числе | |||||
Лекции |
Семинары | ||||
1 |
Стратегическое управление развитием предприятий на основе знаний и инноваций |
10 |
2 |
|
8 |
2 |
Инновации, знания и стратегии: теоретические концепции |
14 |
4 |
|
10 |
3 |
Инновации и знания как источники конкурентных преимуществ и динамических способностей компании |
14 |
2 |
2 |
10 |
4 |
Инновации, технологии и стратегии: типология и взаимосвязи |
12 |
2 |
2 |
8 |
5 |
Модели инновационных процессов. Диффузия инноваций. Модели создания организационных знаний |
20 |
6 |
4 |
10 |
6 |
Инновационные программы и проекты |
10 |
2 |
|
8 |
7 |
Инвестиционный анализ инновационных проектов. Анализ и учёт рисков в управлении инновациями |
10 |
2 |
|
8 |
8 |
Организация инновационных процессов. Стимулирование трансферта технологий и знаний |
6 |
2 |
|
4 |
9 |
Инновационные организационные формы: стратегические сети, сообщества по трансферту и обмену знаниями |
8 |
2 |
|
6 |
|
Итого |
104 |
24 |
8 |
72 |
Тема 1. Стратегическое управление развитием организаций на основе знаний и инноваций
Инновации как основная движущая сила развития мировой экономики. Становление новой экономики и преобразующее влияние отрасли по производству знаний. Характер взаимосвязей между наукой, технологиями и экономическим ростом в новой экономике. Категории делового и устойчивого развития.
Стратегическая роль инноваций, технологий и знаний в развитии компаний. Стратегический и инновационный аспекты управления развитием организаций.
Понятия инновация, новшество, технология, знания. Источники, компоненты, категории и отличительные признаки инноваций. Продуктовые, процессные и производственные инновации. Инновации радикальные и приростные (совершенствования). Архитектурные и концептуальные инновации. Организационно-управленческие инновации, усиление их роли и значения.
Инновационные процессы и инновационная деятельность. Уровни управления инновационными процессами: внутрифирменный, корпоративный, сетевой, государственный. Понятие о национальной инновационной системе, её элементах и их взаимодействии.
Истоки теории инноваций. Волновая теория инноваций. Вклад В. Кондратьева, Г.Менша, К.Фримена. Концепция «креативного разрушения» Й.Шумпетера. Циклы инновационного развития. Связь типов инноваций с длительностью экономических циклов. Взаимовлияние инноваций в развитии промышленных секторов, транспорта, энергетики, науки и образования Положения и концепции современной теории инноватики. Жизненные циклы технологий. Технологии базисные и улучшающие, революционные и подрывные.
Эволюция управленческих подходов. Знания, инновации и стратегии – основные приоритеты современного менеджмента. Знания как стратегический актив организации.
Категории знания. Знания явные, кодифицируемые (explicit knowledge) и неявные (tacit knowledge). Знания и информация. Знания индивидуальные и организационные. Стратегические, операционные и специфические знания организации.
01 09 2014
3 стр.
25 12 2014
3 стр.
07 10 2014
3 стр.
08 10 2014
1 стр.
25 12 2014
1 стр.
05 09 2014
1 стр.
04 09 2014
1 стр.
23 09 2014
4 стр.