Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3

Правительство Российской Федерации


Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования


«Государственный университет - Высшая школа экономики»


Программа дисциплины


"Стратегический менеджмент знаний и инноваций"

для направления 080500.68 - Менеджмент

подготовки магистров
Авторы: Бек Н.Н., канд. экон. наук, доцент

Бек М.А., канд. техн. наук, доцент

Рекомендовано секцией УМС Одобрена на заседании

Секция "Менеджмент" кафедры Общего и стратегического
Председатель Филонович С.Р. менеджмента
Зав. Кафедрой Филинов Н.Б.

_________________ _____________

“___” __________ 200 г. “___” 200 г.




Утверждено УС факультета

Менеджмента

Ученый секретарь Балаева О.Н.

______________

“___” __________ 200 г.
Москва -200

I.Организационно-методический раздел

Программа разработана в рамках Инновационного образовательного проекта ГУ-ВШЭ. На рубеже ХХ – XXI веков инновации превратились в основную движущую силу развития мировой экономики. Масштабы и характер происходящих изменений свидетельствуют о том, что мы живем в эпоху информационно-технологической революции, охватывающей все области человеческой деятельности, в период формирования «новой экономики», основанной на знаниях. Темпы и качество экономического роста экономики промышленно развитых стран и мира в целом, крупных предприятий и малых фирм во всё возрастающей мере определяются эффективностью инновационной деятельности, результатами создания, внедрения, распространения и практического применения инновационных продуктов, услуг, технологий и связанных с ними знаний.

Современные исследования по теории инноваций и стратегическому менеджменту выявили тенденции к усилению роли знаний, конкуренции на основе знаний и инноваций, в экономическом развитии компаний, отраслей и национальных экономик, в изменении границ, трансформации и образовании новых рынков (включая рынки ноу-хау). В числе проявлений этой тенденции - возрастание роли науки и знаний в производстве и реализации товаров и услуг, в достижении рыночного успеха; увеличение наукоемкости продукции и применяемых технологий в большинстве отраслей; сокращение продолжительности инновационных процессов от момента возникновения идеи до ее коммерциализации, увеличение скорости и интенсивности процессов диффузии инноваций, рост значения знаний и компетенций в сфере управления инновациями. В условиях «новой экономики», глобализации и изменения границ рынков, инновационные процессы преодолевают границы специализированных исследовательских, бизнес - организаций, которые становятся элементами стратегических сетей с увеличивающимся и быстро меняющимся составом участников из разных отраслей. Критически важным условием обеспечения конкурентоспособности отдельных организаций и стратегических сетей становится эффективное стратегическое управление инновационными процессами, трансфертом знаний и технологий.

Стратегический менеджмент знаний и инноваций является новым перспективным направлением менеджмента, носящим в значительной мере междисциплинарный характер и бурно развивающимся с использованием достижений в менеджменте, экономике, социологии и психологии. Об этом свидетельствует рост числа публикаций, приоритетных исследовательских и консультационных проектов, а также учебных программ по данному направлению. Наблюдается растущий практический интерес к управлению знаниями и инновациями со стороны бизнес и консалтинговых компаний: растет число ноу-хау, управленческих экспериментов и эффективных практик. В то же время имеет место отставание российских компаний в этой области. Практический менеджмент, научные исследования и сфера образования по-прежнему замкнуты в рамках отдельных узко профильных дисциплин экономического, технического, социального или функционального характера. Вхождение России в Болонский процесс требует скорейшего преодоления этих барьеров и сокращения отставания.

Изменения, которые происходят в экономике и общественной жизни России, ее интеграция в мировую экономическую систему, требуют обучения менеджеров новым профессиональным знаниям и способностям. В первую очередь, важно развитие способности к стратегическому и инновационному мышлению, к восприятию, обмену и преобразованию знаний из различных областей и источников возникновения, к умению видеть перспективу и разрабатывать сценарии инновационного развития компании, устанавливать приоритеты, формировать проекты стратегического партнерства и разработки инноваций, претворять в жизнь инновационно-предпринимательские идеи, в том числе выдвинутые партнерами и пользователями.
1. Цели и задачи учебного курса

Курс Стратегического менеджмента знаний и инноваций является специальной дисциплиной подготовки магистров-менеджеров в рамках специализированных программ подготовки менеджеров-исследователей и практиков по проблемам Стратегического и корпоративного менеджмента и Менеджмента знаний, которые в соответствии со стандартами должны обладать



  • теоретическими знаниями и профессиональными навыками высшей квалификации;

  • способностями к исследовательской и управленческой деятельности в организациях бизнеса и консалтинга

  • компетенциями, основанными на аккумулировании и творческом использовании передового опыта.

Основная цель курса - расширение теоретической базы междисциплинарных знаний и формирование навыков практического применения современных междисциплинарных подходов к исследованию и решению проблем стратегического управления инновационными процессами во взаимосвязи с созданием и использованием необходимой для этого базы знаний в организациях, с развитием национальной инновационной системы.

Основные задачи курса:

  • изучение современных тенденций и актуальных проблем в области стратегического управления инновационным развитием компаний в условиях взаимодействия секторов новой и традиционной экономики, ускоренных темпов обновления и усложнения технологий и продуктов, возрастания роли организационных знаний и управленческих инноваций.

  • изучение концепций и моделей теории стратегий, теории инноватики и менеджмента знаний

  • освоение подходов, интегрирующих положения, которые составляют концептуальную основу теории стратегий, инноватики, знаний и трансферта технологий, эволюционной и ресурсной теорий фирмы и их эволюции.

  • развитие способностей студентов к творческому, системному и стратегическому мышлению

  • формирование у студентов аналитических компетенций, позволяющих активно и творчески участвовать в разработке и практическом применении современных подходов, методов и моделей стратегического и инновационного менеджмента

  • приобретение знаний и навыков, необходимых для постановки и практического решения актуальных задач стратегического управления инновационным развитием организаций

  • освоение новых организационных форм и управленческих практик в области стратегического управления инновациями, формирования базы организационных знаний и трансферта технологий.

Курс даёт основы знаний классических и современных концепций теории стратегии и управления знаниями и, на этой основе, обеспечивает решение предусмотренных инновационной образовательной программой основных задач выработки у выпускников стратегического мышления и способности управлять инновационным развитием организаций в условиях высоких темпов изменений.
2. Методическая база учебного курса

Стратегический менеджмент знаний и инноваций, по своей сути, имеет междисциплинарный характер, интегрируя, с одной стороны, области экономических, социальных, управленческих и технических знаний, с другой - компетенции в области теории знаний, организаций, стратегий, менеджмента, инноваций, трансферта технологий, производства, маркетинга и управления персоналом. Курс Стратегического менеджмента знаний и инноваций нацелен на преодоление барьеров, существующих в изучении и исследовании экономических и социальных аспектов инноваций, и на интеграцию соответствующих областей знаний и компетенций, усиление роли процессного менеджмента, включая вопросы организационных знаний, компетенций и рутин, эволюционных траекторий развития компаний, а также их взаимосвязи с экономическими, инновационными и технологическими проблемами стратегического управления. В него введены такие новые темы, как инновационные и практические сообщества, сетевые формы трансферта технологий и знаний, управление инновационными проектами применительно к модели открытых инноваций, социальные модели диффузии инноваций. Наиболее важными интеграционными задачами являются: согласование инновационных и бизнес-стратегий, разработка и реализация стратегических планов и проектов инновационного развития компаний, исследования новых рынков, создания принципиально новых видов продуктов и технологий, формирования эффективных цепочек и сетей создания ценности, ускорения трансферта знаний и диффузии инноваций, формирования новых организационных форм инновационной деятельности.

Интегрированный и междисциплинарный характер предъявляет особые требования к методике преподавания данной дисциплины и к базе знаний студентов. Студенты должны владеть неоклассическими экономическими теориями, концепциями по теории организации и теории фирмы, знать основы современного стратегического и инновационного менеджмента, владеть компьютером и уметь работать с профессиональной литературой на иностранных языках.

Достижение поставленной цели предопределяет акцент на самостоятельную исследовательскую работу студентов, их участие, в том числе в выполнении исследовательских проектов кафедры и факультета. В основе курса лежит ориентация на самостоятельную внеаудиторную работу студентов с научной литературой и выполнение исследовательских проектов, установочные лекции и научные семинары.

При подготовке данной программы и учебно-методического комплекса используются материалы и опыт проведения в 2004-2006 годах семинаров по Стратегическому менеджменту (проф. Ж..Коениг, Университет Париж-12 Валь-де Марн, ESA) и Стратегическому менеджменту технологий и инноваций (проф. Т.Дюран, ECP), которые осуществляются в рамках совместной программы «Стратегический менеджмент» подготовки магистров Университета Париж-12 Валь-де Марн, l’École Centrale de Paris и ГУ-ВШЭ.

II. Содержание курса

Тематический план учебного курса




№ п/п



Наименование тем и разделов

Всего (часов)

Аудиторные занятия, (час)

Самостоя тельная работа

в том числе

Лекции

Семинары

1

Стратегическое управление развитием предприятий на основе знаний и инноваций

10

2




8

2

Инновации, знания и стратегии: теоретические концепции

14

4




10

3

Инновации и знания как источники конкурентных преимуществ и динамических способностей компании

14

2

2

10

4

Инновации, технологии и стратегии: типология и взаимосвязи

12

2

2

8

5

Модели инновационных процессов. Диффузия инноваций. Модели создания организационных знаний

20

6

4

10

6

Инновационные программы и проекты

10

2




8

7

Инвестиционный анализ инновационных проектов. Анализ и учёт рисков в управлении инновациями

10

2




8

8

Организация инновационных процессов. Стимулирование трансферта технологий и знаний

6

2




4

9

Инновационные организационные формы: стратегические сети, сообщества по трансферту и обмену знаниями

8

2




6

 

Итого

104

24

8

72




  1. Бек Н.Н., Бек М.А. Стратегический менеджмент знаний и инноваций. Методические материалы. М. ГУ-ВШЭ, 2007 ч.1-3

  2. The Oxford handbook of innovation (2005) / Ed. by Fagerberg J. и др.  Oxford University Press,

  3. Чесборо Генри. Открытые инновации. Пер. с англ., М.: Поколение, 2007

  4. Кристенсен К.М. Дилемма инноватора. Как из-за новых технологий погибают сильные компании. Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004

  5. Hippel, Eric von. (2005). Democratizing Innovation. The MIT Press. Cambridge, Massachusetts.

  6. Нонака И., Такеучи Х. Компания-создатель знания. Пер с англ. М.: Олимп-бизнес, 2003

  7. Катькало В.С. Эволюция теории стратегического управления. С-Пб. ИД С.-Петербургского Государственного университета, 2006.

  8. Д. Дж. Тис, Г. Пизано и Э. Шуен. «Динамические способности фирмы и стратегическое управление». Вестник Санкт-Петербургского университета,2003, сер. 8, вып. 4 (№32)

  9. Г. Хамел и К. Прахалад. Конкурируя за будущее. Пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес,2002

  10. Г. Хамел, К. Прахалад, Г. Томас, Д. О, Нил. Стратегическая гибкость. Пер. с англ. С-Пб.: Питер, 2005

Формы контроля

Текущий контроль - в ходе дискуссии на научных семинарах, выполнения аудиторных и домашних заданий и их устной презентации.

Итоговый контроль знаний - в форме экзаменационной работы, которая включает теоретические вопросы домашнего задания.

Итоговая оценка знаний и полученных навыков является обобщением результатов (в десятибалльной системе) выполненных студентом заданий, их презентации и защиты. Относительная важность отдельных видов оценки знаний: анализ теоретических концепций – 25%; тесты по тематике семинаров –20%; экзамен - 40%; творческий подход и активность ведения дискуссий на семинарах 15%. При невыполнении текущих заданий, включая домашнюю работу (или непредставлении их в установленный срок без уважительной причины), а также при неудовлетворительной оценке по результатам текущего контроля итоговая оценка студента - неудовлетворительно.
Домашняя работа: Анализ концепции динамических способностей: роль и место в стратегическом управлении знаниями и инновациями

Содержание программы

Тема 1. Стратегическое управление развитием организаций на основе знаний и инноваций

Инновации как основная движущая сила развития мировой экономики. Становление новой экономики и преобразующее влияние отрасли по производству знаний. Характер взаимосвязей между наукой, технологиями и экономическим ростом в новой экономике. Категории делового и устойчивого развития.

Стратегическая роль инноваций, технологий и знаний в развитии компаний. Стратегический и инновационный аспекты управления развитием организаций.

Понятия инновация, новшество, технология, знания. Источники, компоненты, категории и отличительные признаки инноваций. Продуктовые, процессные и производственные инновации. Инновации радикальные и приростные (совершенствования). Архитектурные и концептуальные инновации. Организационно-управленческие инновации, усиление их роли и значения.

Инновационные процессы и инновационная деятельность. Уровни управления инновационными процессами: внутрифирменный, корпоративный, сетевой, государственный. Понятие о национальной инновационной системе, её элементах и их взаимодействии.



Основная литература

  1. Бек Н.Н., Бек М.А. Стратегический менеджмент знаний и инноваций. Методические материалы. М. ГУ-ВШЭ, 2007 ч.1

  2. The Oxford handbook of innovation (2005) / Ed. by Fagerberg J. и др.  Oxford University Press,

  3. Hippel, Eric von. (2005). Democratizing Innovation. The MIT Press. Cambridge, Massachusetts

  4. Иванова Н.И. Национальные инновационные системы / М.: Наука, 2002


Дополнительная литература и литература для самостоятельного изучения по теме

    1. Drucker P. The Discipline of Innovation // Harvard Business Review. 2002 aug.

    2. Joe Tidd, John Bessant, Keith Pavitt (1997), Managing Innovation. Integrating Technological, Market and Organizational Change. - Chichester: John Wiley & Sons

    3. Ансофф И. Стратегическое управление. Пер. с англ. М.: Экономика, 1989 с.79-83, с.146-180

    4. Аньшин В.М., Дагаев А.А. и др.  Инновационный менеджмент. Учебное пособие М. Дело, 2003

    5. Баркер А. Алхимия инноваций. Пер. с англ. М.: Вершина, 2003

    6. Г.Хамел, К.Прахалад, Г. Томас, Д.О, Нил. Стратегическая гибкость. Пер. с англ. С-Пб.: Питер, 2005

    7. Друкер П. Ф. Инновации и предпринимательство. М.: 1992

    8. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. Пер. с англ. М.: ГУ ВШЭ, 2000.

    9. Келле В.Ж. Инновационная система России: формирование и функционирование. М. : Едиториал УРСС, 2003

    10. Тофлер Э. Метаморфозы власти. Пер. с англ. М.: Аст, 2004

    11. Тофлер Э. Третья волна. Пер. с англ. М.: Аст, 2004

    12. Тофлер Э. Шок будущего. Третья волна. Пер. с англ. М.: Аст, 2004

    13. Фонотов А.Г. Россия: от мобилизационного общества к инновационному. М.: Наука,1993

    14. Янсен Ф. Эпоха инноваций. Пер. с англ. М.: Инфра-М,2002

Тема 2. Инновации, знания и стратегии: теоретические концепции

Истоки теории инноваций. Волновая теория инноваций. Вклад В. Кондратьева, Г.Менша, К.Фримена. Концепция «креативного разрушения» Й.Шумпетера. Циклы инновационного развития. Связь типов инноваций с длительностью экономических циклов. Взаимовлияние инноваций в развитии промышленных секторов, транспорта, энергетики, науки и образования Положения и концепции современной теории инноватики. Жизненные циклы технологий. Технологии базисные и улучшающие, революционные и подрывные.

Эволюция управленческих подходов. Знания, инновации и стратегии – основные приоритеты современного менеджмента. Знания как стратегический актив организации.

Категории знания. Знания явные, кодифицируемые (explicit knowledge) и неявные (tacit knowledge). Знания и информация. Знания индивидуальные и организационные. Стратегические, операционные и специфические знания организации.



Истоки и эволюция теории и практики стратегического менеджмента инноваций. Эволюция концептуальных положений по стратегическому управлению инновациями и знанием: классическая школа; подходы к теории стратегии, вытекающие из эволюционной, ресурсной и основанной на знании теорий фирмы; концепция парадоксального подхода к стратегическому управлению, школа партнерских отношений. Концепции управления инновациями в экономике знаний и сетевую эпоху. Новые междисциплинарные подходы к теориям инноваций и стратегий. Интеграционные области стратегического, инновационного, технологического менеджмента и менеджмента знаний. Взаимосвязь с другими областями менеджмента.

Основная литература

  1. Бек Н.Н., Бек М.А. Стратегический менеджмент знаний и инноваций. Методические материалы. М. ГУ-ВШЭ, 2007 ч.1.

  2. The Oxford handbook of innovation (2005) / Ed. by Fagerberg J. и др.  Oxford University Press,

  3. Катькало В.С. Эволюция теории стратегического управления. С-Пб. ИД С.-Петербургского Государственного университета, 2006.

  4. Нонака И., Такеучи Х. Компания-создатель знания. Пер с англ. М.: Олимп-бизнес, 2003

  5. Тис Д.Дж., Пизано Г., Шуен Э. Динамические способности фирмы и стратегическое управление. Вестник Санкт-Петербургского Университета, 2003, вып 4

  6. Чесборо Генри. Открытые инновации. Пер. с англ., М.: Поколение, 2007

  7. Hippel, Eric von. (2005). Democratizing Innovation. The MIT Press. Cambridge, Massachusetts

  8. de Wit B., Meyer R. Strategy: Process, Content, Context an International Perspective. (2004). London: International Thomson Business Press


Дополнительная литература и литература для самостоятельного изучения по теме

    1. Clark J. Managing Innovation and Change. People, Technology and Strategy. SAGE Publications, 1995

    2. Eisenhardt K. M., Santos F. M., (2000). Knowledge-based view: A new Theory of Strategy? Handbook of strategy and management, Sage publications

    3. Freeman, Chris and Soete, Luc. The Economics of Industrial Innovation, (3rd Ed), Pinter, London, 1997

    4. Grant, R.M.1996, Toward a knowledge-based theory of the firm, Strategic Management Journal, vol 17:109-122

    5. Gulati, R. 1998. Alliances and networks. Strategic Management Journal, 19(4): 293-317.

    6. Tidd J, Bessant J, Pavitt K (1997), Managing Innovation. Integrating Technological, Market and Organizational Change. - Chichester: John Wiley & Sons

    7. Г.Хамел, К.Прахалад, Г. Томас, Д.О, Нил. Стратегическая гибкость. Пер. с англ. С-Пб.: Питер, 2005

    8. Грант Р. М. Ресурсная теория конкурентных преимуществ: практические выводы для формулирования стратегии. Вестник С-Пб Университета, 2003 г. Вып. 3 C. 47–75

    9. Иванова Н.И. Инновационная сфера: итоги столетия. Ж. Мировая экономика и международные отношения, 2001, № 8.

    10. Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. М.: Экономика, 1989.

    11. Шумпетер Й. Теория экономического развития. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1982.


следующая страница>


Программа дисциплины " Стратегический менеджмент знаний и инноваций " для направления 080500. 68 Менеджмент подготовки магистров

Секция "Менеджмент" кафедры Общего и стратегического Председатель Филонович С. Р. менеджмента Зав. Кафедрой Филинов Н. Б

393.01kb.

01 09 2014
3 стр.


Программа дисциплины «Теория организации и организационное поведение»

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направлений подготовки 080500. 62 «Менеджмент», 080200. 62 "Менеджмент"

520.24kb.

25 12 2014
3 стр.


Программа дисциплины Научные исследования в менеджменте для направления 080500. 62 «Менеджмент» подготовки бакалавра

Охватывает обе части работы

353.77kb.

07 10 2014
3 стр.


Рабочая программа дисциплины Корпоративный менеджмент Направление подготовки 080200 Менеджмент Профиль подготовки

Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины по выбору профессионального цикла ( В. Дв. 1) студентам очной и заочной формы обучения по направлению подготовки 080200.

203.65kb.

08 10 2014
1 стр.


Программа дисциплины Развитие личностных компетенций для направления 080200. 68 Менеджмент подготовки магистра

Программа предназначена для преподавателей, ведущих курс «Развитие личностных компетенций», учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200. 68 "Менеджмент", обучающи

184.16kb.

25 12 2014
1 стр.


Программа дисциплины Концепции современного естествознания для направления 080500. 62 «Менеджмент» подготовки бакалавра

Курса не только современные концепции, но и те, что составляют их основу или не устарели в науке. Выбор концепций и последовательность их разбора предопределены основополагающим зн

158.22kb.

05 09 2014
1 стр.


Рабочая программа дисциплины Государственное и муниципальное управление Направление подготовки 080200 Менеджмент

Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части профессионального цикла ( В. Од. 8) студентам очной и заочной формы обучения по направлению подготовки

273.23kb.

04 09 2014
1 стр.


Программа дисциплины Философия для направления 080500. 62 менеджмент подготовки бакалавра

Каждая тема программы сопровождается контрольными вопросами и заданиями. Подбор этих вопросов исходит из того, что главная цель философского образования состоит в том, чтобы побужд

359.8kb.

23 09 2014
4 стр.