Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины "Культуры потребления"

для подготовки бакалавра

по направлению 040100.62 «Социология» и по направлению 040200.62 «Социология»







  1. Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100.62 «Социология» подготовки бакалавра и по направлению подготовки бакалавра 040200.62 «Социология», изучающих дисциплину «Культуры потребления».

Программа разработана в соответствии с:


  • ОС НИУ ВШЭ по направлению подготовки бакалавра 040100.62 «Социология» https://www.hse.ru/data/2012/07/26/1257346946/standart-040100-62.pdf (для 2 курса);

  • ФГОС по направлению подготовки бакалавра 040200.62 «Социология» (для 4 курса); https://www.hse.ru/org/spb/umuspb/curriculum

  • Образовательной программой НИУ ВШЭ по направлению подготовки бакалавра 040100.62 «Социология» и по направлению подготовки бакалавра 040200.62 «Социология»;

  • Рабочим учебным планом университета по направлению 040100.62 «Социология» подготовки бакалавра и по направлению подготовки бакалавра 040200.62 «Социология».
  1. Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Культуры потребления» являются:

знакомство с методами эмпирического исселдования повседневной жизни и практик потребления в городской российской культуре,

изучение различных подходов к исследованию потребления в социологии и смежных дисциплинах,

развитие социологического воображения и навыков постановки исследовательских задач и их реализации на практике.




  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать:

    основные направления исследований в рамках современной социологии и антроплогии потребления;

    особенности различных методологических подходов к исследованиям потребления;

    основные подходы к определению потребления и его роли в жизни общества;

    различные модели организации потребления (капиталистическая, социалистическая, традиционная, транзитная и др.)

    функции практик потребления в формировании социальной структуры, социальную сущность потребления;





  • Уметь:

    анализировать теоретические источники, сопоставлять различные подходы к анализу практик потребления в социологии и антропологии;

    самостоятельно сформулировать тему эмпирического исследования в сфере социологии потребления;

    провести наблюдение за эмпирическим объектом, выбранным в соотстветствии со сформулированной ранее темой исследования;

    работать с литературой и подготовить презентацию по одной из основных тем данной дисциплины;

    написать аналитическое эссе.





  • Иметь навыки (приобрести опыт)

сбора эмпирических данных

анализа теоретических источников


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:


Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способность к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения

ОК-1


Студент дает определения основным понятиям курса, воспроизводит основные положения социологических подходов к изучению экономики и хозяйственной деятельности агентов

Лекция, анализ литературы на семинарах, выполнение домашних заданий,

контрольной работы, написание эссе



Умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь

ОК-2

Студент умеет обобщить и воспроизвести прочитанный материал, оценить его, высказать/написать свою точку зрения, предлагает свою трактовку, интерпретацию.

Выступления на семинарах, выполнение домашних заданий, контрольной работы, написание эссе

Готовность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе

ОК-3

Студент демонстрирует умение вести диалог с одногруппниками, распределять функции и выполнять задание

Групповая работа на занятиях

Стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации

ОК-6

Студент дает определения основных понятий курса, использует новую терминологию, распознает различные теоретические подходы к пониманию культур потреблений, высказывает свою точку зрения

Лекции, чтение материалов к семинару, выполнение домашних заданий, контрольной работы, написание эссе

Умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков

ОК-7

Студент исправляет свои работы, рефлексирует свой опыт

Групповая работа, работа над ошибками

Способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы

ОК-10

Студент применяет способы анализа и интерпретирует предложенные материалы о современном состоянии экономики и ее взаимодействии с обществом

Семинарские занятия, работа в группах, домашние задания, контрольная работа, написание эссе

Владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией

ОК-13

Студент владеет способами поиска и переработки информации, что проявляется в форме составления списка источников и материалов, презентации результатов чтения и анализа

Семинарские занятия, домашние задания, контрольная работа, написание эссе

Способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях

ОК-14

Студент демонстрирует умение находить материалы в сети Интернет

Семинарские занятия, домашние задания, контрольная работа, написание эссе

Владение иностранным языком на уровне, достаточном для разговорного общения, а также для поиска и анализа иностранных источников информации

ОК-15

Студент владеет английским языком, достаточным для чтения текстов к семинарским занятиям и работы с литературой на англ.языке при написании эссе

Семинарские занятия, контрольная работа, написание эссе

Способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования

ПК-1

Студент применяет полученные знания о теоретических подходах к социологическому исследованию экономической сферы, экономических процессов, структур и агентов при выполнении заданий

Лекции, семинарские занятия, домашние задания, контрольная работа, написание эссе

Способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий

ПК-2

Студент демонстрирует владение методами социологического исследования в ходе анализа социально-экономических явлений (например, при эмпирическом анализе выбранного рынка в г. Санкт-Петербурге)


Домашние задания, контрольная работа, написание эссе

Умение использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп

ПК-5

Студент интерпретирует предложенные материалы для анализа (результаты наблюдений, данные интервью)

Лекции, семинарские занятия, домашние занятия, контрольная работа,

Умение обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций

ПК-8

Студент демонстриует умение работать/ с теоретическими и эмпирическими материалами.


Работа на семинарах, выполнение домашних заданий, контрольной работы, написание эссе

Способность использовать базовые теоретические знания, практические навыки и умения для участия в научных и научно-прикладных исследованиях, аналитической и консалтинговой деятельности

ПК-10

Студент владеет материалом и применяет полученные знания основных социологических теорий для выполнения заданий

Лекции, участие в семинарских занятиях, выполнение домашних заданий, контрольной работы, написание эссе
  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к циклу ФТД.00 Факультативы для студентов 2 курса и дисциплиной по выбору (Б.2.В.1) для 4 курса



Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • Социология

  • Социология потребления



Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • Экономическая социология

  • Социология искусства


  1. Тематический план учебной дисциплины







Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Дисциплина «Культуры потребления»: социологические, антропологические и экономические элементы

16

2

2

-

14

2

Семиотика культуры, значение вещей и организация повседневности

24

4

4

-

16

3

Советская и постсоветская культуры потребления: преемственность, влияние, историческая трансформация

26

4

4

-

18

4

Социология культурного производства и потребления и экономика культуры

22

4

4

-

14

5

Актуальные социальные проблемы через призму социологии потребления

18

2

2

-

14




Итого:

108

16

16

-

76
  1. Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

2 курс

4 курс

Параметры

1

2

3

4

1

2

3

4

Текущий

Эссе










*













В письменной форме, 1500 слов




Контрольная работа













*










В письменной форме, 90 мин

Итоговый

Зачет











*

*










В устной форме, 90 мин



    1. Критерии оценки знаний, навыков

    1. Критерии выставления оценки за текущий контроль


В качестве основной формы текущего контроля является оценка участия студентов (их активность) в работе на семинарских занятиях и в выполнении письменных заданий (эссе для студентов 2 курса, контрольная работа для студентов 4 курса).

Оценка ставится в зависимости от того, насколько студент демонстрирует:



    - знание различных теорий потребления и различных методологических подходов к анализу практик потребления;

    - умение использовать изученные теории для анализа эмпирического материала;

    - знание методов исследования эмпирически наблюдаемых проявлений культуры потребления;

    - умение самостоятельно спланировать и осуществить эмпирическое исследование на заданную тему;

    - умение самостоятельно сформулировать тему эмпирического исследования в рамках изучения культур потребления;

    - умение анализировать теоретические источники, сопоставлять различные подходы к анализу экономических явлений в рамках экономической социологии;





Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

    1. Критерии выставления оценки за промежуточный и итоговый контроль


Критерии оценки за участие в семинарах/дискуссиях:

1. Присутствие в классе и активное участие в обсуждении.

2. Демонстрация знания содержания прочитанных текстов из списка обязательного чтения, а также регулярное чтение дополнительных источников

3. Демонстрация способности формулировать собственное мнение и оценку на основании прочитанных источников, критическое осмысление материала

4. Формулирование высказывание в соответствии с общей логикой дискуссии, умение развивать мысль предыдущих ораторов или полемизировать с ними

5. Взаимоуважение и соблюдение этики академической дискуссии.


Критерии для оценивания эссе и контрольной работы:

1. Наличие в тексте четкого тезиса и аргументов, логической структуры

2. Тематика эссе должна соответствовать тематике курса (в случае свободного выбора темы).

3. Текст должен включать элемент собственного эмпирического исследования, привлекать материалы интервью и наблюдений

4. Работа должна опираться на теоретические знания, полученные в ходе курса, в частности, источники, приведенные в списке литературы

5. Работа должна содержать элемент авторской рефлексии, собственную позицию автора, обоснованную и сформулированную в соотвествии с требованиями академического письма




    1. Порядок формирования оценок по дисциплине

Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях: оценивает активность в дискуссиях, качество презентации результатов выполнения полевых заданий, готовность к занятиям (чтение текстов, подготовка и презентация по текстам).

Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная.

Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: выполнение полевых заданий.

Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа.

Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:


Онакопленная = 0,4· Отекущий + 0,3·Осам.р. + 0,3·Оаудиторная, где

Отекущий = Оэссе (для 2 курса)

Отекущий = Ок/р (для 4 курса)

Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете:


Орезультирующая = 0,4·Озачет +0,6 Онакопленная
Способ округления оценки: арифметический
  1. Содержание дисциплины


Раздел 1. Дисциплина «Культуры потребления»: социологические, антропологические и экономические элементы
Лекция 1. Введение в дисциплину.

Культура(-ы) потребления: основы анализа. Культура потребления через призму различных научных дисциплин: экономическая антропология, семиотика, культурология, социология. Кросскультурный анализ. Культурологическая теория товара. Ритуал.

Потребление, потребитель, культура потребления («Анналы», Н.Элиас, В.Беньямин, М.Дуглас и Б.Ишервуд, М.Физерстоун). Становление общества потребления: эпоха Просвещения, Модерн, кризис индустриального общества. Рыночные отношения и общество потребления. Свобода потребителя. Послевоенная Америка: «Республика Потребления» Л.Коэн. Маркетинговая революция. Социология потребления и смежные дисциплины: экономическая и социологическая интерпретация потребления, меркетинг.

Семинар 1. Исследование культур потребления

Основная литература для обсуждения на семинаре:

Ильин В. Введение // Ильин В. Поведение потребителей. Сыктывкар, 1999.

Джеймисон Ф. Постмодернизм и общество потребления // Логос. 2000. N4.

Бурстин Д. Сообщества потребления // THESIS, 1993, № 3.


Дополнительная литература к семинару

Софронов-Антомони В., Производство теории потребления// Знание-сила, №7, 2002.

Левинсон Алексей, У них и у нас// Знание-сила, №7, 2002.

Левада Юрий, Знакомое «новое корыто» // Знание-сила, №7, 2002.



Раздел 2. Семиотика культуры, значение вещей и организация повседневности

Лекция 1. Семиотический подход к исследованиям культуры и потребления

Ч.С. Пирс, Ф. Де Соссюр. Семиозис. Знаковость повседневной культуры. Потребление и знаки в традиционной и современной культуре. Р. Барт о моде. Пустой знак. Ж. Бодрийяр о симулякре. Социальные ритуалы потребления. Драматургический подход



Семинар 1. Знаки в современной культуре

Основная литература для обсуждения на семинаре:

Лотман М.Ю. Статьи по семиотике культуры и искусства. Санкт-Петербург: Академический проект, 2002

Барт Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры. - Пер. с фр., вступ. ст. и сост. С.Н. Зенкина. - М.: Издательство им. Сабашниковых, 2003.

Дополнительная литература к семинару

Фокс, Кейт. «Наблюдая за англичанами». Глава о культуре пабов.

Общественная баня как пример института досуга. https://www.ethnonet.ru/ru/print/pub/0304-04.html

Ечевская О.Г.Наручные часы: время и социальная идентичность после модерна // Журнал социологии и социальной антропологии. 2007. Т. 10. Спецвыпуск. С. 96-107. https://sites.google.com/site/echevskaya/home/papers/echevskaya_jssa.pdf?attredirects=0&d;=1

Вайнштейн О. Семиотика Шанель №5 https://ec-dejavu.ru/c/Chanel_5.html

https://www.ethnonet.ru/ru/print/pub/0304-01.html

Лекция 2. Идентичность и шопинг.

Появление современных форм торговли: «Аркады», «Бон Марше», универсальные магазины, супермаркеты, торговые центры (Беньямин, Сеннетт, Госс). Шоппинг, идентичность, социальные и семейные связи. (Вудвард, Миллер). Супермаркеты, бренды, потребление как стиль жизни. Создание своего «я» с помощью товаров. Свободный потребитель. Креативный потребитель. Де Серто.

Фильмы – «Заметки об одежде и городах» Вима Вендерса + «Mallrats».
Семинар 2. Покупки и повседневность

Основная литература для обсуждения на семинаре:

Корриган П. Магазины и покупки: появление универсальных магазинов // Corrigan P. The sociology of consumption

Качалов И. Успех в рознице: три взгляда с трех сторон. Взгляд 1: как ведет себя покупатель в магазине //  Практический маркетинг.  2003. №8

Желнина А. «Здесь как музей»: торговый центр как пубичное пространство// Laboratorium. Журнал социальных исследований, 2011. № 2. C. 48—69.

Михайлова О. И. , Гурова О. Ю. Потребитель в молле: между свободой выбора и стратегиями ограничения потребительского поведения

https://ecsoc.hse.ru/data/970/588/1234/ecsoc_t10_n3.pdf#page=41

Практическое занятие. Наблюдение в торговом центре и на рынке. Подслушивание и наблюдение в супермаркете. Сравнительный анализ разных форм организации торговли.

Раздел 3. Советская и постсоветская культуры потребления: преемственность, влияние, историческая трансформация

Лекция 1. Советский стиль потребления.

Советский подход к организации потребления. Общество дефицита. Советская система распределения. Подпольный рынок, фарцовщики. Культура «совка» и ее восприятие сегодня. Особенности перехода к обществу потребления. Задание. Интервью с представителями «старшего поколения»: магазины, покупки и вещи в советское время и сейчас.


Семинар 1. Модели потребелния в советскую эпоху

Основная литература для обсуждения на семинаре:

Герасимова Е., Чуйкина С. Общество ремонта // «Неприкосновенный запас» 2004, №2(34)

Гурова О. Продолжительность жизни вещей в советском обществе: заметки по социологии нижнего белья // «Неприкосновенный запас» 2004, №2(34)

Журавлев С., Ю.Гронов. Власть моды и советская власть: история противостояния// историк и художник, 4(10), 2006



Дополнительная литература к семинару

Бледнова Л.Г., Ушакин С.А. Джеймс Бонд как Павка Корчагин // Социологические исследования. 1997.  № 12. С. 16-23. https://ecsocman.hse.ru/data/945/833/1231/004.USHAKIN.pdf

Ушакин С.А. Количественный стиль: потребление в условиях символического дефицита // Социологический журнал. 1999.  № 3/4. С. 187-214.   https://www.nir.ru/sj/sj/sj3-4-99ush.html

Лекция 2. Постсоциалистическая трансформация и изменение культуры потребления.

Постсоциализм: история понятия, эмпирические реалии, исследовательская практика. Постсоциалистические трансформации в Петербурге. Изменения культуры потребления в 1990-х и 2000-х годах. “Революция ларьков”. Включение России в глобальную культуру потребления. Новые паттерны и модели потребления.



Семинар 2. Практическое занятие.

Представление интервью и совместный анализ интервью



Дополнительное чтение к семинару:

Тихомирова А. Советское в постсоветском: размышления о гибридности современной российской культуры потребления одежды. https://magazines.russ.ru/nz/2007/54/ti10-pr.html

Рудова Л. Гламур и постсоветский человек https://magazines.russ.ru/nz/2009/6/ru17.html
Раздел 4. Социология культурного производства и потребления и экономика культуры

Лекция 1. Культурное потребление, потребление культуры: взгляд социолога, экономиста, искусствоведа.

Культурный продукт и культурное производство. Специфика культурного производства как области экономики, ограничения экономических подходов. Потребление культуры как центральная практика постиндустриальной экономики.



Семинар 1. Методологические подходы к изучению культурного потребления

Основная литература для обсуждения на семинаре:

Лукша П. Экономика культуры - штрихи к науке нового века https://magazines.russ.ru/nz/2003/6/l9.html

Бикбов А. Рынки культуры как рынки вкуса и признания «Неприкосновенный запас» 2004, №1(33) https://magazines.russ.ru/nz/2004/1/bi9-pr.html

Автономов Ю. Социология и экономика культуры – война правой руки с левой? https://magazines.russ.ru/nz/2004/1/avt10.html

 

Лекция 2. Творческие индустрии и креативное предпринимательство. Креативный город

Постиндустриальная экономика и города. Потребление и производство в эпоху постиндустриальной экономики. Креативный город (Ч. Лэндри). Виды капитала и формирование креативного капитала как основы городского развития (Р. Флорида). Культурное потребление и его роль в постиндустриальной экономике.



Семинар 2. Креативный город и творческие индустрии

Обязательная литература к семинару

Флорида Р. Креативный класс. Люди, которые меняют будущее


Дополнительная литература к семинару

Мукерджи Ч., М. Скадсон. Новый взгляд на поп-культуру. https://sociologist.nm.ru/articles/mukerji_schudson_01.htm

Данилова Наталия, Анна Черных. Современный Эрмитаж, или Музей в эпоху массового общества. https://magazines.russ.ru/nz/2007/54/da20-pr.html

Гнедовский Михаил Творческие индустрии: политический вызов для России. https://magazines.russ.ru/oz/2005/4/2005_4_15.html

Хлебников Б.. Экономика и культура. Немецкий вариант. https://magazines.russ.ru/nz/2003/6/hl11.html

Раздел 5. Актуальные социальные проблемы через призму социологии потребления

Лекция 1. Неравенство и потребление.

Трансформации культурных форм. Социальное неравенство и потребление. Потребление и субкультуры. Роль практик потребления в воспроизводстве социального неравенства в государствах всеобщего благоденствия. Роскошь. Горизонтальные и вертикальные различия.


Семинар 1. Субкультурное потребление, потребление класса.

Обязательная литература к семинару:

Аксютина О.А. Панк-культура как феномен молодежной контркультуры в постсоветском пространстве. https://ec-dejavu.ru/p-2/Punk.html

Омельченко Е. Поп-культурная революция или перестроечный ремейк? Современный контекст молодежного вопроса. https://magazines.russ.ru/nz/2006/1/om20.html

Дополнительная литература к семинару:

Lewis G.H.. Community through exclusion and illusion: the creation of social worlds in an American shopping mall// Journal of popular Culture

Leach W.R.. Transformation in a Culture of Consumption: Women and department stores, 1890-1925// The Journal of American History

Foley D.E.. Does the Working class have a culture in the anthropological sense? // Cultural Anthropology



Лекция 2. Глобализация. География потребления

Национальные культуры потребления. Западная культура. Консюмеризм. Буддизм. Потребление в развивающихся странах. «Новая антропология потребления». География потребления. Интернациональные и локальные процессы. Коммодификация. Неомарксизм. Глобальное неравенство (Д. Харви).



Семинар 2. География потребления

Arce A., T.K. Marsden. The Social Construction of International Food: a new research agenda// Economic Gepgraphy

Crewe L. Geographies of retailing and consumption// Progress in Human Geography 24, 2. 2000

Финальная дискуссия: Глобальное и локальное в соврменной российской культуре потребления.

  1. Образовательные технологии


В учебной работе используются: лекции, семинары, практические/творческие задания, просмотр фильмов и их обсуждение.

Зачет осуществляется в письменной форме.


  1. Оценочные средства для текущего, промежуточного и итогового контроля студента

    1. Тематика домашних заданий


Задание 1.
Описание выборки для проведения исследований советской культуры потребления. Составление гайда интервью, посвященного советской культуре потребления. Запись и транскрибирование интервью по составленному гайду. Анализ интервью с помощью метода “grounded theory”. Построение аналитических диаграмм на основе нескольких интервью.
Залание 2
Изучение метода наблюдения. Подготовка и проведение наблюдения в торговых пространствах города. Составление протокола наблюдения. Анализ протоколов наблюдения
Задание 3
Применение визуальных методов: фотография как метод наблюдения в исследовании культур потребления. Анализ визуальных данных СМИ (репрезентации культур потребления)


    1. Примерные темы эссе/контрольных работ по курсу «Культуры потребления» (текущий контроль):

1.      Субкультуры и потребление. Анализ кейс-стади (по выбору: панки, фриганы, анимешники и т.п.)

2.      Неформальная торговля в центральных и новых районах

3.      Культура потребления в СССР.

4.      Мобильный телефон в современной российской культуре

5.      Престижное потребление: анализ медиадискурса

6.      Ритуалы потребления в современной городской культуре. Кафе

7.      Ритуалы потребления в современной городской культуре. Праздники

8.      Торговые центры Санкт-Петербурга.

9.      Потребление культуры в Петербурге: традиционные музеи, современные арт-центры

10. Свободная тема (по согласованию с преподавателем)


    1. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины (итоговый контроль):

1. Концепция общества (культуры) потребления. Медиа-дискурс и научные подходы

2. Потребление культуры и культура потребления: соотношение понятий

3. Субкультуры и потребление. Понятие субкультуры. Роль практик потребления в формировании субкультуры.

4. Контркультура. Противостояние обществу потребления

5. Постмодернистские теории потребления. Бодрийяр.

6. Глобальные корпорации, новая организация мирового производства и потребления. Пример Макдональдс

7. Бренды и производство идей против материального производства: современные реалии западных странд

8. Антиконсюмеристские практики: фриганизм, экологические движения и др.

9. Эстетизация потребления (М. Физерстоун)

10. Антропологические теории потребления (Дуглас, Ишервуд, Гиртц)

11. «Республика потребления»: становление культуры потребления в США

12. Потребитель. Свобода выбора и частная жизнь. Идентичность и статус в посттрадиционном обществе.

13. Биографии вещей (Аппадурай, Копытофф)

14. Семиотический подход к изучению культур потребления

15. Мобильный телефон в современной молодежной культуре

16. Престижное потребление, роскошь: анализ феномена, социальное значение и примеры

17. Постсоветская культура потребления: глобальные и локальные элементы

18. Организация потребления в СССР: политика и практика

19. Ритуалы потребления в традиционных обществах и в современной российской городской культуре

20. Торговые центры как новый формат городского пространства потребления

21. Поп-культура и контркультура: эмпирические референты из разных национальных культур

22. Идентичность и шопинг

23. Роль музеев в современной городской культуре

24. Творческие индустрии: потребление и производство

25. Интернет и становление новой культуры потребления

26. Этичное потребление: анализ социального феномена

27. Гендерная специфика потребления


  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

    1. Базовый учебник

Рощина Я. М. Социология потребления. М.: ГУ-ВШЭ, 2007

Студентам также предоставляются ридеры.

    1. Основная литература


  1. Флорида Ричард. Креативный класс. Люди, которые меняют будущее. Классика-XXI, 2007.

  2. Лэндри Чарлз. Креативный город. Классика-XXI, 2006.

  3. Барт Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры. - Пер. с фр., вступ. ст. и сост. С.Н. Зенкина. - М.: Издательство им. Сабашниковых, 2003.

  4. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: Культурная революция, Республика, 2006. С. 105-117.

  5. Бурдье П. Различение: социальная критика суждения // Экономическая социология 2005. Т.6 № 3

  6. Средние классы в России: экономические и социальные стратегии / Е. М. Авраамова и др. / Под ред. Т. Малевой; Моск.Центр Карнеги. М.: Гендальф, 2003.



    1. Дополнительная литература





  1. Автономов Юрий. Социология и экономика культуры – война правой руки с левой? https://magazines.russ.ru/nz/2004/1/avt10.html

  2. Аксютина О.А. Панк-культура как феномен молодежной контркультуры в постсоветском пространстве. https://ec-dejavu.ru/p-2/Punk.html

  3. Антимода: 1970е// Теория моды, №1

  4. Бикбов Александр Рынки культуры как рынки вкуса и признания «Неприкосновенный запас» 2004, №1(33) https://magazines.russ.ru/nz/2004/1/bi9-pr.html

  5. Бледнова Л.Г., Ушакин С.А. Джеймс Бонд как Павка Корчагин // Социологические исследования. 1997.  № 12. С. 16-23. https://ecsocman.hse.ru/data/945/833/1231/004.USHAKIN.pdf

  6. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть / Пер. С. Н. Зенкина. М.: «Добросвет», 2000.

  7. Бокок Р. Потребление и стиль жизни. (Из книги: Society & Social Science: a Reader. Ed. by J.Anderson and М. Ricci. London, Open University, 1990. P.36-42)

  8. Бурдье, П. Социальное пространство и символическая власть

  9. Бурстин Д. Сообщества потребления // THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем . N 3. С. 231-254 (1993)

  10. Вайнштейн О. Семиотика Шанель №5 https://ec-dejavu.ru/c/Chanel_5.html

  11. Вайнштейн Ольга. «Теоретические и политические аспекты моды»

  12. Герасимова Е., Чуйкина С. Общество ремонта // «Неприкосновенный запас» 2004, №2(34)

  13. Гладарев Б.С., Ж.М. Цинман. Потребительские стили петербургского среднего класса: из экономики дефицита к новому быту // Экономическая социология, Том 8. № 3. Май 2007, с.61 (кач.подход)

  14. Гнедовский Михаил Творческие индустрии: политический вызов для России. https://magazines.russ.ru/oz/2005/4/2005_4_15.html

  15. Голофаст В.Б. Люди и вещи

  16. Гофман А.Б. Мода и обычай https://ecsocman.hse.ru/data/958/439/1216/009-gOFMAN.pdf

  17. Гурова О. Продолжительность жизни вещей в советском обществе: заметки по социологии нижнего белья // «Неприкосновенный запас» 2004, №2(34)

  18. Данилова Наталия, Черных Анна. Современный Эрмитаж, или Музей в эпоху массового общества. https://magazines.russ.ru/nz/2007/54/da20-pr.html

  19. Джеймисон Ф. Постмодернизм и общество потребления // Логос. 2000. N4.

  20. Ечевская О. «Свобода в вещах» или «свобода от вещей»: значение вещей в практиках повседневной жизни// Люди и вещи в советской культуре. Новосибирск, 2005

  21. Ечевская О.Г. Наручные часы: время и социальная идентичность после модерна // Журнал социологии и социальной антропологии. 2007. Т. 10. Спецвыпуск. С. 96-107.

  22. Желнина А. «Здесь как музей»: торговый центр как пубичное пространство// Лабораториум. 2012.

  23. Журавлев С., Ю.Гронов. Власть моды и советская власть: история противостояния// историк и художник, 4(10), 2006

  24. Зиммель Г. «Мода»

  25. Ильин В. Введение // Ильин В. Поведение потребителей. Сыктывкар, 1999.

  26. Ильин В.И. Быт и бытие молодежи российского мегаполиса: социальная структурация повседневности общества потребления. СПб: Интерсоцис. 2007

  27. Ильин В.И. Общество потребления в России: миф или реальность? https://artpragmatica.ru/hse/?uid=459

  28. Калинин Илья. Потребление культуры как способ утверждения социальной идентичности и как средство социальной мобильности (Британская империя – XVIII век). https://artpragmatica.ru/analitics/?uid=128

  29. Караминас  Вики Денди-вампир: переосмысление концепций мужской идентичности в моде, кино и литературе https://www.nlobooks.ru/node/2115

  30. Качалов И. Успех в рознице: три взгляда с трех сторон. Взгляд 1: как ведет себя покупатель в магазине //  Практический маркетинг.  2003. №8

  31. Кейт Фокс. «Наблюдая за англичанами». Глава о культуре пабов.

  32. Корриган П. Магазины и покупки: появление универсальных магазинов // Corrigan P. The sociology of consumption

  33. Левада Юрий, Знакомое «новое корыто» // Знание-сила, №7, 2002.

  34. Левинсон Алексей, У них и у нас// Знание-сила, №7, 2002.

  35. Лотман М.Ю. Статьи по семиотике культуры и искусства. Санкт-Петербург: Академический проект, 2002

  36. Лукша Павел. Экономика культуры - штрихи к науке нового века https://magazines.russ.ru/nz/2003/6/l9.html

  37. Маркс К. «Товарный фетишизм и его тайна» (Капитал, Гл.1, пункт 4)

  38. Михайлова О. И. , Гурова О. Ю. Потребитель в молле: между свободой выбора и стратегиями ограничения потребительского поведения https://ecsoc.hse.ru/data/970/588/1234/ecsoc_t10_n3.pdf#page=41

  39. Мукерджи Ч., М. Скадсон. Новый взгляд на поп-культуру. https://sociologist.nm.ru/articles/mukerji_schudson_01.htm

  40. Мэзон Р. Престижное потребление (Из книги: Roger S.Mason. Conspicuous Consumption. A

  41. Одежда и мода. Peter Corrigan, The sociology of Consumption (Глава 11)

  42. Омельченко Е. Поп-культурная революция или перестроечный ремейк? Современный контекст молодежного вопроса. https://magazines.russ.ru/nz/2006/1/om20.html

  43. Потвин Дж. Джорджо Армани и повествование о мужественности:кинематограф, текстиль и сегментированные рынки https://www.nlobooks.ru/node/2343

  44. Рудова Лариса. Гламур и постсоветский человек https://magazines.russ.ru/nz/2009/6/ru17.html

  45. Софронов-Антомони Владислав, Производство теории потребления// Знание-сила, №7, 2002.

  46. Тихомирова Анна. Советское в постсоветском: размышления о гибридности современной российской культуры потребления одежды. https://magazines.russ.ru/nz/2007/54/ti10-pr.html

  47. Ушакин С.А. Количественный стиль: потребление в условиях символического дефицита // Социологический журнал. 1999.  № 3/4. С. 187-214. https://www.nir.ru/sj/sj/sj3-4-99ush.html

  48. Харченко Ю. В., Гурова О. Ю. Спортинг: спорт, досуг и стили потребления в современной России // Экономическая социология. Т.11. № 2. 2010. С. 73–90

  49. Хлебников Б.. Экономика и культура. Немецкий вариант. https://magazines.russ.ru/nz/2003/6/hl11.html

  50. Arce A, T.K. Marsden. The Social Construction of International Food: a new research agenda// Economic Geography

  51. Bourdieu P. Distinction. A Social Critique of the Judgment of Taste / Translated by Richard Nice. L.: Routledge & Kegan Paul, 1984 [1979].

  52. Consumer Lifestyles: A Social Stratification Perspective// Marketing Theory 2002; 2; 295

  53. Crewe L. Geographies of retailing and consumption// Progress in Human Geography 24, 2. 2000

  54. Fardon R., van Bijsbergen W., van Dijk R. Modernity on a Shoestring. EIDOS, 1999.

  55. Featherstone M. (2007), Life Style and Consumer Culture, in: Consumer Culture and Postmodernism. Sage Publications, p.81-92.

  56. Foley D.E. Does the Working class have a culture in the anthropological sense? // Cultural Anthropology

  57. Hollands R. Divisions in the dark: youth cultures, transitions and segmented consumption spaces in the night-time economy// Journal of Youth Studies, Vol.5, no 2, 2002

  58. Lack Tony. Consumer Society and Authenticity: The (Il)logic of Punk Practices

  59. Lawson Rob and Sarah Todd. Study of Exceptional Cosumer Behaviour. Westmead, Farnborough, Hampshire: Gower, 1981)

  60. Leach W.R. Transformation in a Culture of Consumption: Women and department stores, 1890-1925// The Journal of American History

  61. Lewis G.H.. Community through exclusion and illusion: the creation of social worlds in an American shopping mall// Journal of popular Culture



  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины


Для практических занятий или других занятий используется видео аппаратура и проектор (для лекций или семинаров), другие вспомогательные материалы

Программа дисциплины "Культуры потребления"

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология» подготовки бакалавра и по направлению под

265.18kb.

14 12 2014
1 стр.


«социология потребления»

Задачами дисциплины являются: знакомство студентов с предметом социологии потребления; проанализировать основные социологические теории потребления

36.92kb.

11 10 2014
1 стр.


Рабочая программа для средних профессиональных учебных заведений культуры и искусства Программа одобрена пцк «Общеобразовательные, общегуманитарные и социально-экономические дисциплины»

Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников всех специальностей средних профессиональных учебных заведений культ

94.18kb.

10 10 2014
1 стр.


Программа дисциплины археология Цикл дс

Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные дисциплины; дс дисциплины специализац

234.55kb.

08 10 2014
1 стр.


Программа дисциплины нумизматика. Цикл дс

Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные дисциплины; дс дисциплины специализац

118.16kb.

12 09 2014
1 стр.


Программа дисциплины этнология Цикл дс

Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные дисциплины; дс дисциплины специализац

115.31kb.

25 12 2014
1 стр.


Программа дисциплины сталинизм в отечественной и зарубежной историографии

Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные дисциплины; дс дисциплины специализац

57.93kb.

11 10 2014
1 стр.


Программа дисциплины духовная жизнь татарского народа в начале ХХ века Цикл

Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные дисциплины; дс дисциплины специализац

298.51kb.

14 12 2014
1 стр.