|
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины Психология межкультурных отношений для направления/ специальности 030300.68 Психология подготовки магистра
|
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"
Факультет психологии
Программа курса
«Кросс-культурная психология организационного поведения»
для направления/ специальности 030300.68 Психология подготовки магистра
Авторы программы:
Татарко Александр Николаевич, кандидат психологических наук, доцент, atatarko@hse.ru
Одобрена на заседании кафедры организационной психологии «___»____________ 2011 г
Зав. кафедрой В.А.Штроо
Рекомендована секцией УМС Психология «___»____________ 2011 г
Председатель В.А.Штроо________________________ [подпись]
Утверждена УС факультета психологии «___»_____________2011 г.
Ученый секретарь Е.Б.Старовойтенко ________________________ [подпись]
Москва, 2011
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности 030300.68, посещающих НИС «Кросс-культурная психология».
Программа разработана в соответствии с:
-
ОС НИУ ВШЭ;
-
Образовательной программой для направления/ специальности 030300.68 Психология подготовки магистра.
-
Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки/ специальности 030300.68 Психология специализации Прикладная социальная психология, утвержденным в 2011 г.
1Цели освоения дисциплины
Целями являются:
- ознакомление слушателей с основными направлениями исследовательской деятельности в области экономической психологии;
- формирование навыков проведения теоретического анализа в области экономической психологии;
- формирование навыков проведения исследований и обработки данных;
- подготовка магистерской диссертации..
2Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
-
Иметь представление об основных направлениях исследований в экономической психологии.
-
Уметь проводить теоретический анализ проблем экономической психологии.
-
Обладать навыками проведения исследований и анализа полученных результатов.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
|
Код по ФГОС/ НИУ
|
Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
|
Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
|
Способен организовать самостоятельную проектную, научную, исследовательскую, консультационную и прикладную деятельность на основе правовых и профессиональных норм и обязанностей.
|
ИК-М1
|
Владеет методами проведения кросс-культурных исследований
|
Устные презентации
Мини-исследования
|
Способен вести письменную и устную коммуникацию на русском (государственном) и иностранном языке в рамках профессионального и научного общения.
|
ИК-М2
|
Демонстрирует навыки устной презентации научных проектов и написания аналитических обзоров на основании научных публикаций; обосновывает свое отношение к существующим психологическим теориям
|
Устные презентации
Мини-исследования
|
Способен оформить и представить результаты своей деятельности в виде отчета по научной и практической работе и презентации на русском (государственном) и иностранном языке в публичном и индивидуальном общении с использованием современных средств ИКТ.
|
ИК-М3
|
Использует для презентации своих сообщений слайды Power Point
|
Устные презентации
|
Способен использовать современные средства ИКТ для поиска и обработки информации, работы с базами данных профессиональной информации и сетевой коммуникации.
|
ИК-М4
|
Осуществляет поиск статей в электронных базах данных; умеет работать в базах данных, содержащих результаты исследований.
|
Устные презентации
Мини-исследования
|
Способен использовать конкретные концепции, модели, методы, способы и инструменты работы для решения комплексных задач в государственных, общественных и бизнес-организациях, административных органах, научно-исследовательских и консалтинговых организациях, а также организациях, оказывающих консультационные и психотерапевтические услуги населению.
|
ИК-М7
|
Применяет положения психологических теорий для решения проблем, возникающих в кросс-культурных отношениях
|
Мини-исследования
|
3Место дисциплины в структуре образовательной программы
Настоящая дисциплина относится к циклу профессиональных дисциплин.
Для специализации Прикладная социальная психология настоящая дисциплина является базовой.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: Социальная психология, Экспериментальная психология, Экономическая психология, Качественные и количественные методы исследования в психологии.
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: СК-М1, СК-М3, СК-М6.
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: методы исследования в экономической психологии, Кросс-культурная психология организационного поведения, Экономическая психология, .
4Тематический план учебной дисциплины
№
|
Название темы
|
Всего часов
|
Аудиторные часы
|
Самостоятельная работа
|
|
Лекции
|
Семинарские занятия
|
1
|
Связь измерений культур и цивилизаций с социально-экономическим развитием
|
26
|
4
|
4
|
18
|
2
|
Следствия культурных различий для бизнеса
|
30
|
6
|
4
|
20
|
3
|
Измерения культурных ценностей в России
|
18
|
4
|
4
|
10
|
4.
|
Психологические особенности деловых культур разных стран мира
|
36
|
8
|
8
|
20
|
5.
|
Принципы этики международного бизнеса. Кросс-культурные особенности деловой этики в регионах мира.
|
32
|
4
|
4
|
24
|
6.
|
Деловая этика в современной России и за рубежом: состояние и перспективы развития
|
20
|
2
|
2
|
16
|
6.
|
Итого
|
216
|
36
|
36
|
144
|
5Формы контроля знаний студентов
Тип контроля
|
Форма
контроля
|
1 год
|
Параметры
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Текущий
контроль осуществляется на каждом семинаре
|
Устная презентация
|
*
|
*
|
*
|
*
|
Устная презентация с использованием слайдов по заранее заданной теме (45 минут). Материалом для презентации служат статьи по межкультурным отношениям из англоязычных журналов. Презентацию осуществляет один человек. Оценивается в ходе семинара. В течение первого года каждый студент должен сделать по две презентации.
|
Мини-исследование
|
*
|
*
|
*
|
*
|
Мини-исследования проводятся группами по 3 человека во время самостоятельной подготовки студентов. Их результаты презентируются на семинаре. Оцениваются в ходе семинарских занятий. В течение первого года каждый студент должен провести по два исследования.
|
Итоговый контроль осуществляется на последнем занятии по дисциплине
|
Защита курсовой работы
|
|
|
|
*
|
Защита курсовой работы по выбранной студентом теме
|
Тема 1. Связь измерений культур и цивилизаций с социально-экономическим
развитием
Понятие о культуре и цивилизации. Типы развития цивилизации. Современные классификации цивилизаций. Системы измерения мировых культур и цивилизаций (Г. Хофстед, Р. Инглхарт, Ш. Шварц, М. Бонд и др.). Связь психологических измерений культур по Г.Хофстеду (индивидуализм-коллективизм, дистанция власти, избегание неопределенности, маскулинность –фемининность) с экономическими и политическими индикаторами развития обществ. Измерения Р. Инглхарта (ценности выживания ценности самовыражения; традиционные - секулярно-рациональные ценности) и их следствия для развития общества. Измерения ценностей Ш.Шварца (принадлежность - автономия; иерархия - равноправие; мастерство-гармония) и их связи с социально-политическими индикаторами. «Социальные аксиомы» М.Бонда и К.Леунга и их социально-экономические параметры. Значение культуры для международного бизнеса.
Основная литература
-
Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Ценности культуры и развитие общества. М. 2007, с. 47-98.
-
Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу // Под ред. Л. Харрисона и С. Хантингтона. М. 2002.
Дополнительная литература
-
Инглхарт Р. Культура и демократия. / Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу // Под ред. Л. Харрисона и С. Хантингтона. М. 2002., с. 106-128.
-
Лэндис Д. Культура объясняет почти все. / Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу // Под ред. Л. Харрисона и С. Хантингтона. М. 2002, с. 38-54.
-
Портер М. Установки, ценности, убеждения и микроэкономика процветания. / Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу // Под ред. Л. Харрисона и С. Хантингтона. М. 2002., с. 55-74.
-
Хантингтон С. Предисловие. Культуры – это серьезно. / Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу // Под ред. Л. Харрисона и С. Хантингтона. М. 2002, с. 9-14.
-
Харрисон Л. Введение. В чем значение культуры? / Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу // Под ред. Л. Харрисона и С. Хантингтона. М. 2002, с. 15 -37.
-
Шведер Р. Моральные карты, уловки «первого мира» и новые евангелисты. / Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу // Под ред. Л. Харрисона и С. Хантингтона. М. 2002., с. 186-205.
-
Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М. 1999.
-
Сусоколов А.А. Культура и обмен. М. 2006.
Тема 2. Следствия культурных различий для бизнеса
Влияние измерений культур по Хофстеду (индивидуализм-коллективизм, дистанция власти, избегание неопределенности, маскулинность –фемининность) на организационное поведение и бизнес-стратегии. Влияние измерений культур Ф. Тромпенаарса и Ч.Хампден–Тернера (универсализм – партикуляризм, нейтральность-эмоциональность, конкрентность – диффузность, достижение – аскрипция, отношение ко времени, отношение к окружающей среде) на особености организационной психологии, культуры и поведения в разных странах. Использование времени в разных культурах. Линейное время. Циклическое время. Монохронные и полихронные культуры. Методы исследования психологических измерений культур в кросс-культурной организационной психологии.
Основная литература:
-
Мацумото Д. Психология и культура. СПб., 2002, с. 366-375.
-
Тромпенаарс Ф., Хампден–Тернер Ч. Национально-культурные различия в контексте глобального бизнеса. Минск, 2004, с.66-288.
Дополнительная литература:
-
Берри Д., Пуртинга И., Сегалл М., Дасен П. Кросс-культурная психология. Исследования и Применение. Харьков, 2007. С. 414-437.
-
Латова Н., Латов Ю. Этнометрические подходы к сравнительному анализу хозяйственно-культурных ценностей "Вопросы экономики" №5, 2008, с. 81-102
-
Berry J.W., Poortinga, Y.H., Segall, M.N. & Dasen, P.R. Cross-cultural psychology: Research and applications. - CUP, 2002.
-
Hofstede G. Culture's consequences: international differences in work-related values. - Beverly Hills, 1984.
-
M.Gelfand, M.Erez & Z.Aycan. Cross-Cultural Organizational Behavior. // The annual Review of Psychology, 2007. P. 479-514.
Тема 3. Измерения культурных ценностей в России
Социологические исследования ценностей россиян в период реформ: 90-е годы ХХ в. – начало ХХI в. (В.А.Ядов, Н.И.Лапин, Г.Г.Дилигенский и др.). Инструментальные и терминальные ценности М. Рокича и их динамика в условиях социально экономических изменений. Исследования динамики ценностей социальными психологами (по Рокичу). Исследования в России по измерениям Г. Хофстеда. Исследования в России по методологии Ш.Шварца. Базовые ценности россиян и их динамика (Н.М.Лебедева). Исследования социальных аксиом в России. Культурно-специфический подход к исследованию ценностей россиян (Н. Лебедева. А. Татарко). Связь культурных ценностей с социально-экономическими установками и психологическим благополучием.
Основная литература
-
Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Ценности культуры и развитие общества. М. 2007, с.99-156.
-
Дополнительная литература
-
Данилова Е., Тарарухина М. Российская производственная культура в параметрах Г. Хофштеда.// Мониторинг общественного мнения, № 3 (65) май-июнь 2003
-
Лапин Н.И., Беляева Л.А., Здравомыслов А.Г., Наумова Н.Ф. Динамика ценностей населения реформируемой России. М., 1996.
-
Лапин Н.И. Проблема социокультурной трансформации // Вопросы философии, 2000, №6.
-
Латова Н., Латов Ю. Этнометрические подходы к сравнительному анализу хозяйственно-культурных ценностей "Вопросы экономики" №5, 2008, с. 81-102
-
Лебедева Н.М. Базовые ценности русской культуры на рубеже ХХ1 века. //Психологический журнал, Т.21, № 3, 2000, стр. 73-87
-
Лебедева Н.М. Ценностно-мотивационная структура личности в русской культуре. //Психологический журнал. Т.22, №3, 2001, стр. 26-36.
-
Ядов В.А. Россия в мировом пространстве // Социс. № 3. 1996/ www.auditorium.ru/books/4513/ch1.pdf
-
Ясин Е.Г. Научный семинар "Социальное самочувствие и ценности населения послекризисной России" от 20 ноября 2002г. (адрес ссылки в интернете https://hse.ru/science/yassin)
-
Ясин Е.Г. Модернизация экономики и система ценностей. Доклад на 4 Международной конференции «Модернизация России: социальный аспект», М. 2-4 апреля 2003
Тема 4. Психологические особенности деловых культур разных стран мира
Деловая культура как система. Психологическая основа деловой культуры. Уровни деловой культуры. Национальная и деловая культуры: взаимосвязь и взаимовлияние. Моноактивные, полиактивные и реактивные культуры. Психологические особенности деловых культур стран Запада (США, Великобритания, Франция, Германия, Испания, Италия, Швеция, Финляндия). Психологические особенности деловых культур стран Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии (Япония, Китай, Индия и др.). Психологические особенности деловых культур Арабских стран. Психологические особенности деловых культур Австралии, Новой Зеландии и Южной Африки. Психологические особенности деловой культуры России и стран СНГ. Ведение деловых переговоров с бизнесменами разных стран.
Основная литература
-
Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе: От столкновения к взаимопониманию. М. 1999.
-
Шихирев П.Н. Введение в российскую деловую культуру. М. 2000.
Дополнительная литература
-
Романова Н.П., Багин В.В., Романова И.В.. Деловой этикет на Востоке. М. 2006.
-
Селищев А.С., Селищев Н.А. Китайская экономика в XXI веке. СПб. 2004.
-
Communication, Culture and Organizational Process. // Ed. By W.B.Gundykunst. -International and Intercultural communicational Annual, Vol.IX. Beverly Hills, 1985.
-
Brake T. Doing business Internationally: the Guide to Cross-Cultural Success. N.Y., 1995.
Тема 5. Принципы этики международного бизнеса.
Кросс-культурные особенности деловой этики
Этика в кросскультурном и международном контексте. Этические принципы деловых отношений: соотношение целей и средств, соотношение между личным и общественным, соотношение краткосрочной и долгосрочной выгоды, соотношение материального и духовного. Основы этики и делового этикета в разных регионах мира. Отношение к взяткам в кросскультурном аспекте. Управление социальной ответственностью компаний, ведущих бизнес в зарубежных странах. Соответствие международной компании современным требованиям к уровню социальной ответственности. Неформальные аспекты социальной ответственности в международном бизнесе.
Основная литература
-
Андерсон Р., Шихирев П. "Акулы" и "дельфины" (психология и этика российско-американского делового партнерства). М. 1994.
-
Герчикова И.Н. Деловая этика и регулирование международной коммерческой практики. М., 2002.
-
Шихирев П.Н.. Введение в российскую деловую культуру. М. 2000
-
Шихирев П.Н. Этические принципы ведения дел в России. М. 1999.
Дополнительная литература
-
Де Джордж, Р.Т. Деловая этика. В 2-х томах. СПб.-М. 2001.
-
Литовченко С.Е., Корсаков М.И. Корпоративная социальная ответственность: общественные ожидания. М. 2003
-
Методические и аналитические материалы комитета ТПП РФ по деловой этике. М. 2006.
-
Романова Н.П., Багин В.В., Романова И.В.. Деловой этикет на Востоке. М. 2006.
Тема 6. Деловая этика в современной России и за рубежом: состояние и перспективы развития
Сравнительный анализ деловой этики в США, Европе и России. Социальная ответственность бизнеса: понятие и основные подходы. Рекомендации по деловой этике для российских компаний, разработанные АНД и РИД. 10 принципов этики Московской Международной Бизнес Ассоциации (ММБА). Эволюция российской деловой культуры. Современная российская деловая культура. Российская деловая культура среди других культур: уровень взаимного восприятия, уровень взаимодействия. Корпоративная культура и корпоративная этика. К синергии деловых культур. Роль бизнес-образования и науки.
Основная литература
-
Андерсон Р., Шихирев П. "Акулы" и "дельфины" (психология и этика российско-американского делового партнерства). М. 1994.
-
Шихирев П.Н.. Введение в российскую деловую культуру. М. 2000.
-
Деловая этика. Программы эффективного управления. Руководство по управлению ответственным предприятием в развивающейся рыночной экономике. Министрество торговли США. Управление международной торговли. Вашингтон, округ Колумбия, с. 1-22, 73-99, 287-325.
Дополнительная
-
Герчикова И.Н. Деловая этика и регулирование международной коммерческой практики. М., 2002.
-
Де Джордж, Р.Т. Деловая этика. В 2-х томах. СПб.-М. 2001.
-
Шихирев П.Н. Этические принципы ведения дел в России. М. 1999.
-
Методические и аналитические материалы комитета ТПП РФ по деловой этике. М. 2006.
-
Уткин Э.А. Этика бизнеса. М., 1998.
-
Brake T. Doing business Internationally: the Guide to Cross-Cultural Success. N.Y., 1995.
-
Caroll, Archi B. Business and Society: Ethics and Stakeholder Management. Cincinnatti, 1989.
-
Caroll, Stephen J., Gannon, Martin J. Ethical Dimensions of International Management. London, 1997.
-
Green, Ronald M. The Ethical Manager: A New Method for Business Ethics. N.Y., 1994.
-
Wood, Donna J. Business and Society. -2nd ed. NY, 1994.
Литература
Основная литература
-
Деловая этика. Программы эффективного управления. Руководство по управлению ответственным предприятием в развивающейся рыночной экономике. Министрество торговли США. Управление международной торговли. Вашингтон, округ Колумбия, с. 1-22, 73-99, 287-325.
-
Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу // Под ред. Л. Харрисона и С. Хантингтона. М. 2002.
-
Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Ценности культуры и развитие общества. М. 2007.
-
Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе: От столкновения к взаимопониманию. М., 1999.
-
Мацумото Д. Психология и культура. СПб., 2002, с. 366-375.
-
Тромпенаарс Ф., Хампден–Тернер Ч. Национально-культурные различия в контексте глобального бизнеса. Минск, 2004, с.66-288.
-
Шихирев П.Н.. Введение в российскую деловую культуру. М. 2000.
-
Шихирев П.Н. Этические принципы ведения дел в России. М. 1999.
Дополнительная литература
-
Андерсон Р., Шихирев П. "Акулы" и "дельфины" (психология и этика российско-американского делового партнерства). М. 1994.
-
Герчикова И.Н. Деловая этика и регулирование международной коммерческой практики. М., 2002.
-
Де Джордж, Р.Т. Деловая этика. В 2-х томах. СПб.-М. 2001.
-
Козловский П. Этика капитализма. Серия: Этическая экономия: исследования по этике, культуре и философии хозяйства. Вып.1. СПб. 1996.
-
Кузин Ф.А.Культура делового общения. М. 2003.
-
Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М. 1999.
-
Литовченко С.Е., Корсаков М.И. Корпоративная социальная ответственность: общественные ожидания. М. 2003
-
Методические и аналитические материалы комитета ТПП РФ по деловой этике. М. 2006.
-
Мясоедов С.П. Основы кросс-культурного менеджмента. М., 2003, с.11-93.
-
Романова Н.П., Багин В.В., Романова И.В.. Деловой этикет на Востоке. М. 2006.
-
Селищев А.С., Селищев Н.А. Китайская экономика в XXI веке. СПб. 2004.
-
Сусоколов А.А. Культура и обмен. М. 2006.
-
Уткин Э.А. Этика бизнеса. М., 1998.
-
Фернам А., Аргайл М. Деньги. Секреты психологии денег и финансового поведения. СПб. 2005.
-
Шо Р.Б. Ключи к доверию в организации. М., 2000.
-
Экономическая психология: социокультурный подход / Под. Ред. И.В. Андреевой. СПб, 2000.
-
Brake T. Doing business Internationally: the Guide to Cross-Cultural Success. N.Y., 1995.
-
Caroll, Stephen J., Gannon, Martin J. Ethical Dimensions of International Management. London, 1997.
-
Green, Ronald M. The Ethical Manager: A New Method for Business Ethics. N.Y., 1994.
-
Wood, Donna J. Business and Society. -2nd ed. NY, 1994.
Тематика заданий по различным формам текущего контроля
Тематика домашних заданий:
-
Глобализация экономики и национальные различия деловых культур.
-
Влияет ли культура на экономический успех?
-
В чем состоит социальная ответственность бизнеса?
-
Насколько этика противоречит получению прибыли?
-
Правда ли, что «деньги не пахнут»?
-
Национально-культурные различия в отношении к деньгам.
-
Могут ли граждане бедных стран быть счастливее своих богатых соседей?
-
Психологические особенности деловой культуры России.
-
Психологические особенности деловой культуры страны СНГ (по выбору).
-
Отношение к взяткам в кросскультурном аспекте.
-
Ведение деловых переговоров с бизнесменами разных стран (по выбору).
-
Российская деловая культура среди других культур.
-
Корпоративная этика: подводные камни.
Вопросы для оценки качества освоения дисциплины:
-
Системы измерения мировых культур и цивилизаций (Р. Инглхарт, Ш. Шварц, Г. Хофстед, М. Бонд и др.).
-
Связь «психологических измерений» культур по Хофстеду с политическими, экономическими и социальными индикаторами развития общества.
-
Связь ценностей по Шварцу с социально-экономическими индикаторами развития общества.
-
Культурный синдром «Индивидуализм-Коллективизм» и его влияние на отношение в организации.
-
Культурный синдром «Дистанция власти» и его влияние на отношения в организации
-
Культурный синдром «Маскулинность-Фемининность» и его влияние на отношения в организации.
-
Культурный синдром «Избегание неопределенности» и его влияние на отношения в организации.
-
Культурное измерение Тромпенаарса «Универсализм – Партикуляризм» и его влияние организационное поведение.
-
Культурное измерение Тромпенаарса «Коллективизм – Индивидуализм (группа – индивид)» и его влияние организационное поведение.
-
Культурное измерение Тромпенаарса «Нейтральность-Эмоциональность (диапазон явно выражаемых чувств)» и его влияние организационное поведение.
-
Культурное измерение Тромпенаарса «Достижение – Аскрипция (то, как определяют статус человека)» и его влияние организационное поведение.
-
Национальная и деловая культуры: взаимосвязь и взаимовлияние.
-
Тип корпоративной культуры по Ф. Тропенаарсу: «Семья».
-
Тип корпоративной культуры по Ф. Тропенаарсу: «Эйфелева башня».
-
Тип корпоративной культуры по Ф. Тропенаарсу: «Самонаводящаяся ракета».
-
Тип корпоративной культуры по Ф. Тропенаарсу: «Инкубатор»
-
Особенности мышления, обучения и внедрения изменений в разных типах корпоративных культур.
-
Мотивация персонала, награждение и разрешение конфликтов в корпоративных культурах разных типов.
-
Социологические исследования ценностей россиян в период реформ: 90-е годы ХХ в. – начало ХХI в. (В.А.Ядов, Н.И.Лапин, Г.Г.Дилигенский и др.).
-
Инструментальные и терминальные ценности М. Рокича и их динамика в условиях социально экономических изменений. Исследования динамики ценностей социальными психологами (по Рокичу).
-
Исследования в России по измерениям Г. Хофстеда.
-
Исследования в России по методологии Ш.Шварца. Базовые ценности россиян и их динамика (Н.М.Лебедева).
-
Исследования социальных аксиом в России. Культурно-специфический подход к исследованию ценностей россиян (Н. Лебедева. А. Татарко).
-
Связь культурных ценностей с социально-экономическими установками и психологическим благополучием.
-
Психологические особенности деловой культуры США.
-
Психологические особенности деловой культуры Великобритании
-
Психологические особенности деловой культуры Франции.
-
Психологические особенности деловой культуры Германии.
-
Психологические особенности деловой культуры Италии.
-
Психологические особенности деловой культуры Швеции.
-
Психологические особенности деловой культуры Японии.
-
Психологические особенности деловой культуры Китая
-
Психологические особенности деловой культуры Индии.
-
Психологические особенности деловых культур Арабских стран.
-
Психологические особенности деловой культуры России.
-
Сравнительный анализ деловой этики в США и России.
-
Современные всеобщие принципы деловой этики (Л. Хосмер)
-
Декларация Ко «Принципы бизнеса».
-
Корпоративная социальная ответственность
-
Профессионализм, компетентность и информированность
-
Конфиденциальность и профессиональная тайна
-
Борьба с коррупцией
-
Этические традиции предпринимательства в России. Первый этический кодекс «Семь принципов ведения дел в России».
-
Двенадцать принципов ведения дел в России (Торгово-промышленная палата Российской Федерации).
-
«Акулы» и «дельфины».
-
Рекомендации по деловой этике для российских компаний, разработанные АНД и РИД.
-
10 принципов этики Московской Международной Бизнес Ассоциации (ММБА)
-
Современная российская деловая культура.
-
Принципы поведения российского бизнесмена в международном бизнесе
-
Качества, необходимые для эффективного взаимодействия с представителями других культур