Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Муниципальное общеобразовательное учреждение Плюсковская сельская

общеобразовательная школа имени Героя-партизана Колабутина А. П.

Согласовано: Утверждаю:

На заседании МС школы Директор МОУ Плюсковская сош

Председатель МС ____________/Р. И. Шилина/

__________/С. М. Андреюшина/ «____»__________2011 года

«____»_____________2011 года



История
Программа элективного курса

«История Брянского края»

для 9 классов

(17 часов)
Составитель:

Батурина Елена Михайловна

учитель истории и обществознания

МОУ Плюсковская сош

с. Плюсково

Плюсково

2011

Пояснительная записка.
В последнее время появилось понимание, что школа должна не просто давать своим выпускникам определённую сумму знаний, но и воспитывать их активными гражданами и подлинными патриотами своего Отечества. Одним из конкретных появлений такого подхода стало включение в школьные программы по отечественной истории регионального компонента, т. е. истории родного края.

В базовом учебном плане, утверждённом Департаментом общего и профессионального образования Брянской области на 2008-2009гг., курс « История Брянского края» предусматривается изучать в 8-9 классах общеобразовательных школ. В 9 классе предусматривается изучение 2 части данного курса в рамках компонента образовательного учреждения как элективного.


Главная цель курса:

Вызвать у учащихся интерес к истории родного края, пробудить желание узнать как можно больше о своей малой родине, воспитывать у учащихся чувство любви к Родине, активную гражданскую позицию, учиться на примере своих предков делать добрые дела для своего Отечества, воспитывать патриотизм.


Задачи курса:

  1. Способствовать развитию гражданственности учащихся;

  2. Формировать устойчивый интерес к историческому прошлому;

  3. Создавать условия для развития у учащихся интеллектуальных и практических умений в изучении истории;

  4. Развивать умения самостоятельно приобретать и применять на практике полученные знания; творческие способности;

  5. Формировать и развивать коммуникативные навыки, которые способствуют умению работать в группе, вести дискуссию.

Данный курс способствует расширению и углублению базового курса истории России за счет изучения краеведческого материала.


В процессе обучения учащиеся приобретают следующие общеучебные умения:

- самостоятельный поиск информации по предложенной тематике, отбор необходимых фактов;

- анализ и сопоставление фактов;

- анализ документов;

- работа с учебной и художественной литературой;

- оформление сообщений и рефератов.

- определение достоверности исторических фактов;

- установление последовательности событий;

- сравнение предлагаемых исторических событий, исторических личностей, анализ, оценка, выявление сходства и различия;

- высказывание суждений об изученном материале, версиях, существующих в различных источниках по поводу исторических событий, фактов, личностей.
Основные методы работы:

- лекции с последующим опросом;

- лекции с обсуждением документов;

- беседы;

- семинары;

- дискуссии;

- анализ исторических источников;

- практические работы;

- викторины.
Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирование

творческих умений, таких как:

- умение делать обобщение;

- умение систематизировать материал;

- умение составлять доклад по теме (на основе различных источников);

- умение перекодировать материал (схемы, таблицы, диаграммы);

- умение планировать и анализировать свою деятельность (составлять план, ставить цели, сравнивать результат и цели, выделять плюсы и минусы своей деятельности);

- умение оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность.
Чтобы оценить образовательную деятельность учащихся, важно не только уделять внимание развернутым ответам, в которых проявляется умение связно, образно излагать факты, но и формировать собственное отношение к оценке персонажей и фактов.
По окончании курса учащиеся должны:

- соотносить единичные факты и общие явления и процессы;

- называть характерные, существенные черты минувших событий и исторических личностей;

- сравнивать исторические события и исторических деятелей;

- излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий и личностей;

- объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории; излагать оценки событий и личностей;

- определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории, их оценку.
Для фиксации результатов и коррекции познавательной деятельности необходимы разнообразные виды заданий, в том числе и тестовые. Так измерителем обученности учащихся может быть:

- исторический диктант, в котором учащиеся должны уметь правильно соотнести исторический факт с указанными на доске названиями, историческую личность с её деятельностью;

- деформированный текст, в котором учащимся нужно вставить пропущенные слова, даты;

- текст с ошибками, в котором учащиеся должны исправить ошибки;

- обобщающие вопросы и задания;

- тесты.


Данный элективный курс рассчитан на 17 часов в 9 классе.

Курс расширяет знания учащихся и включает новые, не содержащиеся в базовых программах, позволяет осуществить практическую деятельность школьников в изучаемой области знаний.

Данной программой определена такая последовательность изучения знаний, которая позволяет за короткий срок достичь поставленной цели, так как осуществляется опора на уже известные знания и практико-ориентированную деятельность.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п


Наименование тем



Всего

часов


В том числе

Формы контроля



Лекции

Прак-

тика


Семи-

нары

1-2

Обзорный урок по истории

Брянского края XVIII–XIX века


2

1




1

Участие в семинаре


3

Брянский край в начале XX в.

1




1




Письменная работа.


4

1905 год на Брянщине. Развитие революции в 1906 – 1907 гг. на Брянщине.

1




1




Письменная работа.


5

Культурная жизнь на Брянщине в начале XX века.

1






1

Участие в семинаре

6

Февральская революция и общественно-политическая жизнь на Брянщине с весны до осени 1917 г.

1




1




Письменная работа.


7

Установление власти Советов в Брянском крае.

1

1










8

Германская интервенция и гражданская война и Брянский край.

1




1




Письменная работа.



9

Брянщина в годы НЭПА.


1




1




Письменная работа.



10

Коллективизация сельского хозяйства на Брянщине. Промышленное развитие в годы первых пятилеток.

1




1




Письменная работа.


11–12


Брянщина в годы Великой Отечественной войны.


2

1

1




Письменная работа.


13–14

Брянская область в середине – второй половине ХХ века

2




1

1

Письменная работа, участие в семинаре


15

Брянщина с середины 1980-х годов до конца XX века.

1




1




Письменная работа.


16

Памятники Великой Отечественной войны на территории села.

1




1





Знакомство с историей родного села. Экскурсия по значимым местам .

17

Итоговое занятие.

1




1




Защита рефератов.






Итого

17

3

12

3






ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ТЕМА 1. Обзорный урок по истории Брянского края XVIIIXIX века (2 часа).
Ключевые проблемы и факты истории Брянщины XVIII –XIX в. (социально-экономическая история, культура, персоналии).
ТЕМА 2. Брянский край в начале XX в. (1 час)
Административное устройство и и население Брянщины в конце XIX-начале XX вв. Экономическое и социальное развитие Брянщины в конце XIX-начале XX вв.
ТЕМА 3. 1905 год на Брянщине. Развитие революции в 1906 – 1907 гг. на Брянщине (1 час).

Начало революции. Выступления крестьян. Революционные партии в крае. Высший подъем революции. Отступление революции. Крестьянское движение.


ТЕМА 4. Культурная жизнь на Брянщине в начале XX века (1 час).
Образование, городской быт, меценатство. Деятели науки и культуры России начала XX в. И Брянский край.
ТЕМА 5. Февральская революция и общественно-политическая жизнь на Брянщине с весны до осени 1917 г. (1 час)
Февральско-мартовское событие в Брянске. Общественно-политические настроения. Рост влияния большевиков.
ТЕМА 6. Установление власти Советов в Брянском крае (1 час).
Октябрьские события в Брянске. Установление новой власти в уездах Брянщины. Борьба за власть в первые месяцы 1918 г.
ТЕМА 7. Германская интервенция и гражданская война и Брянский край (1 час).
Первые бои с германскими войсками. Организация Красной Армии на Брянщине. Организационная работа в тылу. Освобождение края. Ухудшение ситуации на фронте и в тылу. Противостояние в тылу и организация обороны.. Последние месяцы гражданской войны.
ТЕМА 8. Брянщина в годы НЭПА (1 час).
Административно-территориальное устройство и население Брянщины в 1920-1930-гг.. Переход к НЭПУ. Восстановление и развитие промышленности. Положение в сельском хозяйстве. Торговля и кооперация. Нерешенные проблемы.
ТЕМА 9. Коллективизация сельского хозяйства на Брянщине. Промышленное развитие в годы первых пятилеток (1 час).
Выбор дальнейшего развития в 1920-х гг. Обострение борьбы в деревне. Ликвидация кулачества. Завершающий этап коллективизации и ее итоги. Промышленность Брянщины во второй половине 1920-х гг. и в годы 1-3 пятилеток.
ТЕМА 10. Брянщина в годы Великой Отечественной войны (2 часа)..
Первые мероприятия по организации отпора врагу. Оборонительные сражения на Брянщине в августе – октябре 1941 г.. Фашистский оккупационный режим. Партизанское движение на Брянщине. Освобождение Брянщины от немецко-фашистской оккупации в 1943 г. Брянцы – герои Великой Отечественной войны. Трудовой подвиг брянцев в годы войны.
ТЕМА 11. Брянская область в середине – второй половине ХХ века (2 часа).
Образование Брянской области. Административные изменения. Восстановление разрушенного войной хозяйства и социально-культурной сферы. Промышленное развитие Брянщины в 1950 – 1980-е гг.. Сельское хозяйство и сельская жизнь. Просвещение и культура на Брянщине.

ТЕМА 12. Брянщина с середины 1980-х годов до конца XX века (1 час).
Общественная жизнь. Чернобыльская катастрофа и ее последствия. Общественно-экономические и социально-политические процессы в области. Культурная жизнь на Брянщине.
ТЕМА 13. Памятники Великой Отечественной войны на территории села.
Знакомство с историей родного села. Экскурсия «Памятники Великой Отечественной войны на территории села.
ТЕМА 14. Итоговое занятие.
Защита рефератов.


ЛИТЕРАТУРА.


  1. Брянску – 1000 лет. Сборник документов и материалов. – Тула, 1986.

  2. Горбачев О. В., Дубровский А. М. и др. История Брянского края. Часть 1. С древнейших времен до конца XIX века. Брянск. 2001.

  3. Дозорцев С., Дозорцев М. Брянск. – Тула, 1986.

  4. История Брянского края. XX век. Учебное пособие для 11 класса. – Клинцы. 2003.

  5. Историческое описание церквей и приходов Трубчевского уезда. Трубчевск, 2007.

  6. Крашенинников В. В. Взгляд через столетия. Очерки истории Брянского края. – Тула, 1990.

  7. Наша родная Брянщина. - Тула, 1983.

  8. Наша родная Брянщина. Часть 2 - Тула, 1973.

  9. Падин В. А. Трубчевск. – Тула, 1975.

  10. Падин В. А. Памятные места Трубчевского района. – Брянск, 1968.

  11. Падин В. А. Трубчевские достопримечательности. – Брянск, 1995.

  12. Памятники истории и культуры Брянщины. – Брянск, 1970.

  13. Парыгин. Из глубины веков. – Брянск, 1993.

  14. Пасин В. С. Декабристы Брянщины. - Тула, 1984.

  15. Страницы прошлого Брянского края. – Брянск, 1998.

  16. Тихонов Н. Г. десять веков Трубчевска. - Тула, 1980.


Календарно-тематическое планирование элективного курса «История Брянского края».


п/п

Тема

Кол-во часов

Основное содержание

Знания и умения

Виды

познавательной

деятельности

Дата

план

факт

1

Обзорный урок по истории Брянского края XVIII–XIX века.

1.Обзорный урок по истории Брянского края XVIII века.

2. Обзорный урок по истории Брянского края XIX века.


2

Ключевые проблемы и факты истории Брянщины XVIII –XIX в. (социально-экономическая история, культура, персоналии).


Знать: понятия темы.

Уметь: сравнивать, обобщать, делать выводы, дискутировать. Давать характеристику историческим деятелям.



Лекция с элементами беседы. Работать с текстом учебника: выделять главное, составить словарь темы.







2

Брянский край в начале XX в.


1

Административное устройство и население Брянщины в конце XIX-начале XX вв. Экономическое и социальное развитие Брянщины в конце XIX-начале XX вв.

Знать: понятия темы.

Уметь: сравнивать, обобщать, делать выводы, выделять главное в тексте.



Лекция с элементами беседы. Работа с документами. Составление хронологической таблицы.







3

1905 год на Брянщине. Развитие революции в 1906 – 1907 гг. на Брянщине.




1

Начало революции. Выступления крестьян. Революционные партии в крае. Высший подъем революции. Отступление революции. Крестьянское движение.



Знать терминологию урока.

Уметь: работать с текстом, сравнивать, обобщать, делать выводы, задавать вопросы, участвовать в обсуждении, подводить итоги.



Работа с текстом, документом, практическая работа. составление хроники революции.







4

Культурная жизнь на Брянщине в начале XX века.




1

Образование, городской быт, меценатство. Деятели науки и культуры России начала XX в. И Брянский край.


Знать: понятия урока.

Уметь: отстаивать свою точку зрения, обобщать, делать выводы, работать с первоисточниками




Сообщения, практическая работа, работа с документами.







5

Февральская революция и общественно-политическая жизнь на Брянщине с весны до осени 1917 г.



1

Февральско-мартовское событие в Брянске. Общественно-политические настроения. Рост влияния большевиков.

Знать терминологию урока.

Уметь: работать с текстом, сравнивать, обобщать, делать выводы, задавать вопросы, участвовать в обсуждении, подводить итоги.



Практическая работа, составление хроники революции, работа с документами.







6

Установление власти Советов в Брянском крае.




1

Октябрьские события в Брянске. Установление новой власти в уездах Брянщины. Борьба за власть в первые месяцы 1918 г.

Знать: понятия урока.

Уметь: отстаивать свою точку зрения, обобщать, делать выводы, работать с документами.



Практическая работа, работа с документами. Составление

плана –конспекта.









7

Германская интервенция и гражданская война и Брянский край.



1

Первые бои с германскими войсками. Организация Красной Армии на Брянщине. Организационная работа в тылу. Освобождение края. Ухудшение ситуации на фронте и в тылу. Противостояние в тылу и организация обороны.. Последние месяцы гражданской войны.

Знать терминологию урока.

Уметь: работать с текстом, сравнивать, обобщать, делать выводы, задавать вопросы, участвовать в обсуждении, подводить итоги.



Практическая работа, составление хроники гражданской войны, работа с документами.







8

Брянщина в годы НЭПА.

1

Административно-территориальное устройство и население Брянщины в 1920-1930-гг.. Переход к НЭПУ. Восстановление и развитие промышленности. Положение в сельском хозяйстве. Торговля и кооперация. Нерешенные проблемы.

Знать: основные понятия урока.

Уметь задавать вопросы, участвовать в обсуждении, подводить итоги



Работа с текстом, документом, составление сравнительной таблицы «политика военного коммунизма и НЭП»







9

Коллективизация сельского хозяйства на Брянщине. Промышленное развитие в годы первых пятилеток.


1

Выбор дальнейшего развития в 1920-х гг. Обострение борьбы в деревне. Ликвидация кулачества. Завершающий этап коллективизации и ее итоги. Промышленность Брянщины во второй половине 1920-х гг. и в годы 1-3 пятилеток.

Знать терминологию урока.

Уметь: работать с текстом, сравнивать, обобщать, делать выводы, задавать вопросы, участвовать в обсуждении, подводить итоги.



Практическая работа, работа с документами. Составление

плана –конспекта.









10

Брянщина в годы Великой Отечественной войны.

1.Начало Великой Отечественной войны. В период временной оккупации.

2.Брянщина после изгнания немецко-фашистских оккупантов.

2


Первые мероприятия по организации отпора врагу. Оборонительные сражения на Брянщине в августе – октябре 1941 г.. Фашистский оккупационный режим. Партизанское движение на Брянщине. Освобождение Брянщины от немецко-фашистской оккупации в 1943 г. Брянцы – герои Великой Отечественной войны. Трудовой подвиг брянцев в годы войны.

Знать терминологию урока.

Уметь: работать с текстом, документом, сравнивать, обобщать, делать выводы, задавать вопросы, участвовать в обсуждении, подводить итоги.



Практическая работа, составление хроники военных действий в крае, работа с документами, сообщения.







11

Брянская область в середине – второй половине ХХ века.

1.Брянский край в послевоенные годы. Промышленность и сельское хозяйство в 1950-1980-е гг.

2.Просвещение и культура на Брянщине в середине – второй половине ХХ века.

2


Образование Брянской области. Административные изменения. Восстановление разрушенного войной хозяйства и социально-культурной сферы. Промышленное развитие Брянщины в 1950 – 1980-е гг.. Сельское хозяйство и сельская жизнь. Просвещение и культура на Брянщине.

Знать: понятия темы.

Уметь: сравнивать, обобщать, делать выводы, дискутировать. Давать характеристику историческим и культурным деятелям.



Практическая работа, работа с документами. Составление

плана –конспекта.









12

Брянщина с середины 1980-х годов до конца XX века.


1

Общественная жизнь. Чернобыльская катастрофа и ее последствия. Общественно-экономические и социально-политические процессы в области. Культурная жизнь на Брянщине.

Знать: понятия темы.

Уметь: сравнивать, обобщать, делать выводы, дискутировать. Давать характеристику историческим и культурным деятелям.



Практическая работа, работа с документами. Составление

плана –конспекта.









13

Памятники Великой Отечественной войны на территории села.


1

Знакомство с историей родного села. Экскурсия «Памятники Великой Отечественной войны на территории села.

Знать: историю памятников Великой Отечественной войны на территории села.


Экскурсия







14

Итоговое занятие.




1

Защита рефератов.













Программа элективного курса «История Брянского края» для 9 классов (17 часов) Составитель

Отечества. Одним из конкретных появлений такого подхода стало включение в школьные программы по отечественной истории регионального компонента, т е истории родного края

158.59kb.

10 09 2014
1 стр.


Программа элективного курса по международному гуманитарному праву «Человек, останься человеком»

Программа элективного курса по международному гуманитарному праву «Человек, останься человеком» составлена на основе требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательной

91.86kb.

24 09 2014
1 стр.


Программа по физической культуре 1 класс Количество часов 99 часов

Составитель – Бабина О. В., учитель начальных классов, первой квалификационной категории

1281.68kb.

06 10 2014
3 стр.


Пояснительная записка Программа элективного курса «Медицинская география»

Программа элективного курса «Медицинская география» предназначенная для учащихся 9 класса, рекомендуется для учащихся планирующих в будущем выбрать профессию медика

82.86kb.

11 09 2014
1 стр.


Пояснительная записка: Программа элективного курса «Глобальные проблемы человечества»

Программа элективного курса «Глобальные проблемы человечества» предназначена для обучающихся 10 (11) класса, базируется на знаниях физической и экономической географии основной шко

223.34kb.

11 09 2014
1 стр.


Программа элективного курса «Химия в повседневной жизни»

Элективный курс разработан для учащихся 9 класса, имеющих базовые знания по неорганической химии и рассчитан на 17 часов

46.78kb.

15 12 2014
1 стр.


Рабочая программа по истории (учебный предмет) 7 (классы)

России. На изучение курса истории в 7 классе отводится 70 часов, из них, согласно программе, новая история изучается 30 часов, история России 40 часов

331.71kb.

03 09 2014
2 стр.


Программа элективного курса для учащихся 10-11 классов «Системное повторение курса математики»

«если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе» М. И. К

46.5kb.

09 10 2014
1 стр.