Согласовано: Утверждаю:
На заседании МС школы Директор МОУ Плюсковская сош
Председатель МС ____________/Р. И. Шилина/
__________/С. М. Андреюшина/ «____»__________2011 года
«____»_____________2011 года
В базовом учебном плане, утверждённом Департаментом общего и профессионального образования Брянской области на 2008-2009гг., курс « История Брянского края» предусматривается изучать в 8-9 классах общеобразовательных школ. В 9 классе предусматривается изучение 2 части данного курса в рамках компонента образовательного учреждения как элективного.
Вызвать у учащихся интерес к истории родного края, пробудить желание узнать как можно больше о своей малой родине, воспитывать у учащихся чувство любви к Родине, активную гражданскую позицию, учиться на примере своих предков делать добрые дела для своего Отечества, воспитывать патриотизм.
Данный курс способствует расширению и углублению базового курса истории России за счет изучения краеведческого материала.
- анализ и сопоставление фактов;
- анализ документов;
- работа с учебной и художественной литературой;
- оформление сообщений и рефератов.
- определение достоверности исторических фактов;
- установление последовательности событий;
- сравнение предлагаемых исторических событий, исторических личностей, анализ, оценка, выявление сходства и различия;
- высказывание суждений об изученном материале, версиях, существующих в различных источниках по поводу исторических событий, фактов, личностей.
Основные методы работы:
- лекции с последующим опросом;
- лекции с обсуждением документов;
- беседы;
- семинары;
- дискуссии;
- анализ исторических источников;
- практические работы;
- викторины.
Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирование
творческих умений, таких как:
- умение делать обобщение;
- умение систематизировать материал;
- умение составлять доклад по теме (на основе различных источников);
- умение перекодировать материал (схемы, таблицы, диаграммы);
- умение планировать и анализировать свою деятельность (составлять план, ставить цели, сравнивать результат и цели, выделять плюсы и минусы своей деятельности);
- умение оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность.
Чтобы оценить образовательную деятельность учащихся, важно не только уделять внимание развернутым ответам, в которых проявляется умение связно, образно излагать факты, но и формировать собственное отношение к оценке персонажей и фактов.
По окончании курса учащиеся должны:
- соотносить единичные факты и общие явления и процессы;
- называть характерные, существенные черты минувших событий и исторических личностей;
- сравнивать исторические события и исторических деятелей;
- излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий и личностей;
- объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории; излагать оценки событий и личностей;
- определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории, их оценку.
Для фиксации результатов и коррекции познавательной деятельности необходимы разнообразные виды заданий, в том числе и тестовые. Так измерителем обученности учащихся может быть:
- исторический диктант, в котором учащиеся должны уметь правильно соотнести исторический факт с указанными на доске названиями, историческую личность с её деятельностью;
- деформированный текст, в котором учащимся нужно вставить пропущенные слова, даты;
- текст с ошибками, в котором учащиеся должны исправить ошибки;
- обобщающие вопросы и задания;
- тесты.
Курс расширяет знания учащихся и включает новые, не содержащиеся в базовых программах, позволяет осуществить практическую деятельность школьников в изучаемой области знаний.
Данной программой определена такая последовательность изучения знаний, которая позволяет за короткий срок достичь поставленной цели, так как осуществляется опора на уже известные знания и практико-ориентированную деятельность.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
|
Наименование тем |
Всего часов
|
В том числе |
Формы контроля | ||
Лекции |
Прак- тика
|
Семи- нары
| ||||
1-2
|
Обзорный урок по истории Брянского края XVIII–XIX века
|
2 |
1
|
|
1
|
Участие в семинаре
|
3 |
Брянский край в начале XX в. |
1
|
|
1
|
|
Письменная работа. |
4
|
1905 год на Брянщине. Развитие революции в 1906 – 1907 гг. на Брянщине.
|
1
|
|
1
|
|
Письменная работа. |
5
|
Культурная жизнь на Брянщине в начале XX века.
|
1
|
|
|
1
|
Участие в семинаре
|
6
|
Февральская революция и общественно-политическая жизнь на Брянщине с весны до осени 1917 г.
|
1
|
|
1
|
|
Письменная работа. |
7
|
Установление власти Советов в Брянском крае.
|
1
|
1
|
|
|
|
8
|
Германская интервенция и гражданская война и Брянский край.
|
1
|
|
1
|
|
Письменная работа. |
9 |
Брянщина в годы НЭПА. |
1
|
|
1
|
|
Письменная работа. |
10
|
Коллективизация сельского хозяйства на Брянщине. Промышленное развитие в годы первых пятилеток.
|
1
|
|
1
|
|
Письменная работа. |
11–12
|
Брянщина в годы Великой Отечественной войны. |
2
|
1
|
1
|
|
Письменная работа. |
13–14
|
Брянская область в середине – второй половине ХХ века
|
2
|
|
1
|
1
|
Письменная работа, участие в семинаре |
15
|
Брянщина с середины 1980-х годов до конца XX века.
|
1
|
|
1
|
|
Письменная работа. |
16
|
Памятники Великой Отечественной войны на территории села.
|
1
|
|
1
|
|
Знакомство с историей родного села. Экскурсия по значимым местам . |
17
|
Итоговое занятие.
|
1
|
|
1
|
|
Защита рефератов. |
|
Итого |
17 |
3 |
12 |
3 |
|
Начало революции. Выступления крестьян. Революционные партии в крае. Высший подъем революции. Отступление революции. Крестьянское движение.
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Основное содержание |
Знания и умения |
Виды познавательной деятельности |
Дата | ||
план |
факт | |||||||
1 |
Обзорный урок по истории Брянского края XVIII–XIX века. 1.Обзорный урок по истории Брянского края XVIII века. 2. Обзорный урок по истории Брянского края XIX века.
|
2 |
Ключевые проблемы и факты истории Брянщины XVIII –XIX в. (социально-экономическая история, культура, персоналии). |
Знать: понятия темы. Уметь: сравнивать, обобщать, делать выводы, дискутировать. Давать характеристику историческим деятелям. |
Лекция с элементами беседы. Работать с текстом учебника: выделять главное, составить словарь темы. |
|
| |
2 |
Брянский край в начале XX в. |
1 |
Административное устройство и население Брянщины в конце XIX-начале XX вв. Экономическое и социальное развитие Брянщины в конце XIX-начале XX вв. |
Знать: понятия темы. Уметь: сравнивать, обобщать, делать выводы, выделять главное в тексте. |
Лекция с элементами беседы. Работа с документами. Составление хронологической таблицы. |
|
| |
3 |
1905 год на Брянщине. Развитие революции в 1906 – 1907 гг. на Брянщине. |
1 |
Начало революции. Выступления крестьян. Революционные партии в крае. Высший подъем революции. Отступление революции. Крестьянское движение. |
Знать терминологию урока. Уметь: работать с текстом, сравнивать, обобщать, делать выводы, задавать вопросы, участвовать в обсуждении, подводить итоги. |
Работа с текстом, документом, практическая работа. составление хроники революции. |
|
| |
4 |
Культурная жизнь на Брянщине в начале XX века. |
1 |
Образование, городской быт, меценатство. Деятели науки и культуры России начала XX в. И Брянский край. |
Знать: понятия урока. Уметь: отстаивать свою точку зрения, обобщать, делать выводы, работать с первоисточниками |
Сообщения, практическая работа, работа с документами. |
|
| |
5 |
Февральская революция и общественно-политическая жизнь на Брянщине с весны до осени 1917 г. |
1 |
Февральско-мартовское событие в Брянске. Общественно-политические настроения. Рост влияния большевиков. |
Знать терминологию урока. Уметь: работать с текстом, сравнивать, обобщать, делать выводы, задавать вопросы, участвовать в обсуждении, подводить итоги. |
Практическая работа, составление хроники революции, работа с документами. |
|
| |
6 |
Установление власти Советов в Брянском крае. |
1 |
Октябрьские события в Брянске. Установление новой власти в уездах Брянщины. Борьба за власть в первые месяцы 1918 г. |
Знать: понятия урока. Уметь: отстаивать свою точку зрения, обобщать, делать выводы, работать с документами. |
Практическая работа, работа с документами. Составление плана –конспекта. |
|
| |
7 |
Германская интервенция и гражданская война и Брянский край. |
1 |
Первые бои с германскими войсками. Организация Красной Армии на Брянщине. Организационная работа в тылу. Освобождение края. Ухудшение ситуации на фронте и в тылу. Противостояние в тылу и организация обороны.. Последние месяцы гражданской войны. |
Знать терминологию урока. Уметь: работать с текстом, сравнивать, обобщать, делать выводы, задавать вопросы, участвовать в обсуждении, подводить итоги. |
Практическая работа, составление хроники гражданской войны, работа с документами. |
|
| |
8 |
Брянщина в годы НЭПА. |
1 |
Административно-территориальное устройство и население Брянщины в 1920-1930-гг.. Переход к НЭПУ. Восстановление и развитие промышленности. Положение в сельском хозяйстве. Торговля и кооперация. Нерешенные проблемы. |
Знать: основные понятия урока. Уметь задавать вопросы, участвовать в обсуждении, подводить итоги |
Работа с текстом, документом, составление сравнительной таблицы «политика военного коммунизма и НЭП» |
|
| |
9 |
Коллективизация сельского хозяйства на Брянщине. Промышленное развитие в годы первых пятилеток. |
1 |
Выбор дальнейшего развития в 1920-х гг. Обострение борьбы в деревне. Ликвидация кулачества. Завершающий этап коллективизации и ее итоги. Промышленность Брянщины во второй половине 1920-х гг. и в годы 1-3 пятилеток. |
Знать терминологию урока. Уметь: работать с текстом, сравнивать, обобщать, делать выводы, задавать вопросы, участвовать в обсуждении, подводить итоги. |
Практическая работа, работа с документами. Составление плана –конспекта. |
|
| |
10 |
Брянщина в годы Великой Отечественной войны. 1.Начало Великой Отечественной войны. В период временной оккупации. 2.Брянщина после изгнания немецко-фашистских оккупантов.
|
2
|
Первые мероприятия по организации отпора врагу. Оборонительные сражения на Брянщине в августе – октябре 1941 г.. Фашистский оккупационный режим. Партизанское движение на Брянщине. Освобождение Брянщины от немецко-фашистской оккупации в 1943 г. Брянцы – герои Великой Отечественной войны. Трудовой подвиг брянцев в годы войны. |
Знать терминологию урока. Уметь: работать с текстом, документом, сравнивать, обобщать, делать выводы, задавать вопросы, участвовать в обсуждении, подводить итоги. |
Практическая работа, составление хроники военных действий в крае, работа с документами, сообщения. |
|
| |
11 |
Брянская область в середине – второй половине ХХ века. 1.Брянский край в послевоенные годы. Промышленность и сельское хозяйство в 1950-1980-е гг. 2.Просвещение и культура на Брянщине в середине – второй половине ХХ века.
|
2
|
Образование Брянской области. Административные изменения. Восстановление разрушенного войной хозяйства и социально-культурной сферы. Промышленное развитие Брянщины в 1950 – 1980-е гг.. Сельское хозяйство и сельская жизнь. Просвещение и культура на Брянщине. |
Знать: понятия темы. Уметь: сравнивать, обобщать, делать выводы, дискутировать. Давать характеристику историческим и культурным деятелям. |
Практическая работа, работа с документами. Составление плана –конспекта. |
|
| |
12 |
Брянщина с середины 1980-х годов до конца XX века. |
1 |
Общественная жизнь. Чернобыльская катастрофа и ее последствия. Общественно-экономические и социально-политические процессы в области. Культурная жизнь на Брянщине. |
Знать: понятия темы. Уметь: сравнивать, обобщать, делать выводы, дискутировать. Давать характеристику историческим и культурным деятелям. |
Практическая работа, работа с документами. Составление плана –конспекта. |
|
| |
13 |
Памятники Великой Отечественной войны на территории села. |
1 |
Знакомство с историей родного села. Экскурсия «Памятники Великой Отечественной войны на территории села. |
Знать: историю памятников Великой Отечественной войны на территории села. |
Экскурсия |
|
| |
14 |
Итоговое занятие. |
1 |
Защита рефератов. |
|
|
|
|
10 09 2014
1 стр.
24 09 2014
1 стр.
06 10 2014
3 стр.
11 09 2014
1 стр.
11 09 2014
1 стр.
15 12 2014
1 стр.
03 09 2014
2 стр.
09 10 2014
1 стр.