Государственный экзамен по специальности является обязательным элементом образовательного процесса подготовки специалистов в области истории. Государственный экзамен проводится в виде итогового междисциплинарного экзамена по окончании теоретической и методической подготовки, полученной студентами в процессе обучения.
Цель программы – помочь студентам подготовиться к междисциплинарному государственному экзамену.
К сдаче государственного экзамена допускаются студенты, полностью выполнившие учебный план подготовки специалистов. Результаты сдачи студентами государственного экзамена определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Оценка ОТЛИЧНО выставляется студенту, если он показывает глубокие и всесторонние знания по содержанию отдельных дисциплин в соответствии с программой государственного экзамена; отлично ориентируется в обязательной и дополнительной литературе; самостоятельно, логически стройно и последовательно излагает материал; демонстрирует умение анализировать различные научные взгляды, аргументировано отстаивать собственную научную позицию; обладает высокой культурой речи.
Оценка ХОРОШО выставляется студенту, если он показывает твердые знания отдельных дисциплин в соответствии с программой государственного экзамена; хорошо ориентируется в обязательной литературе; самостоятельно и последовательно излагает материал, предпринимает попытки анализировать различные научные взгляды и обосновать собственную теоретическую позицию; отличается развитой речью.
Оценка УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО выставляется студенту, если он в основном показывает знания отдельных дисциплин в соответствии с программой государственного экзамена; ориентируется лишь в некоторых источниках и литературе; допускает некоторые ошибки в изложении материала; предпринимает попытки анализировать различные научные взгляды и обосновывать собственную научную позицию по требованию комиссии; с трудом умеет установить связь теоретических положений с практикой; речь не всегда логична и последовательна.
Оценка НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО выставляется студенту, если он демонстрирует незнание основных положений отдельных дисциплин, включенных в состав государственного экзамена; не ориентируется в источниках и обязательной литературе; не в состоянии ответить на вопросы комиссии, обосновать собственную научную позицию; не умеет устанавливать связь теоретических положений с практикой; речь слаборазвита и маловыразительна.
Программа экзамена разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и состоит из двух частей.
Первая часть включает вопросы по истории и теории исторической науки. Она разработана факультетом истории, политологии и права ИАИ РГГУ.
Вторая часть включает вопросы по истории и теории исторической информатики, а также по методологии и технологии междисциплинарных исследований "на стыке" исторической и информационной науки. Она разработана кафедрой Электронных документов, архивов и технологий факультета технотронных архивов и документов ИАИ РГГУ.
ЧАСТЬ I
ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ № 020700 – ИСТОРИЯ
Программа включает вопросы по истории и теории исторической науки.
Программа включает 10 разделов, отражающих содержание основных специальных курсов и дисциплин специализации.
Общий характер программы обусловил специфику составления экзаменационных вопросов по различным темам.
Программа государственного экзамена утверждена на заседании кафедры истории и теории исторической науки.
Протокол № 3 от 19 ноября 2008 г.
Раздел I. Античная историография: рождение исторического знания (1000 г. до н. э. – 500 г. н. э.)
1.1. Определение понятия «античная историография»
Милет – центр греческой культуры архаической эпохи. Мир природы в представлениях великих ионийских философов.
VI в. до н.э. – появление прозаического описания. Критика прозаического описания. Содержание понятия «история». Лотографы и специфика рассказа-логаса. Устные и письменные источники лотографов. Фактографичность как писательский метод лотографов (описание Персии Харона, описание Лидии Ксанфа).
1.2. Геродот – первый универсальный историк, отец европейской исторической версии
Человек как центр исследований: связь понятий «история», «исследование», «узнавание» с целью составления повествования как «История» Геродота – решительный переход от «описания земли» к истории в собственном смысле слова как составления повествования о течении дел человеческих. Исторический сюжет как познавательная проблема.
Прагматическая историография и ее особенности. Превращение политической и военной истории в единственный предмет изучения. Метод реконструкции прошлого путем ретроспективных заключений.
Труд Полибия «Всеобщая история». Понимание истории Полибием как формы мысли, имеющей универсальную ценность для человеческого духа. Идея круговорота в истории. Развитие понятия прагматической истории (причинно-следственные связи).
1.5. Жанр всемирной истории
Тит Ливий. «История Рима от основания города» – художественная правда истории. Труд Ливия как модель национальной истории. Публий Корнелий Тацит. Труды Тацита «История» и «Анналы». История Тацита – драма. Аммиан Марцеллин – последний из плеяды великих римских историков. Империя – герой текста Марцеллина.
Тематика и жанры средневековых исторических сочинений. Специфическая форма сохранения социальной памяти в Средние века (литургическая практика).
Принципиальный анахронизм исторического сознания средневекового общества. Особенности средневекового исторического сознания (провиденциализм).
Понимание истории в версии ученой историографии латинского средневековья: основы христианской хронологии (сочинения св. Иеронима); модель политической истории христианского Запада (труды Павла Орозия); концепция борьбы двух миров – Града Небесного и Града Земного. Человеческая история – эпос, отражающий неизменную борьбу универсальных сверхъестественных сил.
Труд Аврелия Августина «О граде Божием» – понимание истории как глобального религиозного процесса.
2.2. Гуманистическая историография эпохи Ренессанса
Определение понятия гуманизма. Характерные черты итальянской гуманистической историографии. Особенности германской историографии Реформации и Контрреформации.
Специфика ренессансной историографии. История – сфера деятельности людей, общая секуляризация исторического сознания. Возвышение проблематики политической истории. Деление истории на три периода: античную, средневековую и современную – в культуре Ренессанса.
Становление традиции отбора, оценки и критики исторических литературных источников. Значение труда Лоренцо Валла «Трактат о подложности Константинова дара» как первого примера аргументированной критики достоверности исторического источника. Роль гуманистического знания в процессе превращения эмпирической и религиозной историографии средневековья в критическую и научную.
Основные типы древнерусских исторических произведений – летописи и хронографы. Особенности русского летописания. Дискуссия о происхождении, природе и социальных функциях русского летописания.
Периодизация истории летописания. Первый период – период киевского летописания. Второй период – становление местного летописания. Третий период – превращение московского летописания в официальное повествование о русской истории. Значение «Лицевого свода» как последнего монументального произведения московской и общерусской летописной традиции.
Раздел III. Историческое знание раннего нового времени
3.1. Научная революция и историческое знание XVII в.
Определение понятия научной революции в европейской культуре XVI – XVII вв. Хронологические рамки и новаторские принципы конструирования познания в интеллектуальном пространстве научной революции. Новый образ европейской науки раннего нового времени: исключение истории как знания из контекста дисциплинарных переопределений. Значение труда Фрэнсиса Бэкона «Новый органон, или Великое восстановление наук». Единство истории и опытного естественнонаучного знания.
Труды Рене Декарта «Рассуждения о методе» и «Начала философии» – вклад в формирование рациональной механистической картины мира конца XVIII – XIX вв. Теория естественного права и общественного договора. История совершенная (политическая историография) и несовершенная (антикварианизм).
3.2. «Философская история» эпохи Просвещения:
практика историописания
Новый импульс историографии в последней трети XVII – XVIII вв.: в век Просвещения. Переосмысление понятия «человек и общество» на основании рациональной философии и экспериментальных наук в интеллектуальной культуре Просвещения. Критическое отношение к власти и традиции. Влияние философии на историю. Концепции прогресса и исторических циклов. Значение труда Шарля Луи Монтескье «О духе законов». Оформление европоцентричного взгляда на культуру и цивилизацию с точки зрения общности человеческой природы.
Сочинение Иоганна Готфрида Гердера «Идеи к философии истории человечества»: понимание культуры как способа жизни общества. Теория органического движения культур.
Труд Вольтера «Опыт о нравах и духе народов и о главных исторических событиях»: попытка представить историю всего человечества.
Сочинение Джамбаттиста Вико «Основания новой науки об обшей природе наций»: целостная оригинальная теория исторического процесса и методов познания истории.
Идеи Просвещения в британской интеллектуальной культуре. Значение труда лорда Болингброка «Письма об изучении и пользе истории»: различение двух типов исторического письма – поэтического и рационалистического.
Основы новых подходов к изучению прошлого в российском знании в интеллектуальном пространстве «философской истории». Место истории в системе естественных наук в Петербургской академии наук. Древнейшее прошлое России как предмет изучение немецкими учеными Академии наук (Г.–З. Байер, Г.–Ф. Миллер, А.–Л. Шлецер). Полемика вокруг норманнской теории.
Рационально-прагматическая концепция как продолжение традиционного взгляда на историю России (М.М. Щербатов, И.Н. Болтин, Н.М. Карамзин).
Пересмотр механистической картины мира, способности разума к сознательному преобразованию мира. Определение понятия романтизма. Оформление истории как самостоятельной специализированной дисциплины.
Общие принципы романтизма. Ключевой принцип романтизма: принцип историзма – движение истории понимается как органический процесс. Культивирование интереса к европейскому средневековью. Интерпретация явлений прошлого как уникальных и неповторимых.
Представление об основе всемирной истории как о процессе беспрерывного, прогрессивного движения от несовершенного к совершенному. История есть последовательное самораскрытие через историческую конкретику замысла духа (для Гегеля – это идея, для Шеллинга – мировой дух, для Фихте – эго-принцип). Концепция Г.-В. Гегеля – первая собственно историческая концепция, охватывающая весь исторический процесс как целое.
Актуальность понятий нация, национальное государство, патриотизм для историков-романтиков. Национальная идентичность как проявление духа народа.
Появление нового литературного жанра – исторического романа, его влияние на способы написания национальных историй. Книга Томаса Карлейля «Герои, почитание героев и героическое в истории» – восприятие истории «глазами души».
Формирование двух интеллектуальных полюсов в историческом знании начала XIX в.
Позиция «исторической школы» права (Фридрих Карл Савиньи, Карл Фридрих Эйхгорн): длительное, естественное развитие законов, их соответствие национальной культуре и «народному духу». Сочинение Савиньи «О призвании нашего времени к законодательству и науке о праве» как манифест «исторической школы» права. Оформление новых функций исторического знания: 1) служить основой законотворчества и принятия политических решений; 2) формирование социальной идентичности.
Французская либеральная историческая школа (О. Тьерри, Ф. Гизо, Ф. Минье, А. Тьер) – плодотворное соединение идей просветителей и романтиков. Концентрация исследовательского внимания на политической истории средневековья и нового времени.
Сочинения Огюстена Тьерри «История завоевания Англии норманнами» и «Письмо об истории Франции». Идентификация понятий «народ» и «третье сословие». Акцентировка внимания на моменте завоевания в английском и французском прошлом. Идея борьбы как принцип, заложенный в основание западного мира.
Труды Франсуа Гизо «Опыты по истории Франции» и «История цивилизации в Европе». Центральная идея автора – французская история есть поле перманентной битвы побежденных с победителями, суть которой – борьба между сословиями. Классическая теория феодализма.
Демократическое романтическое течение во французской историографии. Произведения Жюля Мишле «История Франции» (в 17 томах) и «История Французской революции» (в 7 томах). Обращение к работе с архивными документами. История как эпическая поэма. Сближение в ранней профессиональной историографии принципов эрудитского знания, литературной политической истории и идеи научности.
5.3. Российская романтическая историография первой пол. XIX в.
Критическое направление в российской исторической мысли: переосмысление концепции Карамзина и противопоставление ей новое понимание исторического процесса и принципы его изучения. Проявление критического направления в творчестве И.-Ф.-Г. Эверса (осмысление истории Российского государства с новых позиций); Н.А. Полевого (объединение в систему основные идеи нового подхода к изучению прошлого); М.Т. Каченовского (указание на необходимость углубленного изучения эмпирического материала).
Ослабление «внутреннего духовного разума России» под влиянием западноевропейского рационализма. Основная идея славянофилов – восстановить разрушенное основание, обратившись к присущему только русским душевному складу. А.С. Хомяков и И.В. Киреевский – теоретики славянофильства. Первые славянофилы (К.С. Аксаков, П.В. Киреевский, А.И. Кошелев, Ю.Ф. Самарин). Славянофилы – первые русские «европейцы», создавшие основы самостоятельной философии истории.
Историческая схема К.С.Аксакова. Деление русской истории по столицам как по эпохам. Пассивность народа в русской истории. Петровские реформы – нарушение традиционного разделения функций и прав между народом и государством. Политика Петра – политика насильственной европеизации. Историческая модель славянофилов – упрошенная традиционная государственная схема.
Определение понятия «школа в науке». Оформление научной школы-направления авангардного типа в российской историографии – историко-юридической школы. Общая система взглядов представителей школы на отечественную историю. Своеобразие научной проблематики каждого из членов школы.
Два возраста народов. Борьба родовых и государственных начал, «старых» и «новых» городов, леса со степью.
Факторы, определяющие темпы развития народов: природно-географические условия жизни народа (природа страны), характер племени (народа) и внешние события, отношения с другими народами. Русский народ – народ исторический.
Взаимоотношения народа, государства и личности. Органическая связь народа и государства. Этапы становления и развития Российского государства.
«История России с древнейших времен» (1851–1879) С.М. Соловьева – самый большой 29-томный обобщающий труд в отечественной историографии – первое в историографии изложение истории России с древнейших времен до XVIII в. Проблематика работы: государственный строй, социальный состав населения, законодательство, состояние торговли, промышленности, религия, церковь, обычаи и нравы.
Органическая концепция истории России С.М. Соловьева: закономерный, внутренне обусловленный, единый процесс, направленный на достижение всеобщего благоденствия.
Влияние позитивизма на методологию изучения конкретных процессов и отношений прошлого и настоящего. Успехи естественных дисциплин: укоренение идеи органического развития общества. Стремление стереть принципиальные различия между историческим и естественно научным познанием. Позитивистское видение науки: 1) установление фактов; 2) разработка законов. Задача обнаружения законов общественной динамики для объяснения прошлого и настоящего и предсказания будущего. Цель истории – познание закономерностей общественного развития. Всемирная и национальная история – воплощение универсальных законов. Позитивистское понимание истории как суммы изолированных событий. Позитивистская трактовка понятия «исторический факт».
Огюст Конт (1798–1857). Создание новой науки – социальной физики или социологии как «сверх-истории». Необходимость истории для социального предвидения: идеи правят миром.
Джон Стюарт Милль (1806–1876) – приверженец концепции Вико. Ориентирование методологии истории на выявление влияния общественных отношений на мировоззрение и деятельность исторических личностей.
Герберт Спенсер (1820–1903) – создатель целостной модели социальной эволюции. Процесс дифференциации и усложнения функций – основной закон развития всей человеческой истории.
Ипполит Тэн (1828–1893): историческая наука как «психологическая анатомия». Психологический метод Тэна.
Труд Генри Томаса Бокля (1821–1862) «История цивилизации в Англии» – классический пример приложения принципов позитивизма к историографии. Главная задача исторической науки – обобщение отдельных фактов и открытие универсальных законов человеческого духа. Культурно-историческая традиция как прямое производное от внешних природных условий. Опора Бокля на статистику. Отождествления прогресса общества с прогрессом науки.
Позитивисткая методология истории: опора на теорию многофакторности, признание движущей силой истории народные массы. Утверждение в теории позитивистской историографии принципа беспристрастности научного исследования и исключение оценочных суждений.
Новый интеллектуальный климат в европейской культуре 50-х гг. XIX века. Материалистическая теория К. Маркса. Приоритет материальной жизни, отношения производства и собственности в определении всеобщего порядка вещей в мире. «Исторический материализм» К. Маркса и Ф. Энгельса – наиболее системная и всеобъемлющая теория исторического процесса XIX века. Спорные моменты теории Маркса – Энгельса.
Ранняя работа Маркса «Критика гегелевской философии права»: критический анализ основных положений теории Гегеля. Главный предмет исторического изучения Маркса – общество, отношения между классами в различные эпохи. История как процесс смены социально-экономических формаций.
Бартольд Георг Нибур (1776–1831) – автор критического метода анализа. Двойная задача историка: 1) критический анализ источника; 2) реконструкция исторической действительности. Отсутствие необходимости интерпретации текстов.
Историзм в версии Леопольда фон Ранке: «показать, как все происходило на самом деле». Приоритет тщательной работы с документами, объективности эмпирических изысканий перед абстрактными теориями и художественными образами. Критерий отбора источников. Реконструкция событий прошлого в виде исторического нарратива. Описание последовательности событий – путь к выявлению истинного хода истории.
Принцип исторической правды в этическом и эстетическом смысле. Влияние школы Ранке на историческое знание XIX – XX вв. Познаваемость исторического прошлого. Придание истории статуса научного знания.
Культ письменного источника Нюма Дени Фюстель де Куланжа: прошлое непосредственно предстает перед историком в источниках. Историческая наука – здравое толкование документов.
Сочинение Шарля Виктора Ланглуа (1863–1929) и Шарля Сеньобоса (1854–1942) «Введение в изучение истории» – свод правил критики источников. Точный метод критического исследования. Эвристика – первая и главная часть работы историка. Значение вспомогательных исторических дисциплин в профессиональной подготовке историка. Два ряда вопросов к источнику: 1) критика достоверности; 2) критика точности.
Коренное отличие метода исторической науки от метода положительных наук. Исторический, или косвенный метод: его значение в установлении истины. Процедуры для группировки фактов в научное целое.
Значение труда Александра Сергеевича Лаппо-Данилевского (1863–1919) «Методология истории» – первого фундаментального исследования своеобразия исторического познания с неокантианских позиций. Коренные вопросы исторического познания в русле неокантианской методологии. Связь между теорией исторического познания, методологией источниковедения и методологией исторического построения. Определение исторического источника. Основные виды источников, принципы их классификации, методы критики и интерпретации.
10 09 2014
3 стр.
17 12 2014
1 стр.
12 10 2014
1 стр.
01 10 2014
5 стр.
14 12 2014
1 стр.
14 10 2014
1 стр.
10 09 2014
1 стр.
29 09 2014
4 стр.