Кафедра организационной психологии
«Прикладная социальная психология»
Е.Р. Агадуллина, М.В. Котова, Н.М. Лебедева, Е.Ю. Мандрикова, А.Н. Татарко
а) ее ориентированность, как на исследовательскую, так и на практическую области деятельности специалиста – социального психолога;
б) введение в состав программы курса по психологической оценке социальных программ, который ранее не преподавался на факультетах психологии российских университетов;
в) ориентация на подготовку в области двух научных направлений прикладной социальной психологии: экономическая психология и кросс-культурная психология.
Магистерская программа направлена на фундаментальную подготовку выпускников в следующих предметных областях:
Время проведения курса: |
1 год обучения |
Статус |
обязательный |
Курс задуман как «перевод» основных понятий и категорий философии науки и дискуссий о природе и логике социальных и психологических исследований на практический язык, а также обсуждение того, как планировать и проводить собственные эмпирические исследования.
Основной упор будет сделан на обоснование подходов, построенных на разных парадигмах, и на применении комбинации различных методов. Так, например, на этапе формулировки исследовательской проблемы будут обсуждаться вопросы о природе социальной и психологической реальностей и основные положения позитивизма, пост-позитивизма и социального конструкционизма. Также будут рассматриваться такие направления рассуждений о природе социальной реальности и поведения людей в обществе, как: социальный реализм, феноменология и подход, построенный на интерпретациях.
При обсуждении стратегий генерирования и сбора данных планируется обсудить такие исследовательские парадигмы, как: индуктивная, дедуктивная, абдуктивная и ретродуктивная. Проблема научного знания, его валидность и соответствие реальности будет постоянно подниматься и обсуждаться в ходе данного курса. Во второй половине курса будет обсуждаться роль теории в социально-психологических исследованиях и различие между пониманием и объяснением при интерпретации результатов.
Курс закончится обсуждением со студентами пройденных тем и их значения для их будущей профессиональной деятельности. Студенты представят свои работы по философскому обоснованию своих текущих проектов.
Время проведения курса: |
1 год обучения |
Статус |
обязательный |
Курс предполагает последовательное освоение следующих тематических разделов.
Методология организации исследования в социальной психологии и прикладных социально-психологических исследованиях. Конструирование социально-психологических шкал и опросников. Планирование социально-психологического и социологического исследования.
Статистические методы обработки данных эмпирического исследования: сравнение средних, корреляционный анализ, факторный анализ и его виды, регрессионный анализ – простой и множественный, логистическая регрессия, однофакторный дисперсионный анализ, многофакторный дисперсионный анализ. Методы непараметрической статистики. Оценка нелинейной связи по Соммерсу. Метод CHEID – как непараметрический аналог факторного анализа. S-критерий тенденций Джонкиера. L-критерий Пейджа. Методы проверки соответствия эмпирического распределения данных теоретическому. Кластерный анализ и его виды. Многомерное шкалирование. Методы анализа временных рядов. Критерий тренда. Дискриминантный анализ. Методы анализа пунктов теста (коэффициент альфа, корреляция расщепленных форм). Коэффициент конкордации при работе с экспертами. Анализ причинности. Путевой анализ. Моделирование структурными уравнениями (LISREL, SPATH).
Методология качественных исследований. Соотношение качественных и количественных методов в социальной психологии. Особенности данных и формирования выборки в качественном исследовании. Области качественных исследований (этнография, феноменология, полевые исследования, теория «восхождения к теории»). Валидность качественного исследования. Этические основы качественного исследования. Методы качественного исследования. Наблюдение, неструктурированное интервью, фокус-групповое интервью, метод кейс-стади. Контент-анализ. Краткий обзор технологии анализа изображений, историй жизни (автобиографического метода).
Курс предполагает большой объем практических занятий для освоения технологии работы с каждым из видов анализа данных.
Время проведения курса: |
2 год обучения |
Статус |
обязательный |
Курс предполагает последовательное освоение следующих тематических разделов.
Оценка программ как аналитический инструмент. Формирование «индустрии» оценки. Национальные и международные ассоциации, стандарты оценивания, общие принципы оценивания и стандарты различных обществ и ассоциаций (США, Германии, Франции, Швейцарии, Великобритании и др.). Развитие оценивания в России и СНГ, международная сеть «Оценка программ».
Основные теоретические подходы и модели оценивания. Методология оценивания. Прогнозирующее (ex-ante), текущее и итоговое (еx-post) оценивание, их разновидности. Внешнее и внутреннее оценивание, self-evaluation. Оценивание, ориентированное на практическое использование (utilization-focused evaluation). Оценивание, «свободное» от цели (goal-free evaluation) и целенаправленное оценивание (goal-based evaluation).
Построение программы оценочного исследования: формулирование ключевых вопросов оценочного исследования, определение методов оценивания, выявление показателей реализации программы. Методологические подходы к оцениванию: экспериментальный, квази-экспериментальный, не экспериментальный. Понятие валидности и надежности. Оптимизация методологии проведения оценки. Планирование и этапы оценочного исследования. Определение выборки исследования, используемых методов. Диспозиции участников оценки, построение взаимоотношений между участниками процесса оценки. Ответственность консультанта-оценщика.
Роль психолога в реализации оценки программ. Анализ психологических причин неэффективности социальных проектов. Разбор примеров учета психологических аспектов эффективных социальных проектов. Психологический анализ эффективности государственных программ по урегулированию межэтнических отношений в результате межэтнических конфликтов, по адаптации мигрантов и беженцев. Анализ психологической адаптации населения в результате проведения социальных, политических и экономических реформ. Анализ трансформации идентичности (социальной, политической, экономической) в результате реформ.
Юридические основы экспертизы. Опора на федеральные законы, этические кодексы при проведении экспертизы. Структура экспертного отчета. Требования к заключению эксперта. Раздел рекомендаций. Этические особенности работы эксперта. Представление экспертного отчета.
Время проведения курса: |
1 год обучения |
Статус |
обязательный |
Курс предполагает последовательное освоение следующих тематических разделов.
История социальной психологии и современное состояние. Краткий обзор исследовательских методов в социальной психологии Соотношение фундаментального и прикладного исследования в социальной психологии. Фундаментальные процессы в социальной психологии.
Психология социального познания. Инструменты конструирования социального мира. Теория социальных представлений (С. Московичи, Д. Жодле). Структура социальных представлений. Формирование и изменение социальных представлений. Социальные схемы, скрипты и сценарии (М. Аугостинус, С. Фиск). Социальная категоризация (Дж. Брунер). Соотношение когниций и эмоций. Социальная психология эмоций, атрибутивные процессы и теория социальной атрибуции. Побуждение к каузальной атрибуции. Ошибки и предубеждения в каузальной атрибуции (фундаментальные ошибки атрибуции, различия между деятелем и наблюдателем, установка на самооправдание). Функции и последствия каузальной атрибуции. Атрибуция и мотивация (Ф. Финчем, М. Хьюстон).
Психология социальной установки, социальная психология личности. Социальное взаимодействие и поведение. Просоциальное поведение и агрессия, кооперация и конкуренция в социальном взаимодействии, психология социального влияния. Феномен аттракции. Симпатия, дружба, любовь как различные уровни аттракции. Практическое значение исследований аттракции. Ситуации, способствующие аффилиации. Мотивы аффилиации (социальное сравнение, уменьшение тревоги, поиск информации). Эффекты аффилиации. Аттракция и развитие дружеских отношений. Близкие отношения: удовлетворенность и распад (Б. Буунк). Групповые процессы. Социальное влияние в малых группах. Психология предрассудка и дискриминации, психология межгрупповых отношений.
Прикладные аспекты социальной психологии. Взаимосвязь между практической и прикладной социальной психологией. Качественные методы в прикладной и практической социальной психологии. Статус прикладного исследования. Социальная нейронаука, эволюционная социальная психология, психология здоровья, социальная психология в организациях, психология межкультурного взаимодействия.
Время проведения курса: |
1 год обучения |
Статус |
по выбору |
Культура и социальная структура. Культура и основные социальные институты. Культурные процессы. Социокультурная динамика: социологический анализ социальных изменений и культурных трансформаций.
Время проведения курса: |
1 год обучения |
Статус |
по выбору |
Курс предполагает последовательное освоение следующих тематических разделов.
Предмет и объект социальной и экономической антропологии. Определение культуры. Основные свойства культуры. Принципы типологии доиндустриальных обществ. Экстенсивные и интенсивные культуры. Формы обмена и распределения, их связь с социальной структурой. Инерция культуры как фактор развития в доиндустриальных обществах. Основные факторы, влияющие на особенности экономической культуры и социальной структуры в различных обществах.
Социальная структура, формы социального контроля, взаимопомощь. Организация семьи и домохозяйства. Роль государства в функционировании сельских сообществ. Влияние исторических особенностей сельской общины на судьбы общества в условиях индустриального развития. Экономическая культура городов в аграрных обществах. Исторические особенности российских городов по сравнению с европейскими и китайскими городами. Влияние исторических особенностей формирования городского населения на современную экономическую и деловую культуру.
Процессы глобализации и проблема сохранения этнокультурного многообразия мира. Факторы, способствующие сохранению роли территориальных и этнических общностей. Этнос как основной механизм сохранения традиций – миф или реальность? Мезоструктура как основной механизм, обеспечивающий устойчивость этноса. Типология этнических общностей. Феномен этнического предпринимательства, дискуссия вокруг данного термина. Современные тенденции развития деловой культуры. Особенности экономической и деловой культуры российского общества в XX веке.
Основные проблемы экономической антропологии, их постановка на различных этапах развития науки. Эволюционизм и диффузионизм. Сравнительное изучение цивилизаций: Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, Л.Н. Гумилев и др. Географическая школа (К. Витфогель и Л. Мечников). Функционализм (Б. Малиновский, А.Р. Редклифф-Браун, Э. Дюркгейм, М. Мосс). Зарождение и закат «экономической антропологии» - дискуссия между формалистами и субстантивистами (К. Поланьи, Дж. Дальтон, Р. Ферс, Р. Салинз, М. Херсковиц). Школа Анналов, ее вклад в осмысление культурной специфики экономического развития цивилизаций. Значение работ М. Вебера для понимания тенденций развития человечества. Эволюция идей экономической антропологии в условиях современного общества.
Время проведения курса: |
1 год обучения |
Статус |
по выбору |
Роль социальных и маркетинговых исследований в процессе принятия управленческих решений. Основные направления современных исследований. Исследовательские организации в России и мире. ESOMAR и другие профессиональные объединения.
Исследовательская стратегия (программа, план, предложение и бюджет исследования). Исследования рыночных возможностей. Сегментация рынка. Исследование потребителей. Исследование продукта: разработка концепции, позиционирование марки, тестирование продукта и упаковки.
Исследование продукта: usage and attitude (использование и отношение). Диагностика бренда продукта, имиджа компании. Определение ценовой стратегии. Удовлетворенность потребителя, оценка лояльности.
Исследование рекламы и продвижения: предварительное тестирование рекламы, определение эффективности рекламной кампании.
Исследование СМИ. Исследования в области социального маркетинга. Электорально-политические исследования.
Время проведения курса: |
1 год обучения |
Статус |
обязательный |
Курс предполагает последовательное освоение следующих тематических разделов.
История экономической психологии. Основные взгляды на предмет исследования экономической психологии.
Основные направления исследований в экономической психологии. Экономическая социализация: феноменология процесса и основные этапы. Экономическое самоопределение и экономическая идентичность личности (А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко, В.А. Хащенко). Понятие экономического поведения и его детерминанты. Уровни анализа экономического поведения. Психология денег (А. Фернам, М. Аргайл). Сберегающее поведение. Психология инвестиционного поведения и трейдинга. Поведение потребителей. Способы исследования поведения потребителей. Психологические аспекты маркетинга. Теоретические подходы к принятию экономических решений (Д. Канеман и А. Тверски, Е. Ланге, Р. Хогарт, Р. Нисбетт и Л. Росс). Формирование стратеги выбора при принятии экономических решений и оценка правильности принятого решения. Использование теории игр для объяснения экономического поведения. Роль представлений о нравственности и справедливости при принятии экономических решений.
Влияние культуры на экономическое поведение. Кросс-культурные исследования в экономической психологии. Культурные ценности, нормы, социальные аксиомы (Г. Хофстед, Ш. Шварц, М. Бонд и К. Леунг) их роль в формировании экономического поведения.
Психология предпринимательства. Мотивация предпринимательской деятельности. Психологические детерминанты успешности предпринимателя. Исследования российских предпринимателей (А.Л. Журавлев, Е.Б. Филинкова).
Психология социального капитала (Р. Патнем, Ф. Фукуяма, Д. Колмен и др.). Влияние социального капитала на индивидуальное и групповое экономическое поведение. Макроэкономические эффекты социального капитала Кросс-культурные различия социального капитала. Удовлетворенность материальным благополучием. Роль материального благополучия в формировании удовлетворенности жизнью. Межстрановые и кросс-культурные различия в благополучии и удовлетворенности жизнью (по материалам мировых социологических обзоров (WWS, ESS).
Время проведения курса: |
1 год обучения |
Статус |
обязательный |
Курс предполагает последовательное освоение следующих тематических разделов.
Что такое кросс-культурная психология? Задачи кросс-культурной психологии. Основные понятия. Теоретические проблемы кросс-культурной психологии. Роль культуры в социальном поведении человека. Влияние западного менталитета на становление кросс-культурной психологии. Психологическая антропология. Культурная психология. Индигенные психологии.
Стратегии исследования в рамках кросс-культурной психологии. Эволюция кросс-культурных методов исследования: краткий обзор. Сходство и различия поведения в разных культурах. Культурная трансмиссия и индивидуальное развитие. Раннее развитие и практики ухода за ребенком в разных культурах. Инкультурация и социализация. Нравственное развитие и культура. Культурные факторы социального поведения: социокультурный контекст, конформизм, ценности.
Cоциальное познание и культура. Когнитивное развитие в контексте культуры: исследования восприятия, интеллекта, навыков, когнитивных стилей. Влияние культуры на когнитивные процессы: категоризация, научение и память, решение проблем, креативность. Язык и культура. Универсальность и культурная специфика эмоций. Гендерные роли и стереотипы, кросс-культурные теории усвоения гендерной ролевой ориентации. Специфика межкультурного восприятия, структурные и динамические характеристики. Понятие категоризации. Атрибутивные процессы в межкультурном восприятии, стереотип и стереотипизация. Роль атрибутивных процессов в этнокультурных конфликтах.
Культура и личность. Изучение личностного развития в различных культурах. Становление механизмов контроля, личностный и коллективный контроль поведения. Кросс-культурные исследования психического здоровья. Понятия «Я-концепции» и этнической идентичности. Специфика этнической идентичности. Понятие биэтнической идентичности.
Аккультурация и межкультурные отношения. Теории этноцентризма и мультикультурализма. Подготовка к межкультурному взаимодействию. Этническая толерантность в межкультурном взаимодействии. Методы налаживания конструктивного и толерантного межкультурного взаимодействия.
Системы измерения мировых культур и цивилизаций (Р. Инглхарт, Л. Харрисон, С. Шварц, Х. Триандис, Г. Хофстед, М. Бонд и др.). Связь измеряемых параметров с политическими, экономическими и социальными институтами, состоянием здоровья и психологического благополучия людей. Перспективы развития кросс-культурной психологии.
Время проведения курса: |
1 год обучения |
Статус |
по выбору |
Время проведения курса: |
1 год обучения |
Статус |
по выбору |
Курс предполагает последовательное освоение следующих тематических разделов.
Культура и структура организации. Измерения культур в организационной кросс-культурной психологии (Г. Хофстед, Ф. Тромпенаарс, Ч. Хампден-Тернер, Р. Льюис). Культура и мотивация в организациях. Содержательные и процессуальные теории мотивации и культура. Взаимосвязь культуры и контроля, достижения целей, подачи обратной связи, вознаграждения. Культура и удовлетворенность работой. Влияние культуры на отношения индивида и организации. Культура и организационное согласие. Культура и психологические контракты. Культура и справедливость в организационном контексте. Культура и переговоры.
Культура и стили лидерства: Индия, Япония, страны Ближнего Востока. Интегральная кросс-культурная модель лидерства. Специфика менеджмента в различных культурах. Теории европейского менеджмента. Теории американского менеджмента. Практика американского менеджмента. Практика японского менеджмента. Факторы успешности менеджеров в разных культурах. Проблемы, возникающие при управлении поликультурными коллективами.
Национальная и корпоративная культуры. Типы корпоративных культур. Взаимодействие национальной деловой и корпоративной культур в странах с переходной экономикой. Психологические особенности российской деловой культуры. Феномены межгруппового восприятия: стереотипы, предрассудки, этноцентризм и их роль в совместной деятельности сотрудников поликультурного коллектива. Проблема сотрудничества российских и зарубежных менеджеров. Этнокультурная компетентность руководителя. Проблемы формирования единой организационной культуры в полиэтнических коллективах. Мотивация поликультурной группы.
Использование культурного ассимилятора при управлении поликультурными коллективами. Использование тренинга этнокультурной компетентности как метода обучения в процессе управления поликультурными коллективами.
Время проведения курса: |
1 год обучения |
Статус |
по выбору |
Курс предполагает последовательное освоение следующих тематических разделов.
История развития психологии межгрупповых (межкультурных) отношений и современные подходы. Роль когнитивных процессов в межгрупповом восприятии. Специфика межгруппового восприятия, структурные и динамические характеристики межгруппового восприятия. Этноцентризм как один из механизмов межгруппового восприятия. Понятие категоризации. Атрибутивные процессы в межгрупповом восприятии. Стереотип и стереотипизация. Фундаментальная и мотивационные ошибки атрибуции, социальная каузальная атрибуция в межгрупповых отношениях. Специфика этнической идентичности. Структура и функции этнической идентичности. Формирование идентичности, стратегии поддержания позитивной этнической идентичности. Бикультурализм.
Понятие социальной установки. Формирование и изменение установки. Природа предубеждения. Источники формирования предубеждения, современные теоретические модели предубеждений. Представления о способах преодоления предубеждений.
Определение и формы межкультурных отношений, конфликтность межкультурного взаимодействия. Основные объяснения межкультурных конфликтов. Индивидуальный уровень объяснения: классический психоанализ, теория фрустрации-агрессии, теория авторитарной личности. Групповой уровень объяснения: теории реального конфликта, социальной идентичности и самокатегоризации. Общественный уровень объяснения: теории социального доминирования и оправдания социальной системы. Формы демонстрации межкультурного конфликта.
Стереотипы и предрассудки: виды, функции, влияние на поведение, условия актуализации. Межгрупповая дифференциация: структура, функции, условия актуализации. Другие эффекты межкультурного взаимодействия: гомогенность аутгруппы, «черная овца», сверхисключение. Формирование стереотипов и социальной идентичности. Оптимизация межкультурных отношений. Подавление стереотипов, эффект бумеранга. Осознанное и неосознанное изменение стереотипов.
Гипотеза контакта: условия выполнения. Когнитивные модели оптимизации межкультурного взаимодействия.
Время проведения курса: |
2 год обучения |
Статус |
по выбору |
Курс предполагает последо-вательное освоение следующих тематических разделов.
Поведение потребителей как междисциплинарная область исследования. Методо-логические основания исследо-ваний потребительского поведения: позитивизм и постмодернизм в исследовании потребителей. Теоретико-методологические подходы к изучению поведения потребителей: экономическая теория покупательского спроса; теория покупательских мнений в совокупном спросе (Дж. Катона); многофакторные маркетинговые модели потребительского поведения (Д. Энджел, Р. Блэкуэлл, Ф. Котлер, Дж. Говард и Дж. Шет, Д. Никосиа и др); потребительское поведение в русле экономической психологии.
Первые социологические концепции потребительского поведения: товарный фетишизм (К. Маркс), теория престижного потребления (Т. Веблен), теория моды (Г. Зиммель), концепция роскоши (В. Зомбарт) и др. Влияние психологических теорий на понимание и исследование потребительского поведения: психоанализ и «мотивационные исследования потребителей» (Э. Дихтер), необихевиоризм и исследование «чёрного ящика» потребителя (Ф. Котлер, Н. Андреасен), когнитивные модели поведения потребителей (Г. Саймон, Дж. Бэттман). Культура потребления и социальные проблемы потребителей. Эволюция основных концепций маркетинга и потребительское поведение.
Потребление как деятельность. Мотивация поведения потребителей. Психологические особенности принятия решения потребителями: осознание проблемы, информационный поиск, осуществление выбора продукта, совершение покупки, послепокупочные процессы: факторы удовлетворения и лояльность потребителей. Стили принятия решений потребителями. Индивидуально-психологические особенности потребителей.
Социально-психологические аспекты потребительского поведения. Потребительская социализация. Мода как фактор поведения потребителей. Иррациональные механизмы потребительского поведения. Эффекты «нерационального» потребительского поведения Кросс-культурные особенности поведения потребителей. Изучение адаптации россиян к рыночным условиям. Консьюмеризм как современная тенденция потребительского поведения.
Виды потребительского поведения. Импульсивные покупки и их психологические причины. Терапевтическая функция вещей. Бренд как социально-психологическое явление. Психологические факторы лояльности к бренду.
Методы исследования потребительского поведения. Применение качественных и количественных психологических методов для исследования потребительского поведения.
Время проведения курса: |
2 год обучения |
Статус |
по выбору |
Курс предполагает последовательное освоение следующих тематических разделов.
Предпосылки развития психологии денег и финансов в классических психологических школах. Вклад классических школ психологии в разработку проблемы принятия экономических (финансовых) решений. Психологическая интерпретация феномена денег. Символизм денег (когнитивные, аффективные и поведенческие компоненты отношения к деньгам). Мифология денег. Вклад классических направлений психологии в изучение феномена денег. Психоаналитическая теория денег (З. Фрейд). Бихевиоральная теория денег Б.Ф. Скиннер Макроэкономические исследования психологического аспекта денег (Р. Линн, Р. Марно). Особенности использования денег людьми с разными типами акцентуации. Влияние пола, возраста, личностных особенностей на восприятие денег. Факторы отношения к деньгам на личностном и групповом уровнях.
Установки, стереотипы и символы, связанные с денежным и финансовым поведением. Стиль работы с денежными средствами. Психология долгового поведения. Конфликтные и стрессовые ситуации, связанные с деньгами (на работе и в семье), их анализ и выработка рекомендаций. Политика и деньги. Макроэкономический подход в психологии денег. Факторы, влияющие на формирование установки на сберегательное поведение. Когнитивные факторы, влияющие на принятие инвестиционных решений. Влияние эмоций на принятие инвестиционного решения. Влияние формы финансов, прогноза прибыли и убытков на поведение инвесторов (А. Тверски и Д. Канеман). Готовность рисковать в инвестиционном поведении (С. Келлер и М. Сигрист).
Отечественные исследования психологии финансовых пирамид 1994-1995гг. Психология массового финансового поведения. Психология стихийного массового поведения. Большие стихийные группы и специфические регуляторы поведения в них. Роль слухов в массовом финансовом поведении. Классификация и функции слухов. Причины возникновения слухов и механизмы их распространения. Понятие циркуляции слухов. Паника и ее роль в массовом финансовом поведении.
Время проведения курса: |
2 год обучения |
Статус |
по выбору |
Курс предполагает последовательное освоение следующих тематических разделов.
Время проведения курса: |
2 год обучения |
Статус |
по выбору |
Курс предполагает последовательное освоение следующих тематических разделов.
Понятие этнических миграций. Теория «культурного шока» (К. Оберг, А. Фенем, С. Бочнер). Симптомы «культурного шока». Теории, объясняющие связь миграций и психического здоровья: «теория страдания и лишения», теория «селективной миграции», теория негативных жизненных событий, теория ценностных различий, теория социальной поддержки. Понятие «культурной дистанции». Исследования культурной дистанции. Психологическая адаптация к новой культуре. Психологическая адаптация к новой географической среде. U-образная и W –образная кривые приспособления.
Программы кросс-культурной ориентации. Понятие «аккультурации». Стресс аккультурации. Концептуальная схема изучения аккультурации по Дж. Берри. Стратегии взаимной аккультурации мигрантов и принимающего населения: ассимиляция/плавильный котел, сепарация/сегрегация, маргинализация/исключение, интеграция/мультикультурализм.
Модель интеграционных стратегий Ф. Мохаддама: адаптивность к культуре большинства, мультикультурализм, маневрирование идентичностью, коллективные акции по сохранению наследия. Психологическая адаптация мигрантов. Социокультурная адаптация мигрантов. Подход к социокультурной адаптации К. Ворд. Экономическая адаптация мигрантов.
Кросс-культурные исследования аккультурации мигрантов. Исследования аккультурации русских в республиках СНГ (Н.М. Лебедева). Исследования адаптации переселенцев из стран ближнего зарубежья на территории России (В.В. Гриценко). Стратегии взаимной аккультурации инокультурных мигрантов и принимающего населения в поликультурных регионах России: «принятие чужих культур», «поиск определенной идентичности», сепарация и стремление к высокому этническому статусу», «поиск социальной включенности» (Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко).
Последствия межкультурных контактов. Мультикультурализм: его предпосылки, следствия, преимущества и ограничения.
Время проведения курса: |
2 год обучения |
Статус |
по выбору |
Курс предполагает последовательное освоение следующих тематических разделов.
Методики исследования межэтнического восприятия. Методы исследования этнических стереотипов. Метод свободного описания. Метод прямого опроса. Процентная методика Дж. Бригеля. Выявление диагностического коэффициента К. Макколи и К. Ститта. Проективные методы исследования этнических стереотипов. Использование психосемантических методов при исследовании этнических стереотипов. Методы изучения этнических аттитюдов и предубеждений. Использование косвенных и проективных методик при исследовании этнических аттитюдов и предубеждений. Шкала социальной дистанции Э. Богардуса и ее модификации. Методика «Приписывание качеств» Д. Каца и К. Брейли. Техники измерения этнических аттитюдов и предубеждений у детей. Семантический дифференциал в кросс-культрных исследованиях, техника построения семантических пространств.
Методики изучения этнической идентичности. Использование полуструктурированного интервью и шкальных опросников при изучении этнической идентичности. Исследования биэтнической идентичности. Методика Дж. Финни на выявление идентичности представителей этнических групп. Шкальный опросник О.Л. Романовой для исследования этнической идентичности детей и подростков.
Методы исследования аккультурации (Дж. Берри). Основные требования к инструментарию исследования аккультурации. Конструирование инструментария исследования аккультурации в поликультурном обществе. Оценка установок на принятие мультикультурализма. Оценка воспринимаемой угрозы (принимающее население) и воспринимаемая угроза.
Методики подготовки к межкультурному взаимодействию. Культурный ассимилятор и техника его конструирования. Методы оценки эффективности тренинга межкультурного взаимодействия (У. Стефан, К. Стефан). Методики измерения культур. Методика Г. Хофстеда «Модуль исследования ценностей» (Value Survey Мodule). Измерение вертикальности и горизонтальности в индивидуализме-коллективизме (методика В.И. Чиркова). Методы измерения ценностей Ш. Шварца: измерение культурных ценностных ориентаций и ценностей на индивидуальном уровне. Методика исследования социальных аксиом (М. Бонд и К. Леунг).
Время проведения курса: |
2 год обучения |
Статус |
по выбору |
Курс предполагает последовательное освоение следующих тематических разделов.
Понятие этнокультурной компетентности. Понятие этнической толерантности и интолерантности. Социально-психологические и индивидуально-личностные факторы этнической толерантности. Этническая идентичность: становление и трансформации. Этнические стереотипы и предубеждения. Современные теории происхождения предубеждений.
Поликультурное образование: концепции и программы. Группы кооперативного обучения. Дидактические и экспериментальные модели поликультурного обучения. Тренинг межкультурного взаимодействия: задачи и модели.
Методы и техники снижения негативных стереотипов и предубеждений. Теория и методология тренинга этнокультурной компетентности и толерантности. Методические основы тренинга. Разработка программ тренинга этнокультурной компетентности и толерантности. Основные цели и задачи тренинга: повышение этнокультурной компетентности и развитие навыков конструктивного межкультурного диалога. Осознание культурной специфичности «картины мира» и специфики ее отражения в фольклоре и поведении людей. Развитие навыков взаимопонимания в условиях активизации этнических предубеждений и групповой дискриминации.
Методика построения «культурных ассимиляторов». Развитие способности понимания жизненных ситуаций с точки зрения представителей чужого этноса, видения мира с позиции другой культуры. Методы снижения тревожности в межкультурном общении и формирования когнитивной и эмоциональной эмпатии.
Способы урегулирования межэтнических конфликтов. Способы формирования общей идентичности (гражданской, региональной, локальной). Межкультурный диалог в играх. Техники моделирования позитивного поведения в ситуациях межкультурного взаимодействия.
Методы оценки эффективности тренинга межкультурного взаимодействия.
06 10 2014
1 стр.
23 09 2014
5 стр.
25 12 2014
1 стр.
27 09 2014
9 стр.
10 09 2014
1 стр.
14 10 2014
1 стр.
11 10 2014
4 стр.
14 12 2014
1 стр.