Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

__________Шабанов Г.А.

«__» __________ 201_г.



ПРОГРАММА ПРОВЕДЕНИЯ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ В МАГИСТРАТУРУ
по направлению 030300.68 «Психология»

Москва 2012АННОТАЦИЯ


Программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, предъявляемыми к подготовке поступающих в магистратуру по соответствующему направлению.

Программа содержит перечень разделов и список тестовых заданий для вступительных испытаний, список рекомендуемой литературы для подготовки, описание формы вступительных испытаний и критериев оценки.


1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ
Вступительные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности поступающего в магистратуру бакалавра, либо специалиста, и проводятся с целью определения соответствия знаний, умений и навыков требованиям обучения в магистратуре по направлению подготовки.
2. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ
Вступительные испытания в магистратуру проводятся в форме тестового испытания.
Цель – определить готовность и возможность лица, поступающего в магистратуру, освоить выбранную магистерскую программу.
Основные задачи:


  • проверить уровень знаний претендента;

  • определить склонности к научно-исследовательской деятельности;

  • выяснить мотивы поступления в магистратуру;

  • определить уровень научных интересов;

  • определить уровень научно-технической эрудиции претендента.

Ориентировочная продолжительность тестового испытания – 30 мин.


В основу программы вступительных испытаний положены квалификационные требования, предъявляемые к бакалаврам по направлению 030300.
Выпускники бакалавриата данного направления кафедры практической психологии, имеющие рекомендации ГАК, получившие по результатам защиты выпускной квалификационной работы оценку «хорошо» или «отлично», освобождаются от собеседования с выставлением максимального балла по этой части оценки.
В ходе вступительных испытаний поступающий должен:
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:

  • о природе и закономерностях функционирования человеческой психики;

  • о психологических механизмах развития личности;

  • о порядке проведения психологического анализа профессиональной деятельности, воспитательного процесса и выработка мер по повышению их эффективности;

  • о роли и месте психологии в профессиональной деятельности, ее структуре и содержании;

  • о проявлениях мотивационной сферы;

  • о роли и месте психологии в профессиональной деятельности, ее структуре и содержании.


ЗНАТЬ:

  • психологические структуру и особенности профессиональной деятельности психологов;

  • особенности проявления и развития психических познавательных процессов;

  • динамические связи осознаваемых и неосознаваемых явлений в психике;

  • критерии определения свойств, структур и типологии личности;

  • способы изучения индивидуально-психологических особенностей.


УМЕТЬ:

  • применять приемы психологической оценки личности;

  • учитывать индивидуальные особенности личности в воспитании, обучении, управлении и руководстве персоналом;

  • формировать волевые качества личности;

  • диагностировать психологические состояния в различных условиях деятельности;

  • использовать психологические знания для анализа факторов, влияющих на формирования личности;

  • на основе накопленных теоретических знаний, навыков исследовательской работы и информационного поиска уметь ориентироваться в современных научных концепциях, грамотно ставить и решать исследовательские и практические задачи;

  • психологическими методами воздействовать на поведение персонала, усиливая его мотивацию к труду.


ИМЕТЬ ОПЫТ:

  • практического применения совокупности методов исследования, закономерностей и особенностей проявления психических явлений, в целях решения задач психологического обеспечения жизнедеятельности сотрудников и трудовых коллективов;

  • изучения индивидуально-психологических особенностей;

  • пропаганды и популяризации психологических знаний, проведения занятий по психолого-педагогической подготовке.

При подготовке к тестовому испытанию претендент должен обратить особое внимание на следующие разделы:


Психология человека как наука

Общая характеристика психологии как науки. Предмет и объект психологии. Описательная характеристика психических явлений, доступных психологическому изучению. Психология в системе естественных и общественных научных дисциплин. Специфика психологического знания. Психология как наука о порождении, функционировании и структуре психики в деятельности субъекта (животных и человека). Психические явления в жизнедеятельности вузов.

Основные этапы развития представлений о предмете психологии. Современные представления о предмете психологии.

Отрасли психологии и задачи психологической практики. Общая психология, социальная психология, возрастная и педагогическая психология, психология труда и инженерная психология, психология спорта, психология религии, психология искусства, юридическая психология, клиническая психология, психофизиология, зоопсихология. Военная психология как отрасль психологии. Взаимосвязь теоретических и прикладных задач психологии. Формы сотрудничества психологической науки и практики. Общая и дифференциальная психология, основные задачи психодиагностики. Психология, психотерапия, психологическое консультирование. Междисциплинарные связи психологической науки.

Место психологии в решении задач профессионального образования и нравственного воспитания личности. Значение психологического знания для экономики, развития культуры, охраны здоровья людей, военной науки и практики.

Методы психологии. Интроспекция как метод исследования психики. Его ограниченность. Объективные методы исследования формирования и функционирования психических процессов.

Наблюдение, беседа, анализ продуктов человеческой деятельности как методы психологии. Естественный и лабораторный эксперимент. Методы измерения психических процессов. Диагностические тесты.
Основные этапы развития психологии как науки

Развитие представлений о душе в рамках религиозных систем и ритуалов. Учение о душе. Учение об опыте и сознании. Общая характеристика допарадигмального периода формирования психологического знания.

Этап формирования первых парадигм. Кризис психологии. Современное состояние психологии. Основные направления развития психологической науки.

Фундаментальная психология и прикладная психология. Основные направления практической психологии. Сферы практического применения психологического знания.


Теоретические подходы к сущности и развитию психики человека в отечественной и зарубежной психологии

Сущность культурно-исторической концепции в психологии. Генезис высших психических функций человека. Деятельностный подход к развитию психики у животных и человека. Общественно-историческая концепция сознания человека. Комплексный и системный подходы к изучению психики человека и закономерностей ее развития.

Классический психоанализ и психоаналитическая терапия. Аналитическая психология и аналитическая психотерапия. Индивидуальная психология и психотерапия. Гештальтпсихология и гештальттерапия. Гуманистическая психология и недирективная психотерапия. Бихевиоризм и поведенческая психотерапия. Когнитивная психология и когнитивно-эмоциональная психотерапия.

Характеристика познавательной сферы человека

Ощущение и восприятие как различные формы отражения реальности. Психофизика ощущений. Основные свойства ощущений: качество, интенсивность, протяженность Классификация ощущений.

Общее представление о восприятии. Ощущение и восприятие как различные формы отражения реальности. Восприятие как форма представления реальности субъектом.

Восприятие пространства и движения. Восприятие формы. Восприятие третьего измерения. Восприятие движения. Основные признаки восприятия реального движения.

Понятие о мышлении. Мышление и познание. Отличие мышления от непосредственно-чувственного познания мышление и предметно-практическая деятельность. Роль мышления в регуляции предметно-практической деятельности. Мышление как самостоятельная деятельность

Виды мышления. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Образное мышление и воображение.

Общее представление о памяти. Память как запечатление, сохранение и воспроизведение прошлого опыта. Виды памяти. Виды памяти в зависимости от содержания запоминаемого материала и формы его воспроизведения. Образная память, эйдические образы. Представления. Моторная память. Эмоциональная память. Словесно-логическая память, ее связь с речью и мышлением. Индивидуально-психологические различия памяти. Непроизвольная и произвольная память.

Общее представление о внимании. Виды внимания. Непроизвольное (первичное) внимание. Поисковый и исследовательский виды деятельности – процессы непроизвольного внимания. Факторы, обуславливающие непроизвольное внимание. Процессы предвнимания.

Произвольное (вторичное) внимание. Особенности, условия возникновения и поддержания произвольного внимания, психологические механизмы произвольного внимания. Усилие при произвольном внимании. Опосредованный характер произвольного внимания. Развитие средств в организации произвольного внимания. Методика двойной стимуляции для исследования опосредованного произвольного внимания.

Послепроизвольное внимание. Условия его возникновения. Важность практического, педагогического значения послепроизвольного внимания.

Основные свойства внимания. Объем внимания. Зависимость объема внимания от структуры материала, характера действия с объектами, индивидуальных особенностей. Концентрация, устойчивость, колебания внимания. Зависимость устойчивости внимания от характера материала, вида деятельности и установки личности. Факторы, способствующие отвлечению внимания.

Переключение и распределение внимания: факторы, определяющие способность распределять внимание на равные действия. Роль переключаемости и распределения внимания в трудовой деятельности.

Сущность воображения и его критерии. Связь воображения с воспринимаемым. Воображение и память. Воображение и мышление. Воображение как переработка эмоционально-смыслового опыта. Воображение, его виды, функции и связи с другими психическими процессами. Связь воображения и речи.

Психологический анализ речи. Специфика изучения речи в психологии. Развитие речи в онтогенезе. Виды и функции речи. Устная, письменная монологическая, диалогическая, внутренняя речь. Функции речи: коммуникативная, средство мышления, сигнификативная, номинативная, индикативная.



Психические свойства личности

Двойственность понятия способностей. Способности как пластичность и развиваемость личности. Способности как деятельностный потенциал личности. Теории способностей. Соотношение способностей и задатков. Определение способностей Б.М. Теплова. Разновидности способностей и критерии их классификации.

Психология и психофизиология темперамента. Темперамент, как совокупность психодинамических свойств человека. Основные свойства темперамента. Типология темперамента. Методы психодиагностики темперамента. Влияние темперамента военнослужащих на особенности выполнения служебных задач.

История изучения проблемы характера. Соотношение характера и личности в зарубежной психологии. Структура характера. Типы характеров.  Типы и разновидности акцентуаций: гипертимность, циклоидность, лабильность, сензитивность, шизоидность, истероидность и др.


Эмоционально-волевая сфера человека

Общая характеристика психологии эмоций. Биологическая целесообразность эмоций. Соотношение эмоций и процессов познания. Предметность эмоций. Эмоции и процессы мотивации. Эмоции как внутренний регулятор деятельности.

Основные проблемы психологии эмоций. Функции эмоций. Динамика эмоций и закономерности протекания эмоционального процесса. Эмоциональные формы поведения.Разновидности эмоциональных явлений. Возможные основания классификации эмоций. Понятие воли, волевого действия и волевой регуляции в психологии. Критерии выделения волевых действий и волевой регуляции. Признаки волевых явлений. Произвольное и волевое Соотношение волевой и произвольной регуляции. Воля как высший уровень регуляции. Необходимость выделения волевой регуляции в деятельности и в отдельных действиях.
Психические состояния человека

Психические состояния. Определение состояния. История изучения психических состояний. Роль и место состояний в системе психических явлений, их соотношение с процессами и свойствами. Факторы, динамизирующие и стабилизирующие психические состояния людей. Психологическая характеристика основных состояний. Критерии их классификации. Структура психического состояния. Проблема центрального звена в структуре психического состояния. Теории психических состояний. Функции состояний. Классификация состояний. Диагностика состояний. Управление состояниями.


Личность в социальной психологии. Историко-гносеологическая перспектива.

Проблема личности в классической социологии и первых социально-психологических концепциях. Социальная психология личности как самостоятельная предметная область. Личность в процессе социализации. Основные модели социального влияния на личность. Культура и ценности личности. Историко-культурная перспектива личности.


3. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ
Результаты вступительных испытаний оцениваются по стобалльной шкале.

Оценка определяется как суммарный балл за количество баллов, набранное во время собеседования и среднее арифметическое оценок, выносимых в приложение к диплому о предыдущем уровне высшего профессионального образования.


Критерии оценки результатов собеседования в магистратуру
50-45

Полный безошибочный ответ, в том числе на дополнительные вопросы членов экзаменационной комиссии. Поступающий должен правильно определять понятия и категории, выявлять основные тенденции и противоречия, свободно ориентироваться в теоретическом и практическом материале.

44-35

Правильные и достаточно полные, не содержащие ошибок и упущений ответы. Оценка может быть снижена в случае затруднений студента при ответе на дополнительные вопросы членов экзаменационной комиссии. При выполнении практической работы и решении профессиональных задач допущены отдельные несущественные ошибки.


34-30

Недостаточно полный объем ответов, наличие ошибок и некоторых пробелов в знаниях


29-20

Неполный объем ответов, наличие ошибок и пробелов в знаниях.


19-1

Отсутствие необходимых теоретических знаний, невыполнение практической работы.



Тестовые испытания для поступления в магистратуру по направлению

030300.68 «Психология»


  1. Что такое психология?

    1. Это наука о внутреннем мире человека.

    2. Это наука о строении мозга.

    3. Это наука о психических заболеваниях.

  2. Что такое психика?

    1. Это свойство высокоорганизованной материи - мозга.

    2. Это душа человека.

    3. Это психическое состояние человека, адекватное определенной ситуации.

  3. Что является предметом психологии как науки?

    1. Закономерности функционирования психики.

    2. Факты психической жизни.

    3. Отдельные психические явления.

  4. С какими науками больше всего связана психология?

    1. Философия, физиология ВНД, биология.

    2. Политология, социология, медицина.

    3. Математика, физика, геометрия.

  5. Какие отрасли действительно относятся к науке «психология»?

    1. Социальная, педагогическая, юридическая, дифференциальная.

    2. Когнитивная, социогенетическая, терапевтическая, пропедевтическая.

    3. Возрастная, социометрическая, одномоментная, зарубежная.

  6. Какими методами преимущественно пользуется психология?

    1. Наблюдение, беседа, эксперимент, тест.

    2. Прогнозирование, экстраполяция, вскрытие, результат деятельности.

    3. Анализ, синтез, абстрагирование, идентификация.

  7. Что такое сознание?

    1. . Это высшая форма психического отражения.

    2. Это состояние бодрствования человека.

    3. Это действия человека, способного давать себе отчет.

  8. Какова структура психики?

    1. Процессы, свойства, состояния, образования.

    2. Процессы, причины, результаты, следствия.

    3. Свойства, принципы, особенности, противоречия.

  9. Что такое ощущение?

    1. Это отражение отдельных свойств предметов, явлений.

    2. Это отражение прошлого опыта.

    3. Это переживание человеком чего-либо.

  10. Восприятие - это:

    1. Образы предметов, которые возникают в сознании человека.

    2. То что очень весомо и влияет на человека.

    3. Отражение отдельных свойств и качеств предметов и явлений.

  11. Что такое представления?

    1. Образы предметов, ранее воздействовавших на органы ощущений.

    2. Образы давно прошедшего прошлого.

    3. Образы желаемого будущего.

  12. Что такое анализатор?

    1. Это аппарат, осуществляющий функцию анализа и синтеза, суммации раздражителей, поступающих из внешней и внутренней среды.

    2. Это приспособление, обеспечивающее приспособление человека к окружающей действительности.

    3. Это орган, обеспечивающий разложение всех психических объектов на отдельные составляющие.

  13. Что относится к психическим процессам?

    1. . Память, мышление, речь, внимание.

    2. Чувства, апатия, воля, угнетенность.

    3. Направленность, темперамент, способности, направленность.

  14. Что такое воля?

    1. Это сознательное регулирование поведением для преодоления разного рода препятствий.

    2. Это особое состояние нервно-психического напряжения.

    3. Это проявление скрытых инстинктов, унаследованных от животных.

  15. Что представляют собой чувства?

    1. Это ощущение окружающего.

    2. Это самоощущение своего состояния.

    3. Это переживание человеком своего отношения к действительности.

  16. Что понимается под термином “индивид”?

    1. Единичное природное существо.

    2. Очень значимый человек.

    3. Характеристика индивидуальных особенностей человека.

  17. Что такое темперамент?

    1. Это характеристика индивида со стороны его динамических особенностей.

    2. Это то, что противоречит сложившимся у людей взглядам на поведение и поступки.

    3. Это свойство личности, обусловливающее успешность деятельности, общения.

  18. Знание – это:

    1. Взаимосвязанные факты, понятия, термины, теории.

    2. Различная информация, которые получает человек ежедневно.

    3. Результат отражения объективной действительности.

  19. Навыки - это:

    1. Это - действия, в составе которых отдельные операции стали автоматизированными.

    2. Совокупность методов, с помощью которых человек действует в различных ситуациях.

    3. Это совокупность знаний и умений, которые обеспечивают человеку успех любой деятельности

  20. Развитие - это:

    1. Объективный процесс изменения духовных и физических сил человека.

    2. Это - приобретение человеком нового социального положения.

    3. Это - усвоение человеком определенной суммы знаний.

  21. Какие из методов использует психология для изучения психических явлений?

    1. Беседа, эксперимент, анализ результатов деятельности.

    2. Распределение функций, обязанностей, полномочий.

    3. Контроль, взыскание, критика.

  22. Что составляет естественно-научные основы психологии?

    1. Учение о высшей нервной деятельности.

    2. Учение об эволюции видов живых существ.

    3. Учение о происхождении земли.

  23. Что мы понимаем под мышлением?

    1. Установление связей, отношений в отражаемых объектах, явлениях.

    2. Рефлексия, самопознание.

    3. Рассуждения про себя о чем-либо.

  24. Какие из перечисленных качеств можно отнести к волевым?

    1. Настойчивость, инициативность, дисциплинированность.

    2. Сообразительность, находчивость, пытливость.

    3. Тактичность, вежливость, терпимость.

  25. Что такое аффект?

    1. Слабое, непродолжительное по времени чувство.

    2. Длительное, однообразное эмоциональное состояние.

    3. Сильное, бурно протекающее в короткое время эмоциональное состояние, нарушающее сознание.

  26. Что Вы понимаете под термином “личность”?

    1. Системное качество человека, приобретаемое в деятельности и общении.

    2. Термин для обозначения среднестатистического человека.

    3. “Крутой” человек.

  27. Что лежит в основе темперамента?

    1. Врожденная особенность нервной системы.

    2. Качества, приобретенные в процессе жизни и деятельности.

    3. Наличие в личности некой “предопределенности” свыше.

  28. Способности - это продукт:

    1. деятельности, среды, воспитания;

    2. влияния социальных и географических факторов;

    3. наследственности;

  29. Что такое умение?

    1. Способность применять свои знания и навыки в различных видах деятельности.

    2. Способность работать без погрешностей.

    3. Автоматизированное действие.

  30. Когда психология оформилась как наука о факторах, закономерностях, механизмах психики?

    1. В середине ХХ в.

    2. В ХV веке.

    3. В глубокой древности.

  31. Что такое нейрон?

    1. Это нервная клетка.

    2. Это нервный импульс.

    3. Это сгустки нервных окончаний.

  32. Назовите элементы структуры сознания.

    1. Знания, целеполагание, отношение.

    2. Рефлексы, навыки и умения.

    3. Головной и спинной мозг.

  33. Из каких элементов складывается сложный волевой акт?

    1. Наличие целей, борьба мотивов, выбор средств, решение, действия.

    2. Наличие целей, желания действовать, действия, отдых.

    3. Наличие информации об объекте, решительные действия, отдых.

  34. Чем характеризуется астеническое эмоциональное состояние?

    1. Подавленность, уныние, печаль.

    2. Радость, приподнятость настроения, оптимизм.

    3. Наличие желания и стремления активно действовать.

  35. Что в психологии понимается под термином “индивидуальность”?

    1. Отдельное живое существо, представитель биологического вида.

    2. Человеческий индивид как субъект межличностных и социальных отношений.

    3. Единство неповторимых личностных свойств человека.

  36. Что такое характер?

    1. Это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей.

    2. Это то, что противоречит сложившимся у людей взглядам на поведение и поступки.

    3. Это свойство личности, обусловливающее успешность деятельности, общения.

  37. В какой форме выражается направленность личности?

    1. Мировоззрение, идеал, убеждение.

    2. Любовь, дружба, привязанность.

    3. Альтруизм, щедрость, отзывчивость.

  38. Что значит сильный характер?

    1. Характер, присущий человеку, преодолевающему трудности при достижении цели.

    2. Характер, присущий человеку, который игнорирует всякие трудности.

    3. Характер, присущий физически сильному человеку.

  39. Что в социальной психологии понимается под статусом личности?

    1. Положение человека в системе межличностных отношений, определяющих его права, обязанности, привилегии.

    2. Совокупность правил, норм, упорядочивающих деятельность личности.

    3. Писаные и неписаные правила, реализуемые в формальном и неформальном общении.

  40. Ч.Дарвин считал, что психика свойственна организмам, которые имеют ... ... . Дополните это предложение.

    1. Нервную систему.

    2. Костную структуру.

    3. Органы чувств.

  41. Что понимается под термином “бессознательное”?

    1. Совокупность психических явлений не осознаваемых субъектом действия.

    2. Мозговая деятельность по переработке информации без отражения ее человеком на уровне переживания.

    3. Действия человека, совершаемых им в аффективном состоянии. при патологических изменениях сознания.

  42. Результатом функционирования какого из психических процессов является мечта?

    1. Воображение.

    2. Мышление.

    3. Представление.

  43. Кто является автором когнитивной теории личности?

    1. Ж.Пиаже.

    2. Э.Фромм.

    3. З.Фрейд.

  44. Что такое акцентуация характера?

    1. Преувеличенное развитие отдельных черт характера.

    2. Такое своеобразие характера, которое и придает ему свой “акцент”.

    3. Развитие конкретного личностного качества в процессе самосовершенствования.

  45. Что такое талант?

    1. Совокупность способностей, позволяющая достигать весьма значительных результатов в различных видах деятельности.

    2. Определенные способы, обеспечивающие оригинальность деятельности.

    3. Результат освоения человеком определенных технологий.

  46. Что понимается под термином “аутсайдер”?

    1. Человек, отвергаемый группой по причине психологической несовместимости.

    2. Человек, занимающий в коллективе лидерские позиции.

    3. Человек, безразлично относящийся ко всему происходящему.

  47. Какие факторы в большей мере влияют на формирование и развитие сознания?

    1. Социальные.

    2. Биологические.

    3. Экологические.

  48. Кто является автором психоанализа?

    1. З.Фрейд.

    2. Э.Фромм.

    3. Д.Уотсон.

  49. Что такое представление?

    1. Это картины будущего.

    2. Это образы предметов из прошлого.

    3. Это нацеленность сознания на какой-то объект.

  50. Чем характеризуется стеническое эмоциональное состояние?

    1. Радость, приподнятость настроения, оптимизм.

    2. Наличие желания и стремления активно действовать.

    3. Подавленность, уныние, печаль.



Тестовые испытания второй вариант

  1. Что такое деятельность?

    1. Это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива.

    2. Это совокупность реакций, сцементированных в единое целое побуждающим мотивом.

    3. Это последовательное выполнение технологических операций при выполнении пставленной задачи.

  2. Что такое поступок?

    1. Это действие, выполняя которое человек осознает его значение для других людей, т. е. его социальный смысл.

    2. Это внешнее проявление активности человека в поведении (общении);

    3. Это завершенный поведенческий акт, имеющий социальную оценку.

  3. Что необходимо отнести к особенностям действий животных?

    1. Инстинктивно-биологическая деятельность, руководствуются наглядными впечатлениями, приспосабливаются к внешней среде, типичны инстинкты.

    2. Инстинктивно-биологическая деятельность, руководствуются наглядными впечатлениями, преобразуют внешний мир, типичны инстинкты.

    3. Потребность в общении, руководствуются наглядными впечатлениями, приспосабливаются к внешней среде, типичны инстинкты.

  4. Какие с психологической точки зрения различают действия?

    1. сенсорные, моторные, волевые, мыслительные.

    2. мнемические, внешние, предметные, умственные

    3. сенсорные, моторные, внутренние, внешние.

  5. Что представляют собой идеомоторные процессы?

    1. Связывают представление о движении с выполнением движения.

    2. Являются процессами реализации движений.

    3. Являются процессами, обеспечивающими работу опорно-двигательного аппарата.

  6. Что такое интериоризация?

    1. Это процесс перехода от внешнего, материального действия к внутреннему, идеальному действию.

    2. Это процесс превращения внутреннего психического действия во внешнее действие.

    3. Это процесс взаимодействия внутреннего и внешнего планов психического действия.

  7. Социальная группа – это:

    1. совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и воспринимаются ее членами с точки зрения других людей.

    2. некоторая общность людей, имеющих временное объединение.

    3. совокупность людей, решающих общие задачи.

  8. Каковы общепризнанные разновидности групп?

    1. Условные, реальные, постоянные, временные, большие, малые.

    2. Условные, реальные, постоянные, временные, большие, средние, малые.

    3. Условные, безусловные, реальные, постоянные, временные, долговременные.

  9. Какой признак не является отличительными для малой группы?

    1. Наличие дружбы между членами группы.

    2. Пространственное и временное соприсутствие людей.

    3. Восприятие индивидуальности всех других людей.

  10. Корпорация — это:

    1. группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп.

    2. группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности.

    3. группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями.

  11. Расположите в правильном порядке уровни развития социальных отношений в группе.

    1. Эмоциональная приемлемость или неприемлемость; опосредованность характером совместной деятельности; принятие всеми членами группы единых целей групповой деятельности.

    2. Опосредованность характером совместной деятельности; эмоциональная приемлемость или неприемлемость; принятие всеми членами группы единых целей групповой деятельности.

    3. Эмоциональная приемлемость или неприемлемость; принятие всеми членами группы единых целей групповой деятельности; опосредованность характером совместной деятельности.

  12. Расположите в правильном порядке стадии развития сплоченности коллектива.

    1. Притирка, конфликт, эксперимент, успешное решение проблем, прочные межличностные связи.

    2. Конфликт, притирка, эксперимент, успешное решение проблем, прочные межличностные связи.

    3. Притирка, конфликт, эксперимент, прочные межличностные связи, успешное решение проблем.

  13. Социально-психологический климат — это:

    1. совокупность отношений членов группы к условиям и характеру совместной деятельности, к коллегам, членам коллектива, руководителю коллектива.

    2. совокупное настроение в группе.

    3. психологическая характеристика ролей, установок членов группы по отношению друг к другу.

  14. Что такое конформность?

    1. Это подверженность человека групповому давлению, изменение своего поведения под влиянием других лиц, сознательная уступчивость человека мнению большинства группы для избежания конфликта с ней.

    2. Это особое состояние нервно-психического напряжения.

    3. Это проявление скрытых инстинктов, унаследованных от животных.

  15. Каковы могут быть типы межличностных отношений в группе?

    1. Положительные, отрицательные и неодинаковые.

    2. Гармонические, противоречивые, амбивалентные.

    3. Радостные, конфликтные, неустойчивые.

  16. Конфликт — это:

    1. одна из распространенных форм социальных действий.

    2. определенное психологическое состояние взаимодействующих людей.

    3. противодействие одного человека другому.

  17. Перечислите основные типы конфликтов.

    1. Внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой, социальный.

    2. Внутриличностный, межличностный, идейный, межгрупповой, социальный.

    3. Межличностный, между личностью и группой, между личностью и животным, межгрупповой, глобальный.

  18. Что такое коллектив?

    1. Это объединение людей, связанных общими целями, стремлениями, с определенной структурой, органами управления.

    2. Это объединение людей, связанных общими целями, стремлениями.

    3. Это группа людей, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями.

  19. Вставьте в схему деятельности пропущенный элемент: мотив ----- ....... ------ способы ------ результат.

    1. Цель.

    2. Готовность.

    3. Умение.

  20. Чем порождается общение между людьми?

    1. Потребность совместной деятельности.

    2. Наличие общей собственности.

    3. Любовь, дружба, приятельские отношения.

  21. Какие из методов использует психология для изучения социально-психологических явлений?

    1. Беседа, эксперимент, опрос, анализ результатов деятельности.

    2. Распределение функций, обязанностей, полномочий.

    3. Контроль, взыскание, критика.

  22. Наличие чего в отношениях между людьми отличает любовь от влюбленности?

    1. Уважение.

    2. Сексуальное влечение.

    3. Симпатия.

  23. Какой тип взаимодействия между людьми исследовал Э.Берн?

    1. Игра.

    2. Соревнование.

    3. Конфликт.

  24. Каково отличие игр (по Э.Берну) от других способов структурирования времени?

    1. Скрытые мотивы и наличие выигрыша.

    2. Сообразительность, находчивость, пытливость.

    3. Тактичность, вежливость, терпимость.

  25. Что такое эмпатия?

    1. Это способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями и чувствами.

    2. Это способность рационально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями и чувствами.

    3. Сильное, бурно протекающее в короткое время эмоциональное состояние, расширяющее сознание человека.

  26. Что понимается под термином “перцепция”?

    1. Процесс восприятия одним человеком другого.

    2. Термин для обозначения качества внимания.

    3. Процесс кратковременного взаимодействия с другим человеком.

  27. Что понимается под рефлексией в процессе общения?

    1. Осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.

    2. Осознание действующим индивидом своего партнера по общению.

    3. Врожденная особенность нервной системы.

  28. В чем проявляется «эффект ореола» при общении?

    1. Первоначальное отношение к какой-то одной частной стороне личности распространяется на весь образ человека, а затем общее впечатление о человеке переносится на оценку его отдельных качеств.

    2. Логически объединяются в целостный образ только строго определенные личностные черты, и тогда всякое понятие, которое не вписывается в этот образ, отбрасывается.

    3. Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, происходящих со временем по различным причинам.

  29. Что включает в себя учебная деятельность студента?

    1. Мотивы, цели, учебные действия, контроль (самоконтроль), оценка (самооценка).

    2. Анализ, синтез, обобщение, классификация.

    3. Идеалы, цели, принципы обучения, методы обучения, результаты обучения.

  30. Что такое общение?

    1. Это сложный и многогранный процесс взаимодействия индивидов, обмена информацией, проявления отношения людей друг к другу.

    2. Это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, так и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга.

    3. Это сложный и многогранный процесс, при котором индивид взаимодействует и обменивается информацией с другим человеком.

  31. Что является самым универсальным средством коммуникации?

    1. Речь.

    2. Мышление.

    3. Кинесика.




  1. Назовите типы диалогов.

    1. фатический, информационный, дискуссионный и исповедальный.

    2. информационный, дискуссионный, конфликтный и исповедальный.

    3. информационный, конфликтный, примеренческий, назойливый.

  2. Исключите из приведенного списка неверную форму невербального общения: кинесика, прокнесика, паралингвистика, проксемика, визуальное общение.

    1. Кинесика.

    2. Прокнесика.

    3. Проксемика.

  3. Что представляет собой паралингвистическая система знаков?

    1. Это своего рода «добавки» к вербальной коммуникации.

    2. Это проявление радости, приподнятости настроения, оптимизма при общении.

    3. Это включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливаний, плача, смеха.

  4. Определите неверную форму организации совместной деятельности (по Л.И.Уманскому).

    1. Совместно-противодействующая.

    2. Совместно-индивидуальная деятельность.

    3. Совместно-взаимодействующая деятельность.

  5. Что такое межличностное общение?

    1. Это процесс взаимодействия двух и более человек, с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения положительного результата совместной деятельности.

    2. Это процесс совместного проведения времени, обмена информацией и решения профессиональных проблем.

    3. Это процесс восприятия, взаимодействия и понимания человека человеком, формирования способности и потребности приходить на помощь другим людям.

  6. Как в процессе общения должно проявляться взаимопонимание?

    1. .Понимание и принятие партнера по взаимодействию.

    2. Любовь, дружба, привязанность.

    3. Понимание и оценка партнера по взаимодействию.

  7. Какому виду общения присущи перечисленные характеристики: вежливость, такт, одобрение, согласие, проявление симпатии?

    1. Светское.

    2. Духовное.

    3. Деловое.

  8. Что в социальной психологии понимается под статусом личности?

    1. Положение человека в системе межличностных отношений, определяющих его права, обязанности, привилегии.

    2. Совокупность правил, норм, упорядочивающих деятельность личности.

    3. Писаные и неписаные правила, реализуемые в формальном и неформальном общении.

  9. Какие причины чаще вызывают семейные конфликты и негативно влияют на воспитание детей?

    1. Непоследовательность, эпизодичность воспитания детей.

    2. Аморальный образ жизни родителей и двойственность в их суждениях и поведении.

    3. В требованиях родителей к детям не в полной мере учитываются возрастные особенности поведения последних.

  10. Какой из предложенных вариантов больше напоминает демократический стиль управления?

    1. Вежливость, корректность, ровное отношение со всеми, отсутствие жесткого контроля, предоставление подчиненным полной самостоятельности.

    2. Тактичность, вежливость, естественность, сочетание требовательности к подчиненным с предоставлением им самостоятельности, следование требованиям законов.

    3. Естественность в общении, но при этом наличие непостоянства: гнев быстро меняется на милость, отсутствие всякого контроля «сменяется закручиванием гаек».

  11. Что понимается под техникой общения?

    1. Совокупность конкретных коммуникативных умений говорить и умений слушать.

    2. Реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе знания правил общения.

    3. Реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе навыков общения.

  12. Кто является автором теории трансактного анализа взаимодействий в общении?

    1. Э.Берн.

    2. Э.Фромм.

    3. Ж.Пиаже.

  13. Трансактный анализ общения выделяет основные позиции: Ребенка, Родителя, Учителя, Взрослого. Какая позиция указана неверно?

    1. Учителя.

    2. Родителя.

    3. Взрослого.

  14. Каковы основные способы психологического воздействия индивидов друг на друга в общении?

    1. Заражение, внушение, подражание.

    2. Убеждение, поощрение, восхваление.

    3. Внушение, наказание, порицание.

  15. Какие установки, по вашему мнению, в большей степени соответствуют понимающему типу общения?

    1. Установка на создание атмосферы доверия, ориентирование в общении на внутренний мир другого человека.

    2. Установка на поддержку другого человека, реагирование на информацию, имеющую личностно значимый смысл.

    3. Установка на открытое, прямое общение с партнером, установление компромисса в общении по целому ряду вопросов.

  16. Какие из перечисленных форм общения (взаимодействия) людей можно отнести к педагогическим?

    1. Занятие в учебном заведении.

    2. Беседа друзей за чашкой чая.

    3. Лыжная прогулка (экскурсия) членов краеведческого кружка.

  17. Для того, чтобы сообщение звучало убедительно, оно должно:

    1. не слишком сильно отличаться от мнения слушателей.

    2. содержать элемент устрашения.

    3. изобиловать научными терминами.

  18. Что такое психологическая совместимость людей?

    1. Это способность людей находить взаимопонимание, налаживать деловые и личные контакты, сотрудничать друг с другом.

    2. Это наличие сходных психологических характеристик у различных людей.

    3. Это психологический прогноз на успешность совместной деятельности различных людей.

  19. Что понимается в социальной психологии под понятием «Статус»?

    1. Положение человека в системе внутригрупповых отношений, определяющее степень его авторитета в глазах остальных участников группы.

    2. Положение человека в системе внутригрупповых отношений, определяющее наличие желания и стремления активно действовать.

    3. Положение человека в системе внутригрупповых отношений, определяющее его возможности относительно предстоящей деятельности.



ЛИТЕРАТУРА:

Основная:

  1. Вилюнас В.К. Психология развития мотивации. - СПб.: Речь, 2006.

  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1988

  3. Гусев А.Н. Ощущение и восприятие Общая психология в 7 томах./Под ред.Б.С.Братуся, Т.1 – М.:Академия, 2005.

  4. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. - М.: Тривола, 1995

  5. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. - М., УРАО, 1998

  6. Нуркова В.В. Память. Общая психология. В 7т.т. /Под ред. Братуся Б.С. Т.3. - М.: Академия, 2006

  7. Петровский А.В. Введение в психологию. - М., 2001.

  8. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. - М., 2000.

  9. Соколова Е.Е. Введение в общую психологию. Общая психология в 7 томах./Под ред.Б.С.Братуся, Т.1 – М.:Академия, 2005.

  10. Фаликман М.В. Внимание. Общая психология. В 7т.т. Под ред. Братуся Б.С. Т.2. М.: Академия, 2006.



Дополнительная:

  1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М., 1995

  2. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. – М.: Смысл, 2002.

  3. Бернштейн Н.А. Очерки физиологии движений. - М., 2002

  4. Братусь Б.С. Аномалии личности. - М.: Мысль, 1988.

  5. Выготский Л.С. Психология развития человека. - М.: ЭКСМО, 2003.

  6. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. - М.; Воронеж: МПСИ, 1998.

  7. Гибсон Д. Экологический подход к зрительному восприятию. - М., Прогресс, 1988.

  8. Глейтман Г. Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии. - Спб.: Речь, 2001.

  9. Джеймс У. Психология. - М., Педагогика, 1991.

  10. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.

  11. Левин К. Динамическая психология. Избранные труды. - М.: Смысл, 2001.

  12. Леонтьев А.А. Деятельный ум. - М.: Смысл, 2001.

  13. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2006.

  14. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии.- М.: Смысл, 2002.

  15. Леонтьев Д.А. Психология смысла. - М., Смысл, 2003.

  16. Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979.

  17. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. - М.: Смысл,1999.

  18. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. Учебник для ВУЗов. - М., Высшее образование, 2008, изд. 2-е.

  19. Общая психология. Тексты: В 3 т.т. / Отв. ред. В.В. Петухов. Ред.-сост. Ю.Б. Дормашев, С.А. Капустин. - М.: УМК Психология; Генезис, МПСИ, 2001- 2006.

  20. Олпорт Г. Становление личности. – М.: Смысл, 2002.

  21. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. - М, Питер, 2005.

  22. Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: АСТ, 2008.

  23. Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М: АСТ, 2008.

  24. Психология личности: Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. - М. 2008.

  25. Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, М.В.Фаликман. - М.: ЧеРо, 2006.

  26. Психология ощущений и восприятия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской. - М., 2002

  27. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: ЧеРо, 2002.

  28. Психология эмоций. Автор-составитель В.К.Вилюнас. - М., Питер, 2004

  29. Ребер А. Большой толковый психологический словарь. - В 2-х томах. М.: Вече, АСТ, 2000.

  30. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Прогресс,1994.

  31. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб, Питер, 2002.

  32. Современная психология мотивации / Под ред. Д.А.Леонтьева. - М.: Смысл, 2002.

  33. Солсо Р. Когнитивная психология. - М., 1996.

  34. Тихомиров О.К. Психология мышления. - М., 2002.

  35. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. - М.: УМК "Психология", 2000.

  36. Фейджер Р., Фейдимен Д. Личность. Теории, эксперименты, упражнения. - СПб.-М., 2001.

  37. Фрейд З. Психология бессознательного. - М., 1998.

  38. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990.

  39. Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: Прогресс, 1990.

  40. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т.1,2, - М., 2003

  41. Хрестоматия по курсу «Введение в психологию»./Ред. Е.Е.Соколова, - М., 1999.

  42. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М.В. Фаликман, В.Ф. Спиридонова, - М.: АСТ, 2008.

  43. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). – СПб: Питер Пресс, 1997 (1999). – С. 60-64, 78-93, 112-118, 129-133.

  44. Шифман Х.Р. Ощущение и восприятие. - СПб., 2003.

  45. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 1996.

  46. Юнг К.Г. Тэвистокские лекции. - М. Рефл-Бук, Ваклер, 1998.

Интернет-ресурсы

  1. Библиотека электронных учебных материалов по психологии (https://lib.adtm.ru/lib)




  1. Глоссарий психолого-педагогических терминов.

(https://bspu.ab.ru/Handbook/psihological/tituln.html).

  1. Дружинин В.Н. Диагностика общих познавательных способностей.

(https://www.psychology.ru/library/00070.shtml).

  1. Каталог психологической литературы в Интернет.

(https://www.psychology-online.ru/lit/obzorf.htm).

  1. Каталог психологических тестов.

(www.mozg.ru).

  1. Комплексное обеспечение психологической практики.

(https://www.imaton.spb.su/index.html).

  1. Личность в пространстве своей профессии.

(https://www.rl-online.ru/articles/3-02/136.html).

  1. Материалы по психологии (https://www.psychology-online.ne)

  2. Мир психологии.

(https://psychology.net.ru/).

  1. Психологический словарь.

(https://psi.webzone.ru).

  1. Психологическая библиотека.

(https://www.bookap.by.ru/).

  1. Психология из первых рук. Флогистон. (https://www.flogiston.ru/)

  2. Сборник электронных курсов по психологии.

(https://www.ido.edu.ru/psychology.)

  1. Электронная библиотека портала Auditorium.ru.

(https://www.auditorium.ru).
Декан факультета психологии и педагогики Ю.Г.Гаубих



Программа проведения вступительных испытаний в магистратуру по направлению 030300. 68 «Психология»
330.28kb.

08 10 2014
1 стр.


Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 210100. 68 Электроника и наноэлектроника Магистерская программа
161.04kb.

06 10 2014
1 стр.


Программа вступительных испытаний для поступающих в магистратуру по направлению 010400. 68 «Прикладная математика и информатика»

Определение предела числовой последовательности. Арифметические свойства пределов

77.23kb.

13 10 2014
1 стр.


Программа «Психология личности»

Программа и правила проведения вступительного испытания для абитуриентов, поступающих в магистратуру по направлению подготовки

65.96kb.

13 09 2014
1 стр.


Программа вступительных испытаний для поступающих в магистратуру по направлению

Система координат. Векторная алгебра. Скалярное, векторное и смешанное произведение векторов, их геометрический смысл и выражение через координаты сомножителей

127.9kb.

14 12 2014
1 стр.


Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом ниу вшэ по направлению подготовки 030300. 62 "Психология"; Образовательной программой направления

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300. 62

889.12kb.

15 09 2014
5 стр.


Положение об апелляционной комиссии

Апелляционная комиссия создается для рассмотрения апелляций по результатам вступительных испытаний или по процедуре проведения вступительных испытаний

45.5kb.

05 09 2014
1 стр.


Программа вступительных испытаний в магистратуру направление 072500. 68 Дизайн Нижний Новгород 2013 Общие положения
185.6kb.

30 09 2014
1 стр.