Государственный центр охраны природы
Регион Ида-Виру
Программа развития природо-экологического просвещения и осведомленности в Ида-Виру регионе Государственного центра охраны природы
2008 - 2011
Проект программы № 296 “Составление программы природо-экологического просвещения в Ида-Вирумаа” 2006 года “Экологическая осведомленность, экологическое образование и живая природа в учебном процессе” ЦУ Центр экологических инвестиций.
Ийсаку 2007
Программа развития природо-экологического просвещения и осведомленности в Ида-Виру регионе Государственного центра охраны природы 2007 – 2011
Редактор: Ааста Туусти
Составители: Кайли Вийлма, Юрген Ёёвель, Тайме Пуура, Тийна Гашков, Ингрид Гулигина, Якоб Хойер
Фтографии и карты: Юрген Ёёвель
Выражаем благодарность Ивару Пуура, чьи материалы были очень полезны при составлении программы, особенно для объяснения терминов.
Душа ребенка, подружившегося с природой, становится добрее
Артур Тоом
Содержание
Содержание 3
Введение 4
Составители 5
Понятия и сокращения 5
Цель составления программы 6
Процесс составления программы 6
Организация природопросвещения на государственном уровне 9
Государственные стратегии, программы развития и др. инициативы 9
Организации, учреждения и общества, занимающиеся природо-экологическим образованием 11
Повышение природоосведомленности общественности 12
Организация природо-экологического просвещения в Ида-Вирумаа 14
Исходная позиция 14
Особенности и главные проблемы 14
Группы предназначения 16
Сеть сотрудничества по природопросвещению в Ида-Вирумаа 17
Возможности для улучшения природо-экологического бразования 20
Объекты, используемые для развития природо-экологического просвещения 25
Стратегические принципы развития природо-экологического просвещения 25
Цели развития природо-экологического просвещения в Ида-Вирумаа на 2011 год и рабочая программа на 2008-2011 гг. 26
Использованные материалы 38
Дополнения 39
Дополнение 1. Базовые программы по природо-экологическому просвещению и объекты, пригодные для их проведения 39
Дополнение 2. Универсальные, а также пригодные для использования после некоторых изменений, учебные программы и материалы на эстонском языке, проводимые в других регионах Эстонии 43
Дополнение 3. Объекты в Ида-Вирумаа, использующиеся в целях природо-экологического бучения 51
Дополнение 4. Обзорная карта расположения имеющихся и потенциально-возможных объектов, использующихся для целей природо-экологического просвещения – центры, площадки, тропы. 74
Дополнение 5. Контактные данные для заказа программ по природо-экологическому просвещению в Ида-Вирумаа 75
Введение
Темы экологического образования и природопросвещения широко обсуждались в последние годы, как на государственном, так и на региональном уровне. Экологическое образование представляет собой систему знаний, умений, позиций и ценностей, позволяющую осознать связи между природой и социальной, культурной средой, а также использовать их при воплощении в жизнь принципов устойчивого развития. Природо-экологическое просвещение фокусируется на раскрытии природных явлений и процессов на разных уровнях и является ядром экологического образования и образования, поддерживающего устойчивое развитие (Концепция экологического образования ЭР,2006). Данная программа сосредоточена на улучшении именно природопросвещения, так как инициатором создания программы является Государственный центр охраны природы, управляющий всеми охраняемыми объектами природы в Эстонии и основные цели которого, помимо прочего, включают развитие природопросвещения.
Составление программы развития природопросвещения для Ида-Вирумаа, учитывая промышленный фон, большой процент русскоязычного населения и урбанизацию этого региона, было настоящим вызовом. В то же время, необходимость такой программы была очевидна, т.к. поведение людей в природе ясно показывает их отношение к природе, а также их знания и понятия о природных процессах. Загрязнение побережья Чудского озера, северо-восточной части региона и озерного ландшафта Куртна, а также способы использования природы отчетливо демонстрируют, как много упущений и недоработок до сих пор существует в области природопросвещения.
Эксплуатация местной природы в рекреационных целях усиливается из года в год. С повышением уровня благосостояния и уменьшением безработицы возрастает мобильность населения, и отдыхающие все больше перемещаются из пригородных зон в центральную и южную часть региона, где расположены обширные природные ландшафты и заповедники. К сожалению, осведомленность в вопросах природы не поспевает за мобильностью человека. В результате этого, в некоторых местах природным сообществам нанесен большой урон, например на песчаных дюнах Чудского озера, в лесной зоне отдыха вокруг озер Куртна, в парке Ору и в лесу на глинтовом обрыве около водопада Валасте. Школьники и взрослые имеют очень ограниченные возможности для длительного пребывания на природе вместе с опытным знатоком природы, что приводит ко все более углубляющемуся отчуждению от природы.
Опираясь на системный подход к проблемам природопросвещения, данная программа пытается предложить всевозможные занятия, с помощью которых можно улучшить осведомленность в вопросах природы людей разных возрастов и интересов. Программа составлена на пять лет, с таким учетом, чтобы к концу этого периода, результаты большинства запланированных мероприятий были бы уже видны и на их основании можно было бы проанализировать и пересмотреть программу, исключить малоэффективные и сосредоточится на плодотворных занятиях. Программа развития природопросвещения тесно связана с составляемой регионом Ида-Виру Государственного центра охраны природы (далее LKK) программой организации посещений заповедников, так как большинство из посещаемых объектов предусмотрено использовать и в целях улучшения природообразования.
Самая важная задача природопросвещения – это формирование мировоззрения, рассматривающего человека, как часть природы, а также понимания, что законы природы действуют и в человеческом обществе, и наша жизнь зависит от природы, являющейся основой для экономики и культуры. Целью природопросвещения является человек, заботящийся и оберегающий природу.
следующая страница>