___________________ факультета
Рабочая программа
Общепрофессиональный цикл
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Очная
2010
Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате обучения в средней общеобразовательной школе и в результате освоения дисциплины ООП подготовки бакалавра по отечественной и всеобщей истории, по истории Сибири, а также методологии истории, культурологи, психологии.
Данная дисциплина входит в набор дисциплин общепрофессионального цикла, ориентированных на комплексное и глубокое изучение истории России как многонационального государства. Данная дисциплина предваряет педагогическую практику в школе.
- процесс заселения Сибири, основные этапы формирования древней и средневековой этнической карты Сибири;
- основные дискуссионные проблемы, касающиеся этногенеза и этнической истории современных народов Сибири, их расселение и демографию;
- особенности традиционной социальной структуры народов Сибири и ее трансформацию в ХХ в.;
- специфические черты народной культуры, обычаев, традиционных верований народов Сибири и их изменения в начале XXI в.;
- основные черты государственной политики по отношению к сибирским аборигенам.
- составить комплексную этнографическую характеристику Сибири;
- показать динамику этнических процессов на территории Сибири;
- анализировать современные этнические и этнополитические процессы, а также различные феномены духовной культуры;
- выделять элементы традиционной культуры в социальной организации и образе жизни и выявлять их место и роль в современном обществе;
- владеть методикой полевой работы и осуществлять деловые и бытовые контакты с представителями аборигенных народов Сибири.
Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению ВПО – 030600 – история..
А) общекультурные (ОК):
- владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановка целей и путей их достижения (ОК-1);
- способность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
- готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия (ОК-11).
Б) профессиональные (ПК)
- способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области археологии и этнологии (ПК-2);
- способность понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6));
- способность к разработке информационного обеспечения историко-культурных и историко-краеведческих аспектов в тематике деятельности организаций и учреждений культуры (ПК-14);
№ п/п |
Раздел дисциплины |
Семестр |
Неделя семестра |
Виды учебной работы (в час.) |
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям) | ||
В том числе | |||||||
лекции |
Практические занятия |
СРС | |||||
1. |
Античные и средневековые источники о народах Сибири |
3
|
1-3
|
2 |
|
2 |
библиография рецензия на монографию рубежная контрольная
|
Коренные народы Сибири в ранней отечественной историографии |
2 |
|
2 | ||||
Научное изучение народов Сибири в России |
2 |
|
2 | ||||
2.
|
Этнические процессы в древней Сибири |
|
4-15 |
2 |
|
2 |
Таблица основных археологических культур Картографирование государственных образований Сибири и Дальнего Востока в дорусский период.. Карта расселения современных народов.
Собрание БД Собрание БД |
Этносы и государства Средневековой Сибири |
2 |
|
2 | ||||
Этносы и государства средневекового Дальнего Востока |
2 |
|
2 | ||||
Этнополитическая ситуация в Сибири накануне русской колонизации |
2 |
|
2 | ||||
Общая этнографическая характеристика аборигенного населения Сибири |
2 |
|
2 | ||||
Самодийские народы тундры и лесотундровой зоны |
2 |
|
2 | ||||
Народы и культуры таежной зоны Сибири |
2
|
|
2
| ||||
Аборигенные этносы северо-восточной части Сибири Народы и культуры Приморья |
2 2 |
|
2 2
| ||||
Народы Саяно-Алтайского нагорья |
2
|
|
2
|
Презентация Понятийный словарь Эссе Рубежная контрольная работа . | |||
|
Религиозные представления народов Сибири |
|
|
2 |
|
2 | |
Политика российского государства к аборигенам Сибири |
2 |
|
2 | ||||
3 |
Семинар-презентация: Культурное многообразие народов Сибири |
|
16-17 |
|
6
|
6
|
Аналитическая справка Рефлексивная записка. |
В данном курсе используются технологии картографирования, презентации, составление базы данных, рецензирование монографий и составление библиографий и таблиц, написание эссе в рамках организации СРС. В ходе обучения студенты составляют и презентуют свои аналитические справки по этнографии отдельных народов Сибири, проводятся 2 рубежные контрольные работы. Обучение в рамках курса предусматривает работу слушателей в трех проектных блоках (разделах). Последовательность организации работы в блоках предусматривает следующую логику.
В рамках первого блока студенты знакомятся с основными трудами по этнографии Сибири (библиография), пишут на них рецензии и аннотации, письменно отвечают на вопросы и тесты первой рубежной контрольной и выполняют следующие задания:
- определение предмета и задач курса «Этнография Сибири»; методологических принципов этнографических исследований;
- выделение основных направлений этнографического изучения Сибири;
- выяснение основной проблематики и дискуссионных вопросов сибирской этнографии.
Блок 2. Развитие информационно-аналитической деятельности студентов, связанной с исследованием основных тенденций этнографического развития Сибири.
В процессе работы над вторым разделом студенты знакомятся с основными этапами сложения современной этнокультурной, конфессиональной, лингвистической, антропологической карты Сибири (картография), с традиционными верованиями народов Сибири и их модификациями (понятийный словарь), с особенностями национальной политики в Сибири (эссе), письменно отвечают на вопросы и тесты второй контрольной работы, составляют БД по этногенезу, этнической истории и традиционной культуре отдельных народов Сибири. В этом разделе они выполняют следующие задания:
- сбор и анализ информации об этнических процессах в древней и средневековой Сибири;
- выявление специфики средневековых государственных образований в Сибири и определение этнической принадлежность их населения;
- выделение субстратов древних и средневековых этносов в составе современных народов Сибири;
- характеристика взаимоотношений русского и аборигенного населения в процессе колонизации Сибири, а также выяснение характера государственной политики по отношению к аборигенам;
- определение современного этнического состава аборигенов Сибири, их расселение, а также знакомство с лингвистической, антропологической, хозяйственно- культурной классификациями сибирских народов;
- характеристика традиционной культуры народов Сибири и ее изменений в ХХ – XXI вв.
В третьем разделе слушатели представляют результаты своей индивидуальной работы, совместно обсуждают их сильные и слабые стороны; проводят рефлексию своей аналитической деятельности. В этом разделе они выполняют следующие задания:
- презентация аналитических справок;
- обсуждение представленных работ;
- характеристика научной литературы и источников, использованных при подготовке справок.
6.Оценочные средства для текущего контроля успеваемости
По разделу 1
Р е ц е н з и я н а м о н о г р а ф и ю
1. С. П. Крашенинников. Описание земли Камчатки. М., 1949.
2. П. С. Паллас. Путешествие по разным провинциям Российского государства. СПб.,1878
3.В. Радлов. Из Сибири. М., 1989
4. Г. Ф. Миллер. История Сибири. М-Л., 1937, т. 1; 1941, т. 2
5. Г. И. Пелих. Происхождение селькупов. Томск, 1972
6. Д. Г. Савинов. Народы Южной Сибири в древнетюркское время. Л., 1984
7. Б. О. Долгих. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII в. М., 1960
8. В. Н. Чернецов. Усть-Полуйское время в Приобье//Древняя история Нижнего Приобья. М., 1953
9. П. Хайду. Уральские языки и народы. М.,1985
10.Ю. Б. Симченко. Культура охотников на оленей Северной Евразии. М., 1976
11.В. Г. Богораз. Чукчи Л., ч, 1, 1934; ч. 2, 1939.
К о н т р о л ь н а я р у б е ж н а я р а б о т а (т е с т ы)
1.Какие этнонимы были известны в северо-восточных районах Евразии в античных источниках?
а) вогуличи;
б) исседоны;
в) аргиппеи;
г) самоядь.
2. Кто, согласно античной традиции, впервые посетил Сибирь?
а) Геродот;
б) Аристотель;
в) Аристей;
г) Фукидид.
3. Какие народы скрываются за устаревшими этнонимами?
а) гогуличи;
б) самоеды;
в) тунгусы;
г) браты;
д) гиляки.
4. Кто впервые высказал идеи о финской прародине в Сибири?
а) Д. Мессершмидт;
б) Г. Ф. Миллер;
в) П. С. Паллас;
г) И. Фишер.
5. Кем была выдвинута гипотеза о чукчах и коряках как древнейших обитателях Сибири и введен термин «палеоазиаты»?
а) Г. Ф. Миллер;
б) В. Г. Богораз;
в) П. С. Паллас;
г) Д. Г. Мессершмидт.
6. Кто впервые заметил сходство между языками народов Сибири?
а) В. Беринг;
б) П. С. Паллас;
в) И. Г. Гмелин;
г) Г. В. Стеллер.
7. Впервые за Уралом побывали:
а) новгородцы;
б) москвичи;
в) суздальцы;
г) рязанцы.
8. Кто расшифровал орхоно-енисейскую письменность?
а) В. Радлов;
б) Н. М. Ядринцев;
в) В. Зуев;
г) Д. Томсон.
9. Соотнесите участников 1 Камчатской (Великая Северная экспедиция), 2 Камчатской и Академических экспедиций.
а )Г. Ф. Миллер;
б) П. С. Паллас;
в) С. П. Крашенинников;
г) Г. В. Стеллер;
д) И. Г. Георги;
е) В. Зуев;
ж) И. Э. Фишер;
з) И. Г. Гмелин;
и) В. Беринг;
й) И. П. Фальк;
к) Я. Линденау;
л) И. Федоров;
м) М. Гвоздев;
10. «Чертежную книгу Сибири» составил:
а) И. Петлин;
б) П. Байков;
в) С. Ремезов;
г) Н. Спафарий.
По разделу 2
Составление понятийного словаря
- определить народ, чьи религиозно-мифологические термины войдут в словарь;
- хозяйство и образ жизни народов Сибири;
- материальная культура народов Сибири;
- духовная культура народов Сибири;
- современное расселение, численность, формы национальной организации, национальные движения.
- Ваше мнение относительно суждения «Народы Сибири всегда находились в колониальной зависимости от России».
1. Соотнесите этносы с языковыми семьями:
якуты, ламуты, энцы, манси, буряты,
Алтайская негидальцы, орочоны, хакасы, юкагиры,
нганасаны, телеуты, тувинцы, ительмены.
Чукотско-корякская
2. К уральскому антропологическому типу относятся:
а) якуты б) эвенки
в) селькупы г) тувинцы
д) манси е) чукчи
ж) часть северных алтайцев и чулымцев
з) ханты
3. Байкальский антропологический тип изначально присущ:
а) эвенки
б) буряты
в) якуты
г) нанайцы
4. С какой эпохи можно говорить о предках современных народов Сибири:
а) нижний палеолит
б) верхний палеолит
в) мезолит
г) неолит.
5. С эпохи энеолита до конца I тыс. до н. э. господствующим населением Саяно-Алтайского нагорья были:
а) монголоиды
б) европеоиды
в) палеоазиаты.
6. К прауральской общности относятся:
а) саамы
б) чукчи
г) юкагиры.
7.Самым ранним из современных народов территорию Восточной Сибири освоили:
а) якуты
в) русские
8. В эпоху бронзы в степной зоне Зауралья прауральские группы взаимодействовали с
а) тюркоязычным населением
б) иранскими компонентами
в) палеоазиатами
г) монголоязычным населением.
9.Соотнесите китайский этноним с языковой принадлежностью этих народов:
уральская яз. семья юэжчи, сюнну, сушень
тунгусская ветвь алтайской сяньби, дунху, кыргызы,
языковой семьи шивей, чжурчжени, кидане
тюркская ветвь алтайской бома, маньчжуры, вэйхо,
индоевропейская языковая динлины, кюйше, аба
семья
языковой семьи
10.Самым поздним населением в Забайкалье являются:
а) эвенки;
б) буряты;
в) якуты.
11. Расположите в хронологическом порядке государственные образования следующих народов Южной Сибири и Центральной Азии:
а) енисейские кыргызы е) уйгуры
б) гунны ж) сяньби
в) жуанжуани з) древние тюрки
г) монголы и) чжурчжени
д) кидане
12. Выделите мансийские, хантыйские, селькупские государственные образования накануне присоединения Сибири к России:
а) Пелымское княжество;
б) Сургутское княжество;
в) Кодское княжество;
г) Пегая Орга;
д) Кондинское княжество.
13. В составе каких государств накануне прихода русских находились:
а) Горный Алтай;
б) Тува;
в) кыргызские княжества.
14. Начало тюркизации населения Саяно-Алтайского нагорья связано с проникновением:
а) гуннов
б) древних тюрков;
в) кыпчаков;
г) гяньгуней;
15. Создателями 1 2 тюркских каганатов были:
а) тюрки-теле;
б) тюрки-тюкю (тугю)
- выбор объекта исследования – один из этносов Сибири;
- общая структура справки;
а) Этнографическая характеристика
б) Выявление основных тенденций этнического развития народа в ХХ – XXI вв.в)
в) характеристика степени сохранности традиционной культуры и ее перспектив существования в будущем.
- представление аналитической справки в форме презентации (информационный блок, визуальный ряд);
- обсуждение достоинств и недостатков аналитической справки и формы ее презентации;
- предложения по доработке аналитической справки;
- оценка в целом аналитической записки в форме презентации.
Рефлексивная записка:
- Какие этапы можно выделить при работе над аналитической справкой?
- Какие особенности, удачи и трудности возникли при подготовке аналитической справки?
- Ваши предложения по изменению, корректировке курса.
- Национальное возрождение народа или его имитация? (На примере любого этноса Сибири);
Защита аналитических справок
Контрольные (рубежные) работы
Зачет в конце 3 семестра
1.Алексеенко Е. А. Кеты. Историко-этнографические очерки. Л. 1967.
2. Алексеев А. Н. Древняя Якутия: железный век и эпоха Средневековья. Новосибирск. 1996.
3. Анисимов А. Ф. Религия эвенков в историко-генетическом изучении М-Л., 1957.
4. Антропова В. В. Культура и быт коряков. Л., 1971.
5. Басаева К. Д. Семья и брак у бурят. Улан-Удэ. 1991.
6. Вайнштейн С. И. Тувинцы-тоджинцы. Историко-этнографические очерки. М., 1961.
7. Вайнштейн С. И. Мир кочевников Центра Азии (тувинцы). М., 1991.
8. Василевич Г. М. Эвенки. Л., 1969.
9. Вяткина К. В. Очерки культуры и быта бурят. Новосибирск. 1987.
10.Гемуев И. Н. Мировоззрение манси: Дом и Космос. Новосибирск. 1990.
11.Гумилев Л. Н. Древние тюрки. М., 1993.
12.Дульзон А. П. Кетский язык. Томск. 1968.
13.Залкинд Е. М. Общественный строй бурят XVIII – первой половины
XIX в. М., 1970.
14.История и культура ительменов. Историко-этнографические очерки. Л.,
1990.
15.История и культура коряков. Историко-этнографические очерки. СПб.,
16.История и культура удегейцев. Л., 1989.
17.История и культура чукчей. Л., 1987.
18.Кимеев В. М. Шорцы. Кто они? Кемерово. 1989.
19.Кулемзин В. М. Человек и природа в верованиях хантов. Томск. 1997.
20.Кулемзин В. М., Лукина Н. В. Знакомьтесь – ханты. Новосибирск. 1992.
21.Крейнович Е. А. Нивхгу. М., 1973.
22.Культура и традиции коренных народов Северного Алтая. СПб., 2008.
23.Львова Э. Л., Дремов В. А. Тюрки таежного Причулымья. Томск. 1991.
24.Пелих Г. И. Происхождение селькупов. Томск. 1972.
25.Попов А. А. Нганасаны. Л., 1984.
26.Потапов Л. П. Краткие очерки истории и этнографии хакасов. Абакан.
1952.
27.Потапов Л. П. Очерки по истории алтайцев. М-Л., 1953.
29.Потапов Л. П. Алтайский шаманизм. Л., 1991.
30.Савинов Д. Г. Народы Южной Сибири в древнетюркскую эпоху. Л., 1984.
31.Сагалаев А. М. Урало-алтайская мифология. Новосибирск. 1991.
32.Симченко Ю. Б. Культура охотников на оленей Северной Евразии: этнографическая реконструкция. М., 1976.
33.Серошевский В. Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. СПб., 1896.
34.Хомич Л. В. Ненцы. СПб., 1995.
35.Чернецов В. Н. Медвежий праздник у обских угров. Томск. 1991.
36.Шерстова Л. И. Тюрки и русские в Южной Сибири: этнополитические процессы и этнокультурные контакты. Новосибирск. 2005.
37.Штернберг Л. Я. Первобытная религия в свете этнографии. Л., 1936.
Автор:
Рецензент:
Рындина Ольга Михайловна – профессор кафедры музеологии и экскурсионно-туристической деятельности Института Культуры ТГУ
Программа одобрена на заседании методической комиссии исторического факультета ТГУ
Председатель комиссии, доцент______________В.Ю. Соколов
Протокол №___от____»_____________20_____ г.
09 10 2014
1 стр.
25 12 2014
1 стр.
18 12 2014
7 стр.
14 12 2014
3 стр.
10 10 2014
1 стр.
17 12 2014
1 стр.
10 10 2014
1 стр.
10 10 2014
1 стр.