Муниципальное общеобразовательное учреждение
Глуховская основная общеобразовательная школа
«Рассмотрено» «Утверждено»
на заседании педагогического совета Директор МБОУ Глуховской ООШ
протокол №__________ ______________________/Ландик В.К./
от «_____» ______________20___г. «_____»___________________20___г.
Программа "Здоровье".
Программа деятельности школы
по сохранению и развитию
здоровья учащихся на 2012-2016 г.г.
Составил: учитель физической культуры
Лишин Алексей Иванович
Программа "Здоровье"
Программа деятельности школы по сохранению и развитию
здоровья учащихся на 2012-2016 г.г.
Сроки реализации: 2012-2016 гг.
Основания для разработки программы:
Законы РФ и СК «Об образовании»;
-
Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2010 г.
-
Целевая программа «Здоровьесберегающие технологии в образовании детей на 2010-2015 г.»;
Цель программы: Создание единого пространства для формирования и воспитания гармонично развитой личности, физического и психического комфорта в условиях школы.
Задачи программы:
-
Сохранение и поддержание здоровья детей.
-
Формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни у педагогов, детей и родителей.
-
Обучение основам здорового образа жизни.
-
Мониторинг здоровья.
-
Организация и проведение пропагандистской работы по вопросам здоровья и здорового образа жизни.
-
Создание условий для социально-психологической защищенности детей и подростков в общеобразовательном учреждении.
1. Создание благоприятных условий для жизнедеятельности, обучения и развития детей - главная цель школы.
В современных условиях сложились неблагоприятные тенденции в демографических процессах и состоянии здоровья детей, их острота требует безотлагательного решения.
В настоящее время дети очень мало бывают на свежем воздухе, снижена их двигательная активность, недостаточно занимаются физическим трудом, а большую часть досуга проводят в помещении за просмотром телепередач и видеофильмов, играют на компьютерах. Одной из важных характеристик образа жизни является питание, которое не всегда полноценно. На здоровье детей неудовлетворительно влияет несоблюдение гигиенических норм, естественного и искусственного освещения рабочих мест, несоответствие размера школьной мебели росту учащихся, усложнение учебных программ и общей нагрузки учащихся.
Реализация школьной целевой программы «Здоровье» позволяет комплексно осуществлять систему мер, направленную на улучшение состояния здоровья учащихся.
2. Основные принципы Программы.
Программа основывается на следующих принципах:
-
Принцип участия: привлечение детей и подростков к здоровому образу жизни.
-
Принцип педагогической поддержки: вовлечение учителей и воспитателей в широкое движение по созданию здоровой педагогической среды.
-
Внедрение оптимальной системы медико - педагогического обеспечения по оказанию помощи детям и подросткам.
№
|
Мероприятия
|
Сроки
|
Исполнители
|
1.
|
Организация оздоровительных режимных моментов в организации занятий в первой половине дня (зарядка, физкультминутки).
|
Ежедневно
|
Учителя-предметники, учитель физической культуры
|
2.
|
Организация учебных занятий с исключением факторов, негативно влияющих на здоровье учащихся (неподвижная поза на уроке, отсутствие живых чувственных ощущений, преобладание словесно-информационного принципа учебного процесса, отсутствие чувственно-эмоционального фона на уроке).
|
Ежедневно
|
Учителя-предметники, учитель физической культуры
|
3.
|
Составление расписания уроков, предусматривающее чередование предметов с высоким баллом по шкале трудности с предметами, которые позволяют частичную релаксацию учащихся.
|
Начало четверти
|
Администрация школы
|
4.
|
Своевременное информирование субъектов образовательного процесса о состоянии здоровья учащихся и условиях, способствующих сохранению и развитию здоровья.
|
Один раз в полугодие
|
Администрация школы,
медсестра
|
5.
|
Проведение общешкольных родительских собраний по актуализации ценности здоровья.
|
Два раза в год
|
Директор, Классные руководители
|
6.
|
Проведение смотров учебных кабинетов на предмет соответствия требованиям санитарно – гигиенических условий к кабинету.
|
1 раза в год
|
Комиссия
|
7.
|
Обеспечение условий для предупреждения травматизма:
- организация досуга школьников во время перемен;
- соблюдение т/б при организации учебно – воспитательного процесса
|
Постоянно
|
Преподаватели
|
-
Санитарно-просветительская работа
Беседы о здоровом образе жизни с учетом возраста учащихся:
- Режим дня младшего школьника
- Гигиена внешней среды
- Предупреждение травматизма при спортивных занятиях
- Зарядка и физкультура в жизни школьника
- Влияние курения на организм человека
- “Твой режим дня”
- “Питайтесь правильно”
- “Организация досуга”
- Предупреждение травматизма на уроке, улице, дома
- Развитие человека и вопросы гигиены
- Предупреждение травматизма при спортивных занятиях
- Вопросы здоровья и нравственности
- Рациональное питание, как основа здоровья
- Влияние вредных привычек на организм
- Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой
- Организация режима дня
- Двигательная активность
- Предупреждение дорожно-транспортных происшествий
|
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май, сентябрь
|
1-4
1-4
1-4
1-4
1-4
1-4
1-4
1-4
1-4
5-9
5-9
5-9
5-9
5-9
5-9
5-9
5-9
5-9
|
-
Пропаганда здорового образа жизни в системе учебной деятельности.
№
|
Мероприятия
|
Сроки
|
Исполнители
|
1.
|
Обеспечение выполнения программы по курсу ОБЖ.
|
Постоянно
|
Администрация
|
2.
|
Организация воспитательной работы по возрастам по формированию навыков ЗОЖ:
-проведение классных часов, Дней здоровья;
- проведение массовых спортивных мероприятий.
|
Весь период
|
Кл. руководители,
ст. вожатые, преподаватели физ. культуры, ОБЖ
|
3.
|
Проведение школьных мероприятий по привитию навыков правильного поведения детей в опасных для жизни ситуациях:
- Дни ГО
|
По плану
|
Рук-ль ОБЖ, учителя физкультуры
|
4.
|
Проведение конкурса «Безопасное колесо».
|
Ежегодно
|
Учитель физической культуры,
Учитель ОБЖ.
|
-
Решение оздоровительных задач средствами физической культуры и спорта.
№
|
Мероприятия
|
Сроки
|
Исполнители
|
1.
|
Использование на уроках физической культуры новых методов проведения уроков с более высоким уровнем двигательной активности.
|
Постоянно
|
Учителя физкультуры
|
2.
|
Комплектование кабинета физкультуры необходимым спортивным оборудованием и инвентарем
|
Ежегодно
|
Администрация. Учителя физкультуры
|
3.
|
Совершенствование спортивно массовой работы через систему дополнительного образования:
- организация спортивных секций;
- обучение спортивным играм.
|
Постоянно
|
Учитель физической культуры, кл. руководители.
|
7. Организация летнего отдыха детей и подростков.
№
|
Мероприятия
|
Сроки
|
Исполнители
|
1.
|
Организация Школьной летней площадки.
|
Апрель – май ежегодно
|
Директор, ст. вожатая, учителя
|
2.
|
Организация питания.
|
Июнь ежегодно
|
Директор
|
3.
|
Охват летним отдыхом детей различных категорий.
|
Июнь – август ежегодно
|
Кл. руководители, администрации школы
|
Ожидаемые конечные результаты Программы:
Реализация мероприятий Программы позволит:
-
Сохранить репродуктивное здоровье учащихся;
-
Создать условия для снижения уровня нервно-психических и сердечно-сосудистых расстройств, патологий желудочно-кишечного тракта, простудных заболеваний, заболеваний органов чувств, зрения, опорно-двигательного аппарата в процессе обучения;
-
Внедрить оптимальный режим учебного труда и активного отдыха детей в урочное и внеурочное время;
-
Постоянно корректировать учебные нагрузки в соответствии с состоянием здоровья детей;
-
Помочь социально адаптироваться (средствами образования) детям с проблемами в развитии и ограниченными возможностями здоровья, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
-
Сформировать осознанное отношение детей и их родителей, членов педагогического коллектива к состоянию здоровья через пропаганду здорового образа жизни.
Координация и контроль реализации Программы
Контроль за ходом реализации Программы осуществляет администрация школы:
-анализирует ход выполнения плана действий по реализации Программы, вносит предложения по его коррекции;
-осуществляет организационное, информационное и методическое обеспечение реализации Программы;
-координирует взаимодействие заинтересованных общественных организаций по развитию системы оздоровления детей и подростков.
План мониторинга программы «Здоровье».
Контроль
|
Показатели
|
Осуществление контроля
|
Сроки
|
Кто контролирует
|
1. Образовательный процесс: урочная деятельность
|
1.Пропуски уроков физкультуры
|
Отметка в классном журнале
|
Ежедневно
|
Учителя физкультуры
|
|
2.Успеваемость и качество выполнения программы, сдача экзаменов
|
Отметка в специальной ведомости по классам
|
В конце каждого триместра
|
Администрация школы
|
|
3.Интерес и мотивация к урокам физкультуры
|
Анализ динамики годовых показателей у учащихся.
|
В течение года
|
Администрация школы
|
2. Образовательный процесс: внеурочная деятельность
|
1. Посещение спортивных секций
|
Отметка в журнале
|
Раз в неделю
|
Учителя физической культуры
|
|
3.Результаты участия в конкурсах, соревнованиях школьного, районного и областного уровня, их динамика
|
Проверка журналов
|
В конце учебного года.
|
Администрация школы
|
|
4.Привлечение новых обучающихся к занятиям в спортивных секциях
|
По итоговым протоколам и приказам
|
По окончании проведения
|
Учитель физической культуры
|
3. Состояние здоровья обучающихся
|
1 .Пропуски уроков по болезни
|
Отметка в классном журнале
|
Еженедельно
|
Классный руководитель
|
|
2.Наличие хронически больных детей
|
По медицинским картам с определением динамики
|
В конце года
|
Администрация школы
|
4. Состояние санитарно-гигиенических условий работы
|
1. Соблюдение режима проветривания
|
Наблюдение
|
Ежедневно
|
Зав. кабинетами
|
|
2 Соблюдение норм освещения и отопления в помещениях школы
|
Наблюдение
|
1 раз в две недели
|
Зав. кабинетами
|
|
3 Регулярная влажная уборка помещений
|
При составлении расписания
|
Ежедневно
|
Тех. работник
|
|
4 Соответствие учебной нагрузки обучающихся максимально допустимой (не более)
|
|
Еженедельно
|
Администрация школы
|
5.Соблюдение обучающимися гигиенических норм и правил
|
1 Мытье рук перед едой
|
Наблюдение
|
Ежедневно
|
Кл. руководитель
|
|
3 Наличие чистой одежды для занятий физической культурой
|
Наблюдение
|
Ежедневно
|
Классный руководитель, учитель физической культуры
|
|
4 Наличие сменной обуви
|
Наблюдение
|
Ежедневно
|
Дежурный класс, классный руководитель
|
6. Эффективность реализации программы физкультурно-оздоровительной работы в целом
|
1.Подведение промежуточных итогов
2.Подведение общего итога работы по программе
|
Анализ
|
Май.
Май.
|
Учитель физической культуры
Администрация школы
|