Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1


ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИН




ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ



ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ
ИСТОРИЯ ЯЗЫКОЗНАНИЯ


по подготовке выпускников

ИМПЭ имени А.С. Грибоедова

для получения дополнительной квалификации

«Переводчик в сфере профессиональной коммуникации»


Москва

Институт международного права и экономики имени А. С. Грибоедова

2009

УТВЕРЖДЕНО

кафедрой иностранных языков

С о с т а в и т е л ь – д-р филол. наук, проф. М.Ю. Федосюк



Программы дисциплин «Введение в языкознание», «Общее языкознание», «История языкознания» / сост. М.Ю. Федосюк. – М. : ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2009. – 11 с.

Подготовлены на кафедре иностранных языков.

© Федосюк М.Ю., 2009

ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ


Цель и задачи дисциплины

Цель дисциплины состоит в том, чтобы познакомить студентов с наиболее важными проблемами, понятиями и терминами теории языкознания и таким образом обеспечить условия для более глубокого и эффективного усвоения ими конкретных лингвистических дисциплин, связанных как с теоретическим изучением иностранных языков, так и с практическим овладением этими языками.

Основными задачами дисциплины являются:

  • ознакомление студентов с важнейшими сведениями о сущности языка и особенностями его многоуровневой системной организации;

  • рассмотрение взаимных связей между языковой системой и мышлением человека, индивидуальным и общественным сознанием, историей и культурой общества;

  • анализ основных закономерностей возникновения и эволюции языковой системы;

  • ознакомление студентов с многообразием языков мира, а также с основами генеалогической и типологической классификации языков.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен:



  • иметь представление о сущности языка как универсальной знаковой системы, предназначенной для человеческого общения, об основных функциях языка и закономерностях его функционирования в речи;

  • понимать принципы многоуровневой системной организации языка, а также место и роль языковой структуры в этой организации;

  • воспринимать язык как эволюционирующую систему; осознавать характер связи между особенностями жизни, истории и культуры языкового коллектива и его языком;

  • иметь представление о многообразии языков мира, о месте родного, изучаемых иностранных, а также наиболее распространенных языков мира в генеалогической и типологической классификациях;

  • владеть наиболее важными лингвистическими понятиями и терминами.

Содержание дисциплины

Предмет и разделы языкознания. Общее и частное языкознание, их предмет и задачи. Структурные компоненты системы языка: фонетическая система, словарный состав, грамматический строй – и изучающие их разделы языкознания. Место языкознания в системе наук.

Сущность языка. Язык как универсальная знаковая система, служащая важнейшим средством общения людей. Содержание понятий «знак», «система» и «структура». Понятие о значимости, синтагматических и парадигматических отношениях между элементами системы. Язык и другие знаковые системы, используемые в человеческом обществе (мимика и жестикуляция; системы символической записи в математике, физике, химии и других науках; азбука Морзе, жестовый язык глухонемых, азбука для слепых Брайля и т. п.). Естественные и искусственные знаковые системы. «Языки» животных. Семиотика как наука об общих свойствах знаковых систем и ее связь с языкознанием. Международные вспомогательные языки. Язык, речь и взаимосвязь между ними.

Основные функции языка. Язык как средство общения, сообщения и воздействия; средство познания; средство хранения и передачи из поколения в поколение общественного сознания. Взаимоотношение языка и мышления. Язык и культура. Роль языка в развитии национальной и мировой культуры и в усвоении культуры каждым членом общества. Национальное своеобразие языков и его обусловленность историей и культурой каждого из народов.

Закономерности исторического развития языка. Социальные, звукоподражательные и междометные теории происхождения языка. Особенности развития языков при различных общественно-экономических формациях. Национальный язык. Понятие о литературном языке и его стилях. Интеграция и дифференциация как основные процессы развития и формы взаимодействия языков и диалектов. Синхрония и диахрония как аспекты изучения языка. Внутренние законы и внешние (экстралингвистические) факторы развития языка.

Сравнительно-исторический метод в языкознании и генеалогическая классификация языков. Родство языков и история его изучения. Сравнительно-исторический метод в языкознании. Понятие о генеалогической классификации языков и основные элементы этой классификации. Индоевропейская семья языков. Праиндоевропейский язык. Славянские языки и вопрос о прародине славян. Понятие «мертвый язык». Старославянский язык как литературный язык древних славян. Основные семьи и группы языков мира. Языковые семьи на территории России и ближнего зарубежья. Место в генеалогической классификации наиболее распространенных языков мира.

Основные вопросы фонетики. Звуки речи как природная материя языка. Акустическая, артикуляционная и функциональная стороны звуков речи. Акустические свойства звуков речи: высота, сила, длительность, тембр. Тоны и шумы и их роль в образовании звуков. Артикуляционная характеристика звуков речи. Гласные и согласные, их сравнительная характеристика. Принципы артикуляционной классификации звуков речи. Фонетическое своеобразие различных языков. Фонетическое членение звукового потока: звук, слог, такт, синтагма, фраза. Ударение и его виды. Различные виды ударения, используемые разными языками мира. Интонация и ее элементы. Взаимодействие звуков в речевом потоке. Основные фонетические процессы: редукция, аккомодация, ассимиляция, гармония гласных, диссимиляция, эпентеза, диереза, протеза. Исторические и современные чередования звуков. Понятие об орфоэпии. Основные сведения об орфоэпических словарях. Общее понятие о фонеме как о минимальной смыслоразличительной единице языка. Взаимоотношения фонемы и звука.

Письмо как графическая фиксация человеческой речи. Происхождение и основные этапы развития письма. Пиктография, идеография и фонография в историческом аспекте и с точки зрения их использования в современном обществе. Алфавиты и графика. Происхождение греческого, латинского и русского алфавитов. Орфография, ее принципы (фонематический, фонетический, традиционно-исторический, морфологический и символический) и их использование применительно к русскому и иностранным языкам. Основные сведения об орфографических словарях.

Основные вопросы лексикологии. Слово как предмет лексикологии. Лексическое значение слова в языке и смысл слова в речи. Типы лексических значений: свободное, фразеологически связанное, синтаксически обусловленное. Мотивированность («внутренняя форма») как компонент содержания слова. Многозначность (полисемия); прямое и переносные значения и их фиксация в словарях. Омонимия и ее отличие от многозначности. Понятие о лексической системе языка. Парадигматические отношения в лексике. Лексико-семантические классы и группы слов. Синонимы и синонимические ряды. Антонимы. Паронимы. Стилистическая дифференциация лексики. Фразеологизмы и их разновидности. Исторические изменения словарного состава языка. Устаревшие слова и их типы (архаизмы и историзмы). Неологизмы в системе языка и в речи. Основные пути обогащения словарного состава языка: словообразование, изменение значение и заимствование. Усвоение заимствованных слов. Понятие об этимологии. Лексикография, Различие между энциклопедическими и лингвистическими словарями. Основные типы лингвистических словарей.

Основные вопросы грамматики. Грамматический строй языка как предмет морфологии и синтаксиса. Грамматическое значение и его отличие от лексического значения. Морфема как мельчайшая значимая часть слова. Виды морфем. Форма слова как единство основы и формообразующего аффикса. Синтетические и аналитические формы слов. Понятие о словообразовании и морфемике. Средства выражения грамматических значений: аффиксация, внутренняя флексия, ударение, супплетивизм, интонация, способ служебных слов, способ порядка слов, и их различная представленность в языках мира. Грамматическая категория как система однопорядковых грамматических форм языка. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Категориальные признаки частей речи: семантический, морфологический, словообразовательный и синтаксический. Своеобразие системы частей речи в разных языках. Предложение и словосочетание как основные единицы синтаксиса. Предикативность как важнейшее свойство предложения. Конструктивный, коммуникативный и семантический аспекты организации предложения. Части речи и члены предложения. Текст.

Типологические классификации языков. Морфологическая классификация: флективные, агглютинативные, изолирующие и инкорпорирующие языки. Флективные языки синтетического и аналитического строя. Синтаксическая классификация языков: языки номинативного и эргативного строя. Связь между типологическими особенностями языка и характером языкового коллектива.
Формой контроля является зачет.

Вопросы для подготовки к зачету

  1. Предмет и разделы языкознания.

  2. Знаковый характер языка.

  3. Понятие «система» и системный характер языка.

  4. Отличие языка от других знаковых систем.

  5. Язык, речь и взаимоотношение между ними.

  6. Значимость и ее проявления в системе языка.

  7. Языковая структура и ее отношение к системе языка.

  8. Синтагматические и парадигматические отношения в языке.

  9. Взаимоотношение языка и мышления.

  10. Язык и культура.

  11. Понятие «литературный язык» и «норма».

  12. Нелитературные разновидности общенародного языка: территориальные диалекты, жаргоны, просторечье.

  13. Генеалогическая классификация языков.

  14. Типологическая классификация языков.

На зачете каждому студенту будут предложены один вопрос из этого списка и один дополнительный вопрос по теме «Генеалогическая классификация языков» (например, перечислить основные языки, входящие в славянскую группу; определить, к какой языковой семье и группе относится португальский язык и т. п.).



Литература
Основная

Введение в языкознание: Хрестоматия для вузов / Сост. А.В. Блинов. – М., 2005 (и другие издания).

Вендина Т.И. Введение в языкознание. – М., 2005 (и другие издания).

Норман Б.Ю. Лингвистические задачи. – М., 2006.

Реформатский А.А. Введение в языковедение. – М., 2004 (и другие издания).

Дополнительная

Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М., 2005 (и другие издания).

Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – М., 2006 (и другие издания).

Норман Б.Ю. Теория языка: Вводный курс. – М., 2004.

Справочная

Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – М., 2007 (и другие издания).

Большой энциклопедический словарь: Языкознание / Гл. ред. В.Н. Ярцева. – 2-е изд. – М., 1998 (в 1-м изд.: Лингвистический энциклопедический словарь. / Гл. ред. В.Н. Ярцева – М., 1990).



Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М., 2001 (и другие издания).

Русский язык: Энциклопедия / Гл. ред. Ю.В. Караулов. – М., 2003 (и другие издания).


ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ


Содержание дисциплины

Общее языкознание как научная дисциплина. Место общего языкознания в системе наук. Основные закономерности развития общего языкознания на протяжении его истории. Теоретическое и прикладное значение общего языкознания.

Язык как языковая система. Виды и основные свойства знаков. Знаковые системы и семиотика. Этносемиотика. Семиотика культуры. Своеобразие языка как знаковой системы.

Язык и общество. Значение коммуникативной деятельности в эволюции человека. Формы существования языка. Народы мира и языки. Языковые ситуации. Языковые контакты. Языковая политика и языковое планирование. Основные сферы сознательного влияния общества на язык. Социолингвистика как наука о связях между языком и обществом.

Язык и культура. Взаимоотношения между языком и культурой. Язык как орудие и как зеркало культуры. Гипотеза лингвистической относительности Сэпира-Уорфа и ее современная оценка. Языковые картины мира и их связь с особенностями языковых коллективов и национальными менталитетами. Основные направления современной лингвокультурологии.

Язык и мышление. Генетические связи языка и мышления. Психофизиологические связи языка и мышления. Афазия и ее исследование нейролингвистикой. Внутренняя речь и мышление. Мышление при билингвизме. Логическое мышление и язык. Соотношение основных категорий языка и единиц мышления. Логический анализ языка как одно из направлений современной лингвистики.

Язык и речевая деятельность. Проблема взаимоотношения языка и речи. Текст и невербальные компоненты коммуникации в речевой деятельности. Основные этапы процессов порождения и восприятия речи. Психологические механизмы овладения языком и развития речи. Понятие «языковая личность». Типы языковых личностей. «Вторичная языковая личность». Психолингвистика как наука о психофизиологических аспектах речевой деятельности.

Речевая деятельность и ее участники. Основы лингвистической прагматики. Постулаты речевого общения. Теория речевых актов. Теория речевых жанров. Перформативные глаголы. Локутивный, иллокутивный и перлокутивный аспекты высказывания. Условия успешности речевых актов. Косвенные речевые акты.

Понятие системы и структуры в языкознании. Взаимоотношения между языковой системой, структурой и субстанцией. Уровни и единицы языковой системы. Отношение языковых единиц к языку и к речи.

Фонология. Важнейшие понятия фонологии. Основные фонологические школы.

Лексикология. Семасиология. Значение слова в системе языка и смысл слова в речи. Принципы компонентного анализа лексических значений и основные результаты исследований в этом направлении. Прототипический подход к лексической семантике. Ономасиология и принципы номинации.

Грамматика. Грамматика формальная и функциональная. Принципы «активной грамматики» Л.В. Щербы, «скрытые категории» Б. Уорфа и «понятийные категории» И.И. Мещанинова. Концепция функциональной грамматики А.В. Бондарко. Понятие «функционально-семантическое поле». Принципы построения коммуникативной грамматики Г.А. Золотовой.

Синтаксис текста. Формальные показатели связности текста: повтор, зацепление и следование на уровне лексики и грамматики. Проблема структуры текста. Цепная и параллельная связи между предложениями текста. Содержательный подход к исследованию организации текста. Смысловые отношения между компонентами текста. Логико-семантические типы предложений и структура текста. Референциальная структура текста. Принципы выделения сложного синтаксического целого и абзаца. Лингвистический анализ художественного текста. Референция предложения и проблема «точки зрения» в художественном тексте. Синтаксические типы художественной прозы по Н.Д. Арутюновой. Исследования в области поэтического синтаксиса.

Лингвистическая типология. Современные типологические классификации языков: морфологическая и синтаксическая. Понятие коммуникативного ракурса. Гипотезы о связи между формой языка и типом языкового коллектива. Проблема универсалий.

Прикладная лингвистика. Моделирование языковых процессов. Лингвистические аспекты искусственного интеллекта. Текстовые процессоры. Искусственные языки.

Лингвистические методы. Описательный метод. Лингвостатистический анализ языка и речи. Метод лингвистического эксперимента. Анализ по непосредственным составляющим и трансформационный анализ. Таксономический метод и его разновидности (компонентный, дистрибутивный и валентностный анализы). Сравнительно-исторический метод. Типологический анализ языков.
Формой контроля является зачет.

Литература
Основная

Алефиренко Н.Ф. Современные проблемы науки о языке. – М., 2005.

Базылев В.Н. Общее языкознание. – М., 2007.

Левицкий Ю.А. Общее языкознание. – М., 2005.

Попова З.Д., Стернин И.А. Общее языкознание. – М., 2007.
Дополнительная

Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. М., 1979 (и другие издания).

Общее языкознание / Сост. Б.И. Косовский; Под общ. ред. А.Е. Супруна. – Минск, 1983 (и другие издания).

Общее языкознание: Внутренняя структура языка. – М., 1972.

Общее языкознание: Формы существования, функции, история языка. – М., 1970.

Общее языкознание: Хрестоматия / Под ред. А.Е. Супруна. – Минск, 1976.



Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. – М., 2002 (и другие издания).

ИСТОРИЯ ЯЗЫКОЗНАНИЯ


Цель и задачи дисциплины

Цель дисциплины состоит в том, чтобы познакомить студентов с основными этапами развития лингвистической мысли и таким образом дать им представление о закономерностях исторической смены научных парадигм в лингвистике, расширить и углубить их знания о важнейших направлениях языкознания, о выдающихся языковедах и их наиболее значимых трудах.

Основными задачами дисциплины являются:

  • ознакомление студентов с важнейшими этапами развития языкознания;

  • рассмотрение закономерностей смены научных парадигм в лингвистике как следствия общего развития мировой научной мысли и результата углубленного изучения определенных свойств языка;

  • расширение знаний студентов о различных направлениях и методах языкознания, об их наиболее видных представителях и об основных трудах этих ученых.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен:



  • иметь представление об основных этапах развития мирового языкознания и об общих закономерностях смены научных парадигм в истории лингвистики;

  • располагать знаниями об эволюции научных взглядов на отдельные проблемы лингвистики, о выдающихся ученых, исследовавших те или иные вопросы, и об их наиболее известных научных трудах;

  • уметь анализировать лингвистические концепции, определяя те их компоненты и аспекты, которые продолжают сохранять свою актуальность в настоящее время;

  • быть знакомым с текстами или выдержками из текстов наиболее значимых лингвистических исследований.

Содержание дисциплины

История языкознания как научная дисциплина. Научная парадигма в лингвистике как результат выделения учеными определенных свойств языка. Смена научных парадигм как следствие общего развития научной мысли и повышения уровня научных знаний в лингвистике.

Проблемы языкознания в филологии древнего мира, средних веков и эпохи Возрождения. Теория именования в филологии древнего мира. Анализ языковых элементов в логике и поэтике Аристотеля и александрийских грамматистов. Достижения средневекового арабского языкознания. Попытки разработки «философского языка» в работах философов XVI–XVIII вв. (Ф. Бэкон, Р. Декарт, фон Лейбниц). «Всеобщая рациональная грамматика» («Грамматика Пор-Рояль») А. Арно и К. Лансло.

Философия языка В. фон Гумбольдта. В. фон Гумбольдт о назначении человеческого языка и о его связи с индивидуальным и общественным сознанием («народным духом»). Язык как органическая целостность и как деятельность. Внутренняя и внешняя формы языка. Вклад В. фон Гумбольдта в создание типологической классификации языков.

Возникновение и развитие сравнительно-исторического метода. Задачи и принципы сравнительно-исторических исследований в работах Ф. Боппа, Р. Раска, Я. Гримма и А.Х. Востокова.

Натуралистическое направление в языкознании. Теория языка А. Шлейхера. Языкознание как естественноисторическая наука.

Логическое направление в языкознании. Лингвистические взгляды К. Беккера. Синтаксическая система Ф.И. Буслаева как соединение сравнительного, исторического и логического начал.

Психологическое направление в языкознании. Г. Штейнталь. В. Вундт. Теория языка А.А. Потебни.

Младограмматическое направление в языкознании. «Принципы истории языка» Г. Пауля. Развитие младограмматического направления московской и казанской лингвистическими школами. Лингвистические взгляды Ф.Ф. Фортунатова, А.А. Шахматова и И.А. Бодуэна де Куртенэ.

Лингвистическая теория Ф. де Соссюра. Ф. де Соссюр о разграничении языка и речи, внешней и внутренней лингвистики, синхронии и диахронии. Важнейшие свойства языкового знака в концепции Ф. де Соссюра. Учение Ф. де Соссюра о значимости в языке как основа лингвистического структурализма.

Основные направления структурализма в лингвистике ХХ в. Датский структурализм (глоссематика). Американский структурализм (дескриптивная лингвистика). Пражский структурализм (функциональная лингвистика).

Российское языкознание первой половины 60-х гг. ХХ в. Труды Е.Д. Поливанова. Общеязыковедческие и фонологические взгляды Л.В. Щербы. Работы А.М. Пешковского. Лингвистическая теория Н.Я. Марра и ее критика. Типологическая концепция И.И. Мещанинова. Лингвистическая концепция и проблематика трудов В.В. Виноградова.

Актуальные проблемы языкознания конца ХХ – начала ХХI в. Лингвистика текста. Функциональная лингвистика. Логический анализ и теория референции. Лингвистическая прагматика и теория речевых актов. Когнитивная лингвистика.
Формой контроля является зачет.
Литература
Основная

Алпатов В.М. История лингвистических учений. – М., 2005 (и другие издания).

Введение в языкознание: Хрестоматия для вузов / сост. Блинов А.В. – М., 2005 (и другие издания).



Звегинцев В.А. История языкознания XIX–XX вв. в очерках и извлечениях. – Ч. I. – М., 1964; Ч. II. – М., 1965 (и другие издания).

Шулежкова С.Г. История лингвистических учений. – М., 2006 (и другие издания).
Дополнительная

Амирова Т.А., Ольховиков Б.А., Рождественский Ю.В. История языкознания. – М., 2005 (и другие издания).

Березин Ф.М. История лингвистических учений. – М., 1975.

Большой энциклопедический словарь: Языкознание / Гл. ред. В.Н. Ярцева. – 2-е изд. – М., 1998 (в 1-м изд.: Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. – М., 1990).



Кондрашов Н.А. История лингвистических учений. – М., 2004 (и другие издания).

Сусов И.П. История языкознания. – М., 2006.


Содержание

ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИН 1

ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ 5

ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ 11

ИСТОРИЯ ЯЗЫКОЗНАНИЯ 14



Программы дисциплин введение в языкознание

Программы дисциплин «Введение в языкознание», «Общее языкознание», «История языкознания» / сост. М. Ю. Федосюк. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова, 2009. – 11 с

174.81kb.

09 09 2014
1 стр.


К рабочей программе дисциплины «Современные направления славянского языкознания»

Изучению курса предшествуют следующие дисциплины: «Введение в славянскую филологию», «Старославянский язык», «Введение в языкознание», «Славянский язык»

25.22kb.

25 09 2014
1 стр.


Методическое пособие по курсу «Введение в языкознание»

Составители: Ерофеева И. В., Копосов Д. Р

1793.71kb.

16 12 2014
13 стр.


Учебные программы курсов истории музыки и музыкально-теоретических дисциплин санкт-Петербург 2011 ббк 74. 58 У 91 Учебные программы курсов истории музыки и музыкально-теоретических дисциплин
2126.68kb.

09 10 2014
16 стр.


Вопросы к экзамену по курсу «Введение в языкознание»

Многообразие языков мира. Вопрос о количестве языков. Своеобразие языкового строя каждого языка

42.75kb.

14 12 2014
1 стр.


Утверждено на заседании

Греции и Риме. Языкознание в древней Индии. Грамматика Панини. Арабское языкознание. "Дивани лугат ит-тюрк" М. Кашгари

91.82kb.

10 09 2014
1 стр.


Учебный план программы состоит из трех основных блоков дисциплин: I блок

Цель программы подготовка высококвалифицированных специалистов, способных разрабатывать и применять на практике технологии управления информационными ресурсами на базе технологий s

33.53kb.

17 12 2014
1 стр.


Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах»

Нфпк к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Инновационно

1989.18kb.

14 09 2014
10 стр.