ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИН
ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ
ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ
ИСТОРИЯ ЯЗЫКОЗНАНИЯ
по подготовке выпускников
ИМПЭ имени А.С. Грибоедова
для получения дополнительной квалификации
«Переводчик в сфере профессиональной коммуникации»
Москва
Институт международного права и экономики имени А. С. Грибоедова
2009
УТВЕРЖДЕНО
кафедрой иностранных языков
С о с т а в и т е л ь – д-р филол. наук, проф. М.Ю. Федосюк
Программы дисциплин «Введение в языкознание», «Общее языкознание», «История языкознания» / сост. М.Ю. Федосюк. – М. : ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2009. – 11 с.
Подготовлены на кафедре иностранных языков.
© Федосюк М.Ю., 2009
ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ
Цель и задачи дисциплины
Цель дисциплины состоит в том, чтобы познакомить студентов с наиболее важными проблемами, понятиями и терминами теории языкознания и таким образом обеспечить условия для более глубокого и эффективного усвоения ими конкретных лингвистических дисциплин, связанных как с теоретическим изучением иностранных языков, так и с практическим овладением этими языками.
Основными задачами дисциплины являются:
-
ознакомление студентов с важнейшими сведениями о сущности языка и особенностями его многоуровневой системной организации;
-
рассмотрение взаимных связей между языковой системой и мышлением человека, индивидуальным и общественным сознанием, историей и культурой общества;
-
анализ основных закономерностей возникновения и эволюции языковой системы;
-
ознакомление студентов с многообразием языков мира, а также с основами генеалогической и типологической классификации языков.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате изучения дисциплины студент должен:
-
иметь представление о сущности языка как универсальной знаковой системы, предназначенной для человеческого общения, об основных функциях языка и закономерностях его функционирования в речи;
-
понимать принципы многоуровневой системной организации языка, а также место и роль языковой структуры в этой организации;
-
воспринимать язык как эволюционирующую систему; осознавать характер связи между особенностями жизни, истории и культуры языкового коллектива и его языком;
-
иметь представление о многообразии языков мира, о месте родного, изучаемых иностранных, а также наиболее распространенных языков мира в генеалогической и типологической классификациях;
-
владеть наиболее важными лингвистическими понятиями и терминами.
Содержание дисциплины
Предмет и разделы языкознания. Общее и частное языкознание, их предмет и задачи. Структурные компоненты системы языка: фонетическая система, словарный состав, грамматический строй – и изучающие их разделы языкознания. Место языкознания в системе наук.
Сущность языка. Язык как универсальная знаковая система, служащая важнейшим средством общения людей. Содержание понятий «знак», «система» и «структура». Понятие о значимости, синтагматических и парадигматических отношениях между элементами системы. Язык и другие знаковые системы, используемые в человеческом обществе (мимика и жестикуляция; системы символической записи в математике, физике, химии и других науках; азбука Морзе, жестовый язык глухонемых, азбука для слепых Брайля и т. п.). Естественные и искусственные знаковые системы. «Языки» животных. Семиотика как наука об общих свойствах знаковых систем и ее связь с языкознанием. Международные вспомогательные языки. Язык, речь и взаимосвязь между ними.
Основные функции языка. Язык как средство общения, сообщения и воздействия; средство познания; средство хранения и передачи из поколения в поколение общественного сознания. Взаимоотношение языка и мышления. Язык и культура. Роль языка в развитии национальной и мировой культуры и в усвоении культуры каждым членом общества. Национальное своеобразие языков и его обусловленность историей и культурой каждого из народов.
Закономерности исторического развития языка. Социальные, звукоподражательные и междометные теории происхождения языка. Особенности развития языков при различных общественно-экономических формациях. Национальный язык. Понятие о литературном языке и его стилях. Интеграция и дифференциация как основные процессы развития и формы взаимодействия языков и диалектов. Синхрония и диахрония как аспекты изучения языка. Внутренние законы и внешние (экстралингвистические) факторы развития языка.
Сравнительно-исторический метод в языкознании и генеалогическая классификация языков. Родство языков и история его изучения. Сравнительно-исторический метод в языкознании. Понятие о генеалогической классификации языков и основные элементы этой классификации. Индоевропейская семья языков. Праиндоевропейский язык. Славянские языки и вопрос о прародине славян. Понятие «мертвый язык». Старославянский язык как литературный язык древних славян. Основные семьи и группы языков мира. Языковые семьи на территории России и ближнего зарубежья. Место в генеалогической классификации наиболее распространенных языков мира.
Основные вопросы фонетики. Звуки речи как природная материя языка. Акустическая, артикуляционная и функциональная стороны звуков речи. Акустические свойства звуков речи: высота, сила, длительность, тембр. Тоны и шумы и их роль в образовании звуков. Артикуляционная характеристика звуков речи. Гласные и согласные, их сравнительная характеристика. Принципы артикуляционной классификации звуков речи. Фонетическое своеобразие различных языков. Фонетическое членение звукового потока: звук, слог, такт, синтагма, фраза. Ударение и его виды. Различные виды ударения, используемые разными языками мира. Интонация и ее элементы. Взаимодействие звуков в речевом потоке. Основные фонетические процессы: редукция, аккомодация, ассимиляция, гармония гласных, диссимиляция, эпентеза, диереза, протеза. Исторические и современные чередования звуков. Понятие об орфоэпии. Основные сведения об орфоэпических словарях. Общее понятие о фонеме как о минимальной смыслоразличительной единице языка. Взаимоотношения фонемы и звука.
Письмо как графическая фиксация человеческой речи. Происхождение и основные этапы развития письма. Пиктография, идеография и фонография в историческом аспекте и с точки зрения их использования в современном обществе. Алфавиты и графика. Происхождение греческого, латинского и русского алфавитов. Орфография, ее принципы (фонематический, фонетический, традиционно-исторический, морфологический и символический) и их использование применительно к русскому и иностранным языкам. Основные сведения об орфографических словарях.
Основные вопросы лексикологии. Слово как предмет лексикологии. Лексическое значение слова в языке и смысл слова в речи. Типы лексических значений: свободное, фразеологически связанное, синтаксически обусловленное. Мотивированность («внутренняя форма») как компонент содержания слова. Многозначность (полисемия); прямое и переносные значения и их фиксация в словарях. Омонимия и ее отличие от многозначности. Понятие о лексической системе языка. Парадигматические отношения в лексике. Лексико-семантические классы и группы слов. Синонимы и синонимические ряды. Антонимы. Паронимы. Стилистическая дифференциация лексики. Фразеологизмы и их разновидности. Исторические изменения словарного состава языка. Устаревшие слова и их типы (архаизмы и историзмы). Неологизмы в системе языка и в речи. Основные пути обогащения словарного состава языка: словообразование, изменение значение и заимствование. Усвоение заимствованных слов. Понятие об этимологии. Лексикография, Различие между энциклопедическими и лингвистическими словарями. Основные типы лингвистических словарей.
Основные вопросы грамматики. Грамматический строй языка как предмет морфологии и синтаксиса. Грамматическое значение и его отличие от лексического значения. Морфема как мельчайшая значимая часть слова. Виды морфем. Форма слова как единство основы и формообразующего аффикса. Синтетические и аналитические формы слов. Понятие о словообразовании и морфемике. Средства выражения грамматических значений: аффиксация, внутренняя флексия, ударение, супплетивизм, интонация, способ служебных слов, способ порядка слов, и их различная представленность в языках мира. Грамматическая категория как система однопорядковых грамматических форм языка. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Категориальные признаки частей речи: семантический, морфологический, словообразовательный и синтаксический. Своеобразие системы частей речи в разных языках. Предложение и словосочетание как основные единицы синтаксиса. Предикативность как важнейшее свойство предложения. Конструктивный, коммуникативный и семантический аспекты организации предложения. Части речи и члены предложения. Текст.
Типологические классификации языков. Морфологическая классификация: флективные, агглютинативные, изолирующие и инкорпорирующие языки. Флективные языки синтетического и аналитического строя. Синтаксическая классификация языков: языки номинативного и эргативного строя. Связь между типологическими особенностями языка и характером языкового коллектива.
Формой контроля является зачет.
Вопросы для подготовки к зачету
-
Предмет и разделы языкознания.
-
Знаковый характер языка.
-
Понятие «система» и системный характер языка.
-
Отличие языка от других знаковых систем.
-
Язык, речь и взаимоотношение между ними.
-
Значимость и ее проявления в системе языка.
-
Языковая структура и ее отношение к системе языка.
-
Синтагматические и парадигматические отношения в языке.
-
Взаимоотношение языка и мышления.
-
Язык и культура.
-
Понятие «литературный язык» и «норма».
-
Нелитературные разновидности общенародного языка: территориальные диалекты, жаргоны, просторечье.
-
Генеалогическая классификация языков.
-
Типологическая классификация языков.
На зачете каждому студенту будут предложены один вопрос из этого списка и один дополнительный вопрос по теме «Генеалогическая классификация языков» (например, перечислить основные языки, входящие в славянскую группу; определить, к какой языковой семье и группе относится португальский язык и т. п.).
Литература
Основная
Введение в языкознание: Хрестоматия для вузов / Сост. А.В. Блинов. – М., 2005 (и другие издания).
Вендина Т.И. Введение в языкознание. – М., 2005 (и другие издания).
Норман Б.Ю. Лингвистические задачи. – М., 2006.
Реформатский А.А. Введение в языковедение. – М., 2004 (и другие издания).
Дополнительная
Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М., 2005 (и другие издания).
Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – М., 2006 (и другие издания).
Норман Б.Ю. Теория языка: Вводный курс. – М., 2004.
Справочная
Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – М., 2007 (и другие издания).
Большой энциклопедический словарь: Языкознание / Гл. ред. В.Н. Ярцева. – 2-е изд. – М., 1998 (в 1-м изд.: Лингвистический энциклопедический словарь. / Гл. ред. В.Н. Ярцева – М., 1990).
Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М., 2001 (и другие издания).
Русский язык: Энциклопедия / Гл. ред. Ю.В. Караулов. – М., 2003 (и другие издания).
ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ
Содержание дисциплины
Общее языкознание как научная дисциплина. Место общего языкознания в системе наук. Основные закономерности развития общего языкознания на протяжении его истории. Теоретическое и прикладное значение общего языкознания.
Язык как языковая система. Виды и основные свойства знаков. Знаковые системы и семиотика. Этносемиотика. Семиотика культуры. Своеобразие языка как знаковой системы.
Язык и общество. Значение коммуникативной деятельности в эволюции человека. Формы существования языка. Народы мира и языки. Языковые ситуации. Языковые контакты. Языковая политика и языковое планирование. Основные сферы сознательного влияния общества на язык. Социолингвистика как наука о связях между языком и обществом.
Язык и культура. Взаимоотношения между языком и культурой. Язык как орудие и как зеркало культуры. Гипотеза лингвистической относительности Сэпира-Уорфа и ее современная оценка. Языковые картины мира и их связь с особенностями языковых коллективов и национальными менталитетами. Основные направления современной лингвокультурологии.
Язык и мышление. Генетические связи языка и мышления. Психофизиологические связи языка и мышления. Афазия и ее исследование нейролингвистикой. Внутренняя речь и мышление. Мышление при билингвизме. Логическое мышление и язык. Соотношение основных категорий языка и единиц мышления. Логический анализ языка как одно из направлений современной лингвистики.
Язык и речевая деятельность. Проблема взаимоотношения языка и речи. Текст и невербальные компоненты коммуникации в речевой деятельности. Основные этапы процессов порождения и восприятия речи. Психологические механизмы овладения языком и развития речи. Понятие «языковая личность». Типы языковых личностей. «Вторичная языковая личность». Психолингвистика как наука о психофизиологических аспектах речевой деятельности.
Речевая деятельность и ее участники. Основы лингвистической прагматики. Постулаты речевого общения. Теория речевых актов. Теория речевых жанров. Перформативные глаголы. Локутивный, иллокутивный и перлокутивный аспекты высказывания. Условия успешности речевых актов. Косвенные речевые акты.
Понятие системы и структуры в языкознании. Взаимоотношения между языковой системой, структурой и субстанцией. Уровни и единицы языковой системы. Отношение языковых единиц к языку и к речи.
Фонология. Важнейшие понятия фонологии. Основные фонологические школы.
Лексикология. Семасиология. Значение слова в системе языка и смысл слова в речи. Принципы компонентного анализа лексических значений и основные результаты исследований в этом направлении. Прототипический подход к лексической семантике. Ономасиология и принципы номинации.
Грамматика. Грамматика формальная и функциональная. Принципы «активной грамматики» Л.В. Щербы, «скрытые категории» Б. Уорфа и «понятийные категории» И.И. Мещанинова. Концепция функциональной грамматики А.В. Бондарко. Понятие «функционально-семантическое поле». Принципы построения коммуникативной грамматики Г.А. Золотовой.
Синтаксис текста. Формальные показатели связности текста: повтор, зацепление и следование на уровне лексики и грамматики. Проблема структуры текста. Цепная и параллельная связи между предложениями текста. Содержательный подход к исследованию организации текста. Смысловые отношения между компонентами текста. Логико-семантические типы предложений и структура текста. Референциальная структура текста. Принципы выделения сложного синтаксического целого и абзаца. Лингвистический анализ художественного текста. Референция предложения и проблема «точки зрения» в художественном тексте. Синтаксические типы художественной прозы по Н.Д. Арутюновой. Исследования в области поэтического синтаксиса.
Лингвистическая типология. Современные типологические классификации языков: морфологическая и синтаксическая. Понятие коммуникативного ракурса. Гипотезы о связи между формой языка и типом языкового коллектива. Проблема универсалий.
Прикладная лингвистика. Моделирование языковых процессов. Лингвистические аспекты искусственного интеллекта. Текстовые процессоры. Искусственные языки.
Лингвистические методы. Описательный метод. Лингвостатистический анализ языка и речи. Метод лингвистического эксперимента. Анализ по непосредственным составляющим и трансформационный анализ. Таксономический метод и его разновидности (компонентный, дистрибутивный и валентностный анализы). Сравнительно-исторический метод. Типологический анализ языков.
Формой контроля является зачет.
Литература
Основная
Алефиренко Н.Ф. Современные проблемы науки о языке. – М., 2005.
Базылев В.Н. Общее языкознание. – М., 2007.
Левицкий Ю.А. Общее языкознание. – М., 2005.
Попова З.Д., Стернин И.А. Общее языкознание. – М., 2007.
Дополнительная
Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. М., 1979 (и другие издания).
Общее языкознание / Сост. Б.И. Косовский; Под общ. ред. А.Е. Супруна. – Минск, 1983 (и другие издания).
Общее языкознание: Внутренняя структура языка. – М., 1972.
Общее языкознание: Формы существования, функции, история языка. – М., 1970.
Общее языкознание: Хрестоматия / Под ред. А.Е. Супруна. – Минск, 1976.
Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. – М., 2002 (и другие издания).
ИСТОРИЯ ЯЗЫКОЗНАНИЯ
Цель и задачи дисциплины
Цель дисциплины
состоит в том, чтобы познакомить студентов с основными этапами развития лингвистической мысли и таким образом дать им представление о закономерностях исторической смены научных парадигм в лингвистике, расширить и углубить их знания о важнейших направлениях языкознания, о выдающихся языковедах и их наиболее значимых трудах.
Основными задачами дисциплины
являются:
-
ознакомление студентов с важнейшими этапами развития языкознания;
-
рассмотрение закономерностей смены научных парадигм в лингвистике как следствия общего развития мировой научной мысли и результата углубленного изучения определенных свойств языка;
-
расширение знаний студентов о различных направлениях и методах языкознания, об их наиболее видных представителях и об основных трудах этих ученых.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате изучения дисциплины студент должен:
-
иметь представление об основных этапах развития мирового языкознания и об общих закономерностях смены научных парадигм в истории лингвистики;
-
располагать знаниями об эволюции научных взглядов на отдельные проблемы лингвистики, о выдающихся ученых, исследовавших те или иные вопросы, и об их наиболее известных научных трудах;
-
уметь анализировать лингвистические концепции, определяя те их компоненты и аспекты, которые продолжают сохранять свою актуальность в настоящее время;
-
быть знакомым с текстами или выдержками из текстов наиболее значимых лингвистических исследований.
Содержание дисциплины
История языкознания как научная дисциплина. Научная парадигма в лингвистике как результат выделения учеными определенных свойств языка. Смена научных парадигм как следствие общего развития научной мысли и повышения уровня научных знаний в лингвистике.
Проблемы языкознания в филологии древнего мира, средних веков и эпохи Возрождения. Теория именования в филологии древнего мира. Анализ языковых элементов в логике и поэтике Аристотеля и александрийских грамматистов. Достижения средневекового арабского языкознания. Попытки разработки «философского языка» в работах философов XVI–XVIII вв. (Ф. Бэкон, Р. Декарт, фон Лейбниц). «Всеобщая рациональная грамматика» («Грамматика Пор-Рояль») А. Арно и К. Лансло.
Философия языка В. фон Гумбольдта. В. фон Гумбольдт о назначении человеческого языка и о его связи с индивидуальным и общественным сознанием («народным духом»). Язык как органическая целостность и как деятельность. Внутренняя и внешняя формы языка. Вклад В. фон Гумбольдта в создание типологической классификации языков.
Возникновение и развитие сравнительно-исторического метода. Задачи и принципы сравнительно-исторических исследований в работах Ф. Боппа, Р. Раска, Я. Гримма и А.Х. Востокова.
Натуралистическое направление в языкознании. Теория языка А. Шлейхера. Языкознание как естественноисторическая наука.
Логическое направление в языкознании. Лингвистические взгляды К. Беккера. Синтаксическая система Ф.И. Буслаева как соединение сравнительного, исторического и логического начал.
Психологическое направление в языкознании. Г. Штейнталь. В. Вундт. Теория языка А.А. Потебни.
Младограмматическое направление в языкознании. «Принципы истории языка» Г. Пауля. Развитие младограмматического направления московской и казанской лингвистическими школами. Лингвистические взгляды Ф.Ф. Фортунатова, А.А. Шахматова и И.А. Бодуэна де Куртенэ.
Лингвистическая теория Ф. де Соссюра. Ф. де Соссюр о разграничении языка и речи, внешней и внутренней лингвистики, синхронии и диахронии. Важнейшие свойства языкового знака в концепции Ф. де Соссюра. Учение Ф. де Соссюра о значимости в языке как основа лингвистического структурализма.
Основные направления структурализма в лингвистике ХХ в. Датский структурализм (глоссематика). Американский структурализм (дескриптивная лингвистика). Пражский структурализм (функциональная лингвистика).
Российское языкознание первой половины 60-х гг. ХХ в. Труды Е.Д. Поливанова. Общеязыковедческие и фонологические взгляды Л.В. Щербы. Работы А.М. Пешковского. Лингвистическая теория Н.Я. Марра и ее критика. Типологическая концепция И.И. Мещанинова. Лингвистическая концепция и проблематика трудов В.В. Виноградова.
Актуальные проблемы языкознания конца ХХ – начала ХХI в. Лингвистика текста. Функциональная лингвистика. Логический анализ и теория референции. Лингвистическая прагматика и теория речевых актов. Когнитивная лингвистика.
Формой контроля является зачет.
Литература
Основная
Алпатов В.М. История лингвистических учений. – М., 2005 (и другие издания).
Введение в языкознание: Хрестоматия для вузов / сост. Блинов А.В. – М., 2005 (и другие издания).
Звегинцев В.А. История языкознания XIX–XX вв. в очерках и извлечениях. – Ч. I. – М., 1964; Ч. II. – М., 1965 (и другие издания).
Шулежкова С.Г. История лингвистических учений. – М., 2006 (и другие издания).
Дополнительная
Амирова Т.А., Ольховиков Б.А., Рождественский Ю.В. История языкознания. – М., 2005 (и другие издания).
Березин Ф.М. История лингвистических учений. – М., 1975.
Большой энциклопедический словарь: Языкознание / Гл. ред. В.Н. Ярцева. – 2-е изд. – М., 1998 (в 1-м изд.: Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. – М., 1990).
Кондрашов Н.А. История лингвистических учений. – М., 2004 (и другие издания).
Сусов И.П. История языкознания. – М., 2006.
Содержание
ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИН 1
ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ 5
ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ 11
ИСТОРИЯ ЯЗЫКОЗНАНИЯ 14