Аннотация программы учебной дисциплины
«Невропатология»
Неврология – раздел научных знаний, посвященных изучению процессов, вызывающих нарушения нервной деятельности. Невропатология а изучает закономерности развития нервной системы, в онтогенезе, методы ее исследования в сравнительно-возрастном аспекте, а также различные неврологические заболевания.
-
Цели и задачи дисциплины
Целью изучения данной дисциплины является ознакомление студентов с методологией и практикой изучения мозговой организации психической деятельности человека, ее нарушениях при локальных поражениях мозга.
Задачами данной дисциплины являются: обеспечить студентов теоретической подготовкой по вопросам психодиагностики нарушений развития; обеспечить усвоение нормативных и практических материалов по вопросам организации неврологического изучения пациентов с органической патологией ЦНС на разных возрастных этапах; сформировать у студентов практические навыки своевременного выявления нарушений развития.
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
выполняет требования гигиены, охраны труда;
способен формировать навыки здорового образа жизни и безопасной образовательной среды с учетом требования гигиены и охраны труда, владеет основными методами защиты работников, обучающихся и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11). Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
Общими для всех видов профессиональной деятельности (ОПК):
способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1); готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3):способен принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач (ОПК-10); способен выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка (ПКПП-7);
готов применять рекомендованные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКСПП-2); способен осуществлять сбор и первичную обработку информации об истории развития и заболевания детей с ограниченными возможностями здоровья разного типа (ПКСПП-3); способен контролировать стабильность своего эмоционального состояния во взаимодействии с детьми, имеющими ОВЗ и их родителями (ПКСПП-4); способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам особенностей психического развития детей с разными типами нарушенного развития (ПКСПП-5); способен эффективно взаимодействовать с педагогами коррекционного образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития обучающихся в коммуникативной, игровой и учебной деятельности (ПКСПП-6); способен собрать и подготовить документацию о ребенке для обсуждения его проблем на психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения (ПКСПП-7).
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать: теоретико-методологические основы невропатологии; принципами соотношения психических функций и мозга, т.е. принципами их локализации (мозговой организации); основными нейропсихологическими синдромами при локальных поражениях мозга; современными подходами к организации и методическому обеспечению изучения детей и взрослых с неврологической патологией.
уметь: определять место невропатологии среди других наук - естественных (медицина, физиология, биология и др.) и гуманитарных (общая психология, философия, педагогика, социология и др.); анализировать основные нейропсихологические синдромы, возникающие при поражениях коры больших полушарий и подкорковых структур; психологически обосновывать использование методов нейропсихологической диагностики;
владеть: навыками использования методов нейропсихологической диагностики и коррекции.
3. Содержание дисциплины. Основные разделы
Клиническая анатомия и физиология нервной системы у детей. Критические периоды развития ребенка. Перинатальная патология нервной системы у детей. Синдромы нарушения чувствительности и органов чувств Неврологические основы патологии речи. Наследственно-органические заболевания нервной системы. Нарушения темпа психического развития. Инфекционные заболевания ЦНС. Специфика нарушений в психическом развитии в подростковом возрасте. Эпилепсия и эпилептиформные синдромы. Черепно-мозговая травма. Синдромы поражения вегетативной нервной системы. Нейропсихологические исследования детей с органическими поражениями мозга.