Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1


Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по образованию

___________________(Т.Э.О’Коннор)

« ____» ___________ 2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

НАИМЕНОВАНИЕ: Металлургия меди и никеля

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ: 150400 «Металлургия»
ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ (НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ):

«Металлургия цветных, редких и благородных металлов»


КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ):бакалавр

СЕМЕСТР: 6

КОД МОДУЛЯ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ: Б.3.ВО.33.03

____________________________________________________________________________

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: Очная



ВИД ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ: Экзамен

СОГЛАСОВАНО
Начальник учебно-методического управления ______________ (В.Е.Кузнецов)
Начальник управления образовательных

стандартов и программ _______________ (Н.М.Золотарева)


Зав.кафедрой Цветных металлов и золота ________________ (В.П. Тарасов)

Москва – 2012 г.

Рабочая программа дисциплины (модуля) (РП) составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, образовательного стандарта НИТУ «МИСиС» на основании ООП и учебного(ых) плана(ов) НИТУ «МИСиС» по направлению(ям)



Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по образованию

___________________(Т.Э. О’Коннор)

« ____» ___________ 2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

НАИМЕНОВАНИЕ: Металлургия меди и никеля

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ: 150400 «Металлургия»
ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ (НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ):

«Металлургия цветных, редких и благородных металлов»


КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ): бакалавр

СЕМЕСТР: 6

КОД МОДУЛЯ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ: Б.3.ВО.33.03

____________________________________________________________________________

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: очная



ВИД ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ: Экзамен


СОГЛАСОВАНО
Начальник учебно-методического управления ______________ (В.Е. Кузнецов)
Начальник управления образовательных

стандартов и программ _______________ (Н.М. Золотарева)


Зав. кафедрой цветных металлов и золота ________________ (В.П. Тарасов)


Рабочая программа дисциплины (модуля) (РП) составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, образовательного стандарта НИТУ «МИСиС» на основании ООП и учебного(ых) плана(ов) НИТУ «МИСиС» по направлению(ям)




(направление подготовки)
Рецензент:





Н.Г. Карпов, генеральный директор НТЦ «Латуни»




(И.О.Фамилия должность, уч.звание, уч.степень)


Автор(ы):





А.Н. Федоров

профессор, доцент, к.т.н.

(Фамилия И.О.)

(должность, уч.звание, уч.степень) (Подпись)


РП обсуждена и одобрена на заседании кафедры




Протокол №




от



Зав. кафедрой








В.П. Тарасов






(кафедра,

подпись,





РП одобрена на заседании НМСН

по направлению


Протокол №





от




Председатель НМСН по направлению 150400















А.Н. Солонин




подпись,







  1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Цель подготовка специалиста к научно-технической и организационно-методической деятельности, ориентированной на производство меди и никеля из различных видов сырья

Задачинаучить:

- понимать и правильно оценивать основные технологические процессы производства меди и никеля на основе анализа физико-химических превращений, протекающих в металлургических агрегатах, с учетом комплексности извлечения компонентов сырья и охраны окружающей среды;



- обосновывать технологические схемы переработки сырья, слагаемые из переделов обжига, плавки, конвертирования, выщелачивания и рафинирования металлов.
2 МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ООП БАКАЛАВРИАТА

Данная дисциплина предназначена для подготовки бакалавров по направлению 150400 «Металлургия» в профессиональном цикле ООП профиль «Металлургия цветных, редких и благородных металлов».

Дисциплина «Металлургия меди и никеля» представляет собой практико-ориентированный этап подготовки бакалавров, входит в состав дисциплин профиля, использует данные, полученные студентами при обучении и на производственных практиках.

Для полноценного освоения учебного материала по дисциплине студент должен владеть русским языком, использовать знания, полученные при изучении химических дисциплин, обогащения руд цветных металлов, основ гидро- и пирометаллургических процессов.

Дисциплина (модуль) вносит вклад в формирование следующих компетенций выпускника:

ОК.В.1 – системный анализ и культура мышления,

ОК.В.4 – информационная культура,

ОК.В.6 – ответственность,

ОК.В.7 – самосовершенствование,

ОПК.В.1 – фундаментальная подготовка,

ОПК.В.3 – ресурсосбережение и энергоэффективность,

ОПК.Н.3в – решение теоретических и практических типовых задач, связанных с профессиональной деятельностью,

ОПК.Н.4в – выполнение элементов проектов и комплексных инженерных исследований по профилю с применением базовых и специальных знаний и современных методов,

ПК.П.1в – умение осуществлять и корректировать технологические процессы в металлургии цветных металлов,

ПК.П.3в – умение обосновывать выбор оборудования для осуществления технологических процессов,

ПК.П.4в – умение выбирать методы исследования процессов производства цветных металлов, планировать и проводить необходимые эксперименты, интерпретировать результаты и делать выводы.


Дисциплина (модуль) вносит вклад в формирование следующих результатов обучения по циклу дисциплин (разделу):

Знать:

- основные технологические процессы производства меди и никеля;

- основное технологическое оборудование для производства меди и никеля.
Уметь:

- выполнять расчеты пиро- и гидрометаллургических процессов переработки медного и никелевого сырья;

- применять сведения о физико-химических свойствах материалов и расплавов для управления различными процессами при производстве меди и никеля;

- описывать и объяснять процессы и явления, происходящие при исследованиях в лаборатории или в практической деятельности на предприятии при получении меди, никеля;

- составлять и анализировать возможные технологические схемы переработки медного и никелевого сырья определенного химического, минералогического и фазового составов с учетом комплексности использования его и охраны окружающей среды;

- осуществлять обоснованный выбор оборудования и печей для проведения различных процессов;

- составлять отчетность по выполненной работе с изложением физико-химических основ процессов, приведением графических материалов и обобщающих выводов.
Владеть:

- навыками самостоятельной работы с литературой для поиска информации об отдельных определениях, понятиях и терминах, объяснения их применения в практических ситуациях; решения теоретических и практических типовых и системных задач, связанных с профессиональной деятельностью;

- навыками логического, творческого и системного мышления для построения технологических схем;

- навыками практической работы на современном исследовательском оборудовании;

- навыками проведения измерений и испытаний металлургических процессов;

- методами исследования и постановки экспериментов для решения задач технологии производства меди и никеля.


3. ТРЕБОВАНИЯ К КОНЕЧНЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
3.1 Таблица 1 – Связь результатов обучения, занятий и компетенций

п/п

Результаты обучения


Указать номер и вид обеспечивающего занятия

Код компетенции*

ЛК

ПЗ

ЛР

С

СР

УРОВЕНЬ «ЗНАТЬ» (знание и понимание)

1

Основные технологические процессы производства меди и никеля

1-17

1-6

1-5

-

ДЗ

ОПК.В.1

ОК.В.1


ОК.В.7 ОПК.В.3

2

Основное технологическое оборудование для производства меди и никеля

1-17

1-6

1-5

-

-

ОПК.В.1

ОК.В.1


ОК.В.7

ОПК.В.3


УРОВЕНЬ «УМЕТЬ» (в области применения, анализа, синтеза, оценки)

3

Выполнять расчеты пиро- и гидрометаллургических процессов переработки медного и никелевого сырья




1-6







ДЗ

ОК.В.1

ОК.В.6


ОК.В.7

ОПК.В.3


ОПК.Н.3в

ОПК.Н.4в

ПК.П.4в


4

Применять сведения о физико-химических свойствах материалов и расплавов для управления различными процессами при производстве меди и никеля

1, 2













ОК.В.1

ОК.В.6


ОК.В.7

ОПК.В.3


ОПК.Н.3в

ОПК.Н.4в

ПК.П.4в


5

Описывать и объяснять процессы и явления, происходящие при исследованиях в лаборатории или в практической деятельности на предприятии при получении меди и никеля




3-6

1-5




ДЗ

ОК.В.1

ОК.В.6


ОК.В.7

ОПК.В.3


ОПК.Н.3в

ОПК.Н.4в

ПК.П.4в


6

Составлять и анализировать возможные технологические схемы переработки медного и никелевого сырья определенного химического, минералогического и фазового составов с учетом комплексности использования его и охраны окружающей среды

1-17

1-6

1-5




ДЗ

ОК.В.1

ОК.В.6


ОК.В.7

ОПК.В.3


ОПК.Н.3в

ОПК.Н.4в

ПК.П.3в

ПК.П.4в



7

Осуществлять обоснованный выбор оборудования и печей для проведения различных процессов

2-17

2-6

2-5







ОК.В.1

ОК.В.6


ОК.В.7

ОПК.В.3


ОПК.Н.3в

ПК.П.4в



8

Составлять отчетность по выполненной работе с изложением физико-химических основ процессов, приведением графических материалов и обобщающих выводов




1-6







ДЗ

ОПК.В.1

ОК.В.1


ОК.В.6

ОК.В.7


ОПК.Н.3в

ПК.П.4в



УРОВЕНЬ «ВЛАДЕТЬ» (опытом, навыками в области применения, анализа, синтеза, оценки)

9

Навыками самостоятельной работы с литературой для поиска информации об отдельных определениях, понятиях и терминах, объяснения их применения в практических ситуациях; решения теоретических и практических типовых и системных задач, связанных с профессиональной деятельностью




1-6

1-5




ДЗ

ОК.В.7

ПК.П.4в



10

Навыками логического, творческого и системного мышления для построения технологических схем




1-6







ДЗ

ОК.В.6

ОК.В.7


ОПК.Н.3в

ОПК.Н.4в

ПК.П.4в


11

Навыками практической работы на современном исследовательском оборудовании







2-5







ОК.В.6

ОК.В.7


ОПК.В.3

ОПК.Н.3в

ОПК.Н.4в

ПК.П.1в

ПК.П.3в

ПК.П.4в



12

Навыками проведения измерений и испытаний металлургических процессов







1-5







ОК В.1

ОК.В.7.


ПК.П.4в

13

Методами исследования и постановки экспериментов для решения задач технологии производства меди и никеля







1-5







ОК В.1

ОК.В.7.


ПК.П.4в


Примечание 1: ЛК – лекция, ПЗ – практические занятия, ЛР – лабораторная работа, С – семинары, СР – самостоятельная работа обучающихся.
Примечание 2:

* - см. Блок 2, п.2.1 Компетентностная модель выпускника


4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ (ЧАС)

Общая трудоемкость дисциплины (модуля) составляет: 3 зачетные единицы, 90 акад. часов.


Таблица 2

Вид учебной работы

Трудоемкость,

акад. час



Аудиторные занятия, в том числе:

68

Лекции (ЛК)

34

Практические занятия (ПЗ)

17

Семинары (С)




Лабораторные работы (ЛР)

17

Самостоятельная работа, в том числе:

22

Домашние задания

22

Итого:

90


5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

5.1. Разделы дисциплины (модуля) и виды учебной работы

Таблица 3



№ п/п

Раздел дисциплины (модуля)

Трудоемкость по видам учебной работы (час.)

Формы самостоятельной работы

всего

очная форма обучения

ЛК

ПЗ

ЛР

С

СР

1

Вводная часть

8

2

2

2




2

ДЗ

2

Металлургия меди

42

18

6

8




10

ДЗ

3

Металлургия никеля

40

14

9

7




10

ДЗ




Итого:

90

34

17

17




22




Примечание : ЛК – лекция, ПЗ – практические занятия, ЛР – лабораторная работа, С – семинары, СР – самостоятельная работа обучающихся

5.2 СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ МОДУЛЯ

Таблица 4



№ раздела

№ лекции

Основное содержание

Кол-во часов

Литература

1

1

Основные свойства меди и никеля. Сведения по производству и потреблению. Задачи металлургического производства. Рудное сырье. Принципы и методы получения меди и никеля из рудного сырья.

2

1а, 2а, 1б

2

2

Шихтоподготовка и специальные подготовительные операции (обжиг, агломерация, окускование).

2

1а, 2а, 1б

2

3

Физико-химические основы способов плавки на штейн. Восстановительные, нейтральные и окислительные условия проведения плавок. Фазовые превращения при плавке.

2

1а, 2а, 1б

2

4

Плавка сырых и обожженных медных концентратов на штейн в отражательных и рудно-термических (электрических) печах.

2

1а, 2а, 1б

2

5

Шахтная плавка на штейн. Разновидности шахтной плавки. Физико-химические основы шахтных плавок. Пиритная, полупиритная и медно-серная плавки сульфидного сырья.

2

1а, 2а, 1б

2

6

Конвертирование медных штейнов в горизонтальных конвертерах. Аппаратурное оформление, химизм и технология процессов.

2

1а, 2а, 1б

2

7

Современные методы плавки на штейн. Автогенные процессы, осуществляемые во взвешенном состоянии (кислородно-факельная и кислородно-взвешенная плавки).

2

1а, 2а, 1б

2

8

Автогенные процессы, осуществляемые в расплавах (процесс Айзасмелт, процесс Ванюкова).

2

1а, 2а, 1б

2

9

Рафинирование черновой меди. Огневое рафинирование, технология и аппаратура. Электролитическое рафинирование меди, теоретические основы и технология.

2

1а, 2а, 1б

2

10

Гидрометаллургическая переработка медных руд и концентратов.

2

1а, 2а, 1б

3

11

Переработка окисленных никелевых руд на ферроникель. Подготовка руд к плавке, рудно-термическая электроплавка, рафинирование ферроникеля.

2

1а, 2а, 1б

3

12

Переработка окисленных никелевых руд плавкой на штейн. Подготовка руд к плавке, восстановительно-сульфидирующая шахтная плавка.

2

1а, 2а, 1б

3

13

Переработка окисленных никелевых руд с применением процесса Ванюкова плавкой на штейн и ферроникель.

2

1а, 2а, 1б

3

14

Конвертирование никелевых штейнов, технология получения огневого никеля из никелевого файнштейна.

2

1а, 2а, 1б

3

15

Технологическая схема переработки сульфидных медно-никелевых руд и концентратов. Особенности плавки и конвертирования медно-никелевых штейнов.

2

1а, 2а, 1б

3

16

Разделение медно-никелевого файнштейна, переработка богатого медного и никелевого концентратов.

2

1а, 2а, 1б

3

17

Электролитическое рафинирование никеля.

2

1а, 2а, 1б







Итого:

34





5.3 ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Таблица 5*



№ раздела

№ пр. занятия

Наименование

Кол-во часов

Литература

1

1

Расчет рационального состава медного сульфидного концентрата

2

1а, 2а, 1б

2

2

Расчет обжига медного концентрата в кипящем слое

2

1а, 2а, 1б

2

3

Расчет процесса плавки сульфидного концентрата в электротермической печи

4

1а, 2а, 1б

3

4

Расчет плавки окисленной никелевой руды на штейн в печи Ванюкова

4

1а, 2а, 1б

3

5

Расчет операции конвертирования никелевого штейна

2

1а, 2а, 1б

3

6

Расчет процесса электролитического рафинирования чернового никеля

3

1а, 2а, 1б







Итого:

17





5.4. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Программой модуля семинарские занятия не предусмотрены.



5.5. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ

Таблица 7*



№ раздела

№ лаб. занятия

Наименование

Кол-во часов

Литература

1

1

Изучение видов сырья и продуктов металлургии меди и никеля

2



2

2

Окислительный обжиг сульфидного медного концентрата в кипящем слое

4



2

3

Плавка медного концентрата на штейн

4



2, 3

4

Управление печью Ванюкова в динамическом режиме (работа на тренажере)

4



2, 3

5

Конвертирование штейна (работа на тренажере)

3









Итого:

17





6. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1. Лекции и практические занятия проводятся с использованием компьютерной презентационной программы PowerPoint.

2. Практические занятия проводятся с использованием мультимедийных средств.

3. Допуски к лабораторным работам проводятся с использованием компьютерной базы.

4. Контрольные работы проводятся в форме тестов и решения задач.

5. Домашние задания выполняются с использованием программы средств МС Офис.

6. Для самостоятельной работы и текущего контроля студенты используют специальные базы данных (электронные учебники) в среде МИСИС-СИТИ.

7. Консультации по курсу проводятся с использованием e-mail и при личной явке.
7. ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ*
Таблица 8

Задания*

Срок выдачи

(№ недели)



Срок сдачи

(№ недели)



Номера разделов

дисциплины(модуля)



Домашнее задание

3

15-17

1-3


8. ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Таблица 9

Вид контрольного

мероприятия*



Наименование**

Срок проведения

(№ недели)



Контролируемый объем

изученного

материала

(№№ разделов)



Контрольная работа №1

Металлургия меди

11

1, 2

Контрольная работа №2

Металлургия никеля

17

1, 3



9 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЕМЕСТРОВОГО МОДУЛЯ
а) основная литература:
Таблица 10

№ п/п

Автор

Наименование

Издательство

Год издания*



Ванюков А.В., Уткин Н.И.

Комплексная переработка медного и никелевого сырья

М.: Металлургия

1988



Резник И.Д.,

Ермаков Г.П., Шнеерсон Я.М.



Никель, т.1-3

М.: 000 "Наука и технологии".

2004



Малевский А.А., Федоров А.Н., Сорокин М.Л.

Металлургия меди и никеля. Лабораторный практикум

М.: МИСиС

1999


б) дополнительная литература:
Таблица 11

№ п/п

Автор

Наименование

Издательство

Год издания



Тарасов А.В.,

Уткин Н.И.



Общая металлургия

М.: Металлургия

1997


в) электронный контент:

1в. Демонстрационные презентации

2в. Тесты и вопросы для самоконтроля
10 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МОДУЛЯ




    10.1 Специализированные лаборатории и классы, основные установки и стенды

Таблица 12



Вид учебной работы

Номер аудитории/лаборатории

Основные установки и стенды

Лекции (ЛК)

По учебному расписанию

Компьютер, проектор

Практические занятия (ПЗ)

По учебному расписанию

Компьютер, проектор

Лабораторные работы (ЛР) (ЛР)

К-233, К-234

Лабораторные установки



    10.2 Средства обеспечения освоения дисциплины (модуля) (перечень обучающих, контролирующих и расчетных программ, диафильмов, кино- и телефильмов и т.д.)

    Таблица 13



№ п/п

Перечень средств обучения

1

Основные средства Microsoft Office

2

Презентационные программы PowerPoint



Рабочая программа дисциплины (модуля) наименование: Металлургия меди и никеля

Рабочая программа дисциплины (модуля) (РП) составлена в соответствии с требованиями фгос впо, образовательного стандарта ниту «мисиС» на основании ооп и учебного(ых) плана

291.01kb.

10 09 2014
1 стр.


Рабочая программа дисциплины (модуля) Этнология (Наименование дисциплины (модуля) Направление подготовки

Целью изучения курса «этнология» является формирование систематизированных знаний у студентов по данной отрасли науки

281.61kb.

23 09 2014
1 стр.


Рабочая программа дисциплины (модуля) Оптическая микроскопия (Наименование дисциплины (модуля) Направление подготовки

Рф и за рубежом, обладать универсальными и предметно специализированными компетенциями, способствующими его социальной мобильности, востребованности на рынке труда и успешной профе

120.9kb.

15 12 2014
1 стр.


Рабочая программа дисциплины (модуля) Гражданское право (наименование дисциплины (модуля) Направление подготовки

«Документоведение», «Организация и технология документационного обеспечения управления», «Информационное обеспечение управления», а также дисциплин специализации – «Организационное

1981.02kb.

10 10 2014
19 стр.


Рабочая Программа учебной дисциплины (модуля) б в. 09 историЯ зарубежной литературы

Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы

310.49kb.

14 10 2014
1 стр.


Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Риторика Рекомендуется для направления подготовки

«Отечественная филология», основ теории текста и дискурса, стилистики и культуры речи, философии, культурологи

95.5kb.

07 10 2014
1 стр.


Рабочая программа дисциплины (модуля)

Место дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в структуре ооп бакалавриата. Профессиональный цикл, базовая (обязательная) часть

515.67kb.

09 10 2014
4 стр.


Рабочая программа наименование дисциплины Подготовка к научной деятельности

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Печатного и послепечатного оборудования»

170.71kb.

02 10 2014
1 стр.