учреждение высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по образованию
___________________(Т.Э.О’Коннор)
« ____» ___________ 2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
НАИМЕНОВАНИЕ: Металлургия меди и никеля
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ: 150400 «Металлургия»
ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ (НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ):
«Металлургия цветных, редких и благородных металлов»
СЕМЕСТР: 6
КОД МОДУЛЯ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ: Б.3.ВО.33.03
____________________________________________________________________________
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: Очная
ВИД ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ: Экзамен
СОГЛАСОВАНО
Начальник учебно-методического управления ______________ (В.Е.Кузнецов)
Начальник управления образовательных
стандартов и программ _______________ (Н.М.Золотарева)
Москва – 2012 г. Рабочая программа дисциплины (модуля) (РП) составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, образовательного стандарта НИТУ «МИСиС» на основании ООП и учебного(ых) плана(ов) НИТУ «МИСиС» по направлению(ям) |
учреждение высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по образованию
___________________(Т.Э. О’Коннор)
« ____» ___________ 2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
НАИМЕНОВАНИЕ: Металлургия меди и никеля
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ: 150400 «Металлургия»
ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ (НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ):
«Металлургия цветных, редких и благородных металлов»
СЕМЕСТР: 6
КОД МОДУЛЯ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ: Б.3.ВО.33.03
____________________________________________________________________________
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: очная
ВИД ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ: Экзамен
стандартов и программ _______________ (Н.М. Золотарева)
Рабочая программа дисциплины (модуля) (РП) составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, образовательного стандарта НИТУ «МИСиС» на основании ООП и учебного(ых) плана(ов) НИТУ «МИСиС» по направлению(ям) | |||||
(направление подготовки) Рецензент: | |||||
|
Н.Г. Карпов, генеральный директор НТЦ «Латуни» | ||||
|
(И.О.Фамилия должность, уч.звание, уч.степень) | ||||
Автор(ы): |
| ||||
А.Н. Федоров |
профессор, доцент, к.т.н. | ||||
(Фамилия И.О.) |
(должность, уч.звание, уч.степень) (Подпись) | ||||
РП обсуждена и одобрена на заседании кафедры | |||||
| |||||
Протокол № |
|
от |
| ||
Зав. кафедрой |
|
|
В.П. Тарасов | ||
|
(кафедра, |
подпись, |
| ||
РП одобрена на заседании НМСН | |||||
по направлению | |||||
| |||||
Протокол № |
|
от
|
| ||
Председатель НМСН по направлению 150400 | |||||
|
|
| |||
| |||||
А.Н. Солонин | |||||
|
подпись, |
|
- понимать и правильно оценивать основные технологические процессы производства меди и никеля на основе анализа физико-химических превращений, протекающих в металлургических агрегатах, с учетом комплексности извлечения компонентов сырья и охраны окружающей среды;
Данная дисциплина предназначена для подготовки бакалавров по направлению 150400 «Металлургия» в профессиональном цикле ООП профиль «Металлургия цветных, редких и благородных металлов».
Дисциплина «Металлургия меди и никеля» представляет собой практико-ориентированный этап подготовки бакалавров, входит в состав дисциплин профиля, использует данные, полученные студентами при обучении и на производственных практиках.
Для полноценного освоения учебного материала по дисциплине студент должен владеть русским языком, использовать знания, полученные при изучении химических дисциплин, обогащения руд цветных металлов, основ гидро- и пирометаллургических процессов.
Дисциплина (модуль) вносит вклад в формирование следующих компетенций выпускника:
ОК.В.1 – системный анализ и культура мышления,
ОК.В.4 – информационная культура,
ОК.В.6 – ответственность,
ОК.В.7 – самосовершенствование,
ОПК.В.1 – фундаментальная подготовка,
ОПК.В.3 – ресурсосбережение и энергоэффективность,
ОПК.Н.3в – решение теоретических и практических типовых задач, связанных с профессиональной деятельностью,
ОПК.Н.4в – выполнение элементов проектов и комплексных инженерных исследований по профилю с применением базовых и специальных знаний и современных методов,
ПК.П.1в – умение осуществлять и корректировать технологические процессы в металлургии цветных металлов,
ПК.П.3в – умение обосновывать выбор оборудования для осуществления технологических процессов,
ПК.П.4в – умение выбирать методы исследования процессов производства цветных металлов, планировать и проводить необходимые эксперименты, интерпретировать результаты и делать выводы.
- основные технологические процессы производства меди и никеля;
- основное технологическое оборудование для производства меди и никеля.
Уметь:
- выполнять расчеты пиро- и гидрометаллургических процессов переработки медного и никелевого сырья;
- применять сведения о физико-химических свойствах материалов и расплавов для управления различными процессами при производстве меди и никеля;
- описывать и объяснять процессы и явления, происходящие при исследованиях в лаборатории или в практической деятельности на предприятии при получении меди, никеля;
- составлять и анализировать возможные технологические схемы переработки медного и никелевого сырья определенного химического, минералогического и фазового составов с учетом комплексности использования его и охраны окружающей среды;
- осуществлять обоснованный выбор оборудования и печей для проведения различных процессов;
- составлять отчетность по выполненной работе с изложением физико-химических основ процессов, приведением графических материалов и обобщающих выводов.
Владеть:
- навыками самостоятельной работы с литературой для поиска информации об отдельных определениях, понятиях и терминах, объяснения их применения в практических ситуациях; решения теоретических и практических типовых и системных задач, связанных с профессиональной деятельностью;
- навыками логического, творческого и системного мышления для построения технологических схем;
- навыками практической работы на современном исследовательском оборудовании;
- навыками проведения измерений и испытаний металлургических процессов;
- методами исследования и постановки экспериментов для решения задач технологии производства меди и никеля.
№ п/п |
Результаты обучения |
Указать номер и вид обеспечивающего занятия |
Код компетенции* | ||||
ЛК |
ПЗ |
ЛР |
С |
СР | |||
УРОВЕНЬ «ЗНАТЬ» (знание и понимание) | |||||||
1 |
Основные технологические процессы производства меди и никеля |
1-17 |
1-6 |
1-5 |
- |
ДЗ |
ОПК.В.1 ОК.В.1
ОК.В.7 ОПК.В.3 |
2 |
Основное технологическое оборудование для производства меди и никеля |
1-17 |
1-6 |
1-5 |
- |
- |
ОПК.В.1 ОК.В.1
ОК.В.7 ОПК.В.3
|
УРОВЕНЬ «УМЕТЬ» (в области применения, анализа, синтеза, оценки) | |||||||
3 |
Выполнять расчеты пиро- и гидрометаллургических процессов переработки медного и никелевого сырья |
|
1-6 |
|
|
ДЗ |
ОК.В.1 ОК.В.6
ОК.В.7 ОПК.В.3
ОПК.Н.3в ОПК.Н.4в ПК.П.4в
|
4 |
Применять сведения о физико-химических свойствах материалов и расплавов для управления различными процессами при производстве меди и никеля |
1, 2 |
|
|
|
|
ОК.В.1 ОК.В.6
ОК.В.7 ОПК.В.3
ОПК.Н.3в ОПК.Н.4в ПК.П.4в
|
5 |
Описывать и объяснять процессы и явления, происходящие при исследованиях в лаборатории или в практической деятельности на предприятии при получении меди и никеля |
|
3-6 |
1-5 |
|
ДЗ |
ОК.В.1 ОК.В.6
ОК.В.7 ОПК.В.3
ОПК.Н.3в ОПК.Н.4в ПК.П.4в
|
6 |
Составлять и анализировать возможные технологические схемы переработки медного и никелевого сырья определенного химического, минералогического и фазового составов с учетом комплексности использования его и охраны окружающей среды |
1-17 |
1-6 |
1-5 |
|
ДЗ |
ОК.В.1 ОК.В.6
ОК.В.7 ОПК.В.3
ОПК.Н.3в ОПК.Н.4в ПК.П.3в ПК.П.4в |
7 |
Осуществлять обоснованный выбор оборудования и печей для проведения различных процессов |
2-17 |
2-6 |
2-5 |
|
|
ОК.В.1 ОК.В.6
ОК.В.7 ОПК.В.3
ОПК.Н.3в ПК.П.4в |
8 |
Составлять отчетность по выполненной работе с изложением физико-химических основ процессов, приведением графических материалов и обобщающих выводов |
|
1-6 |
|
|
ДЗ |
ОПК.В.1 ОК.В.1
ОК.В.6 ОК.В.7
ОПК.Н.3в ПК.П.4в |
УРОВЕНЬ «ВЛАДЕТЬ» (опытом, навыками в области применения, анализа, синтеза, оценки) | |||||||
9 |
Навыками самостоятельной работы с литературой для поиска информации об отдельных определениях, понятиях и терминах, объяснения их применения в практических ситуациях; решения теоретических и практических типовых и системных задач, связанных с профессиональной деятельностью |
|
1-6 |
1-5 |
|
ДЗ |
ОК.В.7 ПК.П.4в |
10 |
Навыками логического, творческого и системного мышления для построения технологических схем |
|
1-6 |
|
|
ДЗ |
ОК.В.6 ОК.В.7
ОПК.Н.3в ОПК.Н.4в ПК.П.4в
|
11 |
Навыками практической работы на современном исследовательском оборудовании |
|
|
2-5 |
|
|
ОК.В.6 ОК.В.7
ОПК.В.3 ОПК.Н.3в ОПК.Н.4в ПК.П.1в ПК.П.3в ПК.П.4в |
12 |
Навыками проведения измерений и испытаний металлургических процессов |
|
|
1-5 |
|
|
ОК В.1 ОК.В.7.
ПК.П.4в |
13 |
Методами исследования и постановки экспериментов для решения задач технологии производства меди и никеля |
|
|
1-5 |
|
|
ОК В.1 ОК.В.7.
ПК.П.4в |
* - см. Блок 2, п.2.1 Компетентностная модель выпускника
Общая трудоемкость дисциплины (модуля) составляет: 3 зачетные единицы, 90 акад. часов.
Вид учебной работы |
Трудоемкость, акад. час |
Аудиторные занятия, в том числе: |
68 |
Лекции (ЛК) |
34 |
Практические занятия (ПЗ) |
17 |
Семинары (С) |
|
Лабораторные работы (ЛР) |
17 |
Самостоятельная работа, в том числе: |
22 |
Домашние задания |
22 |
Итого: |
90 |
Таблица 3
№ п/п |
Раздел дисциплины (модуля) |
Трудоемкость по видам учебной работы (час.) |
Формы самостоятельной работы | |||||
всего |
очная форма обучения | |||||||
ЛК |
ПЗ |
ЛР |
С |
СР | ||||
1 |
Вводная часть |
8 |
2 |
2 |
2 |
|
2 |
ДЗ |
2 |
Металлургия меди |
42 |
18 |
6 |
8 |
|
10 |
ДЗ |
3 |
Металлургия никеля |
40 |
14 |
9 |
7 |
|
10 |
ДЗ |
|
Итого: |
90 |
34 |
17 |
17 |
|
22 |
|
Таблица 4
№ раздела |
№ лекции |
Основное содержание |
Кол-во часов |
Литература |
1 |
1 |
Основные свойства меди и никеля. Сведения по производству и потреблению. Задачи металлургического производства. Рудное сырье. Принципы и методы получения меди и никеля из рудного сырья. |
2 |
1а, 2а, 1б |
2 |
2 |
Шихтоподготовка и специальные подготовительные операции (обжиг, агломерация, окускование). |
2 |
1а, 2а, 1б |
2 |
3 |
Физико-химические основы способов плавки на штейн. Восстановительные, нейтральные и окислительные условия проведения плавок. Фазовые превращения при плавке. |
2 |
1а, 2а, 1б |
2 |
4 |
Плавка сырых и обожженных медных концентратов на штейн в отражательных и рудно-термических (электрических) печах. |
2 |
1а, 2а, 1б |
2 |
5 |
Шахтная плавка на штейн. Разновидности шахтной плавки. Физико-химические основы шахтных плавок. Пиритная, полупиритная и медно-серная плавки сульфидного сырья. |
2 |
1а, 2а, 1б |
2 |
6 |
Конвертирование медных штейнов в горизонтальных конвертерах. Аппаратурное оформление, химизм и технология процессов. |
2 |
1а, 2а, 1б |
2 |
7 |
Современные методы плавки на штейн. Автогенные процессы, осуществляемые во взвешенном состоянии (кислородно-факельная и кислородно-взвешенная плавки). |
2 |
1а, 2а, 1б |
2 |
8 |
Автогенные процессы, осуществляемые в расплавах (процесс Айзасмелт, процесс Ванюкова). |
2 |
1а, 2а, 1б |
2 |
9 |
Рафинирование черновой меди. Огневое рафинирование, технология и аппаратура. Электролитическое рафинирование меди, теоретические основы и технология. |
2 |
1а, 2а, 1б |
2 |
10 |
Гидрометаллургическая переработка медных руд и концентратов. |
2 |
1а, 2а, 1б |
3 |
11 |
Переработка окисленных никелевых руд на ферроникель. Подготовка руд к плавке, рудно-термическая электроплавка, рафинирование ферроникеля. |
2 |
1а, 2а, 1б |
3 |
12 |
Переработка окисленных никелевых руд плавкой на штейн. Подготовка руд к плавке, восстановительно-сульфидирующая шахтная плавка. |
2 |
1а, 2а, 1б |
3 |
13 |
Переработка окисленных никелевых руд с применением процесса Ванюкова плавкой на штейн и ферроникель. |
2 |
1а, 2а, 1б |
3 |
14 |
Конвертирование никелевых штейнов, технология получения огневого никеля из никелевого файнштейна. |
2 |
1а, 2а, 1б |
3 |
15 |
Технологическая схема переработки сульфидных медно-никелевых руд и концентратов. Особенности плавки и конвертирования медно-никелевых штейнов. |
2 |
1а, 2а, 1б |
3 |
16 |
Разделение медно-никелевого файнштейна, переработка богатого медного и никелевого концентратов. |
2 |
1а, 2а, 1б |
3 |
17 |
Электролитическое рафинирование никеля. |
2 |
1а, 2а, 1б |
|
|
Итого: |
34 |
|
Таблица 5*
№ раздела |
№ пр. занятия |
Наименование |
Кол-во часов |
Литература |
1 |
1 |
Расчет рационального состава медного сульфидного концентрата |
2 |
1а, 2а, 1б |
2 |
2 |
Расчет обжига медного концентрата в кипящем слое |
2 |
1а, 2а, 1б |
2 |
3 |
Расчет процесса плавки сульфидного концентрата в электротермической печи |
4 |
1а, 2а, 1б |
3 |
4 |
Расчет плавки окисленной никелевой руды на штейн в печи Ванюкова |
4 |
1а, 2а, 1б |
3 |
5 |
Расчет операции конвертирования никелевого штейна |
2 |
1а, 2а, 1б |
3 |
6 |
Расчет процесса электролитического рафинирования чернового никеля |
3 |
1а, 2а, 1б |
|
|
Итого: |
17 |
|
Программой модуля семинарские занятия не предусмотрены.
Таблица 7*
№ раздела |
№ лаб. занятия |
Наименование |
Кол-во часов |
Литература |
1 |
1 |
Изучение видов сырья и продуктов металлургии меди и никеля |
2 |
3а |
2 |
2 |
Окислительный обжиг сульфидного медного концентрата в кипящем слое |
4 |
3а |
2 |
3 |
Плавка медного концентрата на штейн |
4 |
3а |
2, 3 |
4 |
Управление печью Ванюкова в динамическом режиме (работа на тренажере) |
4 |
3а |
2, 3 |
5 |
Конвертирование штейна (работа на тренажере) |
3 |
3а |
|
|
Итого: |
17 |
|
2. Практические занятия проводятся с использованием мультимедийных средств.
3. Допуски к лабораторным работам проводятся с использованием компьютерной базы.
4. Контрольные работы проводятся в форме тестов и решения задач.
5. Домашние задания выполняются с использованием программы средств МС Офис.
6. Для самостоятельной работы и текущего контроля студенты используют специальные базы данных (электронные учебники) в среде МИСИС-СИТИ.
7. Консультации по курсу проводятся с использованием e-mail и при личной явке.
7. ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ*
Таблица 8
Задания* |
Срок выдачи (№ недели) |
Срок сдачи (№ недели) |
Номера разделов дисциплины(модуля) |
Домашнее задание |
3 |
15-17 |
1-3 |
Вид контрольного мероприятия* |
Наименование** |
Срок проведения (№ недели) |
Контролируемый объем изученного материала (№№ разделов) |
Контрольная работа №1 |
Металлургия меди |
11 |
1, 2 |
Контрольная работа №2 |
Металлургия никеля |
17 |
1, 3 |
№ п/п |
Автор |
Наименование |
Издательство |
Год издания* |
1а |
Ванюков А.В., Уткин Н.И. |
Комплексная переработка медного и никелевого сырья |
М.: Металлургия |
1988 |
2а |
Резник И.Д., Ермаков Г.П., Шнеерсон Я.М. |
Никель, т.1-3 |
М.: 000 "Наука и технологии". |
2004 |
3а |
Малевский А.А., Федоров А.Н., Сорокин М.Л. |
Металлургия меди и никеля. Лабораторный практикум |
М.: МИСиС |
1999 |
№ п/п |
Автор |
Наименование |
Издательство |
Год издания |
1б |
Тарасов А.В., Уткин Н.И. |
Общая металлургия |
М.: Металлургия |
1997 |
1в. Демонстрационные презентации
2в. Тесты и вопросы для самоконтроля
10 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МОДУЛЯ
Таблица 12
Вид учебной работы |
Номер аудитории/лаборатории |
Основные установки и стенды |
Лекции (ЛК) |
По учебному расписанию |
Компьютер, проектор |
Практические занятия (ПЗ) |
По учебному расписанию |
Компьютер, проектор |
Лабораторные работы (ЛР) (ЛР) |
К-233, К-234 |
Лабораторные установки |
Таблица 13
№ п/п |
Перечень средств обучения |
1 |
Основные средства Microsoft Office |
2 |
Презентационные программы PowerPoint |
10 09 2014
1 стр.
23 09 2014
1 стр.
15 12 2014
1 стр.
10 10 2014
19 стр.
14 10 2014
1 стр.
07 10 2014
1 стр.
09 10 2014
4 стр.
02 10 2014
1 стр.