Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»




«Согласовано»

«Утверждаю»


___________________

Руководитель ООП

по специальности 210601

декан ЭФ проф. В. А. Шпенст


_______________________

Зав. кафедрой ЭС

проф. В. А. Шпенст

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы теории радиосистем передачи информации»

Направление подготовки специалиста
210601 – радиоэлектронные системы и комплексы
Специализация радиолокационные системы и комплексы
Квалификация выпускника: специалист
Форма обучения: очная

Составитель: доцент каф. ЭС О. Л. Соколов

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2012
Составитель доцент О. Л. Соколов
Научный редактор профессор В.А. Шпенст


1. Цели и задачи дисциплины

Целями освоения дисциплины (модуля) «Основы теории радиосистем передачи информации» являются: изучение принципов построения современных систем передачи информации, теоретических основ их анализа, синтеза и исследования.


2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина относится к базовым дисциплинам профессионального цикла С3.

Дисциплина основывается на знаниях, полученных в предшествующих дисциплинах: «Математика», «Физика», «Основы теории цепей», «Радиотехнические цепи и сигналы», «Цифровые устройства и микропроцессоры», «Радиоавтоматика», «Схемотехника аналоговых электронных устройств», «Устройства генерирования и формирования сигналов», «Прикладная теория информации», «Устройства сверхвысокой частоты (СВЧ) и антенны», «Устройства приема и преобразования сигналов».

Освоение дисциплины необходимо как предшествующее для дисциплин «Основы теории радиолокационных систем и комплексов», «Системы охранной сигнализации», «Системы охраны и видеонаблюдения», «Радиолокационные системы дистанционного зондирования».



3. Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование:

  • общекультурных компетенций

ОК1. Владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения

ОК2. Способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь

ОК3. Способность к кооперации с коллегами, работе в коллективе

ОК4. Способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность

ОК5. Способность стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства

ОК6. Способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков

ОК7. Способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования

ОК8. Способность владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией

ОК9. Способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях


  • общепрофессиональных компетенций

ПК1. Способность представлять адекватную современному уровню знаний научную картину мира на основе знания основных положений, законов и методов естественных наук и математики


ПК2. Способностью выявлять естественно-научную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, привлекать для их решения соответствующий физико-математический аппарат

ПК3. Готовность учитывать современные тенденции развития электроники, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий в профессиональной деятельности

ПК 4. Способность владеть методами решения задач анализа и расчета характеристик электрических цепей

ПК 5. Способность владеть основными приемами обработки и представления экспериментальных данных.


В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать: теорему Котельникова, принципы преобразования аналогового сообщения в цифровую форму, способы оценки пропускной способности каналов передачи информации.

Уметь: применять теорему Котельникова к задаче перевода аналоговых сигналов в цифровые сигналы, рассчитывать пропускную способность линий передачи информации, рассчитывать скорость передачи информации по каждому из каналов.

Владеть: методами анализа различных систем уплотнения и разделения каналов, методами выбора оптимальных кодов для сжатия и передачи информации, навыками выбора необходимых устройств синхронизации.


4. Объём дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоёмкость учебной дисциплины составляет 5 зачётных единиц.


Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

10

Всего

180

180

Аудиторные занятия: в том числе







Лекции

36

36

Практические занятия (ПЗ), в том числе в интерактивной форме:

20

20

Лабораторные работы

16

16

Самостоятельная работа: в том числе

108

108

Контрольные работы







Курсовой проект







Другие виды самостоятельной работы







Подготовка к лекциям, практическим, лабораторным работам

18

18

Работа с литературой

90

90

Вид промежуточной аттестации (зачёт, экзамен)




Экзамен

Общая трудоёмкость 180 час. 5 зач. ед.

180

180

5

5



5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов дисциплины


п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

2

3

1


Принципы построения РТСПИ


Основные определения. Обобщенные структурные схемы

Основные виды РТСПИ, линии связи, классификация РТСПИ. Многоканальные и многоадресные системы, их особенности. Ионосферные, тропосферные, метеорные, спутниковые системы.


Компетенции: ПК 1, ПК 2, ОК 1- 9.
Исходные уравнения

Основные уравнения, определяющие параметры систем связи, количества передаваемой и принимаемой информации.

Проблемы оптимизации устройств и систем передачи информации.

Способы оптимизации системы в целом и оптимизации приемной части системы, выбор сигналов в гауссовых каналах с замираниями, элементы теории оптимального приема сигналов, основная теорема кодирования Шеннона.


Компетенции: ПК3, ПК4, ОК 1-9.
Методы модуляции сигналов

Разновидности модуляции несущих колебаний, принципы их реализации, основные параметры модулированных сигналов.

Импульсная модуляция как частный случай амплитудный модуляции, амплитудно-фазовая модуляция, многократная фазовая модуляция.

Временные и спектральные представления модулированных сигналов, расчёт ширины их спектра.


Компетенции: ПК 5, ОК 1-9.


2

Помехоустойчивое кодирование


Основы теории помехоустойчивого кодирования

Принципы построения помехоустойчивых кодов, способы обнаружения ошибок, исправления ошибок.

Основные виды корректирующих кодов, их характеристики.

Повышение помехоустойчивости РТСПИ посредством введения обратного канала.

Компетенции: ПК 3, ПК 4, ОК 1-9.


Кодирующие и декодирующие устройства.

Основные разновидности кодов, их классификация, принципы построения кодирующих устройств.

Схемная реализация кодирующих и декодирующих устройств, функциональные схемы.

Компетенции: ПК 1, ПК 2, ПК 3, ПК 4, ОК 1- 9



3


Уплотнение каналов в многоканальных системах


Методы частотного, временного уплотнения каналов

Структурные схемы устройств. Достоинства и недостатки методов частотного, временного уплотнения каналов. Области применения.



Уплотнение каналов по форме сигналов

Структурные схемы устройств, их достоинства и недостатки, области применения.


Компетенции: ПК 4, ПК 5, ОК 1-9.

4


Разделение каналов в многоканальных системах

Принципы частотного, временного разделения каналов, разделение сигналов по форме

Помехи, возникающие при разделении.

Структурные схемы устройств, их достоинства и недостатки, области применения, примеры применения.

Компетенции: ПК 4-5, ОК 1- 9.




5


Синхронизация в РТСПИ

Принципы построения и основные характеристики систем синхронизации, замкнутые и разомкнутые системы фазовой синхронизации. Тактовая, цикловая, кадровая синхронизация.

Структурные схемы устройств синхронизации, области применения, примеры применения.



Компетенции: ПК 4, ПК 5, ОК 1-9.



5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами


п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

тем данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин




1

2

3

4

5

1

Основы теории радиолокационных систем и комплексов

1.1

1.3

1.4

1.5

3.1

2

Системы охранной сигнализации

1.1

1.2.

1.3

1.4

1.5

3

Системы охраны и видеонаблюдения

1.1

1.2

1.3

1.4

2.2


5.3. Разделы дисциплин и виды занятий


п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.

Лабор. работы

СРС*

Всего

час.

1.

Принципы построения РТСПИ

8

4

4

28

44

2.

Помехоустойчивое кодирование

8

4

4

24

40

3.

Уплотнение каналов в многоканальных системах

6

4

4

14

30

4.

Разделение каналов в многоканальных системах

6

4

4

16

30

5.

Синхронизация в РТСПИ

8

4




24

36

Примечание: СРС – самостоятельная работа студентов
6. Лабораторный практикум



п/п

Раздел дисциплины

Наименование лабораторных работ

1.

Принципы построения РТСПИ

Исследование на ПК методов формирования сигналов при передаче непрерывных сообщений

2.

Помехоустойчивое кодирование

Исследование на ПК методов уплотнения, основанных на использовании псевдослучайных модулирующих кодов

3.

Уплотнение каналов в многоканальных системах

Исследование на ПК методов импульсной модуляции в системах с временным уплотнением каналов

4.

Разделение каналов в многоканальных системах

Исследование многоканальной системы с частотным разделением каналов


7. Практические занятия


п/п

Раздел дисциплины

Тематика практических занятий (семинаров)

Трудо-емкость

(час.)

1.

Принципы построения РТСПИ

Тема «Исходные уравнения»

Оценка эффективности борьбы с многолучевостью коротковол-новых РТСПИ.




4

2.

Помехоустойчивое кодирование

Тема «Помехоустойчивость»

1. Оценка вероятностных характе-ристик обнаружения битовых импульсов в цифровых РТСПИ.

2. Расчет вероятности трансформации кодированного сообщения.

4

3.

Уплотнение каналов в многоканальных системах

Тема «Методы модуляции сигналов»

Расчет мгновенной частоты сигнала при угловой модуляции




4


4.

Разделение каналов в многоканальных системах

Моделирование РТСПИ с частотным разделением каналов.

4

5.

Синхронизация в РТСПИ

Тема «Синхронизация в РТСПИ»

Определение ошибки системы фазовой синхронизации.




4


8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
ЛИТЕРАТУРА

8.1. Основная литература

1. Радиотехнические системы передачи информации: учебно-методический комплекс /сост. О. С. Голод, О. Л. Соколов - СПб.: Изд-во СЗТУ, 2009. - 132 с.

2. Соколов, О. Л. Радиотехнические системы передачи информации: письменные лекции/ О. Л. Соколов, А. Б. Войцеховский. – СПб.: Изд-во СЗТУ, 2005.- 65 с.

3. Радиосистемы передачи информации: учебное пособие для вузов/ В. А. Васин (и др.).- М.: Горячая линия – Телеком, 2005. - 471 с.


8.2. Дополнительная литература

4. Пенин, П. И. Радиотехнические системы передачи информации : учеб. пособие для вузов/П. И. Пенин, В. И. Филиппов. – М.: Радио и связь, 1984.- 256с.

5. Пат. № 2063649 Российская Федерация. Устройство для моделирования многоканальной системы передачи информации с частотным разделением каналов/ О. Л. Соколов, опубл; 10.07.96, Бюл. № 17

6. Горностаев, Ю. М. Перспективные спутниковые системы связи/ Ю. М. Горностаев, В. В. Соколов, Л. М. Невдяев. – М.: Горячая линия – Телеком, 2001. – 132 с.

7. А. С. №173273 СССР. Способ непрерывного изменения фазы синусоидального колебания/О. С. Голод, В. Г. Калашников.- Опубл. 07.09.65, Бюл. №15.

8. Пат. № 20421194 Российская Федерация. Устройство для моделирования радиотехнической системы передачи информации с амплитудно-импульсной модуляцией/ О. Л. Соколов, А. Ф. Бабкин. – Опубл.20.08.95, Бюл. № 23.

9. Пат. № 2042195 Российская Федерация. Устройство для моделирования многолучевых сигналов / О. С. Голод, О .Л. Соколов, Е. Г. Пащенко. – Опубл. 20.08.95, Бюл. № 23.

10. А.С. № 1741121 СССР. Устройство для моделирования функций с помощью частных сумм сигналов Уолша / О. Л. Соколов. – Опубл. 15.06.92, Бюл. № 22.

11. А.С. № 1578719 СССР. Устройство для моделирования одноканальной системы передачи информации с импульсно-кодовой модуляции / О. Л. Соколов.- Опубл. 15.07.90, Бюл. № 26.

12 А.С. № 1495812 СССР. Устройство для моделирования многоканальной системы передачи информации с временным разделением каналов с амплитудно-импульсной модуляцией на фиксированной частоте в каждом канале / О. Л. Соколов. – Опубл. 23.07.89, Бюл. № 27.

13 А.С. № 1494014 СССР. Устройство для моделирования многоканальной системы передачи информации с временным разделением каналов с фазо-импульсной модуляцией / О. Л. Соколов. – Опубл. 15.07.89, Бюл. № 26.
8.3. Доступ к полнотекстовым базам данных из сети Интернет СПГГУ:

- БД JSTOR полнотекстовая база англоязычных научных журналов www.jstor.org

- Научная электронная библиотека www.eLibrary.ru (доступ к полным текстам ряда научных журналов с 2007 по 2009 г. )


8.4. Электронные ресурсы других библиотек:
Национальные отечественные и зарубежные библиотеки

  1. Российская государственная библиотека https://www.rsl.ru

  2. Российская национальная библиотека https://www.nlr.ru

  3. Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М.И.Рудомино https://www.libfl.ru

  4. Библиотека Академии Наук https://www.rasl.ru

  5. Библиотека РАН по естественным наукам https://www.benran.ru

  6. Государственная публичная научно-техническая библиотека https://www.gpntb.ru

  7. Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения РАН https://www.spsl.nsc.ru/

  8. Центральная научная библиотека Дальневосточного отделения РАН https://lib.febras.ru

  9. Центральная научная библиотека Уральского отделения РАН https://www.uran.ru

  10. Библиотека Конгресса https://www.loc.gov/index.html

  11. Британская национальная библиотека https://www.bl.uk

  12. Французская национальная библиотека https://www.bnf.fr

  13. Немецкая национальная библиотека https://www.ddb.de

  14. Библиотечная сеть учреждений науки и образования RUSLANet https://www.ruslan.ru:8001/rus/rcls/resources

  15. Центральная городская универсальная библиотека им. В.Маяковского https://www.pl.spb.ru

  16. Научная библиотека им. М.Горького Санкт-Петербургского Государственного университета (СПбГУ) https://www.lib.pu.ru

Фундаментальная библиотека Санкт-Петербургского Государственного Политехнического университета (СПбГПУ) https://www.unilib.neva.ru/rus/lib/
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Для обеспечения освоения дисциплины необходимо наличие учебной аудитории, снабженной мультимедийными средствами для презентаций лекций, видеофайлов практических занятий и интерактивных виртуальных лабораторных работ.

Проведение лабораторных занятий требует также наличия специализированных учебных стендов по заявленной номенклатуре лабораторных работ, оснащённых современной контрольно-измерительной аппаратурой.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению подготовки специалиста 210601.65 «Радиоэлектронные системы и комплексы».



10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Изучение дисциплины производится в тематической последовательности. Студенты очной формы обучения работают в соответствии с временным режимом, установленным учебным рабочим планом для данных форм обучения. Информация о временном графике работ сообщается преподавателем на установочной лекции. Преподаватель дает указания также по организации самостоятельной работы студентов, срокам выполнения лабораторных работ и проведения тестирования.

Дисциплина «Основы теории радиосистем передачи информации» относится к базовым дисциплинам профессионального цикла С3.

В связи с этим, приступая к ее изучению, необходимо восстановить в памяти основные сведения из курса общей физики, математики и указанных выше специальных дисциплин.

Методика и последовательность изучения дисциплины соответствуют перечню содержания разделов дисциплины.

Изучать дисциплину рекомендуется по темам, предварительно ознакомившись с содержанием каждой из них по программе учебной дисциплины. При первом чтении следует стремиться к получению общего представления об изучаемых вопросах, а также отметить трудные и неясные моменты. При повторном изучении темы необходимо освоить все теоретические положения, математические зависимости и выводы.

Для более эффективного запоминания и усвоения изучаемого материала, полезно иметь рабочую тетрадь (можно использовать лекционный конспект) и заносить в нее основные понятия, новые незнакомые термины и названия, формулы, уравнения, математические зависимости и их выводы.

Целесообразно систематизировать изучаемый материал, проводить обобщения разнообразных фактов, сводить их в таблицы. Подобная методика облегчает запоминание и уменьшает объем конспектируемого материала.

Краткий конспект курса будет полезен при повторении материала в период подготовки к экзамену.

Разработал:



доцент кафедры электронных систем О. Л. Соколов

Рабочая программа дисциплины «Основы теории радиосистем передачи информации» Направление подготовки специалиста

Целями освоения дисциплины (модуля) «Основы теории радиосистем передачи информации» являются: изучение принципов построения современных систем передачи информации, теоретических ос

157.84kb.

25 09 2014
1 стр.


В предмет основы телекоммуникационного бизнеса. Раздел 1: Основы теории передачи информации

Структура построения каналов передачи информации. Принцип построения канала радиосвязи. Системы передачи дискретных сообщений. Сети передачи данных

31.52kb.

14 12 2014
1 стр.


Рабочая программа дисциплины Автоматизированные системы управления предприятием Направление подготовки

Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины по выбору вариативной части математического и естественнонаучного цикла студентам очной формы обучения по направлению по

511.74kb.

10 10 2014
6 стр.


Рабочая программа дисциплины Корпоративный менеджмент Направление подготовки 080200 Менеджмент Профиль подготовки

Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины по выбору профессионального цикла ( В. Дв. 1) студентам очной и заочной формы обучения по направлению подготовки 080200.

203.65kb.

08 10 2014
1 стр.


Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 031600. 62 «Реклама и связи с общественностью», изучаю

192.03kb.

01 09 2014
1 стр.


Программа дисциплины Основы теории информации для направления 010500. 68 Прикладная математика и информатика подготовки магистра

Новые математические дисциплины Введение в криптографию. Под ред. В. В. Ященко. Москва, мссме, 1998

61kb.

07 10 2014
1 стр.


Рабочая программа дисциплины Государственное и муниципальное управление Направление подготовки 080200 Менеджмент

Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части профессионального цикла ( В. Од. 8) студентам очной и заочной формы обучения по направлению подготовки

273.23kb.

04 09 2014
1 стр.


Рабочая программа дисциплины промышленные типы месторождений полезных ископаемых направление

Пререквизиты: минералогия, петрография, литология, основы учения о полезных ископаемых (основы теории рудообразующих процессов), формационный анализ, опробование твердых полезных и

353.45kb.

01 10 2014
3 стр.