Муниципальное образовательное учреждение
«Усть-Кубинская средняя общеобразовательная школа».
«Рассмотрено»
на заседании МО
учителей трудового обучения.
«_26_» _августа_2011 г.
Протокол № _____
Руководитель МО
|
|
«Принято »
Протокол педсовета № _1_
«_29_» _августа__2011 г.
_____________________
|
|
«Утверждаю»
Директор
школы
«_01_» _сентября_2011 г.
_____________________
Соловьева Е.П.
|
Изобразительное
искусство.
6 класс.
Рабочая программа по учебникам под редакцией Б.М.Неменского.
Автор-составитель Дашкевич В.В.
Устье.
2011 год.
6 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа - нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.
Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Йеменского для 1-9 классов общеобразовательных учреждений (М.: Просвещение, 2010). Для работы по программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебник, методическое пособие для учителя, методическая и вспомогательная литература (пособия для учителя, видеофильмы, учебно-наглядные пособия).
Обучение и художественное воспитание ребенка в 6 классе посвящено собственно изобразительному искусству в жизни человека. Здесь учащиеся знакомятся с искусством изображения как художественным познанием мира и выражением отношения к нему как особой и необходимой форме духовной культуры общества.
В основу тематического деления года положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии, при этом выдерживается принцип единства восприятия И созидания. И последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства, согласно специфике образного строя видов и жанров изобразительного искусства. Придается большое значение освоению начальных основ грамоты изображения.
Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пастелью, пластилином, бумагой. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.
В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируется формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков.
В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:
-
изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
-
декоративная и конструктивная работа;
-
восприятие явлений действительности и произведений искусства;
-
обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
-
изучение художественного наследия;
-
подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
-
прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Темы и задания уроков предполагают умение организовывать уроки-диспуты, уроки- творческие отчеты, уроки-экскурсии. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.
Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.
Рабочая программа рассчитана на 35 часов. Поурочное планирование используется в данной рабочей программе без изменений.
Логика изложения и содержание программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, поэтому в программу не внесено изменений.
Количество часов в год - 35.
Количество часов в неделю - 1.
Количество часов в I четверти - 9.
Количество часов во II четверти - 7.
Количество часов в III четверти -11.
Количество часов в IV четверти - 8.
Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект:
-
Программы общеобразовательных учреждений : Изобразительное искусство и художественный труд : 1-9 классы / под рук. Б. М. Йеменского. - М. : Просвещение, 2010.
-
Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс : учебник для общеобразовательных учреждений / JI. А. Неменская ; под ред. Б. М. Йеменского. - М. : Просвещение, 2010.
-
Неменский, Б. М. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс : методическое пособие / Б. М. Неменский [и др.]; под ред. Б. М. Йеменского. - М. : Просвещение, 2010.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 6 класса в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и с учетом примерной программы.
Обучающиеся должны знать:
-
о месте и значении изобразительного искусства в культуре: в жизни общества и жизни человека;
-
о существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представление о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
-
основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
-
ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
-
особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
-
основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;
-
общие правила построения изображения головы человека;
-
о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;
-
о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.
Обучающиеся должны уметь:
-
пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), уметь использовать коллажные техники, обладать первичными навыками лепки;
-
видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов; пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
-
видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
-
создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и воображению;
-
активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.
Литература
Дополнительные пособия для учителя:
-
Неменский, Б. М. Педагогика искусства / Б. М. Йеменский. - М. : Просвещение, 2007.
-
Изобразительное искусство. 6 класс : поурочные планы по программе под ред. Б. М. Йеменского / авт.-сост. О. В. Павлова. - Волгоград : Учитель, 2010.
-
Изобразительное искусство. 2-8 классы. Создание ситуации успеха : коллекция интересных уроков / авт.-сост. А. В. Пожарская [и др.]. - Волгоград : Учитель, 2010.
Дополнительные пособия для учащихся:
-
Кора, Д. Мифология : энциклопедия (детская) / Д. Кора. - М.: Росмэи, 2010.
-
Платонова, Н. И. Энциклопедический словарь юного художника / И. И. Платонова, В. Д. Си- нюков. - М.: Педагогика, 1983.
Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:
https://ru.wikipedia. org/wiki
http: //www .artsait.ru
Учебно-гематический план
№ п/п
|
Тема раздела
|
Содержание
|
Количество часов
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1
|
Виды изобразительного искусства и основы образного языка
|
Изобразительное искусство и семь пластических искусств
|
1
|
Рисунок - основа изобразительного творчества
|
1
|
Линия и ее выразительные возможности
|
1
|
Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен
|
1
|
Цвет. Основы цветоведения
|
1
|
Цвет в произведениях живописи
|
1
|
Объемные изображения в скульптуре
|
1
|
Основы языка изображения
|
1
|
2
|
Мир наших вещей. Натюрморт
|
Реальность и фантазия в творчестве художника
|
1
|
Изображение предметного мира - натюрморт'
|
1
|
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира
|
1
|
Изображение объема на плоскости, линейная перспектива
|
1
|
Освещение. Свет и тень
|
1
|
Натюрморт в I-рафике
|
1
|
Цвет в натюрморте
|
1
|
Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы)
|
1
|
1
|
2
|
3
|
4
|
3
|
Вглядываясь в человека. Портрет
|
Образ человека - главная тема искусства
|
1
|
Конструкция головы человека и ее пропорции
|
1
|
Изображение головы человека в пространстве
|
1
|
Графический портретный рисунок и выразительный образ человека
|
1
|
Портрет в скульптуре
|
|
Сатирические образы человека
|
1
|
Образные возможности освещения в портрете
|
1
|
Портрет в живописи
|
1
|
Роль цвета в портрете
|
|
Великие портретисты (обобщение темы)
|
1
|
4
|
Человек и пространство в изобразительном искусстве
|
Жанры в изобразительном искусстве
|
1
|
Изображение пространства
|
1
|
Правила линейной и воздушной перспективы
|
1
|
Пейзаж - большой мир. Организация изображаемого пространства
|
1
|
Пейзаж-настроение. Природа и художник
|
1
|
Городской пейзаж
|
1
|
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл
|
1
|
следующая страница>