Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3


УТВЕРЖДАЮ
заведующий кафедрой

международных отношений и регионоведения

факультета международных отношений
____________(__________________)

__.__.20__

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
1. Шифр и наименование специальности/направления: 080200 Регионоведение

2. Уровень образования: высшее (бакалавр)

3. Форма обучения: дневная

4. Код и наименование дисциплины (в соответствии с Учебным планом): ГСЭ.В.04.1 Политические реформы на Ближнем Востоке

5. Кафедра, отвечающая за дисциплину: кафедра международных отношений и регионоведения

6. Составитель: Баутин А.А., аспирант

7. Кем рекомендовано к использованию в учебном процессе: кафедрой международных отношений и регионоведения Протокол о рекомендации № 2401-8 от 31.08.2007 г.

8. Учебный год: 4 Семестр: 7 .

9. Количество часов, отводимых на изучение дисциплины, в соответствии с планов учебного процесса: Аудиторные занятия 18, в том числе 1111111111111111111111111лекции 18 1111111111111111111111111практических занятий – нет Самостоятельная работа 36 Всего часов 54

10. Количество контрольных работ, предусмотренных Учебным планом – нет

11. Форма итогового контроля: зачет

12. Тематика (по ГРНТИ): 11.00.00 Политика, политические науки

13. Поисковый образ (ключевые слова): Ближний Восток, Египет, Израиль, Иран, Ирак, Ливан, Сирия, политический экстремизм, исламский экстремизм, терроризм, арабо-израильский конфликт, Большой Ближний Восток, Хезболлах, Исламский Джихад, Организация освобождения Палестины.
14. Пояснительная записка
В соответствии с учебным планом факультета международных отношений ВГУ, на 4 курсе (специальность/направление «Регионоведение») предусмотрено чтение курса лекций «Политические реформы на Ближнем Востоке» (18 часов). При подготовке курса лекций было учтено, что студенты уже получили определенный объем знаний по истории стран Востока, ислама и международных отношений. Изучение курса по данной теме является частью подготовки специалистов-регионоведов для ориентации в проблемах современного мира и стран Ближнего Востока, а также ознакомления с некоторыми аспектами проблем международной безопасности, таких как терроризм, экстремизм и т.д.

Предлагаемый курс включает 9 лекционных занятий, в ходе которых планируется изучить основные этапы эволюции политических систем стран Ближнего Востока, проанализировать роль западных держав в формировании современного политического облика региона, также рассмотреть возможные варианты решения насущных проблем региона и связанные с этим политические преобразования. В качестве формы проверки усвоения знаний предполагается проведение зачета.


15. Актуальность курса
На протяжении тысячелетий Ближний Восток являлся ареной взаимодействия многих народов, зоной взаимопроникновения и синтеза ряда религий и культур. В течение длительного периода он был источником уникального по своей значимости духовного и культурного влияния в огромной степени предопределившего исторические пути развития всей мировой цивилизации. С эпохи Великих географических открытий европейские государства начинают борьбу за получение торговых преференций на Ближнем Востоке, трансформировавшуюся позднее в стремление установить свой политический контроль в регионе. После окончания Первой мировой войны, Великобритания и Франция юридически оформили свое право на управление ближневосточными территориями в виде мандатов Лиги Наций. В период мандатного управления были определены территориальные контуры и заложены основы политического развития будущих независимых государств Ближнего Востока. После окончания Второй мировой войны ближневосточный регион на несколько десятилетий превратился в один из «фронтов» холодной войны. США и СССР оказались вовлечены в региональные конфликты, наиболее острым из которых является арабо-израильский конфликт и неразрешенная до настоящего времени проблема создания независимого палестинского государства. На рубеже XX – XXI вв. основополагающими факторами, в значительной степени определяющими политический климат на Ближнем Востоке, являются:

    • стремление стран Запада и, прежде всего США подчинить данный регион своим долгосрочным экономическим и политическим целям, очевидным свидетельством чему явилась англо-американская агрессия против Ирака;

    • рост исламского фактора, одним из проявлений которого является исламский экстремизм и терроризм;

    • затяжной арабо-израильский конфликт и палестинская проблема;

    • внутренняя нестабильность политических режимов стран Ближнего Востока и незавершенность в некоторых из них политических преобразований, имеющих стратегическое значение, для стабильного развития, как отдельных стран, так и целого региона;

    • стремление некоторых стран региона приобрести оружие массового поражения и т.д.


16. Цель и задачи изучения дисциплины:
Цель: на основе сравнительного анализа выявить общее и специфическое в принципах политического устройства и политических процессах стран Ближнего Востока.

Задачи:

– сформировать у студентов четкое представление о понятийном аппарате курса;

– охарактеризовать основные подходы к изучению политических процессов на Ближнем Востоке;

– рассмотреть эндогенные и экзогенные факторы, влияющие на политические системы стран региона;

– рассмотреть генезис и динамику развития политических систем стран Ближневосточного региона;

– подробно остановиться на динамике политических процессов и политических реформах в отдельных странах региона;

– охарактеризовать традиционные и нетрадиционные угрозы безопасности на Ближнем Востоке;

– дать студентам представление об основных источниках и литературе по курсу.


17. Основные знания, умения и навыки, которыми студент

должен овладеть в результате изучения дисциплины

Основными видами учебных занятий по данному курсу являются лекции и самостоятельная работа студентов. Предусмотрены различные формы отчетности, в том числе рефераты.



Студенты должны:

– иметь представление о геополитическом положении Ближнего Востока и проблемах региональной и национальной безопасности в регионе;

– свободно владеть понятийным аппаратом курса, уметь ориентироваться в источниках и литературе по курсу, а также знать основное содержание базовых документов по проблематике курса;

– иметь представление о принципах политического устройства стран Ближнего Востока и политических процессах, как в регионе в целом, так и в отдельных странах;

– уметь оперировать статистическими данными по политическим, экономическим и социальным вопросам ближневосточных стран.
18. Система оценивания
Контроль знаний и навыков в процессе обучения осуществляется в различных формах: степень активности (посещение занятий, участие в дискуссиях, выполнение тестовых заданий т.п.), качество ответов на вопросы при сдаче зачета (уровень владения изучаемым материалом), выполнение небольших письменных заданий (точность формулировок и данных). Курс предусматривает возможность написания рефератов и курсовых работ по желанию студента.
19. Тематический план и сетка часов дисциплины


№ п\п

Название темы

Лекции

(час)


Самост.

работа


(час)

Формы текущего контроля

01

Водная лекция

4

5

реферат

02

Политическая система и поли­тические реформы в Израиле

2

7

реферат

03

Политическая система и поли­тические реформы в Ливане

2


7

реферат

04

Политическая система и поли­тические реформы в Иране

4

5

реферат

05

Политическая система и поли­тические реформы в Египте

2

7

реферат

06

Политическая система и поли­тические реформы в Ираке

4

5

реферат

Итого

18

36




Форма итогового контроля

зачет



20. Учебно-методическая карта дисциплины
Лекции


№ темы

лекции


Основные дидактические единицы

Ссылки на основную литературу

Ссылки

на дополнительную

литературу


Формы

текущего

контроля


01

1-2

Общая характеристика Ближнего Востока. Проблема отсутствия общепринятого обозначения границ региона. Западные теории постколониального развития стран Ближнего Востока (теория политической модернизации и ее эволюция, теория зависимого развития, теория миросистемного анализа И. Валлерстайна). Типы политических режимов и политических систем на Ближнем Востоке. Патримониальные и неопатримониальные политические режимы. Исламский фактор и политическое развитие в регионе. Общие проблемы безопасности и факторы, влияющие на политическое развитие стран Ближнего Востока.

1-4

11-14,16-18,22,30-33,36,40, 42,46,48,53-59,70,71,74,75, 77,79,80, 82,84,87,92,94, 96-99,102-105,108,113,114, 116,121,122,126,129,133-136, 138,139,141,146-148,150,152, 154-156,161,162
Интернет-ресурсы:
I.: 3-8,9-33,34,

36-40,49,51,52,53,55,56


II.: 1,4,7

реферат

02

3

Израиль – общая характери­стика. История создания госу­дарства Израиль. Арабо-изра­ильский конфликт. Американо-изра­ильские отношения и из­раиль­ское лобби. Отношения Из­раиля с соседними стра­нами. Ядерная программа Из­раиля. Политическая система совре­менного Израиля и ос­новные этапы ее эволюции в прошлом. Процесс принятия решений: институциональные и неинституциональные факторы. Роль армии в поли­тической системе Израиля. Иудаистский фундаментализм. Палестин­ская проблема и пути ее реше­ния. Деятельность ис­ламских радикальных группи­ровок «ХАМАС» и «Ислам­ский Джихад». Израильская военная компания в Южном Ливане (2007г.): причины и последствия. Кризис полити­ческой системы израильского государства. Место и роль Из­раиля на будущем Большом Ближнем Востоке.

2,3

20,24,25,29,35,39,47,60,65, 68,90,91,101,107,112,119, 121,131,135,142,158

Интернет-ресурсы:
I.: 1,2,8,9-33,34,36-40, 41,43,49,51-54,56,60-62
II.: 1,2,5,7



реферат

03

4

Ливан – общая характеристика. Провозглашение независимо­сти Ливана (1943г.) и создание независимой Ливанской Рес­публики. Послевоенное разви­тие Ливана. Ливан – «Ближне­восточная Швейцария». Осо­бенности политической сис­темы Ливана и этнический и конфессиональный состав го­сударства. Арабо-израильский конфликт и проблема пале­стинских беженцев на юге Ли­вана. Гражданская война в Ли­ване и сирийское военное при­сутствие. Ливано-израильский конфликт (1982г.) Таифское соглашение и прекращение гражданской войны. Влияние исламских радикальных орга­низаций («Хезболллах», «Амаль» и др.) на политиче­скую ситуацию в Ливане. Ли­ван и Сирия после убийства Р. Харири. Израильская военная операция в Южном Ливане: причины и последствия. Пер­спективы восстановления пол­ной независимости Ливана и эволюции ливанской полити­ческой системы.

1-3

1,21,28,59,73,74,81,91,95,97,100,111,115,124,125,127,130,132
Интернет-ресурсы:
I.: 4-6,9-33,34,36-40,49,51,56
II.: 1,7


реферат

04

5-6

Иран – общая характери­стика. Послевоенное развитие Ирана: основные этапы. Приход к власти Реза-шаха. Ирано-американские и ирано-израильские отношения во время правления Реза-шаха. Политическая оппозиция в шахском Иране. Аятолла Хомейни и основы исламской революции в своем труде «За исламское правление» (1971г.). Исламская революция 1979 г. и провозглашение Исламской Республики Иран. Концептуальные подходы к пониманию феномена иранской исламской революции. Внешняя политика исламского Ирана и концепция экспорта исламской революции: цели и результаты. Ирано-иракская война: причины и последствия. Политическая система Ирана после исламской революции: основные этапы эволюции и современное состояние. Процесс принятия решений: институциональные и неинституциональные факторы. Пути трансформации теократического режима в Исламской Республике Иран. Отношения Ирана с США: режим санкций и проблема нормализации двухсторонних отношений. Кризис вокруг ядерной программы Ирана.

1-3

2-10,19,26,27,34,41,44,49-52, 55,56,59,62,67,76,78,83,88,8993,94,97,106,110,118,120,123128,140-143,145,149,153,157 159
Интернет-ресурсы:
I.: 9-33,36-40,42,47-50,53, 55,59
II.: 1,3,4,6,7


реферат

05

7

Египет – общая характери­стика. Послевоенное развитие Египта: основные этапы. Арабо-изра­ильский конфликт. Политическая система совре­менного Египта и ос­новные этапы ее эволюции в прошлом. Процесс принятия решений: институциональные и неинституциональные факторы. Исламский фактор и деятельность властей по подавлению исламского экстремизма и терроризма. Организация «Братья Мусульмане» и государственная власть в Египте. Отношения правящего режима с легальной оппозицией. Армия и власть в современном Египте.

1-3

15,37,38,43,59,63,64,66,69,97116,117,137,142,144
Интернет-ресурсы:
I.: 2-6,8,9-33,34,35,36-40,49, 51-53,55-58,62,63
II.: 1,7


реферат

06

8-9

Ирак – общая характери­стика. Послевоенное развитие Ирака: основные этапы. Политическая система Саддамовского Ирака: структура, ос­новные этапы ее эволюции. Революция 1958г. и американо-иракские отношения. Советско-иракские отношения. Ирано-иракская война: причины и последствия. Кувейтский кризис и Война в Заливе. Санкционный режим в отношении Ирака. Ядерная программа Ирака. Первая военная операция США против Ирака. Международно-политические аспекты вторжения США в Ирак в 2003г. Военная операция США в Ираке в 2003г. Региональные аспекты иракской войны. Ирак под американским управлением: демократизация или «вьетнамизация». Проблемы политического переустройства послевоенного Ирака. Современный иракский кризис: ключевые аспекты и перспективы урегулирования. Роль шиитского движения в общественно-политической жизни современного Ирака.

1-3

23,48,61,72,85,86,89,97,109,

116,142,160,163


Интернет-ресурсы:
I.: 3-5,7,8,9-33,34,36-40, 44-46,49-53,55,56
II.: 1,7



реферат

* Литература указывается в соответствии со списком, приведенным ниже

21. Примерный список контрольных вопросов по курсу


  1. Географическое и политическое определение понятия «Ближний Восток». Общая (геополитическая, экономическая, политическая) характеристика Ближнего Востока.

  2. Западные теории постколониального и послевоенного развития стран Ближнего Востока.

  3. Патримониальные и неопатримониальные политические режимы. Типы политических режимов и политических систем на Ближнем Востоке.

  4. Исламский фактор и политическое развитие стран региона.

  5. Особенности геополитического, политического и экономического положения Израиля.

  6. Современная политическая система Израиля и основные этапы ее эволюции в прошлом.

  7. Арабо-израильский конфликт: причины возникновения, основные этапы развития и перспективы урегулирования.

  8. Отношения Израиля с США. Роль и место «Израильского лобби» в ближневосточной политике США.

  9. Израильская военная компания в Южном Ливане: причины и последствия.

  10. Особенности геополитического, политического и экономического положения Ливана.

  11. Особенности послевоенного развития Ливана.

  12. Особенности политической системы Ливана. Этноконфессиональный состав государства.

  13. Гражданская война в Ливане: причины, основные события и последствия.

  14. Роль Сирии и Ирана в политическом развитии Ливана. Сирийско-ливанские отношения после смерти Р. Харири.

  15. Влияние исламских радикальных организаций на ситуацию в Ливане.

  16. Перспективы восстановления полной независимости Ливана и варианты эволюции ливанской политической системы.

  17. Особенности геополитического, политического и экономического положения Ирана.

  18. Послевоенное развитие Ирана: основные этапы.

  19. Политическая оппозиция в шахском Иране и шиитское духовенство.

  20. Концептуальные подходы к пониманию феномена иранской революции

  21. Экспорт иранской исламской революции в другие страны: концептуальные основы и результаты.

  22. Современная политическая система Ирана

  23. Пути трансформации теократического режима в Иране

  24. Отношения Ирана с США до и после исламской революции.

  25. Ядерная программа Ирана.

  26. Особенности геополитического, политического и экономического положения Египта.

  27. Послевоенное развитие Египта: основные этапы.

  28. Политическая система современного Египта. Пути эволюции.

  29. Роль исламского фактора в политической системе Египта. Радикальные исламские организации в Египте и политическая оппозиция.

  30. Особенности геополитического, политического и экономического положения Ирака.

  31. Послевоенное развитие Ирака: основные этапы.

  32. Политическая система Саддамовского Ирака: структура, основные этапы развития.

  33. Кувейтский кризис. Первая американо-иракская война.

  34. Санкционный режим против Ирака в 90-е гг. XX в.

  35. Военная операция США в Ираке 2003 г.: причины и последствия.

  36. Проблемы политического переустройства послевоенного Ирака.

  37. Роль исламского движения в общественно-политической жизни современного Ирака.



22. Примерные темы Курсовых работ и рефератов


  1. Теория политической модернизации и политические процессы на Ближнем Востоке.

  2. Современный исламский фундаментализм: политический тупик или альтернатива развития?

  3. Исламские концепции государственной власти.

  4. Армия и власть на Ближнем Востоке (на примере одной или нескольких стран).

  5. Религиозный фундаментализм в Израиле и палестинская проблема.

  6. Роль и место «ортодоксов» в политической систем Израиля: история и современность.

  7. Религиозные партии Государства Израиль.

  8. «Русские» и власть в современном Израиле.

  9. Особенности участия этноконфессиональных групп ливанского общества в функционировании политической системы Ливана: история и современность.

  10. Гражданская война в Ливане.

  11. Влияние исламских радикальных организаций («Хезболлах», «Амаль» и др.) на ситуацию в Ливане.

  12. «Хезболлах» как центр силы на Ближнем Востоке.

  13. Политическая оппозиция в шахском Иране и шиитское духовенство.

  14. Иранская исламская революция: причины и характер.

  15. Экспорт иранской исламской революции: концептуальные основы и практика

  16. Ирано-иракский конфликт.

  17. Процесс принятия внешнеполитических решений в Иране.

  18. Процессы демократизации и теократизации в Иране. Пути трансформации теократического режима в Иране.

  19. Ядерная программа Ирана.

  20. Проблема нераспространения оружия массового поражения на Ближнем Востоке.

  21. Египет в последней трети XX в.

  22. Радикальный исламизм в Египте.

  23. Египетское движение «Братьев-мусульман».

  24. ХАМАС и проблема власти в Палестине.

  25. Иракский кризис. Международный и региональный аспект.

  26. Курдский вопрос: история и современность.

  27. Проблемы политического переустройства послевоенного Ирака.

  28. Роль исламского движения в общественно-политической жизни современного Ирака.


23. Список литературы
Основная литература:


  1. Бузов В.И. Новейшая история стран Азии и Африки (1945-2004): Учебное пособие / В.И. Бузов. – Ростов-н/Д: Феникс, 2005.

  2. Системная история международных отношений: в 4 т.: События и документы, 1918 – 2003 / Под ред. А.Д. Богатурова. Т.3: События, 1945-2003 гг. – М.: Научно-образовательный форум по международным отношениям, 2003.

  3. Современные международные отношения и мировая политика: учебник / А.В. Торкунов [и др.]. – М.: Просвещение, 2004.

  4. Цыганков П.А. Теория международных отношений: учебное пособие для студ. вузов / П.А. Цыганков. – М.: Гардарики, 2005.



Дополнительная литература:


  1. Абилов К. Ливан и палестинские беженцы / К. Абилов // Азия и Африка сегодня. – 2006. – №12. – С.33-37.

  2. следующая страница>


Рабочая программа шифр и наименование специальности/направления: 080200 Регионоведение Уровень образования: высшее (бакалавр)

Код и наименование дисциплины (в соответствии с Учебным планом): гсэ. В. 04. 1 Политические реформы на Ближнем Востоке

335.7kb.

17 12 2014
3 стр.


Программа дисциплины Макроэкономика  для направления 031600. 62 «Реклама и связи с общественностью». Уровень подготовки: Бакалавр

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031600. 62 «Реклама и связи с общественностью», уровень подготовк

306.99kb.

15 10 2014
1 стр.


Ведомость вступительного экзамена по специальности шифр и наименование специальности

Шифр и наименование специальности: 6М 080400-Рыбное хозяйство и промышленное рыболовство

258kb.

25 12 2014
1 стр.


Перечень тем выпускных квалификационных работ направления (специальности) менеджмент

Направление подготовки бакалавров: 080200 – менеджмент. Квалификация выпускника: бакалавр менеджмента

441.52kb.

13 10 2014
6 стр.


Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности 080200. 62 «Менеджмент»

Фгос по направлению подготовки 080200 менеджмент квалификация степень

214.24kb.

14 10 2014
1 стр.


Семинар «Планирование и организация исследовательского проекта»

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности [Введите шифр и название направления по

290.01kb.

11 10 2014
1 стр.


Рабочая программа дисциплины Основы телемеханики полное наименование дисциплины для специальности (ей)/ направления подготовки
129.6kb.

13 10 2014
1 стр.


Программа обязательного учебного курса для специальности «Юриспруденция», уровень подготовки бакалавр, специалист

Программа обязательного учебного курса для специальности «Юриспруденция», уровень подготовки – бакалавр, специалист

238.14kb.

02 10 2014
1 стр.