Данная программа составлялась на основе методической разработки для преподавателей хореографии ДШИ (начальное обучение) Певхенен Э.Н. (Санкт-Петербург), рабочей программы «Современная хореография» и предназначена для преподавания детям 7-11 лет.
Образование в интересах устойчивого будущего - это выдвижение на первый план идей гуманизации и духовного становления личности. Реализация его задач возможна через гуманитаризацию обучения, которое направлено на поворот образования к целостной картине мира, прежде всего мир культуры и взаимоотношения человека, общества, природы. Разработка программы предполагает обращение к новым педагогическим технологиям, позволяющим выявить скрытые резервы процесса обучения, как в общеобразовательном модуле, так и в коллективах дополнительного образования, в том числе хореографических.
Исходя из целей эксперимента, в программу включены четыре хореографические дисциплины: классический танец, современный танец, танцевальная практика. В качестве начального этапа обучения для младших школьников предлагается пропедевтический курс «Ритмика и танец, музыкальная грамота».
Новизна данной программы заключается в интегративном принципе построения содержания, который выражается в двух моментах:
- Формирование специальных знаний, умений и навыков в области хореографического искусства.
- Развитие у детей интереса к классическому и современному танцу посредством повышения общего культурного уровня.
- Укрепление мышечного аппарата у детей, исправление нарушений осанки.
- Воспитание таких черт характера, как настойчивость, целеустремленность,
дисциплинированность, трудолюбие.
- Воспитание чувства прекрасного в соприкосновении с музыкой и миром танца.
- Воспитание культуры движения, координации, чувства ритма, музыкального слуха, эмоциональности исполнения.
Программа рассчитана для детей от 7-11 лет. Они разделены на возрастные
группы:
I группа - 7 лет (1-е классы)
Наименование предмета |
Продолжительность занятий |
Периодичность в неделю |
Количество часов в неделю |
Количество часов в год |
Хореография (1 группа) |
45 минут |
1 раз |
1 час |
33 часов |
Хореография (2 группа) |
45 минут |
1 раз |
1 час |
35 часов |
Хореография (3 группа) |
45 минут |
1 раз |
1 час |
35 часов |
В данной системе дополнительного образования детей наиболее часто используются следующие педагогические технологии:
1. По подходу к ребёнку мы используем личностно-ориентированные технологии.
2. По преобладающему методу:
* Репродуктивные технологии: объяснительно – иллюстративные.
* Технологии проблемного обучения: исследовательский.
* Игровые технологии
* Технология коллективного творческого воспитания посредствам коллективных творческих дел
3. По организационным формам:
* групповые технологии, которые предполагают: групповую(одно задание на разные группы)
* технология дифференцированного обучения
* технология коллективного способа обучения
Виды УУД |
УУД |
Личностные УУД |
|
Регулятивные УУД |
|
Коммуникативные УУД |
|
- специальные знания, умения и навыки в области хореографического искусства;
- творческая индивидуальность учащегося, интерес к классическому, современному танцам и искусству в целом;
- общий культурный уровень, сформируется целостное отношение к действительности;
- общее физическое развитие, а также здоровье учащегося;
К концу обучения по хореографии дети должны владеть следующими навыками:
- согласовывать движения с музыкой
- слышать окончания музыкальных фраз, различать строение музыкальных произведений
- уметь соединять движения, производить их в последовательности.
- уметь ориентироваться в пространстве
К программе прилагается учебно-тематический план по курсу «Хореография» 1 час в неделю для I, I I, III групп.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
В конце каждого полугодия по каждой хореографической дисциплине проводятся контрольные уроки, где дети показывают результаты своих занятий родителям, администрации школы. В конце учебного года: апреле – мае проведение отчетного концерта коллектива для родителей и учеников школы.
№ |
Тема программы |
Кол-во часов |
1 |
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ КОРПУСА, РУК, НОГ И ГОЛОВЫ (по методике Э.Н.Певхенен) |
11 ч |
2 |
ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ |
5 ч |
3 |
ПРЫЖКИ |
4ч |
4 |
УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТАЦИЮ В ПРОСТРАНСТВЕ |
13 ч |
|
Итого |
33 ч |
№ |
Дата |
Тема занятия |
Кол-во часов |
I |
|
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ КОРПУСА, РУК, НОГ И ГОЛОВЫ (по методике Э.Н.Певхенен) |
11ч |
1 |
|
Осанка и ось корпуса. |
2 |
2 |
|
Пояснично-крестцовый отдел |
2 |
3 |
|
Плечевой и грудной пояса. |
2 |
4 |
|
Постановка рук в подготовительном положении, II и III позициях. |
2 |
5 |
|
Упражнения для укрепления мышц стопы. |
2 |
6 |
|
Releve( подъём на полупальцы) по VI позиции. |
1 |
II |
|
ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ |
5 ч |
7-8 |
|
Поклоны девочек и мальчиков. |
1 |
9-10 |
|
Шаги: бытовой, танцевальный, шаги на полупальцах, на пятках. |
1 |
11-12 |
|
Подскоки вперёд и назад. Подскоки в комбинации с галопом. |
1 |
13 |
|
Галоп. Лёгкий бег вперёд и назад. Лёгкий бег в повороте (в различных комбинациях с другими движениями).
|
1 |
14 |
|
Притоп |
1 |
III |
|
ПРЫЖКИ |
4ч |
15 |
|
Лёгкие прыжки по I позиции с открыванием одной ноги вперёд (колено вытянуто): - на месте - с продвижением вперёд
|
1 |
16-17 |
|
Прыжки на одну ногу по VI позиции (нога сгибается в колене вперёд, носок вытянут) |
1 |
18-19 |
|
Прыжки по VI позиции. |
1 |
20 |
|
Прыжки с отрыванием вытянутых ног в стороны. |
1 |
IV |
|
УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТАЦИЮ В ПРОСТРАНСТВЕ |
13 ч |
21 |
|
Различие правой и левой руки, ноги, плеча. |
1 |
22-23 |
|
Повороты вправо, влево. |
2 |
24-25 |
|
Построения по линиям. |
2 |
26-27 |
|
Построение в колонну по одному, в пары и обратно на месте и на шагах. |
2 |
28-29 |
|
Перестроение из колонны в шеренгу и обратно. |
2 |
30-31 |
|
Круг, сужение и расширение круга. |
2 |
32-33 |
|
Свободное размещение в зале с последующим возвращением в колонну, шеренгу или круг. |
1 |
34-35 |
|
«Воротца» |
1 |
|
|
|
33 ч |
Занятия хореографией должны способствовать физическому развитию ребёнка и подготовить его к дальнейшему обучению танца. Курс является пропедевтическим, включает в себя простейшие элементы всех хореографических дисциплин, изучаемых в следующих классах.
Основные задачи начального этапа обучения:
- развитие координации,
- воспитание внимания,
- воспитание собранности и работоспособности, выработка навыков согласования движений с музыкой, развитие хореографической памяти и мышления, развитие эмоционального исполнения движений.
Решение задач, выдвинутых программой, требует учёта психологии детей младшего школьного возраста: особенностей внимания, восприятия, мышления, а также учёта физических способностей.
Важный принцип работы с детьми – использование минимума танцевальных элементов при максимуме их сочетаний. Длительное изучение и проработка небольшого количества движений даёт возможность качественного их усвоения, что послужит фундаментом дальнейшего обучения. Большое количество комбинаций из этих элементов создаёт впечатление новизны и активизирует мыслительный процесс, а также даёт простор фантазии ребёнка.
Для более полного гармоничного развития личности ребёнка, важной частью является танцевальная практика, которая включает в себя посещение мероприятий художественно-эстетического характера, просмотр видеоматериала с записью современных хореографических произведений. Постановка и отработка танцевальных номеров, выполнение творческих заданий на развитие фантазии ребёнка.
Содержание 1 года обучения
(1 час в неделю)
Хореография.
1. Упражнения для постановки корпуса, рук, ног и головы.
Изучаются следующие разделы:
1. Осанка и ось корпуса.
2. Пояснично-крестцовый пояс.
3. Плечевой и грудной пояса.
4. Руки.
6. Releve (подъём на полупальцы) по VI позиции ног.
- поклоны девочек и мальчиков;
- шаги: бытовой, танцевальный, шаги на полупальцах, на пятках;
- подскоки вперёд и назад;
- подскоки в комбинации с галопом;
- галоп;
- лёгкий бег вперёд и назад, в повороте (в различных комбинациях с другими движениями).
- прыжки по VI позиции;
- прыжки с отрыванием вытянутых ног в стороны (разножка);
- прыжки на одну ногу по VI позиции (нога сгибается в колене вперёд, носок вытянут);
- лёгкие прыжки по I позиции с отрыванием ноги вперёд (колено вытянуто), на месте и с продвижением вперёд.
4. Упражнения на ориентацию в пространстве.
- различие правой и левой руки, ноги, плеча;
- повороты вправо, влево;
- построения по линиям;
- построение в колонну по одному, в пары и обратно на месте и на шагах;
- перестроение из колонны в шеренгу и обратно;
- круг, сужение и расширение круга;
- свободное размещение в зале с последующим возвращением в колонну, шеренгу или круг;
№ |
Тема программы |
Кол-во часов |
1 |
ЭЛЕМЕНТЫ КЛАССИЧЕСКОГО,НАРОДНОГО И БАЛЬНОГО ТАНЦЕВ |
12 ч |
2 |
ЭЛЕМЕНТЫ ПАРТЕРНОЙ ГИМНАСТИКИ |
5 ч |
3 |
ПРЫЖКИ |
4ч |
4 |
ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ЭТЮДЫ И ТАНЦЫ |
14 ч |
|
Итого |
35 ч |
№ |
Дата |
Тема занятия |
Количество часов |
I |
|
Элементы классического, народного и бального танцев |
12 |
|
|
Шаги: |
|
1-2 |
|
- Танцевальный шаг назад (в медленном темпе) ; Шаг на полупальцах назад; |
1 |
3-4 |
|
- Шаг с высоким подъёмом колена вперёд на полупальцах; Спортивная ходьба, делая маховые движения руками; |
1 |
5-6 |
|
- Бег, сгибая ноги сзади; Бег, вынося прямые ноги вперёд. |
1 |
7 |
|
- Полуприседания по I, II, III позициям. |
1 |
8-10 |
|
Выдвижение ноги: - в сторону из III позиции; - вперёд из III позиции; - вперёд и в сторону из III позиции в сочетании с полуприседанием. |
1 |
11-12 |
|
- Поднимание на полупальцы по III позиции Положение en face, положение epaulement |
1 |
13 |
|
Раскрывание рук вперёд в сторону из положения на поясе, в характере русского танца |
1 |
14 |
|
Русский переменный ход вперёд и назад в сочетании с руками |
1 |
15 |
|
Боковой русский ход «припадание», |
1 |
16 |
|
«Гармошка», «ёлочка» |
1 |
17 |
|
Присядка «мячик»(для мальчиков) |
1 |
18 |
|
Вальсовая дорожка, двигаясь вперёд и назад |
1 |
II |
|
Элементы партерной гимнастики |
5 |
19 |
|
Положение на спине, позвоночник всеми точкам касается пола |
1 |
20 |
|
Сокращение и вытягивание стопы в положении VI и I позиций, лёжа на спине, ноги вытянуты в коленях |
1 |
21 |
|
Разворачивание стоп в сокращённом состоянии из VI в I позицию и возвращение в VI, лёжа на спине, ноги вытянуты в коленях |
1 |
22 |
|
Подъём вытянутой ноги вперёд и в сторону, лёжа на спине |
1 |
23 |
|
Упражнение для развития выворотности: лёжа на спине, ноги согнуты в коленях развести в стороны, пятки вместе. |
1 |
III |
|
ПРЫЖКИ |
4 |
24-25 |
|
Лёгкие прыжки по I позиции с открыванием одной ноги вперёд (колено вытянуто): - на месте - с продвижением вперёд |
1 |
26 |
|
Прыжки на одну ногу по VI позиции (нога сгибается в колене вперёд, носок вытянут) |
1 |
27 |
|
Прыжки с отрыванием вытянутых ног в стороны. |
1 |
28 |
|
Прыжки на двух ногах по I позиции |
1 |
IV |
|
Танцевальные этюды и танцы |
14 |
29 |
|
Русский хоровод |
2 |
30 |
|
Танцы в ритме вальса или лендлера. |
3 |
31 |
|
Танцы в ритме минуэта или гавота. |
2 |
32 |
|
Танцы в ритме польки, бальная полька |
2 |
33 |
|
Танцы с элементами хип-хопа |
3 |
34 |
|
Танцы с элементами эстрадных комбинаций |
2 |
|
|
Итого |
35ч |
1. Шаги:
- Шаг на полупальцах назад;
- Шаг с высоким подъёмом колена вперёд на полупыльцах; -
- Спортивная ходьба, делая маховые движения руками;
- Бег, сгибая ноги сзади;
- Бег, вынося прямые ноги вперёд.
2. Полуприседания по I, II, III позициям.
3. Выдвижение ноги:
- в сторону из III позиции;
- вперёд из III позиции;
- вперёд и в сторону из III позиции в сочетании с полуприседанием.
4. Поднимание на полупальцы по III позиции
5. Прыжки на двух ногах по I позиции
6. Положение en face, положение epaulement
7. Раскрывание рук вперёд в сторону из положения на поясе, в характере русского танца
8. Русский переменный ход вперёд и назад в сочетании с руками
9. Боковой русский ход «припадание», «гармошка», «ёлочка»
11. Присядка «мячик»(для мальчиков)
12. Вальсовая дорожка, двигаясь вперёд и назад
II. Элементы партерной гимнастики
1. Положение на спине, позвоночник всеми точкам касается пола
2. Сокращение и вытягивание стопы в положении VI и I позиций, лёжа на спине, ноги вытянуты в коленях
3. Разворачивание стоп в сокращённом состоянии из VI в I позицию и возвращение в VI, лёжа на спине, ноги вытянуты в коленях
4. Подъём вытянутой ноги вперёд и в сторону, лёжа на спине
5. Упражнение для развития выворотности: лёжа на спине, ноги согнуты в коленях развести в стороны, пятки вместе.
1. прыжки по VI позиции;
2. прыжки с отрыванием вытянутых ног в стороны (разножка);
3. прыжки на одну ногу по VI позиции (нога сгибается в колене вперёд, носок вытянут);
4. лёгкие прыжки по I позиции с отрыванием ноги вперёд (колено вытянуто), на месте и с продвижением вперёд.
IV. Танцевальные этюды и танцы
1. Русский хоровод
2. Танцы в ритме вальса или лендлера.
3. Танцы в ритме минуэта или гавота.
4. Танцы в ритме польки, бальная полька
5. Танцы с элементами хип-хопа
6. Танцы с элементами эстрадных комбинаций
Мониторинг (оценка результативности) и критерии оценки реализации
образовательной программы.
Дополнительное образование детей, хотя и не имеет единых стандартов, в соответствии с которыми можно было бы проверить уровень обученности детей, подчиняется общим требованиям педагогической деятельности (имеет цели и задачи, определяемое ими содержание, взаимодействие педагога с детьми, результат обучения, воспитания и развития ребенка).
Все это актуализирует необходимость системного выявления результативности и критериев оценки образовательной деятельности.
Образовательная деятельность в системе дополнительного образования детей предполагает не только обучение воспитанников определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся – поэтому о результатах образовательной деятельности необходимо судить по трем группам показателей:
1.учебным, (которые фиксируют приобретенные ребенком в процессе освоения дополнительной образовательной программы предметные и общеучебные знания, умения и навыки);
2.личностным, (которые выражают изменения личностных качеств ребенка под влиянием занятий в данном объединении по данной образовательной программе);
3.творческим, (которые фиксируют уровень реализации творческого потенциала воспитанников, а, следовательно, и уровень реализации образовательной программы).
Работа по предложенной технологии позволяет содействовать личностному росту ребенка: выявлять то, каким он пришел в объединение, чему научился в процессе освоения образовательной программы, каким стал через некоторое время.
В качестве методов диагностики результатов обучения можно использовать тестирование, опросы, викторины, выставки, творческие задания, работы, спортивные нормативы, соревнования, концерты, спектакли, творческие отчеты и т. п.
В качестве методов диагностики личностных изменений ребенка можно использовать наблюдение, анкетирование, тестирование, диагностическую беседу, метод рефлексии, метод незаконченного предложения и др.
Контроль за реализацией образовательной программы проводится два раза в год ( в конце 1 полугодия – промежуточный; в конце учебного года – итоговый). В группах первого года обучения проводится 0-срез на начало учебного года для фиксации уровня подготовки вновь поступивших воспитанников.
Материально – техническое обеспечение программы.
- специальные, хорошо проветриваемые помещения с гладким полом;
- станок: для детей 65-70 см, для взрослых 90-105 см;
- наличие зеркал;
- наличие света;
- наличие музыкальных инструментов: пианино, магнитофон, видео и теле- аппаратура, кассеты, диски;
- наличие расписания;
- наличие сцены для репетиционных занятий;
- балетные туфли, чешки, джазовки;
- коврики для занятий на полу.
1. Бахто С.Е. Ритмика и танец. Программа для хореографических отделений школы искусств. – М., 1980г.
2.Дербишина М.П. Образовательная программа творческого объединения «Терпсихора» ∕∕ Образовательные программы для учреждений дополнительного образования детей г.Челябинска.
3. Ивлева Л.Д. «Джазовый танец». Методическое пособие по современной хореографии. Челябинск, 1995г.
4. Конорова Е.В. Ритмика. Методическое пособие. Вып.1.-М:Музыка, 1971г.
5. Кузнецова М.В. Образовательная программа «Танец – часть духовной культуры народов» ∕∕ Дополнительное образование в образовательном учреждении (Методические рекомендации). Челябинск, 2003г.
6. Певхенен Э.Н. Классический танец. Методическая разработка для преподавателей хореографии ДШИ (начальное обучение) – Челябинск, 1990г.
8. Яновская В. Ритмика. Практическое пособие для хореографических отделений.
1.С.И.Бекина, Т.П.Ломова, Е.Н.Соковнина «Музыка и движение»
2. П.А.Гусева «Музыка и хореография современного балета»
3. К.И.Антонова, Л.А.Серебрякова « 140 знаменитых балетных либретто»
15 12 2014
1 стр.
04 09 2014
1 стр.
08 10 2014
1 стр.
04 09 2014
1 стр.
01 10 2014
1 стр.
13 10 2014
1 стр.
10 09 2014
1 стр.
01 10 2014
1 стр.