Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Многопрофильный лицей имени А.М.Булатова п.г.т.Кукмор»

Согласовано: Утверждаю:

Заместитель директора по УР Директор лицея

______________Багаутдинова З.А. _________Л.С.Камалова

Рабочая программа

внеурочной деятельности

по художественно-эстетическому направлению

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
Тип программы: адаптированная
Образовательная область: многопрофильная (искусство, хореография, музыка)
Направленность деятельности: художественно-эстетическая
Способ освоения содержания образования: исследовательская, творческая
Уровень освоения содержания образования: углублённый
Возрастной уровень реализации программы: от 7-11 лет
Форма реализации программы: групповая
Продолжительность реализации программы: двухгодичная
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Направленность дополнительной образовательной программы.

Данная программа составлялась на основе методической разработки для преподавателей хореографии ДШИ (начальное обучение) Певхенен Э.Н. (Санкт-Петербург), рабочей программы «Современная хореография» и предназначена для преподавания детям 7-11 лет.



Актуальность дополнительной образовательной программы.

Образование в интересах устойчивого будущего - это выдвижение на первый план идей гуманизации и духовного становления личности. Реализация его задач возможна через гуманитаризацию обучения, которое направлено на поворот образования к целостной картине мира, прежде всего мир культуры и взаимоотношения человека, общества, природы. Разработка программы предполагает обращение к новым педагогическим технологиям, позволяющим выявить скрытые резервы процесса обучения, как в общеобразовательном модуле, так и в коллективах дополнительного образования, в том числе хореографических.

Исходя из целей эксперимента, в программу включены четыре хореографические дисциплины: классический танец, современный танец, танцевальная практика. В качестве начального этапа обучения для младших школьников предлагается пропедевтический курс «Ритмика и танец, музыкальная грамота».

Новизна данной программы заключается в интегративном принципе построения содержания, который выражается в двух моментах:



  1. классический танец и направления современного танца объединены в один курс, что позволит показать детям взаимосвязь различных жанров хореографии. А также танцевальная практика, которая позволит раскрыть у детей творческие способности.

  2. привлечение большого количества иллюстративного материала других видов искусства и литературы с целью создания представления о единой культурно-исторической среде.


Цель программы - создать благоприятные условия для индивидуального творческого развития воспитанников через хореографическую деятельность.
Задачи:

- Формирование специальных знаний, умений и навыков в области хореографического искусства.

- Развитие у детей интереса к классическому и современному танцу посредством повышения общего культурного уровня.

- Укрепление мышечного аппарата у детей, исправление нарушений осанки.

- Воспитание таких черт характера, как настойчивость, целеустремленность,

дисциплинированность, трудолюбие.

- Воспитание чувства прекрасного в соприкосновении с музыкой и миром танца.

- Воспитание культуры движения, координации, чувства ритма, музыкального слуха, эмоциональности исполнения.


Организация образовательного процесса:

Программа рассчитана для детей от 7-11 лет. Они разделены на возрастные

группы:

I группа - 7 лет (1-е классы)



  1. группа - 8 -9 лет (2-е классы)

  2. группа - 9-11 лет (3-4-е классы)

Каждой возрастной группе соответствует определенный уровень обучения. Для I,II и III возрастной группы программа рассчитана на 35 часов (недельная нагрузка 1 час) по предмету «Хореография». В программе намечено сформировать у детей устойчивый интерес к хореографии, для этого в основу занятия на начальном этапе обучения должно быть положено игровое начало. Уроки строятся таким образом, чтобы ребёнок без труда усвоил самые элементарные движения, способствующие дальнейшему обучению в данном направлении. Дети знакомятся с элементами музыкальной грамоты, учатся распознавать характер, темы, динамические оттенки музыкального произведения.


Наименование предмета

Продолжительность

занятий

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество часов в год

Хореография (1 группа)

45 минут

1 раз

1 час

33 часов

Хореография (2 группа)

45 минут

1 раз

1 час

35 часов

Хореография (3 группа)

45 минут

1 раз

1 час

35 часов

Технологии, методы, формы, средства обучения.

В данной системе дополнительного образования детей наиболее часто используются следующие педагогические технологии:

1. По подходу к ребёнку мы используем личностно-ориентированные технологии.

2. По преобладающему методу:

* Репродуктивные технологии: объяснительно – иллюстративные.

* Технологии проблемного обучения: исследовательский.

* Игровые технологии

* Технология коллективного творческого воспитания посредствам коллективных творческих дел

3. По организационным формам:

* групповые технологии, которые предполагают: групповую(одно задание на разные группы)

* технология дифференцированного обучения

* технология коллективного способа обучения



Предполагаемые результаты

и способы определения их результативности

Виды УУД

УУД

Личностные УУД

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и решению новых задач;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Регулятивные УУД

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • различать способ и результат действия;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

  • выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме.

Коммуникативные УУД

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • контролировать действия партнера;

В результате обучения по данной программе у детей будут сформированы:

- специальные знания, умения и навыки в области хореографического искусства;

- творческая индивидуальность учащегося, интерес к классическому, современному танцам и искусству в целом;

- общий культурный уровень, сформируется целостное отношение к действительности;

- общее физическое развитие, а также здоровье учащегося;

К концу обучения по хореографии дети должны владеть следующими навыками:

- согласовывать движения с музыкой

- слышать окончания музыкальных фраз, различать строение музыкальных произведений

- уметь соединять движения, производить их в последовательности.

- уметь ориентироваться в пространстве

К программе прилагается учебно-тематический план по курсу «Хореография» 1 час в неделю для I, I I, III групп.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы:

В конце каждого полугодия по каждой хореографической дисциплине проводятся контрольные уроки, где дети показывают результаты своих занятий родителям, администрации школы. В конце учебного года: апреле – мае проведение отчетного концерта коллектива для родителей и учеников школы.



Распределение часов по темам 1 года обучения



Тема программы

Кол-во часов

1

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ КОРПУСА, РУК, НОГ И ГОЛОВЫ (по методике Э.Н.Певхенен)

11 ч

2

ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

5 ч

3

ПРЫЖКИ



4

УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТАЦИЮ В ПРОСТРАНСТВЕ

13 ч




Итого

33 ч


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПО КУРСУ «Хореография»

Учебно-тематический план 1 года обучения (1 час в неделю)



Дата

Тема занятия

Кол-во часов

I




УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ КОРПУСА, РУК, НОГ И ГОЛОВЫ (по методике Э.Н.Певхенен)

11ч

1




Осанка и ось корпуса.

2

2




Пояснично-крестцовый отдел

2

3




Плечевой и грудной пояса.

2

4




Постановка рук в подготовительном положении, II и III позициях.

2

5




Упражнения для укрепления мышц стопы.

2

6




Releve( подъём на полупальцы) по VI позиции.

1

II




ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

5 ч

7-8




Поклоны девочек и мальчиков.

1

9-10




Шаги: бытовой, танцевальный, шаги на полупальцах, на пятках.

1

11-12




Подскоки вперёд и назад.

Подскоки в комбинации с галопом.



1

13




Галоп.

Лёгкий бег вперёд и назад.

Лёгкий бег в повороте (в различных комбинациях с другими движениями).


1

14




Притоп

1

III




ПРЫЖКИ



15




Лёгкие прыжки по I позиции с открыванием одной ноги вперёд (колено вытянуто):

- на месте

- с продвижением вперёд


1

16-17




Прыжки на одну ногу по VI позиции (нога сгибается в колене вперёд, носок вытянут)

1

18-19




Прыжки по VI позиции.

1

20




Прыжки с отрыванием вытянутых ног в стороны.

1

IV




УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТАЦИЮ В ПРОСТРАНСТВЕ

13 ч

21




Различие правой и левой руки, ноги, плеча.

1

22-23




Повороты вправо, влево.

2

24-25




Построения по линиям.

2

26-27




Построение в колонну по одному, в пары и обратно на месте и на шагах.

2

28-29




Перестроение из колонны в шеренгу и обратно.

2

30-31




Круг, сужение и расширение круга.

2

32-33




Свободное размещение в зале с последующим возвращением в колонну, шеренгу или круг.


1

34-35




«Воротца»

1










33 ч

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Хореография

Занятия хореографией должны способствовать физическому развитию ребёнка и подготовить его к дальнейшему обучению танца. Курс является пропедевтическим, включает в себя простейшие элементы всех хореографических дисциплин, изучаемых в следующих классах.

Основные задачи начального этапа обучения:

- развитие координации,

- воспитание внимания,

- воспитание собранности и работоспособности, выработка навыков согласования движений с музыкой, развитие хореографической памяти и мышления, развитие эмоционального исполнения движений.

Решение задач, выдвинутых программой, требует учёта психологии детей младшего школьного возраста: особенностей внимания, восприятия, мышления, а также учёта физических способностей.

Важный принцип работы с детьми – использование минимума танцевальных элементов при максимуме их сочетаний. Длительное изучение и проработка небольшого количества движений даёт возможность качественного их усвоения, что послужит фундаментом дальнейшего обучения. Большое количество комбинаций из этих элементов создаёт впечатление новизны и активизирует мыслительный процесс, а также даёт простор фантазии ребёнка.

Для более полного гармоничного развития личности ребёнка, важной частью является танцевальная практика, которая включает в себя посещение мероприятий художественно-эстетического характера, просмотр видеоматериала с записью современных хореографических произведений. Постановка и отработка танцевальных номеров, выполнение творческих заданий на развитие фантазии ребёнка.

Содержание 1 года обучения

(1 час в неделю)

Хореография.

1. Упражнения для постановки корпуса, рук, ног и головы.

Изучаются следующие разделы:

1. Осанка и ось корпуса.

2. Пояснично-крестцовый пояс.

3. Плечевой и грудной пояса.

4. Руки.


5. Стопы.

6. Releve (подъём на полупальцы) по VI позиции ног.



2. Танцевальные элементы.

- поклоны девочек и мальчиков;

- шаги: бытовой, танцевальный, шаги на полупальцах, на пятках;

- подскоки вперёд и назад;

- подскоки в комбинации с галопом;

- галоп;


- притоп;

- лёгкий бег вперёд и назад, в повороте (в различных комбинациях с другими движениями).



3. Прыжки.

- прыжки по VI позиции;

- прыжки с отрыванием вытянутых ног в стороны (разножка);

- прыжки на одну ногу по VI позиции (нога сгибается в колене вперёд, носок вытянут);

- лёгкие прыжки по I позиции с отрыванием ноги вперёд (колено вытянуто), на месте и с продвижением вперёд.

4. Упражнения на ориентацию в пространстве.

- различие правой и левой руки, ноги, плеча;

- повороты вправо, влево;

- построения по линиям;

- построение в колонну по одному, в пары и обратно на месте и на шагах;

- перестроение из колонны в шеренгу и обратно;

- круг, сужение и расширение круга;

- свободное размещение в зале с последующим возвращением в колонну, шеренгу или круг;



- «воротца».

Распределение часов по темам 2 года обучения





Тема программы

Кол-во часов

1

ЭЛЕМЕНТЫ КЛАССИЧЕСКОГО,НАРОДНОГО И БАЛЬНОГО ТАНЦЕВ

12 ч

2

ЭЛЕМЕНТЫ ПАРТЕРНОЙ ГИМНАСТИКИ

5 ч

3

ПРЫЖКИ



4

ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ЭТЮДЫ И ТАНЦЫ

14 ч




Итого

35 ч

Учебно-тематический план 2 года обучения (1 час в неделю)



Дата

Тема занятия


Количество часов

I




Элементы классического, народного и бального танцев


12







Шаги:




1-2




- Танцевальный шаг назад (в медленном темпе) ; Шаг на полупальцах назад;

1

3-4




- Шаг с высоким подъёмом колена вперёд на полупальцах; Спортивная ходьба, делая маховые движения руками;

1

5-6




- Бег, сгибая ноги сзади; Бег, вынося прямые ноги вперёд.

1

7




- Полуприседания по I, II, III позициям.

1

8-10




Выдвижение ноги:

- в сторону из III позиции;

- вперёд из III позиции;

- вперёд и в сторону из III позиции в сочетании с полуприседанием.



1

11-12




- Поднимание на полупальцы по III позиции Положение en face, положение epaulement

1

13




Раскрывание рук вперёд в сторону из положения на поясе, в характере русского танца

1

14




Русский переменный ход вперёд и назад в сочетании с руками

1

15




Боковой русский ход «припадание»,

1

16




«Гармошка», «ёлочка»

1

17




Присядка «мячик»(для мальчиков)

1

18




Вальсовая дорожка, двигаясь вперёд и назад

1

II




Элементы партерной гимнастики

5

19




Положение на спине, позвоночник всеми точкам касается пола

1

20




Сокращение и вытягивание стопы в положении VI и I позиций, лёжа на спине, ноги вытянуты в коленях

1

21




Разворачивание стоп в сокращённом состоянии из VI в I позицию и возвращение в VI, лёжа на спине, ноги вытянуты в коленях

1

22




Подъём вытянутой ноги вперёд и в сторону, лёжа на спине

1

23




Упражнение для развития выворотности: лёжа на спине, ноги согнуты в коленях развести в стороны, пятки вместе.

1

III




ПРЫЖКИ

4

24-25




Лёгкие прыжки по I позиции с открыванием одной ноги вперёд (колено вытянуто):

- на месте



- с продвижением вперёд

1

26




Прыжки на одну ногу по VI позиции (нога сгибается в колене вперёд, носок вытянут)

1

27




Прыжки с отрыванием вытянутых ног в стороны.

1

28




Прыжки на двух ногах по I позиции

1

IV




Танцевальные этюды и танцы

14

29




Русский хоровод

2

30




Танцы в ритме вальса или лендлера.

3

31




Танцы в ритме минуэта или гавота.

2

32




Танцы в ритме польки, бальная полька

2

33




Танцы с элементами хип-хопа

3

34




Танцы с элементами эстрадных комбинаций

2







Итого

35ч

Содержание программы 2-го года обучения
(1 час в неделю)
ХОРЕОГРАФИЯ.
Закрепляются знания и навыки, полученные на первом году обучения. Расширяются представления о содержании и выразительных средствах музыки на новом музыкальном материале. Вводятся новые понятия: такт, затакт. Передача динамических оттенков и характера музыки в дирижерском жесте. Поочерёдное вступление (каноном) на 2/4,3/4,4/4, учащиеся начинают делать движение по очереди, вступая на начало каждого следующего такта. Установление последовательности, чередования, повторности крупных и мелких подразделений в музыке. Умение анализировать предлагаемую педагогом музыку, определять характер, музыкальный размер, строение.

I. Элементы классического, народного и бального танцев

1. Шаги:


- Танцевальный шаг назад (в медленном темпе)

- Шаг на полупальцах назад;

- Шаг с высоким подъёмом колена вперёд на полупыльцах; -

- Спортивная ходьба, делая маховые движения руками;

- Бег, сгибая ноги сзади;

- Бег, вынося прямые ноги вперёд.

2. Полуприседания по I, II, III позициям.

3. Выдвижение ноги:

- в сторону из III позиции;

- вперёд из III позиции;

- вперёд и в сторону из III позиции в сочетании с полуприседанием.

4. Поднимание на полупальцы по III позиции

5. Прыжки на двух ногах по I позиции

6. Положение en face, положение epaulement

7. Раскрывание рук вперёд в сторону из положения на поясе, в характере русского танца

8. Русский переменный ход вперёд и назад в сочетании с руками

9. Боковой русский ход «припадание», «гармошка», «ёлочка»

11. Присядка «мячик»(для мальчиков)

12. Вальсовая дорожка, двигаясь вперёд и назад

II. Элементы партерной гимнастики

1. Положение на спине, позвоночник всеми точкам касается пола

2. Сокращение и вытягивание стопы в положении VI и I позиций, лёжа на спине, ноги вытянуты в коленях

3. Разворачивание стоп в сокращённом состоянии из VI в I позицию и возвращение в VI, лёжа на спине, ноги вытянуты в коленях

4. Подъём вытянутой ноги вперёд и в сторону, лёжа на спине

5. Упражнение для развития выворотности: лёжа на спине, ноги согнуты в коленях развести в стороны, пятки вместе.



III. Прыжки.

1. прыжки по VI позиции;

2. прыжки с отрыванием вытянутых ног в стороны (разножка);

3. прыжки на одну ногу по VI позиции (нога сгибается в колене вперёд, носок вытянут);

4. лёгкие прыжки по I позиции с отрыванием ноги вперёд (колено вытянуто), на месте и с продвижением вперёд.

IV. Танцевальные этюды и танцы

1. Русский хоровод

2. Танцы в ритме вальса или лендлера.

3. Танцы в ритме минуэта или гавота.

4. Танцы в ритме польки, бальная полька

5. Танцы с элементами хип-хопа

6. Танцы с элементами эстрадных комбинаций
Мониторинг (оценка результативности) и критерии оценки реализации

образовательной программы.

Дополнительное образование детей, хотя и не имеет единых стандартов, в соответствии с которыми можно было бы проверить уровень обученности детей, подчиняется общим требованиям педагогической деятельности (имеет цели и задачи, определяемое ими содержание, взаимодействие педагога с детьми, результат обучения, воспитания и развития ребенка).

Все это актуализирует необходимость системного выявления результативности и критериев оценки образовательной деятельности.

Образовательная деятельность в системе дополнительного образования детей предполагает не только обучение воспитанников определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся – поэтому о результатах образовательной деятельности необходимо судить по трем группам показателей:

1.учебным, (которые фиксируют приобретенные ребенком в процессе освоения дополнительной образовательной программы предметные и общеучебные знания, умения и навыки);

2.личностным, (которые выражают изменения личностных качеств ребенка под влиянием занятий в данном объединении по данной образовательной программе);

3.творческим, (которые фиксируют уровень реализации творческого потенциала воспитанников, а, следовательно, и уровень реализации образовательной программы).

Работа по предложенной технологии позволяет содействовать личностному росту ребенка: выявлять то, каким он пришел в объединение, чему научился в процессе освоения образовательной программы, каким стал через некоторое время.

В качестве методов диагностики результатов обучения можно использовать тестирование, опросы, викторины, выставки, творческие задания, работы, спортивные нормативы, соревнования, концерты, спектакли, творческие отчеты и т. п.

В качестве методов диагностики личностных изменений ребенка можно использовать наблюдение, анкетирование, тестирование, диагностическую беседу, метод рефлексии, метод незаконченного предложения и др.

Контроль за реализацией образовательной программы проводится два раза в год ( в конце 1 полугодия – промежуточный; в конце учебного года – итоговый). В группах первого года обучения проводится 0-срез на начало учебного года для фиксации уровня подготовки вновь поступивших воспитанников.

Материально – техническое обеспечение программы.

- специальные, хорошо проветриваемые помещения с гладким полом;

- станок: для детей 65-70 см, для взрослых 90-105 см;

- наличие зеркал;

- наличие света;

- наличие музыкальных инструментов: пианино, магнитофон, видео и теле- аппаратура, кассеты, диски;

- наличие расписания;

- наличие сцены для репетиционных занятий;

- балетные туфли, чешки, джазовки;

- коврики для занятий на полу.



Литература.

Методическое обеспечение программы (литература для педагогов).

1. Бахто С.Е. Ритмика и танец. Программа для хореографических отделений школы искусств. – М., 1980г.

2.Дербишина М.П. Образовательная программа творческого объединения «Терпсихора» ∕∕ Образовательные программы для учреждений дополнительного образования детей г.Челябинска.

3. Ивлева Л.Д. «Джазовый танец». Методическое пособие по современной хореографии. Челябинск, 1995г.

4. Конорова Е.В. Ритмика. Методическое пособие. Вып.1.-М:Музыка, 1971г.

5. Кузнецова М.В. Образовательная программа «Танец – часть духовной культуры народов» ∕∕ Дополнительное образование в образовательном учреждении (Методические рекомендации). Челябинск, 2003г.

6. Певхенен Э.Н. Классический танец. Методическая разработка для преподавателей хореографии ДШИ (начальное обучение) – Челябинск, 1990г.

8. Яновская В. Ритмика. Практическое пособие для хореографических отделений.


Информационное обеспечение (литература для воспитанников).

1.С.И.Бекина, Т.П.Ломова, Е.Н.Соковнина «Музыка и движение»

2. П.А.Гусева «Музыка и хореография современного балета»

3. К.И.Антонова, Л.А.Серебрякова « 140 знаменитых балетных либретто»



4. Видеоматериал: Чемпионат Мира по Танцевальному шоу взрослые, юниоры, дети все финалы.

Рабочая программа внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению информационная карта тип программы

Данная программа составлялась на основе методической разработки для преподавателей хореографии дши (начальное обучение) Певхенен Э. Н. (Санкт-Петербург), рабочей программы «Совреме

263.28kb.

15 12 2014
1 стр.


Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1-4 класса (по художественно-эстетическому направлению) «Волшебная мастерская»

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию

296.45kb.

04 09 2014
1 стр.


Программа по внеучебной деятельности по художественно-эстетическому направлению

Программа разработана на основе Примерных программ Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

138.17kb.

08 10 2014
1 стр.


Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1-2 класса ( по спортивно- оздоровительному направлению) «Спортивные игры»

«Стандарты второго поколения: Рекомендации по организации внеучебной деятельности учащихся»

279.56kb.

04 09 2014
1 стр.


Конкурс методических разработок, номинация «Программа для организации внеурочной деятельности»

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному развитию и воспитанию личности учащихся начальных классов «Дорогою добра» (в рамках введения фгос ноо) 1-4 класс

235.95kb.

01 10 2014
1 стр.


Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Кукольный пальчиковый театр «В гостях у сказки»
155.45kb.

13 10 2014
1 стр.


Как разработать программу внеурочной деятельности

Как разработать программы внеурочной деятельности? Какими они должны быть? Постараемся рассмотреть процесс написания таких программ и предложить некоторые рекомендации по каждому и

115.51kb.

10 09 2014
1 стр.


Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей второй младшей группы. Рисование

Образовательная: Формировать умение детей рисовать нестандартным способом

158.92kb.

01 10 2014
1 стр.