Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Уральский государственный педагогический университет»
Институт иностранных языков
Кафедра перевода и переводоведения
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине «ЛЕКСИКОЛОГИЯ»
для специальности 031202 «Перевод и переводоведение»
по циклу ОПД.Ф.2.3 (общепрофессиональные дисциплины)
Вариативная часть
Очная форма обучения
|
Заочная форма обучения
|
Курс
|
2,3
|
Курс
|
2,3
|
Семестр
|
4,5
|
Семестр
|
4,5
|
Объем в часах всего
|
150
|
Объем в часах всего
|
150
|
лекционные занятия
|
46
|
лекционные занятия
|
10
|
практические занятия
|
28
|
практические занятия
|
4
|
лабораторные занятия
|
нет
|
лабораторные занятия
|
нет
|
самостоятельная работа
|
76
|
самостоятельная работа
|
136
|
Экзамен
|
5
|
Экзамен
|
5
|
Зачёт
|
4
|
Зачёт
|
4
|
Екатеринбург 2011
Рабочая учебная программа по дисциплине «Лексикология»
ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
Екатеринбург, 2011. – 40 с.
Составитель: Шустрова Елизавета Владимировна,
доктор филологических наук
профессор кафедры перевода и переводоведения
Института иностранных языков
Уральского государственного педагогического университета
Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры перевода и переводоведения ИИЯ УрГПУ
Протокол от 25.08.2011 г. № 1.
Зав. кафедрой_________ А. И. Глазырина
Руководитель учебного подразделения__________ Н. В. Пестова
-
Пояснительная записка
Цель дисциплины: сформировать фундаментальные основы знания лексической системы иностранного языка германской группы.
Задачи дисциплины:
-
дать систематические научные сведения о лексической системе германского (английского) языка в соответствии с современным уровнем научного лингвистического знания как в России, так и за рубежом;
-
раскрыть наиболее важные и сложные проблемы, возникающие при анализе лексической системы германского (английского) языка;
-
научить студентов аргументировано оценивать разные подходы к решению теоретических проблем;
-
заложить основу дальнейшего продуктивного использования полученных систематизированных теоретических и практических знаний в области изучаемой дисциплины при решении социальных и профессиональных задач, которые подразумевают профессиональное взаимодействие в различных областях практического применения лингвистического знания, в том числе при общении с участниками культурно-просветительской деятельности, разработке и реализации культурно-просветительских программ для различных категорий населения.
Дисциплина «Лексикология» относится к вариативной части общепрофессионального цикла (ОПД.Ф.2.3).
Для освоения дисциплины «Лексикология» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин: «Практика устной и письменной речи», «Введение в языкознание».
Освоение дисциплины «Лексикология» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла, дисциплин по выбору студента, прохождения производственной практики.
Занятия по курсу «Лексикология» проводятся в виде лекций, семинарских занятий и консультаций, индивидуальных собеседований при написании рефератов.
В процессе лекционного курса студенты знакомятся с наиболее важными темами данной дисциплины. В процессе чтения лекций у студентов вырабатывается представление о лексическом составе языка как системе взаимосвязанных элементов. Лекция, в которой, как правило, ставится определенная проблема с последующим анализом аргументов в пользу той или иной точки зрения, развивает творческие способности студента, активизирует его самостоятельную работу.
Практические занятия состоят из двух частей, включающих обсуждение в виде дискуссий сложных и проблемных теоретических вопросов по материалам лекций и специальной литературы и практические упражнения или контрольные работы по данной теме. В ходе работы студенты учатся самостоятельно мыслить, аргументировано и корректно отстаивать свою точку зрения.
На базе теоретического курса организуется научно-исследовательская и проектная работа студентов, включая более глубокое знакомство с отечественной и зарубежной литературой по теоретической и прикладной лингвистике, участие в работе студенческого научного общества, выступления на конференциях, работу над рефератами, индивидуальными научными проектами.
Формы контроля включают экзамен. При написании реферата, выполнении проекта, которые связаны с проблемами лексикологического направления, проводится обсуждение и защита.
-
Учебно-тематическое планирование
-
Учебно-тематический план очной формы обучения
№ п/п
|
Наименование
раздела, темы
|
Всего трудоем-кость
|
|
Самостоя-тельная работа
|
Всего
|
Лекции
|
Практи-ческие
|
Лабора-торные
|
1
|
Введение
|
2
|
2
|
2
|
–
|
–
|
0
|
2
|
Слово как основная единица лексической системы
|
10
|
4
|
4
|
–
|
–
|
6
|
3
|
Значение слова. Семантическая структура и изменения семантики
|
20
|
10
|
6
|
4
|
–
|
10
|
4
|
Структурная группировка лексики. Основные способы английского словообразования
|
18
|
8
|
4
|
4
|
–
|
10
|
5
|
Синтагматические связи английского слова. Фразеология
|
18
|
12
|
8
|
4
|
–
|
6
|
6
|
Семантическая группировка лексики
|
12
|
6
|
4
|
2
|
–
|
6
|
7
|
Этимологическая группировка лексики. Этимологические основы лексикона
|
12
|
8
|
6
|
2
|
–
|
4
|
8
|
Классификация лексики по исторической отнесенности
|
24
|
10
|
6
|
4
|
–
|
14
|
9
|
Стилистическая дифференциация лексики
|
10
|
2
|
0
|
2
|
–
|
8
|
10
|
Социальная и территориальная группировка лексики
|
12
|
8
|
4
|
4
|
–
|
4
|
11
|
Основы лексикографии
|
14
|
6
|
4
|
2
|
–
|
8
|
Итого
|
150
|
74
|
46
|
28
|
–
|
76
|
-
Учебно-тематический план заочной формы обучения
№ п/п
|
Наименование
раздела, темы
|
Всего трудоем-кость
|
|
Самостоя-тельная работа
|
Всего
|
Лекции
|
Практи-ческие
|
Лабора-торные
|
1
|
Введение
|
2
|
2
|
2
|
0
|
–
|
0
|
2
|
Слово как основная единица лексической системы
|
8
|
2
|
2
|
0
|
–
|
6
|
3
|
Значение слова. Семантическая структура и изменения семантики
|
12
|
2
|
2
|
0
|
–
|
10
|
4
|
Структурная группировка лексики. Основные способы английского словообразования
|
12
|
2
|
0
|
2
|
–
|
10
|
5
|
Синтагматические связи английского слова. Фразеология
|
22
|
6
|
4
|
2
|
–
|
16
|
6
|
Семантическая группировка лексики
|
18
|
2
|
2
|
0
|
–
|
16
|
7
|
Этимологическая группировка лексики. Этимологические основы лексикона
|
14
|
0
|
0
|
0
|
–
|
14
|
8
|
Классификация лексики по исторической отнесенности
|
24
|
0
|
0
|
0
|
–
|
24
|
9
|
Стилистическая дифференциация лексики
|
18
|
0
|
0
|
0
|
–
|
18
|
10
|
Социальная и территориальная группировка лексики
|
14
|
0
|
0
|
0
|
–
|
14
|
11
|
Основы лексикографии
|
8
|
0
|
0
|
0
|
–
|
8
|
Итого
|
150
|
14
|
10
|
4
|
–
|
136
|
следующая страница>