Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кадыровская средняя общеобразовательная школа» Заинского муниципального района РТ
Согласована Утверждена
приказ № 37 от 1.09.2010 г..
директор Миннегалиев Р.М._______
Зам.директора по УВР Цыганова Э.Г. _________
Рабочая программа
по русской литературе (7 класс)
на 2010-2011 учебный год
(Базовый уровень)
количество часов в неделю: 2часа
Составлена в соответствии с программой М.Г.Ахметзянова на основе Государственного стандарта, Примерной программы (основного) общего образования по русской литературе, программы по русской литературы 7 класс/ под редакцией Ф.Ю.Ахмадуллиной/, издательство «Магариф», 2009 год
Учебник русской литературы, 7 класс, под редакцией Ф.Ю.Ахмадуллиной, издательство «Магариф», 2006 год
, Прошла экспертизу на заседании
методического объединения
«___» ______________ 2010г
Рассмотрено на заседании педагогического совета,
протокол №1 от 27 августа 2010 г.
7 класс
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной школы под редакцией М.Г. Ахметзянова – Казань, «Магариф», 2009.
На изучение курса отводится 70 часов из расчета 2 часа в неделю.
При разработке программы учитывались специфичность контингента школы, а также низкая мотивация к обучению у учащихся. Учащиеся приходят в школу с очень слабой подготовкой. У них, как правило, большие пробелы в знаниях.
Характерная черта программы – снижение нагрузки на память учащихся, уменьшение номенклатуры исторических терминов и понятий.
В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить примеры и практически отсутствуют: анализировать и прогнозировать.
В преподавание предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как: словесный, наглядный, практический, репродуктивный.
Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.
При работе по данной программе с использованием определенных правил и приёмов у учащихся формируется и развивается потребность в самообразовании. Формирование и развитие этой потребности окажут им в последствии существенную помощь.
Дети данного класса плохо читают, а некоторые учащиеся читают с трудом. Поэтому программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:
-
составление планов;
-
краткие и подробные пересказы текста;
-
изложение с элементами сочинения;
-
устные и письменные сочинения-характеристики героев;
-
анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений;
-
развитие художественной фантазии у детей;
-
прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях;
-
придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий.
Поэтому, на чтение и работу с художественными произведениями есть необходимость отводить больше часов, чем в дневной школе. Отсюда возможно некоторое сокращение количества тем в программе и количества произведений, но принцип вариативности остается.
Измерители, по сравнению с общеобразовательной школой, другие. Применяется более щадящая проверка и оценка знаний и умений учащихся.
Курс литературы 7 класса включает в себя знакомство с наиболее значительными произведениями русской литературы, начиная с древнерусской и заканчивая современной литературой.
Программа призвана обеспечить:
-
приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;
-
развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;
-
воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции у учащихся;
-
формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;
-
воспитание речевой культуры учащихся.
Задача курса литературы 7 класса:
-
развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;
-
совершенствовать навыки выразительного чтения;
-
сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;
-
использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;
-
расширить кругозор уч-ся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.
В программу включен региональный компонент, представленный произведениями коми писателей и поэтов. Через чтение произведений, беседы, рассказы об авторах, познакомить учащихся с лучшими произведениями коми литературы.
Задачи курса:
-
воспитывать у учащихся гуманное отношение к людям разных национальностей;
-
формировать личность ученика как представителя и умелого хранителя социокультурных ценностей и традиций Республики Татарстан;
-
помочь учащимся войти в мир национальной культуры;
-
приобщить учащихся к духовным ценностям народов Татарстана через литературу республики;
-
пробудить уважение к малой Родине.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
№
|
Название документа
|
Автор
|
Год
|
|
1
|
Законы РФ и РТ «Об образовании».
|
|
|
2
|
Государственный образовательный стандарт основного общего образования
|
|
2004
|
3
|
Учебник
|
Русская литература: Учебник-хрестоматия для 7 класса татарской средней общеобразовательной школы. // Авторы-составители М.Г. Ахметзянов, Д.И. Шакирова, Г.Д. Фролова: Под редакцией М.Г. Ахметзянова- 3-е изд. –Казань, Магариф, 2007
|
2009
|
4
|
Методические пособия
|
И.В. Зололтарёва, С.М. Аникина. Поурочные разработки по литературе. М., Вако, 2005
|
2005
|
5
|
Программа для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной школы под редакцией М.Г. Ахметзянова – Казань, «Магариф», 2009.
|
М.Г. Ахметзянов
|
2009
|
Календарно-тематическое планирование
уроков литература
(предмет)
Класс________7____
Учитель_Цыганова Ольга Александровна
Количество часов за год:
Всего:70
В неделю: 2
Плановых сочинений: 2 , изложений: ________ , диктантов: _______ , зачетов: ________, тестов: 2 . Из них контрольных изложений:_______ , контрольных диктантов: ________ .
Планирование составлено на основе программы для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной школы: Базовый уровень / Под редакцией М.Г.Ахметзянова. -3-е издание переработанное и дополненное – Казань: Магариф 2009.
Учебник «Русская литература»: Учебник-хрестоматия для 7 кл.татарской средней общеобразовательной школы: В двух частях Ч1;Ч2 Авт.-сост. М.Г.Ахметзянов, Т.В.Воронцова, Г.А.Голикова и др.; Под редакцией М.Г.Ахметзянова. – 3е изд.доп- Казань: Магариф, 207.
|
№
|
ТЕМА УРОКА
|
Кол-во часов
|
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
|
ВИД УРОКА
|
ОБОРУДОВА
НИЕ
|
СЛОВАРНАЯ
РАБОТА
|
ДАТА
|
ДОМАШНЯЯ
РАБОТА
|
ПЛАН
|
ФАКТ
|
1
|
Введение
|
1
|
Человек как главный предмет изображения в художественной литературе. Взаимосвязь характера и обстоятельств. Личность автора и авторское отношение к героям.
|
Рассказ учителя
беседа
|
учебники
|
|
|
|
Сочинениие-рассуждение «Для чего нужна книга?»
|
|
|
|
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОР
|
ЧЕСТВО
|
(3 )
|
|
|
|
|
2
|
Народные песни
«Пугачёв в темнице», «Пугачев казнен»
|
1
|
Исторические песни. Песни бунтарские и разбойничьи. Отражение в них жизни народа, выражение его патриотических и освободительных стремлений.
|
Рассказ учителя
Беседа
Обучение
чтению
|
Учебники
иллюстрации
|
Кандалы
|
|
|
Выразительное чтение
|
3
|
Лирические песни
«Уж ты ночечька…»
«Вдоль по улице…»
|
1
|
Изображение жизни народа., выражение его чувства, мысли, впечатления, настроения.
|
Рассказ учитиеля
Выразит.чтение
|
Учебники
иллюстрации
|
Лён-конопель, сокрушила
|
|
|
Выуч. Наизусть
«Вдоль по улице»
|
4
|
Народная обрядовая песня
|
1
|
Выражение в ней основ народного бытия: любви к родине, близость к природе, мужеству, верности слову и долгу.
|
Рассказ учителя
беседа
|
Учебники
иллюстрации
|
Величать, коврига,
|
|
|
Прочитать стр.9-12
|
|
|
|
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТ-РА
|
(2 )
|
|
|
|
|
|
5
|
Аввакум. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»
|
1
|
Биография. Житийный жанр в древнерусской литературе. Протопоп Аввакум, его личность, твердость убеждений. Величие духа. Сила и красочность языка сочинений Аввакума. Житие.
|
рассказ учителя
беседа
обучение чтению и пересказу
|
Учебники
иллюстрации
|
Протопоп, крылос, чернех, втай, опосле, ризничий, чепь
|
|
|
Содержание на пересказ
Подготовиться к внеклассному чтению
|
6
|
В\чт. Ю.М.Нагибин
«Огненный протопоп»
|
1
|
Жизнь и быт Древней Руси
|
Пересказы учеников
беседы
|
Иллюстрации
Тексты
|
|
|
|
|
|
|
|
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
|
19 века(39 )
|
|
|
|
|
|
7
8
|
В.А.Жуковский
«Светлана»
|
2
|
Биография. Личность поэта. Русский национальный быт и обычаи, поэтические предания в балладе «Светлана». Сюжеты и герои баллад.
|
обучение чтению и пересказу
беседа
|
Учебники
иллюстрации
|
плат, налой, паникадило, вран, запона, спасу, денница, кручина, провидение
|
|
|
Выразительное чтение, ответить на вопросы , стр.29. подготов. К внеклас. чтению
|
9
|
В\чт. В.А.Жуковский Баллады «Рыбак»
«Перчатка»
|
1
|
Сюжеты и герои баллад.
|
Беседа
пересказ
|
Иллюстрации
тексты
|
|
|
|
Подготовиться к следующему внеклассному чтению
|
10
11
|
Е.А.Баратынский
«Весна, весна! Как воздух чист!..», «Мой дар убог, и голос мой негромок…», «Муза»
|
2
|
Биография поэта. Выражение переживаний поэта в стихотворениях о родной природе. Поэтические средства языка в пейзажной лирике. Философская природа дарования поэта.
|
Рассказ учителя
Беседа, обучение выразительному чтению
|
Иллюстрации
учебники
|
Заздравный, едкий
|
|
|
Выполнить задания стр.34
|
12
|
А.В.Кольцов «Песня пахаря», «Не шуми ты, рожь…», «Разлука»
|
1
|
Биография поэта. Самобытность дарования поэта. Стихи—рассказ о жизни русского крестьянина. Связь лирики поэта с народным песенным творчеством.
|
Рассказ учителя
Беседа. Обучение выразительному чтению
|
Учебники
иллюстрации
|
Гумно, серп, полюбовных
|
|
|
Выразительное чтение. Выполнить задания на стр.38
|
13
|
А.С.Пушкин. “Полтава»
|
1
|
Лицейские годы поэта. Мастерство поэта в изображении Полтавской битвы. Величественный образ Петра 1. Прославление отваги русских солдат. Карл 2. Авторское отношение к героям.
|
Рассказ учителя. Беседа
Выразительное чтение
|
Учебники
иллюстрации
|
Роковое, теснина, се, он поле пожирал очами, сии птенцы гнезда Петрова, в пременах жребия земного, бразды
|
|
|
Выучить наизусть отрывок отв. На вопросыстр.54-55
|
14
|
А.С.Пушкин.
«И.И.Пущину»
«Бесы».
|
1
|
Тема дружбы в творчестве Пушкина. Выражение нежной привязанности и преданности лицейским товарищам. Единство автобиографического и общечеловеческого в лирике Пушкина.
|
Беседа
Обучение устному рассказу
|
Учебники
иллюстрации
|
Провидение, верста, домовой
|
|
|
Задания стр.56, 58
|
следующая страница>