№1
Расставьте ударение в нижеприведенных словах
Апостроф, блокировать, втридорога, донельзя, завидно, исчерпать, красивее, маркетинг, Наголо (остричь), намерение, обеспечение, осуждённый, предвосхищать, принудить, сосредоточение, углубить, феерия, экскурс.
№2
Укажите, как произносятся нижеприведенные слова по образцу.
Образец: Августовский - [АФГУСТОВСКИЙ]
Шалун, жасмин, к сожалению, цена, щавель, парашют, контроль, кредо, бомонд, гренадер, япония, янтарь, осетр, монополизм, прогноз, гарант, ага, первого, бухгалтер, бутерброд, кодекс, крем, термин, песчаный, поточный, скучно, Никитична, очечник, горчичник, ничтожный, кое-что, дождик, позже, ООН, ИТА, ФРГ, МИД.
№3
Вставьте ы/и на месте пропусков в следующих словах:
Под...скать, пред...инфарктный, пед...нститут, пан...сламизм №4
Найдите ошибки в предложениях, охарактеризуйте их (логические, грамматические, лексические, синтаксические). Исправьте предложения, сохранив смысл фразы.
-
Эти факторы не могут мотивировать человека на что-либо.
-
Фирма предлагает товары большого ассортимента и по дешевым ценам.
-
Есть возможность тяжелых осложнений.
-
Успешное проектирование будущего требует глубоких профессиональных знаний.
-
Нельзя не сказать несколько радушных слов и о наших строителях.
-
Эту особенность поведения модели просмотрели.
-
Недостаток приборов ставит под сомнение результаты экспериментов
-
Я видел, как страдают народы, которых сегодня втягиваются в эту невиданную войну.
-
Случившийся поблизости милиционер, поколебавшись, начал доставать пистолет.
-
Вечером, после окончания посиделок в Колонном зале, Юрий Лужков прибыл в гости к министру юстиции.
-
Эти люди видят во всех презумцию добра, авансируют доверие и положительное отношение.
-
Композиторский зал едва смог вместить необъятное количество гостей.
-
И дальше нас ждет постоянное прозябание и ходьба на коленях.
-
Его скоропостижный отъезд взволновал всех.
-
Более 9 тысяч состоявшихся и начинающих профессионалов посетили выставку за 4 дня.
-
Стоит, кажется, шагнуть один шаг - и ты уже в другом измерении.
-
Гангстеры бросили авто и ушли пешком.
-
Депутаты знают, что власть его истекает уже в июне.
-
Инспектор рассудил неправоту арбитра.
-
От воинской повинности все стараются избежать.
№5
Определить, какие из словосочетаний закрепились в языке и не являются речевой ошибкой: Прейскурант цен, реальная действительность, автобиография жизни, идентичная копия, конечный результат, предварительное предупреждение, разнообразный ассортимент.
№6
Образуйте форму им.п. мн.ч. следующих существительных и проверьте при помощи словаря. Если есть варианты форм им.п. мн.ч., то объясните, чем они отличаются (оттенками значений или стилистически):
Кузов, сектор, прожектор, инженер, корень, муж, пояс, счет.
№7
Образуйте форму род.п. ед.ч. следующих словосочетаний:
Заказные бандероли, новые расценки, маленькие мыши, лесные просеки, войлочные тапки
№8
Объясните разницу в словосочетаниях:
Осудить действия - обсудить действия;
Тактичные шаги - тактические шаги;
Освоить прочитанное - усвоить прочитанное.
№9
Подобрать подходящие синонимы из скобок к данным паронимам:
Запасный — запасливый (предусмотрительный, резервный, дополнительный);
Понятный - понятливый (явный, способный).
№10
Поставьте прилагательные в краткую форму, изменить их по родам и числам, расставьте ударение Горький, глубокий.
№11
Образуйте из глаголов причастия в полной и краткой страдательной форме, измените их по родам, расставьте ударение:
Создать, занять
№12
Определить тропы и стилистические фигуры в следующих отрывках:
Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца...
Поля!
Я предан вам душой.
Полюбил богатый - бедную,
Полюбил ученый - глупую,
Полюбил румяный - бледную,
Полюбил хороший - вредную.
Здесь вы встретите усы чудные, никаким пером, никакой кистью не изобразимые (...)
Пускай, мой друг, разрезав том поэта,
Упьется в нем и стройностью сонета,
И буквами спокойной красоты!
И стройных жниц короткие подолы,
Как флаги в праздник, по ветру летят.
И вот тогда кузнец Петро,
В тот год был душный май,
Сложил в мешок своё добро,
Ты не перебивай.
Печаль нырнула за добром,
В тот год был душный май,
Петро мешок связал узлом,
Ты не перебивай.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То как зверь, она завоет
То заплачет, как дитя...
Фонари, точно бабочки газовые,
Утро тронуло первою дрожью.
То, что тихо тебе я рассказываю,
Так на спящие дали похоже,
Мы охвачены тою же самою Оробелою верностью тайне,
Как раскинувшийся панорамою Петербург за Невою бескрайней.
Там вдали, по дремучим урочищам,
Этой ночью весеннею белой,
Соловьи славословьем грохочущим
Оглашают лесные пределы...
Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная...
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод.
№13
Согласуйте определения и сказуемые с выделенными словами «Тайм» опубликовать интересную статью.
Дв.. колибри привлекать внимание орнитолога.
Впереди показаться Гималаи.
Автор рассказывает, как действует военно-промышленн... лобби.
№14
Допишите окончания.
Дети сели в сани, и пони побежал... по снежному кругу.
На мо... визави было великолепное платье.
№15
Сделайте стилистический анализ одного из приведенных ниже текстов (Текст 1) по предложенной схеме:
1.Функциональный стиль (разговорный, научный, газетно-публицистический, официально-деловой, художественный).
2.Сфера применения (научная статья, документ, отрывок из литературного произведения и т.д.).
3.Основные стилевые черты (эмоциональность / официальность, простота, точность, стандартизированностъ, подготовленность / неподготовленность, безличность, абстрактность, доказательность, объективность, призывность, лаконичность, образность, красота, богатство и т.д.).
4. Языковые особенности данного текста (разговорные слова, фразеологизмы, простые/сложные предложения, диалогическая речь, наличие терминов, описательные обороты, использование принятых сокращений, схем, графиков, чертежей, средства образности языка, использование элементов различных стилей). Данный пункт характеристики стиля необходимо сопровождать примерами из текста.
Текст 1
Устная речь — это речь, произносимая в процессе говорения; основная форма использования естественного языка в речевой деятельности.
Для разговорного стиля литературного языка устная форма является основной, тогда как книжные стили функционируют и в письменной, и в устной форме (научная статья и устный научный доклад). Важнейщей отличительной чертой устной речи является ее неподготовленность: устная речь, как правило, создается в ходе беседы.
Неподготовленность устной речи порождает ряд ее специфических особенностей: обилие незаконченных синтаксических построений; самоперебивы; повторы; конструкции с именительным темы; подхваты.