Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Глава 17

РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ У ОТДЕЛЬНЫХ НАРОДОВ РОССИИ

§ 1. Основные этапы развития образования в Поволжье и Приуралье. § 2. Особенности развития образования на Северном Кавказе

§ 1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ПОВОЛЖЬЕ И ПРИУРАЛЬЕ

Развитие образования в этом регионе имело свою специфику. Одни этносы в IX—X вв. оказались в зоне влияния ислама, что повлекло за собой создание школ; другие этносы долго сохраняли язычество, со-противлялись христианизации, задерживая тем самым развитие про-свещения.

Развитие образования у татар и башкир

Начало образования в Поволжье и Приуралье связано с появлением му¬сульманских школ. В IX— X вв. они были представлены двумя типа¬ми — мектебами (низший) и медресе (средний и высший). Школы су¬ществовали на средства населения и предназначались для мальчиков, преподавание вел мулла. Девочек учили только читать Коран, заняти проходили в доме муллы под руководством его жены.

Ни классов, ни сроков обучения не было, лишь к XIX в. срок У4 ния определился в 4 года. Мальчики учились читать и писать на ара ском языке, заучивали Коран и молитвы. Это были традиционные ■ , сульманские учебные заведения бухарского (среднеазиатского) ти ^ они имелись даже в самых глухих татарских и башкирских деРеВУ ках. Медресе также организовывались при мечетях. Наряду с УгЛ' Q ленным изучением ислама в них давали элементарные знания

Раздел IV. Развитие образования в XIX в. 327

ифметике, геометрии, географии, медицине, не выходившие, одна-

За рамки религиозных представлений о мире. * Такие же учебные заведения имелись у татар Сибири, Приуралья.

{Со времени присоединения в XVI в. к России поволжские татары

е имели разветвленную сеть религиозных училищ. Казань, Орен-Lpr, Уфа стали одними из крупнейших центров исламского образова-йЯ; здесь издавались свои газеты, были библиотеки, книжные мага-йНЫ- Мусульманское образование было не только популярным, но и эффективным — оно формировало твердую религиозную убежден-ность. К середине XIX в. в Волжско-Уральском регионе насчитыва-юсь 1482 мектеба и медресе1.

Начало XX в. ознаменовалось «всемирным пробуждением» ислама, сопровождавшимся переоценкой традиционных образовательных цен¬ностей. В Поволжско-Приуральском крае начинают развиваться ново-методные медресе, рассчитанные на 11-летний срок обучения и вклю¬чавшие в свою программу не только традиционные, но и светские дисциплины. Стали вводиться новые методы обучения, наряду с мулла¬ми преподавали профессиональные светские учителя. Арабский язык, господствовавший в сфере образования, уступил место татарскому. Крупные медресе («Галия» — в Уфе, «Хусаиния» — в Оренбурге, «Мард-жани» — в Казани и др.) превратились в очаги башкирской и татарской культуры. Новометодные медресе состояли из начального и старшего отделения. Из примерно 30 дисциплин, изучаемых в старшем отделе¬нии, 22 были светскими. Медресе стали подобны университетам.

Из новых медресе вышли такие выдающиеся татарские просвети-тели, историки, писатели, как Щ. Марджани, К. Насыри, Г. Ильяси, вних начинали образование Г. Камал, Г. Тукай, М. Гафури и другие классики татарской литературы.

Набирало силы женское образование. Девочек-мусульманок учи-ди уже не только чтению, но и письму. В Казани открылась первая Энская частная школа, в 1916 г. преобразованная в женскую гимна¬ми. Все предметы в ней, кроме русского языка, истории и географии 0ссии, которые велись на русском языке, преподавались на татар¬ам. Благодаря усилиям общественности в начале XX в. грамотность атарского населения была почти поголовной.

Отметим, что мусульманская школа не только не получала никакой финансовой поддержки от государства, но постоянно находилась под >ЛиЦейским надзором, под угрозой закрытия. Так, в начале XX в. была

ликв


"о.

идирована часть лучших медресе, педагоги арестованы.

с-м.: Татары. М., 2001.

328 Часть II. История воспитания, образования и педагогической мысли в Рпг

————— ——— -J^5_HH.

Казанский университет, открытый в 1804 г., был первым в Пет жье и третьим в России. Однако поначалу представители неруСс Л" народов неправославной веры не могли стать студентами универсы * та. Лишь в середине XIX в. были приняты первые башкиры и татап " позднее прием представителей тюркских народов увеличился. ''

Особенности развития образования у финноугорского населения и чувашей

Первые попытки введения образования у финноугорских народов и чувашей относятся к началу христианизации края в XIV в., но д0

XVIII в. этот процесс протекал вяло и почти безрезультативно. В сере¬

дине XVIII в., когда усилия по христианизации марийцев, мордвы, уд¬

муртов, чувашей активизировались, были учреждены новокрещенские

школы (новокрещеными официально именовались крестившиеся

иноверцы). Предназначавшиеся прежде всего для подготовки свя¬

щенников инородческих приходов, они существовали на казенные

средства, учебники, питание, одежда и пр. выдавались бесплатно.

Преподавание велось на русском и церковно-славянском языках, хо¬

тя учителям и рекомендовалось знать языки своих воспитанников. До

XIX в. предпочтение отдавалось русским, знающим местные наречия.

Благодаря организации новокрещенских школ появилось неболь¬

шое число грамотных, однако в целом результаты работы школ были

малоэффективными: православие не смогло побороть языческих

представлений населения края, русский язык не приживался в быту.

Главной причиной непопулярности миссионерских школ стала прене¬брежительная политика к этнопсихологическим, этнокультурным осо¬бенностям народов, отказ от изучения родного языка. Кроме того, неже¬лание жителей Поволжья отправлять детей в школы объяснялось и тем, что в них царили зубрежка, телесные наказания, дети недоедали, юти¬лись в непригодных для жилья и учебы помещениях. Все это сопровож¬далось заболеваниями и высоким уровнем смертности учащихся.

Таким образом, политика насильственного навязывания всем наро-дам России единообразной русской школы не привела к успеху. Учите-ля с пренебрежением и высокомерием относились к языку и культуре своих учеников. В результате учащиеся, окончив школу, уносили с со бой чувство жгучего позора за свою национальность, презрение к P0J1 ному языку, обычаям, традициям и страх перед всем русским —такой нивал усилия миссионерских школ журнал «Русская школа» в 1907 г.

Однако надо заметить, что лучшие представители духовенства сП собствовали приобщению нерусских народов к просвещению, в отде-1 ных случаях наблюдалось гуманное отношение учителей к ученикам-

Раздел IV. Развитие образования в XIX в.

329

g 1860-е гг. на место прямолинейной русификации приходит более



ученная политика, учитывающая особенности этнокультур. Для

•сеЙ восточной и южной России в 1870 г. законодательно оформляют-

„ «Правила о мерах к образованию населяющих Россию инородцев».

Система Н.И. Ильминского. Казанский учебный округ, охватывав-ши все Поволжье, включал 11 губерний и был самым обширным в России. Здесь государство особенно активно противодействовало раз-витию национального образования у мусульман и исламизации других народов Поволжья и Приуралья. Учебные заведения оказались ареной борьбы с мусульманством. Новый подход к образованию нерусского населения был предложен в 1860-х гг. известным ученым — востокове¬дом и лингвистом Н.И. Ильминским. Суть подхода — распространение православия среди нерусского населения на его родном языке и постепен¬ный перевод обучения на русский язык. Цель — «обрусение инородцев и совершенное слияние их с русским народом по вере и языку».

В конце XIX в. появилась целая сеть миссионерских учебных заве-дений — начальные инородческие училища с четырехлетним сроком обучения и педагогические учебные заведения. Для подготовки учи-телей в миссионерские школы вначале в Казани, а позже в Симбир¬ске, Уфе и других городах были открыты учительские семинарии. Со-держали все эти школы Православная церковь и светская власть, для обучающихся они были бесплатными.

Преподавание в миссионерских училищах шло так: первые два года — народном языке, с постепенным переходом на русский. Закон Божий и Церковное пение, как наиболее важные для православного воспитания, велись все годы обучения на родном языке. Для обучения нерусских де¬тей создавались алфавиты, печатались учебные пособия, делались пере¬воды литературы; все это способствовало развитию просвещения.

В результате деятельности миссионерских школ у народов Повол-жья появились национальные просветители: мордвин М.Е. Евсевьев, чУващ И.Я. Яковлев, удмурт И.С. Михеев и др. Система Ильминско-Го отражала не только имперские цели, но была попыткой нахождения Форм мирного сосуществования народов.

В конце XIX — начале XX в. в Поволжье и Приуралье, особенно у атаР, начинает развиваться женское образование. В Казани, Оренбур-е и Других городах открываются женские школы.

Однако общий рост числа учебных заведений был относительным,

Не Удовлетворял потребности народов в просвещении; за исключе-

ем татар, процент грамотного населения оставался низким. Обра-ВаНие, основанное на этнокультуре народов и родном языке, толь-

намечалось.

330 Часть П. История воспитания, образования и педагогической мысли в России

§ 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ

Основная часть населения Северного Кавказа исповедовала ислаь поэтому и образование развивалось в рамках религии1. Складыващ/ системы исламского образования относится ко времени строитель^ ва первых мечетей в Дагестане. Именно они являлись основой на. чального исламского образования, при них в X—XI вв. организуются начальные школы — мактабы (мектебы).

Система исламского образования

Составные звенья системы исламского образования, сложившейся к XVIII—XIX вв., — кораническая школа, мектеб и медресе. Последним высшим звеном исламского образования было индивидуальное обу-чение у мусульманских ученых — алимов, с целью получения такого же звания. Кроме того, определенную роль в образовательном про-цессе играли так называемые книжные собрания и вакуфные (мечет-ные) библиотеки.

Домашняя кораническая школа организовывалась родителями детей или их родственниками. Здесь учили арабской азбуке, различным мо-литвам и чтению Корана, и для многих на этом образование заканчи-валось.

Организация, содержание, методы обучения в исламских учебных заведениях Северного Кавказа были теми же, что и в Поволжье, да и вообще во всем исламском мире.

Первой ступенью организованного мусульманского обучения яв-лялся мектеб. Постоянного и тем более казенного финансирования в мусульманских школах не было, поэтому их то открывали, то закры-вали из-за недостатка средств на содержание. Обычно они организо-вывались при мечети или при доме муллы и не имели специального здания.

Продолжать свое образование в медресе могли только около 0,5% тех, кто окончил начальную школу. В отличие от мектеба, медресе располагалось либо в специально для него выстроенном здании, либо в пристройке к мечети. Обучение было бесплатным.

Так же, как в других местах, в XIX в. на Северный Кавказ начал3 проникать новометодная система образования, но она не получи^3 большого развития.

См.: История Северного Кавказа. Конец XVII] в. — 1917 г. М, 1988.

Раздел IV. Развитие образования в XIX в.

331

^витие светской школы



ЯовЫЙ этап в развитии народного просвещения на Северном Кав-зе начинается в середине XIX в. Именно тогда здесь появились первые светские школы, число которых значительно возросло пос-ле утверждения в 1895 г. Устава горских школ. Так, была открыта Грозненская окружная горская школа — первое светское учебное заведение для чеченцев. Количество учеников составляло около [50 человек. За обучение взималась плата, поэтому учиться могли только дети состоятельных чеченцев. Школа давала начальное об¬разование на русском языке, окончившие ее могли продолжить уче¬бу в русскоязычной гимназии.

В 1860-х гг. в Терской области возникла сеть школ, организован¬ных на средства населения. Письмо и чтение преподавались на мест¬ных и русском языках, но овладение русским разговорным языком было обязательным. Русские дети изучали Закон Божий, дети мест¬ных народов — Коран. Но постепенно в гимназиях и школах русский язык стал вытеснять родные языки.

Были открыты несколько школ для подготовки переводчиков, ад¬

министративных работников (обучение велось также на русском язы¬

ке), реальное училище и женская гимназия, начала работать первая

изба-читальня. , . ,,, >,

Школа у православных народов Северного Кавказа '"' ": ~

В 1764 г. в Моздоке была открыта первая осетинская школа. Ее ос-новала Осетинская духовная комиссия для подготовки миссионе¬ров из коренных народов. Благодаря деятельности школы грамот¬ные люди появились в самых отдаленных местах горной Осетии, но Тем не менее количество учеников было невелико. Успешно окон¬чивших школу посылали для продолжения учебы в Астраханскую Семинарию.

В сельских местностях Осетии открываются церковно-приходские ^колы, такие же, как во всей России. Однако они не могли охватить Всех желающих учиться, особенно в горах, где суровая продолжитель-Ная зима лишала возможности детей из отдаленных сел посещать ЧЖолу.

Наряду с церковно-приходскими школами со второй половины ^ в. получили распространение министерские школы, имевшие - ебную программу с более высокими требованиями. Эти школы со-ись по инициативе и при материальной поддержке крестьян.

332

Часть II. История воспитания, образования и педагогической мысли в Росс]



И в тех, и в других школах обучение, за редким исключением, вел0 на русском языке.

В XIX в. на Северном Кавказе были открыты две гимназии, дв реальных училища, техникум путей сообщения, кадетский корпус, це сколько женских школ, учительский институт. Но поступить в эти учед ные заведения удавалось немногим представителям горских народов.

Невнимание государства к образованию северокавказских наро. дов оборачивалось низкой грамотностью населения: в «туземных ок-ругах» Терской области в 1915 г. училось лишь 14,6% всех детей. В от-дельных же национальных округах процент охвата детей школьного возраста был еще ниже (например, в Грозненском — 9%, Назранов-ском — 7,7%, Веденском — 2%).

Основные события педагогической истории XIX в.

Были открыты:

Государственные лицеи 1811 — Царскосельский лицей, с 1844 до 1918 — Александровский лицей. Негосударственные, на частные пожертвования лицеи

1803 — Демидовский юридический лицей в Ярославле (основатель П.Г. Де¬

мидов).


1818 — Ришельевский лицей в Одессе (по имени одного из его основате¬

лей герцога де Ришелье).

1820 — Нежинский лицей (основатели — князья А.А. и И.А. Безбородко, попечители — Мусины-Пушкины).

Университеты

1804 — Казанский.

1805— Харьковский. ...

1819 — Петербургский.

1834 —Киевский.

1865 — Одесский (Новороссийский). 1888 — Томский.

Гимназии 1804 — классические и реальные (впоследствии — реальные училиша> мужские министерские).

С 1860-х — частные гимназии.

С начала 1860-х — женские гимназии (негосударственные).

Начальные училища С 1864 — развитие различных типов начальных училищ: церковно-пр холских, городских, земских, ведомственных и др.

Раздел IV. Развитие образования в XIX в.

333

Женские учебно-воспитательные заведения



1802, 1804, 1807, 1813 и т.д. — для благородных девиц. Институты (закры-

у Екатерининские, Павловский, Патриотический, губернские.

для мещанок: отделения в институтах благородных девиц и специальные _едения — Петербургский, Симбирский дома трудолюбия; Астраханский и деВичий институт и др.

Сиротские: в Москве, Петербурге, Иркутске и др.

1872 — Высшие женские курсы в Москве, затем подобные в Санкт-Петер-бурге, Казани, Киеве и др.

Высшие и педагогические заведения

С 1870-х — открытие высших учебных заведений, создаваемых общест-венностью («вольная школа»): музыкальных, театральных, политехнических, сельскохозяйственных, медицинских и др.

1908 — народные университеты: А.Л. Шанявского в Москве; П.А. Макушина в Томске; в Нижнем Новгороде.



XVIII—XIX вв. — создание школ в Поволжье, Приуралье, на Северном Кав¬казе.

1895 — принятие Устава горских школ.

Развитие образования у отдельных народов россии

Основные этапы развития образования в Поволжье и Приуралье. § Особенности развития образования на Северном Кавказе

101.39kb.

01 10 2014
1 стр.


Учебная программа курса (силлабус)

Мудрые идеи кыргызского и турецкого народов о педагогике; сокровищница и источники образования и воспитания; развитие педагогических идей в разные времена кыргызского и турецкого н

88.19kb.

04 09 2014
1 стр.


8-9 классы I блок “Литература и фольклор народов России”

Соотнесите имена богатырей и обозначающих их постоянные эпитеты. Укажите, героями эпических сказаний каких народов являются данные богатыри

104.47kb.

10 09 2014
1 стр.


Развитие письменности малочисленных народов севера. Обучение детей-нивхов родному языку

Малочисленные народы Севера, с древнейших времен проживающие на территории нашей островной Сахалинской области, до начала XX века относились к числу бесписьменных народов

76.04kb.

01 10 2014
1 стр.


Педагогика народов мира

Салимова К., Додде Н. Педагогика народов мира: История и современность. М.: Педагогическое общество России, 2001. 576 с. [2-исторШкМира-05 z nscan-3] 1250000 255 str russe 9-03-200

7914.05kb.

16 12 2014
33 стр.


Литература: Петрухин В. Я., Раевский Д. С. Очерки истории народов России в древности и раннем Средневековье

Петрухин В. Я. Праславянская культура и древние славяне // История культур славянских народов. В 3 тт. Т. I. Древность и Средневековье. М., 2003. С. 16—58

55.71kb.

15 12 2014
1 стр.


Основная образовательная программа среднего (полного) общего образования

Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них “вечных” проблем бы

3040.54kb.

13 10 2014
25 стр.


Урок «Развитие парламентаризма в России»

«Развитие парламентаризма в России», посвященный 105-летию парламентаризма в России

13.13kb.

24 09 2014
1 стр.