РОБЕРТ ШУМАН
«КАРНАВАЛ» (1835)
Фортепианный цикл «Карнавал» – раннее, но очень показательное для Шумана произведе-ние. Его отличают оригинальный замысел, галерея ярких музыкальных портретов, богатство эмоций и необычных выразительных средств.
«Карнавал» – программный сюжетный цикл. Он был создан в год возникновения «Новой музыкальной газеты» и по содержанию перекликается с одной из статей («Отчет о последнем художественно-историческом бале редактора»). В статье и цикле выражена идея победы истинных друзей искусства над мещанством и бездуховностью немецких бюргеров (фили-стеров).
В «Карнавале» 20 миниатюр. Это ряд музыкальных портретов, жанровых сценок и танцев. Они чередуются по принципу контраста и звучат без перерыва.
Основные жанры в «Карнавале» – это танец (особенно вальс) и марш.
Среди героев «Карнавала» можно выделить 3 образные группы персонажей:
1. Давидсбюндлеры (
Davidsbündler = члены Давидова братства, т. е. друзья настоящего искусства, друзья Шумана). Их общий танец – порывистый и возвышенный «Благородный вальс». Они дружно выступают против «филистеров». Среди давидсбюндлеров – неистовый
Флорестан, мечтательный
Эвсебий, романтичная
Киарина (Клара Вик) и страстная
Эстрелла (Эрнестина фон Фриккен), а также два композитора, восхищавших Шумана: Шопен и Паганини. В их музыкальных портретах Шуман применил прием стилизации (воссоздания стиля): пьеса «
Шопен» – подражание ноктюрну, «
Паганини» – подражание виртуозному скрипичному капрису.
2. Мещане (филистеры) – в масках филистимлян (побежденного народа). Их общая характе-ристика – «
Немецкий вальс» с монотонным ритмом, а в финале – тема старинной мещан-ской песенки «
Großvater» («Гросфатер» = «Как бабушка за дедушку замуж выходила»).
3. Традиционные карнавальные маски из итальянской народной комедии масок
dell’arte –
Пьеро и
Арлекин,
Панталоне и Коломбина.
Первая и последняя пьесы («Преамбула» и «Марш давидсбюндлеров против филистим-
лян») – самые крупные и многотемные в цикле. Их главные темы – торжественные, в духе полонеза (
As-dur) – образуют арку, обрамление цикла. Эти пьесы связаны и общими темами-танцами (вальс и галоп).
Сам Шуман называл «Карнавал» «миниатюрными сценами на четырех нотах». Здесь зало-жена идея
монотематизма. Основная интонация – ASCH (буквы-ноты из фамилии Шумана (Sch
uma
nn) + город Аш (
Asch), где жила Эрнестина). Из этих букв образуются варианты монотемы:
as-
c-
h и
a-
es-
c-
h (см. пьесу «
Сфинксы»). Поэтому каждая пьеса «Карнавала» – это свободная вариация-фантазия на монотему. Пьеса «Сфинксы» часто не исполняется, но А. Г. Рубинштейн и С. В. Рахманинов исполняли эту пьесу, в которой из выразительных средств использован прием тремоло, а основу динамики составляет нюанс
ff.