Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3

На правах рукописи




Владимирова Лилия Михайловна


РОЛЬ ЗЕМСТВ САМАРСКОЙ ГУБЕРНИИ В ЖИЗНИ

КРЕСТЬЯН-МУСУЛЬМАН (1865–1914 гг.)
Cпециальность 07.00.02 – Отечественная история
АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук

Казань – 2011

Работа выполнена в отделе средневековой истории

ГБУ «Институт истории им. Ш.Марджани

Академии наук Республики Татарстан»


Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

доктор исторических наук

Загидуллин Ильдус Котдусович
доктор исторических наук, профессор

Коршунова Ольга Николаевна
(г. Казань)
кандидат исторических наук, доцент

Субботина Анна Михайловна
(г. Ижевск)







Ведущая организация:

ГУ «Институт Татарской энциклопедии

Академии наук Республики Татарстан»



Защита диссертации состоится «23» декабря 2011 г. в 12 часов на заседании Совета по защите кандидатских и докторских диссертаций Д 022.002.01 при Институте истории им. Ш.Марджани Академии наук Республики Татарстан по адресу: 420014, г. Казань, Кремль, подъезд 5.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института ис­тории им. Ш.Марджани Академии наук Республики Татарстан по адресу: 420014, г. Казань, Кремль, подъезд 5.
Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте Института истории АН РТ https://www.tataroved.ru.
Автореферат разослан «____»________________ 2011 г.
Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат исторических наук Р.Р. Хайрутдинов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы. Земские учреждения, появившиеся в резуль­тате Великих реформ, стали важным институтом обновления России, аккумулировали вокруг себя социально активных деятелей провинции, способствовали формированию региональных лидеров, превратились в центры сотрудничества представителей различных сословно-социаль­ных и этноконфессиональных групп населения, в инструменты решения местных экономических и социокультурных проблем. Земства стали, по сути, российским вариантом государствен­ного управления и местного самоуправления. Поэтому актуальность изучения деятельности земских учреждений объясняется и научным интересом, и задачами обществен­ного развития современной России. Их опыт важен для формирования правового государства в Российской Федерации. Данная тема представ­ляет также научный интерес в связи с изучением взаи­модействия земского самоуправления с крестьянскими общинами этноконфессио­нальных меньшинств в поликонфес­сиональном регионе.

Степень разработанности проблемы. В историографическом плане тема исследования имеет три измерения: земская, региональная и сословно-кон­фессиональная. Для выявления степени изученности нашей проблемы мы выделяем три условно-историографических периода: дореволюционный, 1917–1991 гг. и современный.

Значительным вкладом в исследование российского земства явля­ются труды Б.Б.Веселовского1, в которых собран обширный фактиче­ский материал об организационной работе земских учреждений в об­ласти медицины, ветеринарии, создании агрономических служб, разви­тии новых форм землепользования, образования и т.д.

Кроме того, обзорные материалы о деятельности земств содер­жатся в трудах таких историков как И.П.Белоконский, Н.Н.Блинов, В.С.Голубев, Г.П.Са­зонов2, в которых освещаются мероприятия земств и их хозяйственная деятельность.

Среди краеведческих работ своей основательностью выделяются работы известного краеведа и городского главы Самары П.В.Алабина3, который анализирует хозяйственное освоение края, публикует сведения о численности мусульман в городах и уездах с 1851 по 1875 гг.

Социальное и экономическое положение татар, тептяр и башкир рассматриваемого периода освещается в трудах Н.Казанцева, Д.П.Ни­кольского, В.Фи­липенко, И.М.Красноперова, Б.Э.Лясковского, Л.Ф.Змеева1.

Исследования казанских миссионеров М.А.Машанова, Е.А.Мало­ва, Я.Д.Коб­­лова, П.В.Знаменского2 представляют собой большую информативную ценность. В них речь идет, главным образом, о рели­гиозном мусульманском укладе, повседневной жизни мусульман­ских общин Казанской губернии, институтах татарской махалли – мусульманском духовенстве, традиционных школах. Они написаны с целью ознакомления будущих миссионеров с особенностями жизнедея­тельности сельских махаллей (приходов).

Обобщая опыт дореволюционной историографии, следует отме­тить, что она была направлена на освещение мероприятий земских учреждений России в сфере улучшения экономического положения крестьянства. Многие выводы дореволюционных исследователей со­храняют свою актуальность и ценность и на современном этапе раз­вития земской историографии. Благодаря усилиям историков, этногра­фов, краеведов и миссионеров также был накоплен определен­ный материал, проливающий свет на жизнь, быт и положение мусульман­ского населения Среднего Поволжья.

Второй этап историографии начинается после Октябрьской рево­люции 1917 г., когда земские органы местного самоуправления прекра­тили свое существование. Методологической основой новых научных изысканий стала негативная характеристика В.И.Лениным деятельно­сти земских органов самоуправления. По его мнению, земские учрежде­ния являлись «пятым колесом в телеге русского государ­ственного управления, колесом, допускаемым бюрократией лишь постольку, поскольку ее всевластие не нарушалось»3. Данное утверж­дение В.И.Ле­нина отрицательно повлияло на оценку советскими исто­риками-аграрниками роли земств в социальном развитии российской деревни.

В этот период были изданы значимые труды Н.А.Каблукова, Н.А.Сва­вицкого и З.М.Свавицкой1 по практическим результатам зем­ской статистики. Исследователями Н.А.Свавицким и З.М.Свавицкой были систематизированы земские подворные программы.

До 60-х гг. ХХ в. не проводилось региональных монографических исследований по истории земских учреждений. Одна из первых работ по истории земских учреждений в отечественной историографии была написана Н.Л.Хай­киной по земским учреждениям Самарской губер­нии2. Н.А.Арноль­довым3 была рассмотрена организационно-хозяйст­венная деятельность земских органов в Самарском Поволжье. Причи­нам, предпосылкам, последствиям и анализу действий земских губерн­ских и уездных органов в период голодного 1873 года в губернии была посвящена кандидатская диссертация Р.Р.Исхаковой4.

В 1960–1980-е гг. в Среднем Поволжье активизируются этногра­фические исследования. В коллективной монографии «Татары Поволжья и Приуралья»5, посвященной историко-этнографическому описанию Волго-Уральского региона, имеются фрагментарные сведе­ния о татарах Самарской губернии. Нужно отметить, что и в последую­щих историко-этнографических изысканиях татарское население Самарской губернии также упоминается вскользь6. Н.А.Халиков посвятил свою монографию земледелию крестьянских хозяйств Волго-Уральского региона7.

Д.М.Исхаков1 провел анализ этнических и демографических процессов среди татар и башкир на основе материалов переписей, в том числе в уездах и городах Самарской губернии. Его заслуга, прежде всего, в том, что он акцентировал внимание на необходимость четкого разграничения таких понятий, как этнические башкиры и сословие башкир, являвшееся, подобно тептярам, полиэтничным социальным образованием.

Советский период внес свои коррективы в изучение ислама и мусульманских институтов, многие работы имели ярко выраженную атеистическую направленность, вследствие чего роль ислама в жизни татар была дискредитирована. Советская историография игнорировала положительное влияние религии в целом, в том числе и ислама, в жизни татарского общества и развитии его культуры.

Среди этих работ выделяются очерки Дж.Валиди, в которых дает­ся положительная оценка исламу в сохранении этноконфес­сиональной идентичности татар2.

«Атеистический крен» в оценке ислама имели труды 1930-х гг.: работы Л.Климовича, А.Аршаруни и Х.Гибадуллина3. Несмотря на все издержки, книга Л.Климовича «Ислам в царской России» выделяется обилием фактологического материала, особенно по характеристике мусульманского духовенства. Представляют также интерес положения очерков З.А.Ишмухаметова4 о социальных функциях мусульманского духовенства в Среднем Поволжье.

В 1980-е гг. появляется ряд работ, посвященных социально-экономи­че­скому развитию Среднего Поволжья в конце XIX – начале XX в. В монографии Н.Л.Клейн5 раскрываются основные тенденции развития капиталистических отношений в аграрном секторе народного хозяйства региона, внутренние механизмы функционирования сельской поземельной общины, отношение сельских жителей к мероприятиям земств и др.

Исследование П.С.Кабытова1 раскрывает хозяйственный уклад крестьян, а также дает оценку событиям, происходящим в регионе на­ка­нуне и во время реализации столыпинской аграрной реформы. В другом его фундаментальном труде2 на основе анализа пяти губерний – Самарской, Казанской, Симбирской, Пензенской и Саратовской – были основательно изучены вопросы развития капиталистических отноше­ний в деревне, процессы социального расслоения, функциониро­вание рынков земли и труда.

В работах Г.А.Герасименко3 определены предпосылки, основные этапы и политические последствия реализации столыпинской аграрной реформы в Среднем Поволжье. В объемной статье К.Л.Байрамова4 с точки зрения классовой борьбы освещаются причины, предпосылки и ход антиправительственных выступлений мусульманских сельских обществ Бугульминского уезда в 1885 г. против противочумных мероприятий земства.

Обстоятельный анализ социально-политического, правового поло­жения и динамики, размаха и форм классовой борьбы многонациональ­ного крестьянства в Среднем Поволжье был осуществлен в книге Ю.И.Смыкова5. В его второй монографии исследуется развитие капи­та­листических отношений в пореформенной деревне, в том числе в Са­мар­ской губернии, по таким показателям как землевладение, земле­пользо­вание, социальное расслоение крестьянских хозяйств, крестьян­ские промыслы и отходничество, система налогообложения кресть­янства.

Приметой советской историографии явилась критика политики царского правительства в области просвещения нерусских народностей. В частности, в монографии Л.И.Биргера6 дается обзор деятельности земских органов по организации сети земских начальных школ с 60-х гг. XIX – до начала XX вв. Исследователь считает, что насильственное насаждение русского языка способствовало лишь росту сопротивления нерусских народов.

Достижением периода 1960–1980-х гг. стало появление новых работ, дающих общее представление о миграционно-демографических, социально-эконо­мических, правовых, культурных и бытовых аспектах жизнедеятельности татар и башкир Самарского Поволжья. Спектр вни­мания историков к деятельности земств Самарской губернии расши­рился (образование, медицина, благотворительность, мероприятия по улучшению социально-экономического положения крестьянства и др.).

Современный этап развития историографии ознаменовался появ­лением целой серии исследований о многогранной деятельности зем­ских учреждений в Самарском Поволжье. Большой вклад в развитие исторических знаний в этой сфере внесли самарские историки. Новым явлением стало появление трудов, освещающих историю земских институтов по проблемному принципу или по основным направлениям их деятельности. Так, в диссертации О.В.Турга­новой1 освещается культурно-просветительская деятельность земств Самарской губернии; М.Ю.Кузьмин2 рассматривает взаимодействие государственной влас­ти, общества, интеллигенции и земств в формировании земско-меди­цинской службы в Среднем Поволжье; диссертация А.А.Капитоно­ва3 посвящена истории кооперативного движения в Самарском Поволжье. Основные направления и принципы финансовой деятельности земств Самарской губернии в 1892–1914 гг., их бюджета проанализированы Ю.В.Карташовой4. М.А.Вы­борнова5 изучила мероприятия земских учреждений региона в области медицины, отношение населения к нововведениям земств и др.



Весомым вкладом в изучение деятельности земства Бугульмин­ского уезда является книга краеведа В.Г.Сальникова6, в которой приводятся сведения о состоянии народного образования, медицины в уезде, дается характеристика мероприятиям земств по улучшению экономического благосостояния крестьян и т.д.

Появились работы, рассматривающие отдельные аспекты деятель­ности земских учреждений в масштабе Среднего Поволжья: их вклада в сфере общественного призрения1, участия в проведении столыпинской аграрной реформы2.

Для сопоставления деятельности земских учреждений Самарского Поволжья и соседних губерний, в которых компактно расселялись татары и башкиры, для нас важны были труды историков, посвященных деятельности земских институтов в Казанской3 и Уфимской4 губерниях.

Демократические условия развития отечественной науки усилили интерес к изучению этнических групп крестьян Поволжья, в том числе пореформенной русской поземельной общины в Самарской губернии5. Появились труды, посвященные социальному и экономическому развитию хлебопашцев в татарских селениях Казанской губернии6. А.М.Субботиной7 изучены процессы социокультурного развития удмуртских крестьянских общин и деятельность земских учреждений Вятской губернии.

Н.А.Халиков, продолжив изучение хозяйственной деятельности татарских крестьян Волго-Уральского региона, издал солидную моно­графию8, повествующую о ключевых аспектах крестьянских хозяйств: земледелие, садоводство и огородничество, животноводство, промыслы и торговля и т.д.

В 2004 г. была защищена докторская диссертация М.И.Родновым о крестьянстве Уфимской губернии в начале XX в.9, которая позволяет выявить общие тенденции развития крестьянской традиционной общи­ны, присущие и для деревни Самарской губернии.

Своеобразным итогом изысканий самарских аграрников стала коллективная монография1, в которой освещается история создания и основные направления деятельности земства, в том числе в сфере фи­нансов, создание социально-экономической и образовательной инфра­структуры в регионе.

Новым словом в изучении мусульманских общин Самарской губернии середины XIX – начала ХХ вв. является монография Э.М.Ги­бадуллиной2, в которой рассматриваются расселение и динамика численности мусульман, религиозный уклад городских и сельских религиозных общин и т.д.

Из последних работ, имеющих отношение к мусульманской проблематике в Самарской губернии, следует выделить труды о му­сульманской благотворительности3, государственно-исламских отно­шениях4, общественно-политиче­ской жизни мусульман и джадидизм5, взаимодействии культур народов Волго-Уральского региона6, функционирование татарских приходов7. Появились труды, посвящен­ные миграционным процессам в среде нерусского крестьянства и этнографическому изучению татар8, формированию городского населения1, социально-экономическим и общественным процессам в татарском сообществе2, которые важны для понимания основных тенденций мусульманского сообщества рассматриваемого периода.

Таким образом, отличительной особенностью историографии постсоветского периода является все возрастающий интерес иссле­дователей к истории татар Поволжья и Приуралья.

В изучении деятельности земских органов в Самарской губернии произошел прорыв. Однако тема отношения самарского земства к мусульманскому населению еще не становилась самостоятельным предметом изучения.

Целью исследования является анализ взаимодействия Самар­ского земства и крестьян-мусульман в социально-экономической и социокультурной областях во второй половине XIX – начале XX вв.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

– выявить численность и степень участия мусульман-гласных в работе земских учреждений;

– рассмотреть основные мероприятия земств в отношении сель­ского мусульманского населения в решении социально-экономических проблем;

– проанализировать деятельность земских учреждений в решении социокультурных запросов мусульманских сельских обществ;

– определить отношение крестьян-мусульман к мероприятиям земств.



Объектом исследования являются земские органы самоуправ­ления Самарской губернии.

Предметом исследования выступают формы взаимодействия и способы регулирования хозяйственной и социальной деятельности земских учреждений Самарской губернии в отношении крестьян-мусульман, которых в конце XIX в. насчитывалось 280 тыс. обоего пола и по их численности в Волго-Ураль­­ском регионе Самарское Поволжье занимало 3-е место3.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1864 по 1914 годы. Нижняя хронологическая грань обусловлена учреж­дением земств в Самарской губернии, а верхняя – началом Первой мировой войны.

Методологическую основу исследования составили диалектиче­ский подход и научная объективность к изучению исторических процессов, включающих в себя два основных принципа: объективизм и историзм. Принцип объективности основан на всестороннем изучении фактов, адекватном применении исследовательских подходов и средств, что дает возможность получить истинные знания об изучаемом объекте. Принцип историзма позволяет рассматривать изучаемый предмет исследования как изменяющийся во времени, развивающийся. Среди методов исследования – описательный – представляет собой систему процедур сбора, первичного анализа и изложения данных и их характеристик; сравнительный – предполагает исследование особенно­стей социально-экономического, правового положения мусульманского крестьянства; системный – позволяет рассмотреть различные аспекты деятельности земских органов в отношении мусульманского крестьян­ства комплексно и во взаимосвязи; метод обобщений – предполагает получение из различных источников информации, с последующим их обобщением и анализом, на основе чего делаются выводы; дедуктив­ный метод – позволяет использовать общие факты для получения точной информации о конкретной ситуации.

Источниковой базой исследования послужил комплекс опубликованных и неопубликованных материалов, которые можно раз­делить на следующие группы: законодательные акты, делопроиз­водст­венные документы, издания земских учреждений, периодическая печать, источники личного происхождения, справочные и статистиче­ские издания.

К группе опубликованных источников относятся нормативно-правовые акты, зафиксированные в «Полном собрании законов Российской империи», позволяющие проследить внутриполитический курс правительства по отношению к мусульманам. Принципы внутрен­ней организации сельских поземельных общин, права и обязанности крестьян нами исследованы по сборнику «Законы о крестьянах и крестьянских учреждениях»1. Получить представление о правовом положении башкир и тептяр, об особенностях их землеустройства помогли законодательные акты, помещенные в сборнике «Законы Российской империи о башкирах, мишарях, тептярах и бобылях»2. Существенную помощь в изучении законодательства в отношении мусульман оказал сборник документов, составленный Д.Ю.Араповым3.

Основополагающими нормативными актами по нашей теме являются «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» от 1 января 1864 г., дополнение к нему «Правила о порядке приведения в действие положения о земских учреждениях» от 25 мая 1864 г., «Положение о земских учреждениях» от 12 июня 1890 г., а также «Положение о земских начальниках» 1889 г. Они сформировали правовую основу функционирования всесословных органов самоуправ­ления, их взаимоотношения с губернской и уездной администрацией, органами крестьянского самоуправления.

Делопроизводственные документы являются важнейшим источни­ком по данной теме. К опубликованным делопроизводственным мате­риалам относятся журналы и постановления очередных и внеочередных губернского и уездных земских собраний, которые позволили опреде­лить и охарактеризовать различные направления их деятельности.

Документы Государственного архива Самарской области (ГАСО, ф. 3, 5, 171) и Национального архива Республики Татарстан (НА РТ, ф. 92, 231, 256, 993, 979) составили важную часть источниковой базы диссертации.

Сведения о деятельности должностных лиц крестьянского самоуп­равления, административно-полицейских функциях общины, их реакции на нововведения земств, подавление волнений среди мусуль­манского населения, а также переписка губернской администрации с земствами содержатся в фонде Канцелярии Самарского губернатора (фонд 3 ГАСО). В них также имеются сведения об обеспечении крестьян продовольствием, общественных запашках, пособиях в неурожайные годы и возмещении убытков при пожарах; организации агрономической помощи населению, перешедшему к новым формам хозяйствования; материалы о многочисленных ходатайствах сельских обществ по выдаче им пособий, проведении столыпинской аграрной реформы и др.

Информация о хозяйственной деятельности мусульманских сель­ских обществ, деятельности земских учреждений в продовольственных вопросах, в сфере образования, как по губернии, так и по уездам, а также материалы земских собраний отложились в материалах фонда Самарской губернской земской управы (фонд 5 ГАСО).

Постановления и выписки из постановлений земских начальников и уездных землеустроительных комиссий о переходе в частную собственность надельной земли, планы землеустроительных работ содержит фонд Казанской губернской землеустроительной комиссии (фонд 256 НА РТ).

Циркуляры Главного управления землеустройства и земледелия о землепользовании, журналы заседаний комиссий и приговоры кресть­янских сходов о переделах земли, о выделении в отруба и хутора и сдаче их в аренду имеются в материалах фонда Бугульминской земле­устроительной комиссии (фонд 979 НА РТ). Также здесь есть статисти­ческие сведения о результатах землеустроительных работ, планы и межевые книги, ходатайства и прошения крестьян-мусульман об от­срочке платежей и о выдаче разрешения на право приобретения земли.

Важнейшим источником в изучении деятельности земств и соци­ально-экономического положения многонационального крестьянства выступают издания земских учреждений. Земское статистическое отделение губернской земской управы организовало в 1882–1889 гг. исследовательские экспедиции по уездам1. Итогом этих изысканий стало издание серии сборников статистических сведений2. Поуездные обследования были проанализированы и обобщены в «Сводном сборнике статистических сведений по Самарской губернии»3.

Статистические материалы представлены изданиями губернско­го статистического комитета, материалами Первой всеобщей переписи населения 1897 г. по Самарской губернии4.

Изучение материалов периодической печати: журналов «Земское дело» (19101913 гг.), «Самарский земледелец» (19101914 гг.), газет «ТаржеманПереводчик» (18831905 гг.), «Вакыт» (1914 г.), «Тормыш» (1914 г.), «АльИслах» (1908, 1914 г.) позволило узнать об отдельных аспектах деятельности земских мусульман-гласных, ознакомиться с мнениями агрономов-практиков, землевладельцев и других современ­ников, проследить обновленческие тенденции, происходившие в мусульманском сообществе.

Источники личного происхождения5 расширили представление о деятельности земских деятелей, материальном положении сельского приходского духовенства и т.д.

Справочные издания по теме нашего исследования представлены «Адрес–календарями» и «Памятными книжками Самарской губернии» за 1863–1864 гг., за 1910 и 1911 гг., «Обзорами Самарской губернии» за отдельные годы6. В них содержатся данные о численности населения в уездах и городах по вероисповеданиям, уровне рождаемости, числен­ности конфессиональных учебных заведений. «Списки населённых мест Самарской губернии» за 1859, 1910 гг.1 использова­лись нами для определения этноконфессионального сос­тава поселений в уездах.

Следует отметить, что архивные источники не раскрывают полной картины изучаемых явлений. Лишь комплексное использование всех вышеперечисленных источников и литературы позволяет проследить роль земских учреждений в социально-экономической и культурно-просветительской сферах деятельности по отношению к мусульман­скому крестьянству.



следующая страница>


Роль земств самарской губернии в жизни крестьян-мусульман (1865-1914 гг.) Cпециальность 07. 00. 02 Отечественная история

Защита диссертации состоится «23» декабря 2011 г в 12 часов на заседании Совета по защите кандидатских и докторских диссертаций д 022. 002. 01 при Институте истории им. Ш. Марджани

522.98kb.

11 10 2014
3 стр.


Законодательная и исполнительная власть в россии в 1906 1914 гг.: Механизмы взаимодействия 07. 00. 02 Отечественная история
632.16kb.

08 10 2014
3 стр.


«Обязанности мусульман. Пост в месяц рамадан»

Цель урока: дать представление об обязанностях мусульман, о значении их в жизни мусульманина

83.38kb.

14 12 2014
1 стр.


Религиозно-политическая пропаганда среди российских военнопленных-мусульман в германии (1914 1922)
504.11kb.

16 12 2014
3 стр.


Жизнь и творчество д. А. Фурманова

Андреевич Фурманов родился 26 октября (7 нояб­ря по новому стилю) 1891 года в селе Середа Костромской губернии (теперь город Фурманов, Ивановской области). Его отец Андрей Семенови

107.77kb.

14 12 2014
1 стр.


Учебно-методический комплекс по курсу «Отечественная история»

«Отечественная история» разработан кандидатом исторических наук, старшим преподавателем кафедры истории и этноархеологии Каримовой Луизой Каюмовной, рассчитан для студентов 1 курса

883.79kb.

15 10 2014
5 стр.


Внутриуездные миграции населения Тобольской губернии в конце XVIII – первой половине XIX века

Колонизационные процессы в значительной степени направлялись властями. С одной стороны, это была ссылка, с другой – переселения из Европейской России. Но особенно важную роль играл

186.46kb.

12 10 2014
1 стр.


Истоки формирования химического и нефтехимического промышленных комплексов в самарской губернии1

В работе рассмотрены основные аспекты возникновения, становления и развития нефтехимического и химического комплексов региона. Освещены вопросы исторических предпосылок развития эт

279.5kb.

10 10 2014
1 стр.