диссертации на соискание ученой степени
кандидата исторических наук
Казань – 2011
Работа выполнена в отделе средневековой истории
ГБУ «Институт истории им. Ш.Марджани
Академии наук Республики Татарстан»
Научный руководитель: Официальные оппоненты: |
доктор исторических наук Загидуллин Ильдус Котдусович доктор исторических наук, профессор Коршунова Ольга Николаевна (г. Казань) кандидат исторических наук, доцент Субботина Анна Михайловна (г. Ижевск) |
|
|
Ведущая организация: |
ГУ «Институт Татарской энциклопедии Академии наук Республики Татарстан» |
Защита диссертации состоится «23» декабря 2011 г. в 12 часов на заседании Совета по защите кандидатских и докторских диссертаций Д 022.002.01 при Институте истории им. Ш.Марджани Академии наук Республики Татарстан по адресу: 420014, г. Казань, Кремль, подъезд 5.
диссертационного совета,
кандидат исторических наук Р.Р. Хайрутдинов
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы. Земские учреждения, появившиеся в результате Великих реформ, стали важным институтом обновления России, аккумулировали вокруг себя социально активных деятелей провинции, способствовали формированию региональных лидеров, превратились в центры сотрудничества представителей различных сословно-социальных и этноконфессиональных групп населения, в инструменты решения местных экономических и социокультурных проблем. Земства стали, по сути, российским вариантом государственного управления и местного самоуправления. Поэтому актуальность изучения деятельности земских учреждений объясняется и научным интересом, и задачами общественного развития современной России. Их опыт важен для формирования правового государства в Российской Федерации. Данная тема представляет также научный интерес в связи с изучением взаимодействия земского самоуправления с крестьянскими общинами этноконфессиональных меньшинств в поликонфессиональном регионе.
Степень разработанности проблемы. В историографическом плане тема исследования имеет три измерения: земская, региональная и сословно-конфессиональная. Для выявления степени изученности нашей проблемы мы выделяем три условно-историографических периода: дореволюционный, 1917–1991 гг. и современный.
Значительным вкладом в исследование российского земства являются труды Б.Б.Веселовского1, в которых собран обширный фактический материал об организационной работе земских учреждений в области медицины, ветеринарии, создании агрономических служб, развитии новых форм землепользования, образования и т.д.
Кроме того, обзорные материалы о деятельности земств содержатся в трудах таких историков как И.П.Белоконский, Н.Н.Блинов, В.С.Голубев, Г.П.Сазонов2, в которых освещаются мероприятия земств и их хозяйственная деятельность.
Среди краеведческих работ своей основательностью выделяются работы известного краеведа и городского главы Самары П.В.Алабина3, который анализирует хозяйственное освоение края, публикует сведения о численности мусульман в городах и уездах с 1851 по 1875 гг.
Социальное и экономическое положение татар, тептяр и башкир рассматриваемого периода освещается в трудах Н.Казанцева, Д.П.Никольского, В.Филипенко, И.М.Красноперова, Б.Э.Лясковского, Л.Ф.Змеева1.
Исследования казанских миссионеров М.А.Машанова, Е.А.Малова, Я.Д.Коблова, П.В.Знаменского2 представляют собой большую информативную ценность. В них речь идет, главным образом, о религиозном мусульманском укладе, повседневной жизни мусульманских общин Казанской губернии, институтах татарской махалли – мусульманском духовенстве, традиционных школах. Они написаны с целью ознакомления будущих миссионеров с особенностями жизнедеятельности сельских махаллей (приходов).
Обобщая опыт дореволюционной историографии, следует отметить, что она была направлена на освещение мероприятий земских учреждений России в сфере улучшения экономического положения крестьянства. Многие выводы дореволюционных исследователей сохраняют свою актуальность и ценность и на современном этапе развития земской историографии. Благодаря усилиям историков, этнографов, краеведов и миссионеров также был накоплен определенный материал, проливающий свет на жизнь, быт и положение мусульманского населения Среднего Поволжья.
Второй этап историографии начинается после Октябрьской революции 1917 г., когда земские органы местного самоуправления прекратили свое существование. Методологической основой новых научных изысканий стала негативная характеристика В.И.Лениным деятельности земских органов самоуправления. По его мнению, земские учреждения являлись «пятым колесом в телеге русского государственного управления, колесом, допускаемым бюрократией лишь постольку, поскольку ее всевластие не нарушалось»3. Данное утверждение В.И.Ленина отрицательно повлияло на оценку советскими историками-аграрниками роли земств в социальном развитии российской деревни.
В этот период были изданы значимые труды Н.А.Каблукова, Н.А.Свавицкого и З.М.Свавицкой1 по практическим результатам земской статистики. Исследователями Н.А.Свавицким и З.М.Свавицкой были систематизированы земские подворные программы.
До 60-х гг. ХХ в. не проводилось региональных монографических исследований по истории земских учреждений. Одна из первых работ по истории земских учреждений в отечественной историографии была написана Н.Л.Хайкиной по земским учреждениям Самарской губернии2. Н.А.Арнольдовым3 была рассмотрена организационно-хозяйственная деятельность земских органов в Самарском Поволжье. Причинам, предпосылкам, последствиям и анализу действий земских губернских и уездных органов в период голодного 1873 года в губернии была посвящена кандидатская диссертация Р.Р.Исхаковой4.
В 1960–1980-е гг. в Среднем Поволжье активизируются этнографические исследования. В коллективной монографии «Татары Поволжья и Приуралья»5, посвященной историко-этнографическому описанию Волго-Уральского региона, имеются фрагментарные сведения о татарах Самарской губернии. Нужно отметить, что и в последующих историко-этнографических изысканиях татарское население Самарской губернии также упоминается вскользь6. Н.А.Халиков посвятил свою монографию земледелию крестьянских хозяйств Волго-Уральского региона7.
Д.М.Исхаков1 провел анализ этнических и демографических процессов среди татар и башкир на основе материалов переписей, в том числе в уездах и городах Самарской губернии. Его заслуга, прежде всего, в том, что он акцентировал внимание на необходимость четкого разграничения таких понятий, как этнические башкиры и сословие башкир, являвшееся, подобно тептярам, полиэтничным социальным образованием.
Советский период внес свои коррективы в изучение ислама и мусульманских институтов, многие работы имели ярко выраженную атеистическую направленность, вследствие чего роль ислама в жизни татар была дискредитирована. Советская историография игнорировала положительное влияние религии в целом, в том числе и ислама, в жизни татарского общества и развитии его культуры.
Среди этих работ выделяются очерки Дж.Валиди, в которых дается положительная оценка исламу в сохранении этноконфессиональной идентичности татар2.
«Атеистический крен» в оценке ислама имели труды 1930-х гг.: работы Л.Климовича, А.Аршаруни и Х.Гибадуллина3. Несмотря на все издержки, книга Л.Климовича «Ислам в царской России» выделяется обилием фактологического материала, особенно по характеристике мусульманского духовенства. Представляют также интерес положения очерков З.А.Ишмухаметова4 о социальных функциях мусульманского духовенства в Среднем Поволжье.
В 1980-е гг. появляется ряд работ, посвященных социально-экономическому развитию Среднего Поволжья в конце XIX – начале XX в. В монографии Н.Л.Клейн5 раскрываются основные тенденции развития капиталистических отношений в аграрном секторе народного хозяйства региона, внутренние механизмы функционирования сельской поземельной общины, отношение сельских жителей к мероприятиям земств и др.
Исследование П.С.Кабытова1 раскрывает хозяйственный уклад крестьян, а также дает оценку событиям, происходящим в регионе накануне и во время реализации столыпинской аграрной реформы. В другом его фундаментальном труде2 на основе анализа пяти губерний – Самарской, Казанской, Симбирской, Пензенской и Саратовской – были основательно изучены вопросы развития капиталистических отношений в деревне, процессы социального расслоения, функционирование рынков земли и труда.
В работах Г.А.Герасименко3 определены предпосылки, основные этапы и политические последствия реализации столыпинской аграрной реформы в Среднем Поволжье. В объемной статье К.Л.Байрамова4 с точки зрения классовой борьбы освещаются причины, предпосылки и ход антиправительственных выступлений мусульманских сельских обществ Бугульминского уезда в 1885 г. против противочумных мероприятий земства.
Обстоятельный анализ социально-политического, правового положения и динамики, размаха и форм классовой борьбы многонационального крестьянства в Среднем Поволжье был осуществлен в книге Ю.И.Смыкова5. В его второй монографии исследуется развитие капиталистических отношений в пореформенной деревне, в том числе в Самарской губернии, по таким показателям как землевладение, землепользование, социальное расслоение крестьянских хозяйств, крестьянские промыслы и отходничество, система налогообложения крестьянства.
Приметой советской историографии явилась критика политики царского правительства в области просвещения нерусских народностей. В частности, в монографии Л.И.Биргера6 дается обзор деятельности земских органов по организации сети земских начальных школ с 60-х гг. XIX – до начала XX вв. Исследователь считает, что насильственное насаждение русского языка способствовало лишь росту сопротивления нерусских народов.
Достижением периода 1960–1980-х гг. стало появление новых работ, дающих общее представление о миграционно-демографических, социально-экономических, правовых, культурных и бытовых аспектах жизнедеятельности татар и башкир Самарского Поволжья. Спектр внимания историков к деятельности земств Самарской губернии расширился (образование, медицина, благотворительность, мероприятия по улучшению социально-экономического положения крестьянства и др.).
Современный этап развития историографии ознаменовался появлением целой серии исследований о многогранной деятельности земских учреждений в Самарском Поволжье. Большой вклад в развитие исторических знаний в этой сфере внесли самарские историки. Новым явлением стало появление трудов, освещающих историю земских институтов по проблемному принципу или по основным направлениям их деятельности. Так, в диссертации О.В.Тургановой1 освещается культурно-просветительская деятельность земств Самарской губернии; М.Ю.Кузьмин2 рассматривает взаимодействие государственной власти, общества, интеллигенции и земств в формировании земско-медицинской службы в Среднем Поволжье; диссертация А.А.Капитонова3 посвящена истории кооперативного движения в Самарском Поволжье. Основные направления и принципы финансовой деятельности земств Самарской губернии в 1892–1914 гг., их бюджета проанализированы Ю.В.Карташовой4. М.А.Выборнова5 изучила мероприятия земских учреждений региона в области медицины, отношение населения к нововведениям земств и др.
Появились работы, рассматривающие отдельные аспекты деятельности земских учреждений в масштабе Среднего Поволжья: их вклада в сфере общественного призрения1, участия в проведении столыпинской аграрной реформы2.
Для сопоставления деятельности земских учреждений Самарского Поволжья и соседних губерний, в которых компактно расселялись татары и башкиры, для нас важны были труды историков, посвященных деятельности земских институтов в Казанской3 и Уфимской4 губерниях.
Демократические условия развития отечественной науки усилили интерес к изучению этнических групп крестьян Поволжья, в том числе пореформенной русской поземельной общины в Самарской губернии5. Появились труды, посвященные социальному и экономическому развитию хлебопашцев в татарских селениях Казанской губернии6. А.М.Субботиной7 изучены процессы социокультурного развития удмуртских крестьянских общин и деятельность земских учреждений Вятской губернии.
Н.А.Халиков, продолжив изучение хозяйственной деятельности татарских крестьян Волго-Уральского региона, издал солидную монографию8, повествующую о ключевых аспектах крестьянских хозяйств: земледелие, садоводство и огородничество, животноводство, промыслы и торговля и т.д.
В 2004 г. была защищена докторская диссертация М.И.Родновым о крестьянстве Уфимской губернии в начале XX в.9, которая позволяет выявить общие тенденции развития крестьянской традиционной общины, присущие и для деревни Самарской губернии.
Своеобразным итогом изысканий самарских аграрников стала коллективная монография1, в которой освещается история создания и основные направления деятельности земства, в том числе в сфере финансов, создание социально-экономической и образовательной инфраструктуры в регионе.
Новым словом в изучении мусульманских общин Самарской губернии середины XIX – начала ХХ вв. является монография Э.М.Гибадуллиной2, в которой рассматриваются расселение и динамика численности мусульман, религиозный уклад городских и сельских религиозных общин и т.д.
Из последних работ, имеющих отношение к мусульманской проблематике в Самарской губернии, следует выделить труды о мусульманской благотворительности3, государственно-исламских отношениях4, общественно-политической жизни мусульман и джадидизм5, взаимодействии культур народов Волго-Уральского региона6, функционирование татарских приходов7. Появились труды, посвященные миграционным процессам в среде нерусского крестьянства и этнографическому изучению татар8, формированию городского населения1, социально-экономическим и общественным процессам в татарском сообществе2, которые важны для понимания основных тенденций мусульманского сообщества рассматриваемого периода.
Таким образом, отличительной особенностью историографии постсоветского периода является все возрастающий интерес исследователей к истории татар Поволжья и Приуралья.
В изучении деятельности земских органов в Самарской губернии произошел прорыв. Однако тема отношения самарского земства к мусульманскому населению еще не становилась самостоятельным предметом изучения.
Целью исследования является анализ взаимодействия Самарского земства и крестьян-мусульман в социально-экономической и социокультурной областях во второй половине XIX – начале XX вв.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
– выявить численность и степень участия мусульман-гласных в работе земских учреждений;
– рассмотреть основные мероприятия земств в отношении сельского мусульманского населения в решении социально-экономических проблем;
– проанализировать деятельность земских учреждений в решении социокультурных запросов мусульманских сельских обществ;
– определить отношение крестьян-мусульман к мероприятиям земств.
К группе опубликованных источников относятся нормативно-правовые акты, зафиксированные в «Полном собрании законов Российской империи», позволяющие проследить внутриполитический курс правительства по отношению к мусульманам. Принципы внутренней организации сельских поземельных общин, права и обязанности крестьян нами исследованы по сборнику «Законы о крестьянах и крестьянских учреждениях»1. Получить представление о правовом положении башкир и тептяр, об особенностях их землеустройства помогли законодательные акты, помещенные в сборнике «Законы Российской империи о башкирах, мишарях, тептярах и бобылях»2. Существенную помощь в изучении законодательства в отношении мусульман оказал сборник документов, составленный Д.Ю.Араповым3.
Основополагающими нормативными актами по нашей теме являются «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» от 1 января 1864 г., дополнение к нему «Правила о порядке приведения в действие положения о земских учреждениях» от 25 мая 1864 г., «Положение о земских учреждениях» от 12 июня 1890 г., а также «Положение о земских начальниках» 1889 г. Они сформировали правовую основу функционирования всесословных органов самоуправления, их взаимоотношения с губернской и уездной администрацией, органами крестьянского самоуправления.
Делопроизводственные документы являются важнейшим источником по данной теме. К опубликованным делопроизводственным материалам относятся журналы и постановления очередных и внеочередных губернского и уездных земских собраний, которые позволили определить и охарактеризовать различные направления их деятельности.
Документы Государственного архива Самарской области (ГАСО, ф. 3, 5, 171) и Национального архива Республики Татарстан (НА РТ, ф. 92, 231, 256, 993, 979) составили важную часть источниковой базы диссертации.
Сведения о деятельности должностных лиц крестьянского самоуправления, административно-полицейских функциях общины, их реакции на нововведения земств, подавление волнений среди мусульманского населения, а также переписка губернской администрации с земствами содержатся в фонде Канцелярии Самарского губернатора (фонд 3 ГАСО). В них также имеются сведения об обеспечении крестьян продовольствием, общественных запашках, пособиях в неурожайные годы и возмещении убытков при пожарах; организации агрономической помощи населению, перешедшему к новым формам хозяйствования; материалы о многочисленных ходатайствах сельских обществ по выдаче им пособий, проведении столыпинской аграрной реформы и др.
Информация о хозяйственной деятельности мусульманских сельских обществ, деятельности земских учреждений в продовольственных вопросах, в сфере образования, как по губернии, так и по уездам, а также материалы земских собраний отложились в материалах фонда Самарской губернской земской управы (фонд 5 ГАСО).
Постановления и выписки из постановлений земских начальников и уездных землеустроительных комиссий о переходе в частную собственность надельной земли, планы землеустроительных работ содержит фонд Казанской губернской землеустроительной комиссии (фонд 256 НА РТ).
Циркуляры Главного управления землеустройства и земледелия о землепользовании, журналы заседаний комиссий и приговоры крестьянских сходов о переделах земли, о выделении в отруба и хутора и сдаче их в аренду имеются в материалах фонда Бугульминской землеустроительной комиссии (фонд 979 НА РТ). Также здесь есть статистические сведения о результатах землеустроительных работ, планы и межевые книги, ходатайства и прошения крестьян-мусульман об отсрочке платежей и о выдаче разрешения на право приобретения земли.
Важнейшим источником в изучении деятельности земств и социально-экономического положения многонационального крестьянства выступают издания земских учреждений. Земское статистическое отделение губернской земской управы организовало в 1882–1889 гг. исследовательские экспедиции по уездам1. Итогом этих изысканий стало издание серии сборников статистических сведений2. Поуездные обследования были проанализированы и обобщены в «Сводном сборнике статистических сведений по Самарской губернии»3.
Статистические материалы представлены изданиями губернского статистического комитета, материалами Первой всеобщей переписи населения 1897 г. по Самарской губернии4.
Изучение материалов периодической печати: журналов «Земское дело» (1910–1913 гг.), «Самарский земледелец» (1910–1914 гг.), газет «Таржеман–Переводчик» (1883–1905 гг.), «Вакыт» (1914 г.), «Тормыш» (1914 г.), «Аль–Ислах» (1908, 1914 г.) позволило узнать об отдельных аспектах деятельности земских мусульман-гласных, ознакомиться с мнениями агрономов-практиков, землевладельцев и других современников, проследить обновленческие тенденции, происходившие в мусульманском сообществе.
Источники личного происхождения5 расширили представление о деятельности земских деятелей, материальном положении сельского приходского духовенства и т.д.
Справочные издания по теме нашего исследования представлены «Адрес–календарями» и «Памятными книжками Самарской губернии» за 1863–1864 гг., за 1910 и 1911 гг., «Обзорами Самарской губернии» за отдельные годы6. В них содержатся данные о численности населения в уездах и городах по вероисповеданиям, уровне рождаемости, численности конфессиональных учебных заведений. «Списки населённых мест Самарской губернии» за 1859, 1910 гг.1 использовались нами для определения этноконфессионального состава поселений в уездах.
Следует отметить, что архивные источники не раскрывают полной картины изучаемых явлений. Лишь комплексное использование всех вышеперечисленных источников и литературы позволяет проследить роль земских учреждений в социально-экономической и культурно-просветительской сферах деятельности по отношению к мусульманскому крестьянству.
11 10 2014
3 стр.
08 10 2014
3 стр.
14 12 2014
1 стр.
16 12 2014
3 стр.
14 12 2014
1 стр.
15 10 2014
5 стр.
12 10 2014
1 стр.
10 10 2014
1 стр.