(ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ)
Подготовила:
учитель начальных классов
МОУ «Бориспольская нош»
Коновалова Светлана Анатольевна
с. Борисполье - 2011 г.
Театрализованное путешествие
«Космическая Одиссея»
Действующие лица: Знайка, Незнайка, Ученик, Архивариус, Ведущие (1) и (2), Профессор, Джордано Бруно.
(На сцене Знайка и Незнайка. Они в задумчивости ходят вокруг какого-то непонятного ящика, на котором крупными буквами написано «Машина времени».)
НЕЗНАЙКА: Послушай, Знайка, я позвал тебя сюда не для того, чтобы ты просто ходил вокруг этого ящика. Я должен знать, что с ним можно сделать. А ты всё ходишь да ходишь...
ЗНАЙКА (задумчиво): Здесь написано, что это не просто ящик. Это — машина времени!
НЕЗНАЙКА: Подумаешь, машина времени, а где у неё часы? Почему не тикают? Я, по крайней мере, ничегошеньки не слышу!
ЗНАЙКА: Машина времени — не будильник! Насколько я знаю из прочитанных книг, с помощью
этой машины можно путешествовать во времени.
НЕЗНАЙКА: Как это — путешествовать во времени? А, придумал! Значит, я тоже путешествую во времени, без всякой машины, когда забываю завести свой будильник. Будильник не работает, не тикает, значит, время стоит. Или его вовсе нет? А когда...
ЗНАЙКА: Тише, тише. Ты столько сейчас наговорил, и всё не то. Путешествие во времени совсем не связано с твоим будильником. С помощью этой машины
(показывает на ящик) можно вернуться на много веков назад, то есть в прошлое или переместиться в будущее. Это же очень интересно.
НЕЗНАЙКА: Я хочу в будущее!
ЗНАЙКА: Почему?
НЕЗНАЙКА: Как это почему? В будущем я узнаю что-то новое, вернусь назад и сделаю открытие. Я буду знаменит! Все будут говорить: «Незнайка — учёный. Незнайка — гений. Незнайка сделал величайшее открытие». А что в прошлом? Об этом уже столько написано книг, что даже читать не хочется!
ЗНАЙКА: А я бы хотел попасть в прошлое. Ты говоришь, что о прошлом уже всё известно. Ничего подобного! Нельзя идти вперёд, не зная своего прошлого. И ещё я читал, нельзя нарушать ход истории. Путешествуя во времени, мы не должны ничего изменять. Мы можем просто смотреть, ни во что не вмешиваясь,
НЕЗНАЙКА: Как в кино? Там мы тоже смотрим и ни во что не вмешиваемся.
ЗНАЙКА: Да, пожалуй, путешествие на машине времени можно сравнить с фильмом, который идёт перед тобой на экране: всё видишь, но ничего изменить не можешь. Нельзя.
НЕЗНАЙКА: Тогда давай переместимся в прошлое.
(Знайка и Незнайка влезают в ящик. На сцене гаснет свет. Через мгновение на сцене появляется стол, на столе — свеча. За столом сидят Ученик и Архивариус.)
УЧЕНИК (читает свиток):
Богиня Селена! О Луна, ты, единая проливающая свет,
Ты, несущая свет человечеству.
Учитель, почему в этом манускрипте прославляют только Луну? Луна меньше Солнца, но о ней пишут как о главном светиле.
АРХИВАРИУС: Это не трудно объяснить. Первобытный человек с изумлением следил за изменением лунного диска ночью! Луна росла и убывала, как живое существо, тучнела и усыхала, исчезала совсем и неуклонно вновь возрождалась в звёздной черноте неба. Изменения, происходящие с Луной, древний человек связывал с течением времени.
УЧЕНИК: Как можно связать какие-то изменения со временем? Вы всегда говорили, что время ни от чего не зависит. Его течение нельзя остановить или ускорить.
АРХИВАРИУС: Всё так. Но периодическая смена лунных фаз вошла в плоть и кровь людских представлений о мире. Наблюдение это было надёжнейшим и достовернейшим в сокровищнице первобытных знаний. Изменчивая царица ночи стала великим учителем, мерой времени, которое никому не подвластно, но которому подвластно всё. Не случайно Луна на санскрите называется «мае», то есть измеритель, не случайно латинское «мензис» — месяц — находится в тесной связи
со словом «мензура» — мера. Вот почему Луна, а не Солнце сделалась первым объектом поклонения.
УЧЕНИК: Значит, лунный календарь имеет такую древнюю историю?
АРХИВАРИУС: У народов Центральной Америки издавна существовал лунный год — мера времени, предназначенная для установления религиозных праздников. Это «топаламатль», которым пользовались жрецы в тайных магических обрядах и при составлении гороскопов.
УЧЕНИК: Я читал, что и халдейские жрецы в своих астрономических вычислениях предпочитали другим светилам Луну. По пятнам на её серебряном лике судили они о судьбах властителей и народов.
АРХИВАРИУС: Верно, мой мальчик. От первых астрономов мы унаследовали многое. В том числе и семидневную неделю, тесно связанную с культом семи планет. Кроме Солнца, Луны и Венеры большое значение ещё придавали Меркурию, Марсу, Юпитеру и Сатурну. Каждому из них был посвящен один день недели, который и получил соответствующее планетное имя. В ряде языков эти имена сохранились и по сей день: воскресенье — солнечный день (нем. 5опШа§), понедельник — лунный день (нем. Моп(а%).
УЧЕНИК: Учитель, можно я прочту об этом отрывок из «Песнио Гильгамеше»? Я не всё понял в этом отрывке.
АРХИВАРИУС: Гильгамеш — мифический герой очень древней шумерской культуры. Ведь от вавилонян лунная мера времени перешла к другим народам Средиземноморья. При определении церковных праздников лунным календарём руководствуются магометане, иудеи и христиане, которые определяют по нему наступление праздника Пасхи, и буддисты, которые связывают с фазами Луны рождение и уход в нирвану учителя Шакьямуни. В одном из христианских псалмов прямо говорится: «Он (Бог) создал Луну, чтобы определять времена».
УЧЕНИК: Теперь я понял! В этом отрывке говорится о Боге. Послушайте!
Он твёрдый год установил и предписал
Его на месяцы делить.
Двенадцать месяцев назначил он в году.
Им три звезды придал,
Чтобы они сезонов смену представляли.
Луне он повелел светить,
Чтоб ночь слепую освещать
И, будучи ночным светилом,
Чтоб дней число определять. Песнь о Гильгамеше
АРХИВАРИУС: Эта «Песнь о Гильгамеше» была написана ещё во II тысячелетии до н. э.! Уже тогда люди пользовались лунным календарём!
(В углу сцены появляются Знайка и Незнайка.)
НЕЗНАЙКА (громким шёпотом): Моя бабушка пользуется тем же лунным календарём, когда сажает цветы в огороде. Что здесь интересного?
ЗНАЙКА: Мы же хотим понять и предсказать будущее, а без прошлого этого не сделаешь. Ты только послушай, о чём говорит Архивариус! Четыре тысячелетия человечество накапливало знания, расширяло их и поэтому достигло таких высот в науке и технике.
НЕЗНАЙКА: Давай вернёмся домой. Что-то мне домой захотелось. Узнаем, что там наши ребята делают.
(На сцене гаснет свет, появляются Ведущие (1) и (2).)
ВЕДУЩИЙ (1): Сегодня мы поговорим с вами о том, как человек пришёл к мысли об изучении Вселенной. Зачем нам нужно знать о происхождении звёзд и планет? Для этого необходимо отдалиться от наших дней, заглянуть в прошлое.
ВЕДУЩИЙ (2): Существует неразрывная связь времён. Настоящее рождается не на пустом месте — оно вытекает из прошлого. В свою очередь, будущее вытекает из настоящего, следовательно, оно также связано с прошлым.
ВЕДУЩИЙ (1): Продолжительность человеческой жизни ограничена, а значит, ограничен тот опыт, который человек может накопить. Поэтому любое общество всегда стремилось построить глобальную модель мира.
ВЕДУЩИЙ (2): Уже древнегреческим философам удалось заложить подлинную основу научного познания мира. Именно к мыслителям Древней Греции восходят истоки современного естествознания.
ВЕДУЩИЙ (1): «Природа любит скрывать», — утверждал философ Гераклит и приходил к мысли, что для познания «скрытой гармонии» необходимы большие усилия.
ВЕДУЩИЙ (2):
Ты разумом вникни, поглубже пойми,
Что значит для нас называться людьми...
Земное с небесным в тебе сплетено:
Два мира связать не тебе ли дано? А. Фирдоуси
Эти слова, которые сказал когда-то великий поэт А. Фирдоуси, очень наглядно и доступно характеризуют назначение человека в мире. Так было, так есть и так будет.
ВЕДУЩИЙ (1): Ещё в XI веке среднеазиатский учёный Абу Рей-хан Мухаммед ибн Ахмед аль-Би-руни высказал предположение, что «Солнце и планеты — одно целое. Солнце состоит из огня, а планеты окружают его и получаю! от него свет».
ВЕДУЩИЙ (2): Ведь тогда и много позже, даже в эпоху Возрождения, все считали, что центром мироздания является Земля! Аль-Бируни высказал предположение, что Земля движется, даже вычислил, с какой скоростью!
ВЕДУЩИЙ (1): Люди не перестают удивляться, глядя на египетские пирамиды: «Как могли и> построить в те далёкие времена. не имея механизмов, которые окружают современного человека?» Я думаю, вычислить скорость вращения Земли или даже простс предположить, что Земля вращается, в XI веке было ещё немыслимее, чем построить египетские пирамиды.
ВЕДУЩИЙ (2):
Всё в мире покроется пылью забвенья,
Лишь двое не знают ни смерти, ни тленья:
Лишь дело героя да речь мудреца
Проходят столетья, не зная конца... А. Фирдоуси
Эти слова Фирдоуси можно отнести и к самому Аль-Бируни, о трудах которого узнали через несколько столетий. Гораздо позже, чем был сожжён Джордано Бруно, которого церковь обвинила в ереси за его труд «О бесконечности и мирах».
ВЕДУЩИЙ (1): Много лет спустя, уже в наше время, некоторые философы назовут «принцип Коперника» «принципом переворачивания»: подлинное строение мира может даже оказаться прямо противоположным видимой его картине, а подлинный характер явлений — непривычным представлением о них.
ВЕДУЩИЙ (2): Именно такой переворот в умах и совершило учение Николая Коперника, переворот в привычных, казавшихся незыблемыми представлениях о мироздании, освящённых церковью
. Ведь тогда любое сомнение считалось тягчайшим прегрешением и жестоко каралось.
(На сцене появляются Знайка и Незнайка.)
НЕЗНАЙКА: Вот и попали
домой! Почему опять в школу? Я совсем не хочу учиться. Давай опять куда-нибудь переместимся!
ЗНАЙКА: Ты только послушай. Здесь говорят о развитии науки, о строении Солнечной системы.
НЕЗНАЙКА Мы с тобой можем увидеть живого Джордано Бруно, а ты не хочешь. Если ты остаёшься здесь, я иеремещусь сам.
ЗНАЙКА Подожди, я с тобой, а то ты вместо времени действия инквизиции попадёшь к динозаврам.
(Уходят. На сцене —
стол, на котором горят свечи; рядом с ним стоят Профессор и Джордано Бруно.)
ПРОФЕССОР: Вы сказали, что мир не имеет границ. А небесная твердь, дальше которой не проникает наш взор?
ДЖОРДАНО БРУНО: Ваш взор!
ПРОФЕССОР: Вы утверждаете, что природу можно познать посредством чувств. Но что могут сказать вам ваши чувства о границах мира? Только то, что они есть. Взгляните на небо — вы увидите сферу неподвижных звёзд. Именно ею творец ограничил ваш взор.
ДЖОРДАНО БРУНО: Это только говорит о несовершенстве наших чувств, нашего зрения. Если бы мы могли подняться до звёзд, которые мы видим с Земли, . то увидели бы новые звёзды, новые миры. И так — без конца.
ПРОФЕССОР: Но как можно судить о том, чего Господь не даёт нам узреть?
ДЖОРДАНО БРУНО: Истина может лежать за пределами наших взоров. Но у нас есть Разум. Великий Коперник открьш нам истину о Земле и Солнце. Мир, Вселенная не имеет предела и края.
ПРОФЕССОР: Вы хотите перевернуть мир вверх дном!
ДЖОРДАНО БРУНО: Но разве плохо перевернуть вверх дном перевёрнутый мир?
ПРОФЕССОР: Если всё так, как вы говорите, где же находится престол Господен? Или, быть может, он расположен за пределами того, что вы называете материей?
ДЖОРДАНО БРУНО: Материя везде — у неё нет предела.
ПРОФЕССОР: Но в таком случае... Страшно подумать... Вы утверждаете, что Он — ничто? Да или нет?
ДЖОРДАНО БРУНО: Я знаю, зачем вы задали мне этот вопрос. И знаю, чем угрожает мне ответ... Я отвечу... Истина для меня дороже всего... Знайте же все: для учёного, чтобы объяснить всё, достаточно одной всеобъемлющей материи. А уж если не можете жить без... Если уж вы так свыклись с этим, то можете считать Богом самою Природу...
(Профессор и Джордано Бруно уходят. На сцене появляются Знайка и Незнайка.)
НЕЗНАЙКА: Неужели мы ничего не можем сделать, чтобы спасти Джордано Бруно? Да я сейчас как выскочу, как закричу. Я, я, я...
ЗНАЙКА: Тише! Я тебе говорил, что мы не имеем права вмешиваться в ход истории. Пойми, это уже случилось, это уже всё было. Об этом написали тысячи книг. Мы можем только смотреть. Смотри и запомни: Джордано Бруно не отказался от своих убеждений. А теперь давай вернёмся домой.
(Зайка и Незнайка уходят. На сцене появляются Ведущие (1) и (2).)
ВЕДУЩИЙ (1): По всей Европе горели костры инквизиции, но нельзя остановить познание. Нельзя остановить мысль, заглянувшую за пределы невозможного.
ВЕДУЩИЙ (2): Джордано Бруно утверждал: «...Думать, что Вселенная ограничена, замкнута — значит оскорбить всемогущество Бога Творца, который мог и должен был сотворить бесконечность».
ВЕДУЩИЙ (1): Джордано Бруно сожгли на костре как еретика. Вот какую характеристику дали ему судебные власти Венеции: «Он совершил тягчайшие преступления в том, что касается ереси, но это один из самых выдающихся и редчайших гениев, каких только можно себе представить, и обладает необычайными познаниями, и создал замечательное учение».
ВЕДУЩИЙ (2): Смертный приговор Джордано Бруно был вынесен 8 февраля 1600 года. А спустя девять дней, по обычаю инквизиции, он был заживо сожжён на костре в Риме, на площади Цветов.
ВЕДУЩИЙ (1): В своём последнем слове осуждённого он сказал: «Вероятно, вы с большим страхом выносите мне приговор, чем я выслушиваю его! Сжечь — не значит опровергнуть.»
ВЕДУЩИЙ (2): Сейчас очень часто в различных печатных изданиях и по телевидению выступают астрологи, которые по расположению планет и звёзд предсказывают не только судьбы отдельных людей, но даже судьбу нашей страны. Да, именно так — ни много ни мало — судьбу России.
ВЕДУЩИЙ (1): Я знаю, что великий учёный Иоганн Кеплер тоже был астрологом при дворе императора одной из немецких земель. Составляя гороскопы, предсказывая судьбы по расположению светил, он зарабатывал на жизнь, чтобы заниматься своим любимым делом.
ВЕДУЩИЙ (2): Именно И. Кеплер доказал, что планеты движутся вокруг Солнца по эллипсам, не по окружностям, как считал Коперник, а именно по эллипсам! Более того, Солнце — не в центре, а в одном из фокусов эллипса.
ВЕДУЩИЙ (1): Этот вывод, судя по всему, не был результатом последовательных логических рассуждений. Это было озарение! И в конце концов не так уж важно, что послужило толчком к появлению Главной идеи. Она появилась, и всё становится на свои места, приобретает стройность и логичность...
ВЕДУЩИЙ (2): Новый закон был открыт. Тем самым совершён ещё один шаг на пути к освоению «странного мира». В то же время труды И. Кеплера показали, что этот мир, несмотря на свою странность, не только подчиняется вполне определённым закономерностям, но этим закономерностям может быть придано точное математическое выражение.
ВЕДУЩИЙ (1): Ещё великий Леонардо да Винчи говорил: «Никакой достоверности нет в науке там, где нельзя приложить ни одной из математических наук, и в том, что не имеет связи с математикой».
ВЕДУЩИЙ (2): Итак, И. Кеплер математическими формула описал движение планет. Теперь имея законы движения планет можно было с математической точностью подходить к изучению Вселенной.
ВЕДУЩИЙ (1): К концу XIX столетия физика всё аккуратно разложила по полочкам. Не случайно эта физика, начало которой было положено ещё трудами Галилео Галилея и Исаака Ньютона заслужила наименования классической. Три закона движения, закон всемирного тяготения, казалось, объясняли все происходящие явления, и не только в настоящем, но и в будущем.
ВЕДУЩИЙ (2): Успехи небесной механики, точное предсказание затмений, открытие планеты Нептун, объяснение целого ряда до этого непонятных явлений производили сильное впечатление на современников.
ВЕДУЩИЙ (1): Немаловажную роль в триумфальном шествии классической механики с рало то обстоятельство, что механическая форма движения из-за её наглядности была понятна всем. Классическая физика могла объяснить практически все, что происходило в окружающем мире.
ВЕДУЩИЙ (2): Казалось, все процессы, происходящие Вселенной, можно описать с помощью классической физики. Выдающийся физик Р. Милликен даже сделал заявление, что все великие открытия в физике уже сделаны и будущее этой науки — не в открытии качественно новых явлений, а в более точных количественных измерениях того, что сделано.
ВЕДУЩИЙ (1): Но и в этом, казалось, так добротно построенном здании классической физики появились маленькие трещины которые имеющимися подручными средствами устранить никак не удавалось.
ВЕДУЩИЙ (2): Попытка А. Майкельсона обнаружить зависимость скорости света скорости Земли дала результат, проотивоположный ожидаемому. Неудачей закончилась попытка средствами классической физики объяснить излучение абсолютно чёрного тела. Вторая неудача даже получила название «ультрафиолетовой катастрофы».
ВЕДУЩИЙ (1): Всем стало ясно, что нужны другие подходы в
, исследовании Вселенной. На замену разрушающегося здания классической физики пришла новая физика. Теоретическая физика не была такой наглядной и очевидной, как классическая, но она сняла возникшие противоречия и дала новые возможности заглянуть за пределы неизведанного.
ВЕДУЩИЙ (2): Выдающийся советский учёный, физик-теоретик академик Л.Д. Ландау говорил: «Человеку, не занимающемуся физикой, трудно представить себе, как далеко физика зашла в постижении законов природы и какая фантастическая картина при этом открывается. И величайшим триумфом человеческого гения является, быть может, то, что человек способен понять вещи, которые мы уже не в силах вообразить».
ВЕДУЩИЙ (1): Другой советский физик, академик СИ. Вавилов сказал: «Когда наука достигает какой-либо вершины, с неё открывается обширная перспектива дальнейшего пути к новым вершинам, открываются новые дороги, по которым наука пойдёт дальше».
ВЕДУЩИЙ (2): Перед наукой открылось множество дорог, одна из них — астрофизика. Великий физик Дж. Максвелл заметил: «Для развития науки требуется в каждую данную эпоху не только, чтобы люди мыслили вообще, но чтобы они концентрировали свои мысли на той части обширного поля науки, которое в данное время требует разработки».
ВЕДУЩИЙ (1): Астрономы занялись придирчивым пересмотром своего космического «хозяйства». Мировая наука была на пороге величайших открытий. В 1956 году советское правительство принимает решение о создании искусственного спутника Земли.
ВЕДУЩИЙ (2): Люди сделали колесо, лук со стрелами, компас, порох, паровой двигатель, электрическую лампочку, атомный реактор. Теперь они задумали сделать Луну, маленькую Луну, искусственное небесное тело. Как? Никто ничего подобного ни делал. Как выбрать траекторию? Как будут работать в глубоком вакууме приборы и будут ли? Как повлияет на них невесомость? Как отводить тепло от спутника в безвоздушном пространстве? Как услышать и можно ли вообще услышать радиосигналы из космоса? Сто тысяч «как?».
ВЕДУЩИЙ (1): Уже в начале сентября 1957 года группа специалистов-проектантов выехала на космодром вместе со спутником. Собственно, тогда эти стартовые комплексы ещё не имели право называться космодромом.
Четвёртого октября Сергей Павлович Королёв, генеральный конструктор, гениальный учёный, великий патриот своей Родины, приехал на стартовую площадку задолго до запуска первого искусственного спутника. Волновались все.
ВЕДУЩИЙ (2): «Готовность 15 минут», — деревянным голосом заговорил динамик громкой связи.
—Минутная готовность!
—Ключ на старт!
—Дренаж!
—Первая продувка!
—Пуск!
ВЕДУЩИЙ (1): С. Королёв не отрывался от перископа — перед его глазами стояла ракета. Он увидел, как быстро, но плавно отошла после команды кабельная мачта. До запуска оставались считанные секунды. 4 октября 1957 года в 22 часа 28 минут был произведён запуск первого в мире искусственного спутника Земли. Потом будут десятки и даже сотни спутников, но этот — самый любимый и самый трудный. Европа ужинала, Америка просыпалась. Шли первые минуты Эры Космоса, в которую вступила планета Земля.
ВЕДУЩИЙ (2): Нельзя забывать о том, что именно советские учёные, во главе с генеральным конструктором С. Королёвым, смогли создать это чудо. Четвёртого октября произошёл разгром мифа о безграничном, научно-техническом превосходстве США. Обозреватель «Нью-Йорк тайме» С. Сульцбергер в статье «Закат нашей сверхдержавной эры» писал: «Соединённые Штаты вступают
в новую ущербную фазу своей национальной истории и международного влияния... американского века не было и нет».
ВЕДУЩИЙ (1): Мы должны гордиться нашей наукой и нашими учёными. Двенадцатого апреля 1961 года был сделан новый шаг в познании неизведанного. Первый человек на корабле «Восток» преодолел земное притяжение и облетел вокруг нашей планеты. Всего 108 минут был в космосе Юрий Гагарин, но каких минут! Он был первым! Его знали люди всей Земли. Гагаринская улыбка стала визитной карточкой советского человека во всём мире.
ВЕДУЩИЙ (2): Ю. Гагарин был талантлив. В нём не было того тонкого и очень яркого луча гения, который вспыхнул в раннем детстве В. Моцарта или А. Пушкина. В нём медленно, но упорно разрастался и ровно горел свет ума и таланта. Он всегда хотел стать широко эрудированным человеком.
ВЕДУЩИЙ (1): И ещё в Ю. Гагарине была человечность. Горацио вспоминает отца Гамлета: «Истый был король!» Гамлет перебивает его: «Он человеком был!» Гагарин был король, но главное — он был человеком. Прежде чем стар Героем, он жил, как мы", рядом с нами, среди нас. Полёт Юрия Гагарина в космос ещё раз подтвердил наше мировое превосходство. Побед будет много, но первые — самые главные.
ВЕДУЩИЙ (2): С развитием астрофизики в совершенно ином свете предстала перед нами вся Вселенная. Заглядывая в далёкое и неизвестное будущее, Константин Эдуардович Циолковский предвидел: «Действительность почти всегда опережает воображение пророков... Сначала неизбежно идут: мысль, фантазия, сказка.
За ними шествует научный расчёт, и уже в конце концов исполнение
венчает мысль».
ВЕДУЩИЙ (1): Менее полувека прошло с тех пор, как первый человек побывал в космосе, но как продвинулась наука за эти годы! Люди побывали на Луне, а полёты на Международную космическую станцию стали чуть ли не
туристическими!
ВЕДУЩИЙ (2): Полёты в космос людей и различных космических аппаратов расширили представления не только о космосе ближнем, но и о космосе дальнем, позволили заглянуть в бесконечные глубины Вселенной. А для того чтобы всё это стало реальностью, человечеству надо было проделать!' путь длиной в четыре тысячи лет!
(На сцене появляются Знайка и Незнайка.)
НЕЗНАЙКА: Говорил я тебе, давай переместимся в будущее, узнаем что-нибудь новое, а ты всё: «Нужно хорошо знать прошлое...»! Вот и доперемещались! Машина времени куда-то пропала. Теперь кто-нибудь другой сделает великое открытие, а я так и буду Незнайкой. |
ЗНАЙКА: Знаешь, я думаю, это очень хорошо, что машина времени пропала. Может, ещё не время, да и незачем перемещаться в будущее. Ведь будущее закладывается сегодня. Разве ещё вчера можно было подумать, что не только рельеф луны Сатурна — Титана можно будет изучать на
фотографиях, но даже состав его
атмосферы, состав и строение поверхности и многое другое, о чём никто даже не мечтал. Ведь учёные считают, что наша планета Земля миллиарды лет тому назад
была такой же, как Титан. Я думаю, что наше время — самое замечательное. Вокруг столько интересного, столько нового и удивительного!