Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
С


Сегодня ориентирование играет огромную роль в топографии, геологии, в навигации маршрутов морских судов и авиационной техники, в военном деле, в спортивном ориентировании и турпоходах. Кроме того, каждый человек, находясь в лесу или в любом незнакомом месте должен уметь определять свое местоположение. Ориентирование – это определение наблюдателем своего местоположения относительно сторон горизонта и направления движения.
лайд 2

Ориентирование складывается из следующих действий:



  1. определение сторон горизонта с помощью компаса;

  2. опознание местности по ориентирам;

  3. определение точки стояния и направления движения по топографической карте.

Любое запланированное изучение местности должно начинаться с умения работать с топографической картой. Поэтому тема нашего сегодняшнего урока « Приемы работы с топографической картой».

С


Между топографической и общегеографической картой имеются существенные различия):
лайд №3


Различия между топографической и общегеографической картой

Различия

Топографическая карта

Общегеографическая карта

Масштаб

Очень крупный, ( от 1: 5000 и более)

Более мелкий ( 1: 1000 000)

Размер изображенной территории

Изображается небольшая территория

Изображается небольшая территория и земной шар в целом

Изображение отдельных объектов

Подробно наносятся все географические объекты и детали местности

Отбираются наиболее существенные для данной карты объекты

Наличие градусной сети

Градусная сеть отсутствует

Есть меридианы и параллели

Определение сторон горизонта

Направление на север обозначается стрелкой, или определяется по краям карты: верхний край север, нижний- юг, правый- восток, левый- запад.

Стороны горизонта определяются по параллелям и меридианам.

Таким образом главное отличие в том, что на топографической карте объекты изображаются в большем масштабе и с большей подробностью.

У




словно все топографические знаки делятся на пять групп ( Слайды №4-8):


  1. строения и сооружения- изображаются в виде закрашенных геометрических фигур;

  2. дорожная сеть- показывается извилистыми линиями разной ширины: автодороги красным цветом, железные дороги- черным цветом;

  3. гидрография- ( реки, каналы, ручьи) показываются извилистыми линиями голубого цвета;

  4. растительность- изображается зеленым цветовым фоном и пояснительными значками;

  5. рельеф- показывается с помощью изогипс- коричневых извилистых линий на карте, соединяющих точки на местности, имеющие одинаковую высоту. Каждая изогипса имеет дополнительно берг- штрихи- штрихи, показывающие направление изменение высоты местности. Если берг- штрихи направлены в центр изогипсы- это обозначает низменность или впадину, если к периферии- возвышенность или холм. Цифры соответственно показывают глубину впадины или высоту холма над уровнем моря





Таким образом, все топографические знаки отличаются формой, цветом и размерами.

Прежде чем определить расстояние между любыми объектами на карте нужно узнать ее масштаб- отношение длины отрезка на карте к его длине на местности. ( Слайд №9) В нижней части любой топографической карты имеется численный- дробь, знаменатель которой показывает во сколько раз уменьшено изображение , и именованный масштаб- показывает какое расстояние на местности соответствует одному сантиметру на карте.


Для того чтобы перевести численный масштаб в именованный считаем сколько нулей в знаменателе: если пять и более нулей, то закрыв пальцем пять нулей, получим число километров на местности в одном сантиметре на карте. Если в знаменателе меньше пяти нулей, то закрыв пальцем два нуля, узнаем сколько метров на местности соответствует одному сантиметру на карте.

Для того чтобы перевести именованный масштаб в численный пользуемся теми же правилами: если в знаменателе указаны метры, то прибавляем два нуля, если километры- прибавляем пять нулей.







Измерение расстояний на карте осуществляется с помощью циркуля или курвиметра ( Слайд №10). Курвиметр имеет вид круглой коробочки с держателем. В центре прибора находится циферблат со стрелкой, внизу имеется колесико, при помощи которого обводится маршрут. Попробуем с помощью курвиметра определить расстояние от г. Болгар до Ржавца. Для этого стрелку прибора устанавливаем на нуль, ставим его вертикально колесиком на начальную точку маршрута ( на г. Болгар) и проводим до конечной точки ( до Ржавца). Одно деление курвиметра соответствует одному сантиметру на карте. У нас поучилось 4 деления. В именованной масштабе смотрим




что одному сантиметру на карте соответствует 2 километра на местности. Умножаем полученные 4 деления на 2 километра и получаем, что расстояние от Болгар до Ржавца равно 8 километрам.

Теперь каждая бригада самостоятельно определит расстояние с помощью циркуля и курвиметра от г.Болгар до 1-ая бригада- Никольского и от г. Болгар до развилки на Красную Слободу, 2-ая бригада- до Щербеть, от Щербеть до поворота на г. Болгар.

От г.Болгар до Никольска 11 делений, умножив на 2 километра получаем 22 километра, от г. Болгар до развилки на Красную Слободу 7делений, 14 километров соответственно.

От г. Болгар до Щербеть- 10 делений, соответственно 20 километров, от Щербеть до поворота на г. Болгар 4 деления- 8 километров.

Таким образом сегодня на уроке вы вспомнили из курса географии 6 класса отличия топографической и географической карт, основные виды топографических знаков, правила определения масштаба карты, а также узнали как с помощью курвиметра и циркуля определить расстояние от известного объекта до искомого.



Тема урока: Приемы чтения топографической карты

Цели урока: 1) образовательные: раскрыть значение ориентирования в профессиональной и повседневной деятельности людей, научить учащихся пользоваться топографической картой и курвиметром, выработать умение определять масштаб карты и направления на объекты.

2) развивающие: продолжить начатую в 5- 7 классах работу по обучению школьников приемам пространственного ориентирования, способствовать приучению их к выполнению основных правил поведения в природе,

3) воспитательные:

Класс -9

Оборудование: топографическая карта р. Татарстан, циркуль, курвиметр, мультимедиа- проектор.

Литература:


  1. Основы безопасности жизнедеятельности: 6-ой кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ М.П.Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробьева- 2-е изд., испр. и доп.- М.: АСТ: Астрель, 2008.- 223 с.

  2. Основы безопасности жизнедеятельности: 9-ый кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ М.П.Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробьева- 2-е изд., испр. и доп.- М.: АСТ: Астрель, 2008.- 189с.

  3. Смирнова А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2006.- 191 с.

  4. Никитина Н.А. поурочные разработки по географии. Физическая география. 6 класс.- М.: Просвещение, 2006.- 287 с.

  5. Пивоварова Г.П. По страницам занимательной географии. -М.: Просвещение, 1990.- 184 с.

  6. Меньчуков А.Е. В мире ориентиров. -М.: Недра, 1986.- 269 с.

План урока:

Тип урока- урок изучения нового материала.

Структура урока: 1) организационный момент- 3 мин,

2) изучение нового материал-37 мин,

3) закрепление- 3 мин,

4) домашнее задание- 2 мин.



МОУ « Кадетская школа- интернат»

Интегрированный урок ОБЖ и географии

«Приемы чтения топографической карты»

Подготовлено учителем географии

Ибрагимовой Т.С.,

учителем ОБЖ Ключниковым Д.А.



г. Болгар, 2009

С сегодня ориентирование играет огромную роль в топографии, геологии, в навигации маршрутов морских судов и авиационной техники, в военном деле, в спортивном ориентировании и турпоходах

Кроме того, каждый человек, находясь в лесу или в любом незнакомом месте должен уметь определять свое местоположение. Ориентирование – это определение наблюдателем своего местополо

63.68kb.

07 10 2014
1 стр.


О типовых штатах экипажей морских и речных судов

Направляем для применения Типовые штаты экипажей морских и речных судов рыбоохраны

4574.69kb.

12 10 2014
13 стр.


Московский государственный

В программе дисциплины “Основы технической эксплуатации и ремонта авиационной техники” для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» одним из основных является раздел

992.77kb.

15 10 2014
7 стр.


Французская артиллерия в Отечественной войне 1812 года

Роль артиллерии в военном деле в нач. XIX века

181.29kb.

09 10 2014
1 стр.


Есть вопросы: если f-107 44, то должен быть и предок для с-37?

«история движется по спирали», рассматривая развитие авиации невольно напрашиваются аналогии которые можно использовать в деле прогнозирования авиационной техники

160.63kb.

11 10 2014
1 стр.


Плавание судов во льдах

Большинство морских судов периодически совершают рейсы в ледовых условиях, а для северных и дальневосточных судоходных компаний ледовое плавание является обычной нормой работы прак

198.75kb.

10 09 2014
1 стр.


«Принципы организации и формы безналичных расчетов в рф»

В рыночных условиях особую актуальность приобретает четкая организация денежных расчетов, поскольку денежная стадия кругооборота капитала играет огромную роль в деятельности эконом

262.58kb.

06 10 2014
1 стр.


Реферат «Экология и здоровье населения на территориях расположения предприятий атомной отрасли»

Для того что бы разобраться в затронутой теме, мы должны иметь определённое представление о ядерной энергетике, ведь сейчас данная отрасль играет огромную роль в жизни общества

145.8kb.

02 10 2014
1 стр.