Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
Самообследование
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
по направлениям деятельности
(в соответствии с региональными критериями показателей
государственной аккредитации)
г. Усть-Илимск
2012г.
Критерии показателей государственной аккредитации,
определяющие аккредитационный статус
по типу «общеобразовательное учреждение»
Показатель 1.1. Содержание подготовки
Учебный план обеспечивает реализацию основной образовательной программы начального общего образования, разработанной на основе требований ФГОС нового поколения, программы развития школы на 2011-2016гг. и обозначенной в ней миссии школы – построение эмоционально-привлекательной образовательной среды, открывающего простор для развития потенциальных возможностей и самореализации детей и взрослых.
Учебный план обеспечивает исполнение РУП по перечню обязательных образовательных областей и учебных предметов в инварианте.
В структуре учебного плана школы выделяются три составляющих содержания образования:
|
I ступень |
II ступень |
III ступень | |||||||
Количество часов по учебному плану |
Фактически выдано по журналам |
% выполнения |
Количество часов по учебному плану |
Фактически выдано по журналам |
% выполнения |
Количество часов по учебному плану |
Фактически выдано по журналам |
% выполнения | ||
2008-2009 учебный год | ||||||||||
Федеральный компонент |
10813 |
10696 |
98,9 |
15368 |
15045 |
98 |
5457 |
5280 |
97 | |
Региональный компонент |
713 |
709 |
99,4 |
2117 |
2040 |
96 |
340 |
328 |
96 | |
Компонент образовательного учреждения |
776 |
749 |
97 |
1970 |
1916 |
97 |
1411 |
1373 |
97 | |
итого |
12302 |
12154 |
98,8 |
19455 |
19001 |
98 |
7208 |
6981 |
97 | |
|
2009-2010 учебный год | |||||||||
Федеральный компонент |
10813 |
10668 |
98,7 |
17298 |
16823 |
97 |
4522 |
4394 |
97 | |
Региональный компонент |
713 |
710 |
99,6 |
17298 |
16823 |
97 |
272 |
263 |
97 | |
Компонент образовательного учреждения |
439 |
426 |
97 |
1069 |
1034 |
97 |
765 |
743 |
97 | |
итого |
11965 |
11804 |
98,7 |
20348 |
19764 |
97 |
5559 |
5400 |
97 | |
|
2010-2011 учебный год | |||||||||
Федеральный компонент |
10120 |
9980 |
98,6 |
14239 |
13955 |
98 |
4318 |
4226 |
98 | |
Региональный компонент |
680 |
683 |
99,5 |
1760 |
1725 |
98 |
442 |
426 |
96 | |
Компонент образовательного учреждения |
340 |
346 |
99,5 |
1035 |
1003 |
97 |
765 |
745 |
97 | |
итого |
11140 |
11009 |
98,8 |
17034 |
16683 |
98 |
5525 |
5397 |
98 | |
всего |
35407 |
34967 |
98,75 |
56837 |
55448 |
97,55 |
18292 |
17778 |
97,2 |
В среднем выполнение учебного плана за три года составило 97,8 %. Причины невыполнения учебных программ: болезнь учителей, учебные сессии педагогов, праздничные дни. Замещение учебных занятий другими педагогами затруднено из-за высокой нагрузки учителей. По ряду предметов (география, биология, химия, технология) работает один специалист.
Необходимо при составлении расписания учитывать возможность взаимозаменяемости уроков. При приеме на работу по возможности предпочтение отдавать специалистам широкого профиля.
Преемственность в реализации программ также прослеживается на II, III ступени по русскому языку и литературе. В начальном звене основной акцент делается на формирование прочных навыков учебной деятельности, на овладение учащимися устойчивой речевой, письменной грамотностью, на воспитание культуры речи и общения. Во 2-3-х классах в компонент учебного плана введен курс «Детская риторика», а учащимся 5-9-х классов предлагаются спецкурсы «Русская словесность», что позволяет расширить работу по комплексному анализу текста.
Элективный курс «Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста» (10-11-е классы) тесно связан с основным, обязательным программным материалом, обладает определенной содержательной автономностью и не предполагает тесной связи с программой определенного класса. Это дает возможность свободного включения курса в учебный процесс на различных этапах литературного образования (9,10 или 11 классы). Элективный курс «Слово – образ - смысл» (10-11 классы) дополняет как историко-хронологическое изучение русской литературы, так и обобщающе-повторительный курс русского языка в 10-11 классах.
Программа по русскому языку 5-9 классов реализуется в адресованном учащимся 5-9 классов комплексе: «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русский язык. Русская речь» под редакцией В.В. Бабайцевой. Программа для средней (полной) школы (базовый уровень) подготовлена А.И. Власенковым, Л.М. Рыбченковой к учебникам Власенкова А.И., Рыбченковой Л.М. «Русский язык. 10-11 классы. Базовый уровень», направлена на повышение речевой культуры старшеклассников, развитие коммуникативных умений в разных сферах функционирования.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два концентра (5-9 и 10-11 классы). Программа по литературе 5-9 классов (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной, сохраняя преемственность с программой начальной школы, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов.
Программа курса английского языка к УМК «Английский с удовольствием» для 2-11 классов общеобразовательных учреждений М.З. Биболетовой обеспечивает непрерывность образования по английскому языку в общеобразовательной школе, что соответствует современным потребностям личности и общества.
Преемственность и непрерывность естественно-научного образования обеспечивается изучением курса «Окружающий мир» по программе А.А. Плешакова, М.Ю.Новицкой «Окружающий мир» (1 класс), А.А. Вахрушева «Наша планета Земля» (2 класс), Н.Я Дмитриевой, А.И. Казакова «Окружающий мир» (3 класс), О.Т. Поглазовой «Окружающий мир» (4 класс). Кроме этого, в 4 классах, в рамках компонента учебного плана дополнительно проводятся занятия по факультативному курсу А.А. Плешакова «Планета загадок». Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, ее разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе природоведения в 5-м классе. При изучении курса используется учебник А.А. Плешакова и Н.И Сонина «Природоведение».
Обеспечивая преемственность с начальной школой, стандарт по природоведению сохраняет все содержательные линии, характерные для естественнонаучной части предмета «Окружающий мир».
Содержание курса «Биология. Многообразие живых организмов» под редакцией Н.И.Сонина и В.Б. Захарова предполагает блочный принцип построения курса. Первая общая часть каждой темы содержит общую характеристику рассматриваемой систематической группы; вторая часть характеризует разнообразие видов живых организмов представленного таксона и особенности их жизнедеятельности, распространённости и экологии.
В 8-х классах изучается курс «Биология. Человек», разработанный коллективом авторов под руководством Н.И. Сонина. Изучение курса «Биология. Общие закономерности», разработанного авторами С.Г. Мамонтовым, В.Б. Захаровым, Н.И. Сониным, основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических дисциплин в младших классах средней школы по специальным программам, и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе учебником «Природоведение» А.А. Плешакова и Н.И. Сонина, учебником «Живой организм» Н.И. Сонина для учащихся 6-х классов и учебником «Биология. Многообразие живых организмов» В.Б. Захарова и Н.И. Сонина. Изучение предмета также основывается на интеграции знаний, приобретённых на уроках химии, физики, истории, географии. Изучение курса «Биология» в 10-м классе на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе.
Преемственность биологического и экологического образования обеспечивается ориентацией на сохранение всех содержательных линий государственного стандарта, направленных на формирование общих для всех естественных наук знаний и умений, внедрением в учебный процесс УМК по природоведению и биологии авторского коллектива под руководством Н. И. Сонина.
Преемственность в реализации программ также прослеживается на II, III ступени по математике с ориентацией на сохранение всех содержательных линий государственного стандарта. Математика, 5-6 классы - автор В.И. Жохов. Алгебра 7-9 классы - составитель Т.А. Бурмистрова. Алгебра и начала анализа 10-11 классы - составитель Т.А. Бурмистрова. Геометрия 7-11 классы - составитель Т.А. Бурмистрова.
Можно говорить о преемственности программ по физике. Изучение курса физики в 10-11 классах основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении физики в 7-9 классах и является продолжением линии изучения физических явлений на более расширенном уровне. Программа реализуется в адресованном учащимся 7-9 классов учебнике А.В. Перышкина. Программа. Физика. 10-11 классы реализуется в адресованном учащимся 10-11 классов учебнике Мякишева Г.Я., Буховцева Б.Б., Сотского Н.Н. и направлена на сохранение всех содержательных линий государственного стандарта, направленных на овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне.
Подводя итог выше сказанному, можно сделать следующий вывод: преемственность в реализации программ в «МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9» г. Усть-Илимска соблюдается.
Реализация учебных программ соответствует образовательному минимуму по всем предметам, федеральный компонент образовательного стандарта реализуется полностью.
В учебном процессе используются учебники и учебная литература в среднем 4-6 лет, после чего списываются частично по ветхости, частично как морально устаревшие.
На подотчёте в библиотеке состоит 8162 экз. учебников и учебных пособий.
По некоторым дисциплинам, таким как ИЗО, музыка, технология, физкультура, литература Восточной Сибири существует кабинетная система обеспечения учебниками, в целях наиболее эффективного их использования (учащиеся, имея в личном пользовании эти учебники, не всегда приносят их на уроки). По всем остальным дисциплинам – 100-процентная обеспеченность учащихся учебниками и учебными пособиями, рабочими тетрадями.
Учебный год |
Обеспеченность учебниками (%) |
Поступило (экз.)
|
Выбыло (экз.) |
Источники финансирования |
2008-2009 |
95% |
897 |
907 |
Родительские средства, областной бюджет |
2009-2010 |
96% |
776 |
- |
Родительские средства, областной бюджет |
2010-2011 |
95% |
1008 |
- |
Родительские средства, субвенция |
2011-2012 |
96% |
1889 |
- |
Благотворительные средства, субвенция |
Итого |
|
4570 |
907 |
|
Обеспеченность учебниками (%)
15 10 2014
6 стр.
10 10 2014
1 стр.
01 10 2014
9 стр.
03 09 2014
17 стр.
16 12 2014
5 стр.
09 10 2014
1 стр.
15 09 2014
12 стр.
25 12 2014
14 стр.