Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1

Авторская разработка Реувена Карачун (Израиль, Бат-Ям)

בס"ד






Вопросы для игр «ВСЁ, ВЕЗДЕ, ВСЕГДА»,

посвященных празднику Рош hа Шана





Вопросы составлены на основе следующих книг:

  1. Тора с русским переводом, издательство «Шамир», под общей редакцией проф. Г. Брановера, редактор русского перевода П.Гиль, 5753 (1993)

  2. Элияhу Ки-Тов, «Книга нашего наследия», том 1, Иерусалим, 1991

  3. Доктор Йом Тов Левинский, «Наши праздники», издательство Ахиасаф», Тель-Авив, 1991

  4. Сборник «Еврейские праздники» под редакцией Йосефа Хараля, том 1.

  5. Рамбам, Мишне Тора, Законы Трумы

  6. Мишна «Рош-а-Шана», 4, Мишна 1 

"1-го числа седьмого месяца [тишрей] у вас будет покой, напоминание трублением [и] святое собрание. Не делайте никакой работы и приносите жертву всесожжения Всевышнему" ("Ваикра", 23:24-25).


I. НОВЫЙ ГОД В ЕВРЕЙСКОМ календарЕ.


  1. *Вопрос: «Все врут календари» утверждает герой Грибоедова в «Горе от ума». И действительно, и григорианский календарь, основанный на движении Солнца и мусульманский календарь, основанный на вращении Луны, постоянно дают ошибки, которые приходится довольно сложным путем исправлять. И только еврейский календарь за последние 1600 лет ни разу не потребовал изменений. На учете движения каких светил составлен наш календарь?

Ответ: И Солнца и Луны.

Источник: Доктор Йом Тов Левинский, «Наши праздники», стр. 68


  1. *Вопрос: Известно, что у нашего народа для отсчета времени в разных целях есть четыре новых года, причем три из них начинаются первого числа соответствующего месяца и только один 15 числа, что и дало ему название. А о каком, собственно, новом годе в еврейской традиции я говорю?

Ответ: Ту би Шват, принимается как правильный ответ – Новый год саженцев.

Источник: Рамбам, Мишне Тора, Законы Трумы, 5:11.


  1. *Вопрос: «Шват» еврейское название одиннадцатого месяца года, как называют его Тора и Танах. А от какого месяца он, собственно говоря, одиннадцатый, если от Тишрея в котором мы отмечаем Рош а Шана он только пятый?

Ответ: от Нисана, с которого мы начинаем отсчет месяцев.

Источник: Элиягу Ки-Тов, Книга нашего наследия, т.1, стр. 315


  1. **Вопрос: В Торе, в главе Шмот 12:2 мы читаем о Нисане: "Месяц этот (Нисан) для вас — начало месяцев", поэтому именно от Нисана мы ведем счет месяцам и еврейским праздникам. А что еще считали наши предки от первого Нисана?

Ответ: Время правления королей Израиля.

Источник: Сборник «Еврейские праздники» под редакцией Йосефа Хараля

  1. **Вопрос: Начало этого месяца служило нашим предкам для отсчета десятины скота. Еврейские мудрецы говорили, что название этого месяца как времени размышления о прошедшем годе и раскаяния составлено из начальных букв слов «Я для друга моего и друг мой для меня», что на иврите звучит как «Ани ледоди ведоди ли». А о каком месяце я говорю?

Ответ: Элул

Источник: Элияhу Ки-Тов, «Книга нашего наследия»


  1. **Вопрос: У этого месяца три названия. Тора постоянно называет его «седьмым месяцем», имея в виду, что он седьмой от Нисана, На языке Талмуда этот месяц называется Тишрей. Название это было принесено нашими предками из Вавилона, как и название других месяцев. А в книгах пророков он называется также Месяцем могучих. Так, мы читаем в Млахим 1, 8: «Собрались к Шломо все сыны Израиля в праздник, в Месяц могучих, он же седьмой месяц». Наши мудрецы сказали: «Тишрей назван Месяцем могучих потому, что в нем родились сильные мира сего - наши…».

Ответ: праотцы

Источник: Элияhу Ки-Тов, «Книга нашего наследия», том 1, стр. 20


  1. **Вопрос: Читая Тору, мы видим, что Всевышний выделил седьмые по порядку явления, выбрал их из числа прочих и освятил их. Так, среди дней недели, выделен седьмой – шабат. Среди месяцев выделен седьмой – Тишрей, ведь Роша а шана наступает именно в седьмом месяце. Седьмой год выделен как год шмиты. Даже в русский язык вошло слово, которое в Танахе означает особо выделенный седьмой год из шмитот - саббатических лет. И какое же это слово?

Ответ: юбилей, от ивритского слова «йовель»

Источник: Элияhу Ки-Тов, «Книга нашего наследия», том 1, стр. 19-20
II. ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ РОШ А ШАНА.


  1. **Вопрос: В еврейской традиции этот праздник имеет четыре названия. Рош а шана, глава года, так как в это время определяется каким будет этот год для нас, Йом а дин, день в который мы предстаем перед судом Всевышнего, Йом а зикарон – день памяти в надежде на то, что Всевышний помнит союз с еврейским народом. А вот каково четвертое название праздника и с какой заповедью оно связано вы ответите уже через минуту.

Ответ: Йом труа, в связи с заповедью трубления в шофар.

Источник: Сборник «Еврейские праздники» под редакцией Йосефа Хараля


  1. *Вопрос: Сказал рав Круспедай от имени Йоханана: «Три книги открывает Всевышний в Рош а шана: одну для злодеев, другую для праведников и третью для обычных людей. Праведникам немедленно подписывают и скрепляют печатью решение о продлении жизни, злодеям – смертный приговор, а дела всех остальных людей…» Так что же происходит с делами обычных людей, по мнению рабби Йоханана?

Ответ: они откладываются до Йом Киппура.

Источник: Элияhу Ки-Тов, «Книга нашего наследия», том 1, стр. 27


  1. *Вопрос: Наши мудрецы утверждают, что Рош а шана был избран Днем суда по двум серьезным причинам. Во-первых, в этот день было завершено Сотворение мира, который вначале управлялся принципами Суда. А, во-вторых, именно в этот день состоялся первый известный нам суд, который простил подсудимого по одной очень важной причине. Что это за подсудимый и что это за причина, по которой он был прощен?

Ответ: Адам, раскаяние.

Источник: Элияhу Ки-Тов, «Книга нашего наследия», том 1, стр. 27


  1. **Вопрос: В Торе мы читаем: «В седьмой месяц, в первый день месяца священное собрание будет у вас…» И в книге Неhемии (8,9) находим об этом празднике «Сегодняшний день – священный». Значит, праздник должен длиться один день. Однако из опасения неверного определения времени начала праздника наши пророки и учителя постановили праздновать его два дня, что мы и делаем до сих пор. Почему же тогда наши мудрецы называют этот празник «йома арихта»?

Ответ: Два дня сливаются в один длинный праздничный день.

Источник: Доктор Йом Тов Левинский, «Наши праздники», изд. Ахиасаф», Тель-Авив, 1991, стр. 65


  1. *Вопрос: В сефардских общинах есть красивый обычай – в новогоднюю ночь ставить плетеную корзинку, наполненную фруктами и овощами, которую сверху прикрывают так, чтобы никто не видел что в ней. А что это должно символизировать вы ответите всего через минуту.

Ответ: Новый год, так как никто из нас не знает, что его ждет в новом году, но надеется на лучшее.

Источник: Доктор Йом Тов Левинский, «Наши праздники», изд. Ахиасаф», Тель-Авив, 1991, стр. 70


  1. ***Вопрос: В ашкеназийских общинах вошло в обычай выходить в первый день Нового года после полудня к воде – реке, морю, озеру, чтобы с одной стороны излить там свою душу перед Всевышним, подобно льющейся воде, а с другой стороны, что бы просить Б-га выкинуть в морскую пучину наши грехи. Обычай этот получил название «Ташлих». Однако, как мы знаем, что в Иерусалиме нет таких водоемов. Как решили эту проблему евреи Иерусалима?

Ответ: Они молились на крышах домов, с которых видно Мертвое Море.

Источник: Доктор Йом Тов Левинский, «Наши праздники», изд. Ахиасаф», Тель-Авив, 1991, стр. 78


  1. *Вопрос: В ашкеназийских общинах существует обычай на новый год печь круглые халы. Во время изготовления такой халы пекарь берет длинный кусок теста и делает из него круг в форме ивритской буквы פ что символизирует собой круглый год. Такая форма халы напоминала птичье гнездо с птенцом. Среди евреев Европы закрепилось название этой халы как «Фейгл–хала». Нередко можно было слышать, как, готовя эту халу к празднику, приговаривали: «Как Господь жалеет летающих птичек, так да пожалеет Он и нас…» Так как же на идиш называется птица?

Ответ: Фейгл

Источник: Доктор Йом Тов Левинский, «Наши праздники», стр. 69


  1. **Вопрос: В древности, в Новый год, было принято трубить в рог девять раз: трубили три раза подряд долгим и прерывистым тройным звуком. Но с течением времени мнения относительно этих звуков разделились. Так, рабби Абаhу из Кейсарии, установил новый звук «Шварим», и количество трубных звуков увеличилось до тридцати. Позднее звуки шофара ввели в молитву Шмона эсрэ, что в три раза увеличило их число, а к ним добавили еще десять для округления счета. Сколько же звуков шофара звучат теперь во время молитвы Мусаф?

Ответ: ровно сто трубных звуков

Источник: Доктор Йом Тов Левинский, «Наши праздники», стр. 72

  1. **Вопрос: Местное население европейских городов всегда с подозрением относилось к евреям, максимально притесняя инородцев. Однажды, враги еврейского народа увидели, что евреи трубят рано утром в шофар в переполненной синагоге и решили, что звуки шофара – это призыв к восстанию и напали на евреев. Чтобы избежать такого в будущем наши учителя решили демонстративно показать, что трубление в шофар – это часть праздничного ритуала, и поэтому приняли постановление трубить в шофар только после… Так после чего же трубят в шофар до сегодняшнего дня?

Ответ: после молитвы и чтения Торы. Принимается как правильный ответ – после молитвы.

Источник: Элияhу Ки-Тов, «Книга нашего наследия», том 1, стр. 42


  1. *Вопрос: Нередко жизнь задает практические вопросы, связанные с исполнением наших традиций. Вот и в этом году первый день праздника Рош hа Шана приходится на шабат. По древней традиции в таких случаях трубили только в Храме, а после разрушения Храма мудрецы вообще запретили трубить в шофар в шабат . Когда же евреи услышат звук шофара, заповеданный для этого праздника Торой?

Ответ: во второй день праздника. Принимается как правильный ответ – в йом ришон.

Источник: Доктор Йом Тов Левинский, «Наши праздники», стр. 69


  1. *Вопрос: Согласно иудаизму, человек оценивается, прежде всего, по своим делам; и поэтому "тшува" - исправление грехов - это сложный поэтапный процесс, включающий, кроме раскаяния о прошлом и сожаления, еще и конкретные действия по исправлению ситуации. Первый этап "тшувы" - человек должен признать, что он поступил неправильно. Второй этап - человек должен прочувствовать, насколько плох был его поступок, испытать "муки совести". Третий этап - возможное исправление этих последствий, возмещение ущерба, который был причинен пострадавшим. Самым важным является четвертый уровень - решение никогда больше не поступать так, как он поступил в прошлом. Когда существовал Храм, то был еще и пятый уровень, который мы сегодня пытаемся восполнить молитвой. И в чем же он заключался во времена Храма?

Ответ: принесение жертвы - примирение с Богом.

Источник: Пинхас Полонский, Как еврей и как человек...

  МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр




  1. *Вопрос: В оба дня Рош а шана, вечером и утром, после возвращения из синагоги вся семья собирается за праздничным столом. В праздничной трапезе особое место занимают сладкие фрукты, например яблоки в меду, что символизирует нашу надежду на сладкий новый год. А какие надежды связаны с финиками на праздничном столе мы поймем, разложив слово «тамар», означающее финиковую пальму, на две части, первая из которых «там» - завершилась, перевелась… Так что в новый год должно завершиться в нашей жизни?

Ответ: мар – горечь, что является второй составной частью слова «тамар».

Источник: Сборник «Еврейские праздники» под редакцией Йосефа Хараля, стр.115.


  1. *Вопрос: Особое место на праздничном столе занимает плод граната. По еврейской традиции он не только символизирует надежду на умножение наших заслуг, но и должен напоминать нам о заповедях Торы. Что и почему в гранате должно нам напоминать о заповедях Торы?

Ответ: Зернышки граната. Предание утверждает, что в гранате их 613, столько же, сколько заповедей Торы.

Источник: Сборник «Еврейские праздники» под редакцией Йосефа Хараля, стр.115.

III. ЕВРЕЙСКИЕ МОТИВЫ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ИГРАХ ЧГК.

  1. Вопрос:

8-й Чемпионат Хайфы. 1 лига. 2002-01-01

Команда "Паутина".

25 сентября 2000-го года, через несколько дней после рош-а-шана, полиция и спецподразделения израильской армии по борьбе с террором были "подняты в ружье" в Эйлате, над которым начал кружить легкомоторный самолет, последовательно облетая все местные дома. Когда самолет посадили, выяснилось, что никакой угрозы он, конечно, не представлял – наоборот, одна из пассажирок этого самолета должна была облегчить будущее жителей Эйлата. Что это была за пассажирка?



Ответ: Курица

Автор(ы): Илья Ратнер

Источник(и): https://www.mignews.com/news/events/world/terror2609.html

Комментарии: 25 сентября – канун Йом Кипур. Главный раввин Эйлата таким образом решил совершить над грешными эйлатскими жителями капарру.


  1. Вопрос:   

III Кубок Нестерки, Минск. Брэйн-ринг 1997-01-01

1

На израильской банкноте достоинством 10 шеккелей была изображена многотысячная толпа евреев, приветствующих Голду Меир. Эта манифестация происходила на праздник Рош-Ашана. А где именно?



Ответ: В Москве.

  1. Вопрос:   

Один против дюжины. 1998 год 1998-01-01

Тур 3. Вопросы Р.Аскерова

В 1938 году Зигмунд Фрейд писал, что политическое несчастье еврейской нации научило ее по достоинству ценить эту единственную оставшуюся у нее собственность. Что это?



Ответ: Тора.

Автор(ы): Ровшан Аскеров

  1. Вопрос:   

Тренировки Бориса Бурды. 1993 1993-01-01

19 тур

Право немецких курфюрстов содержать этих людей и взыскивать с них налоги перечислялось в Золотой булле 1356 года вместе с их правами разыскивать и добывать полезные ископаемые. Кто же эти люди, приравненные документами Карла IV к природным ресурсам?



Ответ: Евреи, конечно – а кто же еще?

Автор(ы): Борис Бурда

Источник(и): Все началось с десятины. М., издательская группа "Прогресс", "Универс", 1992, с.187.

Вопрос:   "Плохо быть евреем. Хуже быть старым евреем. Еще хуже быть старым больным евреем. Но хуже всего быть старым больным евреем у которого двести детей." Кому принадлежат эти слова?


Ответ: Янушу Корчаку (в фильме "Корчак" Войды.)



  1. Вопрос: В Первой Книге Царств сказано, что филистимляне для того, чтобы лишить евреев возможности к вооруженному сопротивлению, запретили у них одну профессию. Какую?

Ответ: Кузнеца.

Автор(ы): Дмитрий Соловьев, "Реал", Саранск.


  1. Вопрос: В книге "Сапфира" сказано: "для того, чтобы заслужил Он прощение в вере своей, должен он быть христианином в воскресенье, греком в понедельник, персом во вторник, ассирийцем в среду, египтянином в четверг, турком в пятницу и евреем в субботу. А о ком идёт речь?

Ответ: о ленивце (по легенде эти народы отдыхали именно в эти дни).


  1. Вопрос: При летных испытаниях истребителя Ф-16 в израильских ВВС постоянно выходила из строя компьютерная навигационная аппаратура при полетах на низких высотах в районе Мертвого моря? Чем это было вызвано?

Ответ: Уровень ниже уровня моря, Компьютер отказывал по той причине, что под землей самолеты не летают.

Автор (ы): Олег Нерушев

  1. Вопрос: До конца 80-х годов только 7 стран в мире могли выполнить ЭТО. В конце 80-х к этой компании присоединился Израиль, причем сделал ЭТО не так, как все остальные, а совершенно наоборот. Что же сделал Израиль в конце 80-х?

Ответ: Запустил свой спутник, но в другую сторону, нежели чем остальные государства мира.

  1. Вопрос: Первые израильские марки поступили в обращение 16 мая 1948 года, спустя два дня после провозглашения Государства Израиль. Это были единственные израильские марки, на которых было напечатано "Еврейская почта" вместо надписи "Израиль". Почему?

Ответ: Так как марки готовили до провозглашения Государства, никто не знал, как оно будет называться.

Источник (и): "История Израиля в марках", Ора Шир

  1. Вопрос: Согласно Талмуду, "обманывать иноверца хуже, чем еврея, ибо, обманывая иноверца, еврей не только нарушает закон, но и..." Закончите мысль.

Ответ: "... позорит Израиль"


  1. Вопрос: Скоростные шоссе во всем мире обычно перегораживаются специальной бетонной стенкой. Это делается для того, чтобы водители не имели возможности выехать на встречную полосу, так как они могут создать аварийную ситуацию. Израильские дорожные власти вынуждены были согласиться не устраивать таких заграждений на шоссе номер 4, ведущим из центра страны на север. Они обошлись покраской шоссе и предостерегающими знаками. Почему?

Ответ: Во время войны, шоссе превращается во взлетно-посадочную полосу.

  1. Вопрос: М.Горький писал: "Старые, крепкие дрожжи человечества,... (пропущено слово) всегда возвышали дух его, внося в мир беспокойные, благородные мысли, возбуждая в людях стремление к лучшему". Какое слово пропущено?

Ответ: Евреи


  1. Вопрос: Среди израильских детей популярна загадка: "Что бывает дважды в жизни и по разу в воде, суше и воздухе?" Попробуйте и вы ответить на нее.

Ответ: Буква "йуд"

Автор(ы): команда "Know How", капитан А.Палатников

  1. Вопрос: 2600 лет назад пророк Исайя говорил: "И перекуют мечи свои на орала, и копья свои на серпы. Не поднимет народ на народ меча, и не будут больше учиться воевать." (Исайя 2:2-4). Эти строки высечены в камне перед одним зданием. Каким?

Ответ: Здание ООН в Нью-Йорке


  1. Вопрос: На Первом Сионистском конгрессе в Базеле был утвержден размер годичного взноса члена сионистской организации, равный одному австрийскому шиллингу. А как такой взнос был назван?

Ответ: ШЕКЕЛЬ

Источник: Говард Сакер, "История Израиля", т.1



Автор: Команда "Know How"


  1. Вопрос: У НАС был храм около трех тысяч лет назад, теперь он разрушен. Больше всего НАС в Соединенных Штатах. Один европейский властитель, ненавидевший НАС, велел НАС уничтожить - и вскоре Европа поплатилась жизнями примерно 30 миллионов человек. Один из НАС уничтожил великана, а НАША всеобщая страсть к одному лекарственному средству стала притчей во языцех. Кто МЫ?

Ответ: Кошки Комментарий: В Древнем Египте кошки жили в храме богини Баст. Когда кошек начали уничтожать по приказу Папы Иннокентия IX, в Европе началась эпидемия чумы. А Кот в сапогах съел Людоеда.

Источник: Сайт Лицея Информационных технологий №1533 (https://www.lit.msu.ru/CrazyWeek/Cats.htm)

Автор: А.Шапиро и Л.Гельфанд (Хайфа, Израиль)


  1. Вопрос: Несмотря на то, что в последние десятилетия своей жизни Эйнштейн имел достаточно высокие доходы к деньгам он относился совершенно равнодушно. Так, чек на 15 000 долларов, врученный ему Рокфеллеровским фондом в день 70-летия, Эйнштейн в течении долгого времени использовал как… Как что?

Ответ: Как закладку для книг.

Автор: Шихова И.

  1. Вопрос: Приехавший в Израиль во время арабо-израильского конфликта госсекретарь США Генри Киссинджер, подвергся сильному политическому давлению со стороны израильтян по поводу поддержки в войне. Киссинджер недовольно ответил: "Во-первых, я американец, во-вторых - государственный секретарь США, и только в третью очередь - еврей". Как остроумно откомментировала эту реплику премьер-министр Израиля Голда Меир?

Ответ: "Ты забыл, что мы читаем справа налево". Автор(ы): Вадим Калашников (Москва).

Источник(и): Журнал "Октябрь"?3, 97 г, стр. 118.


Сборник «Еврейские праздники» под редакцией Йосефа Хараля, том Рамбам, Мишне Тора, Законы Трумы

Тора с русским переводом, издательство «Шамир», под общей редакцией проф. Г. Брановера, редактор русского перевода П. Гиль, 5753 (1993)

139.11kb.

09 10 2014
1 стр.


Сборник статей Под редакцией Виктора Каплуна
7317.92kb.

09 10 2014
35 стр.


Сборник материалов подготовлен под редакцией доктора химических наук, академика

Сборник материалов подготовлен под редакцией доктора химических наук, академика Кулажанова К. С

26.13kb.

15 10 2014
1 стр.


Сборник научных трудов под редакцией доктора физико-математических наук А. Н. Горбаня красноярск кгту

Методы нейроинформатики / Под ред. А. Н. Горбаня; отв за выпуск М. Г. Доррер. Кгту, Красноярск, 1998. 205 с

3719.03kb.

28 09 2014
30 стр.


Сборник в двух томах / Под общей редакцией А. С. Обухова. Т. 2: Практика и методы организации

Исследовательский подход в образовании: от теории к практике: Научно-методический

69.32kb.

25 12 2014
1 стр.


История средних веков в двух томах под п общей редакцией С. Д. Сказкина том II
6795.53kb.

14 10 2014
18 стр.


Сборник научных статей Под общей редакцией С. А. Ляшко Балашов 2011 +001 ббк 74. 58+72 А44

Охватывает лексику письменной и устной речи XIX в., а частично даже

2299.29kb.

14 09 2014
44 стр.


Сборник задач по уголовному праву россии (Практикум по уголовному праву) Под редакцией профессора
4644.86kb.

08 10 2014
22 стр.