«Живу в Максимовском краю – грибы, ягоды беру».
Подготовила учитель начальных классов Яковлева Е.П.
Цель: 1) познакомить с биографией писателя-земляка С.В.Максимова;
2) познакомить с очерком «Грибовник»;
3)изучить разновидности и разнообразие грибов родного села, вспомнить правила сбора грибов;
Подготовительная работа: I)класс разделён на творческие группы, которые собирали материал по теме своей группы.
1 группа – биография писателя
2 группа – разнообразие грибов родного села
3 группа – правила грибников
II) все учащиеся должны прочитать очерк С.В.Максимова «Грибовник».
Ход классного часа.
1.Вступительное слово учителя.
- Ребята, сегодня мы с вами будем изучать творчество писателя-этнографа, нашего земляка, чей юбилей наша Парфеньевская земля будет отмечать (180-летие со дня рождения) – Сергея Васильевича Максимова.
2. Вы работали группами. Сейчас мне хочется предоставить слово 1 группе, она расскажет кратко о писателе С.В.Максимове.
Максимов, Сергей Васильевич [25.IX (7.X). 1831, Парфентьев посад, Кологривского уезда, Костромской губернии — 3 (16).VI. 1901, Петербург] — писатель-этнограф. Родился в семье уездного почтмейстера. Первоначальное образование получил в народном училище родного посада, затем вместе с А.А. Потехиным учился в Костромской гимназии. В 1850 году поступил на медицинский факультет Московского университета. В Москве состоялись первые литературные знакомства. А.Н. Майков указывал на сильное нравственное влияние на Максимова А.Ф. Писемского: «…его трезвый взгляд на жизнь и искусство сильно подействовали на Вас еще юношей. Он, кажется, первый и указал Вам на изучение жизни русского народа, найдя в Вас нужную для того подготовку, меткий взгляд и разумную наблюдательность».
В Москве близко сошелся с членами «молодой редакции» «Москвитянина»: Б.Н. Алмазовым, А.А. Григорьевым и Л.А. Меем. Позднее Максимов писал: «Москве я обязан моими первыми литературными связями, моим литературным воспитанием». В 1852 году Максимов приехал в Петербург и поступил в Медико-хирургическую академию. В 1854-м в журнале «Библиотека для чтения» появился его очерк «Крестьянские посиделки в Костромской губернии», подписанный буквами «С. М.», который открывал серию произведений, посвященных народному быту Верхнего Поволжья, и привлек внимание писателей натуральной школы. И.С. Тургенев в отзыве на очерк «Сергач» отмечал верность и меткость наблюдений, высокую художественность изложения и напутствовал его хождение в народ: «Ступайте в народ, внимательно наблюдайте, запасайтесь свежим материалом! У вас хорошие задатки... Дорога перед вами открыта»2. Молодой писатель прислушался к совету, оставил академию и в 1855 году совершил литературно-этнографическое путешествие по Владимирской губернии. Он прошел по всем тем местам, где обитали «богомазы» (иконописцы) и офени, потом прошел на Волгу, побывал в Нижнем, изучал знаменитую ярмарку, побывал в лесной глуши Вятской губернии. А.Н. Пыпин писал: «Это был один из первых опытов прямого изучения народного быта в молодом поколении того времени». Результатом путешествия были рассказы: «Встреча» (1855), «Кулачок» (1856), «Колдун» (1857), «Повитуха-знахарка» (1859), «Сотский» и др. Изучение опыта народной жизни составило книгу «Лесная глушь», содержащую этнографические зарисовки, небольшие рассказы о людских судьбах. Они складывались в целостное повествование о жизни России. Правдивые рассказы из народного быта читались с большим интересом. «Его книга должна быть настольной книгой для всех исследователей русской народности наравне с трудами Даля, Мельникова, Якушкина и других», – писал Салтыков-Щедрин.
В середине 50-х гг. морское ведомство организовало несколько этнографических экспедиций. Максимов был послан на Север. Он побывал на берегах Белого моря, добрался до Ледовитого океана и Печоры. Его статьи, рассказывавшие о жизни и быте северного края, печатались во многих журналах. В 1859 году он выпустил объемистую книгу «Год на Севере», принесшую широкую известность автору. Географическое общество удостоило его золотой медали. В 1860—1861 годах по поручению морского ведомства Максимов совершил путешествие на Амур. Свои богатые наблюдения он изложил в капитальном труде «На Востоке. Поездка на Амур». На обратном пути народовед-художник занялся изучением сибирских тюрем. В большом исследовании он рассказал об обитателях «мертвых домов» старых и новых времен. Капитальный труд писателя-этнографа сначала был напечатан под заглавием «Тюрьма и ссылка» небольшим тиражом с грифом «секретно». Позднее он переработал его и в 1871 году издал в трех томах под заглавием «Сибирь и каторга». В этих очерках собран обширный материал по этнографии, истории и статистике тюремной жизни России. Они стали одним из литературных источников рассказов М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др.
В 1862—1863 годах Максимов объездил побережье Каспийского моря и Урал. В результате появился ряд очерков и рассказов, посвященных различным видам местного раскола: «За Кавказом», «Субботники», «Прыгуны», «Хлысты», «Скопцы», «Секта общих», «Иргизские старцы» и др. В 1865—1866 годах по поручению министерства народного просвещения Максимов редактировал произведения для народного чтения. Он написал около 20 книжек для народа, где дано описание различных уголков России: «О русской земле», «Крестьянский быт прежде и теперь», «О русских людях» и т.д. В 1868 году Максимов знакомился с северо-западными губерниями страны, побывал в Смоленской, Могилевской, Витебской, Минской и других губерниях, собрал ценный материал, а позднее напечатал книгу «Бродячая Русь Христа Ради» (1877). В ней изображены различные виды бродяжничества нищих, богомольцев, раскольников-скрытников и христолюбцев. Большой интерес представляют две книги Максимова: «Не спуста слово молвится» (1889) и «Крылатые слова» (1890). В них он разъяснял слова и обороты обиходной речи, первоначальный смысл которых утратился или известен только специалистам.
В 1900 году С.В. Максимов был избран почетным членом Российской Академии наук по отделению русского языка и словесности. В конце жизни Максимов говорил о себе: «Я в самом деле странствовал долго, забирался далеко, видел много и написал много. В деревню я унес свою любознательность. Изучал беспощадную нищету, ласковую и любящую меня с малых лет».
Глубокое знание быта и нравов народа, верность деталей и живость зарисовки обеспечили Максимову заслуженную известность и признание в русской литературе.
3.Учитель предлагает обратиться к творчеству писателя. Коллективно перечитывается очерк (читает учитель и хорошо читающие ученики).
Анализ творчества С.В.Максимова (делает учитель):
Именно в родных местах зародилась любовь писателя к той, «беспомощной нищете, которая ласкала и любила его». В рассказе «Грибовник» Максимов писал: «В самой далекой глуши одной из отдаленных и глухих северных губерний наших, в двухстах верстах от губернского города, завалился бедный городок – посад Парфентьев – красивое лесное место с первозданною природой… Дорога в Парфентьев от губернского города Костромы начинается сразу лесами… Подъезжая к Парфентьеву, оглянитесь: много ли таких картинных местностей на Руси святой? Кругом обступили горы… По горам стоят густые сухие леса, так называемые боры… Леса кажутся в таком изобилии, что будто разлилось лесное море, среди которого даже не видать и этих блестящих островков с лугами и селениями. Огромное беспредельное море лесов, среди которого становится даже положительно страшно… Воздух пропитан ароматом окрестных сосновых лесов и пропитан смолой»
Дети перечитывают наиболее понравившиеся отрывки из очерка.
-Что понравилось в очерке?
-Какие трудности возникли при чтении?
-Какие интересные факты из жизни своего села узнали?
А) Гриб полезен, очень важен.
Б)В медицине применяется пенициллин – полученный благодаря грибу -пенициллу.
В)Некоторые грибы помогают бороться с насекомыми.
Г) Грибы – дрожжи применяются в хлебопечении.
Встреча с грибами у нас начинается еще весной, когда среди прошлогодней травы появляются строчки и сморчки, ну а уж лето – пора настоящей грибной охоты. Белые, подосиновики, рыжики…. Этот перечень можно продолжать долго, но попробуйте ответить на вопрос: сколько всего существует видов грибов? Оказывается, насчитывают около ста тысячи различных видов, но многих из них не возможно увидеть невооруженным глазом.
Грибы – удивительные создания, ведь их нельзя назвать ни растениями, ни животными. Они образуют особое самостоятельное царство и занимают промежуточное положение между животными и растениями.
Изучают грибы микологи. Они–то и установили, что наиважнейшими признаками грибов является то, что свойственно по отдельности животному и растительному царствам.
Грибы растут по всюду, но чаще всего на земле, лесной подстилке, на гниющей или живой древесине. Реже они встречаются на мусорной или навозной кучах и на месте пожарищ.
Для роста грибов нужна соответствующая температура и влажность. Наблюдения показывает, что гриб хорошо растет при безветренной тихой погоде, свет для них не так важен.
Тело грибов или грибниц, находясь в почве или в другой питательной среде, разрастается во всех направлениях. Продолжительность жизни грибов различна от одного года до нескольких десятилетий.
В природе грибы выполняют важнейшую функцию: устраняют остатки отмерших животных, растений. Это способствует круговороту веществ в природе.
Человек использует полезные свойства грибов в различных областях промышленности. В пищевой промышленности используют дрожжевые грибки и плесени. В медицине из некоторых грибов изготовляют антибиотики.
Человек с незапамятных времен Начал собирать грибы, что приносит ему удовольствие и радость. А также доставляет ему на стол вкусный и питательный продукт.
К сожалению грибы являются не только источником радости, но и печали. Многие виды грибов – паразитов причиняют вред культурным растениям в сельском и лесном хозяйстве, уничтожают древесину на складах, шахтах, строительных работах. Различные виды уничтожают уникальные произведения искусства, например, картины, деревянную резьбу, книги. Большие неприятности доставляют людям и животным различные кожные заболевания. Некоторые виды ядовитых грибов вызывают отравления Образованный человек должен уметь отличать съедобный гриб от ядовитого.
Многообразная жизнь грибов и их функции необходимы на Земле, хотя человеку они приносят и пользу и вред.
Человек как хороший хозяин должен научиться использовать их полезные свойства и избегать вреда, который они могут причинить.
С помощью рисунка ребята показали все части гриба и его грибницу.
Бабушка Егорова Егора, Е.И.Скороспелова, сочинила стихотворение о парфеньевских грибах.
Живем в Максимовском краю,говорят, ну как в раю.
Есть малина, земляника,голубика и черника,
Есть морошка, костяника, ежевика и клубника,
Есть брусника, клюква тоже- чуть на вишенку похожа.
А грибы, как на картинке, так и просятся в корзинку.
На пенечке – опятки, дружные ребятки,
Около опушки – лисички подружки –
А в сосновом –то бору чего только не найду!
Белый гриб и моховик, сыроежку, боровик,
Вот сухара- не беру, а масленка – не пройду.
Вот горчушка, вот белянка, мухомор, но он поганка,
Хоть красив и статен, но очень опасен.
Рыжик спрятался под елкой, закопался под иголки,
Сразу даже не найдешь и подчас не разберешь
Что же тут за бугорок? Куча листьев иль грибок?
Есть еще и трутовик, шампиньон и дождевик,
Белый груздь и черный груздь – их я спутать не боюсь.
Не забыть бы про волнушку, серый гриб и зеленушку,
Про строчок и про сморчок рассказал лесовичок.
О грибах коль хочешь знать, стоит больше книг читать.
5. С правилами грибников выступила другая группа:
7. Подведение итога. Зачитываются мини-сочинения.
Подготовила учитель русского языка и литературы
- исследовать текст очерка «Грибовник»;
- углубить знания о диалектах;
- найти диалектные слова в очерке и выяснить их значение по словарям и в контексте повествования;
- выявить роль диалектных слов в данном произведении.
Среди писателей-костромичей Сергей Васильевич занимает особое место. Это был писатель-этнограф, большую часть жизни посвятивший изучению занятий и быта населения своей страны и, в частности, родного костромского края. Он исходил и изъездил Россию вдоль и поперёк, внимательным взором тонкого наблюдателя везде подмечая характерные детали жизни народных масс, без устали записывая народные песни, пословицы, «крылатые» слова и выражения.
Сергей Васильевич очень любил свой родной край, превосходно знал его, бывал почти во всех его уголках. Он был настоящим костромским краеведом. В своих очерках он сообщает много ценных сведений об экономике бывшей Костромской губернии, составе населения, его занятиях, развлечениях, даёт различные типы костромичей. В этом отношении особенно интересными являются очерки из сборника «Лесная глушь».
В очерке «Грибовник» Максимов с любовью свою родину – Парфентьев, восхищается красотой местности, где он расположен, природой. Но жизнь населения этой живописной местности оказывается резким контрастом с природой. Безысходная нужда заставляла парфентьевцев искать средства к существованию. Многие из них занимались грибным промыслом: собирали грибы, сушили, солили и продавали скупщикам – судиславским торговцам на специальной грибной ярмарке в Парфентьеве 15 августа. «Сбором грибов, - пишет Максимов, - занимаются все, от мала до велика, с раннего утра, можно сказать, с первым лучом восходящего солнца, отправляясь в соседние боры. Самые искусные сборщики, если грибы появлялись по близости, сходят в день раз до пяти и возвращаются обыкновенно очень поздним вечером». Но часто приходилось грибовникам, даже дряхлым старухам, ходить за грибами за 10-15 вёрст.
В очерке «Грибовник» даётся тип такого парфентьевского грибовника Ивана Михеича, «испытанного знатока своего дела», который в течение более тридцати лет занимался грибным промыслом.
Речь писателя и самого героя очерка пестрит словами, незнакомыми для каждого современного читателя – это историзмы, архаизмы и диалекты.
Диалект (от греческого dialektos – говор, наречие). Разновидность общенародного языка, употребляемая сравнительно ограниченным числом людей, связанных общностью территориальной, социальной, профессиональной.
Диалект территориальный – местный, областной, распространённый в определённой местности. Говоры на территории Костромской области, вследствие древности заселения финно-угорского племени меря и проникновению в 10-11веках племён новгородских словен, восточных
кривичей и вятичей не имели резких отличий от говоров соседних областей, но всё же присутствовали некоторые особенности в произношении и лексическом составе. Эти особенности существовали не только в отдельной области, но и в районе, поселении, поэтому носителями диалекта могут быть люди, населяющие ту или иную область, район, поселение.
Говоры Парфеньевского, а также Антроповского, Кадыйского, Мантуровского, Макарьевского, Вохомского, Шарьинского районов относятся к восточной группе костромских говоров.
Итак, покажем примеры слов-диалектов, найденных нами в очерке Максимова «Грибовник», в первую очередь те, которые относятся к грибному промыслу – это названия грибов.
«Сначала идут масленники и сушат их; в торговлю поступают они под именем чёрного гриба, потом появляются целики и белые грибы вместе с родичами своими – боровиками и берёзовиками».
«Старик иногда…рассказывал, что рыжик синий – полевик – любит траву и некоторую влагу, настоящий рыжик – красненький боровик – требует уже не столь густой травы, не нуждается в особенной влаге и сидит в том месте, где луг сменяется кучами сосновых иголок».
«Там уже глядишь, новички народились, пока ты откапываешь передние – бери их, не чванься».
«Первачки-грибки – хорошие, хоть и марают руки, а ведь и без этого дело не обходится, особенно с маслятами».
К лексике, называющей предметы быта (одежда, обувь, посуда) относятся слова: лукошко, шептуны, понева.
«С вечера выпал довольно бойкий и крупный, но очень тёплый и непродолжительный дождик, так способствующий росту грибов, и Иван Михеич идёт в полной уверенности набрать оба лукошка доверху, в чём никто из соседей и усомниться не смеет».
Лукошко – 1. Любая плетёная корзина для сбора ягод, грибов. 2. Круглая корзина из луба с ремнём, который надевали на шею во время сева.
«Не носят посадские лаптей только потому, что совестно это господам-мещанам, но окрестные крестьяне все сплошь обуты в дешёвый продукт берёзового и липового дерева: в шептуны и лапти».
«Мещанские избы пропитываются тем же запахом насквозь на долгое время; поневы и сарафаны, армяки и рубахи – всё несомненно доказывает, что идёт грибная сушка, требующая большого количества дров…».
К бытовой лексике (слова, называющие внутреннее построение в доме, материал для постройки) относятся слова: переборка, дрань.
«Он обыкновенно приглашал к себе на закуску трёх-четырёх человек коротких знакомых, сажал их за стол и отправлялся за переборку, дверь которой всегда плотно притворял за собой».
Переборка – деревянная перегородка между комнатами, не доходящая до потолка.
«На слободку подле кладбищ, отделённую от посада глубоким оврагом (и потому названную Завражьем), и глядеть больно: как заселилась она в древности по обычаю самым бедным людом, не ужившимся в посаде, так и теперь на большую половину застроена разными срубами, которые только оттого и похожи на хижины, что прикрыты обрешетившеюся дранью и не покрыты соломой затем, что это запрещено в городах и преследуется».
К диалектам, называющим растения, животных относятся: векша, можжуха.
«Только векша прыгала по деревьям, цепляясь за тонкие прутья и покачиваясь на самой верхушке высокого дерева».
Векша – белка.
«…и прямо перед глазами открылась большая поляна, окаймлённая со всех сторон лесом, переход к которому составляли кусты маленьких ёлок и можжухи».
К диалектной лексике, называющей полевые и лесные угодия, относятся слова: новина, глинник, околодок.
«Кое-где торчали обгорелые пни, а самая поляна представляла вид давнишней новины, которая, может быть, на будущий же год должна будет превратиться в пашню».
Новина – непаханая земля, целина.
«Насколько же выигрывает посад от своего положения в такой отдалённой глуши…при содействии отчаянных дорог, идущих по лесам, по крутым горам и по глиннику…»
«Были же в околодке старинные грибовники, но и те всегда
отдавали почёт нашему старику и являлись к нему на новую новинку…
Околодок – окружающая местность, окрестность.
Таким образом, в результате исследования в очерке С. В. Максимова было выявлено около сорока диалектных слов, в работе представлено 14. Слова были разделены на 5 лексико-тематических групп:
- названия грибов;
- предметы быта (посуда, одежда, обувь);
- крестьянское жилище;
- растения, животные;
- названия полевых и лесных угодий.
В процентном отношении больше всего слов относится к группе, называющей грибы. По отношению ко всему тексту, диалекты занимают незначительную часть, но, взаимодействуя с литературным языком, обогащают его, помогают понять его историю. Кроме того, в говорах находят отражение культура и быт русского народа. Автор использует их для речевой характеристики персонажей, для создания местного колорита, чтобы показать достоверную картину жизни, быта своих земляков, особенности их речи.
10 09 2014
4 стр.
10 10 2014
1 стр.
14 10 2014
1 стр.
10 09 2014
4 стр.
25 09 2014
1 стр.
25 12 2014
1 стр.
16 12 2014
5 стр.
24 09 2014
1 стр.