Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3страница 4
МОУ «Парфеньевская средняя общеобразовательная школа»

Живем в Максимовском краю, говорят, ну как в раю.

Сборник классных часов,

посвященных юбилею

С.В. Максимова

Парфеньево 2011

«Живу в Максимовском краю – грибы, ягоды беру».

Подготовила учитель начальных классов Яковлева Е.П.

Цель: 1) познакомить с биографией писателя-земляка С.В.Максимова;

2) познакомить с очерком «Грибовник»;

3)изучить разновидности и разнообразие грибов родного села, вспомнить правила сбора грибов;

Подготовительная работа: I)класс разделён на творческие группы, которые собирали материал по теме своей группы.

1 группа – биография писателя

2 группа – разнообразие грибов родного села

3 группа – правила грибников

II) все учащиеся должны прочитать очерк С.В.Максимова «Грибовник».

Ход классного часа.

1.Вступительное слово учителя.

- Ребята, сегодня мы с вами будем изучать творчество писателя-этнографа, нашего земляка, чей юбилей наша Парфеньевская земля будет отмечать (180-летие со дня рождения) – Сергея Васильевича Максимова.

2. Вы работали группами. Сейчас мне хочется предоставить слово 1 группе, она расскажет кратко о писателе С.В.Максимове.



Драгоценнейшее свойство Максимова
заключается в его близком знакомстве с народом…
М.Е. Салтыков-Щедрин

Максимов, Сергей Васильевич [25.IX (7.X). 1831, Парфентьев посад, Кологривского уезда, Костромской губернии — 3 (16).VI. 1901, Петербург] — писатель-этнограф. Родился в семье уездного почтмейстера. Первоначальное образование получил в народном училище родного посада, затем вместе с А.А. Потехиным учился в Костромской гимназии. В 1850 году поступил на медицинский факультет Московского университета. В Москве состоялись первые литературные знакомства. А.Н. Майков указывал на сильное нравственное влияние на Максимова А.Ф. Писемского: «…его трезвый взгляд на жизнь и искусство сильно подействовали на Вас еще юношей. Он, кажется, первый и указал Вам на изучение жизни русского народа, найдя в Вас нужную для того подготовку, меткий взгляд и разумную наблюдательность».

В Москве близко сошелся с членами «молодой редакции» «Москвитянина»: Б.Н. Алмазовым, А.А. Григорьевым и Л.А. Меем. Позднее Максимов писал: «Москве я обязан моими первыми литературными связями, моим литературным воспитанием». В 1852 году Максимов приехал в Петербург и поступил в Медико-хирургическую академию. В 1854-м в журнале «Библиотека для чтения» появился его очерк «Крестьянские посиделки в Костромской губернии», подписанный буквами «С. М.», который открывал серию произведений, посвященных народному быту Верхнего Поволжья, и привлек внимание писателей натуральной школы. И.С. Тургенев в отзыве на очерк «Сергач» отмечал верность и меткость наблюдений, высокую художественность изложения и напутствовал его хождение в народ: «Ступайте в народ, внимательно наблюдайте, запасайтесь свежим материалом! У вас хорошие задатки... Дорога перед вами открыта»2. Молодой писатель прислушался к совету, оставил академию и в 1855 году совершил литературно-этнографическое путешествие по Владимирской губернии. Он прошел по всем тем местам, где обитали «богомазы» (иконописцы) и офени, потом прошел на Волгу, побывал в Нижнем, изучал знаменитую ярмарку, побывал в лесной глуши Вятской губернии. А.Н. Пыпин писал: «Это был один из первых опытов прямого изучения народного быта в молодом поколении того времени». Результатом путешествия были рассказы: «Встреча» (1855), «Кулачок» (1856), «Колдун» (1857), «Повитуха-знахарка» (1859), «Сотский» и др. Изучение опыта народной жизни составило книгу «Лесная глушь», содержащую этнографические зарисовки, небольшие рассказы о людских судьбах. Они складывались в целостное повествование о жизни России. Правдивые рассказы из народного быта читались с большим интересом. «Его книга должна быть настольной книгой для всех исследователей русской народности наравне с трудами Даля, Мельникова, Якушкина и других», – писал Салтыков-Щедрин.

В середине 50-х гг. морское ведомство организовало несколько этнографических экспедиций. Максимов был послан на Север. Он побывал на берегах Белого моря, добрался до Ледовитого океана и Печоры. Его статьи, рассказывавшие о жизни и быте северного края, печатались во многих журналах. В 1859 году он выпустил объемистую книгу «Год на Севере», принесшую широкую известность автору. Географическое общество удостоило его золотой медали. В 1860—1861 годах по поручению морского ведомства Максимов совершил путешествие на Амур. Свои богатые наблюдения он изложил в капитальном труде «На Востоке. Поездка на Амур». На обратном пути народовед-художник занялся изучением сибирских тюрем. В большом исследовании он рассказал об обитателях «мертвых домов» старых и новых времен. Капитальный труд писателя-этнографа сначала был напечатан под заглавием «Тюрьма и ссылка» небольшим тиражом с грифом «секретно». Позднее он переработал его и в 1871 году издал в трех томах под заглавием «Сибирь и каторга». В этих очерках собран обширный материал по этнографии, истории и статистике тюремной жизни России. Они стали одним из литературных источников рассказов М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др.

В 1862—1863 годах Максимов объездил побережье Каспийского моря и Урал. В результате появился ряд очерков и рассказов, посвященных различным видам местного раскола: «За Кавказом», «Субботники», «Прыгуны», «Хлысты», «Скопцы», «Секта общих», «Иргизские старцы» и др. В 1865—1866 годах по поручению министерства народного просвещения Максимов редактировал произведения для народного чтения. Он написал около 20 книжек для народа, где дано описание различных уголков России: «О русской земле», «Крестьянский быт прежде и теперь», «О русских людях» и т.д. В 1868 году Максимов знакомился с северо-западными губерниями страны, побывал в Смоленской, Могилевской, Витебской, Минской и других губерниях, собрал ценный материал, а позднее напечатал книгу «Бродячая Русь Христа Ради» (1877). В ней изображены различные виды бродяжничества нищих, богомольцев, раскольников-скрытников и христолюбцев. Большой интерес представляют две книги Максимова: «Не спуста слово молвится» (1889) и «Крылатые слова» (1890). В них он разъяснял слова и обороты обиходной речи, первоначальный смысл которых утратился или известен только специалистам.

В 1900 году С.В. Максимов был избран почетным членом Российской Академии наук по отделению русского языка и словесности. В конце жизни Максимов говорил о себе: «Я в самом деле странствовал долго, забирался далеко, видел много и написал много. В деревню я унес свою любознательность. Изучал беспощадную нищету, ласковую и любящую меня с малых лет».

Глубокое знание быта и нравов народа, верность деталей и живость зарисовки обеспечили Максимову заслуженную известность и признание в русской литературе.

3.Учитель предлагает обратиться к творчеству писателя. Коллективно перечитывается очерк (читает учитель и хорошо читающие ученики).

Анализ творчества С.В.Максимова (делает учитель):

Именно в родных местах зародилась любовь писателя к той, «беспомощной нищете, которая ласкала и любила его». В рассказе «Грибовник» Максимов писал: «В самой далекой глуши одной из отдаленных и глухих северных губерний наших, в двухстах верстах от губернского города, завалился бедный городок – посад Парфентьев – красивое лесное место с первозданною природой… Дорога в Парфентьев от губернского города Костромы начинается сразу лесами… Подъезжая к Парфентьеву, оглянитесь: много ли таких картинных местностей на Руси святой? Кругом обступили горы… По горам стоят густые сухие леса, так называемые боры… Леса кажутся в таком изобилии, что будто разлилось лесное море, среди которого даже не видать и этих блестящих островков с лугами и селениями. Огромное беспредельное море лесов, среди которого становится даже положительно страшно… Воздух пропитан ароматом окрестных сосновых лесов и пропитан смолой»

Дети перечитывают наиболее понравившиеся отрывки из очерка.

-Что понравилось в очерке?

-Какие трудности возникли при чтении?

-Какие интересные факты из жизни своего села узнали?


4. Слово предоставляется следующей группе ( грибы и их разнообразие):
1). Наш учитель в класс вошел
И спросил лукаво:
– Что мы знаем про грибы?
– Для чего они нужны?
2). Если гриб растет в лесу,
Если он съедобный,
Каждый знает, что его
Можно положить в ведро.
И, придя, домой,
Вместе сварим суп грибной.
3). В красной шляпке с белой ножкой
Мухомор растет в кусточке
Только ты его не рви,
Для лося прибереги.
4). Если животных изучают биологи,
А растения-ботаники,
То для грибов нашлись микологи,
Изучающие их разнообразие.
5). Но в природе есть грибы
Разной формы, разноцветны,
А иные не видны.
Так зачем они нужны?

А) Гриб полезен, очень важен.


Во Вьетнаме, например, с помощью плесневых грибов готовят соевые соусы.

Б)В медицине применяется пенициллин – полученный благодаря грибу -пенициллу.

В)Некоторые грибы помогают бороться с насекомыми.

Г) Грибы – дрожжи применяются в хлебопечении.


6). Но не все грибы
Так уж хороши.
И, конечно, надо знать
Какой вред от них нам ждать.
7). Может гриб навредить в саду.
Может книге навредить,
Погубить растение,
Из-за невнимания
Вызвать у человека заболевание.
8).Выступали мы не долго,
Не хотим вас утомлять.
Всех грибов не перечислишь,
Лучше взять и прочитать.
Ведь грибы по всюду с нами.
Надо их беречь и изучать.
9). Скажем вам мы по секрету,
Не легко нам всем пришлось.
Много книг мы прочитали,
О грибах узнали мы.
Вы возьмите посмотрите,
Не пожалеете и вы.

Встреча с грибами у нас начинается еще весной, когда среди прошлогодней травы появляются строчки и сморчки, ну а уж лето – пора настоящей грибной охоты. Белые, подосиновики, рыжики…. Этот перечень можно продолжать долго, но попробуйте ответить на вопрос: сколько всего существует видов грибов? Оказывается, насчитывают около ста тысячи различных видов, но многих из них не возможно увидеть невооруженным глазом.

Грибы – удивительные создания, ведь их нельзя назвать ни растениями, ни животными. Они образуют особое самостоятельное царство и занимают промежуточное положение между животными и растениями.

Изучают грибы микологи. Они–то и установили, что наиважнейшими признаками грибов является то, что свойственно по отдельности животному и растительному царствам.

Грибы растут по всюду, но чаще всего на земле, лесной подстилке, на гниющей или живой древесине. Реже они встречаются на мусорной или навозной кучах и на месте пожарищ.

Для роста грибов нужна соответствующая температура и влажность. Наблюдения показывает, что гриб хорошо растет при безветренной тихой погоде, свет для них не так важен.

Тело грибов или грибниц, находясь в почве или в другой питательной среде, разрастается во всех направлениях. Продолжительность жизни грибов различна от одного года до нескольких десятилетий.

В природе грибы выполняют важнейшую функцию: устраняют остатки отмерших животных, растений. Это способствует круговороту веществ в природе.

Человек использует полезные свойства грибов в различных областях промышленности. В пищевой промышленности используют дрожжевые грибки и плесени. В медицине из некоторых грибов изготовляют антибиотики.

Человек с незапамятных времен Начал собирать грибы, что приносит ему удовольствие и радость. А также доставляет ему на стол вкусный и питательный продукт.

К сожалению грибы являются не только источником радости, но и печали. Многие виды грибов – паразитов причиняют вред культурным растениям в сельском и лесном хозяйстве, уничтожают древесину на складах, шахтах, строительных работах. Различные виды уничтожают уникальные произведения искусства, например, картины, деревянную резьбу, книги. Большие неприятности доставляют людям и животным различные кожные заболевания. Некоторые виды ядовитых грибов вызывают отравления Образованный человек должен уметь отличать съедобный гриб от ядовитого.

Многообразная жизнь грибов и их функции необходимы на Земле, хотя человеку они приносят и пользу и вред.

Человек как хороший хозяин должен научиться использовать их полезные свойства и избегать вреда, который они могут причинить.

С помощью рисунка ребята показали все части гриба и его грибницу.

Бабушка Егорова Егора, Е.И.Скороспелова, сочинила стихотворение о парфеньевских грибах.

Живем в Максимовском краю,говорят, ну как в раю.

Есть малина, земляника,голубика и черника,

Есть морошка, костяника, ежевика и клубника,

Есть брусника, клюква тоже- чуть на вишенку похожа.

А грибы, как на картинке, так и просятся в корзинку.

На пенечке – опятки, дружные ребятки,

Около опушки – лисички подружки –

А в сосновом –то бору чего только не найду!

Белый гриб и моховик, сыроежку, боровик,

Вот сухара- не беру, а масленка – не пройду.

Вот горчушка, вот белянка, мухомор, но он поганка,

Хоть красив и статен, но очень опасен.

Рыжик спрятался под елкой, закопался под иголки,

Сразу даже не найдешь и подчас не разберешь

Что же тут за бугорок? Куча листьев иль грибок?

Есть еще и трутовик, шампиньон и дождевик,

Белый груздь и черный груздь – их я спутать не боюсь.

Не забыть бы про волнушку, серый гриб и зеленушку,

Про строчок и про сморчок рассказал лесовичок.

О грибах коль хочешь знать, стоит больше книг читать.
5. С правилами грибников выступила другая группа:


  • В лес за грибами нужно идти в удобной одежде и обуви – прогулка должна доставлять вам удовольствие.

  • Собирайте только те грибы, которые хорошо вам известны. Если возникают сомнения, посоветуйтесь со специалистами. А если специалиста рядом нет, не берите сомнительный гриб.

  • Нельзя собирать грибы в городе, и за городом вдоль шоссейных дорог.

  • Не берите старые перезревшие грибы. Даже в съедобных боровиках, подберезовиках могут размножаться ядовитые для человека микроорганизмы.

  • Не кладите свою «добычу» в полиэтиленовые пакеты! Грибы в них мнутся и ломаются. Кроме того, температура внутри пакета бывает настолько высокой, что грибы «задыхаются и портятся».

  • Перерабатывать грибы нужно сразу же, как вернетесь домой из леса. Иначе за несколько часов грибы успеют зачервиветь.

  • Грибы лучше срезать ножом. Но можно и аккуратно выкручивать из земли. Главное не ворошить, не разгребать под «корешком» мох, сухие листья, хвою, не разрушать грибницу.

  • Мухоморы и поганки не сшибайте, не топчите ногами.

6.Учитель предлагает группам написать мини-сочинение по теме классного часа и выразить своё мнение.

7. Подведение итога. Зачитываются мини-сочинения.



«Диалектная лексика в очерке С.В. Максимова «Грибовник»»

Подготовила учитель русского языка и литературы



Мошкова М.В.

Цели: исследовать одно из произведений парфеньевского писателя – этнографа С.В. Максимова.

Задачи:

- исследовать текст очерка «Грибовник»;

- углубить знания о диалектах;

- найти диалектные слова в очерке и выяснить их значение по словарям и в контексте повествования;

- выявить роль диалектных слов в данном произведении.
Среди писателей-костромичей Сергей Васильевич занимает особое место. Это был писатель-этнограф, большую часть жизни посвятивший изучению занятий и быта населения своей страны и, в частности, родного костромского края. Он исходил и изъездил Россию вдоль и поперёк, внимательным взором тонкого наблюдателя везде подмечая характерные детали жизни народных масс, без устали записывая народные песни, пословицы, «крылатые» слова и выражения.

Сергей Васильевич очень любил свой родной край, превосходно знал его, бывал почти во всех его уголках. Он был настоящим костромским краеведом. В своих очерках он сообщает много ценных сведений об экономике бывшей Костромской губернии, составе населения, его занятиях, развлечениях, даёт различные типы костромичей. В этом отношении особенно интересными являются очерки из сборника «Лесная глушь».

В очерке «Грибовник» Максимов с любовью свою родину – Парфентьев, восхищается красотой местности, где он расположен, природой. Но жизнь населения этой живописной местности оказывается резким контрастом с природой. Безысходная нужда заставляла парфентьевцев искать средства к существованию. Многие из них занимались грибным промыслом: собирали грибы, сушили, солили и продавали скупщикам – судиславским торговцам на специальной грибной ярмарке в Парфентьеве 15 августа. «Сбором грибов, - пишет Максимов, - занимаются все, от мала до велика, с раннего утра, можно сказать, с первым лучом восходящего солнца, отправляясь в соседние боры. Самые искусные сборщики, если грибы появлялись по близости, сходят в день раз до пяти и возвращаются обыкновенно очень поздним вечером». Но часто приходилось грибовникам, даже дряхлым старухам, ходить за грибами за 10-15 вёрст.

В очерке «Грибовник» даётся тип такого парфентьевского грибовника Ивана Михеича, «испытанного знатока своего дела», который в течение более тридцати лет занимался грибным промыслом.

Речь писателя и самого героя очерка пестрит словами, незнакомыми для каждого современного читателя – это историзмы, архаизмы и диалекты.

Диалект (от греческого dialektos – говор, наречие). Разновидность общенародного языка, употребляемая сравнительно ограниченным числом людей, связанных общностью территориальной, социальной, профессиональной.

Диалект территориальный – местный, областной, распространённый в определённой местности. Говоры на территории Костромской области, вследствие древности заселения финно-угорского племени меря и проникновению в 10-11веках племён новгородских словен, восточных

кривичей и вятичей не имели резких отличий от говоров соседних областей, но всё же присутствовали некоторые особенности в произношении и лексическом составе. Эти особенности существовали не только в отдельной области, но и в районе, поселении, поэтому носителями диалекта могут быть люди, населяющие ту или иную область, район, поселение.

Говоры Парфеньевского, а также Антроповского, Кадыйского, Мантуровского, Макарьевского, Вохомского, Шарьинского районов относятся к восточной группе костромских говоров.

Итак, покажем примеры слов-диалектов, найденных нами в очерке Максимова «Грибовник», в первую очередь те, которые относятся к грибному промыслу – это названия грибов.

«Сначала идут масленники и сушат их; в торговлю поступают они под именем чёрного гриба, потом появляются целики и белые грибы вместе с родичами своими – боровиками и берёзовиками».



Целик – подберёзовик с толстой ножкой и бурой шляпкой.

«Старик иногда…рассказывал, что рыжик синий – полевик – любит траву и некоторую влагу, настоящий рыжик – красненький боровик – требует уже не столь густой травы, не нуждается в особенной влаге и сидит в том месте, где луг сменяется кучами сосновых иголок».



Полевик – рыжик синеватого оттенка, растущий у леса в поле, вдоль дорог.

«Там уже глядишь, новички народились, пока ты откапываешь передние – бери их, не чванься».



Новички – выросшие рядом маленькие новые грибы.

«Первачки-грибки – хорошие, хоть и марают руки, а ведь и без этого дело не обходится, особенно с маслятами».



Первачки – первые грибы

К лексике, называющей предметы быта (одежда, обувь, посуда) относятся слова: лукошко, шептуны, понева.

«С вечера выпал довольно бойкий и крупный, но очень тёплый и непродолжительный дождик, так способствующий росту грибов, и Иван Михеич идёт в полной уверенности набрать оба лукошка доверху, в чём никто из соседей и усомниться не смеет».

Лукошко – 1. Любая плетёная корзина для сбора ягод, грибов. 2. Круглая корзина из луба с ремнём, который надевали на шею во время сева.

«Не носят посадские лаптей только потому, что совестно это господам-мещанам, но окрестные крестьяне все сплошь обуты в дешёвый продукт берёзового и липового дерева: в шептуны и лапти».



Шептуны – лапти, сплетённые из льняных верёвок.

«Мещанские избы пропитываются тем же запахом насквозь на долгое время; поневы и сарафаны, армяки и рубахи – всё несомненно доказывает, что идёт грибная сушка, требующая большого количества дров…».



Понева – домотканная шерстяная юбка.

К бытовой лексике (слова, называющие внутреннее построение в доме, материал для постройки) относятся слова: переборка, дрань.

«Он обыкновенно приглашал к себе на закуску трёх-четырёх человек коротких знакомых, сажал их за стол и отправлялся за переборку, дверь которой всегда плотно притворял за собой».

Переборка – деревянная перегородка между комнатами, не доходящая до потолка.

«На слободку подле кладбищ, отделённую от посада глубоким оврагом (и потому названную Завражьем), и глядеть больно: как заселилась она в древности по обычаю самым бедным людом, не ужившимся в посаде, так и теперь на большую половину застроена разными срубами, которые только оттого и похожи на хижины, что прикрыты обрешетившеюся дранью и не покрыты соломой затем, что это запрещено в городах и преследуется».



Дрань, дранка – тонкие деревянные сосновые или еловые пластинки для покрытия крыш.

К диалектам, называющим растения, животных относятся: векша, можжуха.

«Только векша прыгала по деревьям, цепляясь за тонкие прутья и покачиваясь на самой верхушке высокого дерева».

Векша – белка.

«…и прямо перед глазами открылась большая поляна, окаймлённая со всех сторон лесом, переход к которому составляли кусты маленьких ёлок и можжухи».



Можжуха – молодой можжевельник.

К диалектной лексике, называющей полевые и лесные угодия, относятся слова: новина, глинник, околодок.

«Кое-где торчали обгорелые пни, а самая поляна представляла вид давнишней новины, которая, может быть, на будущий же год должна будет превратиться в пашню».

Новина – непаханая земля, целина.

«Насколько же выигрывает посад от своего положения в такой отдалённой глуши…при содействии отчаянных дорог, идущих по лесам, по крутым горам и по глиннику…»



Глинник – глинистая почва

«Были же в околодке старинные грибовники, но и те всегда

отдавали почёт нашему старику и являлись к нему на новую новинку…

Околодок – окружающая местность, окрестность.

Таким образом, в результате исследования в очерке С. В. Максимова было выявлено около сорока диалектных слов, в работе представлено 14. Слова были разделены на 5 лексико-тематических групп:

- названия грибов;

- предметы быта (посуда, одежда, обувь);

- крестьянское жилище;

- растения, животные;

- названия полевых и лесных угодий.

В процентном отношении больше всего слов относится к группе, называющей грибы. По отношению ко всему тексту, диалекты занимают незначительную часть, но, взаимодействуя с литературным языком, обогащают его, помогают понять его историю. Кроме того, в говорах находят отражение культура и быт русского народа. Автор использует их для речевой характеристики персонажей, для создания местного колорита, чтобы показать достоверную картину жизни, быта своих земляков, особенности их речи.



следующая страница>


Сборник классных часов, посвященных юбилею С. В

Подготовительная работа: I класс разделён на творческие группы, которые собирали материал по теме своей группы

763.04kb.

10 09 2014
4 стр.


Информация о проведении классных часов посвящённых 75 -летию Алтайскому краю
17.83kb.

10 10 2014
1 стр.


Мероприятие Отв-ые дата

Проведение в школах улуса бесед, классных часов, лекций, выставок, круглых столов, конференций, спортивных мероприятий, посвященных 66-й годовщине Победы советского народа в Велико

25.63kb.

14 10 2014
1 стр.


Конкурса Номинация «Сценарии конкурсов, праздников, викторин, классных часов»
542.79kb.

10 09 2014
4 стр.


Что ты знаешь о пенсии? (приложение №1)

Рекомендации по проведению классных часов для обучающихся 9-11 классов на тему «Пенсионная культура»

167.36kb.

25 09 2014
1 стр.


План воспитательной работы моу сош №8 на 1 четверть 2012-2013 учебного года

Совещание классных руководителей Рекомендации по проведению классных родительских собраний

85.39kb.

25 12 2014
1 стр.


Гу «отдел образования акимата города костаная»

Сборник предназначен для руководителей учреждений, заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей, социальных педагогов, психологов школ, родительской общ

570.71kb.

16 12 2014
5 стр.


Программа «Языковое образование»

Общий объем часов 144. Из них – 10 часов лекции, 38 часов практических занятий, 96 часов – самостоятельная работа студентов

27.45kb.

24 09 2014
1 стр.