Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3

Здоровье — широкое понятие. Обычно в него включают здоровье физическое и здоровье психическое. Но существует еще и психосоматическое благополучие человека, когда тело и психика неразрывно связаны. Об этом и поговорим.

Еще врачи древневосточной медицины полагали, что каждая отрицательная эмоция имеет в организме своего «адресата». Гнев, например, разрушает печень и желчный пузырь, тоска и печаль — легкие, тревога — сердце, страх — почки и так далее. Современная психосоматическая медицина безоговорочно признает разрушительное влияние отрицательных эмоций на внутренние органы, и причина большинства болезней человека прямо или косвенно связана с тягостными переживаниями.

Причины заболеваний
Сейчас возрастает число детей, страдающих бронхиальной астмой и сахарным диабетом, заболеваниями желудочно-кишечного тракта, расстройствами сердечно-сосудистой системы, нейродермитом и многим другим. Все это психосоматические заболевания, когда психическое и соматическое (телесное) связаны в происхождении и клинической картине заболеваний.
Причины появления психосоматических заболеваний у детей сложны. Генетическая предрасположенность, вредные воздействия в первые месяцы беременности и в первые месяцы жизни, тонкие эндокринно-гормональные и биохимические сдвиги в организме играют важную роль в данной проблеме. Та или иная система организма ребенка может оказаться врожденно или прижизненно ослабленной. Однако во всех случаях при соматических заболеваниях на первое место как их основная причина выходят тягостные переживания, психическая травма, неблагоприятные особенности формирующейся личности, препятствующие нормальной адаптации ребенка в детском садике и школе, адаптации среди сверстников.
Известно, что все эмоции человека могут быть сведены к двум чувствам: удовольствия и неудовольствия, я бы сказала — удовлетворенности и неудовлетворенности. Основой психосоматических заболеваний является чувство глубокой и неотступной неудовлетворенности. Оно порождает две универсальные реакции: агрессивно-протестную или капитулятивно-депрессивную. Чаще всего вначале — первую, а затем, если человек изнемог в жизненной борьбе, сдался, пассивно страдает, — вторую. И первая, и вторая — «выжигают» организм изнутри, неуклонно приводят к хроническим болезням.
Часто взрослые не уделяют достаточного внимания проблемам ребенка и его переживаниям, которые зачастую представляются нам, взрослым, мелкими и несерьезными. Однако для ребенка это тяжкие проблемы и переживания. Недооценка психического состояния ребенка, его переживаний недопустима. Без понимания и учета этих переживаний невозможны профилактика психосоматических болезней и их преодоление. Ситуация, когда родители, если у ребенка болен желудок, убеждены в необходимости лечения только желудка, забывая, что нет изолированно больного желудка в целостном организме, непростительна. Забывая о неразрывной связи психического и телесного, используют лекарства «для желудка», держат ребенка на диете, но, оставляя в неприкосновенности основную причину болезни — переживания ребенка, не излечивают, и лишь залечивают его психосоматическое заболевание, поскольку это не желудок плохо переваривает пищу, а ребенок «ест себя изнутри». Другими словами, ненужно забывать, что за психосоматической болезнью всегда стоит какая-то неудовлетворенная потребность ребенка, и тогда болезнь — это только сигнал того, что какая-то потребность ребенка длительно не удовлетворяется. И пока эта потребность не станет удовлетворяться, симптом будет появляться все снова и снова. Можно сказать, что «умный организм ребенка» через болезнь показывает, чего ему не хватает.

Неправильное воспитание
К возникновению психосоматического риска ведет, прежде всего, неправильное воспитание.
Это, во-первых, дети, ставшие жертвами эгоцентрического воспитания. У таких детей завышена неосознаваемая самооценка. Им привили мысль, что они способнее, умнее других, а потому имеют право на большее и лучшее. Другое для них неприемлемо. Такие дети «ожесточенно» соперничают со сверстниками, начиная с детского садика. Чаще девочки, мальчики, как правило, позднее включаются в подобную борьбу. Они страдают, если воспитательница редко хвалит их, а за низкую оценку их усилий не по-детски не любят ее, завидуя тем и всерьез враждуя с теми, кто их опережает. В школе соперничество становится еще острее, неудачи переживаются глубже, особенно на фоне удач и успехов соперников.
Данный вариант формирования личности более всего характеризуется сверхчестолюбием. Чем слабее способности, тем ожесточеннее в таких случаях борьба и тем тяжелее психосоматические последствия. Довлеет установка: «Все равно докажу, что я способнее, сильнее, лучше». Эти дети — максималисты, удовлетворяющиеся только первым местом. Болезнь не останавливает их. Усомнившийся в их способностях, как и опережающий, особенно если успех дается ему легко, — непримиримый враг. Каждая неудача переживается как катастрофа, запуская механизмы болезни, а локализация болезни — ослабленная система организма.
Естественно, такой ребенок нервный: плаксивый, обидчивый, ранимый. У него головные боли, бессонница. Жизнь и устремления, переживания не по возрасту приводят к недомоганиям, характерным для работающего сверх сил взрослого человека. Такой ребенок может быть и трудным: вспыльчивым, требовательным, конфликтным.
Второй вариант пути к психосоматическому риску чаще всего обусловлен воспитанием по типу неприятия. Оно формирует заниженную неосознаваемую самооценку. Однако в данном случае ребенок не примиряется с ней. Напротив, ощущение ущербности ожесточает его, вызывает чувство протеста. И непринимаемый ребенок стремится доказать, но, в отличие от первого варианта, уже самому себе, что он стоит большего внимания и признания. У него подавлен инстинкт самосохранения, обостренно до болезненности чувство достоинства. Признавая свою слабость, он руководствуется установкой: «Я слабее, но буду бороться, не жалея себя, и докажу, что достоин уважения». В детском возрасте все это выражено смутно, не оформлено, выступает во многом как неосознаваемое переживание уже со старшей группы детского сада и обостряется в первых классах школы. Успех, максимальное самоутверждение необходимы ему, чтобы достичь, в первую очередь, самоуважения, а уже потом уважения со стороны других. В конце концов, переживания, неудачи надламывают его. Он устает, надрывается.
Третий вариант пути к психосоматическому риску имеет место при сверхсоциализации ребенка. Ребенок принял установки родителей на социальный успех как самую важную ценность. Он запрограммирован как робот на роль пай-мальчика или пай-девочки. Как правило, такой ребенок как будто перепрыгивает через детство. Детства нет, сверстники «плохие, глупые», и он общается только со взрослыми или столь же «серьезным» однолеткой, как и он. Речь идет не о честолюбии. Такой ребенок просто не мыслит другого пути. Он чрезмерно ответственен. Все у него подобно взрослым — стремления, переживания. И у него болезни взрослого возраста. Сильный успешно следует по жестко предписанной дороге к социальному успеху, слабый же начинает испытывать трудности и попадает в группу психосоматического риска. Внутреннее напряжение, недетские переживания приводят такого ребенка к нервности еще в старшей группе детского сада. Что-то не удается, противоречит его настроенности, и он раздражается, страдает от бессонницы. У него чаще всего нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта, неустойчивость артериального давления, вегетативная дистония.
И, наконец, при тревожно-мнительном воспитании в случае следования по пути психосоматического риска наблюдается тревожное восприятие неудач, мнительность в отношении сверстников, воспитателей, учителей. Такой ребенок нечестолюбив и независтлив. Он, как известный пескарь, который дрожал всю жизнь: он тревожен, мнителен, боязлив, принимает все близко к сердцу, ждет неприятностей, бед. Он опасается сверстников, боясь унижения, и садика, школы, где ожидает неудач. Чтобы обезопасить себя от неприятностей, он старается больше всех, готов не спать, чтобы все успеть. Его гонит страх опозориться, и он пытается превзойти самого себя. Этот ребенок в группе риска по сердечно-сосудистым заболеваниям, болезням почек и легких.
Что же следует предпринять родителям? Очень важно своевременно заметить начало психосоматического развития. Необходимо понять проблемы, переживания ребенка, понять, что же стоит за болезнью ребенка. Необходимо помочь справиться ребенку с его переживаниями, которые привели к болезни, а также необходимо устранить неправильное воспитание, начиная перевоспитание с самих себя, как бы банально это не звучало.

Самые печальные странички родительского опыта связаны, безусловно, с детскими болезнями. Как правило, их лечат лекарствами. И лишь немногие задумываются о том, что причина всех бед может быть психологической. А напрасно, ведь это очень распространенный случай. Особенно у школьников. Откуда что берется? Кому не знакома тревога за своего ребенка, когда у него подскакивает температура или болит живот? Начинаем лечить, а результат – практически нулевой. И нам даже в голову не приходит, что причина лежит гораздо глубже. Оказывается, частично мы своей тревожностью или, наоборот, пренебрежением к нуждам ребенка можем спровоцировать самые разные заболевания. В этом случае врачи говорят о психосоматике – явлении, при котором болезнь спровоцирована психологическими причинами. И бесполезно лечить горло, ухо или желудок в отдельности, пичкая ребенка таблетками и микстурами, это может только усугубить болезнь. Нужно искать причину и устранять ее. «Психосоматика помогает целостно воспринимать болезнь и больного человека, – считает перинатальный психолог Анна Князева. – Это не столько самостоятельная медицинская дисциплина, сколько особый взгляд на человека и болезнь. Если представить организм как единство духа, души и тела, то не трудно понять, что причины заболеваний могут затрагивать любую из этих частей и влиять на все целое». Со времен Фрейда многие болезни объясняют психологическими причинами. К примеру, невыраженная и подавляемая нами агрессия становится причиной кариеса и хрупкости костей, раздражительность приводит к кожным заболеваниям, а подсознательный уход от конфликтов в семье – к отиту. В этих случаях психотерапевт рассматривает физическую болезнь лишь как симптом, проявление психологической болезни. Как только психологическая проблема устраняется, болезнь исчезает сама собой. Объяснения природы заболеваний с точки зрения психосоматики: Простуда, герпес – депрессия, страх, тревога, неврозы, связанные с социальными контактами (в саду или школе). Кардиофибический невроз – часто следствие разрыва отношений на фоне глубокой привязанности. Пароксизмальная тахикардия – контроль над чувствами, подавление их. Шок, обмороки, ужас – подавление реакции бегства. Эссенциальная гипертензия (самое частое заболевание в экономически развитых зонах) – хроническое напряжение, невозможность разрядки, борьба со своей враждебностью или страхом. Ишемия – гиперактивность, соперничество, потребность в признании в сочетании с жизненными провалами, крушениями надежд. Астма, бронхоспазм, отек Квинке – опасение взрослеющего ребенка потерять благожелательность родителей, дезориентировка в отношениях со значимыми людьми, сверхчувствительность к плохим отношениям. Хронический кашель – снятие агрессии (кашель как невысказанный протест). Гастрит – депрессия на фоне невозможности добиться желаемого. Язва 12-перстной кишки – утрата безопасности, возрастание ответственности, изменения, затрагивающие честолюбие. Эмоциональная диарея – повышение требований со стороны окружающих. Гипертериоз (повышенная функция щитовидной железы) – готовность к действию и ответственности, подавляемая страхом. Детская экзема – переживание матерью чувства вины по отношению к ребенку, гиперопека. Нейродермит – высокая готовность к переживаниям, аффектам, ощущение зависимости от более сильных личностей. Тик – повышение напряжения вследствие высокой требовательности окружения (родителей). Головная боль (без органических причин) – повышенное честолюбие, высокий уровень притязаний в сочетании с однообразной жизнью и неопределенностью будущего. Берегите здоровье с пеленок И даже раньше: положительные эмоции и психологический настрой родителей важны постоянно, а особенно – во время беременности. Для нормального формирования плода очень важно эмоциональное состояние матери, как к ней относятся окружающие и муж, желанна ли сама беременность. Любая эмоциональная неуравновешенность женщины в этот период (обиды, ревность, ощущение того, что ее не любят) может заложить ту или иную патологию у ребенка. Когда малыш появляется на свет, у него уже есть определенные ожидания. Прежде всего он должен быть накормлен, мама всегда должна быть рядом. Если что-то не так, ему становится плохо, он страдает. Лишенные родительской заботы дети часто болеют. Но иногда даже у заботливых, но не очень ласковых родителей могут болеть дети – просто потому, что им не хватает внимания и любви. И если ничего не предпринимать, то по мере взросления ребенка проблема может только усугубиться. Что может стать причиной психосоматических заболеваний? Срыв привычного стереотипа поведения, то есть смена обстановки или круга общения. Абсолютно все малыши реагируют отрицательно на посещение яслей, половина детей – на посещение детского сада и четверть – на посещение школы. Неправильный режим дня. Если вам встречаются родители, которые утверждают, что их ребенок, как и они – сова, поздно засыпает и поздно встает и все замечательно, не верьте. Детям необходимо высыпаться, причем в определенное время. Пренебрежение интересами ребенком, недостаточное внимание к нему и его проблемам, а также сверхзабота. Отсутствие необходимых условий для игры и самостоятельной деятельности. Дети проявляют себя в играх, что влияет на развитие в том числе и нервной системы. Ярко выраженная зависимость от кого-то из членов семьи или отсутствие понимания с их стороны. Отсутствие единого подхода к процессу воспитания. Например, папа слишком жестко относится к ребенку, а мама – чересчур мягко. Или наоборот. Неспособность ребенка справиться с учебной нагрузкой в школе, враждебное отношение учителя, неприятие со стороны одноклассников или друзей. Тяжелые внутрисемейные ситуации – болезнь или смерть членов семьи, развод родителей. Как лечить? Прежде всего, конечно, нужно убедиться, что болезнь – психосоматическая. Понаблюдайте за ребенком – когда и как у него начинается недомогание. Возможно, желудок болит каждый раз перед контрольной, а голова – после выяснения отношений в школе или дома. Проконсультируйтесь с психологом, имеющим дело с психосоматическими заболеваниями, он поможет вам выявить причину. Вполне вероятно, что болезнь не зашла слишком далеко и ваших усилий будет достаточно для выздоровления: например, чаще прислушиваться к тому, что ребенок хочет и чувствует, внимательнее к нему относиться, попытаться создать дома доброжелательную и доверительную атмосферу, устранить переживания, которые его мучают. Но далеко не всегда родители могут справиться с проблемой самостоятельно. Тем более что некоторые болезни развиваются долго (иногда не в одном поколении), и обойтись без лечения практически невозможно. Стоит обратиться за помощью к психотерапевту. Хороший специалист эффективно работает со многими заболеваниями. Психотерапии поддается астма, аллергические заболевания, многие желудочно-кишечные расстройства, энурез, кожные заболевания. В любом случае стоит как минимум проконсультироваться с психологом, имеющим дело с психосоматическими заболеваниями. Терапия психосоматических заболеваний – процесс длительный, понадобится от 3 до 15 сеансов, иногда даже больше. Точнее в каждом конкретном случае установит психотерапевт. Что почитать? Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия: межкультурные и междисциплинарные аспекты на примере 40 историй болезней // Пер. с немецкого. Москва, 2006.



 Материал взят с интернет-ресурсов!

<предыдущая страница


Сценарий педагогического совета «современные здоровьесберегающие технологии в доу»

«Здоровьесберегающие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья»

875.84kb.

27 09 2014
3 стр.


Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе

Здоровьесберегающие технологии должны прийти на помощь школе. Именно здоровьесберегающие технологии являются составляющими здоровьесберегающей педагогики

490.82kb.

24 09 2014
3 стр.


Решением педагогического совета от

Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в доу. Сведения о квалификации педагогических кадров. Сведения о семьях воспитанников доу

3739.07kb.

02 09 2014
20 стр.


Новые подходы в обучении детей государственным языкам в доу республики татарстан

Образования. На смену традиционным методам организации педагогического процесса доу пришли технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с детьми, целесообразной о

117.18kb.

17 12 2014
1 стр.


Решением Педагогического совета мбдоу «Детский сад №66

Обосновать оздоровительные режимы двигательной активности детей с учетом уровня индивидуального развития и состояния здоровья детей в доу с учетом климатических и региональных особ

155.03kb.

09 10 2014
1 стр.


Кабинет оборудован по технологии В. Ф. Базарного: Здоровьесберегающие технологии

Стоя за конторками невозможно сутулиться, костно – мышечный аппарат раскрепощён, и кровоток не нарушен. Работа за конторками решает проблему пассивности учащихся, развивает любозна

20.79kb.

24 09 2014
1 стр.


Современные модели партийно-политических систем Казахстана и России: сравнительный анализ 23. 00. 02 Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии

Работа выполнена на кафедре теоретико-прикладной политологии и социологии Казахского национального педагогического университета имени Абая

962.49kb.

09 10 2014
5 стр.


По курсу современные технологии создания pr-текстов

Сборник методических материалов по курсу «Современные технологии создания pr-текстов». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2008. – 11 с

166.39kb.

10 10 2014
1 стр.